Программа дисциплины «Методы научных исследований в экономике и менеджменте»



Скачать 345,5 Kb.
Дата22.02.2016
Размер345,5 Kb.
#10959
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Методы научных исследований в экономике и менеджменте»
для направления 38.06.01 «Экономика», профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Программа дисциплины

«Методы научных исследований в экономике и менеджменте»


для направления 38.06.01 «Экономика»,

профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики»
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Автор программы:



Светуньков Сергей Геннадьевич,

профессор департамента менеджмента,

ssvetunkov@hse.ru

Утверждена на заседании Академического совета Аспирантской школы по экономике

«__» ____________ 2014г.
Академический руководитель

Аспирантской школы по экономике


­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________ О.А. Демидова

Санкт-Петербург - 2014


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования
к знаниям и умениям аспиранта по направлению 38.06.01 «Экономика», профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и определяет содержание и виды учебных занятий
и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления подготовки 38.06.01 «Экономика» подготовки научно-педагогических кадров


в аспирантуре по профилям «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики».

Программа разработана в соответствии c:



  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика» (утвержден Ученым советом НИУ ВШЭ 28.11.2014 г. № 08);

  • Образовательной программой по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика», профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики»;

  • Учебным планом образовательной программы аспирантуры по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика», профили «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг», «Математические и инструментальные методы экономики», утвержденным
    в 2014 г.

2.Цели освоения дисциплины


Основная цель – сформировать профессиональные научно-исследовательские компетенции, обеспечивающие способность и готовность аспирантов к самостоятельному выполнению научно-исследовательской деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:

- формирование компетенций, необходимых для осуществления
научно-исследовательской деятельности с использованием их в процессе подготовки кандидатских диссертаций,

- получение системного знания о современных методах научных исследований


в экономике и менеджменте, умение применить эти знания в своих диссертационных исследованиях,

- способность выявлять и формулировать актуальные проблемы и тенденции, критически оценивать результаты отечественных и зарубежных исследователей по избранной теме,

- владение методами количественного и качественного анализа, моделирования, теоретического и экспериментального исследования,

- способность формулировать и проверять научные гипотезы, выбирать и обосновывать инструментальные средства,

- отработка умений и навыков организации исследовательской деятельности при работе со вторичными данными (статистические данные, отчёты правительств и компаний, научные публикации и т.п.),

- формирование навыков организации самостоятельной научно-исследовательской работы и презентации результатов научных исследований.


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать:

  • основные общенаучные методы научных исследований и методики их применения
    в экономической практике;

  • актуальные проблемы и направления современных исследований в области экономики
    и менеджмента;

  • понятийно-категориальный аппарат теории и методологии научных исследований;

  • правила постановки исследовательской проблемы;

  • правила формулировки и проверки научных гипотез;

  • общенаучные и специальные методы научных исследований;

  • способы выбора и обоснования методологии научного исследования.


Уметь:

  • ставить цель и задачи исследования, выбирать лучший способ и методы достижения поставленной цели;

  • диагностировать основную исследовательскую проблему;

  • формировать проблемное поле исследования;

  • работать с научной литературой, готовить аналитический обзор статей по теме исследования;

  • формулировать научные гипотезы и разрабатывать программы научных исследований;

  • осуществлять сбор и обработку эмпирической информации по теме исследования;

  • осуществлять критико-конструктивный анализ научных текстов и результатов исследования коллег;

  • аргументировать собственные выводы, обосновывать свою точку зрения
    и защищать результаты исследования.


Иметь навыки:

- проведения самостоятельного научного исследования;

- получения в ходе исследования достоверных научных результатов;

- использования в ходе проведения научного исследования современных методов;

- работы в научно-исследовательской группе;

- работы с научными базами данных;

- поиска, обработки и анализа эмпирической информации;

- ведения научной дискуссии;

- написания научных статей и отчётов по результатам проведённого исследования.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях экономики

ПК-1

Умеет анализировать сложные

экономические системы,

управленческие технологии и их особенности


Подготовка к лекциям, работа на семинарах, подготовка и презентация

результатов заданий



Способность решать поставленные задачи с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современных технических средств и информационных технологий

ПК-2


Оценивание необходимых эконометрических моделей по имеющимся статистическим

данным с использованием

современных статистических

пакетов и самостоятельным программированием на простых языках



Лекции и семинары

Способность проводить теоретические и экспериментальные исследования в области экономики и менеджмента, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий

ОПК-1

Умение находить необходимые источники, работать с ними при самостоятельном освоении курса

Работа в течение семестра

Способность к разработке новых методов исследования их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области экономики и менеджмента с учетом правил соблюдения авторских прав

ОПК-2

Умеет выстраивать аргументацию в соответствии с современными научными стандартами; владеет методами построения теоретических моделей

Подготовка к лекциям, чтение рекомендуемой литературы, подготовка к написанию домашнего задания и экзамену, домашнее задание



4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части
для направления 38.06.01 "Экономика", профиль "Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)"

Изучение данной дисциплины базируется на базовой дисциплине «История и философия науки».

Для освоения учебной дисциплины, аспиранты должны владеть следующими знаниями
и компетенциями:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

- готовностью принимать решения в нестандартных ситуациях;

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

- способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность
и практическую значимость избранной темы научного исследования;

- способностью использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Управленческая экономика,

  • Математические и инструментальные методы в экономике и менеджменте,

  • Качественные методы исследований в менеджменте,

  • Академическое письмо,

  • Подготовка текста диссертации.



5.Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



Тема 1. Теория: общенаучные принципы и понятийный аппарат

6

2







4



Тема 2. Инструменты и методы формирования научной теории

10

2

2




6



Тема 3. Дедуктивный и индуктивный выводы как основные методы формирования научной теории

18

4

4




10



Тема 4. Метод типологизации

16

2

4




10



Тема 5. Исторический метод в формировании научной теории

22

2

2




18



Тема 6. Метод аналогий и особенности его применения в экономике и менеджменте

14

2

2




10



Тема 7. Метод моделирования в экономике и менеджменте

14

2

2




10



Тема 8. Научная дискуссия как метод

14

2

2




10




Итого

114

18

18




78

6.Формы контроля знаний аспирантов

Итоговая форма контроля – кандидатский экзамен, проводится в конце 2-го полугодия


1-го года обучения.

Текущий контроль работы аспирантов осуществляется на основе их участия в работе


на семинарских занятиях и выполнения ими домашнего задания.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.





Тип контроля

Форма контроля

Полугодие

Параметры

2




Текущий

Домашнее задание

2

Письменная работа по теме диссертации «Аксиоматическое ядро теории». Публикуется в LMS
с последующим докладом
на семинаре.

Список литературы: не менее 30 источников, в т.ч. 50% - англоязычных.

Аналитический обзор литературы: 5-6 ключевых научных статей/работ по теме диссертационной работы,
в т.ч. не менее 3 - англоязычных; объем –16-20 с.

Итоговый

Экзамен


2

Устный экзамен.



7. Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль знаний по дисциплине «Методы научных исследований в экономике
и менеджменте» осуществляется преподавателем, который оценивает: участие студента
в обсуждении вопросов на семинарах, мастер-классах, в проведении дискуссий, выполнение домашнего задания.

Для оценки работы на семинарах, мастер-классах и обсуждении исследовательских проектов используются следующие критерии:



Уровень владения знаниями характеризуется:

  • используемым научным понятийно-категориальным аппаратом;

  • использованием современных теорий, концепций и современных подходов
    к решению научных проблем;

  • используемой методологией исследования.

Усвоение исследовательских навыков характеризуется способностью:

  • применять теоретические знания для решения конкретных задач в области современной экономики;

  • оценивать перспективы и тенденции современного развития экономической науки;

  • самостоятельно проводить исследовательскую работу по выбранной теме;

  • собирать и обрабатывать эмпирические материалы;

  • рецензировать результаты работы коллег;

  • составлять и редактировать научные тексты.

Усвоение навыков публичных деловых и научных коммуникаций оценивается:

  • гибкостью и тактичностью взаимодействия с другими аспирантами;

  • рефлексией и умением слушать партнёров по диалогу;

  • готовностью к аргументации и компромиссам для достижения результата;

  • пониманием позиций и интересов партнёров по диалогу с учётом
    их особенностей;

  • самостоятельностью в ситуации выбора и умением брать на себя ответственность за принятие решения.

Критерии оценки презентаций исследовательских разработок

  • Умение структурировать проблему, результаты исследования;

  • Умение научно аргументировать, отстаивать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы;

  • Степень владения темой, глубина и полнота раскрытия сути вопросов;

  • Обоснованность исследовательской программы;

  • Методологическая обоснованность проекта;

  • Стиль и грамотность изложения;

  • Ясность изложения материала, доступность для понимания;

  • Логичность, связность изложения материала, логическая завершённость;

  • Культура речи, чёткость и темп изложения;

  • Владение мультимедийными технологиями.


Итоговый контроль знаний состоит из оценки за экзамен, проводимый в устной форме по билетам.

8.Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценки за домашнее задание Одз и работу на семинарских занятиях Осем преподаватель выставляет в рабочую ведомость по десятибалльной шкале.

Накопленная оценка по текущему контролю учитывает результаты следующим образом:



Онакопл = 0,5*Одз + 0,5*Осем

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:



Орез = 0,5*Онакопл + 0,5*Оэкз,

где Оэкз – оценка за экзамен.

Способ округления оценки итогового контроля простой арифметический в пользу

студента.

Пересдача кандидатского экзамена не предусмотрена.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.


9.Содержание дисциплины

Тема1. Теория: общенаучные принципы и понятийный аппарат

Литература: Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. – М.: ДИС, 1998.


Количество часов аудиторной работы – 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 4 часа.


Тема 2. Инструменты и методы формирования научной теории

Литература: Карако П.С. Философия и методология науки: Вернадский В.И. Учение
о биосфере и ноосфере. – М.: Экоперспектива, 2008.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 6 часов.
Тема 3. Дедуктивный и индуктивный выводы как основные методы формирования научной теории

Литература: Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: Издательство: Ж-л «Вопросы экономики», 2004.

Количество часов аудиторной работы – 8 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 4. Метод типологизации

Литература: Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003. - 606 с.

Количество часов аудиторной работы – 6 часов.

Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 5. Исторический метод в формировании научной теории

Литература: Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М. Академический Проект, 2008. - 475 с

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 6. Метод аналогий и особенности его применения в экономике и менеджменте.

Литература: Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М. Академический Проект, 2008. - 475 с.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 7. Метод моделирования в экономике и менеджменте

Литература: Савиных В.Н. Математическое моделирование производственного и финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2009.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.
Тема 8. Научная дискуссия как метод

Литература: Рузавин Г.И. Логика и аргументация : Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНТИ, 2007.

Количество часов аудиторной работы – 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы – 10 часов.

10.Образовательные технологии


При проведении обучения используются компьютерные программы для редактирования текстов и работы с электронными таблицами. На лекциях и на семинарских занятиях проводится разбор практических задач и кейсов.

11.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

      Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу для самопроверки аспирантов

  1. Что такое научная теория и теория вообще?

  2. Различие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания.

  3. Что такое парадокс и в чём его причина?

  4. Определите понятие «Концепция».

  5. Определите понятие «Теория».

  6. Определите понятие «Аксиома».

  7. Определите понятие «Постулат».

  8. Определите понятие «Абстрагирование».

  9. Определите понятие «Модель».

  10. Определите понятие «Способ».

  11. Определите понятие «Метод» и «Методика».

  12. Определите понятие «Методология».

  13. Определите понятие «Парадигма».

  14. Определите понятие «Принцип научного исследования».

  15. Расскажите об особенностях аксиоматического ядра теории.

  16. Гипотезы в научном исследовании.

  17. Основные общенаучные методы.

  18. Дедуктивный метод формирования научной теории в экономике.

  19. Индуктивный метод формирования научной теории в экономике.

  20. Критико-конструктивный анализ.

Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену по профилю «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг»




  1. В чем заключается специфика научного исследования.

  2. Актуальности темы исследования.

  3. Объект и предмет исследования.

  4. Общие методы и приемы познания. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу.

  5. Методы теоретического исследования. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу.

  6. Эксперимент. Примеры проведения научных экспериментов в экономике.

  7. Сравнение. Примеры использования метода.

  8. Опрос. Определение, примеры из области экономики.

  9. Методы экспертных оценок.

  10. Метод мозгового штурма и его модификации.

  11. Метод анализа документов. Примеры применения метода в экономических исследованиях.

  12. Структура научной работы.

  13. Проблема исследования. Важность формулировки.

  14. Цели и задачи исследования, соотношение их между собой.

  15. Основные этапы научного исследования.

  16. Структура научной работы.

  17. Порядок написания учебной работы.

  18. Классификация общих методов и приемов познания.

  19. Возможности использования общих методов и приемов познания для исследований в области экономики.

  20. Наблюдение, как научный метод, особенности. Применение наблюдения для экономических исследований;

  21. Особенности и примеры проведения эксперимента в экономических исследованиях.

  22. Индуктивный-эмпирический метод. Возможности его применения для исследований в области экономики. Примеры.

  23. Возможности применения гепотетико-дедуктивного метода для исследований в области экономики. Примеры.

  24. Возможности выбора объектов для сравнения в экономических исследованиях.

  25. Методы экспертных оценок. Разновидности. Возможности использования данных методов в экономических исследованиях. Примеры.

  26. Метод анализа документов. Различные вариации. Возможности использования метода анализа документов в экономических исследованиях.

  27. Метод синектики. Применение метода синектики для решения практических и исследовательских задач в области экономики.

  28. Особенности анкетных опросов в экономике. Разновидности опросов.

  29. Интервью в экономике. Глубинное интервью.

  30. Проблема выбора методов исследования с учетом качества информации.

Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену по профилю «Математические и инструментальные методы экономики»




  1. Что такое проблема исследования. Важность формулировки.

  2. Цели и задачи исследования, соотношение их между собой.

  3. Основные особенности научного исследования в экономике.

  4. Методы эмпирического исследования. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу.

  5. Наблюдение, как научный метод. Привести примеры.

  6. Однофакторный и многофакторный эксперимент. Проблема использования однофакторного эксперимента для изучения сложных систем.

  7. Моделирование. Различные виды моделирования. Примеры использования метода в области экономики.

  8. Примеры использования методов социологического исследования в экономике.

  9. Интервью, разновидности интервью.

  10. Метод «Дельфи».

  11. Метод синектики.

  12. Методы повышения надежности информации.

  13. В чем заключается специфика научного исследования.

  14. Объект и предмет исследования.

  15. Эксперимент. Особенности научного эксперимента. Однофакторный и многофакторный эксперимент.

  16. Методы повышения надежности информации.

  17. Аксиоматический и гепотетико-дедуктивный подходы. Отличия.

  18. Социологические исследования в экономике. Особенности применения. Примеры.

  19. Системный подход.

  20. Метод анализа документов. Различные вариации. Возможности использования метода анализа документов в экономических исследованиях.

  21. Опрос. Определение, примеры из области экономики.

  22. Классификация общих методов и приемов познания.

  23. Возможности применения гепотетико-дедуктивного метода для исследований в области экономики. Примеры.

  24. Сравнение. Примеры использования метода.

  25. Структура научной работы.

  26. Возможности использования общих методов и приемов познания для исследований в области экономики.

  27. Проблема исследования. Важность формулировки.

  28. Актуальности темы исследования.

  29. Методы теоретического исследования. Перечислить, дать краткую характеристику каждому методу.

  30. Метод анализа документов. Примеры применения метода в экономических исследованиях.


12.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Обязательная литература

1. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: Издательство: Ж-л «Вопросы экономики», 2004.

2. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003. - 606 с.

3. Карако П.С. Философия и методология науки: Вернадский В.И. Учение о биосфере


и ноосфере. – М.: Экоперспектива, 2008.

4. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. - М.: Академический Проект, 2008. - 475 с.



Дополнительная литература

1. Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. – М.: Феникс, 2006.

3. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. – Амалфея, 2000.

4. Никифоров А.Л. Философия и история науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014.

5. Рузавин Г.И. Логика и аргументация Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНТИ, 2007.



6. Савиных В.Н. Математическое моделирование производственного и финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2009.


      Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, аспирант использует следующие программные средства:

  • MS Word, MS Excel, MS Power Point

  • Браузеры


13.Материально-техническое обеспечение дисциплины


    Курс преподаётся с помощью мультимедийных презентаций Power Point. Для проведения семинаров используется персональный компьютер/ноутбук совместно с мультимедиа-проектором. В самостоятельных исследованиях для обработки статистических данных студенты используют MS Excel и пакеты прикладных программ.


Каталог: data -> 2015
2015 -> Александрова Лада Анатольевна
2015 -> Программа дисциплины Теория отраслевых рынков  для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
2015 -> Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
2015 -> Программа дисциплины "Культура России Нового времени"
2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра

Скачать 345,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница