Программа дисциплины «Проблемы мониторинга рунета»



Скачать 163.25 Kb.
Дата25.04.2016
Размер163.25 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет –

Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины
«Проблемы мониторинга рунета»

Для направления 030200.68 – Политология

Подготовки магистра
Автор – профессор, д.и.н. Степанов Сергей Александрович



Рекомендована секцией УМС

«Политология»

«_____» ___________ 2009 г.

Председатель Касамара В.А.

__________________


Одобрена на заседании кафедры

«Прикладная политология»

« » _________2009 г.

Зав. кафедрой Урнов М.Ю.

___________________

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

« ____» ______________2009 г.

Ученый секретарь Орлов И.Б.

__________________


Москва

2009


Пояснительная записка


  • Требования к студентам:

Навыки теоретических знаний о политической сфере общественной жизни, умение логически мыслить и анализировать информацию, обладание навыками работы с литературой, подготовки устных сообщений и письменных работ.

Цели курса: дать студентам знания о проблемах политического управления и о реализующих его институтах, об институтах и процессах политического управления в России, научить их анализировать и оценивать политические решения и события в научно-практическом аспекте.
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные проблемы и процедуры политического управления, принципы функционирования реализующих его институтов, порядок и условия принятия политических решений, методологию ситуационного анализа политических решений, событий и процессов.
Уметь: применять полученные знания в политическом анализе, в деятельности политических и общественных организаций.
Практические навыки: умение анализировать политические процессы и события, выявлять их системные основы и оценивать возможные последствия.
Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы:

  • Руководителей и организаторов политических и общественных организаций.

  • Государственных и муниципальных служащих.

  • Политических аналитиков и политологов-исследователей любого профиля.




  • Данной программой предусматривается:

  • Лекционные занятия;

  • Семинарские занятия;

  • Самостоятельная работа;

  • Эссе;

  • Зачет




  • В самостоятельную работу студента входит:

  • Подготовка (по желанию студента) устных докладов и их обсуждение на семинарах.

  • Подготовка в обязательном порядке эссе.


Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практические

занятия







1

Интернет: история, современность, перспективы

17

5

2

10

2

Особенности Рунета

17

5

2

10

3

Политическая и общественная активность в Рунете

25

6

4

15

4

Интернет как новый канал получения информации об обществе

22

5

2

15

5

Мониторинг настроения общества путем содержательного анализа и контент-анализа форумов и блогов


18

6

2

10

6

Он-лайн опросы

27

5

2

20

7

Бизнес и Интернет. Он-лайновые исследования для маркетинговых задач


17

5

2

10

8

Формирование общественного мнения в Интернете

19

5

2

12

ИТОГО

162

42

18

102



Формы контроля:


  • Текущий контроль – посещение лекций, заслушивание, обсуждение и оценка

устных докладов на семинарских занятиях.

  • Итоговый контроль – зачет



Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Посещаемость лекций

  • Работа на семинарских занятиях (участие в дискуссиях)

  • Эссе

  • Зачет

Алгоритм формирования промежуточной и итоговой оценки таков:



  • вес посещаемости лекций W посещаемость лекций = 0,1

  • вес работы на семинарах W работа на семинарах = 0,3

  • эссе W эссе = 0,4

  • ответ на зачете W ответ на зачете = 0,2

Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть сумма четырех оценок в десятибалльной шкале за посещаемость лекций (О посещаемость лекций.), работу на семинарах (О работа на семинарах), эссе (О эссе) и ответ на зачете (О ответ на зачете):


Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W работа на семинарах х О работа на семинарах ) + (W эссе х О эссе) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)
Зачет получают студенты, набравшие четыре или более четырех баллов (Орез ≥ 4)

Обязательные требования к эссе:
Эссе представляются в форме письменного текста. а также в форме презентаций, которые демонстрируются на семинарских занятиях Обязательные требования к эссе:

  • наличие собственной точки зрения и умение аргументировано ее отстаивать;

  • ясность и четкость изложения;

  • глубина исследования проблемы и полнота раскрытия темы;

  • творческий подход и оригинальность выводов;

  • репрезентативность и богатство фактологического материала;

  • четкая структурированность материала, которая предполагает обязательное наличие введения и заключения;

  • грамотное оформление научно-справочного аппарата:

  • навыки дизайна при подготовки презентации в электронном виде

а) обязательной частью эссе является список источников и литературы;

б) использование чужих текстов только в виде цитат, которые выделяются кавычками и имеют ссылки на первоисточник.




Содержание программы
Тема 1. Интернет: история, современность, перспективы
Возникновение Интернета. Основные этапы развития глобальной Сети. Принципы функционирования Интернета. Сеть на современном этапе. Возможности Интернета. Юрисдикция Интернета. Цензура в Интернете. Субкультуры в Интернете.

Феномен социальных сетей. Блоги как новый тип средств массовой информации. Возможности интерактивной связи.

Социальные последствия развития Интернета. Влияние на работу государственных органов. Теории «электронной демократии».

Проблема интернет-зависимость, негативное воздействие переизбытка информации. Влияние Интернета на молодое поколение. Перспективы развития Интернета.


Основная литература:
Зубрилин А. А. Интернет: технологический и социальный аспекты // Информатика и образование. - 2001. - № 7. - С. 53-62)
Дополнительная литература
Валентинов А. Психологический портрет в Интернете // Российская газета. - 2002. - 21.06.

Зубрилин А. А., Александрова Р. И. Эмигрировавшие в Интернет // Человек. - 2002. - № 4. - С. 131-137

Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде //2-ая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. Москва, 12-14 апреля 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 240 – 245

Треанор П. Интернет как гиперлиберализм // http://www.russ.ru/jornal/netcult/98-12-03/treanor.htm.

Couper Mick P. Web Surveys // Rev. of Issues and Approaches Public Opinion Quarterly. 2000. Vol. 64. P. 464 - 494

Тема 2. Особенности Рунета
Рунет – русскоязычный сектор глобальной Сети. Распространение Интернета в в России. Статистика и динамика развития Рунета на современном этапе. Территориальная распространенность. Анализ социально-демографического состава российской Интернет-аудитории. Собирательный портрет российского пользователя Интернета.

Вопросы правового регулирования. Рунет и органы государственной власти. Концепция «электронного правительства», проблемы ее реализации. Понятие «информационного общества». Задача перехода России к информационному общест­ву. Обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; информационно-технологическая поддержка систе­мы государственной власти и управления, политических партий и общест­венных движений. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»


Основная литература:
Готовность России к информационному обществу: Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития: Аналитический доклад / Под ред. С.Б. Шапошника. М.: Изд-во ИРИО, 2004
Дополнительная литература
Иванов С.А. Социология петербургского Интернета // Санкт-Петербург в зеркале социологии /Под ред. В.В. Козловского. - СПб.: Социологич. об-во им. М.М. Ковалевского, 2003. С. 116 – 135

Интернет в России Ч. 1/ НИС страна.RU; Фонд "Общественное мнение". М., 2000



Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.


Тема 3. Политическая и общественная активность в Рунете
Традиционные и электронные средства массовой информации в Рунете. Сайты основных политических партий и общественных движений. Политическая борьба в Рунете. Использование Интернет-технологий в избирательны кампаниях.

Русскоязычные социальные сети. «Живой журнал», «В контакте», «Одноклассники» и т.д.

Интернет-сообщества и технологии, с помощью которых они формируются: веб-форумы, блоги и блог-платформы, чаты и т.д.

Русскоязычная блогосфера. Рейтинги блогов. Конкуренция с традиционными СМИ. Блоги политиков и журналистов. Политика в виртуальном пространстве как альтернативная реальность, причина такого положения.

Интернет-сообщества, исповедующие экстремистские взгляды, их классификация, статистика. Основные методы пропаганды и агитации.
Основная литература:
Белинис Л. Электронная демократия: политика в условиях глобальной коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - №4.- С. 67-81
Дополнительная литература
Интернет и российской общество. М.: Гендальф, 2002

Лосенков О.И. Политические Интернет-технологии в деятельности политических партий современной России Черкесск - 2006

Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. №

Тема 4. Интернет как новый канал получения информации об обществе
Социологические исследования в Интернете. Вопросы социологии Интернета. Появление новых форм социального взаимодействия внутри Сети и разработка новых алгоритмов и методов их изучения.

Психологические исследования Интернет-аудитории, изучение особенности группового взаимодействия в Рунете, закономерности формирования и характеристики функционирования виртуальных общностей, вероятность возникновения зависимости от Интернета, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в виртуальном пространстве. Изучение степени готовности общества и его конкретных представителей воспринять происходящие перемены, воспользоваться новыми возможностями, открывающимися по мере внедрения современных информационно-коммуникационных технологий. Особенности изучения сетевого поведения и отношения пользователей сети к технологическим и социокультурным аспектам развития Интернета. Изучение социальных и политических установок, в том числе электоральных предпочтений, отношения к региональным проблемам, международной политике и прочее.

Исследовательские группы, реализующие свои программы изучения российской аудитории Интернета. Эмпирическая основа этих исследований; основные результаты, касающиеся отношения пользователей к Интернет- ресурсам и проектам, предпочтений и запросов.
Основная литература:
Морозов И.Л. Политический экстремизм и Интернет // Материалы секции "Политическая коммуникация" Третьего всероссийского конгресса политологов 28 - 29 апреля 2003 г. - М. - Улан-Удэ, 2003. - С. 302-308.
Дополнительная литература
Гуторов В.А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии // Интернет и современное общество. Всерос. науч.-метод. конф. Санкт-Петербург, 8–11 декабря 1998 г.: тез. докл. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1998. С. 29–34
Тема 5. Мониторинг настроения общества путем содержательного анализа и контент-анализа форумов и блогов
Проблема выявления круга общественно значимых форумов, дискуссионных групп и блогов. Различные рейтинги блогов и их недостатки. Содержательный анализ мнений, высказанных на форумах. Влияние политической ориентации форума на мнение участников дискуссии. Общероссийские и региональные форумы. Интерпретация «информационного шума» в дискуссии. Суть методики контент-анализа. Количественный и качественный анализ. Формирование выборочной совокупности сообщений. Выделения смысловых единиц для анализа, определение единиц счета. слов и словоочетаний или знаков. Метод Q-сортировки и шкалирование методом парного сравнения. Компьютерные программы, применяемые для конент-анализа. Описательные и прогностические задачи контент-анализа.
Основная литература:

Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры ( http://www.psyfactor.org/lib/k-a.htm)
Дополнительная литература

Манекин Р.В. Контент-анализ, как метод исторического исследования. — Донецк: Информсервис, 1991.

Holsti O. R. Content analysis for the social sciences and humanities. — Reading, Mass, etc., 1969.

Тема 6. Он-лайн опросы
Он-лайн опросы как развитие традиционных опросов. Отличие он-лайн опросов от квартирных, телефонных и почтовых опросов. Практика он-лайн опросов за рубежом. Программное обеспечение, позволяющее преобразовывать полученные от респондентов ответы в массив данных, готовых к обработке с помощью специальных статистических методов. Методы опросов, основанные вероятностной выборке. Опрос посетителей сайта, отобранных по принципу случайной выборки, комплектование выборки из специально созданной базы данных о респондентах. Случайная выборка пользователей.

Преимущества и дополнительные возможности эмпирических исследований, осуществляемых с помощью Сети. Экономичность он-лайн опросов. Большой объем выборки, быстрота опроса, возможность осуществление в краткие сроки широкомасштабных он-лайн исследований. Широта охвата возможность изучения разнообразных социальных групп и сообществ, маргинальных и криминальных групп населения; ориентация на специфические выборки; релевантность (самостоятельность); высокий уровень доверия; широта охвата предметных полей; организационная гибкость; использование элементов мультимедиа; возможность последующей коммуникации с респондентами; возможности автоматического сбора дополнительной информации о респонденте.

Недостатки и ограничения интернет-исследований. Проблема смещения выборки. Отсутствие данных о генеральной совокупности Сложность с обеспечением репрезентативности он-лайн опросов. Стихийность выборки. Подвижность, изменчивость социального пространства в Интернете. Опасность дезинформации исследователя, неоднократное участие в опросе, намеренное искажение данных. Коммуникационные проблемы. Возможна неверная интерпретация респондентами отдельных вопросов анкеты. Возможные пути преодоления недостатков он-лайн опросов.
Основная литература:
Докторов Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп. 2000. №4.

Докторов Б. Из XVII столетия в наступивший век: к становлению пост-гэллаповских опросных технологий // Телескоп. 2003. № 2.
Дополнительная литература

Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения (http://club.fom.ru/entry.html?entry=1841)



Тема 7. Бизнес и Интернет. Он-лайновые исследования для маркетинговых задач

Исследование потребительских установок и поведения на различных рынках товаров и услуг. Изучение потребительских интересов специальных групп (территориальных, демографических и социокультурных). Зарубежный опыт. Панель потенциальных респондентов. Принципы формирования панели методом случайного отбора. Материальное и моральная стимулирование респондентов. Система поддержки панели. Тестирование товаров, услуг, брендов. Использование социальных медиа для продвижения брендов и товаров. Привлечение внимания к корпорация через социальные сети. Расширение покупательской аудитории. Особенности и перспективы проведения рекламных кампаний в Сети. Взаимодействие с аудиторией социальных сете через опросы и исследования.



Основная литература:

Главные социальные медиа с точки зрения маркетологов (http://www.mediarevolution.ru/advertiser/brands/1960.html)



Дополнительная литература

Влияйте на "лидеров мнений"


http://www.mediarevolution.ru/audience/perception/517.html
Холлис Томасез Рекламодатели боятся запутаться в социальных сетях

http://www.mediarevolution.ru/advertiser/creative/306.html
Тема 8. Формирование общественного мнения в Интернете
От изучения к формированию общественного мнения в Интернете. Глобальная Сеть как самая демократичная и быстрорастущая система доступа к электорату, новые формы предвыборной агитации, выгодно отличающиеся от привычных средств. Интерактивное общение кандидатов с избирателями. Зарубежный опыт. Российский опыт использование информационных технологий в политическом пространстве. Спектр новых информационных угроз, осуществляемых с помощью специально подобранной системы информации и направленных на дестабилизацию общества. Угроза манипулирования общественным сознанием, политическими установками и ориентациями различных социальных групп. Виртуальная реальность и современная политическая действительность. Информационные войны в Интернете. Концепция теледемократии, призванной нивелировать зависимость граждан от политических посредников. Дискуссия относительно перспектив Интернета в по­литической сфере.

Основная литература:

Шилин И., Ющук Е. Выявление манипулированием общественным мнением на Интернет-форумах )http://ci-razvedka.ru/Find-a-manipulation-at-forums.html)
Дополнительная литература

PR-технологии в информационном обществе // Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. 25–26 февраля 2006 г. СПб.: Изд-во политехнического университета, 2006. 216 с.



Быков И.А. Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005;

Пеньков И.А. Обеспечение информационной безопасности РФ в глобальной сети Интернет: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005;

Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. — Коммерсантъ. — М.: 2000

Шевченко И.А. Политические Интернет-технологии в трансформирующемся обществе: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2005 и др.

Темы эссе

(не более 10 страниц)


  1. Основные этапы развития Интернета и Рунета

  2. Феномен социальных сетей.

  3. Блоги и блоггеры в Рунете

  4. Проблема интернет-зависимость

  5. Россия и «информационное общество»

  6. Стереотипы создания и восприятия социальных объектов в виртуальном пространстве

  7. Изучение социальных и политических установок путем мониторинга блогосферы

  8. Изучение электоральных предпочтений на материале Интернет-форумов

  9. Метод контент-анализа в интернет-исследованиях

  10. Особенности он-лайн опросов за рубежом

  11. Практика он-лайн опросов за рубежом

  12. Исследование установок и поведения потребителей через социальные сети

  13. Изучение потребительских интересов специальных групп в социальных сетях

  14. Рынок Интернет рекламы

  15. Информационные войны в Интернете


Вопросы к зачету


  1. Возникновение и развитие Интернета

  2. Интернет и информационное общество

  3. Основные тенденции и перспективы развития Интернета

  4. Особенности социологические исследования в Интернете

  5. Типология онлайновых опросов

  6. Недостатки онлайновых опросов и пути их преодоления

  7. Панели. Экспертные панели.-

  8. Понятие «социальная сеть».

  9. Изучение социальных сетей до эры Интернета. Социограммы.

  10. Феномен популярности социальных сетей

  11. Позитивное и негативное воздействие социальных сетей на общество

  12. Крупнейшие мировые социальные сети

  13. Российские социальные сети

  14. Блоги как альтернативные СМИ

  15. Блогосфера и ее особенности

  16. Сетевые СМИ и интернет-журналистика

  17. Политические партии в Интернете

  18. Политическая борьба в Сети. Веб-бригады.

  19. Экстремистские организации в Интернете

  20. Блоги зарубежных политиков

  21. Блоги российских политико

  22. Организация избирательной кампании в Интернете

  23. Интернет и проблема формирования гражданского общества в России

  24. Интернет реклама. Виды, тенденции, перспективы.

  25. Религиозные организации в Рунете

  26. Секты в Рунете

  27. Проблема цензуры и самоцензуры в Интернете

  28. Язык Интернета

  29. Корпоративные блоги, их влияние на имидж корпорации

  30. Принципы работы поисковых машин

  31. Поисковые запросы как материал для характеристики состояния общества

  32. Анализ и интерпретация результатов поисковых запросов для характеристики состояния общества

  33. Проблемы оптимизации Интернет-ресурсов. «Белая» и «черная» оптимизация

  34. Перспективы мобильного Интернета

  35. Контент-анализ, сфера его применения

  36. Виды конент-анализа. Содержательный контент-анализ

  37. Контент-анализ. Способы ранжирования. Шкалирование методом парного сравнения

  38. Работа с базами данных. «Интегрум» и другие архивы открытой информации


Автор программы______________________________ С.А.Степанов
Каталог: data -> 2009
2009 -> Современная психология: формы интеллектуальной жизни
2009 -> Психология личности: в парадигме жизненных отношений
2009 -> Психология индивидуальности
2009 -> Монография издательство «Академический проект»
2009 -> Рефлексия личности в культуре
2009 -> Особенности
2009 -> Виктор Дольник
2009 -> Учебный план по Естественнонаучной апологетике для I курса Семинарии
2009 -> Программа дисциплины Основы экзистенциальной психотерапии для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра
2009 -> Конкурсу Научного Фонда гу-вшэ «Учитель-Ученики»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница