Программа дисциплины опд. В. 02. Теория и методика педагогического исследования Цель и задачи дисциплины Цель



Дата23.05.2016
Размер185 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

__________________________



«____» _______________20__г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.02. Теория и методика педагогического исследования

1.Цель и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины «Теория и методика педагогического исследования»: формирование у студентов методологической грамотности в контексте реализации педагогических исследований.
Задачи:

  • освоение теоретических основ методологии психолого-педагогических исследований;

  • усвоение логики и техники психолого-педагогического исследования;

  • выработка навыков эффективного использования методов психолого-педагогического исследования;

  • формирование умений анализа и интерпретации результатов психолого-педагогического исследования;

  • развитие личностных качеств, отражающих методологическую культуру педагога.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


  1. понимание природы, сущности, принципов и логики психолого-педагогических исследований;

  2. умение дифференцировать различные виды психолого-педагогических исследований;

  3. знание методологических требований, определяющих осуществление психолого-педагогического исследования;

  4. понимание специфики методологических характеристик психолого-педагогического исследования;

  5. умение методологически грамотно планировать и осуществлять необходимые процедуры опытно-экспериментальной работы на всех этапах проведении психолого-педагогического исследования.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 7


Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

32

32

Практические занятия

-

-

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

48

48

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Рефераты

+

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля

Зачет 7 сем.


зачет


4. Содержание дисциплины
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа



Методология как наука о научном познании

4

-

8



Психолого-педагогическое исследование: понятие, общая характеристика, виды

4

-

8



Методологические характеристики психолого-педагогического исследования

8

-

12



Методы психолого-педагогического исследования

8

-

10



Обработка, анализ и интерпретация результатов психолого-педагогического исследования

8

-

10




Итого

32

-

48


4.2 Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Методология как наука о научном познании
ТЕМА 1. Сущность и значение научного познания

Познание как вид человеческой деятельности. Научное познание: сущность и особенности. Наука как деятельность. Наука как система. Понятие о методологии науки. Общая характеристика методологического знания. Значение методологического знания. Взаимосвязь науки и практики.



ТЕМА 2. Особенности методологии педагогики

Педагогика как наука об образовании. Педагогика в системе научного знания. Структура методологии педагогики. Методологическая культура педагога-исследователя.


РАЗДЕЛ 2. Психолого-педагогическое исследование: понятие, общая характеристика, виды
ТЕМА 3. Природа и сущность психолого-педагогического исследования

Понятие о психолого-педагогическом исследовании. Природа психолого-педагогического исследования. Современная стратегия обновления и развития образования. Природа и функции образовательных инноваций. Источники и условия психолого-педагогического поиска. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Виды психолого-педагогических исследований. Научное и практическое исследование.


ТЕМА 4. Методологические принципы психолого-педагогического исследования

Понятие о методологическом принципе. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования. Методологические подходы в психолого-педагогических исследования.



РАЗДЕЛ 3. Методологические характеристики психолого-педагогического исследования

ТЕМА 5. Логика психолого-педагогического исследования

Понятие логики исследования. Этапы практической диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске, их содержание.



ТЕМА 6. Система методологических характеристик психолого-педагогического исследования

Проблема и тема исследования. Актуальность психолого-педагогического исследования. Объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. Критерии успешности исследовательского поиска. Мониторинг процесса и результатов исследования.

Проблема как основа исследования. Виды проблем. Отличия проблемы, вопроса, задачи. Техника постановки проблемы. Особенности психолого-педагогических проблем. Тренинг умений постановки проблемы, темы, цели и задач психолого-педагогического исследования. Тренинг умений выделения объекта и предмета исследования. Тренинг умений моделирования гипотезы исследования. Тренинг умений выработки критериев успешности научного психолого-педагогического поиска.
РАЗДЕЛ 4. Методы психолого-педагогического исследования

ТЕМА 7. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования

Понятие о методе исследования. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов исследования в психологии и педагогике. Исследовательские возможности различных методов.



ТЕМА 8. Анализ особенностей методов психолого-педагогического исследования (9ч.)

Эксперимент и его виды. Лабораторный и естественный эксперимент. Формирующий эксперимент. Психологические тесты, их виды. Технологии создания и адаптации тестовых методик. Опрос как метод получения социологической и психологической информации. Специфика анкетирования, интервью, беседы и группового опроса. Наблюдение и его исследовательские возможности. Психосемантические методики. Проективные методики. Метод экспертной оценки. Метод анализа результатов деятельности. Методы статистической обработки данных: виды, специфика, условия применения.


          1. РАЗДЕЛ 5. Обработка, анализ и интерпретация результатов психолого-педагогического исследования


ТЕМА 9. Истолкование результатов исследования

Подходы и техники обработки результатов исследования. Анализ результатов исследования. Способы интерпретации результатов исследования.


ТЕМА 10. Апробация и оформление результатов исследования

Понятие апробации психолого-педагогического исследования. Отличие апробации от опробования. Формы апробации. Значение апробации.



5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература:


  1. Гадельшина, Т. Г.. Методология и методы психолого-педагогических исследований:учебно-методический комплекс : учебное пособие для вузов/Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас – Томск: Издательство ТГПУ, 2010. – 265 с.

  2. Ящук, А. В. Методология и методика психолого-педагогического исследования : учебно-методический комплекс. Ч. 1. / А. В. Ящук. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. – 134 с.


б) дополнительная литература:


  1. Бережнова, Е. В. Педагогическое исследование: социально–гуманитарный аспект / Е. В. Бережнова // Педагогика. – 2005. –№ 6. –С. 23–30.

  2. Бордовская, Н. В. Системная методология современных педагогических исследований / Н. В. Бордовская // Педагогика. – 2005. – № 5. – С. 21–29.

  3. Валеев, Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика.2002. – № 2. – С. 27–31.

  4. Валеев, Г. Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика. –2001. – № 1. – С.19–23.

  5. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психологического исследования : учебное методическое пособие / Т. Г. Гадельшина; МО РФ; ТГПУ.–Томск : Издательство ТГПУ, 2002.–133 с.

  6. Давыдов, В. П. Методология и методика психолого–педагогического исследования / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман. – М., 2006. – 128 с.

  7. Елисеев, В. Технологии формирования рефлексивной культуры учителя / В. Елисеев // Высшее образование в России. – 2005. – № 2. – С.37–40.

  8. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого–педагогического исследования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2007. –208 с.

  9. Загвязинский, В. И. Проектирование региональных образовательных систем / В. Т. Загвязинский // Педагогика. – 1999. – №5.

  10. Загвязинский, В. И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования / В. И. Загвязинский // Педагогика. –2005. – № 6. – С.10–14.

  11. Ковалева, Т. М. Теоретические основы становления инновационной школы. / Т. М. Ковалева. –М., 2000.

  12. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. –М., Ростов н/Д., 2005.

  13. Кочетков, М. В. Теоретико–методологические основания и организационно–педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента / М. В. Кочетков.–М. : РАО, 2004.–264 с.

  14. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М., 2006. –400 с.

  15. Краевский, В. В. Общие основы педагогки :учебное пособие для вузов/В. В. Краевский.–3–е изд., стереотип.–М. : Академия, 2006.–254 с.

  16. Курбатов, В. И. Логика : систематический курс / В. И. Курбатов. – Ростов н/Д., 2001.

  17. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл, пер. с англ. ; сост. и общ. ред. М. И. Бобневой ; вступ. ст. Г. М. Андреевой. – СПб. : Социально–психологический центр, 1996.–391с.

  18. Методология педагогических исследований : Сборник научных трудов / НИИ общей педагогики ; под ред. : А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. –М. : Издательство АПН СССР, 1980.–163,

  19. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. вед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М., 1999. – Кн. 2: Психологоя образования.

  20. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С, Немов. – М., 1999. – Кн. 3. Психодиагностика.

  21. Новиков, А. М. Количество и качество педагогических исследований в России / А. М. Новикова // Педагогика. –2004. –№ 6.

  22. Новожилов, Э. Д. Научное исследование (логика, методология, эксперимент) / Э.Д. Новожилов. – М., 2005. –363с.

  23. Переход к открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск, 2005.

  24. Постников, П. Г. Научно–методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик / П. Г. Постник // Педагогика. –2005. –№ 8. С. 38–44.

  25. Рященко, И. Р. Как написать и оформить курсовое и квалификационное (дипломное) исследование / И. Р. Рященко. – Томск, 2006. –76с.

  26. Сластенин, В. А. Основы педагогики и психологии. / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М.,2001.

  27. Смышляева, Л. Г. Методология и методы педагогических исследований: Учебное пособие / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева, Л. А. Сивицкая. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2007 –240 с.

  28. Смышляева, Л. Г. Методология и методы педагогических исследований: самостоятельная работа студента специальности «Социальная педагогика» : Методические указания / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева. –Томск : Изд–во ТГПУ. –2007. –60 с.

  29. Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / под ред. В. А. Дмитриенко. – Томск, 2002.

  30. Ушаков, В. М. Основы научных исследований : учебное пособие / В. М. Ушаков, Д. В. Озеркин, С.Л. Миньков. – Томск, 2002.

  31. Филонов, Г. Н. О достоверности педагогических исследований / Г. Н. Филонов // Педагогика. –2004. – № 6.

  32. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие для педагогических вузов / И. Ф. Харламов. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2005. – 517 с.

  33. Эко, Умберто. Как написать дипломную работу : Гуманитарные науки : учебно–методическое пособие / У. Эко ; пер. с итал. Е. Костюкович. – М. : Университет, 2003.–238 с.

  34. Ядов, В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы / В. А. Ядов. – Самара : Издательство Самарского университета, 1995.–328 с.

  35. Яковлева, А. Г. Методология и методы педагогических исследований: выполнение выпускной квалификационной работы по специальности «Социальная педагогика». – Практикум. / А. Г. Яковлева, Л. Г. Смышляева. –Томск : Изд–во ТГПУ. –2007. –124 с.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины


  1. Рабочая программа, составленная профессором кафедры социальной педагогики ПФ ТГПУ.

  2. Библиотечные фонды ТГПУ.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийная техника, учебные аудитории.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: учебные занятия проводятся в форме традиционных и интерактивных лекций с использованием презентаций Power Point (анализ и обсуждение конкретных примеров использования методологического знания для осуществления научно-педагогических исследований, дискуссии).

Самостоятельная работа студентов предполагает составление конспектов, разработку таблиц, схем, написание аналитических и рефлексивных тестов, рефератов, эссе, подготовку презентаций.

Для успешной подготовки студентов к зачету рекомендуется в завершении курса предложить каждому студенту контрольную работу из 5-7 индивидуальных заданий, позволяющих продиагностировать уровень сформированности базовых методологических умений.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета.


8.2 Методические указания для студентов
Для изучения дисциплины: «Теория и методика педагогического исследования» необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. На первом этапе знакомства с учебной дисциплиной необходимо осуществить поисковую работу с различными литературными источниками и составить аннотированный список литературы с входными данными источников.

  2. Составить словарь терминов по изучаемой дисциплине и раскрыть понятийный аппарат.

  3. После изученного раздела написать реферат (эссе) и пройти само и взаимотестирование.

  4. По каждой теме выполнить задания по самостоятельной работе, оформить и представить её результаты.

  5. Перед зачетом каждому студенту необходимо выполнить контрольную работу по индивидуальным заданиям преподавателя.


Тематика рефератов

Темы рефератов (эссе) к разделу 1.

  1. Наука и искусство: аналитическое сравнение.

  2. Зачем нужно знать методологию?

  3. Особенности педагогического знания.

  4. Что дает педагогической науке педагогический опыт?

  5. Роль интуиции в работе педагога.

  6. Методическая рефлексия педагога: сущность, значения, условия и способы развития.

  7. Методологическая рефлексия педагога–исследователя: сущность, значения, условия и способы развития.

  8. Методологическая грамотность – условие профессиональной успешности современного специалиста.

  9. Рефлексивная культура исследователя как фактор его успешности в науке.

  10. Как другие науки участвуют в развитии педагогического знания?

  11. Значение психологического знания для развития педагогической науки.

  12. Функции изучения опыта образовательной практики в педагогическом исследовании.


Темы рефератов (эссе) к разделу 2.

  1. Соотношение фундаментального и прикладного в педагогических исследованиях.

  2. Специфика современного гуманитарного исследования.

  3. Законы диалектики как методологический базис педагогического исследования.

  4. Программа исследования в социологии и педагогике: общее и особенное.

  5. Особенности социально–педагогического исследования.

  6. Ценность как элемент исследовательской деятельности.


Темы рефератов (эссе) к разделу 3.

  1. Трудности постановки проблемы педагогического исследования.

  2. Взаимосвязь личностных особенностей исследователя с выбором темы исследования.

  3. Научное целеполагание: факторы и условия успеха.

  4. Научная дискуссия: техника или искусство.

  5. Факторы и условия рождения педагогических идей.


Темы рефератов (эссе) к разделу 4.

  1. Преимущества и недостатки опросных методов исследования.

  2. Использование результатов тестирования в научно–педагогическом исследовании.

  3. Изучение передового опыта как источник получения лучшего, совершенного в педагогической практике.



Контрольные вопросы для самостоятельной работы



пп

Тема

Вопросы для самостоятельного изучения


Форма представления результата СРС

1

Сущность и значение научного познания. Понятие о методологии

1.1.Наука как деятельность.

1.2.Наука как система.

1.3.Взаимосвязь науки и практики.


1.1. Конспект

1.2. Конспект

1.3.Конспект, схема


2

Особенности методологии педагогики: современный этап

2.1. Педагогика в системе научного знания.

2.1.Этика педагога-исследователя.



2.1. Схема

2.2.Этический кодекс педагога-исследователя




3

Особенности современного научного исследования

3.1.Природа и функции образовательных инноваций.

3.2.Источники и условия психолого-педагогического поиска.

3.3.Специфика прикладного педагогического исследования по социальной педагогике.


3.1.Конспект

3.2.Схема

3.3.Конспект, примеры пяти проблем прикладного педагогического исследования по социальной педагогике


4

Методологические принципы научного исследования

4.1.Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования: принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; принцип единства теории и практики; принцип единства внешних воздействий и внутренних условий; принцип детерминизма.

4.1. Конспект, презентация Power Point


5

Логика научного исследования

5.1. Принципы и приемы реализации практической диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске.

5.1.Конспект, презентация Power Point


6

Система методологических характеристик научного исследования

6.1. Критерии успешности исследовательского поиска.

6.2. Мониторинг процесса и результатов исследования.




6.1.Конспект, примеры критериев успешности исследовательского поиска по какой-либо самостоятельно предложенной теме социально-педагогического исследования

6.2. Конспект



7

Общая характеристика методов научного исследования

7.1.Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.

7.2.Способы и правила представления данных исследования.



7.1.Таблица требований к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик

7.2. Конспект



8

Анализ особенностей методов психолого-педагогического исследования

8.1.Лабораторный и естественный эксперимент. Формирующий эксперимент.

8.2.Психологические тесты, их виды.

8.3.Проективные методики.

8.4.Метод экспертной оценки.

8.5.Метод анализа результатов деятельности.


8.1.Конспект, презентация Power Point, примеры использования эксперимента для проведения социально-педагогического исследования

8.2.Таблица характеристики психологических тестов различных видов

8.3.Конспект, примеры использования проективных методик для проведения социально-педагогического исследования

8.4.Конспект

8.5.Конспект


9

Истолкование результатов научного исследования

9.1.Способы интерпретации результатов исследования.

9.2.Составление заключений и практических рекомендаций на основе исследовательских задач.




9.1. Конспект, презентация Power Point

9.2. Заключение и практические рекомендаций на основе исследовательских задач по собственной курсовой работе



10

Апробация и оформление результатов научного исследования

10.1. Формы апробации.


10.1.Таблица характеристики различных форм апробации


11

Особенности организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в современных учреждениях образования

11.1. Этапы опытно-экспериментальной и исследовательской работы в современных учреждениях образования, их содержание.

11.2. Педагогическая концепция исследования.



11.1.Таблица

11.2. Конспект




12

Изучение опыта организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в современных учреждениях образования г. Томска и Томской области

12.1. Знакомство с содержанием педагогического опыта опытно-экспериментальной и исследовательской работы в современных учреждениях образования г. Томска (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, учреждения дополнительного образования, специализированные образовательные учреждения).

12.1. Письменный анализ опыта организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в двух учреждениях образования г. Томска или Томской области



Перечень вопросов к зачету

  1. Наука как вид человеческой деятельности. Понятие методологии науки.

  2. Понятие о научном исследовании. Природа научно–педагогического исследования.

  3. Природа и функции образовательных инноваций. Источники и условия научно–педагогического поиска.

  4. Теоретические основы и проблематика современных научно–педагогических исследований.

  5. Виды научных исследований. Фундаментальное и прикладное исследование.

  6. Понятие о методологии. Структура методологии педагогики.

  7. Понятие о методологическом принципе. Характеристика методологических принципов научно–педагогического исследования.

  8. Методологические подходы в современных научно–педагогических исследованиях.

  9. Понятие логики научного исследования.

  10. Проблема и тема научно-педагогического исследования.

  11. Объект и предмет научно-педагогического исследования.

  12. Цели и задачи научно-педагогического исследования.

  13. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро научно-педагогического исследования.

  14. Мониторинг процесса и результатов научно-педагогического исследования.

  15. Взаимосвязь предмета и метода. Теория, метод и методика, их взаимосвязь.

  16. Классификация методов исследования в психологии и педагогике.

  17. Исследовательские возможности различных методов. Специфика выбора методов в научно–педагогических исследованиях.

  18. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных.

  19. Эксперимент и его виды. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней.

  20. Психологические тесты, их виды. Требования к процедуре тестирования.

  21. Опрос как метод получения социологической и психологической информации. Виды опроса. Специфика анкетирования, интервью, беседы и группового опроса.

  22. Наблюдение как метод научно-педагогического исследования. Его исследовательские возможности. Меры повышения точности и надежности наблюдения. Развитие способности к наблюдениям.

  23. Проективные методы. Метод экспертной оценки.

  24. Метод анализа результатов деятельности.

  25. Методы статистической обработки данных: виды, специфика, условия применения.

  26. Подходы и техники обработки результатов исследования. Анализ результатов исследования.

  27. Способы интерпретации результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

  28. Понятие апробации научно–педагогического исследования. Формы апробации. Значение апробации.

  29. Требования к оформлению результатов исследования. Стиль изложения результатов исследования.

  30. Виды изложения результатов исследования.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования».


Программу составили:

профессор кафедры социальной педагогики _________ Л.Г. Смышляева


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол № _____от ____________20___г.
Зав. кафедрой социальной педагогики __________ Л.Г. Смышляева
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии Педагогического факультета __________ Т.Н. Яркина


Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________ Титова Г. Ю.
Каталог: images -> ped news
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия дизартрия цель и задачи изучения дисциплины
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 23. Психология девиантного поведения трудоемкость
ped news -> Рабочая программа учебной дисциплины c 16 Психология развития и возрастная психология трудоёмкость
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины с 05 история педагогики трудоемкость
ped news -> Программа дисциплины дпп. Ф. 11. 03 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
ped news -> Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 История педагогики(общей и дошкольной) Цели и задачи дисциплины
ped news -> Рабочая программа учебной дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Социализация младшего школьника
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 23 Профилактика беспризорности и безнадзорности
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б 02 педагогика трудоемкость
ped news -> Программа дисциплины дпп. Ф. 02 Логопедия фонетико-фонематическое недоразвитие речи цели и задачи дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница