 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Методы арттерапии в специальной психологии
Цикл – ДПП (СД). ДС.5
Цель дисциплины - сформировать у студентов профессионально-грамотное современное представление о психокоррекционных возможностях арттерапии, связанных с эффективностью обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями; формирование базовой компетенции будущих специалистов в области взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями при нарушении паттернов функционирования и межличностных систем.
Задачи дисциплины:
-
познакомить студентов с современными представлениями об арттерапии;
-
формирование у студентов представлений о системном характере арт-терапии;
-
познакомить со спецификой различных психокоррекционных методов в контексте арттерапии (фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия и пр.);
-
осмысление арттерапии не только как специальной научной категории, но и ее продуктивности для развития субъектов психокоррекции;
-
познакомить студентов с основными техниками арттерапии и их психокоррекционными возможностями;
-
сформировать представления о роли, месте и возможностях арттерапии в системе психологической помощи детям с ограниченными возможностями;
-
способствовать развитию личностно-ориентированного отношения к детям с ограниченными возможностями и их проблемам, этических норм будущих специалистов;
-
сформировать у студентов целостное видение арттерапии в единстве его общих, универсальных особенностей, и национально-своеобразных черт;
-
формирование базовых умений и навыков проведения арттерапевтических занятий с детьми с ограниченными возможностями на основе анализа данных их состояния (уровня сформированности пространственных представлений, аффективной регуляции, произвольности);
-
формирование элементарных навыков и умений организации и реализации программы арттерапии, в том числе в семейной и групповой терапии.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший данную дисциплину, должен:
иметь представление
-
о системном характере арттерапии;
-
об особенностях арттерапии в системе коррекционных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями;
-
об основных направлениях арттерапии;
-
о диагностических возможностях арттерапии
-
об основах организации арттерапевтических занятий с различными категориями детей с ограниченными возможностями.
-
о психологии процесса взаимодействия психолог-ребенок в процессе арттерапии;
-
о границах и возможностях арттерапии;
знать:
-
основные подходы к определению арттерапии;
-
факторы психотерапевтического воздействия в арттерапии;
-
основные задачи арттерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями и их близкими;
-
проявление в арттерапии основных принципов коррекции;
-
методы, используемые в арттерапии;
-
основные проявления нарушения паттернов функционирования и межличностных систем детей с ограниченными возможностями и возможности арттерапии в их оптимизации;
-
особенности применения арттерапии с детьми с ограниченными возможностями в различных возрастах;
уметь:
-
адекватно целям и задачам психокоррекционной работы отбирать методы и средства арттерапии;
-
сотрудничать в процессе арттерапии с близкими ребенка с ограниченными возможностями;
-
оценивать развивающий эффект процесса арттерапии;
-
проводить арттерапевтические занятия с детьми с ограниченными возможностями на основе анализа данных их состояния (уровня сформированности пространственных представлений, аффективной регуляции, произвольности);
-
организовывать и реализовывать программы арттерапии, в том числе в семейной и групповой терапии.
владеть:
-
техниками присоединения (установления контакта) и ведения беседы в контексте арттерапии с детьми с ограниченными возможностями;
-
методами и методиками арттерапии;
-
методами анализа эффективности арттерапии.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
Общая трудоемкость
|
128
|
9
|
Аудиторные занятия (всего)
|
64
|
|
Лекции
|
34
|
|
Практические занятия (семинары)
|
30
|
|
Лабораторные работы
|
-
|
|
Самостоятельная работа
|
64
|
|
Курсовые работы (рефераты)
|
-
|
|
Вид итогового контроля
(экзамен/зачет)
|
|
экзамен
|
Содержание дисциплины
1.Введение в арт-терапию
Понятие психотерапии. Характеристика основных психотерапевтических подходов: психодинамического, поведенческого, феноменологического. Соотношение понятий: «психотерапевтическое направление», «метод психотерапии», «психотерапевтическая техника».
Арт-терапия как метод психодиагностики и психокоррекции. Её место в системе психотерапевтических методов. Широкий и узкий смысл понятия «арт-терапия». Общий обзор современной арт-терапии: функции и области применения, показания и ограничения.
История возникновения и развития арт-терапии
Становление арт-терапии как самостоятельного направления лечебно-коррекционной работы. Предшественники арт-терапии. Создание первых профессиональных объединений арт-терапевтов. Формирование различных арт-терапевтических напрвлений (М. Наумбург, Э. Крамер, А. Хилл). Вклад в развитие арт-терапии психодинамического направления, гуманистического и трансперсонального подходов. Арт-терапевтическое образование. Зарубежная и российская арт-терапия: современное состояние и перспективы развития. Концепция системной арт-терапии.
Индивидуальная и групповая арт-терапевтическая работа
Оснащение кабинета арт-терапии. Организационные процедуры на различных этапах арт-терапевтической сессии.
Психологические факторы индивидуальной и групповой работы. Фактор художественной экспрессии. Рисунок и его роль в творческом самовыражении личности. Фактор психотерапевтических отношений. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
Формы групповой арт-терапии. Классификация арт-терапевтических групп (студийная открытая, аналитическая закрытая, тематически-ориентированная), их признаки.
Направления практической арт-терапевтической работы
Возможности применения арт-терапевтических методик в работе с различными категориями клиентов. Использование арт-терапии в психологии, педагогике, медицине, бизнесе, социальной работе. Арт-терапия в работе с детьми и подростками, взрослыми, пожилыми людьми, семьями.
Специфика работы с психиатрическими пациентами. Арт-терапия в работе с жертвами сексуального и организованного насилия (беженцы, заложники). Использование арт-терапии в работе с бездомными, осужденными. Арт-терапия в работе с кризисными состояниями, горем.
Проблема интерпретации в арт-терапии. Психология цвета, числа и формы
Уровни цветовосприятия. Цветообозначения в различных системах (система «медицинского колеса» североамериканских индейцев, алхимичесая система, представления Гёте, Люшера и др.). Цветовой круг и триады первичных и вторичных цветов.
Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека. Типы цветового поведения. Цветотерапия. Психология формы. Психологическое значение чисел.
Интегративная арт-терапия
Понятие интегративной арт-терапии. Направления современной музыкальной психотерапии. Фольклорная арт-терапия, вокалотерапия. Направления работы с голосом.
Библеотерапия. Сказкотерапия. Песочная арт-терапия. Танцевальная терапия. Общая характеристика драматерапии как одного из напрвлений психотерапии искусством. Драматерапия и интерпретация жизненного опыта. Перфоманс, инсталляция. Психологические функции фотографии. Применение фотографии в арт-терапии.
Арт-терапевтические техники
Общая характеристика техник индивидуальной и групповой арт-терапевтической работы. Их возможности.
Техника направленной визуализации. Техники партнерской работы. Творческая работа с различными материалами. Коллаж. Сочинение художественного текста. Техники на основе фотографии.
Групповой рисунок. Создание группового рисунка на заданную тему. Мультимедийные техники арт-терапии. Изобразительная работа в сочетании с музыкой и звуками. Изобразительная работа в сочетании с драмой. Арт-терапия и современное искусство.
Арт-терапия в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Использование техник арттерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями: свободное выражение индивидуальности, возможность отыграть агрессию в социально приемлемой форме, возможность выразить собственные чувства и переживания в контексте определенного действа и т.п. Целостное воздействие на личность ребенка в процессе арттерапии: участие различных анализаторов, повторение, симметрия, ритм.
Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с ДЦП. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с РДА. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с ЗПР. Основные цели и задачи арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с нарушениями слуха. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с нарушениями зрения. Основные цели и задачи арттерапии в работе с детьми со сложными нарушениями.
Примерное содержание психокоррекционного занятия: ориентировочный этап (методика «Рисунок по кругу», спонтанное рисование, включающее элементы психогимнастики, творческого пластического импровизирования); формирующее-развивающий этап (методика «Тематическое рисование»); заключительный этап (создание выставки работ участников группы).
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
-
Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике [Электронный ресурс] / М.: Флинта, 2011. - 186 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83378 .
-
Копытин, А. И. , Свистовская, Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2007. –198 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками: Психотерапевтические виды художественной деятельности: Метод. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2007. - 63с.
Кокоренко, В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий -СПб.: Речь,2005
Крыжановская, Л. М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: Учеб. пособие - М.: Педагогическое общество России,2004.-160с.
Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий - СПб.: Речь,2007.-256с.
Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -СПб.: Речь, 2007.
Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: Учеб. пособие. - М.:Когито-Центр,2007.-95с.
Информационные ресурсы сайта www. arttherapy. ru.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
-
Перечислите основные черты арт-терапии.
-
Назовите основные направления арт-терапии.
-
Раскройте содержание арт-терапии как универсального коррекционного феномена.
-
Каковы границы и возможности арттерапии?
-
Проясните сущность символики в арттерапии.
-
В чем заключаются диагностические возможности арттерапии?
-
Раскройте возможности арттерапии для развития личностно-ориентированного отношения к детям.
-
Охарактеризуйте основные подходы к определению арттерапии.
-
В чем состоит разница между индивидуальной и групповой арттерапией?
-
Раскройте психологический смысл группового рисунка.
-
Перечислите основные задачи арттерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями и их близкими
-
Расскажите каким образом в арттерапии проявляются основные принципы коррекции.
-
Перечислите основные проявления нарушения паттернов функционирования и межличностных систем детей с ограниченными возможностями и возможности арттерапии в их оптимизации.
-
Раскройте особенности применения арттерапии с детьми с ограниченными возможностями в различных возрастах.
-
Обоснуйте необходимость участия ближайшего социального окружения ребенка в арттерапии
-
Предложите свои критерии оценки эффективности арттерапии.
-
Раскройте взаимосвязь содержания арттерапии и уровня сформированности пространственных представлений, аффективной регуляции, произвольности у ребенка с ограниченными возможностями.
-
Сформулируйте возможные цели и задачи арттерапии в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
-
Сформулируйте возможные цели и задачи арттерапии в работе с детьми с нарушениями интеллекта.
-
Раскройте возможности применения методик и методов арттерапии на этапе установления контакта с ребенком.
-
Раскройте возможности применения методик и методов арттерапии в процессе ведения беседы с ребенком.
-
Раскройте механизмы психологического воздействия в арттерапии.
-
Какие существуют методы оценки эффективности арттерапии?
Тематика рефератов и/или курсовых работ
-
Психотерапевтические возможности сказок как средства развития отношения к себе.
-
Групповое рисование как средство развития отношения к деятельности.
-
Психологические возможности арттерапии в психокоррекции межличностных отношений.
-
Развитие представлений о семейной жизни средствами коллажа.
-
Возможности артфотографии в развитии произвольности у детей с ограниченными возможностями.
-
Сказкотерапия в коррекции ЗПР.
-
Развитие пространственных представлений у детей с ДЦП средствами арттерапии.
-
Метод свободного рисования и коррекция аутизма.
-
Психотерапевтические возможности куклотерапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
-
Арттерапия в психологическом консультировании родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.
-
Развитие произвольной регуляции у детей с ограниченными возможностями средствами арттерапии.
Перечень вопросов к экзамену
-
Понятие арт-методов: разнообразие подходов. История использования арт-методов в психокоррекции.
-
Применение арт-методов в социальной сфере, медицине, образовании.
-
Особенности использования арт-методов в психокоррекции с людьми разного возраста.
-
Концепция системной психокоррекции, основанной на использовании арт-методов
-
Этапы психокоррекции с применением арт-методов
-
Оборудование кабинета для арт-работы.
-
Различные взгляды на природу и функции символа (З.Фрейд, К.-Г.Юнг).
-
Фактор художественной экспрессии
-
Фактор психокоррекционных отношений
-
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи
-
Формы групповой психокоррекции, основанной на использовании арт-методов, виды групп
-
Понятие об интегративных арт-методах.
-
Роль психолога в психокоррекционном процессе, основанном на использовании арт-методов. Этические аспекты применения арт-методов.
-
Арт- методы в психокоррекции детей с интеллектуальным недоразвитием.
-
Арт-методы в психокоррекции детей с церебральным параличом.
-
Арт-методы в психокоррекции детей с РДА.
-
Арт-методы в психокоррекции детей с сенсорными нарушениями.
-
Арт-методы в психокоррекции детей со сложными нарушениями.
-
Арт-методы в психокоррекции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
-
Метод группового рисунка: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Метод свободного рисунка: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Метод тематического рисунка: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Рисуночные тесты как средство диагностики и коррекции лиц с ОВЗ.
-
Техника коллажа: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Техники пластического моделирования: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Арт- техники работы с песком: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Нарративный подход в контексте арт-методов: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Медитативно-трансовые арт-технки: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Арт-техники работы с объектами (ассамбляж, предметная скульптура, инсталляция): диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Ландшафтная арт-работа : диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Телесно-ориентированные арт-техники: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Создание талисманов в процессе арт-работы: диагностико-коррекционные возможности в работе с лицами с ОВЗ.
-
Арт-терапия кризисных состояний
-
Понятие об интегративной арт-терапии
-
Уровни цветовосприятия
-
Психология числа.
-
Типы цветового поведения.
-
Психология формы
-
Понятие драматерапии
-
Терапия танцем
-
Музыкальная арт-терапия
-
Сказкотерапия
-
Звукотерапия
-
Фотография в контексте арт-терапии
-
Песочная терапия
-
Интеркультуральные исследования в арт-терапии.
Темы выпускных квалификационных работ
-
Развитие речи у детей раннего возраста средствами спонтанного рисования.
-
Развитие представлений о семье и семейных ролях в драматерапии.
-
Развитие взаимодействия с аутичным ребенком посредством музыкотерапии.
-
Арттерапия в терапии детских страхов.
-
Развитие самосознания ребенка посредством арттерапии.
-
Коррекция гиперактивности у детей средствами арттерапии.
-
Терапевтические возможности работы с глиной в коррекции детей с ограниченными возможностями.
-
Терапевтические возможности песочной терапии в работе с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.
-
Сказкотерапия и ее терапевтическая роль для детей с ограниченными возможностями и их близких.
-
Метод «Мандала» как средство гармонизации психики ребенка с отклонениями в развитии.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Постшкольное психологическое сопровождение инвалида
Цикл - ДПП (СД.) ДС.2
Целью изучения дисциплины «Постшкольное психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» является формирование компетенции будущих специальных психологов в области психологического сопровождения выпускников специальных школ, в области профессионального ориентирования, социальной абилитации, партнерских отношений (межполовых и семейно-ролевых отношений).
Задачи дисциплины:
-
Формирование знаний:
-структуру и основные направления деятельности психологической службы;
-основные формы документации медико-психолого-социального сопровождения;
-
о специфике проблем, возникающих у выпускников специальных школ;
-принципы и методы коррекционного воздействия.
-
Развитие умений:
-применять методы наблюдения, беседы, эксперимента с целью выявления актуальных и потенциальных возможностей развития выпускника специальной школы и его индивидуально психологических особенностей;
-анализировать структуру дефекта в каждом конкретном случае, прогнозировать дальнейшее развитие личности;
-адекватно целям и задачам психологической практики работы с лицами с отклонениями в развитии отбирать методы и средства психолого-педагогического воздействия;
-разрабатывать индивидуальные коррекционные занятия;
-создавать коррекционные условия воспитания, обучения, развития и социальной адаптации лиц с отклонениями в развитии.
-видеть проблемы, неблагополучие в развитии выпускника и дать им первичную психологопедагогическую оценку.
-
Овладение навыками:
-навыками анализа психического развития;
-навыками планирования и организации коррекционно-развивающей работы со взрослыми инвалидами адекватно возрасту и специфике проблем;
-
изучения и психологической диагностики готовности к жизненному и профессиональному самоопределению;
-умениями критически оценивать, трансформировать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации дефектов научную и практическую информацию.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший данную дисциплину, должен
иметь представление:
-
о подборе диагностического инструментария для изучения и диагностики развития лиц с ОВЗ;
-
о построении коррекционно-развивающей работы, согласно диагностическим данным;
-
об организации и проведении мероприятий по психологическому сопровождению лиц с ОВЗ;
-
в создании условий интеграции выпускников с ОВЗ в общество, нейтрализации и минимизации негативных условий интеграции;
-
о планировании и организации психологического сопровождения социализации лиц с ОВЗ;
-
о консультировании лиц с ОВЗ и их родителей;
-
об анализе научных статей по проблемам психологического сопровождения лиц с ОВЗ, моделировании и проектировании процесса психологического сопровождения лиц с ОВЗ.
знать
-
структуру и основные направления деятельности психологической службы;
-
принципы и методы коррекционного воздействия;
-
основные формы документации медико-психолого-социального сопровождения;
-
специфику проблем, возникающих у выпускников.
уметь
-
видеть проблемы первичную психолого-педагогическую оценку;
-
адекватно целям и задачам психологической практики работы с лицами с отклонениями в развитии отбирать методы и средства психолого-педагогического воздействия;
-
разрабатывать индивидуальные коррекционные занятия;
-
анализировать структуру дефекта в каждом конкретном случае, прогнозировать дальнейшее развитие личности.
владеть
-
умениями критически оценивать, трансформировать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации дефектов научную и практическую информацию;
-
навыками анализа психического развития;
-
навыками планирования и организации коррекционно-развивающей работы со взрослыми инвалидами адекватно возрасту и специфике проблем.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
Общая трудоемкость
|
112
|
10
|
Аудиторные занятия (всего)
|
56
|
56
|
Лекции
|
56
|
56
|
Практические занятия (семинары)
|
24
|
24
|
Лабораторные работы
|
|
|
Самостоятельная работа
|
56
|
56
|
Курсовые работы (рефераты)
|
|
|
Вид итогового контроля (экзамен/ зачет)
|
зачет
|
зачет
|
Содержание дисциплины
Поделитесь с Вашими друзьями: |