Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИСГТ
___________/Д.В.Чайковский/
«___» ____________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА»
НАПРАВЛЕНИЕ 100400 «Туризм»
Профиль подготовки " Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"
КВАЛИФИКАЦИЯ Бакалавр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2013 г.
КУРС 2 СЕМЕСТР 3
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 4
КОРЕКВИЗИТЫ Основы социального государства, Культурно-исторические центры России
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
Лекции
|
32
|
часов (ауд.)
|
Практические занятия
|
32
|
часов (ауд.)
|
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
|
64
|
часов
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
|
44
|
часов
|
ИТОГО
|
108
|
часов
|
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
|
очная
|
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 3 СЕМЕСТРЕ
Обеспечивающая кафедра: «Культурологии и социальной коммуникации»
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.ф.н., профессор Н.А. Колодий
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.ф.н., доцент В.Б. Агранович
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к..н., доцент Т.А. Чухно
2013 г.
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Обычаи и традиции народов мира» соответствует целям образовательной программы 100400 «Туризм» (бакалавриат) в части подготовки выпускников, владеющих знаниями о структуре и содержании профессиональной деятельности, понимающих значение развития туризма для экономики Российской Федерации в настоящий момент.
Код цели
|
Формулировка цели ООП
|
Цели дисциплины
|
Ц1
|
Подготовка выпускников к эффективному использованию туристского потенциала для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации.
|
Уяснение роли развития туризма для стимулирования экономики страны.
|
Ц2
|
Подготовка выпускников к аналитической деятельности, выполнению проектов, направленных на практическое применение современных методик и технологий организации деятельности туристских предприятий.
|
Формирование базисного уровня знаний с целью освоения специфики туристского сервиса и углубленного изучения отраслей туризма.
|
Ц4
|
Подготовка выпускников к проектированию и продвижению современного конкурентоспособного на мировом уровне туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований.
|
Анализ туристского потенциала культурно-исторических регионов мира в целях освоения современных технологий создания туристского продукта.
|
Ц 7
|
Подготовка выпускников к проведению мероприятий по интеграции России в мировой культурный процесс, укреплению позитивного образа страны за рубежом.
|
Совершенствование технологиий создания туристского продукта для успешного продвижения отечественного турпродукта на мировом рынке туризма.
|
В ходе изучения дисциплины анализируется место и роль университета в подготовке бакалавров туризма, раскрываются общие требования к подготовке бакалавров по направлению 100400 «Туризм», вводится терминологический аппарат, использующийся в сфере с туризма.
Задачи изучения дисциплины:
-
формирование нового культурного сознания;
-
анализ региональной специфики культуры и общества, его системы ценностей и ментальности;
-
выявление духовных основ человеческого существования;
-
обнаружение общезначимой эстетической составляющей национальной культуры;
-
выявление культурно-исторической самобытности народов мира;
-
раскрытие главных достижений мировой культуры и цивилизации;
-
обсуждение проблемы универсального и регионального путей культурного развития;
-
попытка самоопределения личности в плане культурного сотрудничества и сотворчества в общественном бытии.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Согласно ФГОС и ООП 100400 «Туризм» дисциплина «Обычаи и традиции народов мира» относится к вариативной части профессионального цикла.
Код дисциплины ООП
|
Наименование дисциплины
|
Кредиты
|
Форма контроля
|
ГСЭЦ (Гуманитарный, социальный и экономический цикл)
|
ГСЭЦ.В (Гуманитарный цикл, вариативная часть)
|
ГСЭЦ. В.5.2
|
Обычаи и традиции народов мира
|
4
|
зачет
|
Кореквизитами для данного курса являются дисциплины: География, Туристское ресурсоведение, Виды и тенденции развития туризма в регионе.
Код дисциплины ООП
|
Наименование дисциплины
|
Кредиты
|
Форма контроля
|
кореквизиты
|
ГСЭЦ (Гуманитарный, социальный и экономический цикл)
|
ГСЭЦ.Б (Гуманитарный цикл, Базовая часть)
|
ГСЭЦ.Б.4.0
|
Основы социального государства
|
6
|
экзамен
|
ГСЭЦ.В (Гуманитарный цикл, Вариативная часть)
|
ГСЭЦ.В.5.1
|
Культурно-исторические центры России
|
4
|
зачет
|
3. Результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины получены путем декомпозиции результатов обучения (Р1, Р2, Р7, Р10, Р11), сформулированных в основной образовательной программе 100400 «Туризм» по профилю подготовки «Организация и предоставление туроператорских и турагентских услуг», для достижения которых необходимо, в том числе, изучение дисциплины «Обычаи и традиции народов мира».
Планируемые результаты обучения согласно ООП
Код
результа-та
|
Результат обучения
(выпускник должен быть готов)
|
Р1
|
Применять глубокие социально-экономические и профессиональные знания в сфере туризма.
|
Р2
|
Ставить и решать концептуальные и прикладные задачи комплексного анализа в туристской сфере с использованием специальных знаний и аналитических методов.
|
Р7
|
Использовать глубокие и адекватные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков, а также международного менеджмента для ведения инновационной профессиональной деятельности в сфере туризма.
|
Р10
|
Демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения инновационной социально-экономической и культурологической деятельности.
|
Р11
|
Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности
|
Освоение дисциплины «Обычаи и традиции народов мира» направлено на формирование у студентов результатов обучения, в т. ч. в соответствии с ФГОС, приведенных ниже.
Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении дисциплины
Результаты
обучения
|
Составляющие результатов обучения
|
Код
|
Знания
|
Код
|
Умения
|
Код
|
Владение
опытом
|
Р1
|
З1.7
|
классификации и характеристики и особенности различных видов туризма; современные тенденции развития туризма
|
У1.7
|
использовать инновационные и информационные технологии для создания туристского продукта; проектировать программы туров, турпакетов, экскурсий и других продуктов туристской деятельности
|
В1.7
|
профессиональной аргументацией при обсуждении вопросов, касающихся видов и тенденций развития туризма; навыками работы с учебной и методической литературой, периодическими изданиями, статистическими данными; географическими атласами и картами
|
|
З1.8
|
особенности основных регионов туризма в аспекте соотношения осуществления различных видов туристской деятельности в них
|
У1.8
|
понимать своеобразие ресурсов и развития каждого из основных регионов мирового туризма; понимать своеобразие культурного развития каждого из выделенных регионов – наличия исторически значимых культур и цивилизаций на их территории
|
В1.8
|
методами анализа причинно следственных связей социально-политических процессов и явлений, способностью осознавать ответственность перед страной и нацией за свою социальную и нравственную позицию
|
Р2
|
З2.5
|
основные центры культурного наследия человечества; крупнейшие и наиболее известных музеях и культурно-исторических памятниках мира
|
У2.8
|
квалифицированно предоставить туристу и иному заказчику турпродукта полную и достоверную информацию о стране места временного пребывания
|
В2.6
|
разработкой туристского продукта с учетом необходимых требований; навыками работы с историческими и этнографическими источниками; приемами историко-культурологического анализа общественных процессов
|
Р7
|
37.1
|
важнейшие составляющие комплекса маркетинговых мероприятий по отношению к новой услуге
|
У7.1
|
самостоятельно находить и использовать в профессиональных целях информацию о культурно-историческом наследии различных регионов и центров мира
|
В7.1
|
маркетинга новой услуги(такими как разработка концепции и определение ее места в портфеле услуг фирмы, расчет доходности и прогнозирование продаж новой услуги и т. д.)
|
|
37. 2
|
особенности планирования и организации инновационной деятельности предприятия туриндустрии
|
У7.2
|
анализировать детерминанты, сущность и тенденции современной социальной среды
|
В7.2
|
способностью учитывать региональные особенности развития туризма отдельных сибирских территорий в процессе проектирования
|
Р.10
|
З10.2
|
базовые ценностей мировой культуры, базовые представления о приверженности к этическим ценностям
|
У10.2
|
квалифицированно применять специальные философско-методологические знания в исследовании культуры и общества
|
В10.4
|
навыками организации эффективной коммуникации с учетом современных и традиционных культурных особенностей
|
|
З10.6
|
принципы и понятийный аппарат культурологии, национальные типы культур, способы создания культурного объекта
|
У10.6
|
проводить этическую оценку турпродукта, его влияния на социокультурные феномены
|
В10.6
|
приемами формирования турпродукта отвечающего существующим стандартам и потребностям аудитории
|
Р11
|
З11.1
|
факторы формирования личности в процессе социализации, основные закономерности и формы регуляции социального поведения
|
У11.1
|
применять методы и средства познания
для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня профессиональной компетентности
|
В11.1
|
применять методы и средства познания
для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня профессиональной компетентности
|
З11.6
|
специфики методов сбора теоретических и эмпирических данных и их обработки
|
У11.6
|
осуществить отбор методов в соответствии с целями и задачами исследования
|
В11.6
|
методами работы с научной литературой
|
311.7
|
общей методологии, методики, логики и планирования научных исследований в сфере туризма
|
У11.7
|
представить методологию самостоятельного научного творчества
|
В11.7
|
по оформлению результатов учебного исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями
|
|
З11.9
|
социальной значимости будущей профессиональной деятельности
|
У11.9
|
планировать и осуществлять самостоятельную научную работу
|
В11.9
|
владеет практическими навыками и дополнительными знаниями по социальным технологиям в системе формирования персонала и его профессионального развития
|
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК)
ОК-1– способность к интеллектуальному, культурному и профессиональному саморазвитию;
ОК-2 – способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта;
ОК-5 – готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использовать нормативные и правовые документы в туристской деятельности;
б) профессиональные (ПК)
ПК – 2 – способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта;
ПК – 5 – готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий.
4. Структура и содержание дисциплины
-
Аннотированное содержание разделов дисциплины
-
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Предмет и задачи курса «Нравы и обычаи народов мира»
Понятие нормативности в рамках социокультурной проблематики. Место традиции в культурно-историческом развитии народов мира. Категория "традиция": возможные смыслы. Аксиологическая содержательность традиции: ее духовная природа. Метафизическая, этическая и эстетическая наполненность традиции. Тема «золотого века» в культурно-историческом контексте.
Рациональное, религиозное и художественное видение мира и человека. Художественная традиция и художественная реальность. Искусство как форма общественного сознания: природа и сущность искусства; его смыслы и ценности. Эстетическое бытие произведения искусства.
Ментальная составляющая традиции. Универсальная и региональная традиция. Повседневное звучание традиции. Сакральная и бытовая или повседневная традиция. Сфера частной жизни как методологическая проблема.
Основные функции и социальная значимость традиции в культурно-историческом наследии народов. Соотношение традиции и обычая.
Раздел 2. Нравы и обычаи малых народов: сакрально-культовые основания
Исторические «дикари» и современные малые народы.
Древность и современность: «дикари» и малые народы ойкумены. Архаический традиционализм. Табуированная культура. Нормативность табу. Табуированная повседневность.
Архаический синкретизм. Существо архаической религиозности. Магия и шаманство в архаическом бытии.
Рациональное постижение действительности. Эстетическое освоение мира. Архаическая художественная традиция. Проблема генезиса искусства. Художественная практика первобытного человека. Рождение художественного образа. Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Культовые сооружения.
Архаический реализм. Стилистическая эволюция. Символизм. Орнаментальная стилизация. "Условность" образа. «Звериный стиль». Человек в архаическом искусстве.
Архаическая фольклорная традиция. Истоки пиктографии.
Экскурс в историю нравов и обычаев малых народов.
Мифы и предания, фольклорная традиция народов мира. Сказки народов Африки, Полинезии, Австралии. Африканские маски. Стоухендж. Повседневная жизнь аборигенов Австралии.
Поделитесь с Вашими друзьями: |