Программа дисциплины психофизиология труда и спорта для направления 030300. 62 «Психология»



Скачать 45.85 Kb.
Дата22.02.2016
Размер45.85 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии



Программа дисциплины

психофизиология труда и спорта

для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Литвинова А.С., канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры психофизиологии факультета психологии

Одобрена на заседании кафедры психофизиологии «» 2013 г.

Зав. кафедрой Зинченко В.П.

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 2013 г.

Председатель Штроо В.А.

Утверждена УС факультета «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко _________________

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления подготовки 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психофизиология труда и спорта».

Программа разработана в соответствии с:


  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.62 «Психология»;

  • Образовательной программой 030300.62 «Психология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.


  1. Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов понимание физиологических причин основных психических процессов, сопровождающих трудовую, учебную или спортивную деятельность.

Дать студентам представление о психофизиологии функциональных состояний, возникающих в процессе профессиональной и спортивной деятельности, а также способах их регуляции.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать виды функциональных состояний, возникающих в процессе трудовой, учебной и спортивной деятельности, и методы их оценки; психофизиологические особенности представителей разных профессий.

Уметь анализировать различные виды функциональных состояний, формирующихся в процессе профессиональной деятельности человека; иметь представление о негативных последствиях профессиональной деятельности и методах их коррекции.

Иметь навыки формирования своего поведения и выдачи рекомендаций по коррекции поведения человека на основе знаний о психофизиологии функциональных состояний.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

Воспроизводит и использует основные понятия психофизиологии профессиональной и спортивной деятельности.

Лекции, семинарские занятия, домашняя работа


Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач

СК-Б6

Использует знания о способах поиска научной информации и работы с ней для подготовки научной работы, демонстрирует знания, владеет навыками поиска научной информации.

Семинарские занятия, домашняя работа


Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК –Б6

Использует знания о биологической природе человеческой психики в анализе мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем и процессов, происходящие в обществе.

Лекции, семинарские занятия, домашняя работа



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу математических и естественно научных дисциплин и блоку вариативных дисциплин.

Для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.



Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Психофизиология





  • .



  1. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1
Введение в психофизиологию профессиональной деятельности. Функциональные состояния.




10

-

-




2
Физиология труда и экологическая физиология.




2

-

-




3

Психофизиология профессиональной деятельности.




8

4

-




4

Психофизиология спорта.




6

2

-




5
Дифференциальная психофизиология профессиональной и спортивной деятельности.




4

-

-






Итого:




30

6









  1. Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

4 курс

Параметры

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*




Письменная работа (тест) 45 мин.

Домашнее задание

*




Подготовка эссе по одной из предложенных тем

Итоговый

Зачет


*




Письменная работа (тест) 45 мин.


Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Контрольная работа

Контрольная работа проводится в виде теста. За каждый правильный ответ назначается один балл, за каждый ошибочный ответ снимается 0,5 балла. Оценка выставляется исходя из доли набранных баллов от максимально возможного количества.




Оценка

Критерии

«Отлично»:10

Не менее 95%

«Отлично»: 9

Не менее 85, но менее 95%

«Отлично»: 8

Не менее 75, но менее 85%

«Хорошо»:7

Не менее 65, но менее 75%

«Хорошо»:6

Не менее 55, но менее 65%

«Удовлетворительно»: 5

Не менее 45, но менее 55%

«Удовлетворительно»: 4

Не менее 35, но менее 45%

«Неудовлетворительно»: 3

Не менее 25, но менее 35%

«Неудовлетворительно»: 2

Не менее 15, но менее 25%

«Неудовлетворительно»: 1

Не менее 5, но менее 15%

«Работа не принимается»: 0

Менее 5%, либо работа не сдана



Домашнее задание

Критерии оценки домашнего задания:



  1. соответствие содержания текста выбранной теме;

  2. полнота раскрытия темы;

  3. наличие четкой и логичной структуры;

  4. глубина анализа;

  5. наличие авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

  6. обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;




Оценка

Критерии

«Отлично»:10

Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия работы всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9,8

Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия работы всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.

«Хорошо»:7,6

«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия 5 из 6 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия 4 из 6 предъявляемым критериям.



«Удовлетворительно»: 5,4

«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия 3 из 6 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия 2 из 6 предъявляемым критериям.



«Неудовлетворительно»: 3,2,1

Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев.

«Работа не принимается»

Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (утвержден ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 20.03.2009 г. № 56)). Работа не сдана.

В случае если домашнее задание не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме в зависимости от опоздания по отношению к установленному сроку:

до 1 недели – снижение оценки на 1 балл;

до 2 недель – снижение оценки на 3 балла;

до 3 недель – снижение оценки на 5 баллов;

до 4 недель – снижение оценки на 7 баллов


Зачет

Зачет проводится в виде теста. За каждый правильный ответ назначается один балл, за каждый ошибочный ответ снимается 0,5 балла. Оценка выставляется исходя из доли набранных баллов от максимально возможного.




Оценка

Критерии

«Отлично»:10

Не менее 95%

«Отлично»: 9

Не менее 85, но менее 95%

«Отлично»: 8

Не менее 75, но менее 85%

«Хорошо»:7

Не менее 65, но менее 75%

«Хорошо»:6

Не менее 55, но менее 65%

«Удовлетворительно»: 5

Не менее 45, но менее 55%

«Удовлетворительно»: 4

Не менее 35, но менее 45%

«Неудовлетворительно»: 3

Не менее 25, но менее 35%

«Неудовлетворительно»: 2

Не менее 15, но менее 25%

«Неудовлетворительно»: 1

Не менее 5, но менее 15%

«Работа не принимается»: 0

Менее 5%, либо работа не сдана

Порядок формирования оценок по дисциплине


При выставлении итоговой оценки преподаватель учитывает оценку за работу на семинарских занятиях, а так же оценку за текущий контроль.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в групповых обсуждениях, правильность выполнения заданий на семинарах. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,7 * Отекущий + 0,3 * Оауд


где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,2 * Одз + 0,8 * Ок/р ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6 * Онакопл + 0,4 * Озач

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.

В том случае, если оценка студента за Онакопленная составляет не менее 8 по 10-ти балльной шкале, то по желанию студента результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле:
Орезульт = Онакопл

Способ округления накопленной оценки итогового контроля: арифметический


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.


  1. Содержание дисциплины



Тема 1. Введение в психофизиологию профессиональной деятельности. Функциональные состояния.

Понятия работоспособности, адаптации, функционального состояния. Профессиональный отбор.

Состояние покоя. Предрабочие состояния. Состояние врабатывания. Оптимальное рабочее состояние. Состояние тренированности и «спортивной формы». Негативные психофизиологические состояния, возникающие в процессе деятельности.

Методы оценки и коррекции функциональных состояний. Полиграфия. Электроэнцефалография. Нейровизуализация. Видео- и электроокулография. Стабилография. Электромиография. Биологическая обратная связь.

Профилактика неблагоприятных функциональных состояний. Оптимизация режима труда и отдыха. Внешняя регуляция и саморегуляция состояний.

Базовый учебник


Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

Основная литература

  1. Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. 2007

  2. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.

  3. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2007.

Дополнительная литература


  1. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология. М.Пер Се, 2006.

  2. Кроль В.М. Психофизиология человека. СпБ: Питер, 2003.

  3. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М. Мир, 1981.

  4. Напалков Д.А., Ратманова П.О., Коликов М.Б. Аппаратные методы диагностики и коррекции функционального состояния стрелка. М.: МАКС Пресс, 2009. 212 с.

  5. Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2008. 316 стр.

  6. Базанова О.М., Штарк М.Б. Нейробиоуправление в оптимизации функционирования музыкантов исполнителей // Бюллетень Сибирскою отделения Академии Мед. Наук, 2004. 113(3), стр. 114 - 123.

  7. Джафарова О.А., Мажирина К.Г., Первушина О.Н. Классификация профилей/способов саморегуляции // Вестник ТГУ, №310,2008г.


Тема 2. Физиология труда и экологическая физиология.

Реакции организма на физические и нефизические нагрузки. Пределы работоспособности. Изменение работоспособности и тренировка. Влияние экологических факторов на организм и работоспособность.


Базовый учебник


Физиология человека. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. Пер. с англ. 3-е изд. М.: Мир, 2005; Т.1 - 323с., Т.2 - 314с.; Т.3 - 228с.

Основная литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.

  3. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

Дополнительная литература


  1. The Handbook of Psycophysiology. Third edition. Eds. J.T. Cacciopo, L.G. Tassinary, G.G. Berntson. Cambridge University Press. 902 p.

  2. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология. М.Пер Се, 2006.

  3. Кроль В.М. Психофизиология человека. СпБ: Питер, 2003.


Тема 3. Психофизиология профессиональной деятельности.

Психофизиология образовательной деятельности. Память. Внимание. Мышление. Оптимизация процесса обучения.

Психофизиология творческой деятельности. Механизмы творческой деятельности. Музыканты, художники, танцоры. Развитие творческих способностей.

Психофизиология операторской деятельности. Диспетчеры, машинисты, водители. Проблема монотонии и необходимость контроля функционального состояния оператора.

Авиационная и космическая психофизиология. Перегрузки и невесомость. Влияние экстремальных факторов на организм.

Базовый учебник


Презентации с материалом лекций (конспективное изложение основных положений лекций с иллюстрациями).

Основная литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. 2007

  3. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.

  4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

Дополнительная литература


  1. The Handbook of Psycophysiology. Third edition. Eds. J.T. Cacciopo, L.G. Tassinary, G.G. Berntson. Cambridge University Press. 902 p.

  2. Sacks O. Musicophilia. Tales of Music and the Brain. New York – Toronto. 2007. 399 p.

  3. Браун С., Парсонс. Л. Нейрофизиология танца. В мире науки. Октябрь, 2008.

  4. Уэйнбергер. Н. Музыка и мозг. В мире науки. Февраль, 2005.

  5. Соколов Е.Н.. Механизмы памяти. М., 1969.

  6. Базанова О.М., Штарк М.Б. Нейробиоуправление в оптимизации функционирования музыкантов исполнителей // Бюллетень Сибирскою отделения Академии Мед. Наук, 2004. 113(3), стр. 114 - 123.



Тема 4. Психофизиология спорта.

Физиология движений. Управление движениями. Формирование двигательного навыка. Тренировка. Усовершенствование методик подготовки спортсменов. Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта. Игровые и экстремальные виды спорта. Оптимизация функционального состояния спортсмена.


Базовый учебник


Презентации с материалом лекций (конспективное изложение основных положений лекций с иллюстрациями).

Основная литература


  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Физиология человека. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. Пер. с англ. 3-е изд. М.: Мир, 2005; Т.1 - 323с., Т.2 - 314с.; Т.3 - 228с.

  3. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.

  4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

Дополнительная литература

  1. The Handbook of Psycophysiology. Third edition. Eds. J.T. Cacciopo, L.G. Tassinary, G.G. Berntson. Cambridge University Press. 902 p.

  2. Напалков Д.А., Ратманова П.О., Коликов М.Б. Аппаратные методы диагностики и коррекции функционального состояния стрелка. М.: МАКС Пресс, 2009. 212 с.

  3. Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2008. 316 стр.

  4. Шестаков М.П. Использование стабилометрии в спорте. Монография. М.: ТВТ Дивизион, 2007. 112 с.



Тема 5. Дифференциальная психофизиология профессиональной и спортивной деятельности.

Типологические особенности людей и эффективность профессиональной и спортивной деятельности. Способности и одаренность. Регуляция состояний людей с различными типологическими особенностями.


Базовый учебник

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб. Питер, 2001. 464 с.



Основная литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.

  3. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

Дополнительная литература


  1. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб. Питер, 2011. 224 с.

  2. The Handbook of Psycophysiology. Third edition. Eds. J.T. Cacciopo, L.G. Tassinary, G.G. Berntson. Cambridge University Press. 902 p.

  3. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна. "Феникс", 2005.

  4. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально - психологических различий. М. "Наука", 1979.


  1. Образовательные технологии



Данная дисциплина состоит из лекционных и семинарских занятий. Лекционные занятия сопровождаются показом демонстраций в формате PowerPoint, содержащих иллюстрации и конспективное изложение основных положений дисциплины. Семинары включают в себя дискуссии, общее обсуждение изученных тем на основании домашней подготовки студентов. На лекционных и семинарских занятиях производится демонстрация фрагментов научных и научно-популярных фильмов по тематике занятий.



  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки студентов:


  • Понятия работоспособности, адаптации, функционального состояния.

  • Виды функциональных состояний, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

  • Влияние экологических факторов на организм человека и его работоспособность.

  • Методы оценки и коррекции функциональных состояний.

  • Способы внешней и само- регуляции состояний.

  • Психофизиологические особенности представителей различных профессий.

  • Физиология движений.

  • Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта.

  • Типологические особенности людей и эффективность различных видов деятельности.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник


  1. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб. Питер, 2001. 464 с.

  3. Презентации с материалом лекций (конспективное изложение основных положений лекций с иллюстрациями).

  4. Физиология человека. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. Пер. с англ. 3-е изд. М.: Мир, 2005; Т.1 - 323с., Т.2 - 314с.; Т.3 - 228с.

Основная литература


  1. Александров Ю.И. (ред.) Психофизиология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. 2007

  2. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2007.

  3. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

  4. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.

Дополнительная литература


  1. Sacks O. Musicophilia. Tales of Music and the Brain. New York – Toronto. 2007. 399 p.

  2. The Handbook of Psycophysiology. Third edition. Eds. J.T. Cacciopo, L.G. Tassinary, G.G. Berntson. Cambridge University Press. 902 p.

  3. Базанова О.М., Штарк М.Б. Нейробиоуправление в оптимизации функционирования музыкантов исполнителей // Бюллетень Сибирскою отделения Академии Мед. Наук, 2004. 113(3), стр. 114 - 123.

  4. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология. М.Пер Се, 2006.

  5. Браун С., Парсонс. Л. Нейрофизиология танца. В мире науки. Октябрь, 2008.

  6. Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2008. 316 стр.

  7. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. Дубна. "Феникс", 2005.

  8. Джафарова О.А., Мажирина К.Г., Первушина О.Н. Классификация профилей/способов саморегуляции // Вестник ТГУ, №310,2008г.

  9. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб. Питер, 2011. 224 с.

  10. Кроль В.М. Психофизиология человека. СпБ: Питер, 2003.

  11. Напалков Д.А., Ратманова П.О., Коликов М.Б. Аппаратные методы диагностики и коррекции функционального состояния стрелка. М.: МАКС Пресс, 2009. 212 с.

  12. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально - психологических различий. М. "Наука", 1979.

  13. Соколов Е.Н.. Механизмы памяти. М., 1969.

  14. Уэйнбергер. Н. Музыка и мозг. В мире науки. Февраль, 2005.

  15. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М. Мир, 1981.

  16. Шестаков М.П. Использование стабилометрии в спорте. Монография. М.: ТВТ Дивизион, 2007. 112 с.


Дистанционная поддержка дисциплины


Презентации с материалом лекций (конспективное изложение основных положений лекций, а также иллюстрации), организационные материалы и материалы для дополнительного чтения, а также видео доступны на сайте дисциплины в LMS.

Презентации к лекциям и другие материалы открываются для доступа постепенно по мере прохождения дисциплины.



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аппаратура для демонстрации презентаций на лекциях и семинарах. Для самостоятельной работы студентов: учебники, компьютер, доступ в Интернет, библиотека
Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница