Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента»



Скачать 467.79 Kb.
страница1/3
Дата01.06.2016
Размер467.79 Kb.
  1   2   3

Государственный университет – Высшая школа экономики


Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



Программа дисциплины


Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента

для направления 080200.68 – «Менеджмент»

подготовки магистра

по программе «Стратегическое и корпоративное управление»


Авторы программы:

Бек Н.Н. к.э.н. доцент, nbek@hse.ru

Татарченко Л.В. к.т.н. доцент, ltatar@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического

менеджмента «___»____________ 2012 г


Зав. кафедрой Н.Б. Филинов ________________________

Москва, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

1. Резюме курса


Интеграция России в мировую экономическую систему и вхождение в Болонский процесс требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям, навыкам и способностям в области стратегического управления. Наряду с развитием способностей стратегически мыслить, видеть перспективы развития и устанавливать приоритеты, требуется формирование навыков и компетенций, которые необходимы для диагностики ситуации и выявления проблем, для разработки сценариев, формирования и управления реализацией стратегических проектов, включая проекты партнерства.

Современные исследования по стратегическому менеджменту свидетельствуют о качественных изменениях условий функционирования и развития компаний. В условиях «новой экономики», глобализации и изменения границ рынков, бизнес - процессы выходят за рамки компаний, а сами компании становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся составом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособности становится эффективный стратегический менеджмент, который носит в значительной мере междисциплинарный характер и быстро развивается, интегрируя концепции, модели и инструменты экономики и финансов, менеджмента и маркетинга, социологии и психологии.

Курс ориентирован на рассмотрение в системном единстве и взаимосвязанности основных элементов: бизнес - модель, позиционирование, стратегии, создание и распределение ценностей. Модели бизнеса и методы стратегического управления, определяя соответствие между этими элементами и стратегическую архитектуру корпорации, обеспечивают целостность и результативность компании.

Является обязательной профессиональной дисциплиной в программе магистратуры «Стратегическое и корпоративное управление», которая рассчитана на три модуля (2 семестра) 1-го года обучения и соответствует 8 кредитам.



2. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 – «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление» и изучающих дисциплину «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента».

Программа разработана в соответствии



  • с Федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ, включая требования соответствия критериям EPAS, в том числе для учебных программ обязательных курсов уровня магистратуры;

  • с общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление»;

  • рабочим учебным планом (РУП) университета и факультета менеджмента по направлению подготовки магистров специализации «Стратегическое и корпоративное управление», утвержденным в 2012/2013 гг.

3. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» являются:

-развитие у студентов понимания глобальных тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и социально-экономическое развитие регионов, отраслей, компаний и сфер деятельности

-развитие у студентов целостного понимания бизнеса, стратегического мышления и системного взгляда на компанию и бизнес

-получение современных знаний по классическим и современным моделям стратегического менеджмента во взаимосвязи с эволюцией теоретических концепций, тенденциями и проблемами развития и управления организациями различных отраслей и форм собственности

-освоение базовых моделей и методов, используемых в практике стратегического планирования и управления (стратегического анализа и выбора, трансформации стратегии в действия), включая детальное изучение типичных моделей бизнеса и стратегий компаний

-приобретение навыков, необходимых для формулирования проблем, интеграции различных знаний и практического решения на основе междисциплинарных подходов актуальных задач стратегического менеджмента, включая сбор и обобщение большого объема знаний, необходимых для понимания эволюции бизнес- среды, моделей бизнеса и реализации стратегий

-обеспечение профессионального взаимопонимания в международном контексте со специалистами, исследователями и практиками в области стратегий и моделей ведения бизнеса.



4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • знать:

- классические и современные концепции теории стратегии, принципы построения и анализа моделей бизнеса, методы и механизмы стратегического анализа и управления организациями различных отраслей и форм собственности

- содержание и характеристики глобальных и региональных тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и социально-экономическое развитие регионов, отраслей, компаний и сфер деятельности

- структуру и основные элементы моделей бизнеса, корпоративных и конкурентных стратегий, стратегий партнерства компаний

-основные понятия, базовые модели, методы и инструменты стратегического анализа, стратегического выбора и трансформации стратегии в действия;



  • уметь:

- анализировать и использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического менеджмента

- анализировать сложные и динамично развивающиеся процессы

- эффективно находить, обобщать и анализировать разнородную информацию, необходимую для выработки и обоснования стратегических решений с использованием сценарного и проектного подходов


  • проводить комплексный сценарно-стратегический анализ с учётом изменений, обусловленных переходом к экономике знаний и «сетевой» экономике

- преодолевать междисциплинарные барьеры и комбинировать разные аналитические подходы

  • исследовать и обобщать результаты стратегического управления компаниями, систематизировать их и представлять в форме презентаций;

  • иметь навыки (приобрести опыт)

- в использовании техник и инструментов сценарного и стратегического анализа, обоснования и выбора стратегий

- согласования стратегических решений и разработки проектов реализации стратегий

- работы с материалами статистической отчетности, аналитических данных и интернет - информации компаний, реализуемых моделей бизнеса, выполняемых ими стратегических планов, проектов и программ.

В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:



Компетенция

Код по

ФГОС/НИУ NC/NRU-HSE Code



Дескрипторы – основные признаки освоения, показатели достижения результата

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность обобщать и критически оценивать результаты научных исследований и методов работы


ПК-1

Способен читать, делать обзор и оценивать существующую научную литературу

Лекции и составление обзора литературы


Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

ПК-2

Имеет целостное понимание бизнеса, тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и развитие стратегического мышления и системного взгляда на компанию и бизнес

Лекции и интерактивные обсуждения














Способность формулировать и проверять научные гипотезы,

ПК-3

Обладает методологией, моделями и инструментами стратегического менеджмента


Лекции, интерактивные семинары, кейс-анализ


Способность предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты стратегического анализа и выбора

ПК-4, ПК-6

Способен разрабатывать и внедрять модели и инструменты стратегического анализа и выбора


Генерация идей и их презентация; разработка и презентация индивидуального курсового проекта



Способность организовывать научную деятельность в рамках исследований по сценарно-стратегическому анализу и формированию стратегий

ПК-3, ПК-5, ПК-20, ПК-21

Способен разрабатывать новые исследования и практические вопросы для дальнейшего изучения


Мозговой штурм, презентация идей группы

Разработка и презентация курсового проекта



Способность формировать корпоративные и бизнес стратегии для развития бизнеса

Способность планировать и внедрять проекты и мероприятия в рамках выбранных стратегий


М.1/ ПК-12, ПК-14, ПК-17, ПК-19

Владеет методологией, методами, моделями и инструментами стратегического менеджмента


Лекции, интерактивные семинары, кейс-анализ,

деловая компьютерная игра, выполнение курсового проекта




Знать модели поведения экономических агентов и рынков.

Знать основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления.

Владеть навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений.


М.1/ПК-5, ПК-6,

ПК-8, ПК-15,



Владеет базовыми навыками обоснования и согласования стратегических решений в условиях неопределенности и динамичности рыночной среды.

Интерактивные семинары, кейс-анализ, деловая компьютерная игра, выполнение курсового проекта

5. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для магистерской программы «Стратегическое и корпоративное управление» настоящая дисциплина является обязательной.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в результате изучения следующих дисциплин:


  • Микроэкономика, институциональная экономика и теория отраслевых рынков (уровень бакалавриата)

  • Теория и экономика фирмы (уровень бакалавриата)

  • Стратегический менеджмент (уровень бакалавриата)

  • Маркетинг и маркетинговые исследования (уровень бакалавриата)

  • Методология научных исследований

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знания теории стейкхолдеров

  • знания основ стратегического менеджмента, методов исследования и механизмов управления.

  • знания современных концепций теории фирмы, рынков и конкуренции

  • способности интегрировать новые знания и знания смежных дисциплин в менеджериальную практику

  • способности понимать и использовать результаты научных исследований и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии рынков и организаций

Основные положения дисциплины служат основой для изучения специальных дисциплин и научных семинаров по программе, а также выполнения диссертационных исследований в области стратегического менеджмента:

  • Стратегический менеджмент знаний и инноваций

  • Модели стратегических изменений

  • Эволюция стратегического менеджмента

  • Стратегическое управление инфраструктурой корпорации

  • Научный семинар «Методы моделирования будущего».

  • Диссертационные исследования в области стратегического менеджмента организаций.

8. Тематический план учебной дисциплины «Модели и методы стратегического менеджмента»

№ п/п





Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа



Лекции

Научные семинары и практич. занятия




Раздел 1




1

Архитектура бизнеса: анализ ключевых факторов

10

4

2

4

2

Бизнес-модель: связь с архитектурой, анализ существующих подходов, эволюция модели бизнеса

20

4

4

12

3

Анализ бизнес-модели: подходы А.Сливоцки и А.Остервальдера

40

4

12

24

4

Интегрированные цепочки ценности и их связь с бизнес-моделью и архитектурой бизнеса

20

4

4

12




Итого по 1 разделу

90

16

22

52




Раздел 2




  1. 1.

Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели

14

4



10

  1. 9.

Концепции ценностей и устойчивых конкурентных преимуществ

14

2

2

10

  1. 10.

Стратегическое позиционирование

16

2

4

10

  1. 11.

Стратегический анализ и диагностика компании

14

2

4

8

  1. 12.

Сценарно-стратегический анализ и планирование

18

2

4

12

  1. 13.

Внутрифирменный стратегический анализ (методы анализа конкурентных преимуществ, ресурсов, компетенций и потенциала развития компании)

23

4

4

15

  1. 14

Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании

23

4

4

15

  1. 15.

Теоретические и методические аспекты стратегического выбора и формирования стратегий

20

4

4

12

  1. 1

Методы обоснования и выбора портфельных стратегий

18

2

4

12

  1. 17.

Моделирование стратегических процессов и ситуаций. Методы согласования стратегических решений

20

2

6*

12

  1. 18

Стратегические планы, программы и проекты:

18

4

2

12




Итого по 2 разделу

198

32

38

128




Итого по курсу

288

48

60

180

* в том числе контрольная работа (письменная)

7. Формы контроля знаний студентов

Вид контроля

Форма контроля

Модули

Параметры

Текущий

Посещение лекций, семинаров и практических занятий

1-3

Участие в дискуссиях, выполнение аудиторных заданий, работа в группах, выполнение контрольной работы, презентация материалов домашнего задания и эссе

Домашнее задание по разделу 1

1

Анализ эволюции бизнес-модели конкретной отрасли и анализ бизнес-модели конкретной компании в этой отрасли

Эссе

по разделу 2



2

Сравнительный анализ концепций по стратегическому позиционированию и построение стратегической карты

Компьютерная деловая игра

по разделу 2



3

Варианты бизнес, маркетинговых и инвестиционных стратегических решений компании, согласованных со сценариями развития рыночной ситуации

Контрольная работа по разделу 2


3

Решение задачи по согласованию стратегий


Промежуточный

Зачет

по разделу 1



1


Анализ ключевых факторов бизнес-модели с применением инструментов стратегического менеджмента

Курсовой проект

3

Сценарно-стратегический анализ и обоснование стратегий компании с использованием инструментов стратегического менеджмента

Итоговый

Экзамен письменный

по разделу 2



3

Кейс-анализ практической ситуации с применением моделей и инструментов стратегического менеджмента

7.1 Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-балльной шкале, 4 балла – минимальная результирующая оценка за курс.

Студенты обязаны посещать все лекции и семинары, изучить до начала занятия рекомендуемую литературу и методические рекомендации, участвовать в дискуссиях.

Текущий контроль учитывает активность студента в аудитории, его работу в составе группы, правильное решение задач в контрольной работе, эссе и выполнение домашнего задания. Студент должен продемонстрировать понимание концептуальных моделей, современных постановок задач стратегического управления, и навыки самостоятельной аналитической работы.

Домашняя работа. Демонстрация способности проводить анализ эволюции бизнес-модели отрасли в зависимости от изменения различных факторов макросреды, обосновывать целесообразность изменения бизнес-модели конкретной компании в зависимости от бизнес-модели отрасли и различных факторов конкурентной среды. Владение навыками стратегического анализа деятельности компаний различных отраслей и форм собственности.

Курсовая работа. Демонстрация способности проводить кейс-анализ компании и рынка, выявить проблемную ситуацию конкретной компании, разработать сценарии развития рыночной ситуации для разных временных горизонтов, обосновать стратегические решения и меры для разрешения выявленных проблем. Владение навыками сценарно-стратегического анализа, определения системных взаимосвязей целей и задач стратегического управления в организациях различных видов и форм собственности.

Промежуточный контроль – устный зачет по первому разделу в первом модуле. Студент должен продемонстрировать способности анализа бизнес-модели с применением подходов и инструментов стратегического менеджмента

Итоговый контроль - письменный экзамен по второму разделу в третьем модуле. Студент должен продемонстрировать способности проводить кейс-анализ практической ситуации и применять модели и инструменты стратегического менеджмента.

8. Содержание дисциплины

Курс ориентирован на изучение концептуальных моделей стратегического менеджмента (теория стратегии, концепция ценностей, стратегическое позиционирование, ресурсы, компетенции и потенциал, сети), основных тенденций в изменении содержания и структуры бизнес – моделей, базовых моделей и методов практического стратегического управления.



Базовые модели и методы изучаются в контексте

    • постановки и решения задач системного, интеграционного и парадоксального характера

    • взаимосвязи моделей и согласованности решений по отдельным задачам

    • приобретения навыков в использовании техники и инструментов стратегического менеджмента.

Изучение методов, техники и инструментов ориентировано на основные задачи стратегического управления с акцентом на системность, интеграцию и учет современных тенденций.
Тематика программы обучения состоит из двух разделов. Раздел 1 – анализ ключевых факторов бизнес-модели и архитектуры бизнеса (темы 1-2), методы анализа бизнес-моделей (темы 3-4). Раздел 2 -концептуальные модели стратегического менеджмента (темы 1-3), методы, техники и инструменты стратегического управления (темы 4-11).
Раздел 1
Тема 1. Архитектура бизнеса: анализ ключевых факторов

Современный бизнес-ландшафт. Ключевые изменения в бизнесе и современные тенденции. Трансформация бизнес-процессов. Архитектура бизнеса. Современные проблемы поиска новых моделей бизнеса.

Основная литература


  1. Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Д. Зона прибыли. – М.: Эксмо, 2006. – Гл.1.

  2. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер.с.англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- Гл.1

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения

  1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер.с англ. Под науч.ред.А.Г.Сеферяна.- СПб.: Питер, 2007.- Гл.18

  2. Сливоцки А., Вайз Р. Как расти, когда рынки не растут / Пер.с англ.- М.: Эксмо, 2006.

  3. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Пер.с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2011.

  4. Хамел Г.Прахалад К.К. Конкурируя за будущее (2002) Пер. с англ., М.: Олимп-Бизнес, гл. 1,2

  5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  6. Янсен Феликс. Эпоха инноваций. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.1

  7. Fairbanks M., Lindsay S. Plowing The Sea. Nurturing the Hidden Sources of Growth in the Developing World. – HBS Press, Boston, 1997
Тема 2. Бизнес-модель: связь с архитектурой, анализ существующих подходов, эволюция модели бизнеса

Обзор литературы по моделям бизнеса. Основные компоненты: стратегическая ориентация; экономическая модель; система защиты; скорость и масштаб. Модели коммутирующего типа. Предпринимательские модели и порождающая сеть. Жизненные циклы отрасли и эволюция отраслевой бизнес-модели.

Основная литература


  1. Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Д. Зона прибыли. – М.: Эксмо, 2006. – Гл.2.

  2. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Пер. с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2011.

  3. Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями.- М.: Эксмо, 2007.Гл.1,2

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения

  1. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер.с.англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- Ч.4.

  2. Хамел Г.Прахалад К.К. Конкурируя за будущее (2002) Пер. с англ., М.: Олимп-Бизнес, гл. 3,4

  3. Янсен Феликс. Эпоха инноваций. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002.
Тема 3. Анализ бизнес-модели: подходы А.Сливоцки и А.Остервальдера

Анализ бизнес-моделей по Сливоцки и Остервальдеру. Эффективность подхода Сливоцки для анализа эволюции отраслевой бизнес-модели. Недостатки модели Сливоцки. Особенности шаблона анализа бизнес-модели по Остервальдеру. Эффективность подхода Остервальдера для анализа бизнес-модели конкретной компании.

Основная литература


  1. Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Д. Зона прибыли. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.- Ч.2.

  2. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Пер.с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2011.- С.20-61.

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения

  1. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер.с.англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  2. Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями.- М.: Эксмо, 2007.
Тема 4. Интегрированные цепочки ценности и их связь с бизнес-моделью и архитектурой бизнеса

Цепочка ценности М.Портера. Модификация модели портера с учетом интеграции. Модель бизнеса на основе управления цепочкой ценности. Сети и их основные характеристики. Распределение компетенций и ценности для клиента. Стратегии сетевых организаций.

Основная литература


Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер.с.англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- Гл.2-5

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения

  1. Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Д. Зона прибыли. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.

  2. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Пер.с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2011.- 288 с.

  3. Сливоцки А., Вайз Р. Как расти, когда рынки не растут / Пер.с англ.- М.: Эксмо, 2006.- 256 с.

  4. Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями.- М.: Эксмо, 2007.- 96 с.
Раздел 2
Тема 1. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели

Истоки и эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента. Концепции ресурсной и рыночной ориентации стратегий; EVR-конгруэнтности; сетевых взаимодействий, стратегических дилемм и парадоксального подхода. Эволюция методологии конкуренции. Концепция coopetition. Источники конкурентного преимущества и их динамика. Эволюция понятий стратегия и стратегическое планирование. Стратегический процесс. Уровни, виды и модели стратегий организации. Базовые элементы модели стратегического управления. Плановая, инкрементальная, адаптивная и предпринимательская модели стратегических решений и действий. Адаптивный и активный стиль стратегического поведения организации. Новые проблемы и приоритеты в ориентации стратегий: ценность, инновации, скорость, гибкость.

Основная литература


  1. Бек Н.Н. Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента. Раздел 2 Методические материалы к лекциям и практическим занятиям, М.: ВШЭ, 2012

  2. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. С-Пб.: ИД СПБУ, 2006 гл1

  3. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Пер. с англ. М.: БИНОМ

  4. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. Пер. с англ. 5-е изд. – С-Пб.: Питер, 2008

  5. Johnson, G; Scholes, K and Whittington, R (2006) Exploring Corporate Strategy, 7th ed. Essex: Pearson Education, сh 1 Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р. (2007) Корпоративная стратегия: теория и практика. Пер с англ. ИД Вильямс, гл 1

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения и выполнения курсового проекта


  1. Barney, J. B. (2006) Strategic management and competitive advantage. Pearson Education

  2. Becerra, M. (2009) Theory of the firm for strategic management. Cambridge [etc.] Cambridge University Press

  3. Коллис Д. Монтгомери С. (2007) Корпоративная стратегия. М.: Олимп-бизнес,

  4. Минцберг Г. Альстрэнд Б. Лэмпел Д. (2000) Школа стратегий. Пер. с англ. С-ПБ.: Питер,

с.14-24

  1. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. (2001) Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, гл.1, гл.4 с.139-162

  2. Хамел Г.Прахалад К.К. Конкурируя за будущее (2002) Пер. с англ., М.: Олимп-Бизнес, гл. 1,2

  3. Г.Хамел, К.Прахалад, Г. Томас, Д.О, Нил (2005)Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер

  4. The Oxford handbook of strategy: 2 volume set  (2003)/ Ed. by Faulkner D., Campbell A. Oxford: Oxford University Press.

  5. Wit de B., Meyer R. Strategy: Process, Content, Context an International Perspective. (2010). London: International Thomson Business Press

  6. Гарретт Б. Дюссож П. Стратегические альянсы. Пер. с франц., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.3

  7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  8. Тофлер Э. Шок будущего. Третья волна. Метаморфозы власти. Пер. с англ. М.: Аст, 2004

  9. Янсен Феликс. Эпоха инноваций. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.1

  10. Grant RM. (1996). Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal 17: 109-122

  11. Williamson, O.E. (1991). Strategizing, economizing and economic organization. Strategic Management Journal, Winter Special Issue, 12: 75-94.

Тема 2. Концепции ценностей и устойчивых конкурентных преимуществ

Внутренняя и внешняя эффективность фирмы, ее связь с ключевыми факторами успеха и конкурентными преимуществами. Концепции менеджмента и маркетинга, ориентированные на ценность (стоимость). Критерии устойчивости конкурентного преимущества. Цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Модели сетей ценностей в отраслях новой экономики и в сфере услуг. Стратегические приоритеты при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры. Эволюция типологии конкурентных стратегий.



Основная литература

  1. Бек Н.Н. Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента. Раздел 2. Методические материалы к лекциям и практическим занятиям, М.: ВШЭ, 2012

  2. Грант Р.М. (2008) Современный стратегический анализ. Пер. с англ. С-Пб.: Питер гл 2

  3. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001, с.16-32, 43-49, 62-65, 107-143

  4. Barney, J. B. (2006) Strategic management and competitive advantage. Pearson Education

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения и выполнения курсового проекта

  1. Трейси М., Вирсема Ф. Маркетинг ведущих компаний. М.: Вильямс, 2007

  2. Michael Porter Asks, and Answers: Why Do Good Managers Set Bad Strategies? (2006) http://knowledge.wharton.upenn.edu/article.cfm?articleid=1594

  3. Прахалад К.К., Рамасвами. Будущее конкуренции. Пер. с англ.2006

  4. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М, С-Пб, Киев: Вильямс, 2000, с.85 – 107

  5. А.Сливотски. Миграция ценности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006

  6. Сливоцки А., Моррисон Д., Андельман Б. Зона прибыли, М.: Эксмо, 2006

  7. Сток Д., Штерн, К. BCG. Стратегии, которые работают. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005

  8. Porter M. (1985), Competitive Advantage: creating and Sustaining Superior Performance. -New York: Free Press. М Портер. Конкурентное преимущество. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

  9. Шанк Дж. Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. Пер. с англ. С-Пб: Бизнес Микро,1999 с.56-81, 93-102

  10. Тис Д.Дж. Получение экономических выгод от знаний как активов. Российский журнал менеджмента, 2004 №1

  11. Tsai, W. and S. Ghoshal. 1998. Social capital and value creation: The role of intrafirm networks. Academy of Management Journal, 41(4): 464-477

Тема 4. Стратегическое позиционирование компании

Ключевые факторы успеха и позиционные преимущества. Концепции стратегического позиционирования компании М. Портера, Д Аакера, Г. Минцберга. Внутренние и внешние параметры стратегической позиции компании. Источники уникальности стратегической позиции. Ограничения моделей позиционирования в современных условиях. Особенности позиционирования глобальных и сетевых компаний.


Основная литература

  1. Бек Н.Н. Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента. Раздел 2 Методические материалы к лекциям и практическим занятиям, М.: ВШЭ, 2012

  2. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М, С-Пб, Киев: Вильямс, 2000 с.55 - 84

  3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2002 с.318-349

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения и выполнения курсового проекта

  1. Минцберг Г. Руководство по стратегическому позиционированию В кн. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001 с.99-112

  2. Barney, J. B. (2006) Strategic management and competitive advantage. Pearson Education

  3. Минцберг Г. Альстрэнд Б. Лэмпел Д. Школа стратегий. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2000, гл.4.

  4. Сливоцки А., Моррисон Д., Андельман Б. Зона прибыли, М.: Эксмо, 2006

  5. Трейси М., Вирсема Ф. Маркетинг ведущих компаний. М.: Вильямс, 2007

  6. Румпельт Р. Оценка бизнес-стратегии // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001 с.129-132

Тема 5. Стратегический анализ и диагностика компании: концепции и модели

Цели и задачи стратегического анализа и диагностики. Стратегические горизонты. Основные направления и этапы анализа внешней и внутренней среды компании. Качественные и количественные методы стратегического анализа. Влияние стиля управления (плановый, адаптивный и предпринимательский) на содержание задач и методы стратегического анализа. Выявление сложности, неопределенности и динамичности внешней среды. Ситуационный анализ. Методы анализа макроокружения и динамики его изменения. Возрастание роли экологических, инфраструктурных и правовых факторов –PEESTI (PESTEL)-анализ.



Модели конкурентного анализа: модели расширенной конкуренции и детерминантов международной конкурентоспособности. Оценка привлекательности отрасли и рынка. Анализ стратегических групп. Концепция КФУ – факторов для развития бизнеса, будущего и успешности компании. Матрица конкурентного профиля рынка. Анализ стратегического отклика: матрицы EFEM, IFEM. Анализ взаимовлияния макро и микро-факторов, включая региональные и международные.
Основная литература

  1. Бек Н.Н. Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента. Раздел 2 Методические материалы к лекциям и практическим занятиям, М.: ВШЭ, 2012

  2. Johnson, G; Scholes, K and Whittington, R (2006) Exploring Corporate Strategy, 7th ed. Essex: Pearson Education, сh 2. Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р. (2007) Корпоративная стратегия: теория и практика. Пер с англ. ИД Вильямс, гл 2

  3. Фляйшер К., Бенсуссан Б. (2005) Стратегический и конкурентный анализ. Пер. с англ. М.: БИНОМ, гл 3, 7, 9,11

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения и выполнения курсового проекта

  1. Грант Р.М. (2008) Современный стратегический анализ. Пер. с англ. 5-е изд. – С-Пб.: Питер

  2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

  3. Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2002, с.166-189

  4. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989, с. 234-238, с. 264-276

  5. Hill C. W.L. Jones Gareth R. (1998), Strategic Management an Integrated Approach. - Boston New York: Houghton Mifflin Company, Ch.3

  6. David F. R. (2005), Strategic Management - Prentice Hall International Inc., Ch.4, 5

Тема 6. Сценарный анализ и планирование

Исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа. Виды сценариев. Роль и особенности прогнозных и нормативных сценариев. Вероятностные характеристики и временные горизонты сценариев. Методические подходы и типовые этапы построения сценариев. Стратегическая оценка и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями. Сценарно - стратегические планы.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница