Программа дисциплины «Психолингвистические основы исследования политического дискурса»



Скачать 167.48 Kb.
Дата24.04.2016
Размер167.48 Kb.

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Психолингвистические основы исследования политического дискурса» для направления 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки магистра


Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук

Кафедра прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

Рабочая программа дисциплины

«Психолингвистические методы исследования политического дискурса»

для образовательной программы ««Политическая лингвистика»

направления подготовки 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

уровень магистр

1 курс
Разработчик программы:

Н.К.Радина – д. полит.н., проф. ( nradina@hse.ru)
Преподаватели дисциплины:

Н.Э.Гронская - д. полит. наук, проф. (ngronskaya@hse.ru)

Т.Б.Радбиль – д.филол.наук, профессор (tradbil@hse.ru )

Н.К. Радина – д. полит. наук, проф. (nradina@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «__» августа 2015 г.

Зав. кафедрой В.Г. Зусман


Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»_______________ 2015 г., № протокола______


Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

Н.К. Радина _________________

Нижний Новгород, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по магистерской программе «Политическая лингвистика», изучающих дисциплину.

Программа разработана в соответствии с:

образовательным стандартом НИУ ВШЭ для направления 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;

Образовательной программой направления 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (магистерская программа «Политическая лингвистика»).

Учебным планом университета по направлению подготовки 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (магистерская программа «Политическая лингвистика»), утвержденным в 2015 г.


2Цели освоения дисциплины


«Психолингвистические методы исследования политического дискурса» представляет собой вариативную часть цикла дисциплин программы для магистрантов 1 года обучения.

Основная цель учебной дисциплины – представление проблематики психолингвистики как науки, изучающей язык, речь, познавательные процессы в политическом дискурсе, через призму основных проблем современной политики.



Задачи курса:

  • ознакомить студентов с основными этапами становления психолингвистики и основными психолингвистическими школами и тенденциями её развития;

  • определить предмет и понятийный аппарат психолингвистики в контексте решения прикладных задач в области политики;

  • познакомить студентов с основными проблемами и методами современной психолингвистики на материале политического дискурса;

  • инициировать исследовательские проекты с использованием психолингвистических методов для прикладных политических исследований.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • основные понятия современной психолингвистики;

  • основные этапы возникновения и становления психолингвистики, основные психолингвистические школы;

  • специфику психолингвистического подхода к анализу языковых явлений; специфику изучения языка как достояния человека.

владеть:

уметь:

  • использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области политики;

  • учитывать особенности языковой личности и положения теории речевой деятельности при анализе современных политических технологий.

  • пользоваться методами современной психолингвистики при проведении психолингвистических исследований в.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности.


СК-М1

Магистрант участвует в интерактивных формах коммуникации с преподавателем и группой, выполняет задания для семинаров

Проблемная лекция, контрольная работа, реферирование англоязычных текстов

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-М3

Магистрант способен изученные методы включать в программу собственного исследования, модифицируя инструкции под задачи собственного исследования

Мастер-классы, реферирование англоязычных текстов

Способен произвести углубленный анализ проблем, постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой лингвистических компонент в междисциплинарных проектах

ПК-5

Магистрант во время семинарских занятий способен построить программы психолингвистического исследования для изучения той или иной политической проблемы

Лекция – пресс-конференция, мастер-классы

Способен анализировать языковые данные с применением качественных и количественных методов, различных инструментальных средств

ПК-10

Магистрант включает изученные психолингвистические методы в программу курсовой работы или ВКР

Мастер-классы

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

СЛК-М8

Магистрант способен интегрировать научные материалы и художественное изложение политической проблемы для формулирования собственной позиции относительно политических явлений и процессов


Лекция – пресс-конференция, проблемная лекция, мастер-классы

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» данная дисциплина входит в базовую часть цикла дисциплин программы у магистрантов 1 года обучения магистерской программы (модуль 3 и 4) и обеспечивает формирование базовых знаний в области психолингвистики. Данная дисциплина основывается на знаниях, полученных в русле учебных дисциплин «Социолингвистика» и «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике», и наиболее тесно связана с учебными дисциплинами «Политическая лингвистика» и «Научно-исследовательский семинар “Методология и методы исследований в политической лингвистике”».

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Теория и практика психолингвистики и задачи прикладных исследований в политике

76

16

4




56

2

Психолингвистические методы исследования политического дискурса

76




20




56




Итого

152

16

24




112

Объем данной учебной дисциплины составляет 152 академических часов или 4 кредита.




6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Второй год обучения; модули 3 и 4

Параметры

Текущий

(неделя)


Коллоквиум


4 неделя модуля 3

Письменный тест - 50 закрытых вопросов; 60 минут

Домашнее задание

7 неделя модуля 4

Проект

Итоговый

Экзамен

Последняя неделя модуля 4

Устный, с учетом показателей текущего контроля



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль по курсу представлен контрольной работой.

Коллоквиум выполняется на занятии (неделя 3 модуля 1) и оценивается следующим образом:

  • 10 баллов – 99-100% выполненных заданий;

  • 9 баллов – 92-98% выполненных заданий;

  • 8 баллов – 85-91% выполненных заданий;

  • 7 баллов – 76-84% выполненных заданий;

  • 6 баллов – 68-75% выполненных заданий;

  • 5 баллов – 60-67% выполненных заданий;

  • 4 балла – 52-59% выполненных заданий;

  • 3 балла – 42-51%; выполненных заданий;

  • 2 балла – 29-41% выполненных заданий;

  • 1 балл – менее 20% выполненных заданий.

Домашняя работа – группова форма, проект. Сдача отчета по итогам проекта. Отметка за проект – «зачтено»/»незачтено».

Итоговый контроль – устный экзамен по вопросам. Устный экзамен оценивается по следующей схеме:

10 баллов – полное изложение учебного материала в рамках экзаменационных вопросов, свободное владение материалом по всем темам, привлечение дополнительной литературы при ответе на вопросы, в том числе на иностранных языках;

9 баллов – полное изложение учебного материала в рамках экзаменационных вопросов, свободное владение материалом по всем темам, привлечение дополнительной литературы при ответе на вопросы экзаменатора;

8 баллов – полное изложение учебного материала в рамках экзаменационных вопросов, свободное владение материалом по всем темам;

7 баллов – полное изложение учебного материала в рамках экзаменационных вопросов, владение учебным материалом без существенных пробелов;

6 баллов – изложение учебного материала в рамках экзаменационных вопросов, ответы на дополнительные вопросы сугубо в рамках исходного проблемного поля (заданного экзаменационным билетом);

5 баллов – схематичное изложение учебного материала в рамках экзаменационных вопросов;

4 балла – поверхностное и схематичное изложение учебного материала в рамках экзаменационных вопросов;

3 балла – схематичные и обрывочные знания в рамках экзаменационных вопросов, значительный объем пробелов в знаниях по дисциплине;

1-2 балла – отказ от ответа на экзаменационные вопросы.


6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает активность на занятиях (подготовка блок-схем), активность в LMS, подготовку проекта, итоги теста и взаимное оценивание (peer-оценивание) вклада в работу со стороны магистрантов.

Отек. = Одом/з (0,6) + Окол-м (0,4)

Онакопл. = Оактивность (0,3) + Отек. (0,7)

Оитоговый = Онакопл. (0,6) + О экзамен(0,4)

Способ округления оценок – арифметический.


7Содержание дисциплины







Раздел

Темы

Содержание

Часы

Литература

ауд

с/р

1


Теория и практика психолингвистики и задачи прикладных исследований в политике

1. Психолингвистика – наука о речевой деятельности

Причины появление психолингвистики. Объект и предмет психолингвистики. Задачи современной психолингвистики в области изучения политического дискурса

Образовательные технологии: проблемная лекция


2

7

1, 2, 3

2. История психолингвистики

Возникновение психолингвистики. Ассоцианистское направление в психолингвистике 50-х годов. Трансформационистское направление в психолингвистике 60-х годов. Становление советской психолингвистики в 60-е годы. Тенденции развития психолингвистики в 70-80-е годы. Современная когнитивная психология и развитие психолингвистики. Ресурсы психолингвистики для прикладных исследований в области политики.

Образовательные технологии: лекция-визуализация.

4

11

1, 2, 3

3. Текст как объект психолингвистики

Производство текстов. Включённость текста в неречевую деятельность. Свойства текста. Восприятие текста. Текст и политическая деятельность.

Образовательные технологии: лекция-визуализация

2

7

1, 2, 3

4. Концепция языковой личности

Понятие языковой (речевой / коммуникативной) личности. Структура языковой личности, ее уровни. Направления исследования языковой личности. Факторы, определяющие индивидуальность языковой личности. Языковая личность в прикладных политических исследованиях.

Образовательные технологии: проблемная лекция

2

7

1, 2, 3, 5

5. Этнопсихолингвистика

Язык и культура. Национально-культурная специфика слов. Билигвизм.

Образовательные технологии: проблемная лекция

2

7

1, 2, 3

6. Гендерные исследования в психолингвистике

Современные гендерные исследования о реализации власти на уровне языка.

Образовательные технологии: лекция - пресс-конференция

2

7

6, 7

7. Эксперимент в психолингвистике

Роль эксперимента в психолингвистике.

Семинар (6 ак. ч): Прямой (свободный) ассоциативный эксперимент. Парный ассоциативный эксперимент. Направленный ассоциативный эксперимент. Цепной ассоциативный эксперимент.

Образовательные технологии: проблемная лекция, семинар – традиционный.

2+4

11

1, 5

2
2

Психолингвистические методы исследования политического дискурса

8. Классические методы психолингвистического анализа речи.

Методика личностных конструктов Дж. Келли

Образовательные технологии: мастер-класс

4

11

1, 5

9. Методы субъективного шкалирования

Семантический дифференциал. Субъективное шкалирования. Семантические пространства (на материале политического дискурса).

Образовательные технологии: мастер-класс

4

11

1, 5

10. Логико-психологический анализ текста. Методики проведения контент- и интент- анализа

Методика оценки смыслосодержательной стороны текста. Денотативный подход к анализу текста. Анализ коммуникативного аспекта текста. Методика проведения контент-анализа (качественного и количественного). Методика проведения интент-анализа.

Образовательные техноло-гии: мастер-класс

4

11

1, 5

11. Современные методы дискур-анализа

Метод дискурс-анализа Лакло и Муфф. Метод анализа дискурса Н. Фэркло. Метод исследования дискурса в дискурсивной психологии. Комбинированный подход к эмпирическому исследованию Л. Филлипс и М.В. Йоргенсен (на материале политического дискурса)

Образовательные технологии: мастер-класс


4

11

4, 6, 7

12. Компьютерные программы психолингвистического анализа текста.

Зарубежные и российские программы психолингвистического анализа текста.

Образовательные технологии: мастер-класс.


4

11

5

8Образовательные технологии


В рамках учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

Для лекционных занятий

  • лекция - пресс-конференция – лекция-дискуссия для определения уровня усвоения магистрантами изложенного материала;

  • лекция-визуализация – лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения;

  • проблемная лекция - вид лекции, на которой новое знание вводится через вопрос, задачу, процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности через диалог с преподавателем.

Для семинарских занятий

  • семинар – мастер-класс – способ организации семинарских занятий, интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

8.1Методические рекомендации преподавателю


Некоторые слушатели данной учебной дисциплины уже имеют некоторый опыт психолингвистических исследований. Часть информации, которая более подробна представлена в предметном полу лингвистики уже частично была изучена в рамках других лингвистических дисциплин. Именно поэтому в качестве ключевой формы для проведения семинарских занятий был выбран мастер-класс.

Мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисцип-лине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения по изучаемому вопросу. Мастер-классы не показывают, а проводят, это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания


8.2Методические рекомендации студентам


Для успешного освоения курса необходимо реферирование англоязычных материалов по рекомендации преподавателя. Кроме того, в рамках мастер-классов выдаются практические задания для совершенстования мастерства в использовании методик изучения политического дискурса. Самостоятельная работа студентов, таким образом, заключается в подготовке к занятиям, контролю со стороны преподавателя подлежат как форма реферирования англоязычных текстов магистрантом, так и выполнение практических задач по применению методик.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород», утвержденными УМС от 30.04.2014, протокол № 4.


9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля


Коллоквиум представлен тестом с закрытыми вопросами (50 вопросов, примеры тестов с закрытыми вопросами прилагаются в п. 9.3).

Домашнее задание представлено групповой проектной работой. Тема групповых проектов 2015-2016 уч.г.: «Возможности субъективного шкалирования в изучении креализованных текстов».
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Список вопросов (для устного экзамена)

  1. Психолингвистика и решение задач в области прикладной политологии.

  2. История психолингвистики.

  3. Вклад современной психолингвистики в изучение политического дискурса.

  4. Текст и политическая деятельность.

  5. Язык и культура. Проблемы перевода политических текстов.

  6. Современные гендерные исследования о реализации власти на уровне языка.

  7. Концепция и типологии языковой личности.

  8. Языковая личность политика.

  9. Роль эксперимента в психолингвистике.

  10. Модели речевой коммуникации.

  11. Методы оценки уровня владения языковыми средствами.

  12. Ассоциативные эксперименты.

  13. Семантический дифференциал.

  14. Субъективное шкалирование.

  15. Методика семантического дифференциала

  16. Методика построения семантических пространств

  17. Методика оценки смыслосодержательной стороны текста.

  18. Денотативный подход к анализу текста.

  19. Анализ коммуникативного аспекта текста.

  20. Методика репертуарных решеток Дж. Келли.

  21. Методика проведения контент-анализа

  22. Методика проведения интент-анализа

  23. Классификации теорий дискурса.

  24. Метод дискурс-анализа Лакло и Муфф.

  25. Метод анализа дискурса Н. Фэркло.

  26. Метод исследования дискурса в дискурсивной психологии.

  27. Комбинированный подход к эмпирическому исследованию Л. Филлипс и М.В. Йоргенсе.

  28. Положение о поликомпонентной, многомерно-функциональной организации актов поведения и деятельности человека (А.И. Крупнов).

  29. Текст как многоуровневое образование, как продукт речевой деятельности.

  30. Изучение лингвистических характеристик речевых действий.

  31. Изучение компонентов и переменных психологического аспекта речевых действий.

  32. Зарубежные программы психолингвистического анализа текста.

  33. Российские программы психолингвистического анализа текста.

  34. Компьютерный психолингвосемантический анализ текстов.

  35. Компьютерный метод Лингва-Экспресс В.И. Батова.

  36. Психолингвистическая экспертная система лексического и контент-анализа текстов ВААЛ В.П. Белянина

  37. Статистические индексы удобочитаемости текстов.

  38. Статистическая стилистика (стилометрия).

  39. Фоносемантический подход к компьютерному анализу текстов.

  40. Программные методы выявления имплицитного содержания речевого взаимодействия.



    1. Примеры заданий текущего контроля


Для контрольной работы

Пример заданий на идентификацию пропущенных слов

  1. _______________________ – это направление языкознания, которое изучает связь между психологией и словом, между восприятием и значением слова.

  2. Смысл предложения понимается в _________________________ как сумма смыслов входящих в него слов.

  3. _________________ применяется в целях экспериментального исследования субъективных семантических полей слов, формируемых и функционирующих в сознании человека, а также семантических связей слов внутри семантического поля.

  4. Методика ____________________ получила широкое применение в теории массовой коммуникации и в рекламе (для выбора наиболее подходящих слов из ряда синонимов). Кроме того, она применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов.

  5. ________________ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.


10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Основная литература


  1. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник. 2-е изд. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2011.

10.2 Дополнительная литература


  1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник. М.: РГГУ, 2010.

  2. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Либроком, 2014.

  3. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е.. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009.

Литература в сети Интернет


  1. Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/278796 - Загл. с экрана.

  2. Handbook of Psycholinguistics. 2nd edition / Ed. by Matthew J.Traxler. Madison: University of Wisconsin, 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBsQFjAAahUKEwjcv_SJh97IAhXq_nIKHWY4DOA&url=http%3A%2F%2Fwww.ucd.ie%2Fartspgs%2Flangimp%2FHandbookPsychoLinguistics.pdf&usg=AFQjCNGdrD7kpWtkOuol6Qey0dWYEBgTcA&bvm=bv.105841590,d.bGQ - Загл. с экрана.

  3. Psycholinguistics. Scientific and technological challenges / Ed. by Leonor ScLiar-cabraL. Selected papers: 8th International Congress of the International Society of Applied Psycholinguistics, ISAPL, Porto Alegre, Pontifícia Universidade Católica do Rio Grande do Sul, PUCRS November 18-22, 2007 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBsQFjAAahUKEwjoidufh97IAhVBLHIKHZqXDRA&url=http%3A%2F%2Fwww.pucrs.br%2Fedipucrs%2Fpsycholinguistics.pdf&usg=AFQjCNGE8ysim-wctpvU4_lkA5BK4Dwmpg&bvm=bv.105841590,d.bGQ - Загл. с экрана.
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Занятия по дисциплине проводятся в лекционных аудиториях, оборудованных видеопроекционным оборудованием для презентаций, экраном.

Разработчик Н.К. Радина


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница