Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Факультет государственного и
муниципального управления
Программа дисциплины
Психология
для направления 080500.62 «Менеджмент»
на факультете государственного и муниципального управление
подготовки бакалавра
Автор: д.психол.н., проф. Подольский А.И.
Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры “Психология” общей и экспериментальной Председатель психологии
Зав.кафедрой
___________В.А.Штроо
____________Болотова А.К.
“____”________20__г. “_____”______________2009г.
Утверждено УС факультета
государственного и муниципального
управления
Ученый секретарь
______________________
«___»____________20__г.
Москва 2009
Пояснительная записка.
Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины, – знание анатомии и физиологии в объеме курса “Биология” для средней школы, включая знания строения человеческого организма, составляющих его органов и систем, процессов жизнедеятельности, знакомство с основными терминами и понятиями в области гуманитарного знания и общественных наук.
Аннотация. Психология – научная дисциплина, вскрывающая фундаментальные закономерности и механизмы внутреннего, субъективного мира человека и его поведения, трудовой деятельности, отношения к окружающему миру. Психология сочетает в себе фундаментальные (теоретические и экспериментальные) и прикладные аспекты, выявляющие детерминанты психической активности человека, способы психологического воздействия и коррекции поведения личности в различных, в т.ч. в экстремальных ситуациях.
В основу курса «Психология» положены представления о творческой природе человеческой психики, которая рассматривается как способ и своеобразный инструмент познания действительности, решения нестандартных задач и проблем человеческой деятельности, как механизм не только отражения, но и порождения действительности. Именно индивидуальное своеобразие и творческая активность человека является существенным ресурсом развития общества.
Основные понятия, направления, проблемы, подходы и технологии современной психологии будут обсуждаться на семинарских занятиях. Освоение основной и дополнительной литературы по каждой теме рекомендуется не только для докладов на семинарских занятиях, но также и при подготовке к зачету.
Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название темы
|
Всего часов по дисципл.
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
1
|
Психология как наука: ее объект, предмет, основные понятия и прикладное значение
|
6
|
2
|
0
|
4
|
2
|
История становления психологии и ее взаимодействие с другими науками
|
8
|
2
|
0
|
6
|
3
|
Современные отрасли психологической науки и практики
|
12
|
4
|
0
|
8
|
4
|
Естественно-научные основы психологии, ее принципы, методы и методологические ориентации
|
12
|
4
|
0
|
8
|
5
|
Человек как субъект познания. Ощущение и восприятие
|
12
|
4
|
0
|
8
|
6
|
Память и внимание: их роль в познании
|
14
|
4
|
2
|
8
|
7
|
Мышление и речь. Психология творческого мышления и воображения
|
12
|
2
|
2
|
8
|
8
|
Эмоции и воля: их роль в регуляции поведения и деятельности
|
12
|
2
|
2
|
8
|
9
|
Личность как субъект бытия и деятельности
|
14
|
4
|
2
|
8
|
10
|
Психология способностей
|
14
|
2
|
4
|
8
|
11
|
Психология темперамента и
характера
|
14
|
2
|
4
|
8
|
12
|
Личность и общение в группе
|
16
|
4
|
4
|
8
|
13
|
Самосознание и рефлексия человека: его личностный и профессиональный рост
|
16
|
4
|
4
|
8
|
|
Итого:
|
162
|
40
|
24
|
98
|
Базовый учебник
1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб - М.: 2000.
2. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова СПб- М.: 2000.
Формы контроля
Дисциплина “Психология” изучается в течение трех модулей. Промежуточный контроль осуществляется в конце обучения дисциплины «Психология» в конце 5-го модуля в форме зачета.
В процессе обучения «Общей психологии» используются следующие формы текущего контроля: в конце 4-го модуля 1 реферат. Вместе с тем, при определении результирующей оценки итогового контроля с соответствующими коэффициентами учитывается посещаемость лекций и семинарских занятий, а также активность студентов при их проведении.
Методика формирования результирующей оценки
промежуточного контроля.
1. При получении результирующей оценки промежуточного контроля учитываются: оценка за активность на занятиях Озан, оценка за реферат Ореф и оценка за итоговый тест (ответ на вопросы зачета) промежуточного контроля Озач.
2. Оценка относительной важности: Оитог = Озан * 0,2 +Ореф* 0,2 + Озачет* 0,6
Пример расчета: Оитог = 6 * 0,2 + 8* 0,2 + 5 * 0,6 = 5,8
После округления – 6.
Содержание программы
ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ЕЕ ОБЪЕКТ,
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Различные значения термина “психология”. Общее представление о психике и ее изучении. Житейское и научное представление о психологии. Элементы психологических представлений о человеке в религиозных и философских воззрениях. Психология и естествознание. Психология и социальное познание. Психология и человекознание. Психология и общественная практика. Социализация человека и его творческая самореализация в профессиональной деятельности и в общественной сфере. Психология развития рефлексивно-творческого потенциала личности. Исследовательская и практическая психология.
Основная литература
1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб-М.: 2000.
Дополнительная литература
-
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: 2001.
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: 1997.
-
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: 1992.
-
Дубровина И.В. Психологическая служба. М.: 1998.
-
Психология. Учебник /Под ред. А.А.Крылова. М.: 2000.
-
Шадриков В.Д. Введение в психологию. М.: 2001.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Развитие психологических представлений в процессе философского и научного познания человека. Выделение психологии в самостоятельную науку. Психофизика и психофизиология. Психология народов и психолингвистика. Роль теории и эксперимента в становлении психологии как науки. Психология и биология. Психология и кибернетика. Психология и социология. Психология и педагогика. Психология и гуманитарные науки. Психология и культура.
Основная литература
1. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб-М.: 2000.
Дополнительная литература -
Ждан А.Н. История психологии. М.: 1999.
-
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.: 1994.
-
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: 1994
-
Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. А.И. Донцова. М.: 1999.
-
Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.- Воронеж: 2000.
-
Соколова Е.Е. Введение в психологию. М.: 1999.
-
Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. М.: Эксмо, 2003.
ТЕМА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ОТРАСЛИ
ПСИХОЛОГИСЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Проблемы и направления психологического обеспечения социальной практики здравоохранения, образования, управления. Медицинская психология и психотерапия. Возрастная и педагогическая психология. Психология труда и инженерная психология. Экономическая и организационная психология. Социальная и политическая психология. Психология персонала и управление человеческими ресурсами. Психология личности и консультативная психология. Экологическая психология и юридическая психология. Психология развития и аутопсихология профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования.
Основная литература
1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова СПб-М.: 2000.
2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. М.-Воронеж: 2002.
3. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. М.-С.- Петербург: 2000.
Дополнительная литература
1. Васильев В.Л.Юридическая психология. СПб: 2000.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: 1984.
3. Кашапов Р.Р. Курс практичечкой психологии. Ижевск: 1995.
4. Квин В. Прикладная психология. М.-СПб: 2000.
5. Равич-Щербо И.В. Психогенетика. М.: 1999.
6. Шадриков В.Д. Введение в психологию М.: 2001.
ТЕМА 4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
Естественно-научные основы психологии и природа психического. Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Чувствительность как элементарная форма психического отражения. Психика как ориентировочная деятельность субъекта. Филогенез и онтогенез. Инстинкт, навык, интеллект. Сравнение психики животных и человека. Социально-гуманитарная ориентация психологии. Общественно-исторический опыт и культурно-историческое развитие психики. Труд и деятельность. Знаковая речь и развитие мышления. Психогенетика и социализация личности. Технико-технологическая ориентация в психологии. Информационно-компьютерная сфера деятельности человека. Бытие человека в биосфере и ноосфере. Социально-исторический анализ деятельности и гуманистически-личностная ориентация. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологического исследования. Методы описательной психологии: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение. Эмпирические методы: описание, опрос, анализ продуктов деятельности, тесты. Практические методы: консультация, психокоррекция, психотерапия, психотренинг. Проектный подход к организации психологического обеспечения различных сфер социальной практики.
Основная литература
1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. С. - Петербург-М.: 2000.
2. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
Дополнительная литература -
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: 2000.
-
Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: 2001.
-
Вачков И.В. и др. Введение в профессию “психолог”. М.: 2002.
-
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб: 1997.
-
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: 1994.
-
Климов Е.А. Введение в психологию труда М.: 1985.
-
Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: 1996.
-
Петровский А.В. Теоретическая психология. М.: 2001.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1.М.: 1989.
-
Шадриков В.Д. Введение в психологию. М.: 2001.
-
Выготский Л.С. Психология. М.: 2000.
-
Гальперин П.Я. Введение в психологию М.: 1976 (ридер).
-
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: 1992.
-
Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. М.: 2001.
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1986.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: 1989.
-
Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж: 2000.
ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.
ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Специфика психологического познания. Деятельность, сознание, познание. Специфически познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Ощущения и перцептивная деятельность. Восприятие и его основные свойства: апперцепция, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Восприятие человека человеком.
Основная литература
1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб - М.: 2000.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: 2000.
Дополнительная литература -
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: 2001.
-
Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М.: 1999.
-
Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: 1999.
-
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: 1997.
-
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: 1998.
-
Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: 1997.
-
Петухов В.В. Общая психология. Тексты. Т.1. М.: 2001.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.
ТЕМА 6. ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ: ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ
Память как сложный познавательный процесс. Запечатление, сохранение, воспроизведение прошлого опыта личности. Филогенез и онтогенез памяти. Память как продукт и условие культурно-исторического развития человечества. Прошлое, настоящее и будущее в мнемической деятельности человека. Виды и закономерности мнемических процессов. Развитие памяти и мнемотехника.
Факторы, определяющие внимание. Внимание и установка. Ориентировочный рефлекс как основа внимания. Виды, свойства и закономерности внимания. Внимание как умственное усилие. Контрольная функция внимания в процессе умственного действия. Внимание как самонаблюдение и как самопознание. Внимание как проявление направленности личности.
Основная литература
1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник СПб- М.: 2000.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: 1992.
Дополнительная литература -
Лурия А.Р. Внимание и память. М.: 1975.
-
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж: 1998, с. 415-425
-
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: 1992.
-
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: 1996.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.
-
Хрестоматия по общей психологии. Психология внимания. М.: 1979.
-
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: 1988.
-
Выготский Л.С. Психология М.: 2000.
-
Годфруа Ж. Что такое психология. М.: 1992.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: 1989.
-
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: 1999.
-
Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: 1999.
-
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: 2000.
-
Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М.: 1977.
ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. ПСИХОЛОГИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
Чувственное познание и мышление. Мышление как рациональная ступень познания, как отражение связей и зависимостей предметов и объектов окружающего мира. Обобщенный, опосредованный и абстрактный характер процессов мышления. Проблемность содержания человеческой деятельности – источник мышления. Формально-логическая трактовка мышления: понятия, суждения и умозаключения как основные единицы мышления. Понятийное и проблемное мышление. Культурно-историческая природа мышления. Практическая деятельность как основа человеческого мышления. Виды мышления. Мышление и рефлексия. Единство мышления и речи. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи и ее виды. Развитие речи. Компьютеризация мыслительной деятельности. Творческое (продуктивное) и репродуктивное (шаблонное) мышление. Анализ процесса мышления в условиях решения задачи. Осознание цели. Создание проблемной ситуации. Постановка задачи. Зоны поиска вариантов решения. Создание, проверка гипотез и рефлексия результатов. Рациональное и интуитивное мышление. Творческое, креативное и эвристичесоке мышление. Мышление как способ присвоения и развития творческого опыта человечества. Воображение и творчество. Виды, свойства и закономерности воображения. Игровая деятельность как источник развития воображения в онтогенезе. Создание и освоение продуктов художественного творчества как способ культивирования воображения. Анализ воображения как ключ к изучению творческой активности личности.
Основная литература
1. Психология. Учебник. Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.
Дополнительная литература
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж: 1996.
2. Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивность педагогического мышления. Омск: 2003.
3. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: 1975.
4. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: 1999.
5. Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990.
6. Розет И.М. Психология фантазии. Минск: 1982.
7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: 2000.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж: 1996.
9. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск: 2001.
10. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: 1992.
11. Выготский Л.С. Психология. М.: 2000.
12. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: 1975.
13. Мелоун С.А. Навыки мышления для менеджера. М.: 1997.
14. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: 1984.
ТЕМА 8. ЭМОЦИИ И ВОЛЯ: ИХ РОЛЬ В
РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эмоционально-потребностная сфера личности. Эмоции и чувства как отражение действительности. Сигнальная и регулятивная функция чувств и эмоций. Классификация чувств. Содержание и динамика эмоций. Физиологические основы эмоциональных состояний. Формы переживания чувств. Настроение. Стрессовое состояние и этапы его развития. Виды эмоциональных состояний и эмоциональных реакций. Понятие переживания и его типы. Эмоциональное предвосхищение и эмоциональное воображение. Саморегуляция эмоциональных состояний. Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Волевой процесс и его этапы. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов, проблема выбора и принятия решений. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Воля и личность. Развитие воли и волевые привычки.
Основная литература
1. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.
Дополнительная литература
1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: 1998.
2. Ильин В.Н. Психология воли. М.: 2000.
3. Леонтьев А.Н. Воля. //Вестник МГУ. Серия 14 “Психология”, 1993, с.13-14
4. Тульчинчкий Г.Л. Разум, воля, успех. Л.: 1990.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: 1976.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: 1992.
7. Гозман Л.А. Психология эмоциональных отношений. М.: 1987.
8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: 1978.
9. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: 2000.
10. Панов Б.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: 1992.
11. Рудик П.А. Психология чувств. М.: 1986.
12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: 1981.
13. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: 1961.
ТЕМА 9. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ БЫТИЯ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личность как субъект бытия. Личность как субъект деятельности, ее продукт и условие развития. Потребность индивида быть личностью. Идеальное бытие личности и феномен отраженной субъектности. Ответственное поведение как характеристика личности. Самосозидание личности в процессе ее социального творчества. Потребность в самоактуализации как источник саморазвития личности. Периодизация психического развития личности. Самореализация личности в деятельности. Психологическая система деятельности. Закономерности системогенеза деятельности.
Основная литература
1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. СПб-М.: 2000.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975 (ридер).
Дополнительная литература
1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб: 2000.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 1990.
3. Маслоу А. Психология бытия. М.: 1987.
4. Первин Ж. Психология личности. М.: 2000.
5. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб: 2000.
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: человек и мир. М.: 1986.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: 1990.
8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: 1986.
9. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: 1999.
10. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: 1999.
11. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: 1982.
ТЕМА 10. СПОСОБНОСТИ, ОДАРЕННОСТЬ,
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
Общие и специальные способности. Способности и их измерение. Способности и их задатки. Способности и развитие личности. Способности как родовые свойства человека и характеристики конкретной индивидуальности. Способности и способы деятельности. Развитие способностей и их диагностика. Высшие формы способностей: одаренность, талант, гениальность. Мастерство и профессионализм. Талант и творчество.
Основная литература
1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб -М.: 2000.
Дополнительная литература
1. Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000.
3. Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Исследование проблем психологии творчества. М.: 1982.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.
5. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.: 1985.
6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности. М.: 2001.
ТЕМА 11. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Темперамент как интегральное индивидуальное свойство человека. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности и врожденное чувство организма. Физиологические основы темперамента. Основные свойства нервной системы. Типы высшей нервной деятельности. Синдромы свойств нервной системы. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стили. Индивидуальные свойства личности и их проявление в поведении. Понятие характера. Структура характера. Деятельностная детерминация характера и его пластичность. Установка как единица анализа характера. Условия формирования характера. Генерализация мотивов как источник происхождения характера. Отношение личности к собственному характеру. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, к самому себе. Характер и акцентуация личности. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль.
Основная литература
1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.
Дополнительная литература -
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 1990 .
-
Годфруа Ж. Что такое психология. М.: 1992.
-
Левитов Н.Д. Психология характера. М.: 1984.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.
-
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: 2001.
-
Купер К. Индивидуальные различия. М.: 2000.
-
Мерлин В.С. Очерк интегрального изучения индивидуальности. М.: 1986.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1989.
-
Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.: 1985.
ТЕМА 12. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ В ГРУППАХ
Личность и общение. Понятие группы в психологии. Основные факторы образования группы. Механизмы и особенности развития личности в группе. Групповая динамика и групповое поведение личности. Группа и коллектив. Личность в организациях. Лидерство и руководство. Личность и управление.
Основная литература
1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.
Дополнительная литература
1. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: 1988.
2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: 2001.
3. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: 1984.
4. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М.: 1998.
5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: 1991.
6. Куницына В.И. и др. Межличностное общение. СПб: 2001.
7. Петровский А.В. Коллектив. Деятельность. Личность. М.: 1986.
8. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб: 1999.
ТЕМА 13. САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА:
ЕГО ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ.
Сознание и самосознание. Самопознание и самоотношение. Самосознание и “образ Я”. Познавательный и эмоциональный аспекты “образа Я”. Я-идеальное и Я-реальное. Осознание собственных психических качеств как результат сравнения себя с другими людьми. Внутренний самодиалог и рефлексия. Самооценка и самоуважение. Самосознание личности и жизненный путь. Развитие личности как преодоление жизненных проблем. Личностный рост и поиск смысла жизни. Самоопределение и самоактуализация личности. Препятствия на пути личностного роста и отклонения в личностном развитии. Психодиагностика и психокоррекция развития личности. Психоконсультирование и саморазвитие личности. Индивидуальная и групповая психотерапия личности.
Основная литература
1. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. СПб-М.: 2000.
2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб-М.: 2000.
Дополнительная литература
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: 1999.
2. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб: 2000.
3. Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: 1986.
4. Нойман Э. Присхождение и развитие сознания. М.: 1998.
5. Как построить свое Я? / Под ред. В.П. Зинченко. М.: 1991.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:1994.
7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1972.
8. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: 1994.
Тематика заданий по различным формам текущего контроля
Тематика рефератов:
Отличие психологического научного знания и житейского знания.
Прикладная психология: ее основные виды и задачи
Основные этапы развития психики
Психические процессы, свойства и состояния
Возникновение и специфика сознания
Субъект и объект познания в психологии
Основные принципы психологического познания
Сферы профессиональной помощи психолога
Основные познавательные процессы и их роль в жизнедеятельности личности
Виды восприятия и его свойства
Виды памяти и ее свойства
Внимание как психическое состояние
Мышление как высший познавательный процесс
Этапы решения задачи
Роль рефлексии в мышлении
Функции и виды речи
Воображение и его виды
Эмоции как отношение человека к действительности
Простые и сложные волевые действия
Представления о личности в психологии
Задатки и способности.
Темперамент и его виды
Характер и его формирование
Потребности и мотивы
Понятие ведущей деятельности
Самосознание и его развитие
Рефлексия и ее виды
Личностный рост и самореализация человека
Место психологии в системе наук о человеке
Направления практической психологии
Школьная психологическая служба и ее задачи
Проблемы психологического обеспечения государственной службы
Принципы психологического познания
Интеллектуальное поведение животных и человека
Субъект и объект познания в психологии
Проблема сознания в психологии
Восприятие и действия
Условия рациональной работы памяти
Основные теории внимания
Внимание как контроль на уровне умственного действия
Управление вниманием
Мышление и целеобразование
Стадии развития интеллекта
Мышление как процесс переработки информации
Рефлексивная регуляция мышления
Типология рефлексивных процессов
Стадии решения мыслительных задач
Теории творческого мышления
Воображение и его роль в развитии мышления
Классификация эмоциональных состояний человека
Регулятивная функция эмоций
Структура волевого акта
Проблема личности в психологии
Основные подходы к изучению индивидуальности человека
Способности и одаренность
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Специфика и виды потребностей человека
Влияние мотивации на продуктивность деятельности
Представления о структуре личности в психологии
Самосознание и его роль в развитии личности
Защитные механизмы личности
Представление о самоактуализации личности (по А.Маслоу)
Современная гуманистическая психология личности
Представление о видах “Я” в концепции К.Роджерса
Основные виды и методы психотерапии
Жизненный путь и личностное самоопределение
Личностный рост и профессиональная самореализация
Поведение личности в группе
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
1. Общая характеристика психологии как науки
2. Прикладное значение психологии
3. Становление психологии как науки
4. Современные представления о психологии как о науке и о практике
5. Отрасли психологии
6. Возникновение и развитие психики.
7. Человек как объект и субъект познания
8. Методологические основы психологии
9. Естественно-научные основы психологии
10. Основные методы психологии
11. Виды познавательных процессов
12. Ощущения и перцептивная деятельность
13. Восприятие как познавательный процесс
14. Память и ее роль в познании
15. Внимание и его виды
16. Мышление и его виды
17. Мышление как процесс решения задач и проблем
18. Развитие мышления и речи в онтогенезе
19. Роль рефлексии в процессе мышления
20. Воображение
21. Эмоции и их виды
22. Психология воли
23. Личность как субъект бытия и деятельности
24. Индивидуальные особенности личности
25. Способности и одаренность
26. Мотивы и потребности
27. Темперамент и его виды
28. Психология характера
29. Самосознание личности
30. Личностный рост
31. Личность и общение
Автор программы ____________________ Подольский А.И.
Поделитесь с Вашими друзьями: |