Программа дисциплины Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра



Скачать 262.07 Kb.
Дата27.04.2016
Размер262.07 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Психологии
Программа дисциплины
Физиология высшей нервной деятельности

и сенсорных систем
для направления 030300.62 - Психология
подготовки бакалавра

Автор: Б.В.Чернышев

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Психология»

Председатель

________________________________

_____________ Штроо В.А. Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

Психологии
Ученый секретарь

___________________Старовойтенко Е.Б.


« ____» ___________________200 г.
Москва, 2009

Пояснительная записка
Автор программы

Канд. биологических наук, доцент кафедры психофизиологии Б.В. Чернышев.  (bchernyshev@hse.ru)


Аннотация

Учебная дисциплина "Физиология высшей нервной деятельности" является одной из базовых дисциплин в системе подготовки психологов.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов понимания физиологических причин основных психических процессов, многообразия физиологически и биологически обусловленных форм врожденного и приобретенного поведения животных и человека.



Требования к студентам

Знания о закономерностях строения и функционирования нервной системы в объеме дисциплин "Анатомия центральной нервной системы" и "Физиология центральной нервной системы", а также о поведении животных и детерминирующих его механизмах в объеме дисциплины "Зоопсихология и сравнительная психология".

Учебная задача дисциплины:

При изучении данной дисциплины студенты должны приобрести знания:

- о предмете физиологии ВНД, ее связи с другими науками и ее практическом значении;

- об истории формирования научных представлений о мозге и поведении, о мозговых причинах высших (психических) нервных функций;

- об основных методах исследования, применяемых в физиологии ВНД;

- о врожденных и приобретенных формах поведения, об основных факторах, детерминирующих поведение, о генетике, эволюции и онтогенезе мозга и поведения;

- об условнорефлекторных формах обучения, их закономерностях и физиологических механизмах;

- о рассудочной деятельности (элементарном мышлении), символизации и освоении языков-посредников у животных как предпосылке формирования высших когнитивных функций человека, о коммуникации на уровне первой и второй сигнальных систем;

- о мозговых механизмах высших когнитивных функций человека – мышления, памяти, речи, внимания, восприятия, сознания.


Тематический план дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Семинары

Практ. занятия



1.
Введение: предмет, история и методы изучения физиологии ВНД.

15

4

2

1

8

2.
Формы врожденного поведения, их причины и механизмы

11

3

1

1

6

3.
Неассоциативные и ассоциативные формы обучения

24

6

3

3

12

4.
Высшая нервная деятельность человека

11

3

1

1

6

5.
Когнитивные формы обучения и рассудочная деятельность (элементарное мышление).

16

4

2

2

8

6.
Физиологические и нейробиологические основы высших когнитивных функций человека

31

8

3

4

16



Итого:

108

28

12

12

56


Базовый учебник:

Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008.




Формы контроля знаний студентов:

- текущий контроль: посещаемость и активность на семинарах;

- промежуточный контроль: 1 реферат, 1 домашнее задание;

- итоговый контроль: экзамен;

- результирующая оценка складывается из оценок текущего контроля, промежуточного контроля и ответов на экзамене.
Методика формирования результирующей оценки

1. При формировании результирующей оценки учитываются: оценка за посещаемость и активность на занятиях - Qзан, оценка за домашнее задание - Qдз, оценка за реферат - Qр, оценка за ответ на вопросы экзамена - Qэкз.

2. Оценка относительной важности Wзан = 0,2; Wдз = 0,3; Wр = 0,3; Wэкз = 0,2.

3. Если у студента Qзан = 5, Qдз = 7, Qр = 8, Qэкз = 9, то



Q = QзанWзан + QдзWдз + QрWр + QэкзWэкз = 5*0,2 + 7*0,3 + 8*0,3 + 9*0,2 = 1,0 + 2,1 + 2,4 + 1,8 = 7,3. После округления Q = 7.


Содержание дисциплины:
1. Введение: предмет, история и методы изучения физиологии ВНД.

Предмет физиологии высшей нервной деятельности (ВНД). Определение физиологии ВНД. Место физиологии ВНД среди естественных и гуманитарных наук. Практическое значение физиологии ВНД. Основные понятия физиологии ВНД. Поведение как результат деятельности нервной системы, физиологические пути реализации поведения. Целенаправленность и адаптивность поведения. Основные элементарные компоненты поведения: инстинкт, обучение, рассудочная деятельность.

История формирования представлений о причинах поведения. Античные представления о движущих силах поведения (Демокрит, Платон, Аристотель, Гиппократ, Гален); материалистическое и идеалистическое понимание души и психики. Зарождение современных представлений о психике и функционировании нервной системы. Механическая концепция рефлекса (Р.Декарт, Ж.О. де Ламетри). Биологическая концепция рефлекса (Й.Прохазка). Анатомическая концепция рефлекса (Ч.Белл, Ф.Мажанди, М.Холл, И.Мюллер). Введение количественных экспериментальных методов изучения психических явлений (Э.Вебер, Т.Фехнер, В. Вундт). Бихевиоризм и его развитие в ХХ веке (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Скиннер, Э.Толмен и др.). Исследования поведения животных в рамках гештальтпсихологии (В.Кёллер). Психофизиологическая концепция рефлекса (И.М.Сеченов). Концепция условного рефлекса (И.П.Павлов). Диалектическая концепция рефлекса (А.А.Ухтомский). Рассудочная деятельность (Л.В.Крушинский).

Методы изучения высшей нервной деятельности. Методы изучения поведения: этологические, условнорефлекторные, когнитивные. Методы изучения деятельности мозга: морфологические, биохимические, физиологические. Основные лабораторные методы изучения поведения: классические и инструментальные условные рефлексы, метод открытого поля, лабиринты, тест Морриса и др. Эксперименты на переживающих срезах мозга и культурах ткани. Основные методы регистрации деятельности мозга и других физиологических показателей: микроэлектродная регистрация нейронной активности, микродиализ, энцефалограмма и вызванные потенциалы (ЭЭГ и МЭГ), кожно-гальваническая реакция, полиграфия, окулография, томография (фМРТ, ПЭТ). Методы генетики поведения.
Литература к разделу:

Базовый учебник

Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008. Введение; Глава 1. Краткая история исследования поведения животных и человека. Приложение. Методы современной физиологии высшей нервной деятельности.
Основная и дополнительная

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп., СПб.:, 2002. Глава 1. Методология изучения высшей нервной деятельности.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2005.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: Логос, 2003.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.
2. Формы врожденного поведения, их причины и механизмы

Генетическая детерминация свойств поведения. Генетика поведения. Генотип и его влияние на поведение. Генетика инстинктов. Нервно-психические заболевания генетической природы. Генетическая детерминация способности к обучению, эмоциональности и др. свойств поведения. Роль генетических факторов в формировании психики человека.

Формирование поведения в онтогенезе. Типы онтогенеза: зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные. Гетерохронное и избирательное созревание систем. Элементы адаптивного поведения в онтогенезе и ювенильные формы поведения. Взаимоотношение детенышей и родителей. Соотношение созревания и научения в онтогенезе; сенситивные периоды и их роль в формировании поведения.

Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Поддержание гомеостаза и физиологические потребности. Виды мотиваций. Методы изучения биологических мотиваций. Физиологические теории мотивации. Доминирующее мотивационное возбуждение. Нейрофизиология мотивации. Основные структуры лимбической системы. Нарушения мотивационных состояний при поражениях мозга.

Роль эмоций в организации поведения. Эмоции и мотивации. Методы изучения эмоций: методика самораздражения и др. Функции эмоций. Физиология эмоционального стресса.

Инстинктивное поведение. Определение инстинкта. Критерии инстинкта. Этологическое изучение поведения. Соотношение понятий инстинкт и безусловный рефлекс. Комплексы фиксированных действий. Структура поведенческого акта. Соотношение врожденного и приобретенного в инстинктивной деятельности. Общественное поведение: анонимные и индивидуализированные сообщества, иерархия, доминирование, агрессивность, территориальность. Поведение как фактор эволюции. Поведение как фактор репродуктивной изоляции. Ритуализация. Половой отбор. Конфликтное поведение (смещение активности, мозаичные движения, переадресованные реакции). Проявления инстинктов в психике и поведении человека.

Классификация форм врожденного поведения. Важнейшие группы безусловных рефлексов животных по П.В.Симонову: витальные, ролевые (социальные) и саморазвития (идеальные).

Литература к разделу:

Базовый учебник

Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008. Глава 7. Нейробиологические механизмы поведения. Глава 8. Биологические мотивации. Глава 16. Онтогенез высшей нервной деятельности.
Основная и дополнительная

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп., СПб.:, 2002. Глава 4. Формы поведения. Глава 5. Факторы поведения.

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.
3. Неассоциативные и ассоциативные формы обучения

Обучение. Определение обучения. Адаптивность обучения. Виды обучения.

Простейшие формы неассоциативного обучения. Суммационная реакция. Привыкание и сенситизация. Изучение физиологических механизмов неассоциативного обучения. Роль простейших форм неассоциативного обучения в поведении человека.

Особые формы неассоциативного обучения. Импринтинг (запечатление). Подражание (имитационное обучение). Подражание как предпосылка формирования культуры. Роль простейших форм неассоциативного обучения в поведении человека.

Условные рефлексы. Соотношение безусловных и условных рефлексов. Правила образования условных рефлексов. Общие признаки условных рефлексов. Эффект Дж.Гарсиа. Соотношение между безусловной и условной реакцией. Классификация условных рефлексов.

Торможение условных рефлексов. Внешнее (безусловное) торможение. Запредельное (охранительное) торможение. Внутреннее (условное) торможение. Взаимодействие разных видов торможения.

Движение основных нервных процессов. Взаимодействие возбуждения и торможения: иррадиация, концентрация, индукция.

Развитие теории классического условного рефлекса. Развитее условнорефлекторной теории И.П.Павлова. Современные представления о процессах угашения условного рефлекса. Теория классического обусловливания Р.А.Рескорлы-А.Р.Вагнера. Теория классического обусловливания Н.Макинтоша.

Инструментальное обучение. Теория инструментального обучения Ю.Конор­ского. Понятие драйва. Сходства и различия между классическим и инструментальным рефлексами. Законы обучения Э.Торндайка. Дж. Уотсон и формирование основных концепций бихевиоризма. S-R теория и оперантный анализ. Молекулярный и молярный ответы. Роль подкрепления в инструментальном обучении; положительное и отрицательное подкрепление, наказание. Представления Э.Толмена о целенаправленности поведения и его концепция когнитивных карт. Оперантный подход Б.Скиннера. Режимы и схемы подкрепления. Практические приемы выработки сложных инструментальных рефлексов. Двухфакторная теория научения Х.Маурера.

Виды условных рефлексов. Условные рефлексы на комплексные раздражители. Условнорефлекторная настройка. Обстановочные условные рефлексы. Условнорефлекторное переключение. Рефлексы n-го порядка. Подражательные условные рефлексы. Ассоциации индифферентных стимулов без подкрепления. Латентное обучение. Условные рефлексы на отношение. Цепные условные рефлексы. Автоматизация условных рефлексов и динамические стереотипы.

Эволюция форм высшей нервной деятельности. Уровни высшей нервной деятельности по Л.Г.Воронину.

Неусловнорефлекторные концепции поведения и обучения в отечественной физиологии. Учение о доминанте А.А.Ухтомского. Образное (психонервное) поведение по И.С.Бериташвили. Принцип активности и рефлекторное кольцо по Н.А.Бернштейну. Теория функциональных систем П.К.Анохина.

Физиологические механизмы условного рефлекса. Представления И.П. Павлова о замыкании условной связи. Последующие нейрофизиологические исследования механизмов условного рефлекса.

Литература к разделу:

Базовый учебник

Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008. Глава 2. Основные понятия павловской физиологии высшей нервной деятельности. Глава 3. Движение нервных процессов – возбуждения и торможения – по коре больших полушарий. Глава 4. Виды условных рефлексов. Глава 5. Инструментальное обучение. Глава 6. Клеточные основы обучения и памяти.
Основная и дополнительная

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп., СПб.:, 2002. Глава 6. Закономерности условнорефлекторной деятельности. Глава 7.Механизмы формирования условных рефлексов.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. 6-е изд., СПб.: Питер, 2004

Асратян Э.А. Очерки по физиологии условных рефлексов. М. "Наука". 1970

Бихевиоризм. (Э.Торндайк, Джон Б.Уотсон), серия "Классики зарубежной психологии", М., 1998

Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М., 1995.
4. Высшая нервная деятельность человека

Место и роль условных рефлексов в психике человека. Особенности выработки условных рефлексов у человека. Формирование условных рефлексов в обыденной деятельности человека. Условнорефлекторная природа развития фобических состояний у человека и общие принципы поведенческой психотерапии.

Типы высшей нервной деятельности (темперамента) по И.П.Павлову. Основные свойства возбудительного и тормозного процессов: сила, уравновешенность и подвижность.

Патология высшей нервной деятельности. Понятие о неврозе по И.П.Павлову. Основные виды неврозов.

Гипноз и внушение. Типы воздействий при гипнозе. Психофизиологические механизмы гипноза. Применение гипноза и внушения на практике.

Литература к разделу:

Базовый учебник

Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008. Глава 9. Типы высшей нервной деятельности. Глава 11. Пограничные состояния сознания у человека. Глава 15. Патология высшей нервной деятельности.
Основная и дополнительная

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп., СПб.:, 2002. Глава 6. Закономерности условнорефлекторной деятельности. Глава 7.Механизмы формирования условных рефлексов.

Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. 6-е изд., СПб.: Питер, 2004
5. Когнитивные формы обучения и рассудочная деятельность (элементарное мышление).

Методические особенности изучения элементарного мышления животных. Пример "умного Ганса". Методика проведения экспериментов по изучению когнитивного обучения и рассудочной деятельности.

Инсайт. Эксперименты В.Кёллера на шимпанзе, их интерпретация. Повторение экспериментов В.Кёллера в лаборатории И.П.Павлова и их интерпретация.

Элементарная рассудочная деятельность (элементарное мышление) животных. Эксперименты В.В.Крушинского. Представление об "элементарных эмпирических законах". Способность к абстракции и обобщению у животных как предпосылки развития мышления и речи человека.

Орудийная деятельность. Изготовление и применение орудий на основе инстинкта, подражания и элементарного мышления. Особенности орудийной деятельности высших приматов.

Литература к разделу:

Базовый учебник

Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008. Глава 7. Нейробиологические механизмы поведения.
Основная и дополнительная

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп., СПб.:, 2002. Глава 4. Формы поведения.

Зорина З.А. Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2001.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1977, 1986.
6. Физиологические и нейробиологические основы высших когнитивных функций человека

Первая и вторая сигнальные системы. Коммуникация животных в природе. Понятие о первой и второй сигнальной системах по И.П.Павлову.

Мышление и речь. Слово как обобщение по Л.С.Выготскому. Ключевые свойства человеческого языка по Ч.Хоккету. Изучение способности животных к символизации.

Эксперименты по обучению животных человеческой речи. Обучение животных языкам-посредникам: амслен, жетоны, йеркиш, понимание устной речи. Значение этих экспериментов для понимания структуры и происхождения речи и мышления человека.

Локализация психических функций в мозге человека. История представлений о локализации функций: локализационизм и эквипотенциальность. Современный взгляд на проблему локализации функций в мозге. Нейропсихология.

Межполушарная асимметрия. Исследования на больных с расщепленным мозгом. Проблема доминантности полушарий. Функции правого и левого полушарий.

Нейрофизиологические механизмы речи. Основные речевые центры, связи между ними. Основные формы нарушения речи (афазии, алексия).

Виды и формы памяти. Формы биологической памяти. Временная организация памяти. Классификация видов памяти. Процессы, связанные с памятью: кодирование, консолидация, хранение, воспроизведение, забывание. Виды амнезии. Локализация поражений мозга у больных с амнезией.

Конвергентная теория формирования временных связей. Принцип Д.Хебба. Клеточные аналоги условного рефлекса.

Механизмы кратковременной (краткосрочной) памяти. Нейрофизиологические процессы в синапсах при формировании кратковременной памяти. Реверберация.

Механизмы долговременной (долгосрочной) памяти. Гипотеза о кодировании памяти в информационных макромолекулах (белки, РНК) и реальное участие нейропептидов в процессах обучения и памяти. Роль активации генов в долговременной памяти. Предполагаемые механизмы долговременных синаптических перестроек.

Сон и бодрствование. Активирующие системы мозга. Адаптивное значение суточных ритмов. Цикл сон-бодрствование. Структура сна высших млекопитающих: медленноволновый и парадоксальный сон. ЭЭГ человека при бодрствовании и сне; основные ритмы ЭЭГ человека. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Системы активации в мозге млекопитающих: ретикулярная формация и лимбическая система. Основные медиаторные системы мозга, регулирующие уровень бодрствования. Психическая активность во время сна, сновидения. Нарушения цикла сон-бодрствование.

Внимание. Нейрофизиология внимания. Классификация видов внимания. Нервные сети внимания по М.Познеру.



Восприятие и физиология сенсорных систем. Основные понятия физиологии сенсорных систем: рецептор, рецептивное поле, адекватный стимул, орган чувств, анализатор, сенсорная система. Общие принципы трансдукции и разнообразие рецепторов. Виды кодирования сенсорного сигнала в ЦНС. Организация обработки информации в ЦНС. Модальность и основные характеристики ощущений. Абсолютные и дифференциальные пороги. Закон Э.Вебера-Г.Фехнера. Закон С.Стивенса.

Сознание. Психофизическая проблема. Нейрофизиологические подходы к изучению сознания человека. Проблема связывания и восприятие. Синхронизация в нейронных сетях и функциональное значение гамма-ритма. Теория «глобального рабочего пространства» Б.Дж.Баарса и ее дальнейшее развитие.

Предпосылки возникновения сознания человека. Изучение элементов сознания у животных. Характеристики сознания человека, зачатки которых исследованы у животных.

Развитие мозга и психики в эволюции человека. Увеличение размеров мозга в эволюции человека. Формирование мышления, речи, сознания, материальной культуры человека.

Литература к разделу:

Базовый учебник

Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008. Глава 6. Клеточные основы обучения и памяти. Глава 10. Нейробиология и психофизиология сна. Глава 12. Психофизиология механизмов памяти. Глава 13. Локализация психических функций в коре больших полушарий мозга человека и проблема асимметрии больших полушарий. Глава 14. Физиология анализаторов (общие принципы организации). Глава 17. Физиологические механизмы второй сигнальной системы. Заключение.
Основная и дополнительная

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп., СПб.:, 2002.Глава 4. Формы поведения. Глава 5. Факторы организации поведения. Глава 8. Механизмы памяти. Глава 9. Интегративная деятельность мозга. Глава 10. Психофизиологическая проблема.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988

Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: Логос, 2003.

Рекомендуемая литература ко всем разделам программы

Базовый учебник

  1. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008 (или 1-е изд., 2003).


Основная

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов, 2-е изд., испр. и доп., СПб.:, 2002.

  2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988

  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.

  4. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2004.

  5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

  6. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: Логос, 2003.

  7. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. 6-е изд., СПб.: Питер, 2004


Дополнительная

  1. Асратян Э.А. Очерки по физиологии условных рефлексов. М. "Наука". 1970

  2. Бихевиоризм. (Э.Торндайк, Джон Б.Уотсон), серия "Классики зарубежной психологии", М., 1998

  3. Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979.

  4. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.

  5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2005.

  6. Зорина З.А. Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2001.

  7. Коган А.Б. Физиология высшей нервной деятельности., 1989.

  8. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970, 1984.

  9. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1977, 1986.

  10. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973, также (Полн. собр. соч. т.3, 1952)

  11. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М., 1995.

  12. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Элементы мысли. (Серия "Психология-классика"). СПБ., 2001

  13. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. "Наука". 1981

  14. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М., 2003

  15. Ухтомский А.А. Доминанта. Л. "Наука". 1966.

  16. Физиология высшей нервной деятельности, серия “Руководство по физиологии”. ч.1, 2 М., 1970-1972.

  17. Физиология высшей нервной деятельности. Хрестоматия. Сост. Т.Е.Россолимо, И.А.Москвина-Тарханова, Л.А.Рыбалов. М., 1999

  18. Физиология высшей нервной деятельности. Ч. 1. Основные закономерности и механизмы условнорефлекторной деятельности. Руководство по физиологии. М. "Наука". 1970

  19. Физиология высшей нервной деятельности. Ч. 1. Условные рефлексы и адаптивное поведение. Руководство по физиологии. М. “Наука”. 1971.

  20. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений». Под ред. Н.Н.Мешковой, Е.Ю.Федорович. М., 1997.

  21. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

  22. Хрестоматия по физиологии высшей нервной деятельности, под ред. Шехтер Е.Д. 2000

  23. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Расширенный список литературы, доступный в электронном виде (http://vnd-hse.narod.ru/Rashirennyj_spisok_literatury.doc), включает 255 наименований.




Тематика заданий по различным формам текущего контроля:
Темы домашних заданий и рефератов

  1. Р.Декарт

  2. Й.Прохазка

  3. Ч.Белл, Ф.Мажанди

  4. И.М.Сеченов

  5. Когнитивная революция в нейробиологии

  6. Простейшие формы неассоциативного обучения – привыкание и сенситизация

  7. Подражание (имитационное научение)

  8. Импринтинг

  9. Свойства классического условного рефлекса

  10. Виды торможения классического условного рефлекса

  11. И.П.Павлов – история открытия условных рефлексов

  12. И.П.Павлов – создание теории и метода условных рефлексов

  13. А.А.Ухтомский

  14. Л.А.Орбели

  15. П.К.Анохин

  16. Э.А.Асратян – открытие условнорефлекторного переключения

  17. "Павловская сессия" и ее трагические последствия для развития физиологии ВНД

  18. Теория классического обусловливания Р.Рескорлы-А.Вагнера,

  19. Теория классического обусловливания Н.Макинтоша

  20. Филогенетические уровни высшей нервной деятельности по Л.Г.Воронину

  21. Сложные виды условнорефлекторной деятельности (рефлексы n-го порядка, рефлексы на комплексные раздражители, цепные условные рефлексы, динамические стереотипы)

  22. Д.Хебб

  23. Исследования физиологических механизмов привыкания и сенситизации

  24. Исследования физиологических механизмов условного рефлекса

  25. Исследования клеточных аналогов условного рефлекса

  26. Свойства инструментального условного рефлекса

  27. Э.Торндайк

  28. Дж.Уотсон

  29. Б.Скиннер

  30. Э. Толмен

  31. Молекулярный и молярный уровни обучения

  32. Ю.Конорский

  33. Теории инструментального обучения К.Л.Халла и К.Спенса

  34. Двухфакторная теория обучения избеганию Х.Маурера

  35. Виды подкрепления и ошибки при практическом использовании подкрепления (положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, наказание, взятка)

  36. Режимы и схемы подкрепления в инструментальном обучении,

  37. Практические приемы инструментального обучения в цирковом искусстве, служебном собаководстве и других сферах работы с животными

  38. Значение условнорефлекторных ассоциаций в психике человека

  39. Поведенческая психотерапия

  40. В.Кёллер

  41. И.П.Павлов – позднейшие работы на человекообразных обезьянах

  42. Психонервная (образная) деятельность по И.С.Бериташвили

  43. Вероятностное прогнозирование по Н.А.Бернштейну

  44. Л.В.Крушинский

  45. Л.А.Фирсов

  46. Исследования элементарного мышления животных

  47. Исследования переноса, обобщения, абстрагирования, естественных категорий у животных

  48. Исследование способностей к счету у животных

  49. Исследование зачатков сознания у животных


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Практическое значение физиологии вышей нервной деятельности и ее связь с другими гуманитарными и естественными науками.

  2. Поведение как результат деятельности нервной системы. Целенаправленность и адаптивность поведения. Основные элементарные компоненты поведения Л.В.Крушинскому.

  3. Механическая концепция рефлекса (Р.Декарт, Ж.О. де Ламетри и др.).

  4. Биологическая концепция рефлекса (Й.Прохазка). Анатомическая концепция рефлекса (Ч.Белл, Ф.Мажанди, И.Мюллер).

  5. Научная деятельность И.М.Сеченова и его представления о рефлекторном характере психики. Открытие центрального торможения, понятие о функциональном состоянии нервных центров.

  6. Концепция условного рефлекса. Научная деятельность И.П.Павлова. Развитие концепции условного рефлекса в XX в.

  7. Бихевиоризм (Э.Торндайк, Б.Скиннер, Э.Толмен и др.).

  8. Основные методы изучения высшей нервной деятельности и нейрофизиологии поведения.

  9. Генетика поведения. Основные способы изучения генетики поведения. Нервно-психические заболевания генетической природы. Генетика инстинктов. Генетическая детерминация особенностей поведения и психики.

  10. Формирование поведения в онтогенезе. Зрелорождающиеся и незрелорождающиеся животные. Гетерохронное созревание систем. Ювенильное поведение.

  11. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Поддержание гомеостаза и физиологические потребности. Нейрофизиология мотиваций.

  12. Роль эмоций в организации поведения. Эмоции и мотивации. Функции эмоций.

  13. Этология: предмет, основные понятия, методы исследования. Структура поведенческого акта. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных и человека.

  14. Поведение как фактор эволюции. Естественный отбор и приспособленность. Поведение как фактор репродуктивной изоляции. Ритуализация. Половой отбор.

  15. Анонимные и индивидуализированные сообщества. Агрессия и территориальное поведение, их роль в сообществах животных и человеческом обществе. Конфликтное поведение.

  16. Инстинкты в психике человека.

  17. Классификация форм безусловных рефлексов (инстинктов) по П.В.Симонову.

  18. Классификация форм индивидуального обучения.

  19. Неассоциативное обучение: привыкание, сенситизация. Суммационная реакция.

  20. Импринтинг (запечатление). Подражание.

  21. Общие свойства ассоциативного обучения. Классические и инструментальные условные рефлексы.

  22. Правила образования классических условных рефлексов. Общие свойства условных рефлексов.

  23. Виды торможения условных рефлексов по И.П.Павлову: внешнее, запредельное, внутреннее. Современные представления о причинах внутреннего торможения.

  24. Инструментальное обучение. Законы обучения по Э.Торндайку. S-R связь в представлениях бихевиористов. Понятие драйва по Ю.Конорскому. Двухфакторная теория обучения Х.Маурера.

  25. Роль подкрепления в инструментальном обучении; режимы и схемы подкрепления. Положительное и отрицательное подкрепление, суеверное поведение, взятка, наказание.

  26. Молекулярный и молярный ответы в инструментальном обучении. Когнитивная трактовка инструментального обучения. Теоретические представления Б.Скиннера и Э.Толмена.

  27. Условные рефлексы на комплексные раздражители. Условнорефлекторное переключение. Рефлексы n-го порядка. Цепные условные рефлексы. Динамические стереотипы.

  28. Роль условных рефлексов в психике человека. Экспериментальное изучение причин возникновения фобий у человека. Принципы поведенческой психотерапии.

  29. Филогенетические уровни высшей нервной деятельности по Л.Г.Воронину. Значение условных рефлексов в поведении животных и человека.

  30. Доминанта и ее свойства по А.А.Ухтомскому. Принцип активности по Н.А.Бернштейну. Функциональная система по П.К.Анохину.

  31. Типы высшей нервной деятельности (темпераменты) животных и человека по И.П.Павлову.

  32. Патология высшей нервной деятельности. Понятие о неврозе по И.П.Павлову. Классификация неврозов.

  33. Гипноз и внушение. Физиологические и психологические причины гипноза. Типы воздействия при гипнозе. Условия формирования гипнотического состояния.

  34. Когнитивное обучение. Основные принципы экспериментального исследования когнитивного обучения. Изучение инсайта в экспериментах В.Кёллера.

  35. Рассудочная деятельность (элементарное мышление) по Л.В.Крушинскому. Способности к символизации, абстракции и обобщению у животных как предпосылки развития мышления и речи человека. Орудийная деятельность.

  36. Понятие о первой и второй сигнальной системе. Обучение животных языкам-посредникам: амслен, жетоны, йеркиш, понимание устной речи. Ключевые свойства человеческого языка (по Ч. Хоккету).

  37. Виды и формы памяти. Процессы, связанные с памятью: кодирование, консолидация, хранение, воспроизведение, забывание. Виды амнезии. Локализация поражений мозга у больных с амнезией.

  38. Современные представления о нейронных и молекулярных механизмах кратковременной и долговременной памяти. Роль синапсов и ядра нейронов в процессах памяти.

  39. Локализация психических функций в коре больших полушарий мозга человека. История представлений о локализации функций: локализационизм и эквипотенциальность. Современный взгляд на проблему локализации функций в мозге.

  40. Межполушарная асимметрия. Исследования на больных с расщепленным мозгом. Проблема доминантности полушарий. Функции правого и левого полушарий.

  41. Физиологические механизмы речи. Основные речевые центры, связи между ними. Основные формы нарушения речи (афазии, алексия).

  42. Структура сна человека: медленноволновый и парадоксальный сон. Энцефалограмма при сне и бодрствовании; основные ритмы ЭЭГ человека. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

  43. Нейрофизиология внимания. Классификация видов внимания. Нервные сети внимания по М.Познеру.

  44. Основные понятия физиологии сенсорных систем: рецептор, рецептивное поле, адекватный стимул, орган чувств, анализатор, сенсорная система. Общие принципы трансдукции и разнообразие рецепторов. Виды кодирования сенсорного сигнала в ЦНС. Организация обработки информации в ЦНС.

  45. Модальность и основные характеристики ощущений. Абсолютные и дифференциальные пороги. Закон Э.Вебера-Г.Фехнера. Закон С.Стивенса.

  46. Психофизическая проблема. Нейрофизиологические подходы к изучению сознания человека. Проблема связывания и восприятие. Синхронизация в нейронных сетях. Теория «глобального рабочего пространства» Б.Дж.Баарса и ее развитие.

  47. Исследования зачатков сознания у животных и характеристики сознания человека.

  48. Развитие мозга в эволюции человека. Формирование мышления, речи, сознания, материальной культуры человека.

Автор программы: _____________________________/ Чернышев Б.В./


Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Базовый учебник: Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008.

Презентации с материалом лекций (конспективное изложение основных положений лекций, а также иллюстрации), организационные материалы и материалы для дополнительного чтения доступны на сайте http://vnd-hse.narod.ru/ (презентации к лекциям и другие материалы открываются для доступа постепенно по мере прохождения дисциплины).


Методические указания для студентов:

Изучение данной дисциплины подразумевает самостоятельную работу, которая включает:

- обязательное ознакомление с содержанием презентаций к лекциям, доступным для скачивания на сайте http://vnd-hse.narod.ru/,

- чтение основной и дополнительной литературы

- подготовку доклада согласно списку тем.


Методические рекомендации для преподавателя:

Лекции сопровождаются непрерывным показом презентаций, содержащих основные положения лекции и иллюстрации, а также фильмов. После лекции и до окончания курса эти презентации доступны для студентов в электронном виде на сайте http://vnd-hse.narod.ru/

Семинары включают следующие формы работы со студентами:

- устный опрос и общее обсуждение изученных тем

- письменные контрольные работы для промежуточной аттестации студентов

- прослушивание докладов, подготовленных студентами по основным темам курса (с презентациями), и их обсуждение

- демонстрация фильмов и их обсуждение


Перечень технического оснащения:

- для лекций: компьютер и мультимедийный проектор, аудиоколонки, экран

- для семинаров: компьютер и мультимедийный проектор, аудиоколонки, экран

- для самостоятельной работы: учебники, компьютер, доступ в Интернет, библиотека







Каталог: data
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница