   Государственный университет – Высшая школа экономики
Факультет Философии
Программа дисциплины
для направления 030100.62 - Философия
подготовки бакалавра
Автор Пружинин Б.И.
Рекомендовано секции УМС
_______«философия»_______
Председатель
_________ Кашников Б.Н.
« » 2010 г
Утверждено УС факультета
философии
Ученый секретарь
______________ Макарова И.В.
« » ноября 2010 г
| Одобрено на заседании кафедры
онтологии, логики и теории познания
зав. кафедрой Порус В.Н.
« 10 » сентября 2010 г
|
Москва
1. Цели и задачи дисциплины
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Программа курса «Философия и методология науки» предназначена для студентов 4 курса (бакалавриата) очного отделения философского факультета ГУ-ВШЭ и должна привить им навыки научного мышления и познакомить с основными проблемами и историческим развитием мировой философско-методологической традиции, раскрыть содержание основных концепций философии и методологии науки, выделить приоритетные темы, проблемы и направления философии науки.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершению обучения дисциплине студент должен:
-
овладеть системой знаний об историческом развитии философии и методологии науки;
-
уметь ориентироваться в школах, течениях и тенденциях философско-методологической мысли;
-
овладеть навыками использования философской методологии;
-
приобрести необходимую эрудицию: терминологическую и концептуальную;
-
уметь анализировать философско-методологические и научные тексты, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам, составлять краткие конспекты, тезисы прочитанного.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Модули
|
Общая трудоемкость
|
|
3, 4 модуль
|
Аудиторные занятия
|
50 часов
|
3, 4 модуль
|
Лекции
|
28 часов
|
3, 4 модуль
|
Практические занятия (семинары)
|
22 часа
|
|
Лабораторные работы
|
не предусмотрены
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Курсовые работы / рефераты
|
26 часов
|
|
Вид итогового контроля
|
10 часов
|
Зачет (4 модуль)
|
4. Содержание работы
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
|
Разделы дисциплины
|
Лекции
|
Практические занятия, семинары
|
Лабораторные работы
|
1.
|
Наука в системе культуры
|
8
|
6
|
|
2.
|
Методология научного знания
|
10
|
8
|
|
3.
|
Научная картина мира и общенаучные подходы
|
10
|
8
|
|
4.2. Содержание разделов дисциплины
-
Наука в системе культуры (14 часов)
Лекции (8 часов)
Философия, философия науки, методология: общая характеристика. Предмет философии науки, ее структура и функции. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий. 2 часа
Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства. Восток и практическое знание. Запад и теория 2 часа
Наука и техника: сциентистские и антисциентистские трактовки науки. Наука как основание современных технологий 2 часа
Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. Наука и гуманизм. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Влияние общества на развитие науки: наука и власть 2 часа
Семинары (6 часов)
Возникновение науки. Практическое знание и наука в Греции (Пифагор, Фалес, Евклид, Эмпедокл). Эллинистический период в развитии научного знания 2 часа
Наука и образование в Средние века. Наука на арабском Востоке. Наука эпохи Возрождения: опытное знание и формирование системы образования 2 часа
Наука Нового времени и контуры современной науки. Галилей как основатель науки Нового времени. Ньютон и формирование классического идеала научного знания. Становление дисциплинарной науки в XIX веке. 2 часа
II. Методология научного знания (18 часов)
Лекции (10 часов)
Общие характеристики научного мышления. Проблема рациональности: современные дискуссии. Истина в науке. Понятие научного метода: опыт и эксперимент в структуре научного знания 4 часа
Логическая структура науки. Критерии научности: верификация и фальсификация. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение 4 часа
Язык науки как философско-методологическая проблема. Критика логического позитивизма. Анализ языка науки (логико-методологическая, семиотическая и аналитическая стратегии). Гипотетико-дедуктивная модель теории 2 часа
Семинары (8 часов)
Общие модели истории науки: кумулятивистская модель (позитивизм), развитие через научные революции (постпозитивизм) 2 часа
Модели динамики научного знания. Понятия: «парадигма», «нормальная наука» и «научная революция» (Т. Кун), «научно-исследовательская программа» (И. Лакатос), «методолгический анархизм» (П. Фейерабенд), «личностное знание» (М. Полани). Понятие научного сообщества 4 часа
Понятие социокультурной детерминации познания. Этос науки, наука и ценности. Историзм и релятивизм в научном познании («case study») 2 часа
III. Научная картина мира и общенаучные подходы (18 часов)
Лекции (10 часов)
Культурно-исторический подход в современной науке. Наука как целостный феномен и ее методологические основания. Специфика социально-гуманитарного знания. Условность дихотомии: социально-гуманитарное – естественно-научное знание 4 часа
Прикладное и фундаментальное в современной науке. Прикладные функции науки. Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки 2 часа
Научные подходы, исследовательские стратегии, стили научного мышления. «Стили научного мышления» и «парадигмы». Идеи Л. Флека. Понятие внутренней формы слова Г. Шпета. Стиль как смысловая характеристика научного знания 2 часа
Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки. Специфика псевдонауки в ХХ веке 2 часа
Семинары (8 часов)
Системный подход: 4 часа
-
Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа.
-
Вспомогательный аппарат системного анализа (методы моделирования и анализа)
-
Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.
Синергетический подход: 4 часа
-
Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем.
-
Основные принципы и понятия теории самоорганизации (порядок, хаос, открытые системы, неравновесность, флуктуация, бифуркация, когерентность, нелинейность, режимы рождения и сохранения порядка и др.)
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебные пособия:
-
Микешина Л.А. Философия науки. Учебное пособие. 2-е изд. М., 2006.
-
Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. М., 2010.
-
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учебное пособие для ВУЗов. М., 1995.
-
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2007.
-
Философия науки. Хрестоматия. Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина, науч. ред. Т.Г. Щедрина. М., 2006.
-
Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура; Хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л. А. Микешина, науч. ред. Т. Г. Щедрина. М., 2007.
Энциклопедии:
-
Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001.
-
Энциклопедия по философии и методологии науки. М., 2009.
Литература к семинарским занятиям:
-
Автономова Н. С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М., 2008.
-
Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.
-
Агацци Э. Переосмысление философии науки сегодня // Вопросы философии. 2009. № 1.
-
Аналитическая философия: становление и развитие. Под ред. А. Ф. Грязнова. М., 1998.
-
Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки М., 1999.
-
Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента. М., 1975.
-
Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.
-
Бажанов В. А. Диалектические основания творчества И. Лакатоса // Вопросы философии. 2008. № 9.
-
Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.
-
Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. № 1. 2004.
-
Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. СПб., 2008.
-
Бурдье П. За рационалистический историзм // СоциоЛогос–97. М., 1996.
-
Вирт С. Почему люди стали бояться реакторов // Вопросы философии. 1992. № 2.
-
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 2008.
-
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.
-
Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989.
-
Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
-
Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
-
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
-
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII–XIX вв. М., 1999.
-
Гибсон Дж. Экологическая теория зрительного восприятия. М., 1988.
-
Гусейнов А. А. В каком смысле мы можем говорить о кризисе образования // Наука и образование на пороге третьего тысячелетия. Минск, 2001; Социология. № 1. Минск, 2001.
-
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги) // Вопросы философии. 1992. № 7.
-
Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., 2010.
-
Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М., 2008.
-
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М., 2006.
-
Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке. Под ред. В.А. Лекторского. М., 2009.
-
Косарева Л. М. Внутренние и внешние факторы развития науки (историографический аспект проблемы). М., 1983.
-
Косарева Л. М. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки). М., 1985.
-
Куайн У. ван О. Слово и объект. М., 2000.
-
Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
-
Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
-
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
-
Лебедев М. В. Перспективы современных концепций надежности знания // Вопросы философии. 2007. № 11.
-
Лекторский В. А. Дискуссия антиреализма и реализма в современной эпистемологии // Познание, понимание, конструирование. М., 2008.
-
Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
-
Либера А. де. Средневековое мышление. М., 2004.
-
Макеева Л. Б. Научный реализм и проблема истины // История философии. № 13. Отв. ред. И. И. Блауберг. М., 2008.
-
Малкей М. Наука и социология знания. M., 1983.
-
Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии). М., 2004.
-
Меркулов И. П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980.
-
Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. М., 2007.
-
Найдыш В. М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. № 2.
-
Наука и научность в исторической перспективе. СПб., 2007.
-
Никитин Е. П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? М., 2004.
-
Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре», материалы (круглого стола) // Вопросы философии. 2003. № 12.
-
Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1980.
-
Патнэм Х. Разум, истина и история. М., 2002.
-
Пирс Ч. С. Закрепление верования // Вопросы философии. 1996. № 12.
-
Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
-
Порус В. Н. К вопросу о междисциплинарности философии науки // Эпистемология и философия науки. 2005. Т. IV. № 2.
-
Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.
-
Пружинин Б. И. Прикладное и фундаментальное в этосе современной науки // Философия науки. Вып. 11. Этос науки на рубеже веков. М., 2005.
-
Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986.
-
Пружинин Б. И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М., 2009.
-
Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.
-
Розин В. М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей. М., 2001.
-
Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006.
-
Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997.
-
Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
-
Смит Р. Разнообразие историко-научных исследований в Великобритании // Вопросы истории естествознания и техники. 2000. № 2.
-
Сноу Ч. О двух культурах. М., 1972.
-
Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. 2008. № 2.
-
Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000; 2-е изд. 2003.
-
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
-
Филатов В. П., Никифоров А. Л., Ивин А. А., Порус В. Н. «Обсуждаем статью “Рациональность”» // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. II. № 2.
-
Философия науки: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2006. № 10.
-
Флек Л. ван. Теоретическое и прикладное материаловедение. М., 1975.
-
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
-
Фундаментальная наука в XXI веке (материалы дискуссии) // Вопросы философии. 2008. № 5.
-
Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
-
Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2.
-
Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
-
Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова // Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. Отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М., 2007.
-
Щедрина Т. Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М., 2008.
6. Вопросы к зачету
-
Понятие научного знания его структура и функции
-
Специфика античной и средневековой науки
-
Наука Нового времени: основные принципы, эксперимент.
-
Понятие о рациональности. Основные формы мышления, их взаимосвязь
-
Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение.
-
Общие модели истории науки.
-
Модели динамики научного знания. Понятие научного сообщества.
-
Понятие социокультурной детерминации познания.
-
Основные формы развития знания: факт, проблема, гипотеза, теория. Их роль в развитии знания.
-
Гипотетико-дедуктивная модель теории.
-
Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа.
-
Моделирование как метод системного анализа.
-
Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.
-
Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем.
-
Основные принципы и понятия теории самоорганизации.
-
Прикладное и фундаментальное в современной науке.
-
Научная этика и псевдонаука.
-
Стиль научного мышления как смысловая характеристика научного знания
7. Темы эссе
-
Образы науки: философский, повседневный, науковедческий.
-
Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства.
-
Наука и техника: сциентистские и антисциентистские трактовки науки.
-
Наука эпохи Возрождения: опытное знание и формирование системы образования
-
Галилей как основатель науки Нового времени.
-
Ньютон и формирование классического идеала научного знания.
-
Становление дисциплинарной науки в XIX веке.
-
Проблема рациональности: современные дискуссии.
-
Понятие научного метода: опыт и эксперимент в структуре научного знания
-
Критерии научности: верификация и фальсификация.
-
Критика логического позитивизма.
-
Общие модели истории науки: кумулятивистская модель (позитивизм), развитие через научные революции (постпозитивизм).
-
Понятие социокультурной детерминации познания.
-
Этос науки, наука и ценности.
-
Специфика социально-гуманитарного знания. Условность дихотомии: социально-гуманитарное – естественно-научное знание.
-
Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки.
-
Специфика псевдонауки в ХХ веке
-
Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.
Поделитесь с Вашими друзьями: |