Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Социализация личности ребенка Томск 2011



Дата15.02.2016
Размер74.5 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2011 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.03 Педагогика начального образования:

Социализация личности ребенка

Томск – 2011



1.Цели и задачи дисциплины
Цель — формировать знания о сущности социализации личности ребенка в системе начального образования.

Задачи:

- овладение общими понятиями о социализации личности младшего школьника;

- освоение фактического материала составляющего основу содержания, формирования социально-педагогической работы с учащимися начальных классов;

- развитие умений выявлять показатели сформированности социальной активности ребенка.


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести следующие знания, умения, навыки:

- знать специфику содержания, видов и форм социально-педагогической работы с младшими школьниками;

- основные понятия, связанные с социализацией учащихся начальных классов;

- иметь четкое представление о социальной направленности всех видов деятельности младших школьников;

- уметь анализировать, сравнивать показатели социальной активности ребенка;

- уметь применять полученные знания в процессе общения с детьми младшего школьного возраста.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

8

Общая трудоемкость дисциплины

62

62

Аудиторные занятия

42

42

Лекции

14

14

Практические занятия

28

28

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

20

20

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен - 8 сем.

Экзамен



4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практич. занятия

Самост. работа

1

Общее понятие о социализации личности младшего школьника

4

4

2

2

Показатели сформированности социальной активности ребенка

2

4

2

3

Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими школьниками

4

8

4

4

Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста

2

6

4

5

Особенности социализации детей начальных классов в трудовой и физкультурно-спортивной деятельности

2

6

8




ИТОГО

14

28

20


4.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Понятие, сущность процесса социализации личности школьника. Условия, обеспечивающие успешность социализации ребенка. Роль самоопределения младшего школьника во взаимодействии с социумом.

Раздел II. Показатели сформированности социальной активности ребенка. Факторы социализации личности: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. Социальный статус и социальная роль ребенка. Взаимосвязь воспитания и уровня социализации ребенка.

Раздел III. Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими школьникам. Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности педагога. Функции социального педагога. Разнообразие форм социально-педагогической работы (консультирование, семейные беседы, технология уличной работы и др.). Виды социально-педагогической деятельности в различных учреждениях системы образования, в системе социальной защиты населения, в системе здравоохранения, в учреждениях культуры.

Раздел IV. Социальная направленность познавательной, нравственной. коммуникативной, художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста. Образовательная функция школы и задачи социального воспитания. сверстниками, со взрослыми. Социализация детей в учреждениях дополнительного образования. Возможности детей начальных классов в реализации социальных проектов как показатель их социализации. Внеклассные мероприятия нравственного, художественно-эстетического характера по организации досуговой деятельности как важные направления социализации детей.

Раздел V. Особенности социализации детей начальных классов в трудовой и физкультурно-спортивной деятельности. Организация и проведение спортивных мероприятий как способ социализации детей. Труд младшего школьника и его социальная значимость. Виды трудовой деятельности, их специфика, требования к реализации в школе и вне школы.

5.Лабораторный практикум
Не предусмотрен.

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - М. : Академия, 2008. - 439 с.

  2. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учеб. пособие / М. В. Шакурова. - М. : Академия, 2007. - 68 с.

б) дополнительная литература:


  1. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы : учебно-методическое пособие для вузов / В. Г. Бочарова. - М. : SvR-Аргус,1994. - 207 с.

  2. Бочарова, В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход: монография / В. Г. Бочарова; РАО, Институт педагогики социальной работы. - М. : Издательство РАО, 1999. - 182 с

  3. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 268 с.

  4. Гуров, В. Н. Социализация личности : социальный педагог, семья и школа / В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкова. - Ставрополь, 1993. – 302 с.

  5. Декларация прав ребенка / Библиотека журнала «Народное образование». - № 2. - 1995.

  6. Журналы: «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Социальное исследование», «Социальные технологии, исследования».

  7. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1967. - 382 с.

  8. Кон, И. С. Ребенок и общество : учебное пособие / И. С. Кон. - М. : Академия, 2003. - 334 с.

  9. Конвенция ООН о правах ребенка / Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». - № 18 (297). - июнь 2005. - С. 3-28.

  10. Лещинский, В. И. Учимся управлять собой и детьми : педагогический практикум / В. И. Лещинский, С. В. Кульневич. - М. : Просвещение, 1995. - 238 с.

  11. Лизинский, В. М. Практическое воспитание в школе : в 2 ч. / В. М. Лизинский. - М. : Педагогический поиск. - (Библиотека администрации школы). Ч. 2. -2002. - 160 с.

  12. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка : учебник / Н. Ньюкомб ; [пер. с англ. В. Белоусов]. - 8-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 639 с.

  13. Овчарова, Р. В. Психология родительства : учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова. - М. : Академия, 2005. - 362 с.

  14. Пураева, А. В. Социология личности : метод. рекомендации / А. В. Пураева. - Томск : ЦУМЛ Томского государственного педагогического университета, 2004. - 19 с.

  15. Ранняя диагностика и коррекция / под ред. Удо Б. Брока. - М., 2007. – 58 с.

  16. Солдатова, Г. И. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Генезис,2001.-105с.

  17. Социальная педагогика : вопросы теории и практики : методические материалы / А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов и др. ; РАО, Центр социальной педагогики.-М.:Центр социальной педагогики РАО,1994.-109 с

  18. Социальная педагогика : курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. - М.: Владос, 2006.- 415 с.

  19. Тигер, Пол Д, Бэррон-Тигер, Барбара. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание / Пол Д. Тигер, Барбара Бэррон-Тигер; [Пер. с англ. Н. Б. Демченко]. - М. : Армада, 1996. – 490 с.

  20. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика : самореализация школьников в коллективе /: учебное пособие для вузов / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд. - М. : Академия, 2007. - 141 с.

  21. Традиционное воспитание детей у народов Сибири : сборник статей / АН СССР; [отв. ред. И. С. Кон, Ч. М. Таксами]. - Л. : Наука ЛО,1988. - 251с.

  22. Цветков, Э. А. Мастер самопознания, или погружение в "Я" / Э. А. Цветков. - СПб. : Лань, 1997. - 192 с

  23. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 265 с.

  24. Шейнов, В. П. Тесты для всех : все о себе / В. П. Шейнов. - Минск, 1996. – 48 с.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочие программы дисциплины, составленные преподавателями кафедры ПиМНО.


7.Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд ТГПУ. Телевизор. DVD-проигрыватель. Компьютерные классы

Интернет; видеофильмы; рабочие программы, разработанные преподавателями кафедры ПиМНО.


8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1.Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения видеофильмов, обсуждения первоисточников, деловых игр, дискуссий, мозговых штурмов, работы по микрогруппам и в парах), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.
8.2.Методические указания для студентов

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, включая первоисточники, сбор и анализ практического материала в средствах СМИ, выполнение тематических творческих заданий, рефератов и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.



Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы


  1. Социально-педагогическая деятельность — область исследования социальной педагогики.

  2. Ребенок и закономерности его социализации как объект и предмет изучения социальной педагогики.

  3. Развитие ребенка в социуме.

  4. Проблемы социальной адаптации младшего школьника.

  5. Причины социальной дезадаптации учащихся начальных классов.

  6. Наследственность и развитие ребенка.

  7. Роль деятельности и общения в развитии ребенка.

  8. Особенности формирования общения и различных видов деятельности у детей с ограниченными возможностями.

  9. Сущностная характеристика социализации личности младшего школьника.

  10. Семья, образование, религия и культура — основные институты социализации младших школьников.

  11. Роль микросреды в социализации личности ребенка.

  12. Интеграция и изоляция ребенка с проблемами в процессе его социализации.

  13. Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития.

  14. Общее и особенное в социализации детей с ограниченными возможностями.

  15. Девиантное поведение детей как отклонение от социальной нормы.

  16. Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.

  17. Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников.

  18. Роль самооценки и саморегуляции в социализации личности младшего школьника.

  19. Роль педагога в формировании социальных качеств детей.

  20. Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема.

  21. Отклонения воспитания в развитии ребенка как социально-педагогическая проблема.

  22. Особенности социального воспитания младшего школьника.

  23. Методы и формы работы педагога с семьей как фактор, определяющий успешности социализации младших школьников.

  24. Образовательная функция школы и задачи социального воспитания детей.

  25. Организация и обучения взаимодействию детей в школе.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ
Не предусмотрена.
Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Сущность процесса социализации личности младшего школьника.

  2. Условия успешной социализации младшего школьника.

  3. Самоопределение учащихся начальных классов и его влияние на взаимодействие с социумом.

  4. Социальная активность детей и ее проявление во взаимодействии со средой.

  5. Определение социального статуса и социальной роли ребенка.

  6. Воспитание и социализация, их взаимосвязь.

  7. Разнообразие форм социально-педагогические работы в начальной школе.

  8. Виды социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

  9. Специфика содержания социально-педагогической работы с младшими школьниками.

  10. Социальная направленность познавательной деятельности младшего школьников.

  11. Социальная направленность нравственной деятельности учащихся начальных классов.

  12. Особенности общения детей в семье, со сверстниками, со взрослыми.

  13. Специфика учреждений дополнительного образования в социализации детей.

  14. Организация досуговой деятельности детей как одного из направлений социализации.

  15. Участие младшего школьника в реализации социальных проектов.

  16. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями со сверстниками как фактор социализации «нормализованного» ребенка.

  17. Роль спортивных мероприятий в социализации учеников начальной школы.

  18. Социализация младших школьников в трудовой деятельности.

  19. Организация внеклассных мероприятий и их влияние на социализацию учащихся начальных классов.

  20. Требования к организации досуговой деятельности младших школьников в контексте их социализации.

  21. Роль педагога в социализации младших школьного возраста.

  22. Роль семьи в социализации детей младшего школьного возраста.

  23. Социализация детей в общении со сверстниками во внешкольной и учебной деятельности.

  24. Социализация детей младшего школьного возраста в разновозрастных коллективах.

  25. Социализация личности младшего школьника в художественно-эстетической деятельности.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования.

Рабочую программу учебной дисциплины составила:
К.п.н., доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования Г.Х. Вахитова

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования


Протокол № ______ от «___» __________ 2011 г.
Зав. кафедрой

педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ


Председатель методической

комиссии педагогического

факультета Т.Н. Яркина

Согласовано:


Декан педагогического

факультета Г.Ю. Титова
Каталог: tspu -> files
files -> Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 18 Социальная педагогика
files -> Учебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми
files -> 1. Основные понятия и проблемы теории потребностей
files -> Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития трудоемкость
files -> 1. Принцип кооперации
files -> Учебно-методический комплекс дпп. Р. 03 Планирование карьеры
files -> Высшего профессионального образоания
files -> Программа государственного экзамена «Педагогика, психология и методика музыкального образования»
files -> Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования
files -> Рабочая программа дисциплины 033300. 68 М в. 01 Современные проблемы религиоведения трудоемкость


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница