Программа дисциплины «Профориентационный семинар «Введение в психологию»



Скачать 465.3 Kb.
страница1/2
Дата01.06.2016
Размер465.3 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Профориентационный семинар «Введение в психологию»

для направления 37.03.01.62 «Психология» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»



Образовательная программа «Психология»


Программа дисциплины

«Профориентационный семинар «Введение в психологию»
для направления для направления 37.03.01.62 «Психология» подготовки бакалавра

Авторы программы:


Шадриков В.Д., доктор психологических наук, профессор, shadrikov@hse.ru

Хачатурова М.Р., кандидат психологических наук, старший преподаватель, mhachaturova@hse.ru

Кургинян С.С., кандидат психологических наук, старший преподаватель, skurginyan@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии «__» ________ 2014 г.

Зав. кафедрой Болотова А.К.

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г.

Председатель _________________________
Утверждена УС факультета социальных наук «___»_____________ 20 г.

Ученый секретарь _________________________


Москва, 2014



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01.62 «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Профориентационный семинар «Введение в психологию».

Программа разработана в соответствии с:



  1. оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 37.03.01.62 «Психология»;

  2. образовательной программой 37.03.01.62 «Психология».

  3. рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 37.03.01.62 «Психология», утвержденным в 2014 г.



  1. Цели освоения дисциплины

Основной целью освоения дисциплины «Профориентационный семинар «Введение в психологию» формирование у студентов представления о предмете психологии и принципах психологического исследования, базовых знаний о сущности мира внутренней жизни человека и путях его научного познания. В соответствии с обозначенной целью в ходе освоения дисциплины решается ряд задач:



  • определение сущности предмета психологической науки;

  • раскрытие общих вопросов методологии психологического познания;

  • рассмотрение движущих сил, побуждающих человека к активности;

  • определение сущности и роли эмоций в развитии и регуляции жизнедеятельности человека;

  • анализ мира внутренней жизни человека как целостного, единонаправленного и качественно специфичного образования;

  • формирование представления об основных предметных областях современной психологии;

  • понимание специфики деятельности профессионального психолога как практика и ученого-исследователя, а также специфики личности профессионального психолога;

  • знание основных фундаментальных и прикладных отраслей психологической науки;

  • понимание специфики обучения студента-психолога.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • знать различные подходы к определению предмета психологии и его сущностное содержание, движущие силы и ключевые этапы формирования и развития психики в филогенезе и в онтогенезе, биологические и психологические закономерности функционирования мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, содержание, формы проявления и закономерности функционирования мира внутренней жизни человека;

  • понимать природу психического, детерминанты его формирования и развития, закономерности проявления, механизмы воздействия на мир внутренней жизни человека и пути его трансформации;

  • уметь разбираться в психологических причинах внешненаблюдаемого поведения человека, его потребностях и мотивах, целях и ценностях, эмоциях и чувствах, механизмах обработки интеграции в индивидуальный опыт различных информационных конструктов.

  • знать основные этапы развития психолога-профессионала, его профессионально-важные качества, а также этический кодекс и принципы работы практического психолога;

  • уметь отличать фундаментальные и прикладные отрасли психологии, ее основные направления и знать специфику социальной и организационной психологии, психофизиологии, когнитивной психологии и психологического консультирования;

  • знать этические принципы обучения студента-психолога;

  • знать основную психологическую периодику и литературу, профессиональные сообщества психологов, наиболее значимые научные психологические конференции и мероприятия.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция и ее содержание

Уровни развития компетенции

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Профессиональное самоопределение

Способен воспринимать и осознавать себя как профессионала, критически оценивать свою деятельность




1. Имеет представление о развитии психологии как науки, ориентируется в классических и современных психологических теориях и концепциях

1. Ориентируется в широком перечне сфер, прямо или косвенно связанных с психологией

Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий

2. Имеет представление о развитии психологии как сферы практики, об основных видах профессиональной деятельности психолога и документах, регламентирующих работу с людьми

1. Ориентируется в основных направлениях практической психологии

2. Понимает специфику деятельности психолога в организациях, в индивидуальном консультировании и в научно-исследовательской сфере и основные профессиональные задачи, которые требуется выполнять психологу

3. Использует для решения учебных и практических задач профессиональные документы, регламентирующие работу психолога в целом (этические стандарты), а также нормативно-правовые документы, регламентирующие работу психолога в организации


Групповые дискуссии, анализ кейсов, ролевые и деловые игры, работа с документами

3. Осознает себя как психолога

Способен к рефлексии своих состояний, поступков и отношений, критической оценке своей деятельности

Групповые дискуссии, анализ кейсов, ролевые и деловые игры

Исследование

Способен к планированию и проведению психологического исследования, обработке, содержательной интерпретации и представлению его результатов.



Знает принципы работы с информацией, ее обобщения и анализа

1. Использует принципы работы с информацией (в том числе с научной литературой), находит, оценивает и использует информацию из различных источников.

2. Умеет обобщать и анализировать информацию, выстраивать аргументацию.

3. Понимает отличие научного психологического познания от обыденного знания.


Лекционные и семинарские занятия, подготовка домашних работ, написание и презентация эссе.



1.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления 37.03.01.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является частью проектной и исследовательской работы.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Философия.

  • Социология.

  • История психологии.

  • Научно-исследовательский семинар.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (пререквизиты):



  • общие знания по философским, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам;

  • знание биологии, обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • способность учиться, приобретать новые знания, умения, навыки в области, отличной от профессиональной.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • История психологии.

  • Психология личности и индивидуальных различий.

  • Психология деятельности и способностей.

  • Социальная психология.

  • Психология эмоций и мотивации.

  • Психология развития.

  • Психология познания.

2.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы, семинары

Самостоя­тельная работа

1.

Эволюция взглядов на предмет психологии. Связь психологии с другими науками

8

4

4

2.

Мотивация поведения человека

8

4

4

3.

Эмоции (переживания) и потребности

8

4

4

4.

Деятельность и поведение. Произвольная регуляция деятельности и поведения

8

4

4

5.

Мир внутренней жизни человека

8

4

4

6.

Профессионально важные качества психолога

16

8

8

7.

Основные отрасли и направления современной психологии

6

2

4

8.

Фундаментальные отрасли психологии: социальная и организационная психология

12

6

6

9.

Фундаментальные отрасли психологии: психофизиология и нейропсихология

12

6

6

10.

Фундаментальные направления психологической науки: когнитивная психология

12

6

6

11.

Психологическое консультирование и психотерапия как область практической деятельности психолога

12

6

6

12.

Специфика обучения студента-психолога

4

2

2

ИТОГО

114

56

58



3.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*










Письменная работа, время выполнения (45 минут)

Эссе

*










Письменная работа на предложенную тему, 2 тыс. слов.

Итоговый

Экзамен




*







Устный ответ на вопросы курса (10-15 минут).

      6.1 Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


Все письменные работы студентов проверяются в системе «Антиплагиат», сдаются в письменной форме преподавателю, а также размещаются в электронной форме в системе LMS (http://lms.hse.ru).

Эссе выполняются и оцениваются в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии (https://www.hse.ru/data/2010/04/08/1218149941/MethodRekEsseReferatr_2010.pdf). Объем эссе 5-6 страниц (включая титульный лист и список литературы).


Требования к эссе

Эссе – вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение и мнение автора по конкретному вопросу. Эссе выполняются и оцениваются в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии. В процессе написания эссе важно продемонстрировать:



  • умение осмыслить конкретную проблему и сформулировать определенную позицию относительно нее;

  • умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике (в том числе и на иностранных языках);

  • умение на основании прочитанного материала по определенной проблеме проанализировать конкретную ситуацию;

  • умение аргументировано изложить свою позицию по определенному вопросу;

  • умение правильно оформлять цитаты и ссылки на литературу.

Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. В общем виде эссе может иметь следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список литературы.
При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:


  • соответствие содержания текста выбранной теме;

  • наличие четкой и логичной структуры текста;

  • наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

  • соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;

  • срок сдачи эссе.

Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе.



Оценка


Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе всем критериям. Оценка «10» может быть выставлена только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее двух источников на иностранном языке, вышедших за последние 5 лет.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении, отдельных неточностей в логике обсуждения. Оценки «8» и «9» могут быть выставлены только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее одного источника на иностранном языке, вышедшего за последние 5 лет.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 5 из 6 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 5 из 6 предъявляемым критериям.



«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 6 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 6 предъявляемым критериям.



«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев.


«Работа не принимается»: 0


Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (утвержден ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (протокол от 20.03.2009 г., № 56)).

В случае если эссе не было сдано в установленный срок, за каждый просроченный день предусмотрено снижение оценки на 1 балл.


Контрольная работа проводится в виде письменных ответов на вопросы, изученных в ходе курса. При оценке письменного ответа на контрольной работе преподаватель руководствуется следующими критериями:

  • полнота ответа на вопросы;

  • знание психологической проблематики и терминологии;

  • логичность, конкретность, доказательность ответа.

При оценке работы с монографией преподаватель в устном ответе студента руководствуется следующими критериями:



  • умение определить новизну представленного в тексте монографии материала;

  • знание основных идей, изложенных автором/коллективом авторов в монографии;

  • умение соотносить основные идеи, изложенные в монографии, с вопросами программы настоящей дисциплины;

  • представление о методологии и отдельных методах, использованных в монографии;

  • оценка достоверности полученных результатов, с учетом имеющегося научного задела и опоры на современные исследования в конкретной области психологического знания (согласно материалу монографии).

При оценке устного ответа на экзамене преподаватель руководствуется следующими критериями:



  • полнота и скорость ответа на вопросы;

  • знание психологической проблематики и терминологии;

  • логичность, конкретность, доказательность ответа.


Экзамен принимается в устной форме. В рамках зачета оценивается знание студентов основных тем и разделов курса, рассмотренных на занятиях вопросов.
Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки устного ответа на зачете, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе.

Оценка


Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии полного раскрытия всех вопросов, соответствия устного ответа всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данная оценка может быть выставлена только при условии полного раскрытия всех вопросов, соответствия устного ответа всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена при условии соответствия содержания устного ответа 3 из 4 предъявляемым критериям, 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена при условии соответствия содержания устного ответа 3 из 4 предъявляемым критериям.



«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена при условии соответствия содержания устного ответа 2 из 4 предъявляемым критериям.

«4» - данная оценка может быть выставлена при условии соответствия содержания устного ответа 1 из 4 предъявляемым критериям.



«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Содержание устного ответа не соответствует ни одному из предъявляемых критериев.


«Работа не принимается»: 0


Отказ студента от ответа.

      6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает посещаемость студентов, работу студентов на семинарских занятиях, самостоятельную работу студента, выполнение заданий по текущему контролю (эссе и контрольная работа) и выполнение заданий в рамках итогового контроля (устный экзамен).

Оценки за посещаемость и работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по следующим критериям.:


  • правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях;

  • адекватный подбор примеров к заданной теме и качественная их интерпретация;

  • правильность ответов на вопросы и задания, данные для выполнения самостоятельной работы;

  • полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с презентацией, докладом на занятии-дискуссии.

Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О текущий = 0,4·Оэссе + 0,6·Оконтрольная работа
Накопленная оценка текущего контроля рассчитывается следующим образом:
О накопленная = 0,6·О текущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·О аудиторная
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где О экзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:
О итоговый = 0,4·О экзамен + 0,6·О накопленная
Способ округления результирующей оценки (итоговый контроль) за дисциплину: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке (на экзамене) она равна результирующей.

Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».



Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу


О результ (1-ая пересдача) = 0,4·О экзамен + 0,6· О накопл
Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
О результ (2-ая пересдача) = 0,4·О экзамен + 0,6· О накопл
В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:


Одисциплина = Оитоговый
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Таблица соответствия оценок


По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале




  1. очень плохо

  2. плохо

  3. неудовлетворительно

неудовлетворительно - 2

НЕЗАЧЕТ

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

удовлетворительно - 3


ЗАЧЕТ

  1. хорошо

  2. очень хорошо

хорошо - 4


  1. почти отлично

  2. отлично

10- блестяще

отлично - 5

4.Содержание дисциплины




Тема 1. Эволюция взглядов на предмет психологии. Связь психологии с другими науками

Объект и предмет научного познания. Субъект научного познания. Особенности предмета, объекта и субъекта познания в психологической науке. Представленность объекта психологического изучения в других науках. Различные определения предмета психологической науки, виды определений. Функционально-эволюционный принцип в определении предмета психологии. Понятие и функции психики, психика как регулятор отношений организма и среды. Движущие силы психического развития. Инстинкт как форма целостного поведения, структура инстинкта. Появление интеллектуальных форм поведения. Появление помарали – причины возникновения, функции, формы проявления, специфика наследования моральных качеств. Природные и социальные начала психики.



Основная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, Омега-Л, 2006, 336 с.

  2. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2003.


Дополнительная литература:

  1. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, 1008 с.

  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.

  3. Ждан А.Н. История психологии. М.: Вече, 2002.

  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.

  5. Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта // Общая психология. Тексты: Т.1. Введение / Отв. ред. В.В.Петухов. М.: МГУ, 2001.

  6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2006.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.

  8. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2005.


Тема 2. Мотивация поведения человека

Биологические механизмы мотивации. Двухуровневый характер мотивации: биологические стимулы, социальные факторы. Принцип психофизического единства: его проявление в мотивации поведения человека. Когда потребность становится предметом изучения психологии: сознательное и бессознательное в мотивации. Хотение и желание. Представление о механизмах научения, основанных на мотивации. Взаимосвязь мотивации и эмоций. Взаимосвязь мотивации и потребностей. Основные потребности личности. Процесс опредмечивания потребностей. Мотивация и личностные качества. Врожденное и приобретенное в мотивации.


Основная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, Омега-Л, 2006, 336 с.

  2. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003.

  3. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.

  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000.

  3. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский Полиграфкомбинат, 2002.

  4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2008.

  5. Судаков К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971.

  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика,1986.

  7. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. М.: Институт психологии РАН, 2009.

  8. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013.


Тема 3. Эмоции (переживания) и потребности

Нейрофизиологические механизмы эмоций. Порождение переживания (по В.Д.Шадрикову). Единство эмоций и потребностей (единство биологических механизмов). Единство потребностей и знаний о предметах, способных удовлетворить потребность. Единство знаний и переживаний (принцип единства знаний и переживаний). Системность психики: единство потребностей, знаний и переживаний. Базовые эмоции (переживания), признаки базовых (фундаментальных) эмоций. Представления разных авторов о базовых и сложных эмоциях и чувствах (В.Вундт, Д.Уотсон, П.В.Симонов, К.Изард, Р.Плутчик и т.д.). Роль эмоций в формировании сознания. Формирование личностных качеств на основе устойчивых переживаний и эмоциональных реакций. Мотивационно-потребностные и эмоциональные комплексы. Психосоматические проявления эмоций. Функции эмоций в организации поведения. Принцип единства переживания и знания (С.Л.Рубинштейн). Эмоции и стресс, фазы развития стресса.


Основная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, Омега-Л, 2006, 336 с.

  2. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции, воля. М.: Логос, 2001.

  3. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006.


Дополнительная литература:

  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.

  2. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 2000.

  3. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1981.

  4. Рудик П.А. Психология чувств. М.: Педагогика, 1986.

  5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

  6. Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. М.: Университетская книга, 2009.


Тема 4. Деятельность и поведение. Произвольная регуляция деятельности и поведения

Понятие деятельности. Личностный смысл деятельности, субъектность деятельности, деятельность предметная и идеальная. Задачи изучения деятельности. Действия и деятельность (Н.А.Бернштейн). Деятельность и поведение. Понятие физиологической функциональной системы поведения (П.К.Анохин). Психологическая функциональная система деятельности (В.Д.Шадриков). Системогенез деятельности. Деятельность и развитие. Волевая (произвольная) регуляция поведения и деятельности.



Основная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, Омега-Л, 2006, 336 с.

  2. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

  3. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2013.


Дополнительная литература:

  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

  2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.: Воронеж, 1997.

  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975.


Тема 5. Мир внутренней жизни человека

Эволюция форм поведения. Формирование потребностно-эмоционально-информационной субстанции. Факторы, подтверждающие возможность реальной внутренней жизни. Понятие мира внутренней жизни человека, зарождение внутреннего мира. Единство души и тела. Понятие переживания, опредмечивание переживаний. Субъективный образ объективного мира. Теория отражения и внутренний мир. Единство и независимость внешнего и внутреннего миров. Репрезентация внешнего мира во внутреннем. Внутренний мир и душа человека. Понятие «субстанция». Законы функционирования внутреннего мира (В.Д.Шадриков). Периодизация процесса формирования внутреннего мира (по В.Д.Шадрикову).


Основная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, Омега-Л, 2006, 336 с.

  2. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006.

  3. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2004.


Дополнительная литература:

  1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб: Независимая газета, 2000.

  2. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб: Питер, 2000.

  3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: человек и мир. М.: Педагогика, 1986.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.


Тема 6. Профессионально важные качества психолога

Основные этапы развития психолога-профессионала. Профессионально важные качества психолога. Психограмма и профессиограмма психолога. Личные качества психолога. Этический кодекс и принципы работы практического психолога (принцип уважения, принцип компетентности, принцип ответственности, принцип честности). Основные «кризисы» и разочарования в профессии психолога.


Основная литература:

  1. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. М.: Академия, 2009, 288 с.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог» М.: МСПИ, 2007, 119 с.

  2. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010.

  3. Smith E., Bem D., Nolen-Hoeksema S., Fredrickson B., Loftus G., Wagenaar W. Atkinson and Hilgard's Introduction to Psychology. Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2009.

  4. Stangor C. Introduction to Psychology. Irvington, NY: Flat World Knowledge, 2010, p. 60-70.

  5. Этический кодекс психолога, принятый 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php

  6. American Psychological Association. Ethical principles of psychologists and code of conduct. Retrieved from (2010) http://www.apa.org/ethics/code/index.aspx?item=7#402


Тема 7. Основные отрасли и направления современной психологии

Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии. Основные фундаментальные отрасли современной психологии: возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, клиническая психология, психофизиология. Основные прикладные отрасли современной психологии: психология труда, психология управления, психология спорта, психология рекламы, экономическая психология.



Основная литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, Омега-Л, 2006, 336 с.

  2. Дружинин В.Н. Психология. СПб: Питер, 2009.

  3. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. М.: Академия, 2009, 288 с.

  4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006, 484 с.


Дополнительная литература:

  1. Петухов В.В., Столин В.В. Отрасли психологии // Общая психология. Тексты. Т.1. М.: 2001, с.47-50.

  2. Smith E., Bem D., Nolen-Hoeksema S., Fredrickson B., Loftus G., Wagenaar W. Atkinson and Hilgard's Introduction to Psychology. Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2009.

  3. Stangor C. Introduction to Psychology. Irvington, NY: Flat World Knowledge, 2010, p. 60-70.




    Тема 8. Фундаментальные отрасли психологии: социальная и организационная психология

    Место социальной психологии в системе научного знания. Специфика и содержание социальных коммуникаций. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства вербальной и невербальной коммуникации. Социальное взаимодействие и взаимоотношения.

    Проблема исследования группы в социальной психологии. Понятие «малой группы». Общая характеристика групповой динамики. Понятие «большой» социальной группы. Виды больших социальных групп. Методы социальной психологии. Социально-психологический эксперимент.

    Организационная психология как наука и практика. Отличие организационной психологии от смежных отраслей. Подбор, отбор и оценка персонала. Обучение и развитие персонала. Теории трудовой мотивации. Организационная культура.



Основная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008.

  2. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2002, 560 с.

  3. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. М.: Гардарики, 2008.

  4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб: Питер, 2001.

  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997.


Дополнительная литература:

  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2002.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2005, с. 209-278

  3. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии: Контекст применения // Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг / под ред. Ю.М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. с. 5-20.

  4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М: Аспект Пресс, 2001, с. 7-44.

  5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб: Питер, 2001, с. 68-84.

  6. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб: Питер, 2000.

  7. Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб: Питер, 2004.

  8. Ойстер К. Социальная психология групп. СПб: 2004, с. 32-44.

  9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999, 429 стр.

  10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН, 1999, с. 39-89, 199-210.

  11. Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons, 2010, pp. 464-497.

  12. Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.

  13. Zimbardo P.G. On rethinking the psychology of tyranny: The BBC prison study. British Journal of Social Psychology, 45, 2010, pp. 47–53.




    Тема 9. Фундаментальные отрасли психологии: психофизиология и нейропсихология

Проблема соотношения психического и физиологического. Предмет изучения психофизиологии. Связь психофизиологии с физиологией высшей нервной деятельности и нейропсихологией.

Методы и методики психофизиологии: электроэнцефалография, кардиография, электромиография, окулография, кожно-гальваническая реакция, плетизмография, пневмография. Методы позитронно-эмиссионной томографии и магнитоэнцефалографии. Картирование мозга. Особенности методологии полиграфных испытаний.

Проблема мозговой организации высших психических функций. Теория системно-динамической локализации ВПФ А.Р.Лурии. Нарушение ВПФ при локальных повреждениях головного мозга.

Основная литература:


  1. Александров Ю.И. Психофизиология. СПб: Питер: 2007, 465 с.

  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2002. с.67-74.


Дополнительная литература:

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2007, стр. 13-28. http://www.big-library.info/?act=read&book=11507

  2. Иваницкий А.М., Наумов Р.А., Роик А.О. Как определить, чем занят мозг, по его электрическим потенциалам? Устойчивые паттерны ЭЭГ при выполнении когнитивных заданий // Вопросы искусственного интеллекта, 2008, № 1, с. 93-102.

  3. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи». М.: Нюанс, 2004.

  4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2003.

  5. Шадриков В.Д. Мысль и познание. М.: Логос, 2014.



    Тема 10. Фундаментальные направления психологической науки: когнитивная психология

Когнитивная психология в общей структуре психологической науки. Предмет когнитивной психологии. Психофизиологический подход к построению когнитивной психологии. Когнитивная психология и нейронаука.

Современные экспериментальные исследования ощущения, восприятия, памяти, внимания, речи. Роль эмоций в регуляции когнитивной деятельности.

Когнитивное развитие. Когнитивные стили. Мышление и принятие решений. Оценочные суждения. Искусственный интеллект.




Основная литература:

  1. Величковский Б.М. Когнитивная наука. М.: Смысл, 2006.

  2. Когнитивная психология: феномены и проблемы / Под ред. В.Ф.Спиридонова. М.: Ленанд, 2014.

  3. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. СПб: Питер, 2006.

  4. Хрестоматия / Под ред. В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман. М.: Ломоносов, 2011.


Дополнительная литература:

  1. Calvo P., Gomila T. Handbook of cognitive science: An embodied approach. San Diego, CA: Elsevier, 2008.

  2. Dijksterhuis A. Think different: The merits of unconscious thought in preference development and decision making. Journal of Personality and Social Psychology, №87, 2004, pp.586598.

  3. Gilovich T., Griffin D., Kahneman D. Heuristics and biases: The psychology of intuitive judgment. New York, NY: Cambridge University Press, 2002. http://assets.cambridge.org/052179/2606/sample/0521792606WS.pdf

  4. Kahneman D., Tversky A. On the reality of cognitive illusions. Psychological Review, № 103, 1996, pp.582-591.

  5. Канеман Д. Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006.

  6. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал, 2003, № 4, с. 31-42.

  7. Холодная М.А. Когнитивные стили. СПб: Питер, 2004.

    Тема 11. Психологическое консультирование как сфера деятельности практического психолога

Виды и области психологического консультирования: организационное консультирование, консультирование в области образования, семейное консультирование. Основные принципы психологического консультирования.

Отличие психологического консультирования от психотерапии. Подходы и направления в психологическом консультировании и психотерапии (бихевиоральный, психоаналитический, клиент-центрированный подходы, гештальт-терапия, социально-когнитивный подход, транзактный анализ, логотерапия). Эффективность психологического консультирования.

Личностные характеристики профессиональных консультантов. Проблема эмоционального выгорания. Трудности начинающего консультанта.
Основная литература:


  1. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 1999.

  2. Орлов А.Б. Психотерапевтическое завещание К.Роджерса // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 117-121.

  3. Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 21-39.

  4. Петровский В.А., Бороденко М.В., Кулагина И.Ю. Консультативная психология. М.: Издательство Московского государственного психолого-педагогического университета, 2007, 110 с.


Дополнительная литература:

  1. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. СПб: Питер, 2001.

  2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб: Речь, 2001.

  3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект, 2005. 

  4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1999. 

  5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.  СПб: Питер, 2001.

  6. Петровский В А. Логика «Я»: персонологическая перспектива. М.: ГУ-ВШЭ, 2010 (глава 13).

  7. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Науч. ред.: В.Д.Шадриков, Е.Б.Старовойтенко. М.: МПСИ, 2009 (глава 2).

  8. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический проект, 2007 (глава 1).

  9. Старовойтенко Е.Б. Модель персонологии в парадигме «Жизни» // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2010. № 1. С. 157-172.

  10. Старовойтенко Е.Б. Психология личности. М. : Академический проект, 2004 (глава 10).



    Тема 12. Специфика обучения студента-психолога

Особенности обучения психологии в вузе. Методика преподавания психологии. Этические принципы обучения студента-психолога.

Психологическая периодика и литература. Российские и зарубежные профессиональные сообщества психологов. Российское психологическое общество. Психологические конференции и мероприятия.


Основная литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб: Питер, 2005.

  2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. М.: Академия, 2009, 288 с.


Дополнительная литература:

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Владос, 2002, 208 с.

  2. Вачков И.В. Методика преподавания психологии. М.: Ось-89, 2008, 208 с.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002, 383 с.

  4. Конникова М. Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс. М.: Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2014, 380 с.

  5. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. М.: ГУ-ВШЭ, 2006, 231 с.

  6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия, 2001.



5.Образовательные технологии


При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:

  • самостоятельная и групповая подготовка презентаций и докладов по выбранным темам;

  • выступления и презентации подготовленных материалов с их последующим обсуждением в форме свободных дискуссий;

  • групповая и командная работа;

  • аудиторная демонстрация психологических эффектов и феноменов;

  • самостоятельный просмотр художественных фильмов с их последующим анализом;

  • разбор практических задач и кейсов;

  • элементы деловых и ролевых игр;

  • встречи с крупнейшими российскими и зарубежными психологами.



6.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента





    1. Каталог: data -> 2014
      2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
      2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
      2014 -> Программа «Управление образованием»
      2014 -> Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 «Менеджмент» магистранта группы №12учр
      2014 -> «Российское общество эпохи реформ Александра ii»
      2014 -> Начиная с восьмидесятых годов двадцатого века тема корпоративной или организационной культуры стала одной из центральных в управленческой литературе. Все больше исследователей посвящают этому феномену свои научные труды
      2014 -> Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов


      Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница