Программа дисциплины по специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»



Скачать 497,4 Kb.
страница1/3
Дата22.02.2016
Размер497,4 Kb.
#10972
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное


учреждение высшего

профессионального образования

«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(ВГУЭС)

МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебная программа дисциплины

по специальности

100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014



ББК 65.49

Учебная программа дисциплины «Методы научных исследований» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Предназначена студентам специальности 100103.65 «Социально- культурный сервис и туризм»

Составители:

Н.В. Щеникова, д-р техн. наук, профессор, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса,

Дацун В.М., д-р техн. наук, профессор кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса


Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5.

Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС

© Издательство

Владивостокский государственный

университет экономики и сервиса, 2014


ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях важнейшим аспектом подготовки специалистов для сферы сервиса и туризма является формирование у них таких качеств как самостоятельность и культура научного мышления, способность вести научную и профессиональную деятельность по завершению обучения, а также навыков постановки целей и задач при разрешении проблемных ситуаций в профессиональной сфере.

Для успешности работы и удовлетворенности работодателя и работника, выпускники, приступая к работе, должны иметь полную информацию о всех, в том числе новейших достижениях в своей области и обладать достаточно глубокими знаниями соответствующих фундаментальных наук, уметь все это применить к делу.

Одним из основных средств, способствующих повышению качества подготовки специалистов нового тысячелетия и отвечающих требованиям современности, является широкое привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Научная работа в вузах призвана обеспечивать развитие у студентов творческого мышления, навыков проведения самостоятельных научных исследований и организацию научной работы. Это должно способствовать активизации участия студентов (специалистов) в разработке наиболее актуальных научных проблем и внедрение результатов в практику. Научные исследования студентов (специалистов) направлены на получение, систематизацию и переработку знаний, на более углубленное познание законов и закономерностей развития науки, а также на дальнейшее воплощение научных знаний в техническом, технологическом или организационном применении.

Занимаясь научными исследованиями, будущий специалист развивает творческие способности, получает знания, навыки в исследовательской работе, умение анализировать информационный и экспериментальный материал, осваивает современные методы исследований. Наука и высшее образование являются взаимосвязанными процессами.

Уместно напомнить мысль академика А.Б. Мигдал: «В качестве показателя национального богатства выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».

Особое место дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено современными тенденциями в социально-культурной сфере и туризме.

Изучение курса «Методы научных исследований» неразрывно связано с дисциплинами, формирующими у студентов профессиональные знания. К таким дисциплинам относятся: «География туризма», «Технология продаж услуг туристкой деятельности», «Технология и организация гостиничных услуг», «Бизнес планирование в туризме и индустрии гостеприимства». Курс очень тесно связан и опирается на ранее изучаемые дисциплины, как «Концепция современного естествознания», «Философия», «География туризма», «Основы туризма», «Краеведение» и др.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и разработана на основе учебного плана специальностей «Социально-культурный сервис и ту- ризм», «Туризм», по направлению подготовки «Туризм».




1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цель и задачи учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является на базе теоретико-практических знаний обеспечить принятия научно-обоснованных решений при выполнении профессиональных задач.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:



формирование у будущих специалистов научного способа мышления и восприятия естественнонаучной картины мира, а также представления об основных составляющих процесса научных исследований и разработок;

приобретение комплекса знаний о методологии научного познания и творчества;

ознакомление с принципиальными основами планирования и организации научной работы по актуальным направлениям социально- культурного сервиса и туризма;

овладение навыками проведения социологических исследований; приобретение навыков по обработке и интерпретации результатов научных исследований;



заложить теоретические основы и умения использования новых методов планирования, прогнозирования с целью обеспечения эффективной деятельности предприятия.

Перечень компетенций, приобретаемых в процессе изучения дисциплины

В процессе изучения дисциплины формируются следующие профессиональные компетенции:


  • оперативно ориентироваться в потоке быстро изменяющейся научной информации;

  • обосновывать направления научного поиска;

  • формировать цель и задачи исследования;

  • осуществлять сбор и обработку научной информации;

  • проводить сбор первичной информации различными методами и осуществлять обработку полученных данных;

  • оценивать эффективность научных исследований;

  • применять полученные знания при решении профессиональных задач, используя современные научные методы.


1.2 Основные виды занятий и особенности

их проведения
Изучение дисциплины «Методы научных исследований» предусматривает по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» 80 часов общего объема, в т.ч. 34 часа аудиторных, из них 17 часов отводится на лекционный курс, 17 часов на практические занятия и 46 часов на самостоятельную работу студентов.

Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области обоснования применения методов исследования потребительского рынка.

Студенты в период изучения дисциплины занимаются самостоятельной работой, результатом которой является презентация научного сообщения по актуальной проблеме социально-культурной сферы и туризма. Она предполагает приобретение и закрепление студентами навыков самостоятельного научного исследования, работы с профессиональной литературой, периодическими изданиями и другими источниками информации, сбора и обработки фактического материала, его анализа, умения делать выводы применительно к конкретно разрабатываемой проблеме.

Студенты заочной формы обучения в межсессионный период выполняют контрольную работу.


1.3 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Знания студентов, уровень сформированности компетенций оцениваются на каждом практическом занятии. Баллы за текущую и промежуточную аттестации суммируются. Проведение промежуточной (семестровой) аттестации – зачета проходит в форме электронного тестирования.

Обязательным условием допуска студента к зачету является подготовка научного реферата и презентации результатов научного исследования в соответствии с закрепленной темой.



1.4 Техническое и программное обеспечение

дисциплины
Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной видеоаппаратурой. Практические занятия проводятся в учебных лабораториях кафедры с использованием видео- и аудиоаппаратуры, учебных наглядных пособий. Самостоятельная работа включает в себя работу в библиотеке и медиаклассе, проведение научных исследований в области сервиса и туризма.
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Введение. Роль науки в современном обществе.

Наука – производительная сила современного общества. Роль науки в реализации социально-экономических программ общества. Значение науки в формировании современного специалиста. Научные направления в сфере социально-культурного сервиса и туризма.


Тема 2. Наука, ее аспекты и функции.

Наука и ее функции (мировоззренческая, социальная, описательная, объяснительная, обобщающая, предсказательная, нормативная).

Аспекты науки. Структурные элементы науки. Фундаментальные и прикладные научные исследования, твердо установленные факты, закономерности, теории и др. Эволюция науки.
Тема 3. Методология научных исследований.

Понятие, сущность методологии. Структура методологического ап- парата. Методологические принципы научно-исследовательских работ: объективность; принцип единства; системность изучения; принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Уровни методологического анализа и методологические подходы к изучению объекта (структурный, структурно-функциональный, системный).


Тема 4. Методы научных исследований.

Метод: сущность и понятия, классификация методов исследований. Функции методов исследования. Требования, предъявляемые к научному методу: детерминированность; заданность; экономичность; ясность и эффективная распознаваемость, воспроизводимость и обучаемость.

Фундаментальные исследовательские подходы: исторические, логические, качественные, количественные, натурные, модельные, комплексные, системные (структурные и функциональные подходы).

Объект и предмет исследований. Структура предмета: история объекта; свойства, качества и закономерности развития предмета; логический аппарат и методы формирования предмета.


Тема 5. Методы и их классификация.

Метод, сущность, требования к методу. Классификация методов и их характеристика.

Специальные методы исследования частной науки: математической статистики, оптимизации, технико-экономического анализа, математические и другие.
Тема 6. Методы исследования потребителей социально-культурных услуг и услуг туризма.

Методы исследований в социально-культурной сфере и туризме: институциональный метод; метод, основанный на изучении туристского продукта: исторический; управленческий; экономический; социологический; географический; междисциплинарный; системный.

Методы сбора первичных данных: метод опроса (фактический опрос, объяснительный опрос). Опрос потребителей услуг: личное, групповое интервьюирование, опрос по телефону, почте; преимущества и недостатки. Требования к разработке анкет (опросный лист): состав, размер выборки, тип вопросов. Методы определения участников выборки.
Тема 7. Статистические методы исследования в социально-культурной сфере и туризме.

Методы статистического наблюдения в туризме: отчетность; переписи, единовременные учеты; обследования сплошного и несписочного характера. Виды статистического наблюдения: времени регистрации фактов; охватывания совокупности.


Тема 8. Система научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в вузе.

Цель задачи и предмет НИРС. Основные формы НИРС в учебном процессе и во внеучебное время: УИРС, участие студентов в выполнении госбюджетной, хоздоговорной тематики, грантов и по договорам творческого сотрудничества, подготовка научных рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Выполнение индивидуальных заданий в период прохождения всех видов практики и другие формы. Руководство в планировании НИРС в вузе. Виды индивидуальной и коллективной научно-исследовательской работы. Творческие молодежные коллективы. Принципы организации и планирования научной работы студентов. Участие студентов в научных конференциях, выставках, олимпиадах, конкурсах. Научные публикации студентов. Формы поощрения студентов за успехи в научно-исследовательской работе.


Тема 9. Выбор научного направления и темы НИР.

Ретроспективный анализ научной проблемы.

Подходы к выбору темы научной работы студента. Критерий и порядок выбора темы студентами: народнохозяйственная задача, перспективность, уровень исследований, практическое использование результатов, соответствие профилю обучения студента, связь с тематикой НИР вуза, использование результатов в курсовых и дипломных разработках, затраты труда и времени и другие.

Методы проведения ретроспективного анализа научной проблемы. Традиционные методы: информационные и аналитические обзоры опубликованной информации.

Понятие об информационно-логической модели научной проблемы. Стадии цикла научных исследований и разработок: фундаментальные исследования, теоретико-прикладные исследования, практические разработки, промышленное получение, потребление.
Тема 10. Обработка и интерпретация результатов исследования.

Критерии достоверности научных результатов. Методы обработки экспериментальных данных. Применение информационных технологий при обработке результатов эксперимента.

Рациональные методы графического изображения экспериментальных данных.

Общие требования и правила оформления отчетов о научно-исследовательской работе. Виды отчетов о НИР: курсовые и дипломные работы, отчеты о НИРС, разделы отчетов о практике и др.

Требования к оформлению списка использованной литературы.
Тема 11. Понятие об оценке эффективности и качества результатов НИР.

Виды ожидаемого эффекта от использования в научно м хозяйстве результатов НИР: научно-технический, экономический, информационный, социальный и другие. Подходы к оценке эффективности. Показатели эффективности и качества НИР. Коллективное обсуждение, научная дискуссия, рецензирование как формы оценки качества результатов НИР.



2.2 Перечень тем практических занятий
1. Роль науки в современном обществе

Наука, ее сущность и функции.

Исторические аспекты развития науки.

Туризм как метод научного познания.

Предмет и место дисциплины в формировании специалиста.
2. Инновации – ключевой аспект развития современного общества.

Инновация: сущность и понятие.

Формирование инновационных подходов в социально-культурной сфере и туризме.

Инновации в туристской деятельности.

Инновации в туристском образовании.
3. Методология научно-исследовательской работы.

Методология и ее сущность.

Принципы методологии. Объект и предмет исследования. Методологические подходы при изучении объектов (предмета)

исследования.


4. Современные методы научных исследований в социально- культурном сервисе и туризме.

Методы и их классификация.

Методы исследования рынка услуг.

Методы научных исследований в индустрии туризма и гостепри- имства.

Требования, предъявляемые к научным методам.
5. Роль статистических методов в развитии туризма и индустрии гостеприимства.

Статистика, сущность и понятия.

Методика сбора статистических данных.

Обработка статистических данных.

Формы статистического учета в индустрии туризма и гостеприимства.
6. Практика сбора первичной информации.

Метод сбора первичной информации.

Методические и организационные требования к разработке анкет.

Разработка опросных листов.

Методы обработки социологических исследований.

Презентация и защита научной работы.

Презентация и защита научной работы.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении дисциплины необходимо, чтобы освоение студентами теории дополнялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Для студентов в качестве выходного проекта предусмотрена подготовка научного реферата.

Работа над рефератом начинается с выбора студентом научной темы, примерный перечень которых представлен в данной программе. Выбор темы желательно согласовывать с темой курсовой работы по дисциплинам учебного плана.

После выбора темы студент должен приступить к изучению всей совокупности информационного материала по теме. Весь собранный материал должен быть проклассифицирован, критически проанализирован, синтезирован, на основании чего составляется план реферата.

Поскольку большинство тем рефератов связано с исследованием потребностей услуг в сфере социально-культурного сервиса и туризма, то каждому студенту предстоит разработать анкету и осуществить социологические исследования по теме научного направления.

Важным этапом работы над рефератом является его написание. При написании реферата пользуются научной речью, имеющей ряд особенностей. Язык научного реферата должен быть формально-логическим, конкретным, точным (отсутствия двойного толкования), доступным и доходчивым. Язык реферата должен быть без излишней детализации и речевой избыточности, исключать индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность, упоминание субъекта, особенно первого лица единственного числа («я»).

В реферате внимание должно быть сконцентрировано на главном, он должен иметь смысловую законченность, целостность и связанность.



Реферат должен включать разделы:

  • титульный лист (приложение);

  • аннотация;

  • содержание;

  • введение;

  • теоретический;

  • аналитический;

  • практический;

  • выводы и рекомендации;

  • список используемой литературы; приложения.


3.1 Примерная тематика научных рефератов


  1. Разработка методических подходов к оценке качества санаторно- курортных услуг.

  2. Формирование единой концепции развития региона Дальнего Востока как туристского, курортного и делового центра.

  3. Позиционирование регионального продукта Дальнего Востока в системе национального и международного турпродукта с учетом специализации.

  4. Исследование спроса населения на туристские услуги.

  5. Рынок туристских услуг: состояние и тенденции.

  6. Стратегия развития рекреационных зон.

  7. Выставочная деятельность и ее регулирование.

  8. Развитие инфраструктуры туризма в г.Владивостоке.

  9. Фестивали в городах России – привлекательный туристский продукт и эффективное средство продвижения регионов на внутренних и зарубежных туристских рынках.

  10. Оценка социально-экономической эффективности внутреннего туризма региона (Приморский край).

  11. Туристские ресурсы Приморского края.

  12. Рекреационное использование особо охраняемых природных территорий Приморского края.

  13. Экологический менеджмент в индустрии туризма и гостеприимства.

  14. Рекреационные ресурсы городов России и пути их освоения.

  15. Методология планирования развития туризма в регионе (Приморский край).

  16. Паблик рилейшнз (РR) в развитии туризма.

  17. Развитие сервисных услуг на транспорте.

  18. Рекреационное зонирование Приморского края на основе рекреационных ресурсов.

  19. Исследование спроса при разработке турпродукта как метод повышения эффективности деятельности предприятия.

  20. Анализ клубной деятельности в г.Владивосток.

  21. Обеспечение безопасности на предприятиях размещения.

  22. Исследование деятельности службы приема и размещения (СпиР) в гостиничных предприятиях.

  23. Оценка и создание базы данных объектов культурного наследия.

  24. Спортивно-оздоровительный туризм на Дальнем Востоке: состояние и тенденции.

  25. Экономико-географические особенности развития региона.

  26. Роль персонала в создании положительного имиджа предприятия.

  27. Научное обоснование создания единой туристско-рекреационной системы Приморья.

  28. Сельский туризм: мировая практика и современный российский опыт.

  29. Развитие туристской дестинации на основе сельского туризма.

  30. Зарубежные модели развития сельского туризма.

  31. Роль муниципальных образований в развитии туризма.

  32. Управление региональным туристским комплексом на основе оценки и прогнозирования эффектов туризма.

  33. Инновационные подходы к стратегическому управлению региональным туризмом.

  34. Виртуальный туризм: проблемы становления и перспективы развития.

  35. Региональные исследования природного и культурно-исторического рекреационного потенциала территории.

  36. Туристско-рекреационный потенциал муниципальных образований Приморского края.

  37. Региональные особенности туристского спроса.

  38. Состояние и перспективы развития этнографического туризма в Приморском крае.

Обоснование концепции регионального туристского маркетинга

  1. Формирование системы статистического учета, обработки и анализа статистических данных по туризму.

  2. Разработка систем и технологий обеспечения безопасности в туризме.

  3. Прогнозирование и регулирование туристских потоков на осно- ве наиболее эффективных моделей развития туризма и рекреационной сферы.




График выполнения научного реферата

№ п/п

Вид работы



Срок исполнения (день)

1


Выбор научного направления. Объект и пред- мет исследования

5

2


Подбор научного (информационного) материа- ла (библиография)

20


3

Подготовка плана научной работы

3

4


Описание (сбор фактов и группировка) инфор- мационного материала

15

5


Разработка анкеты и проведение социологиче- ского исследования по теме научного направ- ления

20

6


Логико-аналитический анализ фактического материала (количественного и качественного)

5

7


Обработка экспериментальных данных. Написание научного сообщения (доклада)

10


8

Оформление и сдача работы на кафедру

3

9

Публичная защита научной работы





Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 497,4 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница