Программа дисциплины «Национальные традиции изучаемого региона»



Скачать 377.64 Kb.
страница1/5
Дата22.02.2016
Размер377.64 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Национальные традиции изучаемого региона»

для направления подготовки бакалавра 41.03.03 Востоковедение и африканистика




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Школа востоковедения



Программа дисциплины

Национальные традиции изучаемого региона

(Корея)
для направления/ специальности 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра

Автор программы:

Сон Жанна Григорьевна, кандидат исторических наук, доцент, jgson@hse.ru
Одобрена на заседании Школы востоковедения «___»____________ 2015 г.

Руководитель профессор А.А. Маслов _______________________


Рекомендована Академическим советом

ОП «Востоковедение и африканистика» «___»_________________ 2015 г.

Председатель Худяков Д.А. _________________________
Утверждена
Академический руководитель

ОП «Востоковедение и африканистика»

Худяков Д.А. _____________________ «___»_____________2015 г.
Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41.03.03, обучающихся по программе бакалавриата, изучающих дисциплину Национальные традиции изучаемого региона.

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 41.03.03 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, разработанным в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в ред. от 10.02.2009 № 18-ФЗ, статья 5, пункт 4 и утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 02.07.2010 г. № 15;

  • основной образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки 41.03.03 Востоковедение и африканистика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • рабочим учебным планом университета по направлению 41.03.03 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2015 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Национальные традиции изучаемого региона» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 41.03.03 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания:

- развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры; сформировать представление о национальных традициях и этнопсихологических особенностях межкультурного диалога;

- сформировать умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез; лингвистический состав; этнические традиции Кореи и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности Кореи и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения;

- сформировать представления об основных особенностях материальной и духовной культуры Кореи; понимание роли религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов; развивать умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих этнических культур;

- развить у студентов навыки использования знаний этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Востока и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения;

- сформировать и развить способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития национальных традиций в Корее, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению конкурентоспособности Российской Федерации; Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ востоковедческой методологии и общих сведений о регионе специализации;

- выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению этнических и этнопсихологических закономерностей и особенностей стран Востока; развивать умение строить и использовать этнологические и этнопсихологические модели для описания и прогнозирования различных этнокультурных явлений, осуществлять их качественный анализ;

- способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития и современного влияния этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор на основе глубокого знания их этнокультурных и этнопсихологических особенностей.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные сведения об этнокультурных, этнопсихологических и этноконфессиональных особенностях корейской цивилизации; об основных чертах хозяйственных традиций, материальной и духовной культуры; об основных положениях теоретических концепций современной этнологии в области изучения Кореи; социокультурных, этнокультурных, географических, демографических, цивилизационных характеристиках развития изучаемого региона (Корея);

  • уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях социально-культурного развития Кореи; использовать теоретические знания по этнологии и этнопсихологии Кореи на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по этнологии и этнопсихологии Кореи в редакционно-издательской деятельности; понимать закономерности общего и особенного в развитии этнической культуры Кореи;

  • иметь навыки (приобрести опыт) использования знания этнокультурных ценностей корейцев в практике межкультурной коммуникации; распознавания проявлений этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик; квалифицированного использования терминологии для понимания текстов по этнологии и этнопсихологии Кореи; корректного применения понятийного аппарата этнологических и этнопсихологических исследований в сфере изучения этнокультурных и этнорелигиозных традиций и при анализе артефактов этнической культуры; изучения особенностей этнической культуры Кореи на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция


Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и

российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога





СЛК-6

Распознает проявление этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик

Использует знание этнокультурных ценностей народов Востока в

практике межкультурной коммуникации


Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез народов Азии и Африки; лингвистический состав; этнические традиции народов Азии и Африки и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности народов Азии и Африки и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения


ПК-3


Дает определение основных понятий этнологии и этнопсихологии стран Востока. Воспроизводит основные положения теоретических концепции современной этнологии в области изучения стран Востока. Демонстрирует знания закономерностей и особенностей этногенеза народов Азии. Демонстрирует знания этнических традиций народов стран Востока.

Распознает этнографические и этнопсихологические особенности народов Востока.

Обосновывает различия этнографических и этнопсихологических особенностей народов Востока. Представляет причинно-следственные связи между этнокультурными и этнопсихологическими особенностями носителей этнических культур стран Востока и их доминирующими коммуникативными моделями. Выявляет и интерпретирует проявления этнокультурных и этнопсихологических особенностей в сфере деловой культуры и этикета.


Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента на русском и английском языках;

метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий (артефактов этнической культуры, репродукций и т.д.)



Владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), понимание роли этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур


ПК-19


Воспроизводит основные сведения об этнокультурных, этнопсихологических и этноконфессиональных особенностях стран Востока.

Воспроизводит основные сведения об этнических различиях в традиционных культурах населения стран Востока. Воспроизводит основные сведения об основных чертах хозяйственных традиций, материальной и духовной культуры. Демонстрирует понимание закономерностей общего и особенного в развитии этнических культур стран Востока. Демонстрирует умение составлять развернутую характеристику отдельных этносов и этнических групп в странах Востока. Применяет знания этнокультурных ценностей народов Востока в практике межкультурной коммуникации. Владеет методологией распознавания проявлений этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик.



Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;

исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)



Способность использовать знание этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения


ПК-20


Представляет связи между аксиологическими доминантами этнической культуры и этнопсихологическими характеристиками носителей этнической культуры

Выявляет проявление этнических особенностей в различных сферах коммуникации, в том числе в области деловой культуры (бизнес-коммуникация, дипломатический протокол и т.д.). Интерпретирует способы и формы проявления этнокультурных ценностей и этнопсихологических особенностей в сфере международного взаимодействия.



Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов; исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа)

Способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению международных позиций и повышению и конкурентоспособности Российской Федерации


ПК-21


Демонстрирует знания о процессах этногенеза, ассимиляции, аккультурации, межэтнической консолидации, миграции и т.д. при анализе актуальных проблем развития афро-азиатского мира. Владеет навыками критического анализа различных форм проявления стереотипизации и мифологизации в сфере межэтнического взаимодействия

Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;

исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа);

метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)


Способность понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ


ПК-22


Осуществляет качественный анализ артефактов этнической культуры. Осуществляет качественный анализ этнопсихологических характеристик коммуникативных моделей межэтнического и межкультурного взаимодействия. Обосновывает правомочность применения структурного, системного и системно-структурного методов при решении учебных и учебно-научных задач при подготовке сообщений, докладов на семинарских занятиях.

Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента;

метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.

Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть корейским языком на базовом уровне.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Религиозно-философские традиции Востока

История изучаемого региона

Социально-экономическое развитие стран Азии

Экономика изучаемого региона

Тенденции экономического развития изучаемого региона


Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • способностью научно анализировать социально-значимые проблемы, процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2);

  • способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5).

  • владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1);

  • умением использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2);

  • готовностью к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (СЛК-1);

  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3);

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (СЛК-4);

  • способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (СЛК-5);

  • умением использовать в профессиональной деятельности знание истории развития стран Азии и Африки: генезис азиатских и африканских обществ и регионов; развитие стран Азии и Африки в древности, средневековье, в новое и новейшее время; общее и особенное в историческом развитии Азии и Африки; народные движения, коммунизм и национализм на Востоке, политическая, культурная, интеллектуальная история Востока (ПК-2);

  • умением использовать в профессиональной деятельности знание социального развития Востока: формы типологизации восточных обществ и оценка их уровня социального развития; социальный состав и его динамика на Востоке; социальные структуры, страты и группы в восточном обществе; кланово-родовые структуры; система лидерства и иерархии, этика межличностных и деловых отношений на Востоке; социально-культурная динамика современного Востока; особенности социологических исследований восточного общества; средства массовой информации в странах Азии и Африки (ПК-4);

  • умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем религиозных, духовных и философских традиций Востока: религиозно-философская мысль Востока; конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм, ислам, индуизм, джайнизм, манихейство и др. течения; народные культы, традиции и верования; философско-религиозный синкретизм на Востоке; основные духовные школы и религиозные организации; современные религиозные течения и этноконфессиональные конфликты на Востоке (ПК-5);

  • умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем культурного развития Азии и Африки: культурное развитие регионов Азии и Африки в различные периоды; компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; развитие художественной культуры, искусства и архитектуры; жанровое разнообразие искусства в новое и новейшее время; символизм в повседневной жизни и творчестве на Востоке; визуальная культура; театр, драма, киноискусство, народное творчество на Востоке; взаимодействие восточных и западных культур (ПК-11).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Этноспецифические аспекты деятельности в изучаемой стране

  • Теория международных отношений

  • Региональные особенности религиозно-философской культуры изучаемой страны

  • Социально-политические культуры стран Азии

  • Социально-экономическое развитие изучаемой страны.



Пояснительная записка

Курс «Национальный традиции изучаемого региона» представляет собой базовый курс для студентов, обучающихся по специальности «Востоковедение, африканистика», специализирующихся по Корее и нацеленный на привитие основных навыков, понятий и знаний об истории, социальных, культурных и духовных традиций Кореи. Курс предназначен для студентов, которые только начали свое знакомство с Кореей, и не требует предварительной углубленной страноведческой подготовки. Вместе с этим курс подразумевает базовое знание студентами корейского языка и чтение простейших текстов на корейском языке.

В целом курс изучает важнейшие культурно-исторические паттерны Кореи в динамике их развития. Особое внимание уделяется как общекультурным, так и региональным традициям, местным обычаям, формам межкультурной коммуникации, социальной динамике корейского общества. Курс не концентрируется на каком-то отдельном историческом отрезке, но показывает, какие традиции укоренились в обществе, какие находятся в трансформации и какие исчезли окончательно.

В целом курс рассматривает:

- этнолингвистический и социальный состав Кореи, изменения в этнической и

социальной динамике

- бытовые и деловые традиции, традиции жизненного цикла; ключевые предания,

архаические верования и мифологические структуры корейского общества

- важнейшие аксиологические категории и ценности населения Кореи;

- традиции делового, внутрисемейного, дружеского, межэтнического общения;

- самоидентичность, отношение к различным представителям иных культур;

- ключевые понятия в компаративном подходе: «культура», «цивилизация»;

- важнейшие ценности истории, типаж исторического героя;

- важнейшие культурные парадигмы и модели, («культура-варварство», «благородный

муж – маленький человек»)

- традиции архитектуры, ландшафтного и интерьерного дизайна, паркового искусства,

взаимодействия человеческого и природного начал.

- бытовые и повседневные традиции, в том числе пища, жилище, костюм, формы

коммуникаций, возрастные и половые правила и т.д.

- континуальность и дискретность различных явлений культурно-исторического

развития.

Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ востоковедческой методологии и общих сведений о регионе специализации.


  1. Каталог: data -> 2015
    2015 -> Александрова Лада Анатольевна
    2015 -> Программа дисциплины Теория отраслевых рынков  для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
    2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
    2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
    2015 -> Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
    2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
    2015 -> Программа дисциплины "Культура России Нового времени"
    2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница