Программа дисциплины опд. Р. 05 Психологическое консультирование Цели и задачи курса



Скачать 125,06 Kb.
Дата07.06.2016
Размер125,06 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________20___г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Р.05 Психологическое консультирование

1.Цели и задачи курса
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов основ профессиональной компетентности по проблемам психологического консультирования и психокоррекции в контексте их практической деятельности в качестве социальных педагогов.

Задачи курса:



  1. Рассмотреть основные понятия курса, роль и его место в формировании умений и навыков специалиста;

  2. Изучение моделей консультирования в рамках различных психологических направлений;

  3. Сформировать у студентов основные приемы психологического консультирования ;

  4. Освоить практические навыки психологического консультирования в профессиональной деятельности специалиста с различными категориями клиентов.



2.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Освоение студентами содержания курса должно обеспечивать реализацию следующих требований:

  1. знать теоретические основы психологического консультирования, структурные компоненты психологического консультирования, этапы и фазы консультирования, этические аспекты деятельности педагога-психолога;

  2. понимать цели и задачи психологического консультирования, сущность консультативного;

  3. уметь использовать основные техники и методы психологического консультирования в деятельности специалиста.



3.Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 5

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

18

18

Практические занятия

36

36

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И(или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

66

66

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Рефераты

-

-

И(или)другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля

Зачет – 5 сем.


Зачет



4. Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические

занятия


Самостоятельная работа

1

Теоретические основы психологического консультирования.

4

-

30

2

Структурные компоненты психоло-гического консультирования.

4

4

30

3

Техники и методы психологического консультирования.

12

32

6




Всего часов

18

36

66


4.2.Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы психологического консультирования.


Тема 1. Психологическая помощь.

Понятие психологической помощи. Виды психологической помощи. Современные тенденции. Методологические основы оказания психологической помощи. Цели и задачи психологического консультирования, учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента, остроты и глубины проблемы.


Раздел 2. Структурные компоненты психологического консультирования.


Тема 2. Психоконсультирование: структура, связь с теоретическими основаниями.

Структурные компоненты психологического консультирования: зависимость структурирования психологического консультирования от теоретических установок и направленности консультанта. Построение персональной теории консультирования.



Тема 3. Процесс консультирования.

Этапы и фазы консультирования в различных моделях консультативного процесса.

Запрос клиента: понятие, виды запросов.

Консультативный контакт. Вербальные и невербальные средства. Навыки поддержания контакта. Физические компоненты психологического климата. Эмоциональные компоненты психологического климата.

Интервью как базовый метод психологического консультирования. Использование тестов в психоконсультировании. Контракт с клиентом.

Основные техники ведения клиента, применяемые в практике психологического консультирования.


Раздел 3. Техники и методы консультирования

Тема 4 Основные психологические теории и их применение в практике психоконсультационной работы.

Психоанализ З.Фрейда и развитие психодинамической теории в трудах К. Юнга, А.Адлера, К.Хорни, Э. Фромма. Психодинамическая модель и ее использование в практике психосоциальной работы.

Основные поведенческие психологические теории – И.П.Павлов, Д.Уотсон, Б.Скиннер, А.Лазарус, А.Бандура. Поведенческая практика работы с клиентом.

Психологические гуманистические теории – А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мей. Особенности использования гуманистической психологии в практической деятельности специалиста.

Экзистенциальное направление в психоконсультировании – В. Франкл, Л. Бинсвангер, Р. Мэй, И. Ялом, С. Джурард, Ю. Джендлин, К. Ясперс. Особенности использования экзистенциального направления в практической деятельности специалиста.

Когнитивное направление в психоконсультировании – А.Эллис, А. Бэк, У. Глассер. Особенности использования когнитивного подхода в практической деятельности специалиста.

Гештальтпсихология - М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин. Гештальт-терапия Ф. Перлза. Применение гештальт-терапии в практической работе.
Тема 5. Этические аспекты деятельности педагога-психолога.

Требования к личности педагога-психолога. Ограничения в деятельности. Проблемы взаимодействия специалиста с клиентом в контексте профессиональной этики. Нормы и правила взаимодействия. Этические требования к групповому руководителю



5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература:

  1. Сапогова, Е. Е. Консультативная психология : уч. пос. для вузов / Е. Е. Сапогова. - М. : Академия, 2008. - 348 с.

  2. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : уч. пос. для вузов / О. В. Хухлаева. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 202 с.

  3. Пахомов, В. П. Психологическое консультирование : проблема построения профессиональной деятельности : учебное пособие / В. П. Пахомов, И. Л. Шелехов ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ, 2009. - 274, с.


б) дополнительная литература:

  1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - М. : Академический проспект ; Трикста, 2004. – 464 с.

  2. Основы возрастно-психологического консультирования : учебно-методическое пособие / Под ред. А. Г. Лидерса. – М. : Изд-во МГУ, 1991.

  3. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 478 с.

  4. Шмелева, И. А. Введение в профессию : учебное пособие для вузов / И. А. Шмелева. – СПб. : Питер, 2007. – 255 с


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины


  • Рабочая программа по курсу «Психологическое консультирование», разработанная на кафедре социальной педагогики ПФ ТГПУ.

  • Библиотечные фонды ТГПУ.


7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийное оборудование, помещение для групповых психологических занятий.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1 Методические рекомендации преподавателю
Содержание учебной программы дисциплины «Психологическое консультирование» реализуется посредством лекционных занятий, семинарских / практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Рекомендуемые виды лекций: традиционная, лекция-беседа, проблемная лекция.

Особенностью практических занятий по дисциплине «Основы психологического консультирования и психокоррекции» является нацеленность на конкретные социально-психологические феномены и связанные с ними задачи, решаемые в процессе социально-психолого-педагогической работы специалиста.

Рекомендуемые методы обучения: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), дискуссия, имитационные упражнения, деловая игра.

Рекомендуемые виды самостоятельных работ: конспектирование, анализ ситуаций.

Рекомендуемые методы текущего контроля знаний обучающихся: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тестирование, собеседование (зачет).


8.2 Методические указания для студентов
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Гуманистическая психология в теории и практике социальной работы.

  2. Поведенческая модель психологического консультирования.

  3. Проблемы консультирования в работе специалиста.

  4. Использование клинической модели в работе специалиста.

  5. Эффективность использования арт-подхода в работе специалиста.

  6. Использование потенциала группы для решения индивидуальных проблем клиента.

  7. Учет возрастных особенностей в индивидуальном консультировании в работе специалиста

  8. Возможности специалиста в работе с одаренными детьми.

  9. Актуальные проблемы работы специалиста в образовательных учреждениях.

  10. Практические возможности психологической коррекции свойств темперамента.

  11. Роль и место специалиста в междисциплинарной команде.


Вопросы к зачету (9 семестр)


  1. Понятие психологической помощи.

  2. Виды психологической помощи.

  3. Методологические основы трех видов оказания помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия.

  4. Психологическое консультирование: определение, виды.

  5. Цели и задачи психологического консультирования.

  6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента, остроты и глубины проблемы в психологическом консультировании.

  7. Проблема нормы в психологическом здоровье.

  8. Уровни психологического здоровья.

  9. Модель эффективного консультанта.

  10. Роль и место консультанта в процессе консультирования.

  11. Основные принципы оказания психоконсультационной помощи.

  12. Цели и задачи психоконсультационной работы.

  1. Различия между консультированием и психотерапией.

  2. Виды психологического консультирования.

  1. Этические аспекты оказания психологической помощи.

  2. Этапы процесса психологического консультирования.

  3. Этапы подготовки специалиста к встрече с клиентом.

  4. Основные методы работы психоконсультанта.

  5. Основные техники, применяемые в работе психоконсультанта.

  6. Консультативный контакт: понятие, необходимые средства и навыки для установления и поддержания..

  7. Вербальные и невербальные средства установления и поддержания контакта.

  8. Физические компоненты психологического климата.

  9. Эмоциональные компоненты психологического климата.

  10. Запрос клиента: понятие, виды.

  11. Условия результативности психологического консультирования.

  12. Тестирование в практике психологического консультирования.

  13. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования.

  14. Характеристика тестов, используемых в практике персонального психологического консультирования.

  15. Тесты, используемые в практике коммуникативного психологического консультирования.

  16. Психодинамический подход в психоконсультировании: основные представители, характеристика направления.

  17. Характеристика основных техник психодинамического направления.

  18. Основные поведенческие психологические теории и их использование в психоконсультировании.

  19. Характеристика основных техник поведенческого направления.

  20. Гештальт-подход в психоконсультировании: основные представители, характеристика направления.

  21. Характеристика основных техник гештальт-подхода в консультировании.

  22. Экзистенциально-гуманистические подходы в психоконсультировании: основные представители, общая характеристика направления.

  23. Характеристика основных техник экзистенциально-гуманистического направления.

  24. Когнитивный подход в психоконсультировании: основные представители, общая характеристика направления.

  25. Характеристика основных техник когнитивного направления.

  26. Использование арт-подхода в психоконсультировании.

  27. Использование психодрамы в психоконсультировании.

  28. Интегративный подход в психоконсультировании.

  29. Построение персональной теории психологического консультирования.

  30. Процесс подготовки и становления психоконсультанта.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700.62 Педагогика, профессионально-образовательный профиль Воспитательная работа.


Программу составили:

Ст. преподаватель кафедры социальной педагогики ___________Купершлаг И.Г.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной педагогики протокол №____от____________20___г.
Зав. кафедрой социальной педагогики ___________ Яковлева А.Г.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Педагогического факультета ТГПУ
Председатель

методической комиссии Педагогического факультета __________ Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан Педагогического факультета __________Титова Г.Ю.
Каталог: images -> ped news
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия дизартрия цель и задачи изучения дисциплины
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 23. Психология девиантного поведения трудоемкость
ped news -> Рабочая программа учебной дисциплины c 16 Психология развития и возрастная психология трудоёмкость
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины с 05 история педагогики трудоемкость
ped news -> Программа дисциплины дпп. Ф. 11. 03 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
ped news -> Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 История педагогики(общей и дошкольной) Цели и задачи дисциплины
ped news -> Рабочая программа учебной дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Социализация младшего школьника
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 23 Профилактика беспризорности и безнадзорности
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б 02 педагогика трудоемкость
ped news -> Программа дисциплины опд. В. 02. Теория и методика педагогического исследования Цель и задачи дисциплины Цель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница