Программа дисциплины Онтология и теория познания для направления 030100. 62



Скачать 393.01 Kb.
страница1/6
Дата25.04.2016
Размер393.01 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6


Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации




Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственный университет –





Факультет философии




Программа дисциплины




Онтология и теория познания

для направления 030100.62 – Философия

подготовки бакалавра
Автор Порус В.Н.

Рекомендовано секцией УМС

Секция факультета философии

Председатель Порус В.Н.

____________________________

«____» _______________200__г.



Утверждено УС факультета философии

Ученый секретарь

____________________________

«____» _______________200__г.






Одобрено на заседании

кафедры онтологии, логики и теории познания

Зав. кафедрой Порус В.Н.

____________________________

«_____» _____________200__г.



Москва


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса “Онтология и теория познания” определено общим пониманием современной философии как совокупности мировоззренческих проблем в их рационально-теоретическом осмыслении. Курс ориентирует студентов на проблемное мышление, противостоит догматическому пониманию философии. Этим объясняется то, что многие пункты программы изложены в форме вопросов; студенты должны понимать, что многие из этих вопросов являются “вечными”, то есть их постановка и решения наполняются особым содержанием в каждую историческую эпоху. Автор программы не стремился к исчерпывающему перечню этих вопросов. Он попросту невозможен. Кроме того, многие вопросы специфичны для различных философских систем. Стремление к унификации проблемного поля философии было бы ошибочным и непродуктивным. Студенты-философы должны ориентироваться в различных подходах к проблемам, возникающим в рамках различных мировоззрений. Вместе с тем студенты должны научиться анализу этих проблем, предполагающему рациональный критицизм (который нельзя смешивать с идеологической критикой или методами "борьбы" различных мировоззренческих позиций). Главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу к анализу философских тем. Преобладает такой метод изложения, в котором философские понятия и проблемы рассматриваются в историко-культурном контексте.
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

(вариативная модель, имеющая рекомендательный характер)


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на семинарах (доклады, обсуждения, ответы на поставленные вопросы, решение задач и т.п.);

  • 2 письменные аудиторные контрольные работы (120 мин.);

  • домашнее эссе (3-4 тыс. слов);

  • письменное домашнее задание;

  • устный экзамен (5 модуль).

Тематический план учебной дисциплины




пп

Название

Темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1 курс















Природа философского знания

20

4

4

12



Предмет и основные функции философии

20

4

4

12



Методология философского познания

24

6

6

12



Метафизика и наука

24

6

6

12



Категории философии

22

6

4

12



Принципы развития. Детерминизм

22

4

4

14



Субъект и объект познания. Проблема объективности знания

22

4

4

14



Проблема истины

22

4

4

14



Рациональность познания и деятельности

22

4

4

14



Познание и творчество

18

2

2

14

ИТОГО:

216

44

42

130



СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Природа философского знания

Возникновение философии как проблема истории философии и культуры. От мифа к логосу: разложение традиционной культуры (сакрально-когнитивного комплекса), возрастание роли критической рефлексии в культурной практике, необходимость синтеза социального опыта в знаково-коммуникативных системах, становление категориального каркаса мировоззрения. Роль мудреца – от Пифагора к Сократу. Возникновение особого социального и ценностного статуса философии.

Рационализация бытия в античной философии (торжество “аполлонического” начала). Знание как особая действительность – “умное знание”. Столкновение “знания ума” со “знанием чувств” (рационализм, эмпиризм), необходимость философского осмысления последствий и путей разрешения этого конфликта. Проблема оснований философского знания: каковы принципы, по которым философия осуществляет синтез идей и представлений, вырабатываемых иными формами духовной деятельности, выстраивая философскую картину мира? Возникновение научных программ в рамках философского мировоззрения. Исторические формы взаимоотношений философии и науки. Что объединяет и что разъединяет философское и научное знание?

Проблема знания. Действительность бытия и действительность знания. Философия как “знание о бытии” (онтология) и как “знание о знании” (гносеология). Взаимосвязь онтологии и гносеологии с учением о человеке и его месте в мире. Становление философской антропологии. И.Кант: вопросы “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?” и “На что я могу надеяться?” в совокупности составляют вопрос “Что такое человек?”.

Социальные и гносеологические истоки философского знания. Зависимость представлений о философском знании от социально-исторических условий; исторический характер ценности философского знания. Философия в культурном контексте. Взаимосвязи философии с вненаучными формами и сферами духовной жизни: философия и религия, философия и искусство, философия и здравый смысл.
Литература к теме 1

Учебная и справочная:

[1], [3], [4], [5], [6], [15], [16]



Классические источники:

[10], [13], [14], [29,], [36], [45]



Дополнительная:

[3], [14], [15], [19], [21], [31], [50], [72]


Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы причины возникновения философии?

2. Почему современная философия постоянно возвращается к вопросам, поставленным древними философами?

3. Человек – главная проблема философии. Возможно ли «окончательное» разрешение этой проблемы? Попытайтесь обосновать свой ответ.

4. «Что значит знать, вот, друг мой, в чем вопрос». Попробуйте ответить на этот вопрос Фауста.

5. Б. Рассел назвал философию «ничейной землей между теологией и наукой», открытой для «атак с обеих сторон». Какие представления о природе философского знания лежат в основе этого сравнения?




Каталог: data
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница