Программа дисциплины «Философия» Для подготовки бакалавров по направлению 030900 "Юриспруденция"



Скачать 163.5 Kb.
Дата24.04.2016
Размер163.5 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Философия»

Для подготовки бакалавров по направлению 030900 "Юриспруденция"

(Аннотация)




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине


В результате изучения дисциплины «Философия»

студент сможет:

Иметь представление

  • о своеобразии философии, ее месте в культуре, о научных, философских и религиозных картинах мироздания, о сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • о многообразии форм человеческого знания и освоения мира, о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, культурных и духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни.


Познакомиться:


  • с классическими философскими текстами разных эпох и традициями западноевропейской, восточной и русской философии;

  • с важнейшими отраслями и вехами развития философского знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками философии и приемами работы с ними.


Знать:


  • историю возникновения и этапы развития философии, ее основные исторические типы; содержание и особенности зарубежной философской мысли, характер и специфику философского знания России;

  • философские и религиозно-этические концепции сущности, назначения и смысла жизни человека; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

  • место и роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственные обязанности человека по отношению к другим и самому себе;

  • сущность философского понимания общества как развивающейся открытой системы, диалектику взаимодействия его основных сфер; структуру и формы общественного сознания; роль и место человека в развитии общества; характер современных мировых процессов и тенденций, глобальных проблем и пути их решения;

  • смысл соотношения биологического, социального, духовного начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху противоречий развития;

  • о роли науки в развитии цивилизации, особенностях взаимодействия науки и техники, о связанных с ними современных социальных и нравственных проблемах, о сущности научной рациональности и содержании ее исторических типов;

  • структуру, формы и методы научного познания и управления, их эволюцию, специфику познания правовых, экономических, управленческих и других процессов в обществе;


Уметь:


  • творчески применять философские знания в профессиональной деятельности государственного служащего, юриста, экономиста, психолога и т.д.;

  • самостоятельно и творчески работать с философскими источниками и литературой; адекватно ориентироваться в широком спектре философских направлений и школ; работать над углублением и систематизацией своих философских знаний.

  • Владеть философскими знаниями в различных сферах профессиональной и общественной деятельности


Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Являясь обязательной, данная дисциплина обеспечивает изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин, установленных Государственным образовательным стандартом для подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция»

В ходе освоения историко-философской проблематики студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленным временем, культурной и цивилизационной спецификой стран и регионов, внутренними закономерностями и основными векторами развития. Теоретические аспекты курса включают в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и ценностном отношении.

Изучение курса философии опирается на исторические знания студентов, а также на полученные ими знания по обществоведению в средней школе.

Реализация основных целей в ходе преподавания учебной дисциплины «Философия» предполагает решение следующих задач:

- развить у студентов интерес к фундаментальным знаниям, стиму-лировать потребность в философских оценках исторических событий и фактов действительности, способствовать усвоению ими идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм;

- обеспечить изучение студентами всеобщих законов бытия и общес-твенного развития, достижений мировой и русской философской мысли, осмысление общечеловеческих и отечественных гуманистических ценностей, способствовать на этой основе формированию у них устойчивой мировоззренческой ориентации, необходимого уровня общей и философской культуры;

- помочь студентам в овладении методологией научного анализа, в том числе междисциплинарного, адекватной современным требованиям и вызовам социального развития, потребностям эволюции основных сфер общественной жизни;

- содействовать формированию духовного мира будущих профес-сионалов (юристов, экономистов, психологов, специалистов в области государственного и муниципального управления и других), воспитанию чувства высокой ответственности за выполнение гражданского и профессионального долга, способствовать развитию интеллекта, культуры, высокой нравственности, патриотизма, чести и достоинства российского интеллигента;

- сформировать у студентов навыки и умения систематической работы над философскими источниками и литературой;

- содействовать решению воспитательных задач и формированию гармонично развитой, граждански и профессионально ответственной личности, руководствующейся высокими духовными ценностями и моральными нормами.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:


ОК-3 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения

ОК-4способен логически верно, аргументировано и ясно стороит ьустную и письменную речь,

ОК-5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК –7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-9 - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы

4.Структура и содержание тем дисциплины

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ



Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

  1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, философское. Становление философии.

Философия как форма знания. Структура философского знания. Предмет философии. Материализм и идеализм в философии, их исторические формы. Проблема метода в философии. Диалектика, метафизика, их исторические формы. Синергетика. Философия и наука. Отличие философии от обыденных и конкретно-научных представлений. Монизм, дуализм, плюрализм в философии. Проблема познаваемости мира. Скептицизм, агностицизм.

Место и роль философии в культуре. Связь философии с жизнью общества. Функции философии. Практические, познавательные, ценностные отношения человека к миру и место философии в них. Философия как квинтэссенция эпохи. Роль философской культуры в развитии человека и человечества.
Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО МИРА, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философия Древней Индии. Начала философского мышления. Ведические школы: веданта, миманса, йога, ньяя, санкхья, вайшешика и их учения о бытии, мировом и индивидуальном сознании. Буддизм, джайнизм, чарваки: проблемы сознания и самосознания, познания мира и самопознания.

Основные философские школы Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство, Лао-Цзы и даосизм, буддизм. Диалектика «дао», учение о «Ян» и «Инь».

Влияние философско-религиозных систем Древнего Востока на его культуру и идеологию.



Древнегреческая философия. Основные этапы ее развития. Проблема первоосновы мира в учениях философов Милетской школы, Пифагора, Гераклита, Демокрита. Характеристика материализма древних философов. Рационализм и этика Сократа. Объективный идеализм Платона. Философия Аристотеля: учение о материи и форме, причинности и цели, роли меры. Значение античной философии для развития мировой философской мысли и культуры в целом.

Философия европейского средневековья. Теоцентризм: природа и человек как творение бога. Философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Патристика. Философия Августина Блаженного. Схоластика. Полемика реализма и номинализма. Проблемы онтологии и гносеологии, этики и политики в философии Фомы Аквинского.

Борьба гуманизма и схоластики в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя. Антропоцентризм и проблема личности в работах М. Монтеня, Н. Макиавелли, Э. Роттердамского. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм. Идеология централизованного государства (Н. Макиавелли). Теория естественного права (Г. Гроций).


  1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XIX ВЕКОВ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ XX ВЕКА

Основные направления, школы, концепции европейской философии XVII-XVIII вв.: материализм и эмпиризм, рационализм и дуализм, социально-философские и этические взгляды (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза Ш. Монтескье, А. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций).

Классическая немецкая философия. «Критическая философия» И. Канта. Этические взгляды И. Канта. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Структура гегелевского учения, его основные разделы: логика, философия природы, философия духа. Диалектический метод Гегеля. Гегелевская концепция исторического развития. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (К.Маркс и Ф.Энгельс). Исторические судьбы философии марксизма. Неомарксизм. Отчуждение как центральная категория философии неомарксизма.

Основные направления развития философии ХIХ-XX в.в.: иррационализм и рационализм; антропологизм и натурализм; сциентизм и антисциентизм; модернизм и постмодернизм.

Иррационализм и индивидуализм учений А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Философия позитивизма. Проблема соотношения философии и других наук в философских концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Дж.С. Милля. Влияние позитивизма на методологию наук. Махизм и его позитивистский характер (Э. Мах, Р. Авенариус). «Критический рационализм», «постпозитивизм» К. Поппера и методология науки Т. Куна, И. Лакотоса, П. Фейерабенда.

Феноменология (Э. Гуссерль, А. Шюц и др.) как метод анализа чистого сознания, интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), как один из источников экзистенциализма и герменевтики.

Герменевтика как «практика философского мышления» (Г. Гадамер, П. Рикер).

Экзистенциализм. Экзистенция как «внутреннее» существование, переходящее во внешне предметное бытие. Подлинное и неподлинное существование. Религиозный экзистенциализм (Н.А. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер). Проблемы общества и личности, свободы и ответственности в философии экзистенциализма.



Религиозная философия, ее основные направления: неотомизм, протестантская философия, философия православия. Распространение идей буддизма, даосизма, йоги и других нетрадиционных религиозных традиций.


  1. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Предпосылки развития философии на Руси. Славянская мифология и болгарская книжность. Роль христианства и византийской культуры в становлении религиозно-философской мысли в Киевской Руси.

Особенности средневековой русской философии. Философия русского Просвещения. «Ученая Дружина» Петра I. Вопросы теоретической и практической философии, этики и нравственного воспитания. М.В. Ломоносов как родоначальник философского материализма и опытного естествознания. А.Н. Радищев. Философские и общественно-политические взгляды. Трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Философские и историософские взгляды П.Я. Чаадаева. «Философические письма». Славянофилы и западники.

Философия революционно-демократического движения. Философские взгляды А.И. Герцена. Эстетические взгляды Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстой о цели и смысле жизни. Русский космизм. Н.Ф. Федоров и его философия общего дела. В.И. Вернадский о ноосфере.

Особенности русской религиозной философии: антропоцентризм, связь религиозных вопросов с социальными, приоритет проблем смысла русской истории и культуры. Философия В.С. Соловьева. Концепция философии «Всеединства». Учение о мировом процессе. Проблемы творчества, свободы, смысла истории в философии Н.А. Бердяева. Учение о человеке. Христианский персонализм. Бердяев о корнях и сущности «русской идеи».

Марксистская философия в России. Философские взгляды Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Отечественная философская мысль советского периода.


Раздел III. ОНТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О БЫТИИ)

  1. БЫТИЕ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Бытие – основа понимания мира как единого целого, его стабильности, самодостаточности, несотворимости и неуничтожимости. Монистические и плюралистические концепции бытия.

Самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие природы, преобразованной человеческой деятельностью. Бытие человека в природном и социальном мире. Особенности бытия духовного на уровне человека и на уровне общества. Категория материи. Вещественность и телесность – необходимые свойства материи в концепциях метафизического материализма. Материя как категория для обозначения объективной реальности. Роль марксистского понимания материи в объяснении кризиса в естествознании. Структура и уровни организации материального мира. Единство природных и социальных процессов и явлений. Особенности физической, биологической и социальной реальности.

Движение как способ существования материального мира. Метафизическое и диалектическое понимание движения. Движение как изменение. Движение и покой. Формы движения материальных систем. Пространство и время как формы существования материи. Общие и специфические свойства пространства и времени.


  1. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Сущность сознания, его место в системе бытия. Роль отражения и системной организации в процессе эволюции. Биологические предпосылки сознания. Социальная обусловленность сознания. Роль коллективной деятельности и орудий труда в возникновении сознания. Язык и его основные функции. Сознание как целенаправленное отражение действительности человеком, опирающимся на достижения культуры. Функции сознания.

Структура психической деятельности человека. Сознание и бессознательное. Мышление, память, воля, эмоции как формы психической деятельности и субъективной реальности. Вербальное и невербальное мышление. Душа и душевность человека. Образный компонент сознания и механизм его формирования. Практический компонент сознания. Мышление как реализация опыта сознания. Сознание и самосознание как центр психической деятельности. Активность сознания.

Единство объективного и субъективного в сознании. Понятие идеального. Сознание как субъективно отраженное бытие. Место мировоззрения и жизненной позиции в сознании человека.

Раздел IV. ДИАЛЕКТИКА (УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ)

  1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

Движение и развитие. Основные концепции развития. Диалектика и метафизика о развитии. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Исторические формы диалектики. Диалектика как единство теории и метода. Соотношение принципов, законов и категорий диалектики.

Принцип всеобщей связи. Связь и отношение. Закон как общая, существенная и необходимая связь. Система законов. Соотношение всеобщих, общих и частных законов.

Принцип развития. Развитие как накопление необратимых качественных изменений, преобразование структуры. Самоорганизация систем как основа их развития. Синергетика и ее роль в понимании категории развития.


  1. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

Основные законы диалектики как важнейшие характеристики процесса развития в целом. Закон единства и борьбы противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположности, противоречие. Классификация противоречий. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Категории: количество, качество, мера, скачок. Соотношение эволюционного и революционного развития. Закон отрицания (диалектического синтеза) как основа сохранения преемственности в процессах развития. Методологическое значение законов диалектики.

Закономерная взаимосвязь парных категорий диалектики. Часть и целое, форма и содержание, общее и единичное, сущность и явление как наиболее общие характеристики действительности. Возможность и действительность. Виды возможностей: реальная, формальная, абстрактная, конкретная. Необходимость и случайность. Вероятность. Динамические и статистические закономерности. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм.
Раздел V. ГНОСЕОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ)

  1. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ

Знание как важнейший компонент человеческой деятельности. Научное и ненаучное знание. Вера и знание. Объект и субъект познания. Взаимодействие чувственного и рационального в познании. Взаимосвязь ощущений, восприятий и представлений. Понятие, суждение и умозаключение как формы абстрактного мышления. Рассудок и разум. Рациональное и иррациональное в познании. Интуиция и ее эвристическая роль.

Проблема истины и ее критерии. Объективность и субъективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность истины. Истина и правда. Агностицизм и его формы. Логическая непротиворечивость. Практика как основа и критерий истинности познания.

Теория научного познания. Особенности познания социальных явлений. Понимание как познавательный процесс. Понимание, описание, интерпретация, объяснение. Структура научного познания, его уровни, формы и методы. Научный факт как форма эмпирического знания. Научная проблема как форма и стиль познания. Гипотеза и научная теория. Эксперимент и моделирование. Анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, классификация как методы обработки и систематизации эмпирического материала. Эмпирический закон как наиболее развитая форма эмпирического знания. Абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, мысленный эксперимент как методы исследования теоретических объектов. Системный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, взаимодействие логического и исторического как методы построения и обоснования научного знания.

Наука как система развивающихся знаний. Основные функции науки. Классификация наук. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Раздел VI. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Общество и его структура. Естественные условия жизни общества. Экологическое бытие. Природа как предпосылка возникновения и развития общества. Биосфера – среда жизнедеятельности людей. Географическая среда. Диалектическая взаимосвязь природы и общества. Социальное пространство и социальное время.

Общественные отношения как многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи людей. Материальные и духовные отношения. Основные сферы общественной жизни. Гражданское общество и государство.

Социальное бытие общества: этническая, демографическая, стратификационная, профессионально-образовательная и территориальная структура общества. Брак и семья.


  1. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Понятие духовной жизни общества. Духовные потребности, производство и потребление, духовное общение. Общественное сознание как ядро духовной жизни общества. Структура и уровни общественного сознания. Обыденное сознание, общественная психология, идеология, их особенности и взаимосвязь. Общественное и индивидуальное сознание, их соотношение. Массовое сознание.

Формы общественного сознания, их специфика и соотношение. Формы духовно-практического освоения социальной действительности: политика, право, мораль. Формы духовного освоения мира: религия, искусство.

Основные факторы, определяющие характер и динамику духовной жизни общества в XX-XXI вв.



Раздел VII. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

(УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ)

  1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Проблема человека в философии. Человек и природа. Антропогенез и социогенез. Родовая сущность человека и его цивилизационные типы. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Типология личности. Роль личности в истории. Человек в системе социальных связей. Социализация личности. Мера индивидуального и социального в человеке. Эгоизм и альтруизм. Свобода и ответственность личности. Волюнтаризм и фатализм. Насилие и ненасилие.

Деятельность как способ бытия человека. Теоретическая и практическая деятельность. Структура деятельности: субъект, объект, цель, средство, способ и результат. Потребности и интересы как причина деятельности. Система целей и мотивов деятельности. Диалектика средств и способов деятельности. Результат и последствия, проблема несовпадения целей и результатов деятельности. Человек и функциональные подсистемы деятельности. Труд, общение и игра как разновидности деятельности.

Ценности человеческого бытия. Содержание понятий «ценность», «оценка» и «оценочное отношение». Основные функции ценностей. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Классификация ценностей. Нравственные и правовые ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Проблема смысла жизни в истории философской мысли: фатализм, гедонизм, эвдемонизм, волюнтаризм, функционализм. Проблема смерти и бессмертия.
Раздел VIII. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

  1. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Исторический процесс как проявление законов общественного развития. Закономерный характер общественного развития. Сходство и отличие законов природы и общественных законов. Необходимость и случайность в развитии общества. Последовательная смена и качественное обновление основных сфер общества. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Субъекты исторического процесса: народы, нации, социальные группы, личности. Потребности, интересы, цели, идеалы как побудительные силы деятельности людей. Объективные условия и субъективный фактор исторического процесса, их диалектическая взаимосвязь. Личность и массы.

Социальное развитие и его типы. Прогресс и регресс. Эволюция и революция. Общественный прогресс: сущность, стороны (качественная и количественная), противоречивость, критерии. Соотношение научно-технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху.


  1. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Культура как социальный феномен. Культура и деятельность. Материальная и духовная культура. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе. Социальные функции культуры (тип социальной памяти, форма трансляции социального опыта, способ социализации человека и другие). Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре. Западная и восточная культуры. Проблема «массовой» и «элитной» культуры. Культура как мера развития человека. Культура, духовность, интеллигентность, образованность.

Современные представления о цивилизации. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Типы цивилизаций. Информационная революция и становление информационного общества. Прогрессивные традиции и их роль в совершенствовании общества. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности и возможные пути их решения. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Каталог: annotacii -> 400301
annotacii -> Аннотации рабочих программ дисциплин базовой части программы (для всех профилей подготовки) Аннотация рабочей программы дисциплины «История и методология науки»
annotacii -> Аннотации рабочих программ практик (Б5) по образовательной программе «Физическое образование»
annotacii -> Результаты научно-исследовательских работ победителей конкурса грантовой поддержки научно-исследовательских работ аспирантов и молодых научно-педагогических работников ргпу им. А. И. Герцена 2014 г
annotacii -> «История» Цели и задачи освоения учебной дисциплины
annotacii -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности 13. 00. 02
annotacii -> Аннотации рабочих программ дисциплин по специальности 050201. 65 «Математика» гсэ гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. Ф. 1 «Иностранный язык»
annotacii -> Дисциплины Современные проблемы науки и образования
annotacii -> Дисциплины Современные проблемы науки и образования
annotacii -> Информационные материалы по направлениям и уровням подготовки основных образовательных программ, реализуемых кафедрой анализа систем и принятия решений вшэм
400301 -> Программа дисциплины «Юридическая психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница