Программа дисциплины (модуля) Теория обучения иностранным языкам (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки



страница1/3
Дата13.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Факультет социальных и гуманитарных наук

Кафедра лингвистики


УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе


____________ С.В. Моржухина
«_____»___________2013 г.

Программа дисциплины (модуля)

Теория обучения иностранным языкам

(Наименование дисциплины (модуля)

Направление подготовки



035700 – Лингвистика
Магистерская программа "Лингвистика и межкультурная коммуникация"
Квалификация (степень) выпускника

Магистр

(Бакалавр, магистр)


Форма обучения

очная

(очная, очно-заочная и др.)

г. Дубна, 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки (специальности)

035700 Лингвистика

(код и наименование направления подготовки (специальности))


Автор программы:

Анисимова Н.И., доцент кафедры Лингвистики _____________

(подпись)

Программа рассмотрена на заседании кафедры Лингвистики

Протокол заседания № _______ от «_____»______________2013 г.
Заведующий кафедрой ________________________В.В. Морозов

«____»____________2013 г.

СОГЛАСОВАНО
Рецензент _____________________________________/_______________/_______________

(ученая степень, ученое звание, место работы, должность) подпись Ф.И.О

«____»____________2013 г.

Декан факультета социальных и гуманитарных наук _________________Е.Н. Боклагов

«____»____________2013 г.

Руководитель библиотечной системы _______________________В.Г. Черепанова



«____»____________2013 г.

Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

4

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)

7

4.1

Содержание разделов дисциплины

7

4.2

Структура дисциплины

8

4.3

Практические занятия (семинары)

9

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

10

5

Образовательные технологии

19

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

20

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

21

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

26

7.1

Основная литература

26

7.2

Дополнительная литература

26

7.3

Периодические издания

26

7.4

Интернет-ресурсы

26

7.5

Методические указания к практическим занятиям




8

Материально-техническое обеспечение дисциплины

27




Приложение






  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Основной целью данной дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций на основе базовых знаний и профессионально-методических умений и навыков, позволяющих им в качестве преподавателей организовывать и проводить обучение иностранным языкам с учётом достижений современной методической науки.

Задачи дисциплины:

- содействие глубокому осознанию студентами психологических и лингвистических

закономерностей процессов обучения устной и письменной коммуникации

на иностранных языках;

- формирование навыков применения современных технологий обучения иностранным языкам;

- сравнение различных, принятых в отечественной и зарубежной практике, подходов и методов обучения иностранному языку как средству международного общения.

- ознакомление студентов с основами методики обучения ИЯ в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

- формирование у студентов умения моделировать процесс обучения иностранным языкам в соответствии с целями, содержанием и условиями обучения.

- Изучению вопросов, связанных с формированием современных и существующих форм контроля языковых, речевых и социокультурных навыков и умений с учетом национальных требований и в свете современных тенденций обновления содержания иноязычного образования в школе.

- Ознакомлению студентов с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа урока / серии уроков по ИЯ в свете современных требований.

- Определению критериев анализа современных отечественных и зарубежных УМК и учебных пособий, рассчитанные на различные этапы и условия обучения ИЯ в школе.




  1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

М2.В.ОД.6. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательная дисциплина.

Дисциплина «Теория обучения иностранным языкам» предполагает знание студентами основных теорий педагогической антропологии и лингводидактики, изучаемых в рамках курсов бакалавриата по педагогике, психологии, методике обучения иностранным языкам, а также базируется на следующих дисциплинах, изучаемых в магистратуре на 1-ом году обучения: философия гуманитарного знания, социальная антропология, история и методология науки, принципы и методы лингвистических исследований, практический курс английского языка, общее языкознание и история лингвистических учений.

Дисциплина «Теория обучения иностранным языкам» создает базу для прохождения научно-педагогической и научно-исследовательской практик, вырабатывает понимание социальной значимости своей будущей профессии, способствует формированию высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности.




  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурные (ОК):

ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство в своей деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).


б) профессиональные (ПК):
владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования изучаемых языков, его функциональных разновидностей (ПК-1);

обладает когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах (ПК-3);

владеет этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме (ПК-8);

владеет теорией воспитания и обучения, современными подходами в обучении иностранным языкам, обеспечивающими развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций обучающихся, готовность к участию в диалоге культур, дальнейшее самообразование посредством изучаемых языков (ПК-10);

способностью применять новые педагогические технологии воспитания и обучения с целью формирования у обучающихся черт вторичной языковой личности, развития и совершенствования первичной языковой личности, формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся (ПК-25);

умеет использовать в профессиональной деятельности достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам (ПК-26);

имеет представление о целях и задачах общеевропейской языковой и иной региональной политики в условиях межкультурного взаимодействия (ПК-27);

имеет представление об общеевропейских компетенциях владения иностранными языками, умеет пользоваться описанием системы уровней для конкретизации целей и содержания обучения, для разработки учебных программ, учебников, учебных пособий, а также для определения уровня владения языком и оценки достигнутых результатов; готовностью к внедрению "Европейского языкового портфеля" как средства самооценки обучающихся (ПК-28);

владеет современными технологиями организации учебного процесса и оценки достижений обучающихся на различных этапах обучения (ПК-29);

умеет эффективно строить учебный процесс на всех уровнях и этапах лингвистического образования, включая высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование (ПК-30);

владеет современной информационной и библиографической культурой (ПК-36);

способностью адаптироваться к новым условиям деятельности, творчески использовать полученные знания, навыки и компетенции за пределами узко профессиональной сферы (ПК-40);

способностью самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность (ПК-43);

подготовлен к обучению в аспирантуре по избранному и смежным профилям обучения (ПК-47);

владеет навыками педагогической деятельности, управления педагогическим коллективом и способен к организации учебного процесса в соответствии с установленными требованиями (ПК-53);

обладает системными знаниями в области психологии коллектива и навыками менеджмента организации (ПК-55).


Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) (также см. Приложение «Матрица компетенций»).

Таблица 1



Результат обучения

(умения, знания,

навыки)

Результат обучения

(освоенные компетенции)

Образовательная технология

Формы оценочных средств

Знать методы и приемы обучения ИЯ,

Знать общедидактические приемы обучения (воспитывающий, принцип сознательности, активности, наглядности, доступности, прочности, индивидуализации); специфические принципы обучения (интеграции и индивидуализации, учета родного языка, коммуникативной направленности); аспекты обучения, подходы к обучению чтению, пониманию, письму и монологической и диалогической речи; факторы, определяющие успешность обучения (индивидуально-возрастные особенности учеников, этапы обучения.



знать основы теории и методики обучения иностранным языкам, закономерности процессов преподавания и изучения иностранных языков с учётом конкретной методической системы;


уметь творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;

уметь соотносить понятийный аппарат лингводидактики и методики с реальными фактами и явлениями педагогической действительности;
иметь представление об актуальных проблемах теории обучения иностранным языкам.

Уметь:


- ставить правильно цели обучения,

- выбрать самостоятельно соответствующие методы и приемы,

- подбирать грамотно УМК,

- планировать эффективные способы обучения,

- создать самостоятельно тренировочные и контрольные упражнения и задания, - анализировать объективно уроки коллег и свои собственные,

- увидеть методические ошибки и просчеты и предложить свои пути их преодоления.




ОК-1

ОК-3


ОК-4

ОК-6


ОК-7

ОК-8


ОК-9

ОК-10


ОК-11

ОК-12


ПК-1

ПК-3


ПК-8

ПК-10


ПК-25

ПК-26


ПК-27

ПК-28


ПК-29

ПК-30


ПК-36

ПК-40


ПК-43

ПК-47


ПК-53

ПК-55


Теоретическое и практическое обучение в рамках аудиторной работы:

Лекции1 (в том числе интерактивные формы: Проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, интерактивные экскурсии, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций, метод «круглого стола», семинар, мультимедийная презентация)

Практические занятия (в том числе интерактивные формы семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, индивидуальные и групповые проекты, кейс-метод)

Самостоятельная работа

Текущий контроль:

собеседование (УО-1),

тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), рефераты (ПР-4),

домашние работы в виде творческих заданий (ПР-7)


Промежуточ-ный контроль:

экзамен по дисциплине (УО-4).




Примечание: Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), зачет (УО-3),

экзамен по дисциплине, модулю (УО-4).

Технические средства контроля (ТС).

Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), рефераты (ПР-4),

курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6) , домашние задания (ПР-7) и т.п.


  1. Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1

Содержание разделов дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,5 зачетные единицы 126 часов.


Таблица 2

№ раз-дела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Всего

Лекции

Практиче-ские занятия

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1.

Основные понятия и категории методики обучения ИЯ.

Тема 1. Методика обучения ИЯ как наука, ее связь с другими науками. Понятие “метод”.

4

2

2

По каждой теме предусмотрено:
собеседование (УО-1),

тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), рефераты (ПР-4),

домашние работы в виде творческих заданий (ПР-7)


Тема 2. Цели и содержание обучения иностранным языкам в школе и вузе.

4

2

2

Тема 3. Принципы и средства обучения ИЯ, их классификация.

4

2

2

Раздел 2.

Аспекты обучения иностранным языкам.

Тема 4. Фонетический аспект обучения ИЯ.

4

2

2

Тема 5. Лексический аспект обучения ИЯ.

8

2

2

Тема 6. Грамматический аспект обучения

8

4

4

Раздел 3.

Обучение видам речевой деятельности.

Тема 7. Обучение аудированию.

8

4

4

Тема 8. Обучение чтению.

8

4

4

Тема 9. Обучение говорению.

8

4

4

Раздел 4.

Урок иностранного языка

Темы 10-11. Методическое содержание современного урока ИЯ, его основные черты и схема анализа. Тематическое и поурочное планирование. Роли учителя и ученика, различные модели их взаимодействия на уроке ИЯ. Дисциплина на уроке. Мотивация, ее источники и роль в решении дисциплинарных проблем.

12

6

6

Раздел 5.

Современ-ные УМК по ИЯ для школ и критерии их анализа.

Тема 12. Отечественные и зарубежные УМК для различных этапов обучения ИЯ, определение критериев их анализа.

4

2

2

Содержание учебной дисциплины представлено в сети Интернет.




4.2

Структура дисциплины

- распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студента по семестрам (таблица 2);
Таблица 3

Вид работы

Трудоемкость, часов

6 курс

семестр В






Всего

Общая трудоемкость

126




126

Аудиторная работа:

72




72

Лекции (Л)

36




36

Практические занятия (ПЗ)

36




36

Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа:

27




27

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)

4




4

Эссе (Э)

10




10

Самостоятельное изучение разделов

3




3

Контрольная работа (К)










Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

10




10

Подготовка и сдача экзамена

27




27

Вид промежуточного контроля



экзамен




экзамен

Каталог: images -> data -> gallery
gallery -> Программадисциплин ы
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «региональная экономика»
gallery -> Программа дисциплины психодиагностика Направление подготовки (специальность) Клиническая психология Профиль подготовки
gallery -> Программадисциплин ы
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «интеграция детей с нарушениями в развитии»
gallery -> Рабочая учебная программа дисциплины «диагностика школьных трудностей»
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»
gallery -> Рабочая учебная программа дисциплины «экспериментальная психология»
gallery -> Лекция по курсу «Психология» Москва 1994г. Внимание и воля


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница