Программа дисциплины «Криминалистические методы отождествления человека по внешности»



Скачать 204.73 Kb.
Дата05.06.2016
Размер204.73 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФБГОУ ВПО «Национальный исследовательский

Томский государственный университет»

Юридический институт

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЮИ ТГУ, д.ю.н., профессор

___________________В.А. Уткин

"_____" _______________ 2016 г.

Рабочая программа дисциплины



«Криминалистические методы отождествления человека по внешности»
Наименование магистерской программы

«Экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности»
Направление подготовки

40.04.01 «Юриспруденция»

Профиль подготовки



12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Формы обучения

Очная, заочная


Томск

2016


1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Криминалистические методы отождествления человека по внешности» является формирование у студентов системного понимания принципов их назначения, методов производства и интерпретации выводов.

Задачи дисциплины:

  • формирование у обучающихся системных знаний об организации судебной криминалистической экспертизы;

  • формирование у обучающихся основ установления идентификационно значимых признаков внешности человека, принципов и навыков составления словестного портрета, а так же анализа типажного сходства;

  • формирование у обучающихся знаний и представления о современных возможностях краниологической идентификации личности;

  • формирование у обучающихся практических навыков в составлении процессуальных документов, сопровождающих назначение и производство судебной экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Дисциплина «Криминалистические методы отождествления человека по внешности» входит в профессиональный цикл вариативной части модуля дисциплин профессионального цикла (М.2) магистерской программы «Экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности».

Освоению дисциплины предшествует изучение: криминалистики, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гражданского процесса, теории судебной экспертизы, традиционных видов судебных криминалистических экспертиз.

3. Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение дисциплины «Криминалистические методы отождествления человека по внешности»

В результате изучения дисциплины магистрант должен обладать следующими компетенциями:



Код компетенции

Результат обучения

ОК-1

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, имеет высокий уровень профессионального правосознания

ОК-2

Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности; соблюдать принципы этики юриста

ОК-5

Способен компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки

ПК-3

Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства

ПК-4

Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления

ПК-5

Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению

В результате освоения дисциплины, студент должен:



Знать:

  • общие положения назначения и проведения судебных криминалистических экспертиз при отождествлении человека по внешности;

  • теоретические основы идентификации личности по признакам внешности;

  • идентификационные элементы и признаки внешности;

  • диагностические признаки внешности;

  • методику проведения идентификационных портретных экспертиз и исследований;

  • возможности диагностических портретных исследований.

Уметь:

  • применять полученные специальные знания для назначения и проведения судебных криминалистических экспертиз;

  • выявлять и фиксировать признаки внешности человека;

  • оценивать влияние различных факторов на изменение или достоверное отображение внешности человека на фотоснимках и видеозаписях;

  • определять положение головы сфотографированного лица на снимке;

  • составлять композиционные портреты;

  • анализировать нестандартные ситуации предварительного расследования с точки зрения необходимости назначения судебных экспертиз;

  • квалифицированно толковать заключение эксперта;

Владеть:

  • навыками работы в компьютерных программах для составления композиционных портретов;

  • навыками проведения судебных криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).


Тематический учебный план дисциплины (дневное отделение)

п/п


Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



лекции

семинары

самостоятельная работа

консультации




1

Предмет, задачи и значение судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности


3




-

2

4

-

Опрос

Тестирование

Доклады


2

Правовые, научные и методические основы производства криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности


3




2

2

6

-

Опрос

Тестирование

Доклады


3

Идентификационные исследования криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности. Диагностические исследования.

3




2

4

8

-

Коллоквиум

Реферат


4

Сравнительные исследования методами сопоставления, наложения, скольжения, репеража

3




-

4

8

-

Опрос

Контрольная работа



5

Идентификация личности с использованием в качестве сравнительных материалов отпечатков, слепков, протезов и прочие идентификационные исследования при отождествлении личности

3




-

2

6

-

Опрос

6

Криминалистическое исследование

скелетированных останков









-

2







Опрос













4

16

52

-

Зачет

























72

Тематический учебный план дисциплины (заочное отделение)

п/п


Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



лекции

семинары

самостоятельная работа

консультации




1

Предмет, задачи и значение судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности


2




-

-

6

-

Опрос

Тестирование

Доклады


2

Правовые, научные и методические основы производства криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности


2




-

2

8

-

Опрос

Тестирование

Доклады


3

Идентификационные исследования криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности. Диагностические исследования.

2




2

-

14

-

Коллоквиум

Реферат


4

Сравнительные исследования методами сопоставления, наложения, скольжения, репеража

2




2

-

12

-

Опрос

5

Идентификация личности с использованием в качестве сравнительных материалов отпечатков, слепков, протезов и прочие идентификационные исследования при отождествлении личности

2




-

2

12

-

Опрос

6

Криминалистическое исследование

скелетированных останков



2




-

-

12



















4

4

64

-

Зачет

























72

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, задачи и значение судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности.

Краткий очерк истории отождествления личности по признакам внешности.

Предмет судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности. Задачи судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности.

Значение судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности на предварительном расследовании и в судебном рассмотрении дела.



Тема 2. Правовые, научные и методические основы производства криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности.

Процессуальные основы и организационные формы судебных экспертиз. Организация и структура судебно-экспертных учреждений в РФ.

Научные предпосылки идентификации личности по признакам внешности. Идентификационные свойства внешнего облика человека. Виды отождествления личности по признакам внешности. Формы экспертной идентификации. Предмет, объекты, задачи и система криминалистического учения о внешнем облике человека. Предмет, объекты и задачи криминалистической портретной экспертизы. Современное состояние и перспективы развития идентификации личности по признакам внешности.

Факторы, влияющие на полноту и достоверность отображения признаков внешности на фотоснимках и видеоизображениях. Фотографические факторы. Факторы видеосъемки и воспроизведения видеозаписи. Факторы, характеризующие состояние внешности фотографируемого лица в момент фото-видеосъёмки. Факторы, обусловленные условиями использования и хранения фотоснимков. Факторы, изменяющие внешний облик человека (безвозвратно): возрастные, патологические, косметико-хирургические, посмертные.



Тема 3. Идентификационные исследования криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности. Диагностические исследования.

Понятие элемента и признака внешности. Современная классификация элементов и признаков внешности человека. Методика изучения и правила описания идентификационных признаков внешности в криминалистической портретной экспертизе.

Подготовка и назначение диагностических экспертиз отождествления человека по внешности. Понятие элемента и признака внешности. Современная классификация элементов и признаков внешности человека. Характеристики элементов внешности человека. Диагностические признаки внешности.

Особенности судебно-портретной идентификации. Регистрация признаков внешности. Идентификация личности по фотоснимкам. Идентификация личности путем непосредственного сравнения изображений с помощью современных технических средств.

Другие виды судебно-портретной идентификации. Изготовление посмертной маски.

Тема 4. Сравнительные исследования методами сопоставления, наложения, скольжения, репеража

Методы и принципы сравнительного исследования при идентификации личности. Сравнительные исследования методом сопоставления. Объекты сопоставления, стадии сравнительного исследования. Отождествление личности путем сопоставления рентгенограмм.

Фотосовмещение. Традиционный способ фотосовмещения. Исследование сравнительного материала. Подготовка черепа. Подготовка сравнительных материалов. Сравнительное исследование. Использование современных технических средств. Оценка результатов фотосовмещения. Точность разметки признаков. Критерии оценки результатов сравнения признаков. Принципы оценки результатов сравнения. Вероятность экспертной ошибки при фотосовмещении. Фотосовмещение объектов с неполным набором признаков.

Метод скольжения (совмещения).

Виды репеража. Полигональный репераж.

Тема 5. Идентификация личности с использованием в качестве сравнительных материалов отпечатков, слепков, протезов и прочие идентификационные исследования при отождествлении личности

Исследование рельефа твердого неба. Исследование съемных зубных протезов. Исследование отпечатков губ.

Идентификационные исследования путем установления целого по его частям. Определение целого по его частям при исследовании костей черепа.

Тема 6. Криминалистическое исследование скелетированных останков

Анатомо-морфологические признаки костей. Сравнительно-анатомический метод исследования. Микроскопический метод видовой дифференциации костей. Установление видовой принадлежности по зольным останкам.

Краниометрическая методика и техника. Краниометрические точки. Краниометрические признаки. Рентгенография черепа. Определение пола. Определение расовой принадлежности. Установление возраста. Диагностика длины тела. Особенности исследования зольных останков.

5. Образовательные технологии

При преподавании дисциплины «Криминалистические методы отождествления человека по внешности» используются современные образовательные технологии. Предусматривается чтение лекций, проведение семинаров, круглых столов, консультаций, коллоквиумов, контрольных работ, а также подготовка студентами рефератов и выступление с докладами.



Лекция является одним из видов занятий и составляет основу теоретической подготовки студентов. В ходе лекции преподаватель акцентирует внимание на наиболее спорных, сложных вопросах.

Семинарское занятие проводится с целью приобретения навыков анализа, углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы с нормативными правовыми актами и литературой. Этот вид учебных занятий позволяет выработать студентам самостоятельность мышления, участвовать им в дискуссиях, обосновывая и аргументируя свои позиции. На семинарских занятиях проводятся деловые игры, разбор конкретных ситуаций в форме решения задач.

Самостоятельная работа студентов необходима для выработки навыков самостоятельного мышления, а также для подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачету и итоговой аттестации. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает подготовку к занятиям, написание рефератов и подготовку докладов.

Консультация позволяет разрешить проблемы, возникающие в процессе изучения курса.

Интерактивное тестирование по пройденным темам с использованием специально разработанной компьютерной программы с последующим обсуждением вопросов, вызвавших наибольшие затруднения у обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов занятий с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков в подготовке студентов и принятия, необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины.

Текущий контроль проводится в таких формах, как: опрос студентов во время семинарских занятий, проверка внеаудиторных работ - рефератов, выполненных студентами самостоятельно.

Реферат должен быть написан студентом самостоятельно. Требования к рефератам: должны содержать обоснование актуальности выбранной темы, анализ теоретических позиций по рассматриваемому вопросу, кроме того анализ имеющейся практики. Цитаты оформляются с указанием автора и должны иметь соответствующие ссылки на источник цитирования. В реферате должен быть список использованных нормативных актов и литературы.



Темы рефератов:

  1. Теоретические основы идентификации личности по признакам внешности.

  2. Идентификационные элементы и признаки внешности человека.

  3. Факторы, влияющие на внешний облик лица, запечатленного на фотоснимке или видеоизображении.

  4. Методика проведения криминалистической портретной экспертизы.

  5. Субъективные портреты, техника, методика и тактика их изготовления.

  6. Методы исследования признаков человека по скелетированным останкам.

Вопросы для текущей аттестации (вопросы для подготовки к семинарским занятиям):

Тема 1. Предмет, задачи и значение судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности.

1. Предмет и задачи судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности.

2. Подготовка материалов и назначение судебных криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности.

3. Значение судебной криминалистической экспертизы отождествления человека по внешности.



Тема 2. Правовые, научные и методические основы производства криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности.

1. История становления и развития отождествления личности по признакам внешности.

2. Процессуальные основы и организационные формы судебных экспертиз.

3. Научные основы идентификации личности по признакам внешности.

4. Идентификационные признаки внешнего облика человека.

5. Предмет, объекты, задачи и система криминалистического учения о внешнем облике человека.

6. Предмет, объекты и задачи криминалистической портретной экспертизы.

7. Современное состояние и перспективы развития идентификации личности по признакам внешности.

8. Отображение признаков внешности на фотоснимках и видеоизображениях.

9. Факторы, изменяющие внешний облик человека (безвозвратно).



Тема 3. Идентификационные исследования криминалистических экспертиз отождествления человека по внешности. Диагностические исследования.

1. Понятие элемента и признака внешности, их современная классификация.

2. Методика изучения и правила описания идентификационных признаков внешности в криминалистической портретной экспертизе.

3. Современная классификация элементов и признаков внешности человека.

4. Диагностические признаки внешности.

Тема 4. Сравнительные исследования методами сопоставления, наложения, скольжения, репеража

1. Методы и принципы сравнительного исследования при идентификации личности.

2. Сравнительные исследования методом сопоставления (объекты, стадии).

3. Отождествление личности путем сопоставления рентгенограмм.

4. Фотосовмещение.

5. Метод скольжения (совмещения).

6. Виды репеража.

Тема 5. Идентификация личности с использованием в качестве сравнительных материалов отпечатков, слепков, протезов и прочие идентификационные исследования при отождествлении личности.

1. Исследование рельефа твердого неба.

2. Исследование съемных зубных протезов.

3. Исследование отпечатков губ.

4. Идентификационные исследования путем установления целого по его частям.

Тема 6. Криминалистическое исследование скелетированных останков

1. Анатомо-морфологические признаки костей.

2. Сравнительно-анатомический метод исследования.

3. Микроскопический метод видовой дифференциации костей.

4. Установление видовой принадлежности по зольным останкам.

5. Краниометрическая методика и техника.

6. Краниометрические точки и признаки.

7. Определение пола, возраста и расовой принадлежности.

8. Особенности исследования зольных останков.

Вопросы для промежуточной аттестации (вопросы к зачёту):


  1. Научные предпосылки идентификации личности по внешнему облику.

  2. Предмет, объекты и задачи криминалистической габитоскопии.

  3. Предмет, объекты и задачи криминалистической портретной экспертизы.

  4. Краткий очерк истории отождествления человека по признакам внешности.

  5. Современное состояние и перспективы развития габитоскопии и портретной экспертизы.

  6. Основные криминалистические свойства внешности человека.

  7. Индивидуальность признаков внешности.

  8. Криминалистические экспертизы отождествления человека по костным останкам.

  9. Устойчивость признаков внешности.

  10. Рефлекторность внешнего облика человека.

  11. Виды отождествления личности и формы экспертной идентификации человека по внешнему облику. Разновидности криминалистической портретной экспертизы.

  12. Понятие элемента и признака внешности.

  13. Классификация элементов и признаков внешности.

  14. Правила и методика описания признаков внешности в криминалистической портретной экспертизе.

  15. Характеристики описания элементов внешности.

  16. Система факторов, влияющих на внешний облик изображенного на фотоснимке лица.

  17. Факторы, влияющие на достоверное отображение признаков внешности на фотоснимках.

  18. Влияние освещения на достоверное отображение признаков внешности на фотоснимках.

  19. Влияние положения головы человека на отображение признаков внешности на фотоснимках.

  20. Влияние ретуши фотоснимков на достоверное отображение признаков внешности.

  21. Влияние оптических систем, электронных световоспринимающих устройств (ПЗС), характеристик фотоматериалов, выдержки, процесса получения негатива и позитива, а также других фотографических факторов на достоверность отображения признаков внешности на фотоснимках.

  22. Факторы, характеризующие состояние внешности сфотографированного лица в момент съемки.

  23. Влияние мимики лица на изменение признаков внешности.

  24. Влияние туалета головы и лица человека на изменение признаков внешности.

  25. Факторы, безвозвратно изменяющие внешний облик человека.

  26. Возрастные изменения признаков внешности человека.

  27. Патологические изменения признаков внешности лица человека.

  28. Косметико-хирургические изменения признаков внешности лица человека.

  29. Посмертные изменения внешности человека.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Виниченко И. Ф., Зинин А. М., Овсянникова М. Н. и др. Криминалистическое описание внешности человека. Справочное пособие / под ред. проф. В. А. Снеткова.  М.: ВНИИ МВД СССР, 1988.  242 с, 302 ил.

Зинин А. М. Внешность человека в криминалистике (Субъективные изображения). – М.: Изд-во ЭКЦ МВД России, 1995.  102 с.

Зинин А. М. Габитоскопия и портретная экспертиза: Курс лекций. – М.: МА МВД РФ, 2002.  156 с.

Снетков В. А. Габитоскопия: Учебник.  Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979.  183 с.

Топорков А. А. Словесный портрет: Практическое пособие. – М.: Юристъ, 1999.  112 с.: ил.



Дополнительная литература

Зинин А. М., Буданов С. А., Черкашина И. И. Словарь основных терминов судебно-портретной экспертизы: Справочное пособие. – М.: ЭКЦ МВД России, 2007.  52 с., прилож., библиогр.

Зинин А.М., Зотов А.Б., Буданов С.А. Криминалистическое установление личности человека с использованием фото-, видеоизображений и субъективных портретов: Методические рекомендации. – М.: ЭКЦ МВД России, 1998.  24 с., 2 ил., прилож., библиогр.

Поставнин В. И., Буданов С. А., Черкашина И. И., Черкашина П. Ю., Зинин А. М. Банников А. М. Применение компьютерных технологий при производстве портретной экспертизы: Методические рекомендации. – М.: ЭКЦ МВД России, 2006.  24 с.. библиогр.

Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов: практич. пособие / под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. 2-е изд., перераб. и доп.  М.: Издательство Юрайт, 2011.  724 с.  Серия: Настольная книга специалиста.

Снетков В. А. Использование признаков внешности в работе ОВД (практикум)  М.: ЭКЦ МВД России, 1993.

Шаова Т. Г., Фастов В. И. Таблица – разработка признаков внешности лиц европеоидной расы. – Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1991.

Основные нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015).

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Приказ МВД России № 511 от 29.06.2005 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД России № 7 от 11.01.2009 г. «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России».

Приказ МВД России № 70 от 10.02.2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел».

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Программное обеспечение:

1. Специализированное программное обеспечение («Faces», «Медаробот»).

2. Правовые базы данных «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».

3. Программа комплексного тестирования «SiTo».



Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru

2. Справочно-правовая система «Гарант»: http://www.garant.ru

3. Сайт Научной библиотеки ТГУ: http://www.lib.tsu.ru

4. Библиотека ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России http://www.rc-sme.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Специализированный компьютерный класс с доступом в локальную сеть и Internet.

  2. Комплект мультимедийного оборудования.

Авторы:


Сидоренко А. Г., зам. начальника отдела криминалистических учетов ЭКЦ УМВД по ТО, подполковник полиции, к.м.н.

Фоминых И. С., доцент каф. криминалистики ЮИ ТГУ, к. ю. н.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Юриспруденция».


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница