Программа дисциплины «Методы проведения тренинга»



Скачать 331.04 Kb.
Дата27.04.2016
Размер331.04 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Методы проведения тренинга»

Для направления 080200.68 «Менеджмент»

для магистерской программы «Менеджмент»

специализация «Управление человеческими ресурсами»





Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Менеджмента



Программа дисциплины

«Методы проведения тренинга»

Для направления 080200.68 «Менеджмент»

для магистерской программы «Менеджмент»

специализация «Управление человеческими ресурсами»

подготовки магистра (1 курс)

Автор программы:

Васильева Е.Н., канд. психол.наук, доцент, vayulena@yandex.ru

Одобрена на заседании

Кафедры организационной психологии

Зав. кафедрой

________________Г.А. Мкртычян «____»______________2012 г.


Рекомендована секцией

УМС «Менеджмент»

Председатель

_______________Ю.В. Кузнецова «____» ______________2012 г.


Утверждена

УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Председатель

_______________В.М. Бухаров «____» _______________2012 г.

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление человеческими ресурсами», изучающих дисциплину «Методы проведения тренинга»

Программа разработана в соответствии с ОС НИУ ВШЭ по направлению 080200.68 «Менеджмент», образовательной программой 080200.68 «Менеджмент», рабочим учебным планом Университета по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденным в 2013 г.
2. Цели освоения дисциплины
Целью дисциплины «Методы проведения тренинга» является теоретическая и практическая подготовка студентов в объеме, необходимом для последующей самостоятельной работы в области психологического тренинга

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:



  1. ознакомить студентов с основными положениями современной тренинговой деятельности;

  2. дать конкретные знания о методологии и методах психологического тренинга,

  3. ознакомить студентов с основными техниками и другими составляющими психологического тренинга, а также с различными видами тренинга и их структурой;

  4. показать перспективные направления применения тренинговых программ в различных областях сферы образования, науки, управления, торговли и т.д.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

СК-1
СК-М1

Умеет использовать в практической деятельности знания о специфике преобразований, происходящих в ходе реализации тренинговых программ, обосновывая данные изменения с научной точки зрения и их соответствия специфике организации

Проблемное обсуждение.

Моделирование деятельности HR-менеджера по обучению персонала



Способен организовать многостороннюю (в том числе, и межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-7

СК-М7


Оценивает возможности использования различных технологий организации многосторонней коммуникации, способен ее организовать и управлять ею в процессе проведения тренинговых программ

Проблемное обсуждение,

Ролевые игры, решение кейсов



Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

ПК-4

СЛК–М4


Выбирает ту или иную стратегию межличностного взаимодействия с учетом критериев отбора участников тренинга

Ролевые и деловые игры, самоанализ в ходе просмотра видеозаписи

Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы

ПК-6

СЛК–М6


Осуществляет урегулирование противоречий, возникающих между участниками, участниками и тренером на всех этапах тренинга

Решение кейсов, психологическое тестирование

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

ПК-8

СЛК–М8


Создает креативные, полифункциональные способы обучения персонала посредством проведения тренинговых программ

Разработка кейсов, деловых и ролевых игр, содержание дискуссий, раздаточного материала потенциальным участникам тренинга

Способен планировать и осуществлять проекты и мероприятия, направленные на реализацию стратегий организации

ПК-22

М 1.2-1.3_ 7.3 (М)



Планирует и осуществляет проекты и мероприятия по проведению обучения персонала в форме тренинга

Создание проспекта краткосрочной программы повышения квалификации персонала в конкретной организации

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  1. основные положения методологические и теоретические положения современной тренинговой деятельности, значимые для понимания психологических феноменов, происходящих в процессе тренинга;

  2. знать требования, предъявляемые к ведущим психологический тренинг, а также правовые и этические аспекты их деятельности.

Уметь:


  1. правильно интерпретировать происходящее в группе, диагностировать изменения группы в целом, и каждого участника в отдельности;

  2. уметь проектировать программу тренинга, подбирать содержание, техники, упражнения в соответствии с целями, категорией участников и другими критериями;


Владеть:

  1. спецификой проведения тренинговых групп, основными принципами, методами и техниками групповой работы



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к обязательным дисциплинам программы «Управление человеческими ресурсами»

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Технология управление человеческими ресурсами

Методы психодиагностики персонала


в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Психологическое консультирование в организации;

Диагностика и управление организационной культурой, а также

в разделах научно-исследовательского семинара магистрантов, при работе над магистерской диссертацией.




  1. Тематический план учебной дисциплины




Название тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Раздел 1. Методология психологического тренинга

Понятие и виды психологического тренинга



8

2







6

2

История психологического тренинга

7

1







6

3

Принципы психологического тренинга

5

1







4

4

Методические средства психологического тренинга

6

2







4

5

Оценка эффективности психологического тренинга

5

1







4

6

Раздел 2. Методические аспекты психологического тренинга

Методика организации психологического тренинга



5

1







4

7

Методические особенности деятельности ведущих психологический тренинг

6

2







4

8

Деятельность ведущего на различных этапах тренинга

11

1




6

4

9

Методические особенности организации обратной связи

7

1




2

4

10

Факторы переноса результатов тренинга в профессиональную реальность

5

1







4

11

Психодиагностические возможности тренинга

7

1




2

4

12

Раздел 3. Основные типы психологического тренинга

Коммуникативный тренинг



7

1




2

4

13

Интеллектуальный тренинг

7

1




2

4

14

Регулятивный тренинг

7

1




2

4

15

Мотивационный тренинг

7

1




2

4

16

Тренинг специальных умений

7

1




2

4




Итого

108

20




20

68


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры







3

4

Текущий

(неделя)



Домашнее задание







8




Подбор упражнений для каждого из 4-х этапов тренинга и самостоятельное их проведение на практических занятиях

Итоговый

Зачет










*


Устный

Итоговая самостоятельная работа (составление проспекта тренинга)






  1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти бальной шкале.

При анализе домашнего задания используются следующие критерии оценки и их удельный вес:



  • наличие четкого изложения выбранного упражнения (цели, задачи, этап, обсуждение, результат) (0,2)

  • самостоятельное проведение выбранного упражнения с использованием теоретического материала, рассматриваемого в рамках изучаемой дисциплины (0,8)

Письменная итоговая работа по дисциплине оценивается по 10-балльной шкале.

При анализе итогового задания используются следующие критерии оценки и их удельный вес:


  • наличие четкого плана программы тренинга (0,2);

  • самостоятельность при составлении программы тренинга, соблюдение принципов, использование теоретического материала, рассматриваемого в рамках изучаемой дисциплины, с приложенным в конце работы списком использованной литературы (0,3);

  • творческие идеи и комментарии автора (0,5).



  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: .

Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает

Оценки за самостоятельную работу (выполнение домашних заданий) студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,5* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = Одом.задания

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:



Орезульт = 0,8Онакопл + 0,2·Оитоговый (зачет)

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос по теоретической части или решить дополнительную практическую задачу, ответ на который оценивается в 1 балл.


  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Методология психологического тренинга

Тема 1. Понятие и виды психологического тренинга

Содержание темы:

Понятие психологического тренинга. Различные определения тренинга. Тренинг как метод преднамеренных изменений. Основные функции тренинга: диагностическая, преобразующая, корректирующая, профилактическая, адаптационная. Отличие тренинга от психотерапии. Виды психологического тренинга и их краткая характеристика. Классификация психологического тренинга по С.И.Макшанову.



Лекции___2____часа
Количество часов аудиторной работы – 2

Общий объем самостоятельной работы – 6



Тема 2. История психологического тренинга

Содержание темы:

Индивидуальная форма тренинга. Аутогенная тренировка (1932, И.Г.Шультц). Программированные инструкции. Групповые формы тренинга. К.Левин (1947) и К.Роджерс (1946) как основоположники практики группового тренинга. Т- группы и их характеристика. М.Форверг как основоположник социально-психологического тренинга(1970).Пять основных типов тренинга по М.Форвергу. СПТ в отечественной практике (1980). Монография Л.А.Петровской (1982), освещавшая теоретические и методические аспекты социально-психологического тренинга. Цель и задачи СПТ. Групповые формы тренинга: интеллектуальный, тренинг принятия решений, тренинг уверенного поведения, мотивационный тренинг, тренинг креативности, сензитивный тренинг и др.



Лекции___1____час
Количество часов аудиторной работы – 1

Общий объем самостоятельной работы – 4



Тема 3. Принципы психологического тренинга

Содержание темы:

Принципы создания среды тренинга: системная детерминация, реалистичность, избыточность. Принципы поведения участников: активность, исследовательская и творческая позиция, субъект-субъектное общение, объективация поведения, искренность, принцип «здесь и теперь». Организационные принципы: физическая закрытость, комплектование группы (гомогенность – гетерогенность), пространственно-временная организация. Этические принципы (соответствие заявленных целей тренинга его содержанию, конфиденциальность, «ненанесение» ущерба)



Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 2

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 4. Методические средства психологического тренинга

Содержание темы:

Понятие методических средств (техник) тренинга. Техники представления информации : короткие лекции, видеолекции, видеоиллюстрации, систематизированные обзоры, программированные инструкции, анализ оценок и самооценок, рисуночные методики, дискуссия. Методические требования к отбору содержания лекций и материалов систематизированных обзоров: новизна информации, представление информации в разных модальностях, адресное представление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных участников. Характеристика систематизированных обзоров и программированных инструкций. Правила проведения дискуссий. Понятие фокус-группы. Основные направления применения рисуночных техник: диагностическое, развивающее, терапевтическое.

Имитационные техники и их предназначение. Психодрама и социодрама (Дж.Морено, 1964).Ролевые и операционные (деловые) игры. Психогимнастика. Правила и место применения психогимнастических упражнений. Мозговой штурм как вид имитационных техник, виды и правила проведения. Анализ конкретных случаев. Медитация, управляемое воображение, визуализация.

Техники создания реальной среды тренинга: выполнение заданий с физическими рисками, выполнение конкретных профессиональных процедур с реальными партнерами, оборудованием документацией, выполнение заданий с незнакомыми людьми.



Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 1

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 5. Оценка эффективности психологического тренинга

Содержание темы:

Оценка эффективности тренинга как метода преднамеренных изменений.Критерии эффективности. Четыре группы критериев по Д.Киркпатрик (1959): реакции, научение, поведенческий критерий, результативный критерий. Психологические и предметные критерии. Вероятность преднамеренных изменений психологических феноменов человека в психологическом тренинге с точки зрения практиков: особенности психических процессов, навыки и умения, установки, отношения личности, представления о себе (Я-концепция), система ценностей и целей, уровень рефлексии, эффективность профессиональной деятельности, экономическое благополучие, состояние здоровья, продолжительность жизни.



Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 1

Общий объем самостоятельной работы – 4

Литература по разделу:



  1. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: «Образование»,1997

  2. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 336с.

  3. Фопель Клаус. Технология ведения тренинга. – М.: «Генезис», 2007

Формы и методы проведения занятий по теме: лекции, видеолекции, дискуссии, тренинговые занятия

Раздел 2. Методические аспекты психологического тренинга

Тема 6. Методика организации психологического тренинга

Содержание темы:

Определение потребности в психологическом тренинге в профессионально ориентированных программах. Анализ профессиональных задач. Организационный анализ. Персональный анализ.

Особенности комплектования групп психологического тренинга. Информирование претендентов. Численность группы. Возраст участников. Формальный статус участников. Образование и профессиональная принадлежность. Национальная и религиозная принадлежность. Индивидуально-психологические особенности участников. Критерии невключения в группу тренинга: низкая мотивация, близкое родство (знакомство), ригидность, выраженные акцентуации шизоидного или возбудимого типа, наличие иной, чем у большинства группы специальности (для тренинга специальных умений), отклонения от психической нормы (психопатизация), количественный критерий (больше 14 участников), плохое актуальное соматическое состояние, негативное отношение со стороны участников группы, отношения непосредственного подчинения, возраст (старше 60 лет),существенно сниженный интеллектуальный потенциал, сексуальная девиация, резкий контраст профессиональной компетентности или личностного развития.

Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 1

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 7. Методические особенности деятельности ведущих психологический тренинг

Содержание темы:

Требования к ведущему.Ошибки в деятельности ведущего. Характеристики эффективного тренера (В.П.Захаров, Н.Ю.Хрящева).Качества , нежелательные для претендента на тренерскую работу (Г.Миккин).Оптимальный уровень нагрузки (количество программ) для тренера. Профессиональный рост ведущего психологический тренинг.

Этические аспекты деятельности ведущего психологический тренинг

Лекции___2____часа

Количество часов аудиторной работы – 2

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 8. Деятельность ведущего на различных этапах тренинга

Содержание темы:

Этап создания работоспособности: знакомство участников, определение правил и принципов работы группы, решение определенных задач. Рефлексия тренера. Специфические эффекты этапа создания работоспособности.

Этап ориентации: уточнение и конкретизация участниками своих индивидуальных целей в тренинге. Характерные эффекты этапа ориентации.

Этап изменений: апробация и освоение новых установок, навыков и умений. Поэтапность формирования. Целостное действие. Диагностика на этапе изменений.

Завершающий этап: получение каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффективности работы и возможностях ее продолжения, проработка вариантов применения полученных результатов на практике.

Лекции___1____час

Практические занятия (тренинг)_ 6___часов

Количество часов аудиторной работы – 7

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 9. Методические особенности организации обратной связи

Содержание темы:

Понятие «обратной связи». Факторы, определяющие специфику организации обратной связи в ходе тренинга. Позитивная и негативная обратная связь. Варианты организации обратной связи в тренинге. Виды обратной связи. Средства подачи материализованной обратной связи.



Лекции___1____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 10. Факторы переноса результатов тренинга в профессиональную реальность

Содержание темы:

Понятие «переноса» в узком и широком смысле слова. Требования, соблюдение которых ведет к высокой вероятности переноса результатов тренинга в профессиональную реальность (Вексли и Латама). Факторы «силы эффекта» тренинга. Факторы «последействия эффекта» тренинга.



Лекции___1____часа

Количество часов аудиторной работы – 1

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 11. Психодиагностические возможности тренинга

Содержание темы:

Диагностические возможности тренинга: отбор и подбор персонала, адаптация персонала к ценностям и целям организации, развитие персонала, развитие философии и стратегии организации, формирование команд и автономных рабочих групп, решение психогигиенических и психопрофилактических задач. Методические средства, позволяющие решать диагностические задачи.



Лекции___1____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4

Литература по разделу:



  1. Клюева Н.В. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях. - СПб.: Издательство «Речь», 2008

  2. Копошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. - СПб.: Издательство «Речь», 2010

  3. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А.,. Соболева А. Е, Телегина И. О.. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2008

  4. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: «Образование»,1997

  5. Митрофанова М., Бука Т. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. – М.: «Захаров», 2007

  6. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 336с.

  7. Фопель Клаус. Технология ведения тренинга. – М.: «Генезис», 2007



Формы и методы проведения занятий по теме: лекции, видеолекции, дискуссии, тренинговые занятия

Раздел 3. Основные типы психологического тренинга

Тема 12. Коммуникативный тренинг

Содержание темы:

Социально-психологический тренинг межличностного общения. Понятия: общение, партнерское общение, эффективное взаимодействие. Вербальное и невербальное общение. Техники установления и поддержания контакта. Парциальные цели беседы. Техники активного и эмпатийного слушания. Учет эмоциональных состояний партнеров по взаимодействию. Рефлексия. Общая структура коммуникативного тренинга.



Лекции___1____час

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 13. Интеллектуальный тренинг

Содержание темы:

Интеллектуальный тренинг как метод преобразования навыков мышления. Проектирование содержания тренинга креативности. Понятие «креативность». Этапы и барьеры креативного процесса. Возможности изучения креативности. Мозговой штурм как метод активного социально-психологического обучения. Общая структура тренинга креативности.



Лекции___1____час

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 14.Регулятивный тренинг

Содержание темы:

Содержание и этапы тренинга уверенного поведения. Понятие «уверенность в себе» и «уверенное поведение». Индикаторы уверенного и неуверенного поведения. Источники уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Общая структура регулятивного тренинга.



Лекции___1____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 15. Мотивационный тренинг

Содержание темы:

Содержание и этапы мотивационного тренинга. Понятие «мотивации». Внутренняя и внешняя мотивация. Классификации мотивов. Возможность изменения мотивации в процессе тренинга. Техники мотивационного тренинга. Общая структура мотивационного тренинга.



Лекции___1____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 16. Тренинг специальных умений

Содержание темы:

Тренинги специальных умений. Тренинг эффективных продаж. Тренинг ведения переговоров. Тренинг формирования команды. Проектирование программ тренинга специальных умений. Общая структура тренинга специальных умений.



Лекции___1____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4

Литература по разделу:



  1. Абрамова И.А., Мизина Н.А., Пыхова О., Хромова О., Небытова М.А. Тренинги на все случаи бизнеса. - СПб.: Издательство «Речь», 2008

  2. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. - СПб.: Издательство «Речь», 2008

  3. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. - СПб.: Издательство «Речь», 2010

  4. Кипнис М. Тренинг коммуникации.-М.: «Ось-89», 2007

  5. Клюева Н.В. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях. - СПб.: Издательство «Речь», 2008

  6. Копошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. - СПб.: Издательство «Речь», 2010

  7. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А.,. Соболева А. Е, Телегина И. О.. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2008

  8. Митрофанова М., Бука Т. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. – М.: «Захаров», 2007

  9. Парабеллум А., Мрочковский Н., Толкачев А., Горячо О. Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту. - СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2012,

  10. Роббинз С.П., Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения для менеджеров. Руководство по управлению кадрами. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.

  11. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.-СПб.: Речь, 2007.

  12. Шакирова Ирина. Тренинг для персонала.- СПб.: Издательство «Речь», 2008

Формы и методы проведения занятий по теме: лекции, видеолекции, дискуссии, тренинговые занятия

  1. Образовательные технологии

При реализации практических занятий со студентами используется активные и интерактивные формы проведения занятий (участие в кейсах; работа в группах/в малых группах; мозговой штурм; ролевые игры; деловые игры, элементы тренинга; проблемное обсуждение, самоанализ в ходе просмотра видеозаписи, психологическое тестирование).
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


Примерная формулировка домашнего задания:

  1. Подберите упражнение для ориентировочного этапа тренинга «Эффективное ведение деловых переговоров». Составьте план проведения упражнения и анализ его результатов с группой. Продумайте раздаточный материал для участников

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Понятие психологического тренинга. Тренинг как метод преднамеренных изменений.

  2. Различие между психологическим тренингом и психотерапии

  3. Классификация психологического тренинга. (С.И. Макшанов) и ее краткая характеристика

  4. История возникновения индивидуальных форм тренинга

  5. Групповые формы тренинга. Характеристика Т-групп

  6. Понятие социально-психологического тренинга (СПТ). Его цели и организация.

  7. Групповые формы тренинга: интеллектуальный тренинг, тренинг принятия решений, тренинг уверенности, мотивационный тренинг

  8. Принципы психологического тренинга. Принципы создания среды, принципы поведения участников тренинга.

  9. Организационные и этические принципы психологического тренинга(ПТ)

  10. Методические средства психологического тренинга и их общая характеристика. Техники создания реальной среды

  11. Техники представления информации

  12. Имитационные техники

  13. Оценка эффективности психологического тренинга. Критерии эффективности

  14. Методика организации психологического тренинга( определение потребности, численность группы, возраст участников, формальный статус, образование и профессиональная ,национальная и религиозная принадлежность, индивидуально-психологические особенности участников)

  15. Основные требования к ведущему ПТ

  16. Этические аспекты деятельности ведущего ПТ

  17. Этапы тренинга. Деятельность ведущего на различных этапах ПТ

  18. Понятие обратной связи. методика организации обратной связи

  19. Факторы переноса результатов тренинга в профессиональную реальность( факторы «силы воздействия», факторы «последействия эффекта»)

  20. Психодиагностические возможности тренинга

Пример задания итогового контроля


Разработать план проведения тренинга эффективных продаж (эффективного разрешения конфликтов, телефонных переговоров и т.д.) с указанием: цели, задач, времени проведения, этапов, техник и упражнений используемых на каждом из этапов, предполагаемых результатов и возможных трудностей.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:


  1. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 336с.

  2. Фопель Клаус. Технология ведения тренинга. – М.: «Генезис», 2007


Дополнительная:

  1. Абрамова И.А., Мизина Н.А., Пыхова О., Хромова О., Небытова М.А. Тренинги на все случаи бизнеса. - СПб.: Издательство «Речь», 2008

  2. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. - СПб.: Издательство «Речь», 2008

  3. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. - СПб.: Издательство «Речь», 2010

  4. Кипнис М. Тренинг коммуникации.-М.: «Ось-89», 2007

  5. Клюева Н.В. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях. - СПб.: Издательство «Речь», 2008

  6. Копошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. - СПб.: Издательство «Речь», 2010

  7. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А.,. Соболева А. Е, Телегина И. О.. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2008

  8. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: «Образование», 1997

  9. Митрофанова М., Бука Т. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. – М.: «Захаров», 2007

  10. Парабеллум А., Мрочковский Н., Толкачев А., Горячо О. Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту. - СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2012,

  11. Роббинз С.П., Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения для менеджеров. Руководство по управлению кадрами. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.

  12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.-СПб.: Речь, 2007.

  13. Шакирова Ирина. Тренинг для персонала.- СПб.: Издательство «Речь», 2008



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных и практических занятий используется проектор, видеокамера, раздаточный материал, изо- материалы, специальная литература по данной дисциплине.

Автор программы ______________________(Васильева Е.Н.)



ПРИЛОЖЕНИЕ

Формы самостоятельной работы:

Самостоятельная разработка кейсов, ролевых игр, деловых игр; подготовка иллюстративных, справочных, информационных материалов; практикум по наблюдению

  • Подготовка иллюстративных, справочных, информационных материалов

Пример: Подготовить материалы тренинговых программ по обучению персонала (например, тренинг: «Управление конфликтами в организации»), предлагаемых тремя агенствами. На занятии проводится сравнительный анализ программ по определенному плану, с точки зрения, полноты содержания и соответствия заданной теме.

  • Самостоятельная разработка кейсов

Пример: Подготовить 3-4 кейса для определения формы психологического воздействия руководителя на персонал организации.

  • Практикум по наблюдению

Пример: Провести анализ видеозаписи тренинга по следующей схеме:

  1. Совпадают ли цели тренинга и цели участников тренинга?

  2. Каков уровень мотивации участников к участию в тренинге?

  3. Актуальные и возможные трудности тренера при работе с данной группой.

  4. Эффективные и неэффективные приемы, используемые тренером, с точки зрения целей данного тренинга и индивидуально-психологических особенностей участников.

  5. Прогнозирование возможности перенесения результатов тренинга в производственную деятельность данной организации

Критерии оценивания работы:

  1. Объем работы (3000-6000 знаков с учетом пробелов)  (0,1)

  2. Наличие тезиса и выводов, обобщающих авторскую позицию по поставленной проблеме (0,2)

  3. Ясность и логичность в изложении материала (0,2)

  4. Самостоятельность в  анализе;  использование  ссылок на социально-психологическую литературу  (не менее 4)     (0,3)

  5. Оригинальный, творческий подход к анализу (0,2)

Формы активной работы и интерактивные методы

Моделирование деятельности HR-менеджера по обучению персонала , участие в кейсах; работа в группах/в малых группах; мозговой штурм; ролевые игры; деловые игры, элементы тренинга; проблемное обсуждение, самоанализ в ходе просмотра видеозаписи

психологическое тестирование


  • Участие в кейсах

Пример: Кейс « Правильная формулировка вопросов»

Задание: переформулируйте предложенные вопросы анкеты таким образом, чтобы они были сфокусированы на участниках:



  1. Были ли ведущий тренинга энергичен и активен?

  2. Хорошо ли моделировались упражнения?

  3. Эффективно ли был организован учебный день?

  4. Была ли программа интересной?

  5. Был ли уровень качества слайдов достаточно высоким?

  6. Достаточно ли комфортным было учебное помещение?



  • Мозговой штурм .


Пример : Тема «Сопротивление участников действиям тренера»


  • Участники делятся на команды. Каждый предлагает любое количество решений (даже самые фантастические) проблемы за указанное время и записывают их на общекомандном листе. Решения нумеруются.

  • Команды передают листы по кругу другим командам и вычеркивают совпадающие и очень похожие по смыслу решения.

  • Оставшиеся общие решения кто-то из соответствующих команд записывает на доске. Решения каждой команды нумеруются.

  • Обсуждение в группе решений других команд , исходя из эффективности решения. Ввести критерии эффективности решения проблемы (например, минимум финансовых затрат и нарушений кодекса морали при максимальной краткосрочности решения и устойчивости эффекта во времени).

  • Каждый участник обладает 5 голосами, которые он может распределить между всеми решениями других команд любыми способами у себя на листочке рядом с номерами решений. Записывают и считают баллы те, кто записывал командные решения на доске.

  • Побеждают первые три решения, набравшие максимальное количество баллов. Анализ данных решений с точки зрения критериев эффективности.



Формы промежуточного и итогового контроля.

Формы промежуточного контроля

Примерная формулировка домашнего задания:



  1. Подберите упражнение для ориентировочного этапа тренинга «Эффективное ведение деловых переговоров». Составьте план проведения упражнения и анализ его результатов с группой. Продумайте раздаточный материал для участников

  2. Подберите упражнение для каждого из 4-х этапов тренинга. Составьте план проведения упражнения и анализ его результатов с группой. Продумайте раздаточный материал для участников.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Понятие психологического тренинга. Тренинг как метод преднамеренных изменений.

  2. Различие между психологическим тренингом и психотерапии

  3. Классификация психологического тренинга. (С.И.Макшанов) и ее краткая характеристика

  4. История возникновения индивидуальных форм тренинга

  5. Групповые формы тренинга. Характеристика Т-групп

  6. Понятие социально-психологического тренинга (СПТ). Его цели и организация.

  7. Групповые формы тренинга: интеллектуальный тренинг, тренинг принятия решений, тренинг уверенности, мотивационный тренинг

  8. Принципы психологического тренинга. Принципы создания среды, принципы поведения участников тренинга.

  9. Организационные и этические принципы психологического тренинга(ПТ)

  10. Методические средства психологического тренинга и их общая характеристика. Техники создания реальной среды

  11. Техники представления информации

  12. Имитационные техники

  13. Оценка эффективности психологического тренинга. Критерии эффективности

  14. Методика организации психологического тренинга( определение потребности, численность группы, возраст участников, формальный статус, образование и профессиональная ,национальная и религиозная принадлежность, индивидуально-психологические особенности участников)

  15. Основные требования к ведущему ПТ

  16. Этические аспекты деятельности ведущего ПТ

  17. Этапы тренинга. Деятельность ведущего на различных этапах ПТ

  18. Понятие обратной связи. методика организации обратной связи

  19. Факторы переноса результатов тренинга в профессиональную реальность( факторы «силы воздействия», факторы «последействия эффекта»)

  20. Психодиагностические возможности тренинга

Пример задания итогового контроля


Разработать план проведения тренинга эффективных продаж (эффективного разрешения конфликтов, телефонных переговоров и т.д.) с указанием:

  • целей;

  • задач,

  • времени проведения,

  • этапов,

  • техник и упражнений, используемых на каждом из этапов,

  • предполагаемых результатов,

  • возможных трудностей.

Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 «Менеджмент» магистранта группы №12учр
2014 -> «Российское общество эпохи реформ Александра ii»
2014 -> Начиная с восьмидесятых годов двадцатого века тема корпоративной или организационной культуры стала одной из центральных в управленческой литературе. Все больше исследователей посвящают этому феномену свои научные труды
2014 -> Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница