Программа дисциплины история зарубежной литературы



страница1/17
Дата17.02.2016
Размер0.97 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


программа дисциплины
история зарубежной литературы

Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009
Утверждено
кафедрой истории
журналистики и литературы
Авторы-составители: канд. филол. наук, доц. А.Р. Ощепков;

д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней;

д-р филол. наук, проф. В.П. Трыков;

канд. филол. наук, доц. О.Р. Темиршина

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней

Программа дисциплины «История зарубежной литературы» / Авт.-сост. А.Р. Ощепков, Л.Г. Кихней, В.П. Трыков, О.Р. Темиршина. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. – 55 с.

Подготовлена на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

© Ощепков А.Р., Кихней Л.Г., Трыков В.П., Темиршина О.Р., 2009



цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины – познакомить студентов с основными этапами и закономерностями развития западной литературы. Исторический подход к изучению литературы предполагает последовательное рассмотрение античной литературы, зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения, зарубежной литературы XVIIXVIII, XIX вв., зарубежной литературы конца XIX – начала XX в. и зарубежной литературы XX столетия.

Литературные явления рассматриваются в историко-культурном контексте. Авторам-составителям программы представлялось важным осветить взаимодействие литературы с другими видами искусства. Там, где это было возможно и необходимо, прослежены связи литературы с журналистикой, показано, какое освещение нашла «журналистская тема» в зарубежной литературе.

Особое внимание уделялось проблеме русско-зарубежных связей.

В основу описания литературного процесса в предлагаемой программе положено традиционное и, с точки зрения авторов-составителей программы, в методическом отношении целесообразное и наиболее удобное для классификации чрезвычайно пестрых и многообразных явлений западной литературы разделение по культурно-национальному принципу. Внутри национальных разделов основными категориями, в которых описывается литературный процесс, являются жанр и литературное направление (течение).

В конце каждой части программы дан список литературы, включающий художественные тексты, обязательные для чтения, учебную литературу (учебники, учебные пособия, хрестоматии) и рекомендуемую критическую литературу.
Часть I. Античная литература

Введение


Понятие античности. Античность и восточная культура. Античная и русская культура. Периодизация античной литературы. Мировое значение античной культуры. Культура Древней Греции.
Раздел I. Литература Древней Греции

Архаический период


Источники древнегреческой литературы: народнопоэтическое творчество и мифология. Древнейшие фольклорные жанры и обряды. Понятие о мифе. Миф как способ познания мира. Миф и реальность. Мифологическое время. Основные мифологические циклы. Отражение культовых традиций в календарных мифах. Антропоморфизм как ведущий прием в греческой мифологии. Космогонические, антропогонические, лунарные, солярные и астральные мифы. Доолимпийская и олимпийская мифология: три поколения богов (Уран, Крон, Зевс). Пантеон олимпийских богов. Отношения богов и героев. Типы героев. Современная «мифология». Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Героический эпос. Историческая обусловленность возникновения героического эпоса. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Мифологическая (фольклорная) основа поэм Гомера. Гомеровский вопрос. Особенности композиции и стиля поэм. Проблема психологизма в изображении характеров. Гомеровские поэмы в русских переводах (М.В. Ломоносова, К. Кондратовича, П. Кострова, В.А. Жуковского, Н. Гнедича, Н.И. Минского, В.В. Вересаева и др.).

Древнегреческая лирика, ее виды, поэты (Анакреонт, Алкей, Архилох, Сапфо). Истоки античной лирики (народное творчество и песенная основа лирических жанров). Состязание поэтов и музыкантов на празднествах в честь бога Аполлона. Синтетический характер древнегреческой поэзии. Жанры лирической поэзии: элегия, ямб, мелос и т. д. Анакреонтические мотивы в русской и мировой поэзии.

Аттический период


Значение Аттики в истории Древней Греции. Завершение основного периода греко-персидских войн (победа при Марафоне – 490 г. до н. э. и Саламине – 480 г. до н. э.). Объединение городов-государств в полисные системы. Культурный, политический и экономический расцвет в Афинах. Происхождение драмы и театра в «век Перикла». Роль обрядовых игр в становлении театральных зрелищ. Культ Диониса и празднества в Дельфах. Дифирамб и сатировские представления как предтечи древнегреческой трагедии. Основные свойства драматического жанра.

Сакральная природа греческого театра. Устройство древнегреческого театра и организация представлений. Основные разновидности драмы. Древнегреческая трагедия. Происхождение термина «трагедия». Генезис жанра трагедии.

Эсхил – «отец трагедии». Отражение темы греко-персидских войн в драме «Персы». Историческая основа пьесы. Религиозно-нравственная концепция пьесы. Изображение характеров (Ксеркс, Атосса). Трилогия «Орестея». Структура трилогии. Мифологическая основа трилогии. «Вечные» проблемы в пьесе: выбор между долгом и родственным чувством, право на месть и ее возможные границы, ответственность человека за принятое решение. Интерпретация известного мифологического сюжета в трагедии «Прикованный Прометей». Этическая проблематика пьесы. Образ Прометея. Художественное новаторство Эсхила.

Софокл. Фиванский цикл мифов в трагедиях Софокла («Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колонне»). «Антигона»: конфликт, образ Антигоны как воплощение нравственного идеала. Трагедия «Царь Эдип» – вершина драматургии Софокла и образец «трагедии рока». Сюжет и композиционные особенности произведения. Интерпретация мифа в трагедии. Образ Эдипа. Нравственно-эстетический идеал Софокла. Драматургическое новаторство Софокла.

Еврипид – драматург периода кризиса афинской демократии. Эстетические взгляды Еврипида. Театральные открытия Еврипида. Проблематика его пьес («Ипполит», «Андромаха», «Электра», «Ифигения в Авлиде»). Женские образы у Еврипида. «Медея»: трактовка мифа о путешествии аргонавтов, образ Медеи.

Древнегреческая комедия. Происхождение и структура комедии. Происхождение термина «комедия». Аристофан – «отец комедии». Биография драматурга. Развенчание новомодных философских теорий, критика Сократа в комедии «Облака». Сократ исторический и Сократ аристофановский. Пародирование религиозных обрядов, законов, методов воспитания. Антивоенная тема в «Лисистрате». Литературная полемика в комедии «Лягушки». Смех Аристофана.



Развитие прозаических жанров (историческое повествование, философский диалог, басня). Басни Эзопа. «Истории» Геродота и Фукидида. Жанр философского диалога у Сократа и Платона.


Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Для студентов факультета журналистики Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница