Программа дисциплины «Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей»



Скачать 326.15 Kb.
Дата22.02.2016
Размер326.15 Kb.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социальных наук

Департамент психологии



Рабочая программа дисциплины

«Игровая терапия отклонений в поведении

и развитии детей»

для образовательной программы «Системная семейная психотерапия»

направления подготовки магистра 37.04.01 Психология
Разработчик(и) программы

Климова Светлана Владимировна , svlklimova@gmail.com

Чеботарева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, echebotareva@hse.ru

Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г.

Утверждена академическим руководителем образовательной программы

_________________ [подпись] «___»____________ 2015 г.

Москва, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 37.04.01 «Психология», обучающихся по магистерской программе «Системная семейная психотерапия» изучающих дисциплину «Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей».

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 37.04.01 Психология, уровень подготовки: магистр и Рабочим учебным планом образовательной программы «Системная семейная психотерапия», утвержденным в 2015 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей» являются:

  • ознакомление студентов-психологов с игровыми методами работы с детьми;

  • обучение студентов-психологов практическим навыкам игровой терапии в рамках системного подхода в психотерапии.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные принципы игрового психологического воздействия на личность и поведение ребенка;

Уметь анализировать игровую деятельность ребенка, его взаимодействие с родителями; применять техники директивной и недирективной игровой психотерапии;

Иметь навыки (приобрести опыт) проведения игровой психотерапии для коррекции отклонений в поведении и развитии ребенка;


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные способы деятельности

СК-М1

Демонстрирует навыки восприятия, подразумевающие способность наблюдения за семьей и понимания возможности и\или необходимости использования игровых методов в работе с семьей;

Наблюдая за психотерапевтической работой преподавателя способен выделять отдельные техники и способы реализации изучаемых методологических принципов



Интерактивные лекции, опросы, коллоквиум, демонстрация и обсуждение психотерапевтических случаев



Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-М6

Способен анализировать информацию, извлекаемую из опросов семьи, проводимых преподавателем, из игровой деятельности ребенка и диадического взаимодействия родитель – ребенок; делать соответствующие выводы о функционировании семьи, особенностях развития ребенка, характере детско-родительских отношений.

Способен самостоятельно проводить опросы семьи и организовывать игровую деятельность ребенка в необходимом и достаточном объеме.



Демонстрация и обсуждение психотерапевтических случаев, ролевые игры, дискуссии.

Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-М7

Может вести диалог в ситуации эмоциональной напряженности, взаимодействует ребенком, нуждающимся в помощи и его родителями.

Тренинги методик и техник недирективной игровой терапии, работа с симулированной семьей, симулированным клиентом-ребенком.

Способен к восприятию, анализу и обобщению устных сообщений (лекций) и письменных (в том числе и интернет)

ИК – М. 2.1.

Воспроизводит данные, содержащиеся в лекциях и других информационных сообщениях преподавателя, научной и практической литературе, анализирует, сопоставляет и обобщает их, делает самостоятельные выводы

Лекции, групповые дискуссии, самостоятельное теоретическое изучение отдельных вопросов, сопоставление полученной информации с материалами лекций.

Способен вести письменную и устную коммуникацию на иностранном языке на уровне, достаточном для решения профессиональных и научных задач

ИК-М2.4.2.

Самостоятельно изучает иноязычные источники по теме дисциплины, анализирует и обобщает содержащуюся в них информацию, воспроизводит ее и применяет в практике

Представляет в форме сообщений и дискуссионных сообщений современные данные о зарубежной практике применения осваиваемых методов.

Способен строить профессиональную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей, выполнять технологические требования и нормативы

ИК-М7

Соблюдает правовые и этические нормы проведения психотерапии с детьми и родителями, выполняет основенные технологические требования и нормативы

Групповые дискуссии, анализ и обсуждение психотерапевтических случаев, деловые игры.

Способность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов в терапевтической и внутрисемейной коммуникации.

ИК – М 7.1. (ПС)

Знает и понимает цели и задачи недирективной и директивной игровой терапии. Умеет использовать полученные знания в консультативной и психокоррекционной работе с семьей.

Разбор случаев из практики работы преподавателя, демонстрирующий эффективность использования недирективной игровой освоенных методов психотерапии в рамках работы с семьей.


Способен   вести практическую психотерапевтическую общесемейную, супружескую, детско-родительскую и индивидуальную работу, по основному перечню существующих в современных семьях проблем и запросов;

ИК – М 7.3. (ПС)

Понимает возможности применения изучаемых методов психотерапии для коррекции нарушений в поведении и развитии детей, детско-родительских взаимоотношений, функционирования семьи в целом

Интерактивные лекции, семинары, сообщения, дискуссии, ролевые игры

Способен  устанавливать психотерапевтический контакт с клиентами, определять границы своей профессиональной компетенции, выбирать адекватные запрашиваемой помощи методы и техники работы;

ИК – М 7.4. (ПС)

Демонстрирует навыки установления контакта с различными типами клиентов, корректного переформулирования запроса родителей; способен определять стратегию психотерапевтического воздействия и подбирать адекватные методы и техники

Интерактивные лекции, семинары, сообщения, дискуссии, ролевые игры

Способен использовать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности

СЛК –М2

Демонстрирует навыки гибкого реагирования на культурные особенности клиентов, эффективного психотерапевтического взаимодействия с представителями разных культур, адаптации освоенных техник с учетом межкультурных различий

Интерактивные лекции, семинары, сообщения, дискуссии, ролевые игры

Способен транслировать нормы здорового образа жизни, увлекать своим примером

СЛК –М5

Демонстрирует мировоззренческие установки на здоровый образ жизни

Интерактивные лекции, семинары, сообщения, дискуссии, ролевые игры

Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы

СЛК –М6

Демонстрирует способность применять освоенные технологии для решения мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем

Интерактивные лекции, семинары, сообщения, дискуссии, ролевые игры

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

СЛК –М8

Творчески подходит к применению освоенных техник, проявляет изобретательность при разработке упражнений и предписаний для клиентов

Интерактивные лекции, семинары, сообщения, дискуссии, ролевые игры

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности

СЛК –М9

При анализе наблюдаемых и опубликованных психотерапевтических случаев, терапевтических воздействий, моделируемых в ролевых играх, ответственно контролирует соблюдение технологических требований и нормативов проф. деятельности.

Обсуждения психотерапевтических случаев, дискуссии, ролевые игры.


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих _магистерскую подготовку.
Для магистерской программы «Системная семейная психотерапия» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Основы психологического консультирования»

«Психология утраты и травмы»

«Клиническая и специальная психология»


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

владение навыками психологического консультирования;

знание основ клиент центрированного подхода К.Роджерса;

знание закономерностей переживания утраты и травмы;

знание основных принципов бихевиорального психологического консультирования;

знание основ возрастной психологии и психологии развития;

знание эмоциональных процессов, протекающих в семейной системе и оказывающих влияние на ее функционирование.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

«Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии»

Квалификационная практика;

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Недирективная игровая психотерапия

36







15

21

1.1

Игра, как вид деятельности. Особенности и терапевтические факторы игры.

2







1

1


1.2

История развития игровой психотерапии. Направления игровой психотерапии.

2







1

1


1.3

Недирективная игровая терапия. Теоретические предпосылки подхода - клиентцентрированный подход в консультировании (К.Роджерс). Теория структуры личности, центрированная на ребенке.

3







1

2


1.4

Цели недирективной игровой терапии. Игрушки и материалы для недирективной игровой терапии.

2,5







0,5

2


1.5

Стадии недирективной игровой терапии. Качества необходимые игровому терапевту для эффективной деятельности.

3







1

2


1.6

Установление ограничений в игровой терапии. Типичные проблемы игровой терапии.

4







2

2


1.7

Работа с родителями с рамках недирективной игровой терапии.

3







1

2


1.8

Завершение терапии. Этические нормы игрового терапевта.

1,5







0,5

1


1.9

Работа с детьми, переживающими травму. Психологическая травма. Посттравматическое стрессовое расстройство. Проявления травмы в поведении детей.

1,75







0,75

1


1.10

Цели и задачи недирективной игровой терапии при работе с ребенком, переживающим травму.

1,25







0,25

1


1.11

Игровая терапия в ситуации травмы вследствие единичного внезапного стрессора (ситуация смерти, катастрофы).

3







1

2


1.12

Игровая терапия в ситуации травмы вследствие повторяющихся или длительных испытаний (жестокое обращение, сексуальное домогательство, хронические заболевания).

3








1


2


1.13

Что делать взрослым? Как общаться с ребенком, пережившим травму.

3








1

2


1.14

Наблюдение за работой преподавателя с ребенком в режиме реального времени (демонстрационные сессии).

3





3



-

2

Тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ)

36







15

21

2.1.

Цели, методы и основные принципы ТДРВ.

6







3

3

2.2

Диагностическое интервью с родителями, наблюдение за диадическим взаимодействием родителя и ребенка

5







2

3

2.3

Обучение родителей недирективной поведенческой игровой терапии (ПИТ)

5







2

3

2.4

Совершенствование родительских навыков поведенческой игровой терапии

5







2

3

2.5

Цели, методы и принципы терапии, направленной на тренировку дисциплины.

5







2

3

2.6

Распространение навыков дисциплины на повседневную жизнь

5







2

3

2.7

Завершение психотерапии семьи с использованием ТДРВ

5







2

3




Всего

72

-

-

30

42



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Итоговый

Экзамен










*

Устный экзамен


6.1Критерии оценки знаний, навыков



Экзамен представляет собой устные ответ студентов на 2 вопроса, по 2 разделам курса, соответственно. В экзаменационных ответах студенты должны продемонстрировать знание и понимание целей и задач недирективной и директивной игровой терапии, методологических принципов, лежащих в их основе; понимание способов использования полученных знания в консультативной и психокоррекционной работе с семьей; возможностей применения изучаемых методов психотерапии для коррекции нарушений в поведении и развитии детей, детско-родительских взаимоотношений, функционирования семьи в целом
Оценки за экзамен выставляется по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, степень знания и понимания рекомендованной литературы, полнота и глубина освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Оауд + k2* Осам.работа

где k1 = 0,5; k2 = 0,5.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз

где k1 = 0,5; k2 = 0,5.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.

Пересдача оценок за аудиторную работу не возможна.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.



7Содержание дисциплины



Тема 1. Игра, как вид деятельности. Особенности и терапевтические факторы игры. (0,5 ч)

  • Определения игры у разных авторов. Дети не маленькие взрослые. Функции игры – Фрейд, Пиаже. Символическая функция, функция общения. Игра, как необходимая составляющая здорового развития ребенка.

  • Терапевтические факторы и особенности игры: преодоление сопротивления; облегчает общение, т.к. ребенок не всегда может сказать о своих переживаниях; помогает овладеть ситуацией, ребенок принимает ответственность; развивает творческие возможности; дает возможность отреагирования; ролевая игра – возможность войти в другую роль; развитие воображения; возникновение метафор, через которые ребенок может обучаться; укрепление отношений (повышение социальных навыков), отношения переносятся в жизнь; получение удовольствия.

Дискуссия. Слушатели предлагают свои определения игры; отвечают на вопросы зачем люди играют, что дает игра ребенку и взрослому и пр.
Тема 2. История развития игровой психотерапии. Направления игровой психотерапии (1 ч.)

  • Идеи З.Фрейда, Гермины фон Хуг-Хеллмут. Психоаналитическая игровая терапия – Анна Фрейд, Мелани Кляйн; Дональд Винникот.

  • Игровая терапия построения отношений. Основана на идее Отто Ранка, который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношении в системе «терапевт – клиент», поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь», в кабинете терапевта.

  • «Освобождающая терапия» Дэвида Леви – структурная игровая терапия.

  • Песочная терапия – юнгианская школа психоанализа. Техника «Построения мира» из песка Маргарет Ловенфельд.

  • Поведенческая игровая терапия. Скиннер, Бандура – бихевиоральный подход. Основана на теории научения через позитивное подкрепление.

  • Групповая игровая терапия – Чарльз Шефер.

  • Терапия центрированная на ребенке (недирективная игровая терапия) – Вирджиния Экслайн. Гарри Лэндрет.

Тема 3. Недирективная игровая терапия. Теоретические предпосылки подхода - клиентоцентрированный подход в консультировании (К.Роджерс). Теория структуры личности, центрированная на ребенке. (1 ч.)

  • Феноменологический подход к теории личности: субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека; люди способны определять свою судьбу; люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала.

  • Идея и центральная гипотеза клиентценрированного подхода. Три условия подхода: подлинность, искренность или конгруэнтность; принятие, забота или признание – безусловное позитивное отношение; наличие эмпатического понимания.

  • Три главных конструкта теории структуры личности, центрированной на ребенке: организм (или человек), феноменальное поле и Я ребенка (self). Постулаты Роджерса о личности и поведении, как ключ к пониманию клиентцентрированного подхода.


Тема 4. Цели недирективной игровой терапии. Игрушки и материалы для недирективной игровой терапии. (0,5ч)

  • Обеспечение ребенку позитивного опыта роста в присутствии понимающего и поддерживающего взрослого, как необходимое условие для обнаружения ребенком внутренних сил. Согласно подходу, цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.

  • Цель игровой терапии помочь ребенку: развить более позитивную Я-концепцию; стать более ответственным в своих действиях и поступках;

стать более самоуправляемым; выработать большую; способность к самопринятию; в большей степени полагаться на самого себя; выработать способность к самостоятельному принятию решений; овладеть чувством контроля; развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; развить внутренний источник оценки; обрести веру в самого себя.

  • Три класса игрушек для игровой терапии: игрушки из реальной жизни; игрушки помогающие отреагировать агрессию; игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Игрушки для переносной игровой комнаты.


Тема 5. Стадии недирективной игровой терапии. Качества необходимые игровому терапевту для эффективной деятельности. (1 ч.)

  • Определение недирективной игровой терапии. Стадии процесса игровой терапии, как результат взаимодействия между терапевтом и ребенком.

  • Стадии игровой терапии по Кларку Мустакасу. Описательный анализ процесса игровой терапии Хендрикс и Уити.

  • Восемь основных принципов игровой терапии В.Экслайн.

  • Принципы отношений с детьми Г.Лэндрета.

Тема 6. Установление ограничений в игровой терапии. Типичные проблемы игровой терапии. (2 ч.)

  • Основные направления в установлении ограничений. Методологическая основа терапевтических ограничений. Процедуры установления терапевтических ограничений. Шаги в установлении терапевтических ограничений. Ситуационные, временные и др. ограничения.

  • Типичные проблемы игровой терапии.

Практические занятия:

Упражнение. Слушатели тренируют шаги установления терапевтических ограничений.

Упражнение. Разбор отрывка сессии Вирджинии Экслайн. Задача слушателей определить интервенции, проводимые терапевтом и обосновать их целесообразность.
Тема 7. Работа с родителями с рамках недирективной игровой терапии. (2 ч.)

  • Исходная информация. Нужно ли проводить терапевтическую работу с родителями?

  • Беседа с родителями. Как объяснить родителям сущность игровой терапии. Как подготовить родителей к разлуке.

Тема 8. Завершение терапии. Этические нормы в работе игрового терапевта. (0,5 ч.)

  • Определение терапевтического продвижения внутри сеансов. Параметры изменений. Значение прекращения терапии. Критерии выбора момента прекращения терапии. Процедура завершения отношений.

  • Получение разрешения от опекуна. Конфиденциальность. Консультация смежных специалистов.


Тема 9. Работа с детьми, переживающими травму. Психологическая травма. Посттравматическое стрессовое расстройство. Проявления травмы в поведении детей. (0,75 ч)

  • Понятие и определения психологической травмы у разных авторов. Определение травмы Голдфрида Фишера и Питера Рьедессера.

  • Отличия травмы от стресса.

  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиническая картина по МКБ 10 и DSM IV. Признаки и обязательные критерии ПТСР.

  • Острое, хроническое и отсроченное ПТСР.

  • Особенности, характеризующие детей, переживших травматическое событие.

  • Отличия детской реакции на травму от реакции взрослого. Важность быстрого обращения за помощью.

  • Классификация детской травмы по Леонор Терр. Последствия травмы.

Дискуссия. Слушатели вспоминают и обсуждают как переживалась ими в детстве какая-либо утрата или потрясение. Какие чувства возникали, как это жило внутри после, каковы были потребности в тот момент.

Тема 10. Цели и задачи недирективной игровой терапии при работе с ребенком, переживающим травму. (0,25 ч.)

  • Сочетание принципов недирективной игровой терапии с кризисной реакцией.

  • Возможность разыгрывания травматического опыта не как собственного; движение в собственном темпе; обретение чувства власти и контроля над ситуацией; преодоление чувства уязвимости и незащищенности.


Тема 11. Игровая терапия в ситуации травмы вследствие единичного внезапного стрессора (ситуация смерти, катастрофы). (1,5 ч.)

  • Особенности переживания детьми смерти в зависимости от их возраста.

  • Возможности групповой работы. Возможные реакции детей.


Упражнение. Анализ скрипта сессии Памелы Вебб. Случай работы в ситуации катастрофы.
Тема 12. Игровая терапия в ситуации травмы вследствие повторяющихся или длительных испытаний (жестокое обращение, сексуальное домогательство, хронические заболевания). (3 ч.)

  • Последствия ЖО с детьми. Поведение детей, ставших жертвами жестокого обращения (ЖО): агрессивность и строптивость; замкнутость и пассивность; самообвиняющее и саморазрушающее поведение; настороженность; диссоциации. Доминирующие игровые модели – механическая игра без использования фантазий; повторяющаяся компульсивная игра. Симптомы, могущие свидетельствовать о ЖО. Особенности контакта, фокус внимания игрового терапевта.

  • Последствия сексуального домогательства (СД) для детей. Особенности игрового поведения детей, ставших жертвами сексуальных домогательств. Игровые модели: абреактивная игра; агрессивная игра; диссоциативная игра; игра в заботу; персеверативная игра; регрессивная игра; сексуализированная игра. Особенности контакта, фокус внимания игрового терапевта.

  • Трудности, с которыми сталкиваются дети, страдающие хроническими заболеваниями. Особенности игры и поведения ребенка, страдающего хроническими заболеваниями. Особенности контакта, фокус внимания игрового терапевта.

Тема 13. Что делать взрослым? Как общаться с ребенком, пережившим травму. (1 ч.)

  • Как сказать ребенку о смерти; что ответить, если ребенок спрашивает:»Почему?»; говорить ли о смерти в религиозных терминах; брать ли ребенка на панихиду, похороны, поминки; нужно ли видеть ребенку слезы и горе близких; сообщать ли учителям о смерти.

  • Когда дети могут начать играть; что важно делать для детей; что нужно знать родителям о детях, переживших травму; как родители могут помочь ребенку, пережившему травму.

  • Понимают ли дети происходящее; когда следует обратиться за профессиональной помощью.

  • Сохранение памяти об умершем.

Дискуссия. Слушатели обсуждают личные вопросы, тревоги и фантазии, возникающие в общении с ребенком в ситуации переживания смерти.

Тема 14. Наблюдение за работой преподавателя с ребенком в режиме реального времени (демонстрационные сессии – 6 ч.)

Практические занятия:

Преподаватель в режиме реального времени работает с ребенком 3 сессии с интервалом в 1 неделю. После наблюдения за работой проводится обсуждение с группой слушателей: на что обратили внимание; что увидели, какие виды, модели игрового поведения; какие чувства возникали в процессе наблюдения; что было трудно; были ли ошибки в работе преподавателя; какие фантазии рождает игра ребенка; что помогает воздерживаться от интерпретации игры ребенка.



Раздел 2. Тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ)

Тема 2.1. Цели, методы и основные принципы ТДРВ.

(2 ч. Интерактивнаяя лекция, обсуждение. 1 ч. Наблюдение за работой преподавателя с семьей (демонстрацией случая). Самостоятельная работа – изучение рекомендованной литературы.)

Учебник [3, с. 5-14]

Показания для проведения ТДРВ. Основные принципы ТДРВ. Требования к уровню развития ребенка. Сочетание бихевиористского тренинга родителей с недирективной игровой терапией ребенка. Рекомендуемые игрушки, организация помещения. Формат психотерапевтических сессий. Взаимодействие с социальным окружением семьи. Ограничения ТДРВ.


Тема 2.2. Диагностическое интервью с родителями, наблюдение за диадическим взаимодействием родителя и ребенка.

(3 ч. Семинар: мини-лекции, обсуждения, упражнения, работа с бланками. Наблюдение за демонстрацией случая и его обсуждение. Самостоятельная работа – изучение рекомендованной литературы, описания случаев в периодике.)

Учебник [3, с. 15-31, приложения]
Установление контакта с семьей, диагностическое интервью, опросники, бланки наблюдений и дневники выполнения упражнений. Кодированная система регистрации диадического взаимодействия между родителем и ребенком. Обратная связь. Отработка навыков наблюдения за диадическим взаимодействием.
Тема 2.3. Обучение родителей недирективной поведенческой игровой терапии (ПИТ)

(3 ч. Семинар: мини-лекции, обсуждения, упражнения. Наблюдение за демонстрацией случая и его обсуждение. Отработка навыков в ролевых играх студентов. Самостоятельная работа – изучение рекомендованной литературы, описания случаев в периодике.)

Учебник [3, с. 32-42]
Цели и методы обучающей сессии. Материальное обеспечение. Понятие стратегического внимания. Представление техник делания и неделания. Использование избирательного игнорирования. Тренировка навыков родителей в ролевой игре. Отслеживание терапевтом родительских ошибок в моделировании. Обсуждение использования игровой терапии дома.
Тема 2.4. Совершенствование родительских навыков поведенческой игровой терапии

(3 ч. Семинар: мини-лекции, обсуждения, упражнения. Наблюдение за демонстрацией случая и его обсуждение. Отработка навыков в ролевых играх студентов. Самостоятельная работа – изучение рекомендованной литературы, описания случаев в периодике.)

Учебник [3, с. 43-79]
Родители как поведенческая модель для своих детей. Преодоление гнева родителей в детско-родительских отношениях. Проверка и обсуждение домашних заданий в ходе психотерапии, выявление проблемных зон, тренировка конкретных навыков. Оценка качественных аспектов детско-родительского взаимодействия. Соответствие требований родителей уровню развития ребенка. Специфические задачи семьи. Выявление индивидуальных родительских трудностей и стрессоров. Перенос навыков на повседневную жизнь. Изменения в поведении детей. Тренировка конкретной похвалы. Обсуждение с родителями их социального окружения и получаемой от него поддержки. Готовность просить и принимать помощь. Время, проводимое родителями без детей. Помощь психологических и социальных служб. Понимание эмоций ребенка.
Тема 2.5. Цели, методы и принципы терапии, направленной на тренировку дисциплины.
(2 ч. Интерактивная лекция, обсуждение. 1 ч. Семинар: наблюдение за демонстрацией случая и его обсуждение. Самостоятельная работа – изучение рекомендованной литературы, описания случаев в периодике.)

Учебник [3, с. 99-137]
Цели, методы и принципы психотерапии, направленной на тренировку дисциплины. Критерии готовности ребенка к дисциплинарной стадии тренинга. Требования к родительским командам. Различия между непослушанием и плохим поведением. Требования к правилам. Опыт семьи в установлении и поддержании дисциплины, коррекция родительского мониторинга. Техника тайм-аута. Обучение родителей технике тайм-аута. Тренировка навыков послушания в домашних заданиях.
Тема 2.6. Распространение навыков дисциплины на повседневную жизнь

(3 ч. Семинар: мини-лекции, обсуждения, упражнения. Наблюдение за демонстрацией случая и его обсуждение. Отработка навыков в ролевых играх студентов. Самостоятельная работа – изучение рекомендованной литературы, описания случаев в периодике.)

Учебник [3, с. 138-196]
Критерии овладения родителями навыками поддержания дисциплины в игровой ситуации. Реакция сиблингов на психотерапию. Установление домашних правил. Перенос навыков поддержания дисциплины в повседневную жизнь. Проведение тайм-аута в гостях и в общественных местах, в дороге. Взаимодействие с организациями, в которых участвует ребенок.
Тема 2.7. Завершение психотерапии семьи с использованием ТДРВ

(1 ч. Интерактивная лекция, обсуждение. 1 ч. Семинар: обсуждение результатов обучения студентов, личностных ограничений и ресурсов. Самостоятельная работа – изучение рекомендованной литературы, саморефлексия, подготовка к итоговой аттестации.)

Учебник [3, с. 197-213]
Подготовка семьи к завершению психотерапии. Критерии успешности психотерапии. Обзор прогресса и обсуждение стратегий по устранению оставшихся проблем. Другие инструменты поддержания дисциплины. Подкрепление хорошего поведения ребенка. Укрепление чувства родительской компетентности. Ритуал завершения. Контрольные сессии.

Анализ и обобщение полученных студентами компетенций. Анализ личностных трудностей в проведении ПИТ. Обсуждение оставшихся вопросов. Подготовка к итоговой аттестации.



Темы для самостоятельной работы.

Раздел 1.

  1. Направления игровой психотерапии. Теоретические основы и базовые предпосылки.

  2. Клиентцентированный подход в психологическом консультировании.

  3. Теория структуры личности, центрированная на ребенке.

  4. Качества необходимые игровому терапевту с точки зрения теории структуры личности, центрированной на ребенке.

  5. Необходимость ограничений в работе игрового терапевта.

  6. Принципы недирективной игровой терапии.

  7. Недирективная игровая терапия в работе с детьми с нарушениями психического развития.

  8. Особенности применения недирективной игровой терапии в рамках работы в семьей.

  9. Этические нормы в работе игрового терапевта.

  10. Завершение недирективной игровой терапии - особенности, критерии и значение прекращения терапии.

  11. Родители как психотерапевты – филиальная терапия.

  12. Дети и психологическая травма. Особенности проявления и возможные последствия.

  13. Задачи работы с детьми, переживающими травму.

  14. Что должны знать взрослые, помогая детям переживающим травму.

  15. Работа с детьми, страдающими хроническими заболеваниями.

  16. Возрастные особенности восприятия детьми смерти.

  17. Работа с детьми, подвергшихся/подвергающихся жестокому обращению.

  18. Работа с детьми, ставшими жертвами сексуального домогательства.

Раздел 2.

  1. Особенности работы с детьми и родителями в бихевиористской традиции.

  2. Общие принципы обучения родителей взаимодействию с ребенком.

  3. Нормативные возрастные кризисы в развитии ребенка.

  4. Родительская любовь и стили привязанности в детско-родительских отношениях.

  5. Стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка.

  6. Гендерные особенности родительства.

  7. Проблема родительского контроля и родительского мониторинга.

  8. Поощрения и наказания в воспитании ребенка.

  9. Конструктивные способы разрешения детско-родительских конфликтов.

  10. Проблемы детского непослушания. Функции дисциплины в развитии ребенка.

  11. Возможные причины детского непослушания и способы реагирования родителей в разных случаях.

  12. Сиблинговые взаимоотношения.

  13. Школьные проблемы ребенка как симптом семейной дисфункции.

  14. Ингеграция ТДРВ в практику системной семейной психотерапии.


8Образовательные технологии


Лекции, семинарские занятия, групповые дискуссии, разбор практических задач и кейсов, психологические тренинги, ролевые игры, демонстрация преподавателем психотерапевтической работы в режиме реального времени с последующим анализом случаев.

8.1Методические рекомендации преподавателю


Даются по желанию автора. Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства и методы обучения, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу:
Раздел 1.


  1. Функции, терапевтические факторы и особенности игры.

  2. История развития игровой терапии. Психоаналитическая игровая терапия, структурная игровая терапия, игровая терапия отношений, песочная терапия.

  3. История развития игровой терапии. Поведенческая игровая терапия, групповая игровая терапия, недирективная игровая терапия.

  4. Недирективная игровая терапия - теоретические предпосылки подхода. Феноменологический подход к теории личности.

  5. Идея и центральная гипотеза клиентценрированного подхода. Три условия подхода.

  6. Три главных конструкта теории структуры личности, центрированной на ребенке.

  7. Постулаты Роджерса о личности и поведении, как ключ к пониманию клиентцентрированного подхода.

  8. Цели недирективной игровой терапии. Игрушки и материалы для недирективной игровой терапии.

  9. Стадии процесса игровой терапии, как результат взаимодействия между терапевтом и ребенком. Стадии игровой терапии.

  10. Восемь принципов игоровой терапии Вирджинии Экслайн. Принципы отношений с детьми Гарри Лэндрета. Сходства и различия.

  11. Основные направления в установлении ограничений. Методологическая основа терапевтических ограничений. Процедуры установления терапевтических ограничений. Ситуационные, временные и др. ограничения.

  12. Типичные проблемы игровой терапии.

  13. Работа с родителями с рамках недирективной игровой терапии.

  14. Этические нормы в работе игрового терапевта. Определение терапевтического продвижения внутри сеансов. Параметры изменений.

  15. Значение прекращения терапии. Критерии выбора момента прекращения терапии. Процедура завершения отношений.

  16. Понятие психологической травмы и ее отличие от стресса. ПТСР. Клиническая картина, признаки и обязательные критерии.

  17. Особенности, характеризующие детей, переживших травматическое событие. Отличия детской реакции на травму от реакции взрослого.

  18. Классификация детской травмы по Леонор Терр. Последствия травмы. Сочетание принципов недирективной игровой терапии с кризисной реакцией.

  19. Недирективная игровая терапия в ситуации травмы вследствие единичного внезапного стрессора. Возрастные особенности восприятия детьми смерти.

  20. Недирективная игровая терапия в ситуации травмы вследствие повторяющихся или длительных испытаний.

  21. Последствия жестокого обращения. Доминирующие игровые модели в ситуации травмы вследствие жесткого обращения.

  22. Особенности поведения, свойственного детям переживающим (пережившим) жестокое обращение. Симптомы, могущие свидетельствовать о жестоком обращении.

  23. Особенности контакта и фокус внимания игрового терапевта при работе с ребенком, являющимся жертвой жестокого обращения.

  24. Последствия сексуального домогательства для детей. Особенности игрового поведения детей, ставших жертвами сексуальных домогательств.

  25. Абреактивная, агрессивная, диссоциативная игра и игра в заботу.

  26. Персеверативная, регрессивная и сексуализированная игра.

  27. Особенности контакта, фокус внимания игрового терапевта, при работе с ребенком, являющимся жертвой сексуальных домогательств.

  28. Трудности, с которыми сталкиваются дети, страдающие хроническими заболеваниями.

Особенности игры и поведения ребенка, страдающего хроническими заболеваниями. Особенности контакта, фокус внимания игрового терапевта.

  1. Работа со взрослыми. Как общаться с ребенком, пережившим травму – как родители могут помочь ребенку.

  2. Критерии необходимости обращения за помощью в случае, когда ребенок пережил травму. Сохранение памяти умершего.


Раздел 2.
1. Методологические основы тренинга детско-родительского взаимодействия.

2. Психологические механизмы, обеспечивающие коррекцию детско-родительского взаимодействия с помощью ТДРВ.

3. Принципы организации процесса психотрапии, помещения, отбора игрушек, формата сессий при ТДРВ.

4. Качественные и количественные критерии оценки детско-родительского взаимодействия, типичные нарушения взаимодействия, направления коррекции.

5. Принципы построения обратной связи родителям в ТДРВ.

6. Сравнительный анализ техник игрового взаимодействия с ребенком и тренинга родителей.

7. Типичная динамика изменения поведения ребенка в ходе ТДРВ и механизмы изменений.

8. Типичная динамика изменения взаимодействия родителей с ребенком в ходе ТДРВ и механизмы изменений.

9. Функции родительского внимания в развитии и поведении ребенка, стратегическое использование внимания в воспитании ребенка и в психотерапии.

10. Работа с эмоциями родителей в ходе ТДРВ: фокусы психотерапии, техники воздействия, типичная динамика.

11. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в ходе воспитания и в ТДРВ.

12. Учет индивидуальных особенностей родителей в ТДРВ. Типичные трудности и способы их преодоления.

13. Сотрудничество психолога и родителей с социальным окружением семьи.

14. Привлечение других членов семьи (сиблингов, прародителей) и друзей семьи к психотерапии.

14. Роль дисциплины и послушания в развитии ребенка.

15. Требования ТДРВ к компетенциям и личностным особенностям психотерапевта. Способы преодоления личностных трудностей в реализации ТДРВ.



16. Место ТДРВ в системной семейной психотерапии.

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовые учебники


  1. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Институт практической психологии, 1998. -368с.

  2. Экслайн В. Игровая терапия. - М.: Эксмо-пресс, 2001.- 480 с.

  3. Eyberg, S. Parent-Child Interaction Therapy. Integrity Checklists and Sessions Materials. University of Florida, 1999.


9.2. Основная литература


  1. Дорфман Э. Игровая терапия // К. Роджерс Клиент-центрированная психотерапия. Гл. 4., М.: Эксмо –Пресс, 2002. – 512 с.

  2. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПБ.: Питер, 2001. – 416 с.

  3. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. – М: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 320 с.

  4. Мустакас К. Игровая терапия. - М.: Речь, 2003. – 282 с.

  5. Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции / под ред. Г.Лэндрета. - М.: Когито-центр, 2007. – 479 с.

  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1998. – 480 с.

  7. Экслайн В. Игровая терапия в действии. Дибс в поиске себя. – М: Эксмо, 2003. – 384 с.

9.3. Дополнительная литература


  1. Астапов В.М. Тревожность у детей. –М.: ПЕР СЭ, 2001. -160с.

  2. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение я. - М.: Академический Проект, 2004. – 783 с.

  3. Винникотт Д. Пигля. - М.: Класс, 1999. – 170 с.

  4. Винникот Д. Игра и реальность. - М., Институт общегуманитарных исследований. 2002 г. – 266 с.

  5. Вроно Е. Несчастливые дети – трудные родители. –М.: Семья и школа., 1997. -128 с.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –М.: ЧеРо, 2000. – 240 с.

  7. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. –М.: Из-во Института Психотерапии, 2005.

  8. Захаров. Неврозы у детей и психотерапия. –СПб.: Союз, 1998. – 336с.

  9. Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера. - Спб,: Питер, 2001. – 384 с.

  10. Каттанах Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной. - М.: Эксмо, 2001. – 286 с.

  11. Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 196 с.

  12. Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей. - М.: Эксмо, 2003. – 384 с.

  13. Нартова –Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. –М.: ТОО «ТП», 1998. -222 с.

  14. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб: Речь, 2000. -507 с.

  15. Одаренные дети. / Общая ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. – М.: Прогресс., 1991.

  16. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. –М.: Класс, 1997. – 336 с.

  17. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

  18. Паренс Г. Агрессия наших детей. –М.: Форум, 1997. -160 с.

  19. Раттер М. Помощь трудным детям. –М.: Апрель Пресс, 1999. -432 с.

  20. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. –М.: Академия, 2002. -232 с.

  21. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. – М.: МГУ, 1980. – 132 с.

  22. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2 – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 464 с.

  23. Экман П. Почему дети лгут. –М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 272 с.

  24. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. – 588 с.Пожалуйста, подождите


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница