Программа дисциплины Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»



Скачать 408,53 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер408,53 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


Уральская академия государственной службы

Кафедра теории и социологии управления




ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Рабочая учебная программа дисциплины


Для специальности

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Составитель:

Сергеева Т.А., ст. преподаватель




Екатеринбург

2009
ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ 2

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

РАЗДЕЛ 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 10

РАЗДЕЛ 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 17

РАЗДЕЛ 7. ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 18

РАЗДЕЛ 8. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ 25


Раздел 1.

Введение
ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Цель курса


  • усвоение студентами системы знаний об общих закономерностях и механизмах психики, биологических, средовых и социальных факторах, влияющих на развитие психики и сознания личности.

Задачи курса

  • изучение основных направлений развития психологической науки,

  • овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности,

  • знакомство студентов с многообразием психологических методов, исследующих личность.


Место курса в системе гуманитарного знания

Курс общая психология состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть предполагает изучение представлений о природе человеческой психики, ее специфике, структуре, феноменологии, динамике, развитии, а также изучение системы категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие проявлений человеческой реальности, развития и функционирования психики человека, особенностей становления личности и ее взаимодействия в социальной среде. Практическая часть предполагает овладение методами исследования индивидуально-психологических особенностей личности.

Курс общая психология является базовой для изучения специальной учебной дисциплины «Психология управления».
Требования к уровню усвоения курса. Дипломированный специалист по предмету общая психология должен:


  • иметь представление об основных направлениях развития психологической науки;

  • знать об основных закономерностях и механизмах развития и функционирования психики человека, становления и развития личности, ее уникальности и неповторимости, особенностях ее взаимодействия в социальной среде, проявлениях деструктивности личности;

  • знать о психологических методах и приемах изучения свойств и поведения личности.

  • уметь применять методы психодиагностики, а также использовать результаты самодиагностики для построения траектории личностного развития;

  • уметь учитывать психологические факторы и социально-психологические явления в образовательном процессе и социально-профессиональном взаимодействии;

  • владеть навыками работы с учебной и научной психологической литературой.

РАЗДЕЛ 2.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»



Формы обучения

Лекции

Практические

занятия


Самостоятель-

ная работа



КСР

Всего часов

1

очная

20

32

77

6

135

2

4 года

8

6

115

6

135

3

6 лет

10

8

111

6

135


Итоговая отчетность

очная форма обучения – зачет

заочная 4 года – контрольная работа, зачет;

заочная 6 лет – контрольная работа, зачет.



РАЗДЕЛ 3.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

специальность «Государственное и муниципальное управление».


Очная форма обучения / 4 года/ 6 лет

Наименование разделов и тем

Лекции

Семи-

нары


Само

стоя-тельная работа



Всего

часов


Раздел 1. Введение в психологию

Тема 1.1. Предмет и задачи психологии

1/1/1

2/1/1

4/6/6

7/8/8

Тема 1.2. Методы психологических исследований

1/1/1

2/1/1

4/6/6

7/8/8

Тема 1.3. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

0/0/0

0/0/0

6/8/8

6/8/8

Итого по разделу

2/2/2

4/2/2

14/20

20/24/24

Раздел 2. Психология познавательных процессов

Тема 2.1. Ощущение и восприятие

2/1/1

2/0/0

4/7/7

8/8/8

Тема 2.2. Внимание и память

2/0/0

2/0/0

6/8/8

10/8/8

Тема 2.3. Мышление, воображение и речь

2/1/1

2/1/1

6/8/8

10/10/10

Итого по разделу

6/2/2

6/1/1

16/23/23

28/26/26

Раздел 3. Регуляция поведения и деятельности

Тема 3.1. Человек как субъект деятельности

0/0/0

0/0/0

6/6/6

6/6/6

Тема 3.2. Потребностно- мотивационная сфера

2/1/1

2/1/1

6/8/8

10/10/10

Тема 3.3. Эмоционально-волевая сфера человека

1/0/0

2/0/0

5/8/8

8/8/8

Итого по разделу

3/1/1

6/1/1

17/22/22

24/24/24

Раздел 4. Общее и индивидуальное в психике человека

Тема 4.1. Характер и темперамент

2/1/1/

2/0/0

6/8/8

10/9/9

Тема 4.2. Способности. Проблема одаренности

1/0/0

2/0/0

5/7/7

8/7/7

Итого по разделу

3/1/1

4/0/0

11/15/15

18/16/16

Раздел 5. Личность и социальное развитие

Тема 5.1. Психология личности

2/1/1

2/2/2

6/8/8

10/11/11

Тема 5.2. Формирование и развитие личности

2/1/1

2/0/1

6/8/7

10/9/9

Тема 5.3. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения

1/0/1

4/0/1

7/12/10

12/12/12

Тема 5.4. Психология общения

1/0/1

4/0/0

6/13/12

11/13/13

Итого по разделу

6/2/4

12/4/4

25/41/37

43/45/45

Всего по дисциплине

20/8/10

32/6/8

83/121

135/135/135


РАЗДЕЛ 4.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ТЕМА 1.1. Предмет и задачи психологии

Предмет и объект психологии. Психика и ее проявления. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки.

Основные этапы развития психологии. Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании. Поведенческая психология. Когнитивная психология. Психология изучения бессознательных процессов. Психология деятельности. Психология индивидуальных различий. Практическая психология: основные проблемы и направления.

Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Отрасли психологии.


ТЕМА 1.2. Методы психологических исследований

Проблема метода исследования и его значения для науки. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Общая логика научного исследования.

Организационные методы исследования (сравнительный и лонгитюдный).

Эмпирические методы исследования. Наблюдение (самонаблюдение). Психологическое наблюдение. Эксперимент. Психодиагностика. Анализ продуктов деятельности. Анализ документов.

Методы обработки данных. Количественный анализ. Качественный анализ.

Методы интеграции: структурный, генетический.

Психодиагностика в структуре научного исследования и как самостоятельная процедура. Психодиагностические методы. Тесты и их варианты. Опросники. Интервью. Клиническая беседа.

ТЕМА 1.3. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Проблема возникновения психического. Развитие психики в филогенезе. Научение и интеллектуальное поведение на разных ступенях развития животного мира. Психические функции и среда. Развитие психики человека в процессе онтогенеза. Нервная система и психика.

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.

Структура сознания и его основные психологические характеристики. Уровни психики: сознание, неосознаваемое, бессознательное. Психические явления: психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Генетика и психология. Генотипическое и средовое, биологическое и социальное в детерминации психического развития человека и его поведения. Социобиология и этология.
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ТЕМА 2.1. Ощущение и восприятие

Ощущения и восприятие как психические процессы. Понятие об ощущении. Виды ощущений. Основные принципы классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Методы исследования ощущений. Основные закономерности ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, нижний, верхний порог. Изменение чувствительности в процессе деятельности: адаптация, сенсибилизация. Взаимодействие ощущений: синестезия и сенсибилизация. Компенсаторные возможности в области ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

Понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущения, их взаимосвязь. Проблемы объективности и адекватности восприятия. Основные свойства восприятия: осмысленность, предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция. Восприятие в структуре деятельности. Виды восприятия. Восприятие цвета и пространства. Восприятие движения. Восприятие времени. Способы исследования восприятия.
ТЕМА 2.2. Внимание и память

Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Физиологические основы внимания. Внимание и ориентировочный рефлекс. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Виды внимания. Свойства внимания: избирательность, устойчивость, распределение, объем, переключение. Методы изучения внимания. Значение внимания в жизни человека, в осуществлении различных видов его деятельности.

Память как психический процесс. Физиологические основы памяти. Теории и законы памяти. Виды памяти: механическая, логическая, образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Экспериментальные методы исследования памяти. Индивидуальные различия памяти. Развитие памяти. Мнемотехника и нарушения памяти.
ТЕМА 2.3. Мышление, воображение и речь

Мышление и познание. Мышление и предметно-практическая деятельность. Виды, операции и процессы мышления. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность. Творческое мышление, его определение и признаки. Мышление и интуиция. Мышление и речь. Роль скрытых речевых реакций в процессе мышления. Мышление как деятельность. Методы исследования мышления.

Понятие о воображении. Сходство и различия воображения и мышления. Законы структурирования образа. Виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее и творческое. Воображение и фантазия. Мечта как особый вид воображения. Воображение и творчество.

Речь, ее функции и значение в жизни и деятельности человека. Речь как специфический вид деятельности. Физиологические механизмы речи. Внешняя и внутренняя речь. Виды речевой деятельности: диалогическая, монологическая, письменная, чтение. Стиль речи и речевые особенности личности.



Раздел 3. РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 3.1. Человек как субъект деятельности

Активность как деятельное состояние субъекта. Внутренняя и внешняя организация активности.

Деятельность и закономерности ее формирования. Понятие о деятельности и ее цели. Психологические теории деятельности. Отличия деятельности от поведения и активности. Специфика человеческой деятельности. Основные атрибуты деятельности. Структура деятельности.

Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности. Освоение деятельности. Навыки, умения, привычки: классификация, закономерности формирования.

Виды и развитие человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Игра как деятельность. Деятельность и развитие человека. Общие и специальные закономерности формирования различных видов деятельности. Структурные преобразования деятельности в процессе ее развития.

Поведение – внешнее проявление активности человека. Структура поведения. Целостный смысловой акт поведения как деятельность.


ТЕМА 3.2. Потребностно-мотивационная сфера человека

Потребность как источник мотивации. Классификация потребностей. Структура мотивационной сферы человека: потребности, мотивы, цели.

Мотивационная сфера личности. Виды мотивов. Мотивы и цели деятельности. Проблема смыслообразования. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Установки и ситуативные факторы мотивации. Каузальная атрибуция. Фрустрация. Когнитивный диссонанс. Локус контроля. Искажения в мотивационной сфере. Мотивы достижения, власти, аффилиации, альтруизма, агрессии. Изучения мотивации.
ТЕМА 3.3. Эмоционально-волевая сфера человека

Эмоции как специфическая форма психического отражения. Эмоции и регуляция поведения и деятельности. Теории эмоций: биологическая концепция Ч. Дарвина, периферическая теория Джеймса-Ланге, теория Кеннона-Барда, информационная теория эмоций П. Симонова.

Виды эмоций: собственно эмоции, чувства, настроение, страсть, аффект, стресс, фрустрация. Стенические и астнические эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Функции эмоций: сигнальная, регулятивная, отражательная, побудительная. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция. Методы изучения эмоций.

Воля и волевые действия. Теории воли. Регулирующая, активизирующая и сдерживающая функции воли. Волевой акт. Структура волевого акта. Волевые качества. Признаки воли. Развитие воли у человека. Исследование воли как психического процесса.



Раздел 4. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА 4.1. Характер и темперамент

Понятие о темпераменте. Биологическая обусловленность темперамента, его врожденность. Типы темперамента. Обусловленность темперамента типом нервной системы. Сила, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов. Соотношение темперамента и продуктивности психической деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Методы исследования темперамента.

Общее представление о характере. Характер и его структура. Взаимодействие генетически обусловленных и приобретенных особенностей личности. Темперамент и характер в структуре личности. Проявления характера в деятельности и общении. Типология характеров. Классификация характеров. Акцентуации характера. Развитие характера. Методы исследования характера.

ТЕМА 4.2. Способности. Проблема одаренности

Общее представление о способностях. Факторы проявления способностей. Теории наследственных и приобретенных способностей. Биологическая природа индивидуальных различий. Задатки как предпосылки формирования способностей. Социокультурная среда и способности. Общие способности. Специальные способности. Проблема измерения способностей. Этические и педагогические проблемы при диагностике интеллекта и способностей.

Способности, талант, гениальность. Развитие способностей.
Раздел 5. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕМА 5.1. Психология личности

Понятие о личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности.

Социальная сущность человека. Роль общества и социальной среды в развитии высших психических функций человека, его личности. Полоролевая идентификация, присвоение полоролевых стереотипов. Формирование потребностно-мотивационной структуры. Самосознание. Нравственные ценности, цели и социальные ориентации. Духовные потребности. Мировоззрение. Идеалы и убеждения. Я-концепия.

Современные психологические теории личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские Структурные и динамические теории. Теории типов личности и теории черт. Психоаналитические теории личности. Гуманистические теории личности. Самоактуализирующаяся личность. Теория ролей. Теории жизненных типов. Культурно-историческая теория Выготского. Теория деятельности Леонтьева. Духовные кризисы личности. Методы исследования личности.



ТЕМА 5.2. Формирование и развитие личности

Социализация индивида как процесс вхождения в социальную среду, усвоения социального опыта и процесс активного воспроизводства им социальных связей. Сферы становления личности. Структурная социализация – процесс вхождения индивида в новую социальную среду и адаптация в ней. Макросоциальный и микросоциальный уровни социализации. Зависимость человека от социальной среды. Зависимость социальных влияний от возраста. Способы построения Я-образа. Механизмы социализации. Девиантное развитие и дезадаптация личности. Социально-психологические особенности и формы девиантного поведения. Адаптация и реабилитация девиантной и социально-дезадаптированной личности.

Критерии зрелости личности. Личностный рост и жизненный путь личности. Теория жизненных позиций Э. Берна. Ответственность и зрелость личности. Личностный смысл и проблема личностного выбора.
ТЕМА 5.3. Психология взаимодействия людей.
Межличностные отношения

Понятие о взаимодействии. Виды взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия. Межличностные отношения. Социально – психологическое влияние. Понятие группы. Классификация групп. Малые, средние и большие группы. Формальная и неформальная группа. Референтная группа и ее признаки.

Функциональная организация малых групп. Этапы развития группы. Взаимодействие в группе. Социально-психологические процессы в малой группе. Феномены групповой жизнедеятельности: социальная фасилитация, деиндивидуализация, социальная леность, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

Личность и группа: проблема руководства и лидерства

Межгрупповые отношения и взаимодействия. Характер межгруппового взаимодействия: основные теоретические подходы.

Методы исследования механизмов групповой динамики.



Каталог: media -> uploads -> student -> manual -> old
old -> Рабочая программа курса Для 4-х годичной формы обучения специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
old -> Программа дисциплины Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
old -> Климова Г. Г. Исследование систем управления
old -> Рабочая программа курса Для студентов дневного отделения специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
old -> Программа дисциплины Для специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
old -> Практикум Екатеринбург 2009 ббк б
old -> Сборник практических заданий по общей психологии
old -> Тесты по курсу «Социальная политика»
old -> Практикум Екатеринбург
old -> Программа дисциплины Для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница