|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Методы научных исследований в экономике и менеджменте»
для направления 38.06.01 «Экономика», профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Программа дисциплины
«Методы научных исследований в экономике и менеджменте»
для направления 38.06.01 «Экономика»,
профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики»
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Автор программы:
Светуньков Сергей Геннадьевич,
профессор департамента менеджмента,
ssvetunkov@hse.ru
Утверждена на заседании Академического совета Аспирантской школы по экономике
«__» ____________ 2014г.
Академический руководитель
Аспирантской школы по экономике
_________________ О.А. Демидова
Санкт-Петербург - 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования
к знаниям и умениям аспиранта по направлению 38.06.01 «Экономика», профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и определяет содержание и виды учебных занятий
и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления подготовки 38.06.01 «Экономика» подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре по профилям «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики».
Программа разработана в соответствии c:
-
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика» (утвержден Ученым советом НИУ ВШЭ 28.11.2014 г. № 08);
-
Образовательной программой по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика», профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики»;
-
Учебным планом образовательной программы аспирантуры по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика», профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики», утвержденным
в 2014 г.
2.Цели освоения дисциплины
Основная цель – сформировать профессиональные научно-исследовательские компетенции, обеспечивающие способность и готовность аспирантов к самостоятельному выполнению научно-исследовательской деятельности.
Задачами освоения дисциплины являются:
- формирование компетенций, необходимых для осуществления
научно-исследовательской деятельности с использованием их в процессе подготовки кандидатских диссертаций,
- получение системного знания о современных методах научных исследований
в экономике и менеджменте, умение применить эти знания в своих диссертационных исследованиях,
- способность выявлять и формулировать актуальные проблемы и тенденции, критически оценивать результаты отечественных и зарубежных исследователей по избранной теме,
- владение методами количественного и качественного анализа, моделирования, теоретического и экспериментального исследования,
- способность формулировать и проверять научные гипотезы, выбирать и обосновывать инструментальные средства,
- отработка умений и навыков организации исследовательской деятельности при работе со вторичными данными (статистические данные, отчёты правительств и компаний, научные публикации и т.п.),
- формирование навыков организации самостоятельной научно-исследовательской работы и презентации результатов научных исследований.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать:
-
основные общенаучные методы научных исследований и методики их применения
в экономической практике;
-
актуальные проблемы и направления современных исследований в области экономики
и менеджмента;
-
понятийно-категориальный аппарат теории и методологии научных исследований;
-
правила постановки исследовательской проблемы;
-
правила формулировки и проверки научных гипотез;
-
общенаучные и специальные методы научных исследований;
-
способы выбора и обоснования методологии научного исследования.
Уметь:
-
ставить цель и задачи исследования, выбирать лучший способ и методы достижения поставленной цели;
-
диагностировать основную исследовательскую проблему;
-
формировать проблемное поле исследования;
-
работать с научной литературой, готовить аналитический обзор статей по теме исследования;
-
формулировать научные гипотезы и разрабатывать программы научных исследований;
-
осуществлять сбор и обработку эмпирической информации по теме исследования;
-
осуществлять критико-конструктивный анализ научных текстов и результатов исследования коллег;
-
аргументировать собственные выводы, обосновывать свою точку зрения
и защищать результаты исследования.
Иметь навыки:
- проведения самостоятельного научного исследования;
- получения в ходе исследования достоверных научных результатов;
- использования в ходе проведения научного исследования современных методов;
- работы в научно-исследовательской группе;
- работы с научными базами данных;
- поиска, обработки и анализа эмпирической информации;
- ведения научной дискуссии;
- написания научных статей и отчётов по результатам проведённого исследования.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях экономики
|
ПК-1
|
Умеет анализировать сложные
экономические системы,
управленческие технологии и их особенности
|
Подготовка к лекциям, работа на семинарах, подготовка и презентация
результатов заданий
|
Способность решать поставленные задачи с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современных технических средств и информационных технологий
|
ПК-2
|
Оценивание необходимых эконометрических моделей по имеющимся статистическим
данным с использованием
современных статистических
пакетов и самостоятельным программированием на простых языках
|
Лекции и семинары
|
Способность проводить теоретические и экспериментальные исследования в области экономики и менеджмента, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
|
ОПК-1
|
Умение находить необходимые источники, работать с ними при самостоятельном освоении курса
|
Работа в течение семестра
|
Способность к разработке новых методов исследования их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области экономики и менеджмента с учетом правил соблюдения авторских прав
|
ОПК-2
|
Умеет выстраивать аргументацию в соответствии с современными научными стандартами; владеет методами построения теоретических моделей
|
Подготовка к лекциям, чтение рекомендуемой литературы, подготовка к написанию домашнего задания и экзамену, домашнее задание
|
4.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части
для направления 38.06.01 "Экономика", профиль "Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)"
Изучение данной дисциплины базируется на базовой дисциплине «История и философия науки».
Для освоения учебной дисциплины, аспиранты должны владеть следующими знаниями
и компетенциями:
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
- готовностью принимать решения в нестандартных ситуациях;
- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность
и практическую значимость избранной темы научного исследования;
- способностью использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
-
Управленческая экономика,
-
Математические и инструментальные методы в экономике и менеджменте,
-
Качественные методы исследований в менеджменте,
-
Академическое письмо,
-
Подготовка текста диссертации.
5.Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
| -
|
Тема 1. Теория: общенаучные принципы и понятийный аппарат
|
6
|
2
|
|
|
4
| -
|
Тема 2. Инструменты и методы формирования научной теории
|
10
|
2
|
2
|
|
6
| -
|
Тема 3. Дедуктивный и индуктивный выводы как основные методы формирования научной теории
|
18
|
4
|
4
|
|
10
| -
|
Тема 4. Метод типологизации
|
16
|
2
|
4
|
|
10
| -
|
Тема 5. Исторический метод в формировании научной теории
|
22
|
2
|
2
|
|
18
| -
|
Тема 6. Метод аналогий и особенности его применения в экономике и менеджменте
|
14
|
2
|
2
|
|
10
| -
|
Тема 7. Метод моделирования в экономике и менеджменте
|
14
|
2
|
2
|
|
10
| -
|
Тема 8. Научная дискуссия как метод
|
14
|
2
|
2
|
|
10
|
|
Итого
|
114
|
18
|
18
|
|
78
| 6.Формы контроля знаний аспирантов
Итоговая форма контроля – кандидатский экзамен, проводится в конце 2-го полугодия
1-го года обучения.
Текущий контроль работы аспирантов осуществляется на основе их участия в работе
на семинарских занятиях и выполнения ими домашнего задания.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Полугодие
|
Параметры
|
2
|
|
Текущий
|
Домашнее задание
|
2
|
Письменная работа по теме диссертации «Аксиоматическое ядро теории». Публикуется в LMS
с последующим докладом
на семинаре.
Список литературы: не менее 30 источников, в т.ч. 50% - англоязычных.
Аналитический обзор литературы: 5-6 ключевых научных статей/работ по теме диссертационной работы,
в т.ч. не менее 3 - англоязычных; объем –16-20 с.
|
Итоговый
|
Экзамен
|
2
|
Устный экзамен.
|
7. Критерии оценки знаний, навыков
Текущий контроль знаний по дисциплине «Методы научных исследований в экономике
и менеджменте» осуществляется преподавателем, который оценивает: участие студента
в обсуждении вопросов на семинарах, мастер-классах, в проведении дискуссий, выполнение домашнего задания.
Для оценки работы на семинарах, мастер-классах и обсуждении исследовательских проектов используются следующие критерии:
Уровень владения знаниями характеризуется:
-
используемым научным понятийно-категориальным аппаратом;
-
использованием современных теорий, концепций и современных подходов
к решению научных проблем;
-
используемой методологией исследования.
Усвоение исследовательских навыков характеризуется способностью:
-
применять теоретические знания для решения конкретных задач в области современной экономики;
-
оценивать перспективы и тенденции современного развития экономической науки;
-
самостоятельно проводить исследовательскую работу по выбранной теме;
-
собирать и обрабатывать эмпирические материалы;
-
рецензировать результаты работы коллег;
-
составлять и редактировать научные тексты.
Усвоение навыков публичных деловых и научных коммуникаций оценивается:
-
гибкостью и тактичностью взаимодействия с другими аспирантами;
-
рефлексией и умением слушать партнёров по диалогу;
-
готовностью к аргументации и компромиссам для достижения результата;
-
пониманием позиций и интересов партнёров по диалогу с учётом
их особенностей;
-
самостоятельностью в ситуации выбора и умением брать на себя ответственность за принятие решения.
Критерии оценки презентаций исследовательских разработок
-
Умение структурировать проблему, результаты исследования;
-
Умение научно аргументировать, отстаивать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы;
-
Степень владения темой, глубина и полнота раскрытия сути вопросов;
-
Обоснованность исследовательской программы;
-
Методологическая обоснованность проекта;
-
Стиль и грамотность изложения;
-
Ясность изложения материала, доступность для понимания;
-
Логичность, связность изложения материала, логическая завершённость;
-
Культура речи, чёткость и темп изложения;
-
Владение мультимедийными технологиями.
Итоговый контроль знаний состоит из оценки за экзамен, проводимый в устной форме по билетам.
8.Порядок формирования оценок по дисциплине
Оценки за домашнее задание Одз и работу на семинарских занятиях Осем преподаватель выставляет в рабочую ведомость по десятибалльной шкале.
Накопленная оценка по текущему контролю учитывает результаты следующим образом:
Онакопл = 0,5*Одз + 0,5*Осем
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орез = 0,5*Онакопл + 0,5*Оэкз,
где Оэкз – оценка за экзамен.
Способ округления оценки итогового контроля простой арифметический в пользу
студента.
Пересдача кандидатского экзамена не предусмотрена.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.
9.Содержание дисциплины Тема1. Теория: общенаучные принципы и понятийный аппарат Литература: Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. – М.: ДИС, 1998.
Количество часов аудиторной работы – 2 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 4 часа.
Тема 2. Инструменты и методы формирования научной теории
Литература: Карако П.С. Философия и методология науки: Вернадский В.И. Учение
о биосфере и ноосфере. – М.: Экоперспектива, 2008.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 6 часов.
Тема 3. Дедуктивный и индуктивный выводы как основные методы формирования научной теории
Литература: Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: Издательство: Ж-л «Вопросы экономики», 2004.
Количество часов аудиторной работы – 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 4. Метод типологизации
Литература: Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003. - 606 с.
Количество часов аудиторной работы – 6 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 5. Исторический метод в формировании научной теории
Литература: Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М. Академический Проект, 2008. - 475 с
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 6. Метод аналогий и особенности его применения в экономике и менеджменте.
Литература: Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М. Академический Проект, 2008. - 475 с.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 7. Метод моделирования в экономике и менеджменте
Литература: Савиных В.Н. Математическое моделирование производственного и финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2009.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 8. Научная дискуссия как метод
Литература: Рузавин Г.И. Логика и аргументация : Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНТИ, 2007.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
10.Образовательные технологии
При проведении обучения используются компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами. На лекциях и на семинарских занятиях проводится разбор практических задач и кейсов.
11.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу для самопроверки аспирантов
-
Что такое научная теория и теория вообще?
-
Различие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания.
-
Что такое парадокс и в чём его причина?
-
Определите понятие «Концепция».
-
Определите понятие «Теория».
-
Определите понятие «Аксиома».
-
Определите понятие «Постулат».
-
Определите понятие «Абстрагирование».
-
Определите понятие «Модель».
-
Определите понятие «Способ».
-
Определите понятие «Метод» и «Методика».
-
Определите понятие «Методология».
-
Определите понятие «Парадигма».
-
Определите понятие «Принцип научного исследования».
-
Расскажите об особенностях аксиоматического ядра теории.
-
Гипотезы в научном исследовании.
-
Основные общенаучные методы.
-
Дедуктивный метод формирования научной теории в экономике.
-
Индуктивный метод формирования научной теории в экономике.
-
Критико-конструктивный анализ.
Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену по профилю «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг»
-
В чем заключается специфика научного исследования.
-
Актуальности темы исследования.
-
Объект и предмет исследования.
-
Общие методы и приемы познания. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу.
-
Методы теоретического исследования. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу.
-
Эксперимент. Примеры проведения научных экспериментов в экономике.
-
Сравнение. Примеры использования метода.
-
Опрос. Определение, примеры из области экономики.
-
Методы экспертных оценок.
-
Метод мозгового штурма и его модификации.
-
Метод анализа документов. Примеры применения метода в экономических исследованиях.
-
Структура научной работы.
-
Проблема исследования. Важность формулировки.
-
Цели и задачи исследования, соотношение их между собой.
-
Основные этапы научного исследования.
-
Структура научной работы.
-
Порядок написания учебной работы.
-
Классификация общих методов и приемов познания.
-
Возможности использования общих методов и приемов познания для исследований в области экономики.
-
Наблюдение, как научный метод, особенности. Применение наблюдения для экономических исследований;
-
Особенности и примеры проведения эксперимента в экономических исследованиях.
-
Индуктивный-эмпирический метод. Возможности его применения для исследований в области экономики. Примеры.
-
Возможности применения гепотетико-дедуктивного метода для исследований в области экономики. Примеры.
-
Возможности выбора объектов для сравнения в экономических исследованиях.
-
Методы экспертных оценок. Разновидности. Возможности использования данных методов в экономических исследованиях. Примеры.
-
Метод анализа документов. Различные вариации. Возможности использования метода анализа документов в экономических исследованиях.
-
Метод синектики. Применение метода синектики для решения практических и исследовательских задач в области экономики.
-
Особенности анкетных опросов в экономике. Разновидности опросов.
-
Интервью в экономике. Глубинное интервью.
-
Проблема выбора методов исследования с учетом качества информации.
Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену по профилю «Математические и инструментальные методы экономики»
-
Что такое проблема исследования. Важность формулировки.
-
Цели и задачи исследования, соотношение их между собой.
-
Основные особенности научного исследования в экономике.
-
Методы эмпирического исследования. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу.
-
Наблюдение, как научный метод. Привести примеры.
-
Однофакторный и многофакторный эксперимент. Проблема использования однофакторного эксперимента для изучения сложных систем.
-
Моделирование. Различные виды моделирования. Примеры использования метода в области экономики.
-
Примеры использования методов социологического исследования в экономике.
-
Интервью, разновидности интервью.
-
Метод «Дельфи».
-
Метод синектики.
-
Методы повышения надежности информации.
-
В чем заключается специфика научного исследования.
-
Объект и предмет исследования.
-
Эксперимент. Особенности научного эксперимента. Однофакторный и многофакторный эксперимент.
-
Методы повышения надежности информации.
-
Аксиоматический и гепотетико-дедуктивный подходы. Отличия.
-
Социологические исследования в экономике. Особенности применения. Примеры.
-
Системный подход.
-
Метод анализа документов. Различные вариации. Возможности использования метода анализа документов в экономических исследованиях.
-
Опрос. Определение, примеры из области экономики.
-
Классификация общих методов и приемов познания.
-
Возможности применения гепотетико-дедуктивного метода для исследований в области экономики. Примеры.
-
Сравнение. Примеры использования метода.
-
Структура научной работы.
-
Возможности использования общих методов и приемов познания для исследований в области экономики.
-
Проблема исследования. Важность формулировки.
-
Актуальности темы исследования.
-
Методы теоретического исследования. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу.
-
Метод анализа документов. Примеры применения метода в экономических исследованиях.
12.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Обязательная литература
1. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: Издательство: Ж-л «Вопросы экономики», 2004.
2. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003. - 606 с.
3. Карако П.С. Философия и методология науки: Вернадский В.И. Учение о биосфере
и ноосфере. – М.: Экоперспектива, 2008.
4. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. - М.: Академический Проект, 2008. - 475 с.
Дополнительная литература
1. Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. – М.: Феникс, 2006.
3. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. – Амалфея, 2000.
4. Никифоров А.Л. Философия и история науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014.
5. Рузавин Г.И. Логика и аргументация Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНТИ, 2007.
6. Савиных В.Н. Математическое моделирование производственного и финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2009.
Программные средства
Для успешного освоения дисциплины, аспирант использует следующие программные средства:
-
MS Word, MS Excel, MS Power Point
-
Браузеры
13.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Курс преподаётся с помощью мультимедийных презентаций Power Point. Для проведения семинаров используется персональный компьютер/ноутбук совместно с мультимедиа-проектором. В самостоятельных исследованиях для обработки статистических данных студенты используют MS Excel и пакеты прикладных программ.
Поделитесь с Вашими друзьями: |