Программа дисциплины опд. Ф. 01. 4 Социальная психология цели и задачи дисциплины



Скачать 240.4 Kb.
Дата01.06.2016
Размер240.4 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«Утверждаю»


Декан ПФ

Г.Ю. Титова

_____________________

«___» ______ 2011 г.




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.01.4 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Цели и задачи дисциплины
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о предмете социальной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных групп.
Задачи курса:

1.Раскрыть специфику и особенности социально - психологического знания, сложность его строения, рассмотреть взаимосвязи между различными предметными областями социальной психологи.

2.Обратить внимание студентов на историю развития социально-психологических знаний, на их связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки.

3.Ознакомить студентов с разными теоретическими подходами к исследованию социально-психологических феноменов, сформировавшихся в зарубежной и отечественной науке, с новыми тенденциями развития социальной психологии.

4.Научить студентов осмысливать различные социально-психологические явления, опираясь на принципы естественно-научной и гуманитарной психологии.

5.Продемонстрировать значимость выявленных социально-психологических закономерностей для понимания современного состояния общества.

6. Показать направления прикладной социальной психологии и отметить особенности практической социальной психологии.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершению курса студенты должны:

знать: предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, историю развития науки; феномены общения, больших и малых групп, конфликта; социально-психологические характеристики личности;

уметь: диагностировать и прогнозировать социальное поведения человека; анализировать проблемные ситуации;

владеть: приемами саморегуляции поведения; использовать социально-психологические знания на практике.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

6


Общая трудоемкость дисциплины

42

42

Аудиторные занятия

28

28

Лекции

14

14

Практические занятия (семинары)

14

14

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

14

14

Курсовые работы/рефераты

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет - 6 сем.

зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Разделы дисциплины

лекции

практические (семинары)

самостоятель-ная работа

1.

Раздел I. Становление предмета социальной психологии, этапы и кризисы развития

2

2

2

2.

Раздел 2. История формирования социально-психологических идей

2

2

4

3.

Раздел 3. Методология, теории и методы социально-психологического исследования.

2

2

2

4.

Раздел 4. Закономерности общения и взаимодействия людей

2

2

2

5.

Раздел 5. Группа как объект социально-психологического исследования

4

4

2

6.

Раздел 6. Социальная психология личности

2

2

2




Всего

14

14

14


4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Становление предмета социальной психологии, этапы и кризисы развития.

Тема 1. Предмет и виды социальной психологии.

Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии. Пограничный характер социально - психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Специфика трактовки границ между социальной психологией и социологией, между социальной психологией и общей психологией. Противопоставление социологического и психологического способов познания мира и человека. Проблема теоретической самостоятельности социальной психологии (теории, предмет, категории, принципы, закономерности, методы). «Двойной» статус социальной психологии, «две социальные психологии» – естественно-научная и гуманитарная. Пути решения проблемы «личность и общество» как история становления предмета социальной психологии.



Тема 2. Принципы рассмотрения предмета социальной психологии во второй половине XX столетия.

Особенности обретения социальной психологией своей идентичности во второй половине двадцатого столетия. Результаты теоретического самоанализа современной западной социальной психологии (60-90 г.) – превращение «спора о методах» в дискуссию о парадигмах к концу 90 годов. Междисциплинарные принципы изучения социопсихологической реальности. Сравнение представлений основателей социальной психологии о предмете, объекте социальной психологии и ее предназначении (Лебон, Олпорт, Дюркгейм, Мид, Кули, Гофман и др.) с современными трактовками предмета и объекта социальной психологии.



Тема 3. Особенности становления предмета социальной психологии в России.

Позиция Г.И. Челпанова, А.Н. Нечаева, Б.В. Беляева, А.С. Залужного относительно проблем социальной психологии и ее предмета (дискуссия 20 годов) Перерыв в развитии советской социальной психологии. Дискуссия конца 50-х–начала 60-х о предмете социальной психологии. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Формирование на рубеже 60-70 годов представления о социальной психологии как науке, направленной на изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Е.А. Шорохова). Причины кризиса отечественной социально-психологической теории (80-90 годы): неразвитая методология; заидеологизированность теории; монополизм деятельностного подхода; отсутствие научного плюрализма; исключение из научного анализа большой группы социально-психологических явлений (слабое изучение феноменологии больших групп, неразвитые социально-психологические концепции личности, редукционизм в области изучения малых групп).


Раздел 2. История формирования социально-психологических идей.

Тема 3. Философские, социологические, психологические предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.

Этапы становления социальной психологии: философско- социологический этап, описательный и экспериментальный этапы. Античная философия и социально-философская мысль нового времени как истоки формирования современной социальной психологии. Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Социально-психологическая проблематика в историко-эволюционной социологии 19 века. Теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Проблема общества и личности в социологических и психологических концепциях конца 19-начала 20 века. Социально-психологические вопросы в работах К. Маркса. Понятия коллектива, совместной деятельности, отчуждения. Культура как предмет социально-психологического анализа, архетипическое в социальной жизни. Формирование французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Блондель, А. Фулье, П. Жане и др). Оформление психологического направления в социологии, идеи позитивизма О. Конта.



Тема 4. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии в XX столетии.

Формулирование программы экспериментальной социальной психологии в работах Меде и Олпорта. Возникновение прикладной социальной психологии, внедрение социальной психологии в систему производства, пропаганды, образования, здравоохранения (20-30 годы). Оформление основных теоретических концепций социальной психологии на Западе. Дж. Мид о человеческой социальности как единстве объективного и субъективного. Эволюция моделей человека, моделей взаимодействия человека и общества в Западной социальной психологии.



Тема 5. Философские предпосылки социально-психологического знания в России.

Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии, философии, истории на рубеже 19-20 веков (М.М. Ковалевский, Л.И. Щедровицкий, Л.К. Войтоловский, Н.К. Михайловский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г.В. Плеханов, К.Н. Леонтьев, Н. Данилевский, В.С. Соловьев). Приоритет онтологических и социальных проблем над гносеологическими как характеристика русской философской традиции в психологии. Проблема соотношения личности и общества в работах Н.К. Михайловского. Понятия героя и толпы. Социально-экономические и социально-психологические предпосылки массовых движений.

Две традиции в развитии системы взглядов на взаимодействие личности и общества в России: марксизм и неоидеализм. Идея самоценности человеческой личности, первенства личной духовной жизни над внешними формами общежития. Критика Н.А. Бердяевым принципа социологического детерминизма, отождествления интересов народа с интересами отдельной личности. Борьба за индивидуальность как конфликт между личностью и обществом.

Тема 6. Создание основ социально-психологической теории в рамках отечественной психологической традиции.

Возникновение на рубеже 19-20 веков общественной, коллективной психологии. Методологическое разнообразие социальной психологии в России в 20 годы. Проведение первых экспериментальных исследований в группах (В.М. Бехтерев, М.В. Ланге, В.Н. Мясищев). Коллективная рефлексология как одна из первых отечественных социально-психологических концепций. Соотношение личности и коллектива в работах В.М. Бехтерева. Разработка проблем социальной психологии Б.В.Беляевым, А.С.Залужным. М.А. Рейснер, Л.Н. Войтоловским.

Ф. Курманов о социальной психологии как психологии социально организованных классов, масс, наций и т.д. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского о социальной природе личности и о предмете социальной психологии. Представления С.Л. Рубинштейна о природе социальности личности и ее взаимодействии с окружающим миром.

Тема 7. Особенности становления экспериментальной социальной психологии в СССР.

Причины исчезновения в 30-40 годы социальной психологии как самостоятельной науки. Разработка проблем экспериментальной социальной психологии в общей, педагогической, военной психологии (Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев). Формирование социальной психологии как самостоятельной науки в 50-60 годы.


Раздел 3. Методология, теории и методы социально-психологического исследования.

Тема 8. Методы естественно-научной социальной психологии: общенаучные – наблюдение, эксперимент; конкретно-научные: тесты, анализ продуктов деятельности, изучение документов (анализ рисунков, графология, контент-анализ), различные виды опросов (беседа, интервью, анкета); социометрические процедуры, метод экспертных судей, групповая оценка. Основные типы экспериментов (лабораторный, естественный и формирующий). Специфика эксперимента в социальной психологии. Основные выводы дискуссии о применении эксперимента в социальной психологии. Методы обработки эмпирического материала (корреляционный, факторный анализ, построение типологий и т.д.)
Раздел 4. Закономерности общения и взаимодействия людей.

Тема 9. Представления о структуре, этапах и механизмах общения.

Уровни анализа общения: макроуровень, мезоуровень, микроуровень. Подходы к анализу общения на мезо- и макроуровнях. Различные точки зрения на структуру общения. А.А. Леоньтьев о структуре общения как о структуре речевой деятельности. Трехкомпонентная структура общения В.Н. Мясищева (образ-отношение-обращение). Внешняя и внутренняя структура общения, формальная и содержательная (Б.Д. Парыгин).

Представление о структуре общения как о взаимодействии социально - перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторон общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.) Этапы и механизмы общения (убеждение, внушение, подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия). Виды обратной связи в общении.

Тема 10. Отношения и общение.

Категория «отношения» в психологии, социологии и социальной психологии. Специфика изучения «отношения» в различных ориентациях социальной психологии. Категория «отношения» как базовая категория социальной психологии общения. Концепция отношений Мясишева и Лазурского. Понятие о «порочном круге отношений» в концепции Мясищева. Трансформации определения отношений как психологической связи в современных социально-психологических исследованиях. Виды отношений, их характеристики и основные параметры (знак, направленность, модальность, мера осознания, целенаправленность и т.д.). Соотношение понятий «отношения» «взаимоотношения» и «самоотношения». Система отношений личности в общении. Эмоциональные компоненты в структуре отношений. Феномен межличностной аттракции (Л.Я. Гозман). Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Трехкомпонентная структура отношений В. Столина Отношения симпатии-антипатии; доминирования-подчинения; включенности-отчужденности в концепции В. Шутца. Понятие о «значимом другом» в психологии общения, о референтном круге общения. Система отношений к другому, приводящая к затруднениям в общении. Система отношений к другому, снимающая барьеры в общении.



11. Типы общения.

Дихотомический подход к определению типов общения: непосредственное-опосредованное; ролевое-личностное; вербальное-невербальное; затрудненное-незатрудненное; эффективное-неэффективное; закрытое-открытое; монологическое-диалогическое; субъектное-объектное; формальное-неформальное и т.д.

Психолингвистическая типология общения А.А. Леонтьева ее критерии: ориентированность, психологическая динамика, семиотическая специализация и степень опосредованности общения. Функции оптимального общения: управление социально-психологическими процессами в группе; формирование благоприятного эмоционального климата совместной деятельности; достижение целей общения, его основных результатов.

Творческое общение в искусстве и науке. Реальное и воображаемое общение. Представление о воображаемом общении в работах К.С. Станиславского.



Тема 12. Пространственно-временная система организации общения

Пространство общения личности и группы как пространство взаимодействия различных видов и форм общения (реальное и воображаемое общение, общение с живыми и ушедшими из жизни людьми, общение с идеальным образом (бог). История социально-психологического становления личности и динамика пространства и содержания общения. Основные параметры описания общения на макро – мезо- и микроуровнях. (А.А. Бодалев, В.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев). Проксемические характеристики общения. Структура проксемики в общении: дистанция, ориентация, место общения. Социально-психологические факторы динамики проксемических компонентов общения. (Э. Холл, В.А. Лабунская). Временные критерии общения. Понятие о хронотопе.



Тема 13. Социально-перцептивная сторона общения.

Понятие о социально-перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции. Отличия между межличностным, межгрупповым познанием и самопознанием, самовосприятием. Основные характеристики социально-перцептивных образов, понятий, представлений, установок, стереотипов (А.А. Бодалев, Г.М. Андреева и др.). Эмпатия как механизм межличностного познания. Виды эмпатии. Идентификация и рефлексия как механизмы социального познания. (Г.М. Андреева, В.В. Знаков). Факторы адекватности межличностного познания. Проблема точности, «истинности» межличностного и межгруппового познания. Особенности процессов понимания и интерпретации в социальной психологии общения.



Тема 14. Интерактивная сторона общения.

Понятие о взаимодействии, контакте как основной единице анализа общения. Виды взаимодействия. Модели коооперативного и конфликтного взаимодействия. Стратегии поведения участников взаимодействия: содействие, противодействие и уклонение от взаимодействия в общении. Представление о взаимодействии как форме организации совместной деятельности. Решение проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме. Ролевое взаимодействие. Теории «диадического взаимодействия». Подход к взаимодействию в транзактном анализе. (Э.Берн) Конфликт, как форма взаимодействия. Социально-психологические теории межличностного конфликта. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Функции конфликтного взаимодействия (Н.В. Гришина А.И. Донцов, Р. Фишер, У. Юри).

Понятие о кинесико-проксемических паттернах общения и невербальных интеракциях как показателях вида взаимодействия. Функции невербальных интеракций в организации взаимодействия.
Раздел 5. Группа как объект социально-психологического исследования.

Тема 15. Психологический анализ малой группы.

Понятие малой группы. Этимологический аспект понятия «малая группа». Особенности становления группы как психологической общности. Основные факторы (деятельность и общение) превращения группы в психологическую общность. Основные критерии определения группы в различных социально-психологических ориентациях (социально-перцептивный критерий; удовлетворение мотивационно-потребностной сферы личности; характер взаимодействия членов группы).

Деятельностный подход к определению феномена «группы» (школа А.В. Петровского). Параметрическая концепция Л.И. Уманского Организационно-управленческий подход.

Зарубежные подходы к определению феномена «группа»: теория «поля» К. Ливина; интеракционистская концепция. Социометрическое направление. Представления о группе в психоанализе.

Классификация малых групп. Структура малой группы (формальная, неформальная, полуформальная). Модели групповой структуры. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие о групповых санкциях, групповом сознании и групповых ожиданиях (Т. Шибутани).

Тема 16. Развитие группы и динамические процессы в малых группах.

Понятие групповой динамики. Механизмы групповой динамики. Разрешение внутригрупповых противоречий. Значение исследований К. Левина в контексте проблем групповой динамики. Формирование идеи развития группы наряду с идеей групповой динамики. Этапность развития малой группы. Двухфакторная модель развития группы Б. Такмена. Нормативно-ролевая система Н. Обера. Системные представления о развитии малых групп. Стадии и уровни развития коллектива. Традиции отечественной социальной психологии в изучении коллектива.



Тема 17. Феномены групповой динамики и малых групп.

Феномен группового давления. Конформизм. Эксперименты С. Аша, Кратчфилда по изучению конформизма. Исследование М.Шерифом конформизма и групповых норм. Эксперименты С. Милгрэма по выявлению факторов подчинения личности. Современные исследования конформного поведения (М. Дойч, Г. Джерардо). Роль социального контекста и психологического состояния личности в проявлении конформизма. Различия в определении конформизма и групповой сплоченности. Соцеометрический подход к изучению групповой сплоченности. Принцип деятельностного опосредования и феномен групповой сплоченности (А.В.Петровский; А.И. Донцов). Ценностно-ориентационное единство группы. Феномен нонконформизма. Самоопределение личности в группе как альтернатива явлению конформизма-нонконформизма.

Понимание лидерства как группового психологического феномена. Социометрический подход в изучении лидерства. Основные содержательные и формальные характеристики стилей лидерства. Психологические характеристики различных видов функциональных лидеров в группе. Особенности делового и эмоционального лидерства. Феномен групповой фасилитации. Конфликт как процесс внутригруппового взаимодействия и как психологическое состояние малой группы. Понятие продуктивности групповой деятельности и удовлетворенности членством в группе.

Тема 18. Большие группы в социальной психологии.

Большая социальная группа как объект социально-психологического исследования. Понимание больших социальных групп и их сравнение с малыми группами. Виды больших социальных групп (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные, неорганизованные группы - толпы, аудитории, публика. Связь социальной психологии и социологии при исследовании больших групп. Специфика социально-психологического изучения больших групп по сравнению с социологическим подходом (Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев).


Раздел 6. Социальная психология личности.

Тема 19. Понятие о личности в социальной психологии.

Особенности трактовки личности в социальной психологии. Рассмотрение личности сквозь призму группы. Личность и группа. Понятие о социальной биографии личности. Основные теоретические социально-психологические ориентации в поисках объяснительных принципов социального поведения личности. Представление о социальной психологии личности в разных концепциях. Социально-психологическое рассмотрение процесса социализации личности. Институты и механизмы социализации (механизм типизации и индивидуализации). Макро и микросоциализация. Основные фазы микросоциализации: адаптация, индивидуализация, интеграция. Понятие о социальной дезадаптации личности. Я-концепция личности, ее структура (Р. Бернс, М. Кун). Ролевая теория. Социально-психологические классификации личности (К. Хорни, Э. Фромм).



Тема 20. Социально-психологические характеристики личности. Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии. Категория направленность, отношение, ценностные ориентации. Соотношение понятий установка и «аттитюд». Структура социальных установок: эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты. Основные шкалы измерения социальных установок. Сравнительный анализ социальных установок и стереотипов. Основные свойства социальных стереотипов. Функции социальных стереотипов в социальном поведении личности (Г.М. Андреева, В.С. Агеев, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядов, П.Н. Шихирев). Ценностные ориентации личности и их классификации. Понятие о социально-психологической компетентности личности (Л.А. Петровская). Социальный интеллект, социальное воображение, проницательность, социальная интуиция, социально-перцептивные способности. Социально-психологический тренинг как способ развития социально - психологических характеристик личности.
5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2009. – 362 с.

  2. Майерс, Д. Дж. Социальная психология / Д. Дж. Майерс. – Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2009. – 793 с.

  3. Сухов, А. Н. Социальная психология / А. Н. Сухов. – Москва : Академия, 2007. – 232 с.

б) дополнительная литература:


  1. Бэрон, Р. Социальная психология / Р. Бэрон, Д Бирн, Б. Джонсон. – Москва : Питер Пресс, 2003. - 507 с.

  2. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология : учебник для вузов / М. И. Еникеев. – Москва : Норма, 2002. – 611 с.

  3. Крысько, В. Г. Социальная психология : словарь-справочник / В. Г. Крысько. – Минск : Харвест, 2001. – 686 с.

  4. Крысько, В. Г. Социальная психология : схемы и комментарии : учебное пособие / В. Г. Крысько. – Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. –207 с.

  5. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи; пер. с англ. А. Лисицыной. – Санкт - Петербург : Питер, 2003. –333 с.

  6. Курбатов, В. И. Конфликтология / В. И. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005 – 400 с.

  7. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин ; пер. с англ. И. Ю. Авидон. – Санкт-Петербург : Речь, 2000. – 407 с.

  8. Методы социальной психологии : учебное пособие для вузов / Н. С. Минаева, Д. В. Пивоваров, Э. Л. Боднар ; под общ. ред. Н. С. Минаевой. – Москва : Академический Проект , 2007. – 349 c.

  9. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм ; пер. с англ. Н. Вахтина и др. – 3-е междунар. изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. –335 с.

  10. Назаретян, А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи : лекции по социальной и политической психологии : учебное пособия для вузов / А. П. Назаретян. – Санкт -Петербург : Питер, 2003. – 189 с.

  11. Новиков, В. В. Социальная психология : Феномен и наука : учебное пособие / В. В. Новиков. – Москва : Издательство Института Психотерапии, 2003. – 341 с.

  12. Осипова, Е. А. Конфликты и методы их преодоления : социально-психологический тренинг / Е. Осипова, Е. Чуменко. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 29 с.

  13. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 296 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Электронная библиотечная система : http: // www. Knigafund.ru;

  1. Педагогическая библиотека : http: // www.pedib.ru;

  2. eLIBRARI.RU: http: //: elibrary.ru;

  3. УИС России - http: //uisrussia.msa/ru/is4main.jsp;

  4. http: //sbibio.com/bibio/active/andreeva_social_ psihology/3.aspx


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийное оборудование.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю

Данная программа предназначена как для студентов дневного отделения, так и для студентов заочного отделения, специализирующихся в области психологии. В расчете на студентов заочного отделения, которым труднее доставать необходимую литературу для подготовки по данному курсу, в литературе к семинарским занятиям часто указывается несколько разных источников получения одной и той же информации. Учитывая изменения в соотношении количества часов, выделенных для аудиторных занятий и для самостоятельного изучения студентами социальной психологии, кроме планов семинарских занятий приводятся темы, изучаемые студентами самостоятельно. Данные темы, вопросы к ним и литература могу быть предложены студентам заочного отделения в качестве тем контрольных работ.


8.2. Методические указания для студентов

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Этапы становления социальной психологии.

  2. Предметные области социальной психологии.

  3. Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии.

  4. Теоретические и методологические особенности первых социально-психологических теорий.

  5. Основные теоретические направления западной социальной психологии

  6. Особенности исторического развития социальной психологии в России.

  7. Бихевиористская модель взаимодействия человека и общества (конвенциальный бихевиоризм; радикальный бихевиоризм; социальный (социальное научение) бихевиоризм)

  8. Человек когнитивный. Когнитивная социальная психология

  9. Человек психодинамический. Теория Курта Левина.

  10. Психоэнергетический человек. Психоаналитический подход в социальной психологии

  11. Человек ролевой. Интеракционистский подход в социальной психологии

  12. Человек развивающийся, самоактуализирующийся. Гуманистическое направление в социальной психологии.

  13. Социометрическое и транзактное направление в социальной психологии.

  14. Основные подходы к исследованию социально-психологических явлений в экспериментальной социальной психологии (таксономический подход; дифференциальная социальная психология; системная социальная психология)

  15. Философские предпосылки социально-психологического знания в России.

  16. Создание основ социально-психологической теории в рамках отечественной психологической традиции. Марксистская социальная психология.

  17. Представление о предмете социальной психологии в Российской социальной психологии.

  18. Причины возникновения кризисов в развитии социальной психологии (кризис 60-70 годов)

  19. Предпосылки «антиамериканского бунта» в социальной психологии

  20. Гуманитарные идеи в психологии и их влияние на социальную психологию

  21. Развитие гуманитарной парадигмы в социальной психологии.

  22. Идеи социального конструктивизма в социальной психологии

  23. Формирование теории социальных представлений.

  24. Посткризисное развитие социальной психологии. Смена парадигм в социальной психологии.

  25. Парадигма «преобразования» в отечественной социальной психологии

  26. Определение и соотношение понятий методология, метод, методика, процедура, техника исследования.

  27. Основные требования к социально - психологическому исследованию в рамках естественно - научной парадигмы (сциентизм)

  28. Особенности применения эксперимента в социальной психологии

  29. Эмпирические методы в социальной психологии

  30. Проблема измерения в социальной психологии.


Тематика докладов


  1. Понятие о самопрезентации личности в общении

  2. Способы и средства управления впечатлением о себе.

  3. Представление себя привлекательным, компетентным и обладающим статусом

  4. Влияние гендера на социальное поведение личности

  5. Прикладная социальная психология как совокупность отраслей психологии.

  6. Социально-психологическая практика работы с персоналом в организациях.

  7. Социальная психология в политике.

  8. Социальная психология в здравоохранении

  9. Социальная психология в службах социальной помощи населению,

  10. Социальная психология в сервисных службах

  11. Формирование практической социальной психологии как самостоятельной науки.

  12. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях.

  13. Особенности организации работы групп активного социально-психологического обучения.

  14. Особенности консультативной беседы как метода практической социальной психологии

  15. Метод анализа ситуаций и метод анализа эпизодов.

  16. Основные роли социального психолога – практика.

  17. Исследования дружеских отношений в социальной психологии.

  18. Исследование любви как вида взаимоотношений.

  19. Представление в социальной психологии о неформальном общении.

  20. Представление об оптимальном, эффективном общении


Перечень вопросов к зачету


  1. Предмет и виды социальной психологии

  2. Проблема соотношения количественных и качественных методов в социальной психологии.

  3. Методы естественно-научной социальной психологии

  4. Методы гуманитарной социальной психологии.

  5. Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения.

  6. Трактовки общения в современной социальной психологии.

  7. Основные подходы к определению структуры общения

  8. Критерии выделения видов общения.

  9. Общение и отношения личности. Представление о «порочном круге отношений»

  10. Понятие о межличностной аттракции.

  11. Психологические аспекты гендерных отношений.

  12. Основные характеристики коммуникативного процесса в общении. Проблема знака, значения и смысла.

  13. Виды обратной связи в общении

  14. Правила коммуникации. Умение слушать.

  15. Массовые коммуникации. Функции и модели.

  16. Понятие о невербальном общении.

  17. Структура невербального общения.

  18. Функции невербального поведения в общении

  19. Влияние внешнего облика и невербального поведения на возникновение симпатии к партнеру.

  20. Виды взаимодействия в общении. Стратегии взаимодействия.

  21. Понятие о затрудненном общении. Психологические барьеры общения.

  22. Социально-психологические причины возникновения затрудненного общения.

  23. Соотношение понятий «трудное» общение и дефектное общение.

  24. Роль предрассудков в возникновении трудностей взаимодействия.

  25. Агрессивные формы взаимодействия.

  26. Теоретические предпосылки возникновения психологии социального познания.

  27. Специфика социально-психологического подхода: социальное восприятие и социальное познание

  28. Психологические и социальные детерминанты конструирования социального мира.

  29. Проблема субъективной интерпретации в социальной психологии. Схемы и их влияние.

  30. Категоризация и идентификация как механизмы социального познания

  31. Понятие о социально-перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции.

  32. Феномены познания человека человеком (первое впечатление, понятие, представление о личности партнера)

  33. Каузальная атрибуция. Обыденные схемы объяснения причин поведения человека в общении.

  34. Оценки и самооценки в межличностном познании.

  35. Критерии определения группы.

  36. Понятие о малых группах. Структура малой группы.

  37. Динамические процессы в группе. Уровни развития группы.

  38. Особенности влияния членов группы друг на друга.

  39. Понятие о лидере и лидерстве в социальной психологии.

  40. Критерии определения стиля руководства группой.

  41. Феномены группового поведения: конформизм, групповая поляризация; сплоченность, ценностно-ориентационное единство и др.

  42. Виды больших социальных групп.

  43. Интерпретация общественно-психологических явлений (общественное мнение, настроение, ценностные ориентации, обычаи, традиции).

  44. Представление об этнических группах в социальной психологии. Этнические стереотипы, предрассудки, этноцентризм.

  45. Социально-психологические особенности поведения спонтанно возникающих групп (толпа, очередь, демонстрация).

  46. Социальные движения как специфический феномен массового поведения.

  47. Зарубежные психологические теории в исследовании межгруппового взаимодействия

  48. Стереотипизация и групповая каузальная атрибуция в межгрупповых отношениях

  49. Трактовки социального поведения личности (А. Адлер, Э.Фромм, К. Хорни, Г. Салливан и др.)

  50. Представление о личности как субъекте отношений в теории В.Н. Мясищева.

  51. Социально-психологический анализ личности в трудах С.Л.Рубинштейна.

  52. Социально-психологическое рассмотрение процесса социализации личности.

  53. Основные этапы и механизмы социализации индивида.

  54. Я-концепция личности как результат социализации

  55. Статус и роли личности. Понятие о межролевых и внутриролевых конфликтах.

  56. Понятие о социальном характере и «базовой» личности.

  57. Понятие о персональной и социальной идентичности личности. Изучение гендерной идентичности.

  58. Структура социальных установок.

  59. Направленность личности.

  60. Ценностные ориентации личности и их классификации.

  61. Виды социальных потребностей и мотивов личности.

  62. Содержание диспозиционной концепции регуляции социального поведения (В.А. Ядов).

  63. Понятие о социально-психологической компетентности личности. Социальный интеллект.

  64. Коммуникативные свойства личности.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050715.65 Логопедия.


Программу составили:

К.псих.н., доцент кафедры ДОиЛ _________________ Черевач Г.Б.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ____от «_____» ___________ 2011 г.


Зав. кафедрой __________________ Файзуллаева Е.Д.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ

протокол № ____от «_____» ___________ 2011 г.



Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н.
Каталог: images -> ped news
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия дизартрия цель и задачи изучения дисциплины
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 23. Психология девиантного поведения трудоемкость
ped news -> Рабочая программа учебной дисциплины c 16 Психология развития и возрастная психология трудоёмкость
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины с 05 история педагогики трудоемкость
ped news -> Программа дисциплины дпп. Ф. 11. 03 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
ped news -> Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 История педагогики(общей и дошкольной) Цели и задачи дисциплины
ped news -> Рабочая программа учебной дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Социализация младшего школьника
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 23 Профилактика беспризорности и безнадзорности
ped news -> Рабочая Программа учебной дисциплины б 02 педагогика трудоемкость
ped news -> Программа дисциплины опд. В. 02. Теория и методика педагогического исследования Цель и задачи дисциплины Цель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница