Программа дисциплины для направления «Востоковедение, африканистика»



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины для направления для направления «Востоковедение, африканистика», 41.03.03 подготовки бакалавра



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики

Школа Востоковедения


Рабочая программа дисциплины

Введение в Востоковедение

для образовательной программы «Востоковедение»

направления подготовки 41.03.03 «Востоковедение и африканистика

уровень бакалавр

Разработчик программы

Маслов Алексей Александрович, доктор исторических наук, профессор amaslov@hse.ru


Одобрена на заседании Школы востоковедения « 14_»_июля 2015 г.

Руководитель Школы : А.А. Маслов

Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________


Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы _________________

[подпись]
Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения подразделения-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана профессором А.А. Масловым

В разработке семинарских занятий принимали участие: профессор, д.и. Е.С, Штейнер (Япония), М.С. Целуйко (Китай), к.и.н. Ж.Г.Сон (Корея), к.и.н. Рогожина А. (Ближний Восток)


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра, изучающих дисциплину «Введение в востоковедение». Программа разработана в соответствии с:

образовательной программой по направлению 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра;

рабочим учебным планом университета по направлению 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра, утвержденным в 2014




  1. Цели освоения дисциплины

Курс «Введение в востоковедение» посвящен основным понятиям, формам и методам работы востоковеда, истории становления востоковедения как академической и научно-практической дисциплины, общим проблемам изучения стран и народов Востока и призван ввести студентов в курс общих понятий, вопросов и методов востоковедения. Курс также рассматривает основные методы и формы востоковедческих исследований, концептуальные подходы к изучению Востока.

На семинарских занятиях, проводимых по языковым направления, подробно рассматриваются частные вопросы развития изучаемого региона, в том числе географии и природным ресурсам, этно-лингвистическому составу населения, особенностям духовно-религиозного, культурного, исторического, экономического, политического и социального развития.

Курс предназначен для студентов-бакалавров начальных курсов, обучающихся по направлению подготовки «Востоковедение, Африканистика», а также для студентов социально-гуманитарных специальностей, специализация которых связана со странами и народами Востока, в том числе «Регионоведение», «История», «Мировая экономика»

Целями освоения дисциплины «Введение в востоковедение» в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания:



  • Сформировать представления о структуре востоковедения, основных компонентах востоковедения как академической науке, области знания и прикладной дисциплине, понимать объекты исследования востоковедения и проблемное поле востоковедения;

  • Развивать способности к проведения востоковедческих исследований связанных как с общими проблемами развития стран и народов Востока, так и с частными проблемами региона, включая вопросы социально-политического, экономического, исторического религиозного, этнического развития

  • Сформировать общие представления об история становления и развития востоковедения в мире и России, о крупнейших востоковедческих школах и направлениях, их эволюции, применяемых методах исследования и анализа.

  • Предоставить систематизированную информацию в области важнейших сведений о странах, народах и процессах, изучаемых востоковедением

  • Познакомить с основными тенденциями развития востоковедения в мире и в России, эволюция основных подходов к странам Востока;

  • основное содержание востоковедения как науки и как набора дисциплин и навыков,

- изучение основных методы, взглядов, теорий и подходов к изучению Востока, их эволюции и критического анализа, ведущие востоковедческие школы

- Дать представление о Востоке как о культурно-географическом регионе, особенностях его развития, традиционализме, модернизации, влиянии традиционных институтов на формирование современной политической и экономической культуры

- Выработать преставления о формах проведения сравнительного анализа основных паттернов культуры Востока ( в т.ч. духовно-религиозных воззрений, политических и социальных институтов )

- Дать представления о способах, методах и примерах ведения научной дискуссии, а также проведение научного анализа и экспертизы в области востоковедения




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


- основные понятия, категории и методы востоковедения;

- основные школы и направления развития востоковедческой науки;

- основы этногенеза и этно-культурного развития народов Востока;

- географические особенности стран Востока и связанные с ними типы хозяйствования и экономического развития;

- основы эволюции политического строя и социальной жизни стран Востока;

- историю развития востоковедения, концептуальным подходам к изучению Востока.


Уметь

- определять культурно-географический ареал различных стран Востока

- использовать основные методы и формы востоковедческих исследований, Иметь навыки (приобрести опыт)

- определять основные типы и формы развития стран Востока


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога

СЛК-6

Распознает проявление этнических духовных и эстетических ценностей при анализе межкультурных коммуникативных практик

Использует знание этнокультурных ценностей народов Востока в практике межкультурной коммуникации



Метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем этнологии и социально-культурных традиций изучаемого региона: этногенез народов Азии и Африки; лингвистический состав; этнические традиции народов Азии и Африки и их присутствие в современной жизни общества; этнографические, этнолингвистические и этнопсихологические особенности народов Азии и Африки и их влияние на формирование деловой культуры и этикета поведения

ПК-3

Дает определение основных понятий востоковедения

Воспроизводит основные положения теоретических концепции современного востоковедения

Демонстрирует знания закономерностей и особенностей развития народов и культур Азии.

Демонстрирует знания этнических традиций народов стран Востока

Распознает культурно-исторические, этно-конфессиональные социально-политические и этнопсихологические особенности народов Востока





Способность проводить анализ исторического развития и современного влияния религиозных и этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор

ПК-д-30

Распознает формы проявления этнокультурных и этнопсихологических особенностей при анализе исторического развития и современного влияния религиозных и этно-конфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор

Использует системный и системно-структурный методы исследования при анализе актуальных процессов этнического развития и межэтнического взаимодействия в странах Востока



Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с демонстрацией видеосюжетов и слайдов;

исследовательский, эвристический (семинар, самостоятельная работа);

метод проблемного изложения с элементами дискуссии (семинар)


Способность понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ

ПК-22

Осуществляет комплексный анализ социально-культурных политико-экономических процессов, происходящих в странах Востока.

Осуществляет анализ и моделирование основных паттернов цивилизационного развития стран и регионов Востока , а также характеристик коммуникативных моделей межэтнического и межкультурного взаимодействия

Обосновывает правомочность применения структурного, системного и системно-структурного методов при решении учебных и учебно-научных задач при подготовке сообщений, докладов на семинарских занятиях по Введение в востоковедению


Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием мультимедийного проектора и экрана для демонстрации аудио и видео контента;

метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар) с использованием учебно-наглядных пособий





  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.

Для специализаций «История и культура изучаемого региона», «Социально-политическое развитие изучаемого региона», «Межгосударственные отношения на Востоке» и «Религиоведение» настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Этнология и этнопсихология стран Востока

Всеобщая история

Социально-культурные традиции изучаемого региона

История изучаемого региона

Культурное развитие изучаемого региона

История религий

Религиозно-философские традиции Востока

Сравнительная история цивилизаций Азии и Африки

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

способностью научно анализировать социально-значимые проблемы процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2);

способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5).

владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1);

умением использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2);

готовностью к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (СЛК-1);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК-2);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-3);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (СЛК-4);

способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (СЛК-5);

умением использовать в профессиональной деятельности знание истории развития стран Азии и Африки: генезис азиатских и африканских обществ и регионов; развитие стран Азии и Африки в древности, средневековье, в новое и новейшее время; общее и особенное в историческом развитии Азии и Африки; народные движения, коммунизм и национализм на Востоке, политическая, культурная, интеллектуальная история Востока (ПК-2);

умением использовать в профессиональной деятельности знание социального развития Востока: формы типологизации восточных обществ и оценка их уровня социального развития; социальный состав и его динамика на Востоке; социальные структуры, страты и группы в восточном обществе; кланово-родовые структуры; система лидерства и иерархии, этика межличностных и деловых отношений на Востоке; социально-культурная динамика современного Востока; особенности социологических исследований восточного общества; средства массовой информации в странах Азии и Африки (ПК-4);

умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем религиозных, духовных и философских традиций Востока: религиозно-философская мысль Востока; конфуцианство, буддизм, даосизм, синтоизм, ислам, индуизм, джайнизм, манихейство и др. течения; народные культы, традиции и верования; философско-религиозный синкретизм на Востоке; основные духовные школы и религиозные организации; современные религиозные течения и этноконфессиональные конфликты на Востоке (ПК-5);

умением использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем культурного развития Азии и Африки: культурное развитие регионов Азии и Африки в различные периоды; компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; развитие художественной культуры, искусства и архитектуры; жанровое разнообразие искусства в новое и новейшее время; символизм в повседневной жизни и творчестве на Востоке; визуальная культура; театр, драма, киноискусство, народное творчество на Востоке; взаимодействие восточных и западных культур (ПК-11).


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Этноспецифические аспекты деятельности в изучаемой стране

История изучаемого региона

Религиозно-философская мысль стран Востока

Социально-политическое развитие стран Азии


  1. Каталог: data -> 2015
    2015 -> Александрова Лада Анатольевна
    2015 -> Программа дисциплины Теория отраслевых рынков  для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
    2015 -> Программа дисциплины «Иностранный язык»
    2015 -> 1 Область применения и нормативные ссылки
    2015 -> Рабочая учебная программа по социологии лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
    2015 -> Преподаватель: А. А. Абрашкин Число кредитов
    2015 -> Программа дисциплины "Культура России Нового времени"
    2015 -> Программа дисциплины «История» для направления 01. 03. 04 «прикладная математика» подготовки бакалавра


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница