Программа дисциплины фд. А. 03; цикл фд. А. 00 «Факультативные дисциплины»



страница1/3
Дата25.04.2016
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФД.А.03; цикл ФД.А.00 – «Факультативные дисциплины»

основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по научной отрасли

12.00.00 – «Юридические науки»

МОСКВА

2012
Автор-составитель:


Ловцов Д. А.,

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия




Рецензент:
Сафонов В. Е.,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия

Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365, учебных планов подготовки аспирантов Российской академии правосудия.

Одобрена на заседании кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия 30 августа 2012 г., протокол № 1.

Утверждена Ученым советом Российской академии правосудия (протокол № 13 от 23 октября 2012 г.).

© Российская академия правосудия, 2012

© Ловцов Д. А., 2012

1. Цели и задачи освоения и изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и умений, а также практических навыков рациональной организации научных исследований и представления новых научных результатов согласно установленным требованиям.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- углубленное изучение методологических вопросов организации и проведения научных исследований, а также организационно-правового обеспечение оформления отчёта и представления научно-квалификационной работы;

- подготовка аспирантов к самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков при проведении диссертационных исследований.



2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования

Дисциплина «Научно-методическое обеспечение научных исследований» относится к факультативным дисциплинам основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по научной отрасли 12.00.00 – «Юридические науки».

Изучение дисциплины позволяет глубоко овладеть знаниями о методологии и научно-методических средствах проведения научных исследований; выявлении, определении и формулировке научной новизны выносимых на защиту научных результатов диссертации, их теоретической и практической значимости, а также об оформлении отчёта и представлении научно-квалификационной работы.
3. Требования к уровню подготовки аспирантов

В результате изучения дисциплины каждый аспирант должен



  1. Знать:

принципы, структуру, методы и средства научной деятельности;

состав и иерархию научно-методического обеспечения видов профессиональной (юридической) деятельности.



  1. Уметь:

самостоятельно выявлять, формулировать и решать научные задачи;

определять научные и научно-методические характеристики полученных теоретических, теоретико-прикладных и прикладных результатов;

определять юридическую значимость и правовую эффективность (действенность) полученных новых научных результатов.


  1. Владеть:

навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

навыками самостоятельного оформления и подготовки отчёта о научных исследованиях.



4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 академических часа).



Форма обучения: очная, заочная.



Вид учебной работы

Количество

зачетных единиц

и часов

Общая трудоемкость

2 (72)

Аудиторные занятия (всего), из них:

1 (36)

лекции

0,5 (18)

практические занятия

0,5 (18)

Самостоятельная работа

1 (36)

Форма итогового контроля

зачет



4.2. Тематический план дисциплины


№ п/п

Разделы дисциплины

Количество учебного времени, час

Виды учебных занятий, час

Лекции

ГЗ

Семинары

СР

1

2

3

4

5

6

7

1

Вводная лекция. Введение в дисциплину

4

2







2

2

Раздел 1. Методология и научно-методические средства научных исследований

34

8

6

4

16

3

Раздел 2. Оформление отчёта и представление научно-квалификационной работы

34

8

6

2

18

ВСЕГО:

72

18

12

6

36


4.3. Содержание дисциплины
Введение в дисциплину

Предмет, цели, задачи, структура учебной дисциплины ФД.А.03 – «Научно-методическое обеспечение научных исследований» и отчётность. роль и место дисциплины в системе подготовки научно-педагогических кадров. Руководящие документы ВАК Министерства образования и науки РФ.



Раздел 1. Методология и научно-методические средства
научных исследований

Методология научных исследований как конструктивное учение о принципах, структурах, методах и средствах научной деятельности. Компоненты методологии научных исследований: методология философская (интерпретация результатов науки), общенаучная (совокупность общенаучных понятий и методов), специальная или конкретно-научная (совокупность методов и принципов исследования и процедур, используемых в конкретной научной области или отрасли права). Диалектический метод в юридическом исследовании. Методологические принципы исследования: объективность, научность, системность, единство теории и практики. Области приложения специальных методологий к исследованию юридических проблем.

Определение объекта и предмета исследования. Выявление и обоснование актуальности научной задачи (проблемы). Выбор и формулировка темы диссертационного исследования, признаки научной новизны. Разработка концепции научного труда. Формализованная постановка и анализ научной задачи. Определение основных этапов её решения. Обоснование требований к возможным результатам, моделирование и обоснование (доказательство) правомочности результатов. Разработка методики системного анализа объекта и предмета исследования. Выдвижение и проверка рабочих гипотез.

Иерархия научно-методических средств научного исследования. Понятия теория и гипотеза; методология, концепция и парадигма; методика; метод, модель, алгоритм; способ (технологический процесс); процедура (порядок действий); приём (действие, операция), их соотношение. Роль научно-методического обеспечения в развитии юридических наук, в исследовании их проблематики. Общетеоретические, теоретико-прикладные (специализированные), эвристические и эмпирические методы (средства) юридического исследования. Юридический эксперимент и наблюдение. Условия обеспечения эффективности использования научно-методических средств научного юридического исследования.

Раздел 2. Оформление отчёта и представление научно-квалификационной работы

Организационно-правовое обеспечение оформления отчёта и представление научно-квалификационной работы. Требования Положения о порядке присуждения учёных степеней (Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74), ГОСТ 7.1-84 (правила оформления библиографии), высшей школы (принципы грамотности, квалифицированности, логичности, ясности и литературности изложения материала диссертационного исследования).

Согласование темы, актуальной прикладной и научной задачи (проблемы – для докторской диссертации), цели, её декомпозиции на частные научные задачи (подзадачи), соответствующие главам (разделам) диссертации. Согласование выводов по главам и заключения.

Уточнение, согласование и представление новых общетеоретических, теоретико-прикладных и практических результатов, полученных лично автором, в виде структурно-логической схемы. Выявление научных результатов, выносимых на защиту. Определение и формулировка научной новизны выносимых на защиту научных результатов диссертации, их теоретической и практической значимости.

Обеспечение опубликованности научных результатов в научных изданиях, определяемых Перечнем ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (Решение Президиума ВАК от 17 октября 2001 г.). Представление научных результатов в виде и форме, приемлемых для реализации в ведущей организации.

Требования к реализации в НИР, в учебном процессе, в практической профессиональной деятельности.
5. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы аспирантов
Методология научных исследований. Методология научных исследований – это конструктивное учение о (1) принципах и структурах, (2) методах и (3) средствах научной деятельности.

Методология научных исследований имеет три основные иерархические страты компонентов, включая: методологию философскую (интерпретация результатов науки), общенаучную (совокупность общенаучных понятий и методов), специальную или конкретно-научную (совокупность методов и принципов исследования и процедур, используемых в конкретной научной области или отрасли права).

Основным принципом современных научных исследований является принцип системности: на этапах «макропроектирования» системы правового регулирования в целом и «микропроектирования» отдельных её подсистем должны быть установлены и сохранены связи между структурными компонентами, обеспечивающими целостность системы правового регулирования.

Развитие науки (начиная, примерно с VI в. до н. э.) как сферы человеческой деятельности, направленной на систематизацию накопленных и получаемых новых объективных знаний о природе, обществе и самом человеке, базируется на «итерационной» разнообразной и многоаспектной классификации объектов исследования – упорядоченному их распределению по определённому признаку (свойству, характеристике), позволяющему установить их сходство (тождество) или различие. При этом на начальных этапах различных научных исследований используется, как правило, интуитивная дихотомическая классификация, а по их окончании – более продуктивная классификация на основе разработанной адекватной модели предметной области.



Разработка концепции и структуры научных исследований включает определение1 объекта и предмета исследования, выявление и обоснование актуальности прикладной задачи (проблемы), формализованную (аксиоматическую) постановку и анализ решаемой актуальной прикладной задачи и формализацию научной проблемы (как правило, в докторской диссертации) или научной задачи (в кандидатской диссертации) разработки «инструмента» (комплекса средств научно-методического обеспечения, выносимого на публичную защиту) решения прикладной задачи.

Проблема – сложная потенциальная теоретическая или прагматическая задача (цель), методика решения которой неизвестна, и (или) отсутствуют ресурсы для её решения (например, не решены глобальные проблемы: экологическая, энергетическая, продовольственная и демографическая). Проблема в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Например, разработка системологии правового регулирования информационных правоотношений необходима для решения крупной научной проблемы обеспечения эффективности их регулирования. Системология или теория (совокупность теоретических положений) должна содержать соответствующие методики системного подхода (анализа).

Методика системного анализа – прикладная методика, специфической особенностью которой является сочетание в ней формальных методов, моделей, алгоритмов (аналитических, эвристических, статистических, теоретико-множественных, логических, лингвистических, семиотических, графических, правовых) и качественных способов использования неформализованных знаний (эвристик, опыта и интуиции) экспертов2. В качестве последних наиболее широко применяются способы экспертных оценок (экспертный опрос, взвешенное оценивание и выбор предпочтительного варианта), «мозговой атаки» (одновременное коллективное обсуждение всех сформулированных идей), «Делфи»3 (многошаговая процедура «мозговой атаки», учитывающая результаты предшествующих шагов при оценке значимости экспертов), «дерева целей» (выявление и декомпозиция главной цели, построение «прогнозного графа»), морфологического анализа Ф. Цвикки (систематический поиск всех возможных вариантов решения проблемы путём комбинирования выделенных элементов или их признаков) и др.
Научно-методические средства юридического исследования. Результаты научных (включая диссертационные) исследований целесообразно представлять в форме известных средств научно-методического обеспечения (НМО) видов деятельности, обычно иерархически взаимосвязанных и содержащих научные положения.



Логическая иерархия средств НМО видов деятельности


Уровень

иерархии


Наименование понятия

7

Теория, гипотеза

6

Методология, концепция, парадигма

5

Методика

4

Метод, модель, алгоритм

3

Способ (технологический процесс)

2

Процедура (порядок действий)

1

Приём (действие, операция)


Теория – система основных идей в определённой области знания, дающая целостное представление о наиболее существенных отношениях (связях) и их свойствах (закономерностях), воплощённая в соответствующей методологии, методиках, методах, моделях, алгоритмах. По мере повышения степени формализации теории отношения представляются в виде аксиом (исходных положений, проверенных на практике), свойства этих отношений – в виде утверждений (теорем) и предложений, доказанных формально-логически (которые и являются научными положениями), а модели (научные результаты) представляют собой множество, на котором заданы соответствующие отношения и выполнены требуемые свойства.

Гипотеза – теория на начальной стадии её разработки (создания), содержащая совокупность обоснованных принципиальных предположений, ещё не получивших формально-логического или практического доказательства, но не противоречащих ранее установленным знаниям (фактам, законам, принципам).

Методология – учение о структурах (включая функциональную структуру – логическую организацию), системе принципиальных методов и комплексе средств деятельности. Методология должна быть достаточно общей, гибкой, доступной исследователям (разработчикам), воспроизводимой, чтобы исследователи (разработчики) с различным практическим опытом получали примерно одинаковые результаты. Знания более высокого уровня абстракции выполняют методологические функции по отношению к более конкретному знанию (например, кибернетические представления об управлении, информации, обратной связи играют роль методологических постулатов при разработке ЭВТ, в бионике, нейрокибернетике, правоведении). Методология сложноорганизованного многоуровневого организационно-правового обеспечения (ОПО) правового регулирования общественных отношений определяет последовательность разработки и научный аппарат (методы) ОПО, его состав и структуру (внутреннюю организацию), порядок (технологию) и средства применения ОПО в системе правового регулирования.

Концепция4 – руководящая идея (система конструктивных принципов, способ понимания, ведущий замысел) различных видов деятельности. Например, рациональная концепция защищённости формализованной информации, перерабатываемой в эргасистеме по заданной технологии, базируется на принципе ситуационного регулирования степенью неопределённости знания криптоаналитиком семантики привилегированной информации и на применении инвариантной структуры контроля и защиты информации от искажения при переработке, от разрушения при эксплуатации, а также от раскрытия и модификации.

Парадигма – исходная системообразующая концептуальная модель формальной постановки комплекса соответствующих прагматических проблем и их упорядоченного решения с учётом целевого применения эргасистемы и существующих методов исследования. Например, рациональная парадигма информационной безопасности эргасистем базируется на трёхэкстремальном принципе информационной ценности, формализованное выражение которого определяет состав, взаимосвязь, методы и порядок решения комплекса частных прагматических проблем: оптимизации информационной технологии (её формальных компонентов), обеспечения качества (ценности) информации, оптимизации управляющих воздействий.

Методика – обоснованные совокупности (системы) методов (способов, процедур, приёмов), моделей и алгоритмов исследовательской и другой работы; принципов, показателей и критериев оценки эффективности альтернатив решений, а также указаний по порядку (логической последовательности) их применения.

Метод – логически упорядоченная совокупность (ансамбль) формализованных способов, процедур и приёмов организационного (организационный метод), эвристического (технологический метод), юридического (правовой метод), вероятностного (статистический метод), эмпирического (аксиоматический метод), логического (алгоритмический метод), аналитического (математический метод) и др. характера для выполнения конкретной задачи. Основными характеристиками любого формализованного метода являются существование и единственность решения задачи (устанавливаются, как правило, путём формально-логического доказательства с определением соответствующих необходимых и достаточных условий).

Модель символическая (абстрактно-формальная или материально-физическая) система, являющаяся образом и подобием реального (искусственного или естественного) объекта исследования, представляющая определённые характеристики его поведения. Формой модели является её структура, а содержанием – алгоритм функционирования. По существу модель – это представление субъекта (исследователя) об изучаемом объекте, т.е. она и представляет собой предмет научного исследования.

Алгоритм – предписанная (упорядоченная) конечная совокупность (свод) чётко определённых логических и математических правил и указаний, сформулированных на некотором языке и определяющих последовательность взаимосвязанных действий (элементарных операций или процессов), позволяющих чисто механически решать любую конкретную задачу из некоторого класса задач. Атрибутивные свойства алгоритма: детерминированность – определённость последовательности шагов и действий на каждом шаге; массовость – применимость алгоритма для различных исходных данных, размеры диапазонов изменения которых определяются мощностью базы данных и знаний эргасистемы; сходимость (результативность) – возможность получения результата за конечное число шагов.

Способ – совокупность процедур и приёмов (путь, технологический процесс) выполнения задачи (работы).

Процедура – установленный порядок действий (приёмов) по выполнению (решению, рассмотрению) организационно-технических, информационных, расчётно-логических и др. задач эргасистемы. Реализуется как операция, технологический процесс или методика в зависимости от сложности задачи.

Приём – отдельное действие (операция), движение.

Операция: 1. Законченное действие или система действий, направленных на решение определённой задачи, достижение поставленной цели. 2. Наименьшая неделимая часть функции (работы) или задачи информационно-управляющей системы (например, системы правового регулирования), не имеющая самостоятельной цели и описываемая лишь формальным перечнем требуемых средств и ресурсов5 (вещественных, энергетических, информационных, а также временных, интеллектуальных и др.) для её выполнения.

Эффективность комплекса научно-методических средств юридического исследования – свойство комплекса, характеризующее степень достижения главной цели (целей), поставленной при его создании (обосновании), и определяющее его назначение в условиях целевого применения. Различают эффективность внешнюю или целевую (получаемую в управляемом объекте или процессе) и внутреннюю или технологическую (выполнения задач управления одной эргасистемой по отношению к другой эргасистеме).

Оформление отчёта и представление научной квалификационной работы. Выполнение требований ВАК Минобрнауки РФ (Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74) к грамотности, квалифицированности, логичности, ясности и литературности изложения6 материала диссертационного исследования, а также к грамотности и литературности доклада основных научных результатов во время защиты работы в диссертационном совете представляется возможным на основе усвоения основных норм правописания (орфографии) и пунктуации русского литературного языка, правил употребления, ударения и произношения часто встречающихся слов и выражений7, а также основных литературных понятий8.

Оформлять библиографический список9 использованной литературы в диссертационной работе рекомендуется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 – «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (ГОСТ не распространяется на библиографические ссылки). Составление библиографических ссылок регламентирует ГОСТ 7.0.5-2008 – «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (введен в действие 1 января 2009 г.).

Библиографический список и библиографические ссылки в совокупности представляют библиографический аппарат диссертации, характеризующий фундаментальность и культуру научного труда, а также степень осведомлённости диссертанта в имеющейся литературе по изучаемой проблематике.

Выносимые на защиту новые научные результаты, полученные лично автором, должны быть логически взаимосвязаны (например, в виде структурно-логической схемы), иметь внутреннее единство, обладать научной новизной (а не сама диссертация!), теоретической и практической значимостью, а также должны быть достаточно полно опубликованы (причём названия публикаций должны коррелировать с названиями научных результатов). При этом требуется, чтобы одна из публикаций была в научном издании из специального Перечня ВАК Минобрнауки РФ.

К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются публикации в электронных научных изданиях (например, в издании «Современные проблемы науки и образования»), зарегистрированных в федеральном государственном унитарном предприятии «Научно-технический центр «Информрегистр»10.

Достоверность новых научных результатов может подтверждаться результатами их апробации на представительных форумах специалистов, использованием в НИР научных и высших учебных заведений, использованием в учебном процессе, внедрением в практическую (профессиональную) деятельность, а также совпадением в пределах разумной точности теоретических положений и экспериментальных (имитационных или натурных) результатов.

Акты о реализации (внедрении) научных результатов диссертации в НИР, в учебном процессе, в практической (профессиональной) деятельности должны включать, во-первых, точное название внедрённых результатов, и, во-вторых, оценку эффекта от их использования.

Для ведущей организации должны быть подготовлены соответствующие материалы. Например, методика проведения учебного занятия (лекции, семинара и др.) по теме диссертации (если ведущая организация – вуз), предложения в техническое задание на новую НИР (если ведущая организация – НИИ) и др.
7. Рекомендации по оформлению и представлению диссертации
7.1. Рекомендации по оформлению диссертации

«Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, устанавливаемым Министерством образования Российской Федерации» (п. 9 «Положения о порядке присуждения учёных степеней» – Постановление Правительства РФ от 30.01.2002 № 74) – это требования, предъявляемые к рукописным работам (рукописям), направляемым в печать.



Структура диссертации. Диссертация по своей структуре состоит из разделов, глав, параграфов и пунктов. Традиционные разделы в порядке их следования:

1. Титульный лист (полное название организации; фамилия, имя и отчество диссертанта; заглавие – тема диссертации, включая объект, предмет, прикладную и научную задачи, условия, определяющие научную новизну; шифр из номенклатуры научных специальностей; искомая научная степень; учёные степень и звание, фамилия и инициалы научного руководителя; город и год написания диссертации).

2. Оглавление (все заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте, их последовательность и соподчинённость).

3. Введение (актуальность темы, цель исследования, прикладная задача, научная задача и научные подзадачи, объект и предмет, методы исследования; научная новизна, теоретическая и практическая значимость и ценность новых научных результатов (не работы!), полученных лично автором и выносимых на защиту; апробация результатов, структура и объём работы).

4. Три-четыре главы основной части (теоретический анализ; разработка или обоснование концептуальных, методологических или научно-методических вопросов; разработка или синтез видов обеспечения: модельно-алгоритмического, лингвистического, организационно-правового, информационно-правового и др.; экспериментальный анализ).

5. Заключение (логически стройное строго последовательное изложение совокупности всех полученных лично автором новых научных и научно-прикладных результатов с характеристикой теоретической и практической значимости каждого; сведения о реализации результатов, выносимых на защиту с указанием реквизитов актов внедрения; практические рекомендации по применению новых научных результатов).

6. Библиографический список использованной литературы (перечень литературных источников, имеющих отражение (с обязательной ссылкой) в рукописи диссертации. Нормативно-правовые акты, энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты рекомендуется приводить в подстрочных ссылках в тексте диссертации).

7. Приложения (дополнительные пронумерованные и поименованные материалы для более глубокого понимания решения научной задачи и применения полученных новых научных результатов. Могут оформляться отдельной книгой с нумерацией страниц, продолжающей общую нумерацию страниц основного текста).

8. Вспомогательные указатели (алфавитно-предметные, тематические и др., облегчающие ориентировку в диссертации).

Правила перепечатки рукописи. Текст должен быть напечатан на принтере ПЭВМ с использованием текстовых редакторов Word через 1,5 интервала единым шрифтом (как правило, Times New Roman) размера 13 – 14 с одним пробелом между знаками на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 (размером 210297мм).

Материал располагается на странице со следующими ограничениями11: абзацный отступ должен быть одинаковым по всей работе и равен 12,5 мм; оставлены поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм.

Используются только красная (с отступом) и тупая (без отступа) строки. Висячие строки и различное форматирование абзацев не допускаются.

В процессе перепечатки работы обязательно соблюдение правил:

при переносах не отделяются инициалы от фамилий, в именованных числах – наименование от цифр;

не разделяются при переносе сокращения: и т.д., и т.п. (при этом целесообразно писать: и др.);

не переносится на следующую строку знак тире;

не допускается разделение при переносе цифр, образующих одно число;

не отделяются цифры и буквы со скобкой (точкой) от последующего за ними слова, а также знаки и обозначения от следующих за ними цифр;

не допускаются переносы, могущие повлечь за собой искажение смысла или неблагозвучие.

Сноски в рукописи сквозные и печатаются тем же шрифтом размера 10 – 11 через один интервал внизу страницы под основным текстом, отделяются от текста горизонтальной чертой. Сноски помечаются такими же цифрами, что и ссылки на них в основном тексте.

Все страницы диссертации, включая иллюстрации, приложения, список литературы, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавок. Порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы, при этом номер страницы на титульном листе диссертации не печатается.



Объём диссертации. Строго не регламентирован, обычно находится в пределах 150 страниц, по гуманитарным наукам: 180 – 220 страниц.

Написание заголовков. Заголовки должны печататься посередине, переносы не допускаются (!), точка в конце заголовка не ставится.

Главы нумеруются арабскими цифрами, номер главы обозначается цифрой с точкой (3.). Каждую главу следует печатать с нового листа.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы, номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделённых точкой, в конце номера параграфа также должна стоять точка (3.2.).

Номера пунктов формируются добавлением к номеру параграфа арабской цифры с точкой (3.2.1.).

Наименование глав записывается в виде заголовков прописными буквами, наименование параграфов и пунктов – строчными. Заголовки глав отделяются от текста снизу тремя интервалами, подчеркивание – не допускается (!).

Текст диссертации. Текст диссертации должен быть без пометок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Набивка буквы на букву и дорисовка букв чернилами не допускается.

Терминология и определения, принятые в диссертации, должны быть едиными на протяжении всей рукописи и соответствовать стандартам, а при их отсутствии – общепринятым в научной литературе. При введении автором новых, не общепринятых в научной литературе слов и терминов, их следует объяснить при первом упоминании. Сокращения слов (за исключением общепринятых, стандартизованных (ГОСТ) или специально описанных и введённых автором) не допускается (!).

При ссылке на источник, помещённый в списке литературы, после упоминания о нём или после цитаты из него проставляют в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке, и в необходимых случаях номер страницы, например: [1], [7 – 11], [17, с. 78].

Если в тексте диссертации приводится ряд цифровых величин одной размерности, то единицу измерения указывают только после последнего числа (1,5; 7,4 м ).

При оформлении текста следует придерживаться следующих редакционно-технических правил.

Знаки №, %, lg, sin и т.п. применяются только с числовыми или буквенными обозначениями, в противном случае они пишутся словами: номер, процент, синус и др. Для обозначения множественного числа знаки №, % не удваиваются.

Формально-логические обозначения =, >, <, - , 0, / и другие применяются только в формулах, в тексте они пишутся словами.

Единицы измерения записываются либо в международной, либо в отечественной системе обозначений. Не допускается совместное их применение в тексте диссертации. Числа с размерностями следует писать только арабскими цифрами, предлог «в» или тире перед цифрами не ставится.

Количественные и порядковые числительные до десяти без размерности допускается писать словами. Если числительное обозначает номер, то его следует писать только цифрами (номер 5). К порядковым числительным, написанным цифрами, следует добавлять падежные окончания:

из одной буквы, если последней букве числительного предшествует гласная (7-я передача);

из двух букв, если последней букве числительного предшествует согласная (6-го подъезда).

При перечислении без союза «и» нескольких (более двух) порядковых числительных падежное окончание ставится только у последнего (1, 2-я линии, но 1-я и 2-я задача).

Сложные прилагательные, первой частью которых является числительное, обозначаемое цифрой, следует писать через дефис (10-метровый, но 20%-ный).

Падежные окончания не ставятся:

в порядковых числительных, если они стоят после существительных, к которым относятся (в п. 5);

при римских цифрах (III декада);

в датах (5 мая, в 1996 году).

При указании пределов между величинами ставится тире (10 – 15%), знак применяется только после знака равенства (t = 10 ≠ 15 C°). Для указания пределов между отрицательными величинами или между отрицательной и положительной величинами употребляются предлоги «от» и «до» (от – 4 до + 5 С°; от – 6 до – 3 С°).

Дробные числа, как правило, указываются десятичной дробью. Существительное, стоящее после дробного числа, согласуется с его дробной частью и ставится в родительном падеже (13,1 метра). Для обозначения простой дроби применяется косая черта (7/8, a/b). Дроби в тексте следует писать цифрами.

Правильно также писать: можно сделать (не может быть сделан); т.е. (не то есть), так как (не т.к.), так называемых (не т.н.), в том числе (не в т.ч.). Кавычки для текста на русском языке применять угловые: «», а для текста на иностранных языках: прямые: "".

Буква ё, Ё не идентична букве е, Е (!!!).

Текст на иностранных языках, как правило, пишется курсивом.



Написание формул. Формулы должны быть набраны в текстовом редакторе на ПЭВМ.

В формулах в качестве символов применяются обозначения, установленные соответствующими стандартами. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, приводятся непосредственно под формулой. Значение каждого символа дается с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Размерность одного и того же параметра в пределах всей диссертации должна быть постоянной в одной из установленных стандартами единиц измерения.

Формулы нумеруют арабскими цифрами в пределах главы. Номер формулы должен состоять из номера главы и порядкового номера формулы, разделённых точкой. Номер ставят с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. При ссылке в тексте на формулу необходимо указывать её полный номер в скобках.

Индексы и показатели степени должны быть одинаково опущены или подняты по отношению к линии основной строки. Индексы у буквенных выражений могут быть цифровыми (1, 2, II), буквенными (a), начальными слогами или буквами русских слов (нач, вх). Если индекс состоит из двух и более русских начальных букв или слогов, то после каждой части, кроме последней, ставят точки (кр.расч). Латинские индексы набираются курсивом, а русские и цифровые – прямым шрифтом. Не рекомендуется употреблять индекс у индекса, т.е. двойные индексы.

Знаки препинания в формулах ставят по правилам пунктуации непосредственно за формулой, а не после её порядкового номера. Если несколько формул идёт за одним номером и объединены фигурной скобкой, то знаки препинания ставятся после этой скобки.

В формулах точка как знак умножения не ставится перед буквенным символом, после и перед скобкой. Пример: 12ab; (a + b)d; a(b + c).

Исключение составляют случаи, когда можно спутать отнесение данного символа к какому-либо знаку математического действия и функции (lg(a+bc). Знак умножения ставится перед числом, выраженным цифрами (50), а также между дробями.

Переносы формул на другую строку допускаются на знаке равенства (=), умножения (×), сложения (+), вычитания () и на знаке соотношения (<, >, ≤, ≥). Знак переноса пишется дважды – в конце первой и в начале второй строки.

Скобки необходимо писать так, чтобы они полностью охватывали по высоте заключённые в них формулы. Открывающие и закрывающие скобки одного вида должны быть одинаковой высоты. В случае применения одинаковых по начертанию скобок внешние скобки должны быть большего размера, чем внутренние.

Знак корня должен быть такой величины, чтобы он охватывал все элементы подкоренного выражения. Знаки над буквами и цифрами необходимо писать точно над ними. При написании дробей, особенно многострочных, основная линия должна быть длиннее линии других дробей, входящих в состав данной формулы.



Оформление рисунков. Иллюстрациями называются все чертежи, схемы, фотографии и т.п. Все иллюстрации именуются рисунками и должны быть, как правило, черно-белыми.

Рисунки имеют подрисуночный текст, который состоит из номера рисунка (если их больше одного), его названия и пояснения позиций, имеющихся на рисунке. Нумерация производится арабскими цифрами в пределах одной главы, в конце наименования точка не ставится.

Примеры: Рис. 2.1. Схема взаимодействия субъектов

Рис. 4.3. Структура информационного правоотношения:

1 – субъекты; 2 – содержание; 3 – объекты

Ссылки на иллюстрационный материал даются по типу: (рис. 3.2), без предварительного объявления его содержания. Как правило, рисунок размещается в тексте сразу же после абзаца со ссылкой на него. Ссылки на ранее упомянутые рисунки даются с сокращённым словом «смотри», например: (см. рис. 2.2).



Оформление таблиц. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицы печатаются в тексте рукописи или на отдельных страницах, вкладываются в соответствующие места рукописи и включаются в общую нумерацию страниц.

В тексте рукописи и в таблицах должны быть взаимные ссылки.

Текст, помещённый в графах таблиц, необходимо распределять равномерно по всему полю графы так, чтобы он не выходил за линии, ограничивающие графы.

Заголовок располагается над таблицей, записывается строчными буквами (кроме первой прописной) без точки в конце.

Таблицы нумеруются порядковыми номерами в пределах главы арабскими цифрами (без знака ). Номер состоит из номера главы и через точку номера таблицы. При ссылке в тексте на таблицу указывается её номер. В этом случае слово таблица пишут в сокращённом виде: (табл. 4.1). Как правило, таблица размещается в тексте сразу же после абзаца со ссылкой на неё. Повторные ссылки на таблицы даются с сокращённым словом «смотри»: (см. табл. 4.1).

Числа в таблицах, имеющие больше четырёх знаков, должны подразделяться на классы (по 3 цифры в каждом) с интервалом в один пробел без точки (100 673), за исключением чисел, обозначающих номера и даты. Цифры располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были расположены точно один под другим. Четырёхзначные числа разбивают на классы в том случае, если они находятся в столбцах вместе с цифрами, содержащими более четырёх знаков.

Примечания и сноски к таблицам должны быть напечатаны непосредственно под таблицей.

Оформление примечаний. Если в диссертации имеются примечания к тексту и таблицам, то в них указываются только справочные и поясняющие данные.

Если имеется только одно примечание, то после слова «Примечание» ставится точка. Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставится двоеточие. Примечания нумеруются арабскими цифрами с точкой.



Оформление библиографического списка использованной литературы. В список литературы включаются все источники, использованные (!) соискателем при написании диссертации.

Порядок построения списка определяется самим автором. Наиболее распространенными способами расположения материала в списке литературы являются алфавитный, систематический и в порядке упоминания в тексте. При алфавитном способе источники располагаются в алфавитном порядке фамилий первых авторов или первых слогов заглавий произведений.



Литературные источники на иностранных языках помещаются после русских названий. Сведения о литературных источниках, включенных в список, должны состоять из определённого набора элементов, перечень которых установлен ГОСТ 7.1-2003. В списке опубликованных работ, помещаемом в конце диссертации, группировать источники по типу публикаций (книги, статьи и др.) не рекомендуется.

Оформление приложений. При наличии в диссертации приложений каждое из них должно иметь заголовок, который должен начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу над заголовком слова ПРИЛОЖЕНИЕ.

Если в диссертации более одного приложения, то все они нумеруются последовательно арабскими цифрами (без знака номера), например: ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Иллюстрации, таблицы и формулы, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: рис. П.1.2. При ссылке в тексте на приложение указывается его номер и используется сокращённое слово «смотри»: (см. приложение 7).

При оформлении приложений отдельной книгой на её лицевой стороне даётся заголовок: ПРИЛОЖЕНИЯ, а затем приводится повторно титульный лист диссертации.

7.2. Пример представления структуры диссертационной работы
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ТЕМА: «РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ В КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА (БАНКА РОССИИ

ЦЕЛЬ: Повышение эффективности (легитимности, оперативности, обоснованности, достоверности, защищённости, …) правового регулирования использования электронной цифровой подписи в системе электронного документооборота ЦБ РФ (или на территории Российской Федерации, в международных отношениях,…) путём разработки научно-методических положений, методики использования документов, заверенных ЭЦП, и типового договора обмена электронными документами (или проекта текста изменений, рекомендуемых для внесения в базовый закон РФ «Об электронной подписи»).


Каталог: img -> files
files -> Педагогической инноватики в профессиональном образовании материалы 15-й Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург 2014
files -> Заседание ученого совета университета 24 ноября 2011 года Повестка дня: Вручение наград
files -> Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты
files -> Результаты научно-исследовательских работ победителей конкурса грантовой поддержки научно-исследовательских работ аспирантов и молодых научно-педагогических работников ргпу им. А. И. Герцена 2014 г
files -> Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности
files -> По специальностям: 22. 00. 01- теория, методология и история социологии – социологические науки
files -> Дополнительная профессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница