Программа дисциплины одс. 03 Возрастная психопатология и психоконсультирование



Скачать 198.14 Kb.
Дата22.02.2016
Размер198.14 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«Утверждаю»

Декан ФФКиС



__________________О.В. Смирнов «____» ____________ 2011 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОДС. 03

Возрастная психопатология и психоконсультирование



  1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знания и принципы патопсихологии и психоконсультирования, что необходимо для психолого-педагогического подхода к детям с нарушениями развития, для их эффективной адаптации, коррекции и социализации путем использования адаптивной физкультуры.

Задачи дисциплины:

  • изучить особенности психологической работы с лицами, имеющими нарушения в психики;

  • познакомить студентов с видами психологической помощи;

  • изучить психические расстройства.




  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать:

  • научные основы патопсихологии, психоконсультирования;

  • причины и последствия психических расстройств;

  • межпредметные связи дисциплин – «Психология и педагогика», «Общая патологии и тератология», «Частная патология», «Анатомия человека», «Физиология человека».

Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи реабилитации инвалидов с учетом психологических особенностей организма;

  • осуществлять медико-биологический контроль состояния организма;

  • использовать средства и методы, необходимые для формирования здорового образа жизни на основе потребностей организма человека в физической активности и регулярности применения физических упражнений, с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

а) для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Практические занятия

10

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)

30

30

Семинары (С)







Лабораторные работы







И другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

60

60

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен


б) для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Практические занятия

6

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

12

12

Лекции

12

12

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы







И другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

108

108

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:

а) для студентов очной формы обучения




№ п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практические занятия



Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии

2

2



Возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти, внимания, интеллекта, сознания

2

2



Классификация психических болезней; течение и исход психических болезней; этика и деонтология в психопатологии

4

4



Психические расстройства при черепно-мозговых травмах и нейроинфекции, различных соматических и сосудистых заболеваниях

4

4



Психопатия и акцентуация характера, алкоголизм и наркомания; неврозы и невротические реакции, реактивные психозы, эпилепсия; маниакально-депрессивный психоз, шизофрения

2

2



Понятия о формах и видах психологической помощи (немедицинской психотерапии), психологическая коррекция, психоконсультирование, супервизорство, сопровождение и др.

2

2



Сущность процесса психоконсультирования, его структура и стратегия, сферы применения, этические нормы; основные школы психоконсультирования (гуманистическая, психоаналитическая и др.)

4

4



Особенности психоконсультирования детей с отклонениями в развитии и инвалидов

4

4



Понятие о психопрофилактике; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика; формы, виды и методы психопрофилактической работы

4

4



Психопрофилактика: семейных отношений, отклонений в личностном росте, профессиональной деятельности, психопрофилактическая работа с инвалидами.

2

2

ИТОГО, часов

30

30

б) для студентов заочной формы обучения




№ п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практические занятия



Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии

2






Возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти, внимания, интеллекта, сознания






Психические расстройства при черепно-мозговых травмах и нейроинфекции, различных соматических и сосудистых заболеваниях

2






Психопатия и акцентуация характера, алкоголизм и наркомания; неврозы и невротические реакции, реактивные психозы, эпилепсия; маниакально-депрессивный психоз, шизофрения

2






Понятия о формах и видах психологической помощи (немедицинской психотерапии), психологическая коррекция, психоконсультирование, супервизорство, сопровождение и др.

2






Особенности психоконсультирования детей с отклонениями в развитии и инвалидов

2






Понятие о психопрофилактике; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика; формы, виды и методы психопрофилактической работы

2







Психопрофилактика: семейных отношений, отклонений в личностном росте, профессиональной деятельности, психопрофилактическая работа с инвалидами.




ИТОГО, часов

12

-


4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии. Практические задачи психопатологии (дифференциально-диагностические, экспертные, психокоррекционные, профилактические, отбор в детей в спецклассы). Принципы построения патопсихологического исследования. Системный качественный анализ нарушений психической деятельности. Характеристика патологических изменений личности. Клинический эксперимент. Построение беседы патопсихолога с больным. Значение патопсихологических исследований для теоретических и методологических вопросов общей психологии.

  2. Возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти, внимания, интеллекта, сознания. Понятие возраста в психологии. Характеристика нарушений личности (нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей и мотивов, нарушение смысла образования, нарушение саморегуляции и опосредования, нарушение критичности и спонтанности в поведении, нарушение формирования характерологических особенностей личности и др.). Нарушение восприятия: агнозия, псевдоагнозия, нарушение мотивационного компонента восприятия. Нарушения памяти: нарушение непосредственной и опосредованной памяти, нарушение динамики мнестической деятельности, нарушение мотивационного компонента памяти. Нарушение мышления: нарушение операциональной стороны мышления, нарушение личностного компонента мышления, нарушение динамики мыслительной деятельности, нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности. Невротические синдром. Психопатический синдром и др.

  3. Классификация психических болезней; течение и исход психических болезней; этика и деонтология в психопатологии. Эндогенные и экзогенные психические расстройства. Психические болезни в соответствии с «Международной классификацией болезней (МКБ)-10».Понятие психосоматической реакции. Понятие этики и деонтологии. Тактика поведения с психическим больным.

  4. Психические расстройства при черепно-мозговых травмах и нейроинфекции, различных соматических и сосудистых заболеваниях. Посттравматическое стрессовое расстройство. Психиатрические аспекты соматических расстройств. Варианты взаимоотношений между психической сферой и физическим здоровьем: психологические факторы, психические нарушения, оказывающие влияние на развитие и течение соматического заболевания; психические отклонения, выступающие в роли реакции личности на соматическое заболевание, Психическое расстройства как результат физиологических изменений при соматическом заболевании, соматические проявления, скрывающие психические нарушения (истерия, маскированная депрессия); в виде психосоматического заболевания. Психические заболевания сосудистого генеза: психоорганический синдром, расстройство сна, Корсаковский синдром, сосудистый психоз и др.

  5. Психопатия и акцентуация характера, алкоголизм и наркомания; неврозы и невротические реакции, реактивные психозы, эпилепсия; маниакально-депрессивный психоз, шизофрения. Понятие психопатии. Акцентуации: виды, проявления. Психические изменения личности при алкоголизме и наркомании. Невротические расстройства как психогенно обусловленное болезненное состояние. Неврозы: виды, проявления, профилактика. Понятие психозов, их классификация. Эпилепсия. Шизофрения: позитивная и негативная симптоматика, формы (параноидальная, гебефреническая, кататоническая, простая, остаточная), особенности течения (непрерывная, приступообразная, приступообразная-прогредиентная).

  6. Понятия о формах и видах психологической помощи (немедицинской психотерапии), психологическая коррекция, психоконсультирование, супервизорство, сопровождение и др. Психоконсультирование. Психотерапия. Психотренинг. Сопровождение. Организация медицинской и социальной помощи психиатрическим больным. Социальная реабилитация.

  7. Сущность процесса психоконсультирования, его структура и стратегия, сферы применения, этические нормы; основные школы психоконсультирования (гуманистическая, психоаналитическая и др.). Теории личности и практика психоконсультирования. Цели и задачи психоконсультирования. Виды психоконсультирования. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту. Структура процесса консультирования: установление консультативного контакта, первая встреча с клиентом, оценка проблем клиента. Техника консультирования. Оценка результатов психологического консультирования. Этические принципы в психоконсультировании.

  8. Особенности психоконсультирования детей с отклонениями в развитии и инвалидов. Предмет и задачи детской патопсихологии. Методы исследования нарушений психических процессов и состояний у детей. Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности ребенка. Современные методы психологической коррекции и консультирования детей и инвалидов.

  9. Понятие о психопрофилактике; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика; формы, виды и методы психопрофилактической работы. Психологические аспекты психопрофилактики и психогигиены. Задачи психопрофилактики. Первичная профилактика – мероприятия, направленные на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. Вторичная – выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их раннее лечение. Третичная – предупреждение рецидивов. Основные принципы реабилитации.

  10. Психопрофилактика: семейных отношений, отклонений в личностном росте, профессиональной деятельности, психопрофилактическая работа с инвалидами. Психосоциальные методы реабилитации. Работа психолога с семьей, проблемы семейного консультирования. Саморегуляция деловых отношений. Роль общественных организаций в сфере охраны психического здоровья инвалидов. Правовое обеспечение психиатрической помощи.




  1. Лабораторный практикум – не предусмотрен.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:




    1. Рекомендуемая литература

а) основная:



  1. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 318 с. : табл.

б) дополнительная:

1. Возрастная психопатология и психоконсультирование: учебно-методическое пособие для вузов / сост.: С. Б. Нарзулаев, И. Н. Сафронова МОН РФ ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск: STAR, 2005. - 87 с.



  1. Винокуров, Л. Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков: учебное пособие. Кострома: КГПУ, 1994.

  2. Воропаева, И. Л. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: методическое пособие / Под ред. Г. Ф. Кумариной М.: Изд-во ИПКиПРНО МО,1993.

  3. Забрамная, С. Д., Левченко, И. Ю., Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование (с практикумом) : учебное пособие / Под ред. И. Ю. Левченко. М.: Издат. центр «Академия». Мастерство, 2000. 448 с.

  4. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н.В. Психоанализ и психиатрия: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. 667 с.

  5. Кочюнас, Р. Основы психологического тестирования / Пер. с лит. М.: Академический Проект, 2000. 240 с.

  6. Сидоров, П. И., Парняков. А. В. Введение в клиническую психологию: Т. 2: учебник для студентов медицинских вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 381 с.




    1. Средства обеспечения освоения дисциплины –

Возрастная психопатология и психоконсультирование: учебно-методическое пособие для вузов / сост. : С. Б. Нарзулаев, И. Н. Сафронова ; МОН РФ ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск: STAR, 2005. - 87 с.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:


8.1. Методические рекомендации преподавателю

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы) помогает студентам вести конспекты и улучшает темп усвоения лекции.

Кроме этого рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.
8.2. Методические указания для студентов

Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.

Практическое занятие обычно включает устный опрос студентов по ранее заявленным вопросам. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в современном образовательном пространстве. Далее выявляется способность студентов применять полученные теоретические знания к решению практического или задачи.

Подготовку к практическому занятию целесообразно начинать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту в первую очередь надо изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиотечный список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Важной составляющей частью подготовки к практическому занятию является работа студента с научными и аналитическими статьями, которые публикуются в специализированных периодических изданиях. Они позволяют расширить кругозор и получить представление об актуальных проблемах, возможных путях их решения и/или тенденциях в исследуемой области.



В качестве завершающего шага по подготовке к практическому занятию следует порекомендовать студенту ознакомиться с результатами научных исследований, соответствующих каждой теме.
8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

              1. Основные теории взросления.

              2. Возрастная эволюция мозга и психики.

              3. Факторы, влияющие на развитие личности ребенка.

              4. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.

              5. Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.

              6. Геронтопсихология.

              7. Аффективные расстройства.

              8. История развития психиатрической и социальной помощи психическим больным.

              9. Охрана психического здоровья.

              10. Социальная работа в психиатрии.

              11. Л.С. Выготский о соотношении мышления и речи.

              12. Социальные аспекты речевого общения.

              13. Основные параметры нарушений психического развития.

              14. Принципы психологической диагностики.

              15. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта-психолога.

              16. Профессиональная подготовка психолога-консультанта.

              17. Организация работы психологической консультации.

              18. Тестирование и рекомендуемые тесты в психоконсультировании.

              19. Исследование отклонений в личностном развитии детей

              20. Частные и общие нарушения развития.

              21. Органические нарушения психики.

              22. Социальная дезадаптация.

              23. Аддиктивное поведение несовершеннолетних.

              24. Индивидуальная и групповая психокоррекция.

              25. Симптоматическая психотерапия.

              26. Патогенетическая психотерапия.

              27. Механизмы психологической защиты.

              28. Роль стресса в психосоматических расстройствах.


8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ - не предусмотрено.
8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Психопатология. Социальные аспекты патопсихологии.

  2. Факторы, влияющие на психическое здоровье.

  3. Социальная значимость психического здоровья.

  4. Социально обусловленные психические расстройства.

  5. Методы исследование в патопсихологии.

  6. Возрастная патопсихология.

  7. Характеристика расстройства восприятия.

  8. Характеристика расстройства мышления.

  9. Эмоциональные расстройства.

  10. Невротические синдромы.

  11. Психопатические синдромы.

  12. Синдромы помрачения сознания.

  13. Судорожные (эпилептические) синдромы.

  14. Расстройства памяти и интеллекта.

  15. Классификация психических расстройств.

  16. Этические принципы в психопатологии.

  17. Психические расстройства при черепно-мозговых травмах.

  18. Психические расстройства при нейроинфекции.

  19. Психические расстройства при соматических заболеваниях.

  20. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях.

  21. Психопатии.

  22. Акцентуации характера.

  23. Алкоголизм.

  24. Наркомания.

  25. Невроз.

  26. Шизофрения.

  27. Эпилепсия.

  28. Маниакально-депрессивный психоз.

  29. Детская патопсихология.

  30. Принципы патопсихологического обследования детей.

  31. Патопсихологическое обследование инвалидов.

  32. Понятие психологическуой помощи.

  33. Понятие психологического консультирования.

  34. Отличия психологического консультирования от других видов практической психологической помощи.

  35. Виды психологического консультирования.

  36. Цели, задачи и причины психоконсультирования.

  37. Роль и место консультанта-психолога в консультировании.

  38. Модель эффективного консультанта. Общие и специальные требования к психологу-консультанту.

  39. Подготовка и проведение психоконсультирования.

  40. Этапы и процедура психоконсультирования.

  41. Техника психологического консультирования.

  42. Оценка результатов психологического тестирования.

  43. Особенности консультирования клиентов с психосоматическмим расстройствами.

  44. Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями.

  45. Понятие психогигиены.

  46. Понятие психопрофилактики.

  47. Психопрофилактика в семье.

  48. Психопрофилактика деловых отношений.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – 032102.65 (022500) – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Программу составила: старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры ______________________________ Е.В. Ширенкова


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры протокол № __ от «____ » ____________________ 2011 года.
Зав. кафедрой _______________________ д.м.н., профессор С.Б. Нарзулаев
Программа одобрена метод. комиссией ФФКиС ТГПУ
Председатель метод. комиссии ФФКиС ___________________ Л.П. Канакова
Согласовано:

Декан ФФКиС ______________________________________ О.В. Смирнов



Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины «Возрастная психопатология и психоконсультирование» на 2012-2013 учебный год.
В программу учебной дисциплины ОДС.03 «Возрастная психопатология и психоконсультирование» в 2012-2013 уч. году внесены следующие изменения:


  1. В п.6.1. а) «Основная литература» - добавить:

Шелехов, Игорь Львович. Аддиктивные состояния [Текст]:учебно-методический комплекс/И. Л. Шелехов, Т. Г. Гадельшина ; МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ.-Изд. 2-е, испр. и доп.-Томск:Издательство ТГПУ,2012.-331 с.:табл., ил.

  1. В п.6.1. б) «Дополнительная литература» - добавить:

- Зверева, Наталья Владимировна. Патопсихология детского и юношеского возраста [Текст]:учебное пособие для вузов/Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина.-М.:Академия, 2008.-201, [1] с.: ил., табл.-(Высшее профессиональное образование)

- Глозман, Жанна Марковна. Нейропсихология детского возраста [Текст]: учебное пособие для вузов/Ж. М. Глозман.-М.:Академия,2009.-268, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование)


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры спортивных дисциплин, протокол № __ от ____________ 2012 года


Зав. кафедрой ___________________ / ______________________________

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ


Председатель методической комиссии

факультета физической культуры и спорта ТГПУ _______________ Л.П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ О.В. Смирнов


Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины «Возрастная психопатология и психоконсультирование» на 2013-2014 учебный год.
В программу учебной дисциплины ОДС.03 «Возрастная психопатология и психоконсультирование» в 2013-2014 уч. году внесены следующие изменения.


  1. Исключить из п.8.2.3.:

- 11. Психопатические синдромы.

- 12. Синдромы помрачения сознания.

- 26. Шизофрения.

- 27. Эпилепсия.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры спортивных дисциплин, протокол № ____ от ____________ 2013 года


Зав. кафедрой ___________________ А.В. Чесноков

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ


Председатель методической комиссии

факультета физической культуры и спорта ТГПУ _______________ Л.П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ О.В. Смирнов
Каталог: images -> sport news
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
sport news -> Рабочая программа учебной дисциплины б 06. Психология физической культуры трудоемкость
sport news -> Рабочая программа учебной дисциплины б в. 01. Теория и методика физической культуры трудоемкость
sport news -> Рабочая программа учебной дисциплины б в. 06. Психология физической культуры трудоемкость


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница