Программа дисциплины методы арттерапии в специальной психологии Цикл дпп (СД). Д



страница1/10
Дата07.04.2016
Размер1.89 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Методы арттерапии в специальной психологии

Цикл – ДПП (СД). ДС.5


Цель дисциплины - сформировать у студентов профессионально-грамотное современное представление о психокоррекционных возможностях арттерапии, связанных с эффективностью обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями; формирование базовой компетенции будущих специалистов в области взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями при нарушении паттернов функционирования и межличностных систем.

Задачи дисциплины:

  • познакомить студентов с современными представлениями об арттерапии;

  • формирование у студентов представлений о системном характере арт-терапии;

  • познакомить со спецификой различных психокоррекционных методов в контексте арттерапии (фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия и пр.);

  • осмысление арттерапии не только как специальной научной категории, но и ее продуктивности для развития субъектов психокоррекции;

  • познакомить студентов с основными техниками арттерапии и их психокоррекционными возможностями;

  • сформировать представления о роли, месте и возможностях арттерапии в системе психологической помощи детям с ограниченными возможностями;

  • способствовать развитию личностно-ориентированного отношения к детям с ограниченными возможностями и их проблемам, этических норм будущих специалистов;

  • сформировать у студентов целостное видение арттерапии в единстве его общих, универсальных особенностей, и национально-своеобразных черт;

  • формирование базовых умений и навыков проведения арттерапевтических занятий с детьми с ограниченными возможностями на основе анализа данных их состояния (уровня сформированности пространственных представлений, аффективной регуляции, произвольности);

  • формирование элементарных навыков и умений организации и реализации программы арттерапии, в том числе в семейной и групповой терапии.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, должен:



иметь представление

  • о системном характере арттерапии;

  • об особенностях арттерапии в системе коррекционных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями;

  • об основных направлениях арттерапии;

  • о диагностических возможностях арттерапии

  • об основах организации арттерапевтических занятий с различными категориями детей с ограниченными возможностями.

  • о психологии процесса взаимодействия психолог-ребенок в процессе арттерапии;

  • о границах и возможностях арттерапии;

знать:

  • основные подходы к определению арттерапии;

  • факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии;

  • основные задачи арттерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями и их близкими;

  • проявление в арттерапии основных принципов коррекции;

  • методы, используемые в арттерапии;

  • основные проявления нарушения паттернов функционирования и межличностных систем детей с ограниченными возможностями и возможности арттерапии в их оптимизации;

  • особенности применения арттерапии с детьми с ограниченными возможностями в различных возрастах;

уметь:

  • адекватно целям и задачам психокоррекционной работы отбирать методы и средства арттерапии;

  • сотрудничать в процессе арттерапии с близкими ребенка с ограниченными возможностями;

  • оценивать развивающий эффект процесса арттерапии;

  • проводить арттерапевтические занятия с детьми с ограниченными возможностями на основе анализа данных их состояния (уровня сформированности пространственных представлений, аффективной регуляции, произвольности);

  • организовывать и реализовывать программы арттерапии, в том числе в семейной и групповой терапии.

владеть:

  • техниками присоединения (установления контакта) и ведения беседы в контексте арттерапии с детьми с ограниченными возможностями;

  • методами и методиками арттерапии;

  • методами анализа эффективности арттерапии.


Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

128

9

Аудиторные занятия (всего)

64




Лекции

34




Практические занятия (семинары)

30




Лабораторные работы

-




Самостоятельная работа

64




Курсовые работы (рефераты)

-




Вид итогового контроля

(экзамен/зачет)






экзамен


Содержание дисциплины

1.Введение в арт-терапию

Понятие психотерапии. Характеристика основных психотерапевтических подходов: психодинамического, поведенческого, феноменологического. Соотношение понятий: «психотерапевтическое направление», «метод психотерапии», «психотерапевтическая техника».

Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции. Её место в системе психотерапевтических методов. Широкий и узкий смысл понятия «арт-терапия». Общий обзор современной арт-терапии: функции и области применения, показания и ограничения.

История возникновения и развития арт-терапии

Становление арт-терапии как самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Предшественники арт-терапии. Создание первых профессиональных объединений арт-терапевтов. Формирование различных арт-терапевтических напрвлений (М. Наумбург, Э. Крамер, А. Хилл). Вклад в развитие арт-терапии психодинамического направления, гуманистического и трансперсонального подходов. Арт-терапевтическое образование. Зарубежная и российская арт-терапия: современное состояние и перспективы развития. Концепция системной арт-терапии.

Индивидуальная и групповая арт-терапевтическая работа

Оснащение кабинета арт-терапии. Организационные процедуры на различных этапах арт-терапевтической сессии.

Психологические факторы индивидуальной и групповой работы. Фактор художественной экспрессии. Рисунок и его роль в творческом самовыражении личности. Фактор психотерапевтических отношений. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.

Формы групповой арт-терапии. Классификация арт-терапевтических групп (студийная открытая, аналитическая закрытая, тематически-ориентированная), их признаки.

Направления практической арт-терапевтической работы

Возможности применения арт-терапевтических методик в работе с различными категориями клиентов. Использование арт-терапии в психологии, педагогике, медицине, бизнесе, социальной работе. Арт-терапия в работе с детьми и подростками, взрослыми, пожилыми людьми, семьями.

Специфика работы с психиатрическими пациентами. Арт-терапия в работе с жертвами сексуального и организованного насилия (беженцы, заложники). Использование арт-терапии в работе с бездомными, осужденными. Арт-терапия в работе с кризисными состояниями, горем.

Проблема интерпретации в арт-терапии. Психология цвета, числа и формы

Уровни цветовосприятия. Цветообозначения в различных системах (система «медицинского колеса» североамериканских индейцев, алхимичесая система, представления Гёте, Люшера и др.). Цветовой круг и триады первичных и вторичных цветов.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека. Типы цветового поведения. Цветотерапия. Психология формы. Психологическое значение чисел.

Интегративная арт-терапия

Понятие интегративной арт-терапии. Направления современной музыкальной психотерапии. Фольклорная арт-терапия, вокалотерапия. Направления работы с голосом.

Библеотерапия. Сказкотерапия. Песочная арт-терапия. Танцевальная терапия. Общая характеристика драматерапии как одного из напрвлений психотерапии искусством. Драматерапия и интерпретация жизненного опыта. Перфоманс, инсталляция. Психологические функции фотографии. Применение фотографии в арт-терапии.

Арт-терапевтические техники

Общая характеристика техник индивидуальной и групповой арт-терапевтической работы. Их возможности.

Техника направленной визуализации. Техники партнерской работы. Творческая работа с различными материалами. Коллаж. Сочинение художественного текста. Техники на основе фотографии.

Групповой рисунок. Создание группового рисунка на заданную тему. Мультимедийные техники арт-терапии. Изобразительная работа в сочетании с музыкой и звуками. Изобразительная работа в сочетании с драмой. Арт-терапия и современное искусство.

Арт-терапия в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Использование техник арттерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями: свободное выражение индивидуальности, возможность отыграть агрессию в социально приемлемой форме, возможность выразить собственные чувства и переживания в контексте определенного действа и т.п. Целостное воздействие на личность ребенка в процессе арттерапии: участие различных анализаторов, повторение, симметрия, ритм.

Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с ДЦП. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с РДА. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с ЗПР. Основные цели и задачи арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с нарушениями слуха. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с нарушениями зрения. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми со сложными нарушениями.

Примерное содержание психокоррекционного занятия: ориентировочный этап (методика «Рисунок по кругу», спонтанное рисование, включающее элементы психогимнастики, творческого пластического импровизирования); формирующее-развивающий этап (методика «Тематическое рисование»); заключительный этап (создание выставки работ участников группы).



Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:



  1. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике [Электронный ресурс] / М.: Флинта, 2011. - 186 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 .

  2. Копытин, А. И. , Свистовская, Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2007. –198 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками: Психотерапевтические виды художественной деятельности: Метод. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2007. - 63с.

Кокоренко, В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий -СПб.: Речь,2005

Крыжановская, Л. М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: Учеб. пособие - М.: Педагогическое общество России,2004.-160с.

Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий - СПб.: Речь,2007.-256с.

Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -СПб.: Речь, 2007.

Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: Учеб. пособие. - М.:Когито-Центр,2007.-95с.

Информационные ресурсы сайта www. arttherapy. ru.


Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Перечислите основные черты арт-терапии.

  2. Назовите основные направления арт-терапии.

  3. Раскройте содержание арт-терапии как универсального коррекционного феномена.

  4. Каковы границы и возможности арттерапии?

  5. Проясните сущность символики в арттерапии.

  6. В чем заключаются диагностические возможности арттерапии?

  7. Раскройте возможности арттерапии для развития личностно-ориентированного отношения к детям.

  8. Охарактеризуйте основные подходы к определению арттерапии.

  9. В чем состоит разница между индивидуальной и групповой арттерапией?

  10. Раскройте психологический смысл группового рисунка.

  11. Перечислите основные задачи арттерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями и их близкими

  12. Расскажите каким образом в арттерапии проявляются основные принципы коррекции.

  13. Перечислите основные проявления нарушения паттернов функционирования и межличностных систем детей с ограниченными возможностями и возможности арттерапии в их оптимизации.

  14. Раскройте особенности применения арттерапии с детьми с ограниченными возможностями в различных возрастах.

  15. Обоснуйте необходимость участия ближайшего социального окружения ребенка в арттерапии

  16. Предложите свои критерии оценки эффективности арттерапии.

  17. Раскройте взаимосвязь содержания арттерапии и уровня сформированности пространственных представлений, аффективной регуляции, произвольности у ребенка с ограниченными возможностями.

  18. Сформулируйте возможные цели и задачи арттерапии в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

  19. Сформулируйте возможные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с нарушениями интеллекта.

  20. Раскройте возможности применения методик и методов арттерапии на этапе установления контакта с ребенком.

  21. Раскройте возможности применения методик и методов арттерапии в процессе ведения беседы с ребенком.

  22. Раскройте механизмы психологического воздействия в арттерапии.

  23. Какие существуют методы оценки эффективности арттерапии?


Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Психотерапевтические возможности сказок как средства развития отношения к себе.

  2. Групповое рисование как средство развития отношения к деятельности.

  3. Психологические возможности арттерапии в психокоррекции межличностных отношений.

  4. Развитие представлений о семейной жизни средствами коллажа.

  5. Возможности артфотографии в развитии произвольности у детей с ограниченными возможностями.

  6. Сказкотерапия в коррекции ЗПР.

  7. Развитие пространственных представлений у детей с ДЦП средствами арттерапии.

  8. Метод свободного рисования и коррекция аутизма.

  9. Психотерапевтические возможности куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.

  10. Арттерапия в психологическом консультировании родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.

  11. Развитие произвольной регуляции у детей с ограниченными возможностями средствами арттерапии.


Перечень вопросов к экзамену

  1. Понятие арт-методов: разнообразие подходов. История использования арт-методов в психокоррекции.

  2. Применение арт-методов в социальной сфере, медицине, образовании.

  3. Особенности использования арт-методов в психокоррекции с людьми разного возраста.

  4. Концепция системной психокоррекции, основанной на использовании арт-методов

  5. Этапы психокоррекции с применением арт-методов

  6. Оборудование кабинета для арт-работы.

  7. Различные взгляды на природу и функции символа (З.Фрейд, К.-Г.Юнг).

  8. Фактор художественной экспрессии

  9. Фактор психокоррекционных отношений

  10. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи

  11. Формы групповой психокоррекции, основанной на использовании арт-методов, виды групп

  12. Понятие об интегративных арт-методах.

  13. Роль психолога в психокоррекционном процессе, основанном на использовании арт-методов. Этические аспекты применения арт-методов.

  14. Арт- методы в психокоррекции детей с интеллектуальным недоразвитием.

  15. Арт-методы в психокоррекции детей с церебральным параличом.

  16. Арт-методы в психокоррекции детей с РДА.

  17. Арт-методы в психокоррекции детей с сенсорными нарушениями.

  18. Арт-методы в психокоррекции детей со сложными нарушениями.

  19. Арт-методы в психокоррекции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

  20. Метод группового рисунка: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  21. Метод свободного рисунка: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  22. Метод тематического рисунка: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  23. Рисуночные тесты как средство диагностики и коррекции лиц с ОВЗ.

  24. Техника коллажа: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  25. Техники пластического моделирования: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  26. Арт- техники работы с песком: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  27. Нарративный подход в контексте арт-методов: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  28. Медитативно-трансовые арт-технки: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  29. Арт-техники работы с объектами (ассамбляж, предметная скульптура, инсталляция): диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  30. Ландшафтная арт-работа : диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  31. Телесно-ориентированные арт-техники: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  32. Создание талисманов в процессе арт-работы: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.

  33. Арт-терапия кризисных состояний

  34. Понятие об интегративной арт-терапии

  35. Уровни цветовосприятия

  36. Психология числа.

  37. Типы цветового поведения.

  38. Психология формы

  39. Понятие драматерапии

  40. Терапия танцем

  41. Музыкальная арт-терапия

  42. Сказкотерапия

  43. Звукотерапия

  44. Фотография в контексте арт-терапии

  45. Песочная терапия

  46. Интеркультуральные исследования в арт-терапии.


Темы выпускных квалификационных работ

    1. Развитие речи у детей раннего возраста средствами спонтанного рисования.

    2. Развитие представлений о семье и семейных ролях в драматерапии.

    3. Развитие взаимодействия с аутичным ребенком посредством музыкотерапии.

    4. Арттерапия в терапии детских страхов.

    5. Развитие самосознания ребенка посредством арттерапии.

    6. Коррекция гиперактивности у детей средствами арттерапии.

    7. Терапевтические возможности работы с глиной в коррекции детей с ограниченными возможностями.

    8. Терапевтические возможности песочной терапии в работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

    9. Сказкотерапия и ее терапевтическая роль для детей с ограниченными возможностями и их близких.

    10. Метод «Мандала» как средство гармонизации психики ребенка с отклонениями в развитии.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Постшкольное психологическое сопровождение инвалида

Цикл - ДПП (СД.) ДС.2


Целью изучения дисциплины «Постшкольное психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» является формирование компетенции будущих специальных психологов в области психологического сопровождения выпускников специальных школ, в области профессионального ориентирования, социальной абилитации, партнерских отношений (межполовых и семейно-ролевых отношений).

Задачи дисциплины:

  1. Формирование знаний:

-структуру и основные направления деятельности психологической службы;

-основные формы документации медико-психолого-социального сопровождения;



-принципы и методы коррекционного воздействия.

  1. Развитие умений:

-применять методы наблюдения, беседы, эксперимента с целью выявления актуальных и потенциальных возможностей развития выпускника специальной школы и его индивидуально психологических особенностей;

-анализировать структуру дефекта в каждом конкретном случае, прогнозировать дальнейшее развитие личности;

-адекватно целям и задачам психологической практики работы с лицами с отклонениями в развитии отбирать методы и средства психолого-педагогического воздействия;

-разрабатывать индивидуальные коррекционные занятия;

-создавать коррекционные условия воспитания, обучения, развития и социальной адаптации лиц с отклонениями в развитии.

-видеть проблемы, неблагополучие в развитии выпускника и дать им первичную психологопедагогическую оценку.



  1. Овладение навыками:

-навыками анализа психического развития;

-навыками планирования и организации коррекционно-развивающей работы со взрослыми инвалидами адекватно возрасту и специфике проблем;



  • изучения и психологической диагностики готовности к жизненному и профессиональному самоопределению;

-умениями критически оценивать, трансформировать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации дефектов научную и практическую информацию.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, должен



иметь представление:

  • о подборе диагностического инструментария для изучения и диагностики развития лиц с ОВЗ;

  • о построении коррекционно-развивающей работы, согласно диагностическим данным;

  • об организации и проведении мероприятий по психологическому сопровождению лиц с ОВЗ;

  • в создании условий интеграции выпускников с ОВЗ в общество, нейтрализации и минимизации негативных условий интеграции;

  • о планировании и организации психологического сопровождения социализации лиц с ОВЗ;

  • о консультировании лиц с ОВЗ и их родителей;

  • об анализе научных статей по проблемам психологического сопровождения лиц с ОВЗ, моделировании и проектировании процесса психологического сопровождения лиц с ОВЗ.

знать

  • структуру и основные направления деятельности психологической службы;

  • принципы и методы коррекционного воздействия;

  • основные формы документации медико-психолого-социального сопровождения;

  • специфику проблем, возникающих у выпускников.

уметь

  • видеть проблемы первичную психолого-педагогическую оценку;

  • адекватно целям и задачам психологической практики работы с лицами с отклонениями в развитии отбирать методы и средства психолого-педагогического воздействия;

  • разрабатывать индивидуальные коррекционные занятия;

  • анализировать структуру дефекта в каждом конкретном случае, прогнозировать дальнейшее развитие личности.

владеть

  • умениями критически оценивать, трансформировать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации дефектов научную и практическую информацию;

  • навыками анализа психического развития;

  • навыками планирования и организации коррекционно-развивающей работы со взрослыми инвалидами адекватно возрасту и специфике проблем.


Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов


Семестр

Общая трудоемкость

112

10

Аудиторные занятия (всего)

56

56

Лекции

56

56

Практические занятия (семинары)

24

24

Лабораторные работы







Самостоятельная работа

56

56

Курсовые работы (рефераты)







Вид итогового контроля (экзамен/ зачет)

зачет

зачет


Содержание дисциплины


Каталог: userfiles -> ufiles -> OOP GOS
ufiles -> Как сохранить семью
OOP GOS -> Программа дисциплины «использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
ufiles -> Умение разговаривать по телефону необходимый навык и большое подспорье при поиске работы
ufiles -> Фроули Давид. Аюрведическая терапия
ufiles -> Дэвид Фроули – Аюрведическая астрология
OOP GOS -> К рабочей программе учебной дисциплины «Философия» Цели и задачи освоения дисциплины Цель
OOP GOS -> Практический курс первого иностранного языка
OOP GOS -> 1. общая характеристика специальности 030500. 18 Профессиональное обучение


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница