Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»



Скачать 39.43 Kb.
Дата26.02.2016
Размер39.43 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство образования и науки РФ
ФБГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. Чернышевского»


ИНСТИТУТ ХИМИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебно-методической

работе, профессор Елина Е.Г.

______________________________
"____" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

«НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ»

подготовки бакалавра

050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки

ХИМИЯ

Квалификация выпускника



Бакалавр

Форма обучения - очная

Саратов, 20___

1. Целями освоения дисциплины являются: обеспечить профессиональную подготовку компетентного учителя химии, владеющего методикой применения системой современных информационных, коммуникационных и других образовательных технологий; способного изготавливать и применять аудиовизуальные, компьютерные и другие средства обучения и воспитания; обладающего знаниями по вопросам оснащения химического кабинета современными средствами обучения, знаниями психолого-педагогических и медицинских аспектов применения современных средств обучения, а также техники безопасности при работе с ними.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин – Б3+.В.9.

Для освоения дисциплины «Новые информационные средства обучения химии» студенты используют знания, умения и способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплин «Информационные технологии», «Основы математической обработки информации», «Психология», «Педагогика», «Методика обучения и воспитания химии». Дисциплина «Новые информационные средства обучения химии» служит основой для эффективной деятельности студентов во время педагогической практики, а также при подготовке выпускных квалификационных работ.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Новые информационные средства обучения химии».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование соответствующих компетенций:



общекультурных компетенций (ОК):

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);



общепрофессиональных компетенций (ОПК):

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);



компетенций в области педагогической деятельности (ПК):

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);



В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- требования, предъявляемые к оборудованию химического кабинета современными средствами обучения, пути его оснащения для обеспечения дидактических возможностей кабинета и безопасной работы в нем;

- современные информационные и коммуникационные технологии, рекомендуемые для использования в учебно-воспитательном процессе;

- технику безопасности, психолого-педагогические и медицинские аспекты применения современных информационных средств обучения.



- уметь:

- изготавливать и применять аудиовизуальные и компьютерные средства обучения химии;

- анализировать аудиовизуальные и компьютерные средства обучения химии, предлагаемые различными авторами;

- применять полученные знания в организации учебно-воспитательного процесса во время педагогической практики и в профессиональной деятельности.



владеть:

- технологиями приобретения, обновления и использования профессиональных компетенций из различных информационных источников и на основе передового педагогического опыта;

- навыками использования различных средств наглядности, в том числе, с применением новых информационных средств обучения химии;

- методикой преподавания отдельных тем, уроков, фрагментов уроков различного типа, а также методикой организации внеучебных мероприятий с оптимальным использованием традиционных и новейших средств обучения.


4. Структура и содержание дисциплины «Новые информационные средства обучения химии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы; 72 часа.





п/п



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по недел. семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестр.) Интерактивные методы обучения

Лекции

Лабора-торные занятия

Самостоятельная работа

Всего

1

Тема 1. Современные педагогические технологии в повышении эффектив-ности обучения в школе.

5

1

2




2

4

Собеседование

Интерактивная лекция

2

Тема 2. Средства обучения в современных педагоги-ческих технологиях в преподавании химии.

5

2

2




2

4

Собеседование

Интерактивная лекция

3

Тема 3. Новые информаци-онные и коммуникацион-ные средства обучения.

5

3

2




2

4

Собеседование

Интерактивная лекция

4

Тема 4. Компьютерные технологии обучения химии.

5

4-6

6




6

12

Собеседование

Интерактивная лекция

5

Тема 5. Ознакомление студентов с видеоматериа-лами, электронными и про-граммными компьютер-ными материалами.

5

7-8




4

4

8

Отчет по индивидуальному заданию


6

Тема 6. Компьютер как средство обучения, текстовые, графические и другие редакторы.

5

9-10




4

4

8

Отчет по индивидуальному заданию

7

Тема 7. Дидактические возможности Интернет.

5

11-12




4

4

8

Отчет по индивидуальному заданию. Контрольная работа

8

Тема 8. Информационные технологии оценивания результатов обучения.

5

13




2

2

4

Отчет по индивидуальному заданию

9

Тема 9. Моделирование фрагментов уроков по индивидуальным темам

5

14-18




10

10

20

Конспекты уроков. Моделирование уроков с применением ИКТ и др. образовательных технологий




Итоговый контроль

5

18













Зачет

Всего часов

12

24

36

72





Содержание дисциплины (Лекции – 12 часов)

Тема 1. Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе. Понятие педагогической технологии. Традиционная классно-урочная технология обучения. Личностно-ориентированные педагогические технологии. Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых. Педагогические технологии, основанные на повышение эффективности организации учебного процесса. Технологии развивающего обучения. Технология укрупнения дидактических единиц. Технологии поэтапного формирования умственных действий. Технология модульного (блочного) обучения. Интеграционные технологии в обучении. Технологии концентрированного обучения. Авторские, индивидуальные методические системы педагогов-практиков (педагогов-новаторов).

Тема 2. Средства обучения в современных педагогических технологиях в преподавании химии. Общие понятия и классификация современных средств обучения. Аудиовизуальные средства обучения химии и методика их применения. Дидактические принципы построения и применения аудио- и видеосредств обучения. Банк аудио- и видеоучебных материалов. Видеоматериалы по демонстрационному химическому эксперименту в 8-11 классах средней школы по химии и их использование в обучении химии. Изготовление аудиовизуальных средств обучения учителем химии. Пример урока по теме "Альдегиды" с применением аудиовизуальных средств обучения.

Тема 3. Новые информационные и коммуникационные средства обучения. Перечень умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в школе. Общие понятия и классификация информационных и коммуникационных средств обучения. Возможности информационных и коммуникационных средств в решении образовательных, развивающих и воспитывающих задач школы. Дидактическая роль новых технологий и их сочетание с традиционными педагогическими технологиями. Некоторые направления компьютеризации учебной деятельности учащихся.

Тема 4. Компьютерные технологии обучения химии. Компьютер как средство обучения в школе. Дидактические принципы построения и применения компьютерных средств обучения. Классификация компьютерных программ, готовых к использованию в обучении химии. Программы-редакторы (Chem Lab, Chem Office, Chem Draw и др.). Обучающие программы (Открытая химия, Репетиторы по химии, Виртуальная лаборатория, Химия в 8, 9, 10-11 классах и др.). Компьютерные игры (Химикус и др.). Возможности использования компьютера для создания оригинальных обучающих программ и дидактических материалов по химии. Дидактический потенциал текстовых редакторов. Работа с электронными таблицами Мicrosoft Excel. Компьютерная графика (графические редакторы и программы Paint, Word, CorelDraw и др). Копирование иллюстраций и текстов. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint. Дидактические возможности Интернета. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля и учета учебных достижений учащихся. Психолого-медицинские проблемы компьютеризации обучения и рекомендации по их решению.

СОДЕРЖАНИЕ лабораторных ЗАНЯТИЙ (24 часа)

Тема 5. Ознакомление студентов с видеоматериалами, электронными и программными компьютерными материалами. Ознакомление студентов: а) с банком видеоматериалов по демонстрационному химическому эксперименту в 8-11 классах средней школы по химии; б) с программами-редакторами (Chem Lab, Chem Office, Chem Draw и др.); в) с обучающими программами (Открытая химия, Виртуальная лаборатория, Химия в 8, 9, 10-11 классах и др.); г) с компьютерными играми (Химикус и др.). Определение индивидуальных заданий для каждого студента по разработке дидактических материалов с помощью программ-редакторов и подготовке конспектов уроков по индивидуальным темам с использованием современных информационных средств обучения.

Тема 6. Компьютер как средство обучения, текстовые, графические и другие редакторы. Обучение студентов использовать компьютер для создания оригинальных обучающих программ и дидактических материалов по химии с помощью текстовых редакторов, баз данных, электронных таблиц Мicrosoft Excel, графических редакторов и программ Paint, Word, CorelDraw и др., копирования иллюстраций и текстов. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint.

Тема 7. Дидактические возможности Интернет. Обзор основных образовательных сайтов. Сайты руководящих органов Министерства образования РФ. Дидактические возможности Интернета. Дидактические требования к мультимедийным презентациям, применяемым на уроках химии.

Тема 8. Информационные технологии оценивания результатов обучения. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля и учета учебных достижений учащихся. Компьютерные тестовые программы.

Тема 9. Моделирование фрагментов уроков по индивидуальным темам с применением современных информационных и коммуникационных педагогических технологий, средств и приемов обучения.

5. Образовательные технологии

Освоение дисциплины и формирование соответствующих компетенций у будущих учителей предполагает применение комплексного сочетания образовательных технологий, в том числе: личностно-ориентированные педагогические технологии; технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых; технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса; технологии развивающего обучения и критического мышления; технологии модульного (блочного) обучения; информационно-коммуникативные технологии; игровые технологии; технологии, основанные на деятельностном подходе к формированию компетенций будущего специалиста и др.

Большинство аудиторных занятий дисциплины проводится с использованием интерактивных форм обучения, что отражено в таблице раздела 4 данной программы.

Доля лекционных занятий дисциплины составляет 33,3% от общего числа аудиторных занятий.



6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. оЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Самостоятельная работа (СР) студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности. Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо показать умения и навыки, необходимые учителю химии.

Целесообразно применять организацию СР студентов по индивидуальным заданиям или проектам с последующей (в виде итога) презентацией или защитой. Содержание индивидуальных заданий определяется темой курсовой работы по Методике обучения и воспитания химии


Наименование индивидуального задания

1. Привести пример электронного учебника /интерфейс, главное меню; режим доступа; краткое содержание/. Скопировать 2-3 фрагмента по теме курсовой работы

2. Составить формулу с использованием редактора Microsoft Equation .

3. Составить 4 уравнения реакций, в т.ч. с органическими реагентами с использованием редактора Сhem Office.

4. Составить таблицу и график с помощью таблицы Excel.

5. Выполнить рисунок с помощью графического редактора.

6. Составить компьютерный тест по теме курсовой работы.

7. Составить таблицу по теме курсовой работы.

8. Конспект урока по индивидуальной теме с применением современных средств обучения

9. Моделирование фрагмента урока с применением современных информационных педагогических технологий

10. Подготовить и защитить презентацию курсовой работы.


Контрольные вопросы по дисциплине

1. Понятие педагогической технологии. 2.Традиционная классно-урочная технология обучения. 3. Личностно-ориентированные педагогические технологии. 4. Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых. 5. Педагогические технологии, основанные на повышение эффективности организации учебного процесса. 6. Технологии развивающего обучения. 7. Технология укрупнения дидактических единиц. 8. Технологии поэтапного формирования умственных действий. 9. Технология модульного (блочного) обучения. 10. Интеграционные технологии в обучении. 11. Технологии концентрированного обучения. 12. Авторские, индивидуальные методические системы педагогов-практиков (педагогов-новаторов). 13. Общие понятия и классификация современных информационных и коммуникационных технологий обучения. 14. Цели, задачи, возможности и ограничения использования информационных и коммуникационных технологий обучения химии в школе. 15. Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных и коммуникационных технологий обучения химии в школе. 16. Оснащение кабинета химии современными информационными и коммуникационными средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования для средних школ. 17. Дидактические принципы построения и применения аудио- и видеосредств обучения. 18. Банк аудио- и видеоучебных материалов.

19. Видеоматериалы по демонстрационному химическому эксперименту в 8-11 классах средней школы по химии и их использование в обучении химии.

20. Изготовление аудиовизуальных средств обучения учителем химии.

21. Компьютер как средство обучения в школе.

22. Дидактические принципы построения и применения компьютерных средств обучения. 23. Классификация компьютерных программ, готовых к использованию в обучении химии. Программы-редакторы (Chem Lab, Chem Office, Chem Draw, Chemical Equation, Chem Finder и др.).

24. Обучающие программы (Открытая химия, Репетиторы по химии, Виртуальная лаборатория, Химия в 8, 9, 10-11 классах и др.)

25. Компьютерные игры (Химикус и др.).

26. Возможности использования компьютера для создания оригинальных обучающих программ и дидактических материалов по химии.

27. Дидактический потенциал текстовых редакторов.

28. Работа с базами данных.

29. Работа с электронными таблицами Мicrosoft Excel.

30. Компьютерная графика (графические редакторы и программы Paint, Adobe Photoshop, Word, CorelDraw, Adobe Illustrator и др).

31. Копирование иллюстраций и текстов.

32. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint.

33. Дидактические возможности Интернета.

34. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля и учета учебных достижений учащихся.

35. Учебники по химии с программным обеспечением.

36. Занимательность в обучении химии (виртуальные опыты, вербальные формы). Компьютерные дидактические игры.

37. Видео-уроки и видео-эксперимент в обучении химии.

38. Нетрадиционные формы организации учебной работы в школе (уроки-лекции, конференции, уроки-игры, семинары и т.д.) с применением новейших средств обучения.

39. Тестовые технологии в обучении химии.

40. Методы анализа и экспертизы электронных информационных и коммуникационных средств обучения.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

«Новые информационные средства обучения химии»

Основная литература

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Гриф УМО МО РФ. М.: - Изд. центр «Академия». ВПО. – 2008. – 192 с. ISBN: 978-5-7695-4601-3.

2. Штремплер Г.И. Теория и методика обучения химии. Курс лекций. Электронный учебник для студентов педагогических специальностей. – 2009. – 370 с.: /Электронный ресурс/ Режим доступа: сайт Института химии Саратовского государственного университета http://www.sgu.ru/node/31025.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И Интернет-ресурсы

1. http://www.alhimik.ru

2. http://schoolchemistry.by.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» /Издательский дом «Первое сентября», Москва. – /Электронный ресурс/ Режим доступа: http://festival.1september/ru.

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

6. Единое окно образовательных ресурсов.

7. http://www.alleng.ru/edu/chem.htm. Химия.

8. http://www.uroki.net/docxim.htm.

9. Ссылки на порталы и сайты образовательных учреждений http://www.edu.ru.

10. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. ege.edu.ru

11. Энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.ru

12. Компьютерное тестирование http://www.teletesting.ru

13. Электронная версия газеты "Химия". Сайт "Я иду на урок химии" http://him.1september.ru

14. http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest

15.http://www.shef.ac.uk/chemistry/orbitron/

16. Компьютерные программы Chem Lab, Chem Office, Chem Draw, Chemical Equation, Chem Finder, Открытая химия, Репетиторы по химии и др.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Книгопечатная продукция

1. Учебные программы и учебники по химии для средней школы.

2. Рабочие тетради для учащихся.

3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8, 9,10, 11 классы).



Технические средства обучения

1. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт-дисков; оснащенный акустической колонкой.



2. Экран проекционный.

Химические реактивы, приборы, таблицы, коллекции, наборы посуды и лабораторных принадлежностей в соответствии с перечнем оборудования химических кабинетов общеобразовательных школ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 года, № 337. Профиль «Химия» ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года, № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра 050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; профиль ХИМИЯ.
Программа одобрена на заседании кафедры химии и методики обучения Института химии СГУ от 29 августа 2011 года, протокол № 15.
Автор: профессор кафедры химии и методики обучения Института химии СГУ
_______________________________ Штремплер Г.И.
Зав. кафедрой химии и методики обучения, д.х.н. ____________ Пчелинцева Н.В.
Директор Института химии, д.х.н. профессор ___________________ Федотова О.В.


Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> А. Г. Маклаков общая психология
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь
2014 -> Вопросы к зачету по дисциплине «История психологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница