Программа дисциплины Клиентоцентрированная психотерапия и практика медиации для направления 030300. 68 «Психология»



Скачать 202.53 Kb.
Дата22.02.2016
Размер202.53 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины

Клиентоцентрированная психотерапия и практика медиации

для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра

для магистерской программы

«Исследование, консультирование и психотерапия личности»

Автор программы: В.В. Колпачников, к.психол.н., доцент


Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 2013 г


Зав. кафедрой Старовойтенко Е.Б.________________________________
Рекомендована секцией УМС факультета психологии «___»____________ 2013 г
Председатель В.А. Штроо _______________________________________
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2013 г.
Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.68 «Психология», обучающихся по магистерской программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности»

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.68 – «Психология» подготовки магистра, утвержденным в 2011г.



2. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Клиентоцентрированная психотерапия и практика медиации» является ознакомление с возможностями применения человекоцентрированного подхода в сфере ненасильственного разрешения имущественных, семейных, трудовых и иных споров. Предполагается овладение на элементарном уровне необходимыми для этого умениями. Также целью освоение данной дисциплины является ознакомление с медиацией как особой формой (порядком, способом, процедурой) разрешения таких споров.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать теоретические основы применения человекоцентрированного подхода в разных областях человеческих отношений;

Уметь применять на элементарном уровне умения человекоцентрированного подхода в партнерских отношениях;

Уметь применять на элементарном уровне умения человекоцентрированного подхода, выступая посредником между сторонами конфликта в партнерских отношениях.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать освоенные способы деятельности

СК-М1

их уместность и адекватность.

Семинары в диалоговом режиме, дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.

СК-М6

, конгруэнтно выражает себя.

Ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

СЛК-М4

Демонстрирует способность к установлению, поддержанию и углублению отношений с людьми, контакта

Дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии.

Способен участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем

СЛК-М6



Семинары в диалоговом режиме, дискуссии, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теории личности», «Основы психологического консультирования», «Человекоцентрированный подход и современная семейная психотерапия», «Консультативная психология личности», «Методология человекоцентрированного подхода», «Человекоцентрированный подход в социальной сфере».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать теоретические и практические основы психологии личности и межличностных отношений;

Знать теоретические основы медиации как особого способа разрешения споров;

Владеть на элементарном уровне базовыми консультативными умениями (выслушивать клиента, планировать и проводить психологическое воздействие и др.)



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Гуманистическая групповая психотерапия», «Современные модели клиентоцентрированной психотерапии», «Практика психотерапевтического взаимодействия», НИС «Методология человекоцентрированного подхода», НИС «Эмпирические исследования в человекоцентрированном подходе».

5. Тематический план учебной дисциплины







Раздел 1. Теоретические основания человекоцентрированной практики

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Человекоцентрированный подход как философия принятия и понимания.

16

2

2

-

12

2.

Человекоцентрированные умения: эмпатическое слушание, конгруэнтность, безусловное позитивное уважение. Личностные установки консультанта.

16

2

2

-

12



Раздел 2. Медиация как особый способ разрешения споров.
















3.

Медиация: понятие, сущность, принципы, цели, задачи.

12

2

2

-

8

4.

Модели медиации. Медиация в России.

16

2

4

-

10

5.

Основные медиативные техники и человекоцентрированные умения в медиации.

18

2

2

6

8

6.

Процедура и стадии медиации. Разграничение медиации и консультирования.

24

4

4

6

10



Раздел 3. Медиативный подход
















7.

Медиативный подход и человекоцентрированный подход в различных сферах социальной практики.

18

4

2

4

8

8.

Медиативный подход в психологическом консультировании. Медиация и самоактуализация.

8

2

2

-

4




Всего

128

20

20

16

72


6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

1

2

3

4

Эссе




*







Без титульного листа, на 1-й странице сверху фамилия и инициалы студента, основной текст – 5-7 машинописных страниц , Times New Roman 14, полтора интервала, поля слева – 3 см, остальные по 2.

Итоговый

Зачет





*







Проходит в форме моделирования практических ситуации в различных областях социальной практики и совместной рефлексии продемонстрированных методов взаимоотношений



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Эссе оценивается с точки зрения полноты освещения описываемого опыта, а также глубины его рефлексивного анализа.

На зачете студент должен продемонстрировать:



  • понимание теоретических основ человекоцентрированного подхода в разных областях социальной практики;

  • владение на начальном уровне человекоцентрированными умениями;

  • способность рефлексировать реализуемые способы отношений с людьми в разных сферах;

  • знание теоретических основ медиации и способность применять человекоцентрированные умения, выступая в качестве посредника в моделируемой практической ситуации.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7. Содержание дисциплины


Раздел 1 . Теоретические основания человекоцентрированной практики.
Тема 1. Человекоцентрированный подход как философия принятия и понимания

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 12 часов)
Человекоцентрированный подход как «способ существования» (К. Роджерс). Позитивная, конструктивная социальная сущность человека. Стремление к самоактуализации: роль взаимоотношений с другими людьми (субъективизация, диалогизация, фасилитация). Присущий человеку ценностный процесс.
Литература по теме 1.
Основная:


  1. Роджерс К. Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: «Прогресс». 1994. - 480 с. Главы 8-9, С. 211-250

  2. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 33-64.



Дополнительная:


  1. Орлов А. Б. Роджерианство: проблема имени // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 29-32.

  2. Роджерс К. Клиентоцентрированный? Человекоцентрированный? / Перев.: А. Б. Орлов, Н. А. Казакова // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 26-28.

  3. CARL R. ROGERS (1959) A THEORY OF THERAPY, PERSONALITY, AND INTERPERSONAL RELATIONSHIPS, AS DEVELOPED IN THE CLIENT-CENTERED FRAMEWORK//Psychology: A Study of a Science. Study 1, Volume 3: Formulations of the Person and the Social Context, edited by Sigmund Koch. (McGraw-Hill, 1959, pages 184-256)



Тема 2. Человекоцентрированные умения: эмпатическое слушание, конгруэнтность, безусловное позитивное уважение. Личностные установки консультанта (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 12 часов)
Особенности человекоцентрированного подхода как общей модели для любых партнерских отношений (Э. Медоус). Эмпатия как умение для содействия другому в разрешении затруднений. Конгруэнтность как умение для точного и ответственного выражения себя. Безусловное позитивное уважение как умение преодолевать сковывающее напряжение в трудной ситуации и с трудным партнером по отношениям. Фасилитирующие личностные установки консультанта. Присутствие консультанта как фактор актуализации собственных ресурсов клиента. Важность совместного использования человекоцентрированных умений.
Литература по теме 2
Основная:


  1. Роджерс К. Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: «Прогресс». 1994. - 480 с. Главы 2-3, С. 73-102

  2. Орлов А. Б. Психотерапевтическое завещание К.Роджерса // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 117-121.

  3. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 33-64.

  4. Meadows E.E. (1999-b) Empathic listening. Congruence. Empathy. Unconditional positive regard//The Bristlecone. Vol. 2. Issues 1-4.



Дополнительная:


  1. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопросы психологии. 2000, №3. С. 49-56.

Раздел 2. Медиация как особый способ разрешения споров
Тема 3. Медиация: понятие, сущность, принципы, цели, задачи

(лекции – 2 часов, семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 8 часов)
Понятие и сущность медиации как особого способа ненасильственного решения споров. Принципы медиации. История медиации. Вопрос о природе медиации: переговоры, юридическая услуга, психологическая услуга. Психология в медиации. Пределы применения. Вопрос о применимости медиации: интерперсональный и интраперсональный конфликт.
Литература по теме 3
Основная:


  1. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. СПб.: Речь. 2004. Глава 1. С.25-64

  2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: «Духовное познание». 2004.176 с. Соответствующие главы.


Дополнительная:


  1. К. Клок. О роли психологии в разрешении конфликтов и при подготовке и обучении медиаторов // Медиация и право. Посредничество и примирение. № 2 (20). 2011

  2. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедурам медиации. МЦУПК. М., 2010.

  3. Шамликашвили Ц.А. Использование медиации для урегулирования конфликтов между акционерами и участниками корпоративных отношений // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. № 3(82). Март 2011.

  4. Duss-von Werdt, Joseph. Homo mediator. Geschichte und Menschenbild der Mediation. Stuttgart: Klett-Cotta. 2005



Тема 4. Модели медиации. Медиация в России

(лекции – 2 часов, семинары – 4 часа, самостоятельная работа – 10 часов)
Модели медиации: ориентация на процесс (понимание, согласие) и ориентация на результат (соглашение, договор). Модель медиации на основе понимания (Г. Фридман и Дж. Химмельстайн). Медиация в России. Правовое регулирование медиации.
Литература по теме 4
Основная:


  1. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. СПб.: Речь. 2004. Глава 1. С.25-64

  2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: «Духовное познание». 2004.176 с. Соответствующие главы.


Дополнительная:

  1. Аллахвердова О.В. Возможности медиации при урегулировании споров в сфере бизнеса // Третейский суд. 2011. № 5. С. 174─178.

  2. Аллахвердова О.В. Медиация как метод разрешения конфликтов в России // Социальный конфликт. ─ 1999. ─ № 2.

  3. Давыденко Д.Л. Медиация как примирительная процедура в коммерческих спорах: сущность, принципы, применимость / Д.Л. Давыденко // Хозяйство и право. ─ М., 2005. ─ № 5. ─ С. 105─111; № 6. ─ С. 70─80.

  4. Г. Фридман, Дж. Химмельстайн. Модель медиации на основе понимания // Медиация и право. Посредничество и примирение. № 1 (1). 2006.

  5. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования спо-ров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обраще-ние к процедурам медиации. МЦУПК. М., 2010.

  6. Шамликашвили Ц.А. Использование медиации для урегулирования конфликтов между акционерами и участниками корпоративных отношений // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. № 3(82). Март 2011.

  7. Lon L. Fuller. Mediation ─ Its Forms and Functions // Southern California Law Review. Vol. 44: 305. 1971.


Нормативные правовые акты и иные документы:



  1. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010, № 31, ст. 4162.

  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 июля 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002, № 30, ст. 3012.

  3. Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника от 12 мая 2006 г. // Документы, регулирующие деятельность Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате РФ. М., 2006. С. 4─8.



Тема 5. Основные медиативные техники и человекоцентрированные умения в медиации (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 6 часов, самостоятельная работа – 8 часов)
Основные медиативные техники в различных моделях. Воронка вопросов. Перефразирование. Рефрейминг и лупинг. Я-сообщения. Кокус. Применимость человекоцентрированных умений в медиации.
Литература по теме 5
Основная:


  1. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. СПб.: Речь. 2004. Глава 1. С.25-64

  2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: «Духовное познание». 2004.176 с. Соответствующие главы.

  3. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. София, 2009. 169 с.

  4. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 33-64.

  5. Фридман Г., Химмельстайн Дж. Модель медиации на основе понимания // Медиация и право. Посредничество и примирение. № 1 (1). 2006.

  6. Meadows E.E. (1999-b) Empathic listening. Congruence. Empathy. Unconditional positive regard//The Bristlecone. Vol. 2. Issues 1-4.


Дополнительная:


  1. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопросы психологии. 2000, №3. С. 49-56.

  2. Колпачников В.В.Человекоцентрированный подход: Современное состояние и перспективы//Московский психотерапевтический журнал: Консультативная психология и психотерапия. 2009, №1 С.141-171



Тема 6. Процедура и стадии медиации. Разграничение медиации и консультирования (лекции – 4 часа, семинары – 4 часа, практические занятия – 6 часов, самостоятельная работа – 10 часов)
Процедура медиации в различных моделях: общее и различное. Стадии медиации: содержание, техники, цели задачи. Подготовка и правила медиации: добровольность, конфиденциальность, нейтральность медиатора, открытость и ясность процедуры, равноправие, сотрудничество, уважение; установление доверия. Вопрос об ответственности. Медиативная беседа: структура и ограничения. Проблемы разграничения медиацинного и психотерапевтического дискурса.
Литература по теме 6
Основная:


  1. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. СПб.: Речь. 2004. Глава 2. С. 65-135

  2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: «Духовное познание». 2004.176 с. Соответствующие главы.



Дополнительная:


  1. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов. СПбГУ, СПб, 2005.

  2. Роджерс К. Клиентоцентрированный? Человекоцентрированный? / Перев.: А. Б. Орлов, Н. А. Казакова // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 26-28.




Раздел 3. Медиативный подход


Тема 7. Медиативный подход и человекоцентрированный подход в различных сферах социальной практики (лекции – 4 часа, семинары – 2 часа, практические занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 8 часов)
Медиативный подход и человекоцентрированный подход в образовании, политике, корпоративной культуре: вопросы соотнесения и взаимопрониковения. Человекоцентрированный подход: в работе с персоналом организаций, в лидерстве в организациях; в практике образования: «Свобода учиться» (К. Роджерс); в разрешении конфликтов: «Выиграть может каждый». Школьная медиация, политическая медиация: проблемы и особенности.
Литература по теме 7
Основная:


  1. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. СПб.: Речь. 2004. С. 9-24

  2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: «Духовное познание». 2004.176 с. Соответствующие главы.

  3. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. София, 2009. 169 с.

  4. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 33-64.



Дополнительная:


  1. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход: Современное состояние и перспективы//Московский психотерапевтический журнал: Консультативная психология и психотерапия. 2009, №1 С.141-171

  2. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопросы психологии. 2000, №3. С. 49-56.

  3. Корнелиус Х. Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.:Стрингер. 1992. 213.с.

  4. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: «Смысл». 2002.- 528 с.

  5. Meadows E.E. (2002) Оn the Strategic Future of the PCA//The Bristlecone. Vol. 5. Issue 3.



Тема 8. Медиативный подход в психологическом консультировании. Медиация и самоактуализация (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
Медиативный подход в психотерапии: вопросы применимости. Терапевтический эффект медиации. Консультирование пары. «Самомедиация» как самоактуализация: к вопросу о личностном росте.

Литература по теме 8


Основная:


  1. Роджерс К. Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: «Прогресс». 1994. - 480 с. Главы 8-9, С. 211-250

  2. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. София, 2009. 169 с.


Дополнительная:


  1. Орлов А. Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 3-19.

  2. Орлов А. Б., Орлова Н. А., Пермогорский М. С. Что получает клиент от психотерапевта? // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. С. 41-65.

  3. Роджерс К. Клиентоцентрированный? Человекоцентрированный? / Перев.: А. Б. Орлов, Н. А. Казакова // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 26-28.


8. Образовательные технологии


В образовательном процессе активно применяются следующие технологии: лекции, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, моделирование ситуаций из деловой, образовательной и межличностной сфер, групповые дискуссии и др.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Темы :

  1. Применимость медиации: интерперсональный и интраперсональный конфликт.

  2. Человекоцентрированный подход и практика медиации.

  3. Проблемы разграничения медиацинного и психотерапевтического дискурса.


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки студентов:

  1. . Особенности человекоцентрированного подхода как общей модели для любых партнерских отношений.

  2. Человекоцентрированные учения как набор необходимых и достаточных умений для построения конструктивных отношений. Эмпатическое слушание. Конгруэнтность. Эмпатия. Безусловное позитивное уважение/принятие

  3. Понятие и сущность медиации как особого способа ненасильственного решения споров.

  4. Принципы медиации.

  5. Модели медиации.

  6. Стадии медиации: содержание, техники, цели задачи.

  7. Основные медиативные техники.

  8. Применимость человекоцентрированных умений в медиации.

  9. Медиативная беседа: структура и ограничения.

  10. Медиативный подход и человекоцентрированный подход в образовании, политике, корпоративной культуре.



10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: . Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Оценка за текущий контроль исчисляется контролю следующим образом:



Отекущий = Оэссе ;

Накопленная оценка по всем формам текущего контроля исчисляется как



Онакопл. = 0,6· Отекущий + 0,4·Оаудиторная.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,4· Озачет + 0,6· Онакопл.

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу



0,6· Отекущий + 0,4·Оаудиторная

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу



0,6· Отекущий + 0,4·Оаудиторная
В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.




11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




    1. Базовый учебник





  1. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. СПб.: Речь. 2004. 142 с.



    1. Основная литература





  1. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: «Духовное познание». 2004.176 с.

  2. Роджерс К. Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М.: «Прогресс». 1994. - 480 с.

  3. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. София, 2009. 169 с.

  4. Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образо-вании и политике // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 33-64.

  5. Фридман Г., Химмельстайн Дж. Модель медиации на основе понимания // Медиация и право. Посредничество и примирение. № 1 (1). 2006.

  6. Meadows E.E. (1999-b) Empathic listening. Congruence. Empathy. Unconditional positive regard//The Bristlecone. Vol. 2. Issues 1-4.



    1. Дополнительная литература





  1. Аллахвердова О.В. Возможности медиации при урегулировании споров в сфере бизнеса // Третейский суд. 2011. № 5. С. 174─178.

  2. Аллахвердова О.В. Медиация как метод разрешения конфликтов в России // Со-циальный конфликт. ─ 1999. ─ № 2.

  3. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов. СПбГУ, СПб, 2005.

  4. Г. Фридман, Дж. Химмельстайн. Модель медиации на основе понимания // Ме-диация и право. Посредничество и примирение. № 1 (1). 2006.

  5. Давыденко Д.Л. Медиация как примирительная процедура в коммерческих спо-рах: сущность, принципы, применимость / Д.Л. Давыденко // Хозяйство и право. ─ М., 2005. ─ № 5. ─ С. 105─111; № 6. ─ С. 70─80.

  6. К. Клок. О роли психологии в разрешении конфликтов и при подготовке и обучении медиаторов // Медиация и право. Посредничество и примирение. № 2 (20). 2011

  7. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций//Вопросы психологии. 2000, №3. С. 49-56.

  8. Колпачников В.В.Человекоцентрированный подход: Современное состояние и перспективы//Московский психотерапевтический журнал: Консультативная психология и психотерапия. 2009, №1 С.141-171

  9. Корнелиус Х. Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.:Стрингер. 1992. 213.с.

  10. Орлов А. Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 3-19.

  11. Орлов А. Б. Роджерианство: проблема имени // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 29-32.

  12. Орлов А. Б., Орлова Н. А., Пермогорский М. С. Что получает клиент от психотерапевта? // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. С. 41-65.

  13. Роджерс К. Клиентоцентрированный? Человекоцентрированный? / Перев.: А. Б. Орлов, Н. А. Казакова // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 26-28.

  14. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: «Смысл». 2002.- 528 с.

  15. Шамликашвили Ц.А. Использование медиации для урегулирования конфликтов между акционерами и участниками корпоративных отношений // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. № 3(82). Март 2011.

  16. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования спо-ров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обраще-ние к процедурам медиации. МЦУПК. М., 2010.

  17. Duss-von Werdt, Joseph. Homo mediator. Geschichte und Menschenbild der Mediation. Stuttgart: Klett-Cotta. 2005

  18. Lon L. Fuller. Mediation ─ Its Forms and Functions // Southern California Law Review. Vol. 44: 305. 1971.

  19. Meadows E.E. (2002) Оn the Strategic Future of the PCA//The Bristlecone. Vol. 5. Issue 3.

  20. ROGERS C. (1959) A THEORY OF THERAPY, PERSONALITY, AND INTERPERSONAL RELATIONSHIPS, AS DEVELOPED IN THE CLIENT-CENTERED FRAMEWORK//Psychology: A Study of a Science. Study 1, Volume 3: Formulations of the Person and the Social Context, edited by Sigmund Koch. (McGraw-Hill, 1959, pages 184-256)


12. Дистанционная поддержка дисциплины.




Связь с преподавателем по эл. почте vkolpachnikov@hse.ru

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины

На некоторых практических занятиях необходима видеокамера для видеозаписи моделируемых ситуаций и ролевых игр, а также телевизор/ноутбук для просмотра видеозаписей в целях обратной связи и рефлексии; для лекций необходимы ноутбук и проектор.




Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница