         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
(ВГУЭС)
МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебная программа дисциплины
по специальности
100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014
ББК 65.49
Учебная программа дисциплины «Методы научных исследований» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.
Предназначена студентам специальности 100103.65 «Социально- культурный сервис и туризм»
Составители:
Н.В. Щеникова, д-р техн. наук, профессор, кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса,
Дацун В.М., д-р техн. наук, профессор кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса
Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5.
Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС
© Издательство
Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса, 2014
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях важнейшим аспектом подготовки специалистов для сферы сервиса и туризма является формирование у них таких качеств как самостоятельность и культура научного мышления, способность вести научную и профессиональную деятельность по завершению обучения, а также навыков постановки целей и задач при разрешении проблемных ситуаций в профессиональной сфере.
Для успешности работы и удовлетворенности работодателя и работника, выпускники, приступая к работе, должны иметь полную информацию о всех, в том числе новейших достижениях в своей области и обладать достаточно глубокими знаниями соответствующих фундаментальных наук, уметь все это применить к делу.
Одним из основных средств, способствующих повышению качества подготовки специалистов нового тысячелетия и отвечающих требованиям современности, является широкое привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Научная работа в вузах призвана обеспечивать развитие у студентов творческого мышления, навыков проведения самостоятельных научных исследований и организацию научной работы. Это должно способствовать активизации участия студентов (специалистов) в разработке наиболее актуальных научных проблем и внедрение результатов в практику. Научные исследования студентов (специалистов) направлены на получение, систематизацию и переработку знаний, на более углубленное познание законов и закономерностей развития науки, а также на дальнейшее воплощение научных знаний в техническом, технологическом или организационном применении.
Занимаясь научными исследованиями, будущий специалист развивает творческие способности, получает знания, навыки в исследовательской работе, умение анализировать информационный и экспериментальный материал, осваивает современные методы исследований. Наука и высшее образование являются взаимосвязанными процессами.
Уместно напомнить мысль академика А.Б. Мигдал: «В качестве показателя национального богатства выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».
Особое место дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено современными тенденциями в социально-культурной сфере и туризме.
Изучение курса «Методы научных исследований» неразрывно связано с дисциплинами, формирующими у студентов профессиональные знания. К таким дисциплинам относятся: «География туризма», «Технология продаж услуг туристкой деятельности», «Технология и организация гостиничных услуг», «Бизнес планирование в туризме и индустрии гостеприимства». Курс очень тесно связан и опирается на ранее изучаемые дисциплины, как «Концепция современного естествознания», «Философия», «География туризма», «Основы туризма», «Краеведение» и др.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и разработана на основе учебного плана специальностей «Социально-культурный сервис и ту- ризм», «Туризм», по направлению подготовки «Туризм».
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цель и задачи учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является на базе теоретико-практических знаний обеспечить принятия научно-обоснованных решений при выполнении профессиональных задач.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
формирование у будущих специалистов научного способа мышления и восприятия естественнонаучной картины мира, а также представления об основных составляющих процесса научных исследований и разработок;
приобретение комплекса знаний о методологии научного познания и творчества;
ознакомление с принципиальными основами планирования и организации научной работы по актуальным направлениям социально- культурного сервиса и туризма;
овладение навыками проведения социологических исследований; приобретение навыков по обработке и интерпретации результатов научных исследований;
заложить теоретические основы и умения использования новых методов планирования, прогнозирования с целью обеспечения эффективной деятельности предприятия.
Перечень компетенций, приобретаемых в процессе изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины формируются следующие профессиональные компетенции:
-
оперативно ориентироваться в потоке быстро изменяющейся научной информации;
-
обосновывать направления научного поиска;
-
формировать цель и задачи исследования;
-
осуществлять сбор и обработку научной информации;
-
проводить сбор первичной информации различными методами и осуществлять обработку полученных данных;
-
оценивать эффективность научных исследований;
-
применять полученные знания при решении профессиональных задач, используя современные научные методы.
1.2 Основные виды занятий и особенности
их проведения
Изучение дисциплины «Методы научных исследований» предусматривает по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» 80 часов общего объема, в т.ч. 34 часа аудиторных, из них 17 часов отводится на лекционный курс, 17 часов на практические занятия и 46 часов на самостоятельную работу студентов.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области обоснования применения методов исследования потребительского рынка.
Студенты в период изучения дисциплины занимаются самостоятельной работой, результатом которой является презентация научного сообщения по актуальной проблеме социально-культурной сферы и туризма. Она предполагает приобретение и закрепление студентами навыков самостоятельного научного исследования, работы с профессиональной литературой, периодическими изданиями и другими источниками информации, сбора и обработки фактического материала, его анализа, умения делать выводы применительно к конкретно разрабатываемой проблеме.
Студенты заочной формы обучения в межсессионный период выполняют контрольную работу.
1.3 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Знания студентов, уровень сформированности компетенций оцениваются на каждом практическом занятии. Баллы за текущую и промежуточную аттестации суммируются. Проведение промежуточной (семестровой) аттестации – зачета проходит в форме электронного тестирования.
Обязательным условием допуска студента к зачету является подготовка научного реферата и презентации результатов научного исследования в соответствии с закрепленной темой.
1.4 Техническое и программное обеспечение
дисциплины
Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной видеоаппаратурой. Практические занятия проводятся в учебных лабораториях кафедры с использованием видео- и аудиоаппаратуры, учебных наглядных пособий. Самостоятельная работа включает в себя работу в библиотеке и медиаклассе, проведение научных исследований в области сервиса и туризма.
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Введение. Роль науки в современном обществе.
Наука – производительная сила современного общества. Роль науки в реализации социально-экономических программ общества. Значение науки в формировании современного специалиста. Научные направления в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Тема 2. Наука, ее аспекты и функции.
Наука и ее функции (мировоззренческая, социальная, описательная, объяснительная, обобщающая, предсказательная, нормативная).
Аспекты науки. Структурные элементы науки. Фундаментальные и прикладные научные исследования, твердо установленные факты, закономерности, теории и др. Эволюция науки.
Тема 3. Методология научных исследований.
Понятие, сущность методологии. Структура методологического ап- парата. Методологические принципы научно-исследовательских работ: объективность; принцип единства; системность изучения; принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Уровни методологического анализа и методологические подходы к изучению объекта (структурный, структурно-функциональный, системный).
Тема 4. Методы научных исследований.
Метод: сущность и понятия, классификация методов исследований. Функции методов исследования. Требования, предъявляемые к научному методу: детерминированность; заданность; экономичность; ясность и эффективная распознаваемость, воспроизводимость и обучаемость.
Фундаментальные исследовательские подходы: исторические, логические, качественные, количественные, натурные, модельные, комплексные, системные (структурные и функциональные подходы).
Объект и предмет исследований. Структура предмета: история объекта; свойства, качества и закономерности развития предмета; логический аппарат и методы формирования предмета.
Тема 5. Методы и их классификация.
Метод, сущность, требования к методу. Классификация методов и их характеристика.
Специальные методы исследования частной науки: математической статистики, оптимизации, технико-экономического анализа, математические и другие.
Тема 6. Методы исследования потребителей социально-культурных услуг и услуг туризма.
Методы исследований в социально-культурной сфере и туризме: институциональный метод; метод, основанный на изучении туристского продукта: исторический; управленческий; экономический; социологический; географический; междисциплинарный; системный.
Методы сбора первичных данных: метод опроса (фактический опрос, объяснительный опрос). Опрос потребителей услуг: личное, групповое интервьюирование, опрос по телефону, почте; преимущества и недостатки. Требования к разработке анкет (опросный лист): состав, размер выборки, тип вопросов. Методы определения участников выборки.
Тема 7. Статистические методы исследования в социально-культурной сфере и туризме.
Методы статистического наблюдения в туризме: отчетность; переписи, единовременные учеты; обследования сплошного и несписочного характера. Виды статистического наблюдения: времени регистрации фактов; охватывания совокупности.
Тема 8. Система научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в вузе.
Цель задачи и предмет НИРС. Основные формы НИРС в учебном процессе и во внеучебное время: УИРС, участие студентов в выполнении госбюджетной, хоздоговорной тематики, грантов и по договорам творческого сотрудничества, подготовка научных рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Выполнение индивидуальных заданий в период прохождения всех видов практики и другие формы. Руководство в планировании НИРС в вузе. Виды индивидуальной и коллективной научно-исследовательской работы. Творческие молодежные коллективы. Принципы организации и планирования научной работы студентов. Участие студентов в научных конференциях, выставках, олимпиадах, конкурсах. Научные публикации студентов. Формы поощрения студентов за успехи в научно-исследовательской работе.
Тема 9. Выбор научного направления и темы НИР.
Ретроспективный анализ научной проблемы.
Подходы к выбору темы научной работы студента. Критерий и порядок выбора темы студентами: народнохозяйственная задача, перспективность, уровень исследований, практическое использование результатов, соответствие профилю обучения студента, связь с тематикой НИР вуза, использование результатов в курсовых и дипломных разработках, затраты труда и времени и другие.
Методы проведения ретроспективного анализа научной проблемы. Традиционные методы: информационные и аналитические обзоры опубликованной информации.
Понятие об информационно-логической модели научной проблемы. Стадии цикла научных исследований и разработок: фундаментальные исследования, теоретико-прикладные исследования, практические разработки, промышленное получение, потребление.
Тема 10. Обработка и интерпретация результатов исследования.
Критерии достоверности научных результатов. Методы обработки экспериментальных данных. Применение информационных технологий при обработке результатов эксперимента.
Рациональные методы графического изображения экспериментальных данных.
Общие требования и правила оформления отчетов о научно-исследовательской работе. Виды отчетов о НИР: курсовые и дипломные работы, отчеты о НИРС, разделы отчетов о практике и др.
Требования к оформлению списка использованной литературы.
Тема 11. Понятие об оценке эффективности и качества результатов НИР.
Виды ожидаемого эффекта от использования в научно м хозяйстве результатов НИР: научно-технический, экономический, информационный, социальный и другие. Подходы к оценке эффективности. Показатели эффективности и качества НИР. Коллективное обсуждение, научная дискуссия, рецензирование как формы оценки качества результатов НИР.
2.2 Перечень тем практических занятий
1. Роль науки в современном обществе
Наука, ее сущность и функции.
Исторические аспекты развития науки.
Туризм как метод научного познания.
Предмет и место дисциплины в формировании специалиста.
2. Инновации – ключевой аспект развития современного общества.
Инновация: сущность и понятие.
Формирование инновационных подходов в социально-культурной сфере и туризме.
Инновации в туристской деятельности.
Инновации в туристском образовании.
3. Методология научно-исследовательской работы.
Методология и ее сущность.
Принципы методологии. Объект и предмет исследования. Методологические подходы при изучении объектов (предмета)
исследования.
4. Современные методы научных исследований в социально- культурном сервисе и туризме.
Методы и их классификация.
Методы исследования рынка услуг.
Методы научных исследований в индустрии туризма и гостепри- имства.
Требования, предъявляемые к научным методам.
5. Роль статистических методов в развитии туризма и индустрии гостеприимства.
Статистика, сущность и понятия.
Методика сбора статистических данных.
Обработка статистических данных.
Формы статистического учета в индустрии туризма и гостеприимства.
6. Практика сбора первичной информации.
Метод сбора первичной информации.
Методические и организационные требования к разработке анкет.
Разработка опросных листов.
Методы обработки социологических исследований.
Презентация и защита научной работы.
Презентация и защита научной работы.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении дисциплины необходимо, чтобы освоение студентами теории дополнялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Для студентов в качестве выходного проекта предусмотрена подготовка научного реферата.
Работа над рефератом начинается с выбора студентом научной темы, примерный перечень которых представлен в данной программе. Выбор темы желательно согласовывать с темой курсовой работы по дисциплинам учебного плана.
После выбора темы студент должен приступить к изучению всей совокупности информационного материала по теме. Весь собранный материал должен быть проклассифицирован, критически проанализирован, синтезирован, на основании чего составляется план реферата.
Поскольку большинство тем рефератов связано с исследованием потребностей услуг в сфере социально-культурного сервиса и туризма, то каждому студенту предстоит разработать анкету и осуществить социологические исследования по теме научного направления.
Важным этапом работы над рефератом является его написание. При написании реферата пользуются научной речью, имеющей ряд особенностей. Язык научного реферата должен быть формально-логическим, конкретным, точным (отсутствия двойного толкования), доступным и доходчивым. Язык реферата должен быть без излишней детализации и речевой избыточности, исключать индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность, упоминание субъекта, особенно первого лица единственного числа («я»).
В реферате внимание должно быть сконцентрировано на главном, он должен иметь смысловую законченность, целостность и связанность.
Реферат должен включать разделы:
-
титульный лист (приложение);
-
аннотация;
-
содержание;
-
введение;
-
теоретический;
-
аналитический;
-
практический;
-
выводы и рекомендации;
-
список используемой литературы; приложения.
3.1 Примерная тематика научных рефератов
-
Разработка методических подходов к оценке качества санаторно- курортных услуг.
-
Формирование единой концепции развития региона Дальнего Востока как туристского, курортного и делового центра.
-
Позиционирование регионального продукта Дальнего Востока в системе национального и международного турпродукта с учетом специализации.
-
Исследование спроса населения на туристские услуги.
-
Рынок туристских услуг: состояние и тенденции.
-
Стратегия развития рекреационных зон.
-
Выставочная деятельность и ее регулирование.
-
Развитие инфраструктуры туризма в г.Владивостоке.
-
Фестивали в городах России – привлекательный туристский продукт и эффективное средство продвижения регионов на внутренних и зарубежных туристских рынках.
-
Оценка социально-экономической эффективности внутреннего туризма региона (Приморский край).
-
Туристские ресурсы Приморского края.
-
Рекреационное использование особо охраняемых природных территорий Приморского края.
-
Экологический менеджмент в индустрии туризма и гостеприимства.
-
Рекреационные ресурсы городов России и пути их освоения.
-
Методология планирования развития туризма в регионе (Приморский край).
-
Паблик рилейшнз (РR) в развитии туризма.
-
Развитие сервисных услуг на транспорте.
-
Рекреационное зонирование Приморского края на основе рекреационных ресурсов.
-
Исследование спроса при разработке турпродукта как метод повышения эффективности деятельности предприятия.
-
Анализ клубной деятельности в г.Владивосток.
-
Обеспечение безопасности на предприятиях размещения.
-
Исследование деятельности службы приема и размещения (СпиР) в гостиничных предприятиях.
-
Оценка и создание базы данных объектов культурного наследия.
-
Спортивно-оздоровительный туризм на Дальнем Востоке: состояние и тенденции.
-
Экономико-географические особенности развития региона.
-
Роль персонала в создании положительного имиджа предприятия.
-
Научное обоснование создания единой туристско-рекреационной системы Приморья.
-
Сельский туризм: мировая практика и современный российский опыт.
-
Развитие туристской дестинации на основе сельского туризма.
-
Зарубежные модели развития сельского туризма.
-
Роль муниципальных образований в развитии туризма.
-
Управление региональным туристским комплексом на основе оценки и прогнозирования эффектов туризма.
-
Инновационные подходы к стратегическому управлению региональным туризмом.
-
Виртуальный туризм: проблемы становления и перспективы развития.
-
Региональные исследования природного и культурно-исторического рекреационного потенциала территории.
-
Туристско-рекреационный потенциал муниципальных образований Приморского края.
-
Региональные особенности туристского спроса.
-
Состояние и перспективы развития этнографического туризма в Приморском крае.
Обоснование концепции регионального туристского маркетинга
-
Формирование системы статистического учета, обработки и анализа статистических данных по туризму.
-
Разработка систем и технологий обеспечения безопасности в туризме.
-
Прогнозирование и регулирование туристских потоков на осно- ве наиболее эффективных моделей развития туризма и рекреационной сферы.
График выполнения научного реферата
№ п/п
|
Вид работы
|
Срок исполнения (день)
|
1
|
Выбор научного направления. Объект и пред- мет исследования
|
5
|
2
|
Подбор научного (информационного) материа- ла (библиография)
|
20
|
3
|
Подготовка плана научной работы
|
3
|
4
|
Описание (сбор фактов и группировка) инфор- мационного материала
|
15
|
5
|
Разработка анкеты и проведение социологиче- ского исследования по теме научного направ- ления
|
20
|
6
|
Логико-аналитический анализ фактического материала (количественного и качественного)
|
5
|
7
|
Обработка экспериментальных данных. Написание научного сообщения (доклада)
|
10
|
8
|
Оформление и сдача работы на кафедру
|
3
|
9
|
Публичная защита научной работы
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |