Программа дисциплины «Психодиагностика в системе управления»



Скачать 151.1 Kb.
Дата15.02.2016
Размер151.1 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики




Факультет государственного и муниципального управления


Программа дисциплины
«Психодиагностика в системе управления»
для специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление»

подготовки специалиста


Автор Т.С. Вещугина
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

Государственное и теории организаций

муниципальное управление Зам. зав. кафедрой

Председатель



М.А. Розов Е.П. Попова
« » 2007 г. « » 2007 г.
Утверждена УС факультета

государственного и муниципального

управления

Ученый секретарь



Л.М. Симонова

« » 2007 г.



Москва

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Автор программы: кандидат психологических наук Вещугина Татьяна Семеновна.

Требования к студентам: студент, осваивающий данный курс, должен:

во-первых, владеть знаниями основ общей психологии, психологии личности, общего менеджмента, управления персоналом, математической статистики;

во-вторых, уметь оперировать понятиями «уровни статистической значимости» и выполнять стандартные математические процедуры.

Аннотация:

Курс «Психодиагностика в системе управления» - важное звено в системе образования подготовки специалиста по специальности 080504.65 - менеджмент в государственном и муниципальном управлении. Основная задача курса - познакомить студентов с возможными сферами применения средств психодиагностики в системе управления.

В курсе излагаются теоретические представления, лежащие в основе процедур отбора персонала, и развитие этих представлений; обсуждаются требования, предъявляемые к средствам психодиагностики; обсуждаются теоретические подходы, в рамках которых указанные средства созданы; описываются наиболее употребляемые психодиагностические методики (личностные стандартизированные опросники, проективные техники и тесты интеллекта), а также рассматриваются возможности применения средств психодиагностики для принятия управленческих решений по отбору кандидатов на вакантную должность и обсуждаются проблемы и ограничения, связанные с применением средств психодиагностики для работы с персоналом, в частности государственных организаций.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать специфику психодиагностического обследования, основные тестовые понятия, требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам, и возможности их использования для решения вопросов, касающихся отбора, оценки, планирования карьеры и рационального использования персонала;

- уметь адекватно применять психодиагностические методики в практической деятельности для решения задач, связанных с подбором и расстановкой кадров;

- иметь представление о разнообразии психодиагностических методик, принципах их конструирования, обладать навыками использования некоторого минимума психодиагностических методик.

Тематический план учебной дисциплины



п/п


Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа



Лекции


Сем. и практ.занятия






Введение в предмет. Специфика диагностики как межпредметного средства.

2

1

-

1



Психологическая диагностика как наука и как практическая сфера деятельности.

3

1

-

2



Технические и методологические принципы разработки психодиагностических методов.

8

2

4

2



Психодиагностика индивидуальных особенностей личности методами стандартизированных опросников

6

2

2

2



Проективные методы изучения личности и их применимость в работе с персоналом организации

6

2

2

2



Психодиагностика мотивации персонала

4

2

-

2



Психологическая диагностика интеллектуальных способностей

4

2

-

2



Применение средств психодиагностики для работы с персоналом организации


3

2

-

1

Итого

Зачет


36

14

8

14


Формы контроля:

Итоговый контроль: зачет. Итоговая оценка складывается на основании ответа на зачете по 10-ти балльной системе.


Базовые учебники

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

  2. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

  3. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. - М.: МГУ, 1993.


Основная литература

  1. Щербина В.В., Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. – Кишинев: Штиинца, 1989.

  2. Вещугина Т.С. Средства психологической диагностики в системе управления: Учебное пособие. – М.: Компания Спутник+, 2007.


Дополнительная литература:

  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: 1982.

  2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999.

  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

  5. Горянина В., Масалков И. Психологические методы социальной инженерии. М., 1995.

  6. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж, 1998.

  7. Журавлев П.В., Карташев С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. – М.: Экзамен, 2000.

  8. Иванцевич Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993.

  9. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. 1994.

  10. Комплексная психологическая методика оценки личности инженеров. – Л.: ЛГУ, 1991.

  11. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.; 1984.

  12. Купер К. Индивидуальные различия /Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  13. Мейли Р. Структура личности /Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып 5. – М., 1975.

  14. Методы психологической диагностики. – Вып. 1. – М.; 1993.

  15. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Изд-во «Питер», 2000.

  16. Проективная психология /Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

  17. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2001.

  18. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. – СПб., 1999.

  19. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальных различий. Теория и практика психодиагностики. М., 1999.

  20. Тарасов В.С. Персонал-технология. Л, 1989.

  21. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1997.

  22. Управление персоналом организации. Практикум. Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: Инфра-М, 1999.

  23. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности./Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

  24. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003.

  25. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. – М.; 1997.

  26. Энциклопедия психологических тестов. Кн. 1-3. – М.: ТЕРРА-Книжный Клуб, 2000.


Содержание программы
Тема 1. Введение в предмет. Специфика диагностики как межпредметного средства (1 час)
Цель, задачи и структура курса. Содержание термина диагностика. Диагностика в медицине, в технике, биологии, социологии и психологии: различия в типе объекта, предметных основаниях, целях, сфере применения. Диагностические и исследовательские средства: сходство и различие.
Основная литература:

Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. - М.: МГУ, 1993.



Дополнительная литература:

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.


Тема 2. Психологическая диагностика как наука и как практическая сфера деятельности (1 час)
Понятие «психодиагностика». Предмет психологической диагностики. Тест, как основной инструмент психодиагностики. Понятие теста. Виды тестов.

Области возможного применения средств психодиагностики в системе управления при принятии управленческих решений - отбор персонала, аттестация и зачисление в резерв на выдвижение, мотивация и стимулирование персонала, обучение и совершенствование профессиональной подготовки, консультирование и планирование карьеры.

Развитие теоретических представлений, лежащих в основе процедур отбора персонала. Концепция индивидуальных различий.
Основная литература:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

Методы психологической диагностики. – Вып. 1. – М.; 1993.

Энциклопедия психологических тестов. Кн. 1-3. – М.: ТЕРРА-Книжный Клуб, 2000.

Тема 3. Технические и методологические принципы разработки психодиагностических методов (2 часа)
Стандартизация теста. Представление о нормах тестовых (нормативных показателях). Относительность норм.

Определение надежности теста и ее основные типы: ретестовая надежность, надежность параллельных форм, надежность по внутренней согласованности.

Валидность теста. Основные виды валидности: конструктная, критериальная, содержательная. Критерий валидизации.

Факторы, влияющие на результаты тестирования.


Основная литература:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. 1994.

Купер К. Индивидуальные различия/ Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности./Пер. с анг. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Тема 4. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности методами стандартизированных опросников (2 часа)
Теории черт личности, лежащие в основе создания стандартизированных личностных опросников. Шестнадцатифакторная модель личности и тест 16-PF Кэттелла. Пятифакторная модель личности и NEO-личностный опросник. Методика многостороннего исследования личности (MMPI). Майерс-Бриггс типологический индикатор личности (МБТИ).

Возможные искажения и фальсификация при использовании опросников типа стандартизованных самоотчетов.

Проблема использования личностных опросников для работы с персоналом, в том числе государственных организаций.
Основная литература:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж, 1998.

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальных различий. Теория и практика психодиагностики. М., 1999.
Тема 5. Проективные методы изучения личности и их применимость в работе с персоналом организации (2 часа)

Представление о концепции проекции. Рисуночные проективные методики. Тест тематической апперцепции (ТАТ). Возможности применения теста для оценки мотивации достижения у работников организации. Тест фрустрации Розенцвейга. Возможности применения для оценки особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей (в ситуациях фрустрации).

Вербальные проективные методики (методика завершения предложений) и методики рисования (тест «Три дерева»). Возможности применения этих методик в работе с персоналом организации.

Оценка проективных методик – раппорт и применимость, симуляция, нормы, надежность, валидность.

Проблема применения проективных методик в сферах бизнеса, производства и государственного сектора.
Основная литература:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

Проективная психология /Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Энциклопедия психологических тестов. Кн. 1-3. – М.: ТЕРРА-Книжный Клуб, 2000.
Тема 6. Психодиагностика мотивации персонала (2 часа)

Понятие мотивации. Мотив и мотивация. Мотивы и потребности.

Прямые методы диагностики мотивационной сферы личности. Недостатки этих методов.

Личностные опросники для измерения мотивов: список личностных предпочтений Эдвардса. Их достоинства и ограничения.

Возможности применения проективных методов для диагностики мотивации персонала организации. Опросник для измерения потребности достижения (ПД).
Основная литература:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

Методы психологической диагностики. – Вып. 1. – М., 1993.

Энциклопедия психологических тестов. Кн. 1-3. – М.: ТЕРРА-Книжный Клуб, 2000.


Тема 7. Психологическая диагностика интеллектуальных способностей (2 часа)

Представление об интеллектуальных способностях (интеллекте). Подходы к описанию структуры интеллекта: двухфакторная теория интеллектуальной организации Спирмена (концепция общего интеллекта); мультифакторная теория способностей Терстоуна (многофакторная концепция общих интеллектуальных способностей); иерархические модели структуры интеллекта. Тесты для измерения интеллекта и их типы: тест Амтхауэра, матрицы Равенна.

Тесты креативности как особый вид тестов на интеллект. Тесты интеллекта и их применение для работы с персоналом организации.

Тесты для измерения специальных способностей: Факторы, влияющие на выполнение тестов способностей. Методика К. Вилсона по изучению менеджерских способностей. Области применения тестов способностей.


Основная литература:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

Энциклопедия психологических тестов. Кн. 1-3. – М.: ТЕРРА-Книжный Клуб, 2000.
Тема 8. Применение средств психодиагностики для работы с персоналом организации (2 часа)
Методы анализа работы. Критерии успешности работника. Проблема критериев оценки эффективности деятельности в государственных организациях. Подходы к использованию тестов для отбора персонала.

Личностные тесты, проективные методики, тесты интеллекта и тесты специальных способностей в работе с персоналом: отбор персонала, аттестация и зачисление в резерв на выдвижение, обучение и совершенствование профессиональной подготовки, консультирование и планирование карьеры.


Основная литература:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003.

Программа семинарских занятий

Тема 1. Построение первичной формы теста (2 часа).

1. Формирование у группы общего представления о понятии «личностная тревожность».

2. Заполнение опросника из 18 пунктов. Обработка «сырых» оценок.

3. Разработка из предложенного банка вопросов (всего 35) опросника, измеряющего личностную тревожность. Вычисление «сырых» оценок по ключу.



Основная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

2. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

1. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Изд-во «Питер», 2000.


Тема 2. Стандартизованные личностные методики (4 часа).

  1. Предмет диагностики MMPI.

  2. Оценочные шкалы методики MMPI.

  3. Основные шкалы методики MMPI.

  4. Предмет диагностики опросника 16PF-Кэттелла.

  5. Шкалы опросника Кэттелла.

Основная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

2. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

1. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Изд-во «Питер», 2000.

2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальных различий. Теория и практика психодиагностики. М., 1999.


Тема 3. Проективные методики (2 часа).


  1. Тест Розенцвейга и его использование для прогноза поведения человека в ситуации фрустрации.

  2. Методика «Три дерева».

Основная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002.

2. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – СПб.: Речь, 2000.

Дополнительная литература:

1. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Изд-во «Питер», 2000.



2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальных различий. Теория и практика психодиагностики. М., 1999.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Понятие «психодиагностика». Предмет психологической диагностики.

  2. Тест, как основной инструмент психодиагностики. Понятие теста. Виды тестов.

  3. Стандартизация теста. Представление о нормах тестовых (нормативных показателях). Относительность норм.

  4. Определение надежности теста и ее основные типы: ретестовая надежность, надежность параллельных форм, надежность по внутренней согласованности.

  5. Валидность теста. Основные виды валидности: конструктная, критериальная, содержательная. Критерий валидизации.

  6. Факторы, влияющие на результаты тестирования.

  7. Шестнадцатифакторная модель личности и тест 16-PF Кэттелла.

  8. Пятифакторная модель личности и NEO-личностный опросник.

  9. Методика многостороннего исследования личности (MMPI). Майерс-Бриггс типологический индикатор личности (МБТИ).

  10. Возможные искажения и фальсификация при использовании опросников типа стандартизованных самоотчетов.

  11. Представление о концепции проекции. Тест тематической апперцепции (ТАТ) и тест фрустрации Розенцвейга.

  12. Вербальные проективные методики и методики рисования (графические методы).

  13. Оценка проективных методик – раппорт и применимость, симуляция, нормы, надежность, валидность.

  14. Прямые методы диагностики мотивационной сферы личности. Недостатки этих методов.

  15. Личностные опросники для измерения мотивов: список личностных предпочтений Эдвардса. Их достоинства и ограничения.

  16. Возможности применения проективных методов для диагностики мотивации персонала организации. Опросник для измерения потребности достижения (ПД).

  17. Представление об интеллектуальных способностях (интеллекте).

  18. Двухфакторная теория интеллектуальной организации Спирмена (концепция общего интеллекта).

  19. Мультифакторная теория способностей Терстоуна (многофакторная концепция общих интеллектуальных способностей).

  20. Иерархические модели структуры интеллекта.

  21. Тесты для измерения интеллекта, их типы. Тест Амтхауэра, матрицы Равенна.

  22. Тесты креативности как особый вид тестов на интеллект.

  23. Тесты для измерения специальных способностей.

  24. Методика К. Вилсона по изучению менеджерских способностей.

  25. Методы анализа работы. Критерии успешности работника. Проблема критериев оценки эффективности деятельности в государственных организациях.

  26. Личностные тесты, проективные методики, тесты интеллекта и тесты специальных способностей в работе с персоналом.

Автор программы Т.С. Вещугина



Каталог: data -> 689
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
689 -> Репродуктивное поведение населения Удмуртской Республики Мосунов Роман Александрович


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница