Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста



Скачать 174.05 Kb.
Дата22.02.2016
Размер174.05 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социальных наук
Программа дисциплины Методы и школы классической системной семейной психотерапии

для направления/ специальности 030300.68 "Психология» подготовки магистра

"Системная семейная психотерапия"

Автор программы: Варга А.Я., к.п.н., доцент , avarga@.hse.ru Березкина О.В. oberiozkina@mail.ru, Фисун Е.В.isk-1@yandex.ru, - приглашенные лекторы.

Москва, 201_

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.68 «Психология» подготовки магистра по программе "Системная семейная психотерапия", изучающих дисциплину « Методы и школы классической системной семейной психотерапии».

ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 «Психология» (степень – магистр);

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.68 «Психология», Магистерская программа "Системная семейная психотерапия" утвержденным в 2013г.



1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Методы и школы классической системной семейной психотерапии» являются знакомство с основными направлениями классической ССП. Студенты осваивают основные постулаты и методологические принципы подхода, историю его создания, основные методы и техники, которые в нем применяются. Затем в тренинге, который идет после каждой психотерапевтической школы, студенты осваивают на практике методики и техники работы с семьями в данной психотерапевтической школе. Цель освоения этой дисциплины- привить студентам навыки системного мышления, способность понимать специфику каждой школы , создать арсенал практических методик и техник работы с целой ядерной и расширенной семьей.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать постулаты, методические принципы, историю создания таких школ классической системной семейной психотерапии, как «Миланская» структурная и стратегическая школы.

Уметь системно мыслит, выдвигать системные гипотезы, формулировать нормализацию и позитивную коннотация, а так же формулировать предписания семье.

Иметь навыки (приобрести опыт) отработки техник присоединения к семье, циркулярного интервью, конфронтации, предписания парадоксальных или прямых поведенческих ритуалов всем членам семьи.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М4

Осознает и формулирует степень своей личностной готовности к деятельности в области системной семейной психотерапии, выявляет свои личностные ресурсы и ограничения

Интерактивные лекции по базовым основам системной семейной психотерапии, тренинги, развивающие системное мышление, тренинги, развивающие навыки психотерапии семьи

Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-М7

Может вести полилог в ситуации эмоциональной напряженности, взаимодействует с группой людей, находящихся в стрессе и нуждающихся в помощи

Тренинги методик и техник классической системной семейной психотерапии, работа с симулированной семьей.

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные способы деятельности

СК-М1

Обладает системным мышлением, умеет рассматривать все явления в контексте, видит многообразие связей и отношений

Лекции, развивающие системное мышление, круговую каузальность.

Способен к восприятию, анализу и обобщению устных сообщений (лекций) и письменных (в том числе и интернет)

ИК – М. 2.1.

Воспроизводит данные, содержащиеся в научной и практической литературе, анализирует, сопоставляет и обобщает их, делает самостоятельные выводы

Самостоятельное теоретическое изучение отдельных вопросов, сопоставление полученной информации с материалами лекций.

Способен к оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы

ИК – М 2.2

Умеет четко, логично и последовательно представлять результаты выполненной работы в устной и письменной форме

Интерактивные лекции, опросы, коллоквиум, письменный самооанализ

Способность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок.


ИК – М 7.1. (ПС)

Понимает основные механизмы проявления индивидуальных особенностей и состояний человека, а также межличностных отношений в вербальных, невербальных, поведенческих проявлениях в ситуациях оказания психологической помощи, что обеспечивает базу для дальнейшего освоения инновационных разработок

Изучение механизмов терапевтического взаимодействия в сочетании с тренингами соответствующих навыков.

3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих _магистерскую подготовку.

.

Для магистерской программы Системная Семейная Психотерапия настоящая дисциплина является базовой.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями из области психологии семьи, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, консультативной психологии, клинической психологии.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Конструктивистские подходы в системной терапии семьи

Эмоционально-фокусированная терапия пар

Системная семейная терапия субличностей в работе с парой

Психологическая помощь при разводе

Терапия низкого сексуального влечения в паре

Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар

Супервизорская практика



Клиническая практика

4Тематический план учебной дисциплины Базовые основы системной семейной психотерапии




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия







216

40




40

136

1

Введение в системный подход




6







6

2

«Миланская школа» системной семейной психотерапии

30

12




18

46

2.1.

История возникновения «Миланской группы» и ранние принципы работы.




3










2.2.

Циркулярное интервью




3




6




2.3.

Способы подачи обратной связи- нормализация и позитивная коннотация




3




6




2.4.

Предписания ритуалов и парадоксальные предписания




3




6




3

Структурная школа Системной семейной психотерапии

18

9




9

42

3.1

Основные структурные параметры семейной системы.




3




3




3.2

Модель Олсона




3




3




3.3

Техники работы в структурном подходе




3




3




4.

Стратегическая школа Системной семейной психотерапии

18

9




9

42

4.1

История во История возникновения стратегического семейного подхода. Личность Милтона Эриксона. Связь с теорией коммуникаций и структурного подхода.





3




3




4.2.

Иерархические структуры в семейной системе.




3




3




4.3

Техники работы в стратегическом подходе




3




3




5

Итоговая лекция

3

3













Итого




40













экзамен

5


































5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры **




1

2






















Коллоквиум

*







Обсуждение пройденного

Итоговый

Зачет/ Экзамен






*




Устный экзамен.

5.1Критерии оценки знаний, навыков
Во время проведения коллоквиума студенты должны продемонстрировать навыки системного мышления. Понимание пройденного материала. Умеет четко, логично и последовательно представлять результаты выполненной работы в устной и письменной форме


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Раздаточные материалы высылаются по электронной почте.



Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на интерактивных лекциях и практических занятиях: активность студента во время групповых дискуссий на лекциях, привлечение заданий для самостоятельной работы как аргументов, инициативность в тренингах, высокий уровень профессиональной рефлексии.. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:оценивается полнота и глубина освещения темы в групповых дискуссиях, творческость при оценке клинических случаев. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа



Отекущий = n1· Окол

Где k1*=0,3, k2*=04, k3*=03
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена в пользу студента.
На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине в пользу студента. .



6Содержание дисциплины


  1. Вводная лекция. 6 часов. Представление об общей теории систем. Понятие уставки. Понятие «черного ящика» Понятие петель обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь. Гомеостазис. Установка в культуре и взаимодействии. Система коммуникаций. Основные постулаты теории коммуникаций. Комплиметарный и симметричный шизмогенез.

Темы для самостоятельной работы – Коммуникативная теория шизофрении Г.Бэйтсона. Контакт культур и шизмогенез.

Литература – Г.Бэйтсон «Экология разума. М.»Смысл» 2000

Вацлавик и др. Прагматика человеческой коммуникации. Спб. Речь. 2000



Ф.Капра «Паутина жизни» «София»; М.: ИД «София», 2003.

  1. Миланская школа системной семейной психотерапии. 30 час.

2.1.История Миланской школы. Телефонная модель коммуникации. Исследование коммуникаций в шизофреногенных семьях. Исследование семей больных анорексией. Жизненный цикл семейной системы.

Практические занятия - определение основных семейных кризисов. Определение правил и стереотипов коммуникаций в семейной системе. Работа с симулированной семьей.

    1. Циркулярное интервью. Диагностика семейной системы. Прямые и непрямые вопросы. Разбор цикла взаимодействия. Методологические принципы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность.

Практические занятия- работа в тройках по отработке циркулярного интервью.

    1. Обратная связь в Миланской школе. Нормализация. Позитивная коннотация. Разбор случаев М.Сильваны Паллацоли с применением позитивной коннотации. Развитие этого в «Женском проекте» Ольги Сильверштайн.

Практические занятия. Работа с симулированной семьей. Отработка в тройках форм подачи обратной связи.

    1. Предписания в Миланской школе. Прямые и парадоксальные предписания. Разбор случаев Пегги Пэпп и Дж.Чеккина.

    2. Практические занятия. Отработка в тройках подачи предписаний. Общий шэринг.

Темы самостоятельных занятий. Семейные мифы. описанные Миланской школой. Изменения жизненного цикла семьи в связи с изменением социо-культурной ситуацией в Западном мире. Особенности жизненного цикла семьи в России. Кризис института брака – основные признаки. Наиболее часто встречающиеся фобии и предвзятости семейного психотерапевта.

Литература

  1. А.Варга. Введение в системную семейную психотерапию. М.Когито-Центр, 2011.

  2. М.Сельвини Палаццоли, Л.Босколо, Д.Чеккин, Д.Пратта. Парадокс и контрпарадокс. М.»Когито-Центр», 2002.

  3. Пэгги Пэпп. Семейная терапия и ее парадоксы. М.»Класс» 2004




  1. Структурная школа Системной семейной психотерапии. 18 часов.

    1. Основные структурные параметры семейной системы.

Коалиции, подсистемы, холон. Вертикальные и горизонтальные коалиции.

    1. Циркулярная модель Олсона. Сплоченность и гибкость. Четыре уровня сплоченности. Четыре типа семейной структуры- ригидная, структурированная, гибкая, хаотичная Семейный контроль, семейные роли и правила. Шкала семейной адаптации и сплоченности Faces-3.

    2. Техники работы в структурном подходе.Присоединение. Планирование, Инсценировка, Фокусирование, переструктурирование.

    3. Практические занятия

Просмотр и анализ художественного фильма с точки зрения структурного подхода.

Тренинг техник структурного подхода. Работа в тройках и с симулированной семьей.

Литература.

  1. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 295c.

  1. Системная семейная терапия: Классика и современность/ред.А.В.Черников. – М.: Назависимая фирма «Класс», 2005, с.144-160.

  2. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.:Изд-во Эксмо, 2004, с. 231-234, 418-468.

Темы для самостоятельной работы.

Перевернутая иерархия и ее влияние на проблемы детско-родительских отношений.

Предпосылки возникновения вертикальных коалиций в семейной системе.

Трансформация внешних и внутренних границ семьи в современной России.

Препятствия на пути присоединения терапевта к семье.

Анализ структуры семейной системы из выбранного художественного произведения.

4.Стратегическая школа Системной семейной психотерапии.18/часов
    1. История возникновения стратегического семейного подхода. Личность Милтона Эриксона. Связь с теорией коммуникаций и структурного подхода.


    2. Иерархические структуры в семейной системе. Борьба за власть в семейной системе.

    3. Техники работы в стратегической ССП . Определение проблемы и исследование прошлых попыток решения. Особенности использования парадоксальных техник.

Темы практических занятий.

Симулированные приемы. Работа в тройках .Общий шэринг



Отработка техник стратегического подхода. – реструктурирование, Техника «калькирования». Парадоксальные провокации. Предписание заключительного ритуала. Техники переопределения.

Темы для самостоятельной работы.

    1. Эриксоновский гипноз. Его особенности. Отличительные черты измененного состояния сознания при применении Эриксоновского гипноза.

    2. Особенности использования теории коммуникаций в современном стратегическом подходе.

    3. Рассмотрение и анализ терапевтического случая с точки зрения стратегического подхода . (можно на примере художественного произведения).

Основная литература.

  1. Жеральд Р. Уикс, Лучиано Л Абат. Психотехника Парадокса. М., «Маркетинг» 2002, 278 с.

  2. Джорджио Нардоне. Алессандро Сальвини. Магическая коммуникация. Стратегический диалог в психотерапии. М.; Рид Групп, 2011. 160с.

  3. Джей Хейли, Милтон Эриксон. Стратегии семейной терапии. Институт общегуманитарных исследований. Москва. 2000.448с.

Дополнительная литература

  1. Джей Хейли. О Милтоне Эриксоне. Москва «Класс» 1998.

  2. Джей Хейли. Терапия Испытанием. Москва «Класс» 1998.

  3. Клу Маданес. Стратегическая семейная терапия. М. «Класс». 1999.

  4. Дж. Нардоне, П. Вацлавик. Искусство быстрых изменений. М., Издательство института психотерапии, 2006.

  5. Giorgio Nardone, Claudette Portelli. Knowing Through Changing. Crown House Publishing LTD, 2005.

  6. Giorgio Nardone, Paul Watzlawick. Brief Strategic Therapy. Jason Aronson, 2005.

  7. Giorgio Nardone, Roberta Milanese, Tiziana Verbitz. Prison of Food. Karnac Books Ltd., 2005.

7Образовательные технологии


В процессе преподавания данной учебной дисциплины используются: интерактивные формы проведения занятий: ролевые игры в работе с симулированной семьей ( «семья», «терапевт», супервизор») психологические тренинги на отработку методик и техник системной семейной психотерапии, просмотр и анализ видеофильмов.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


8.1.Примерные вопросы для промежуточного коллоквиума.

  1. Зачем нужна семейная диагностика?

  2. На какие теоретические основы опирается семейная диагностика?

  3. Какие существуют диагностические параметры семьи?

  4. Чем отличаются техники, применяемые в структурной терапии, от техник, применяемых в Миланском подходе.

  5. Чем отличаются техники, применяемые в структурной терапии, от техник, применяемых в трансгенегационном подходе.

  6. Чем отличаются техники, применяемые в структурной терапии, от техник, применяемых в стратегическом подходе.

8.2. Примерные вопросы к экзамену по Базовым основам Системной семейной психотерапии.

  1. Общая теория систем, как методологическая основа ССТ.

  2. Кибернетика как одна из теоретических основ ССТ ( понятие «черного ящика» и петель обратной связи).

  3. Теория коммуникаций. Передающий и командный аспекты.

  4. Теория коммуникаций. Схизмогенез. Пунктуация событий.

  5. Теория коммуникаций. Цифровая и аналоговая коммуникация.

  6. Теория коммуникаций. Механизм двойной ловушки и парадоксального предписания.

  7. Теория коммуникаций. Ритуалы.

  8. Структура первого интервью с семьей. Терапевтические задачи, этапы и техники.

  9. Структурный подход. Цели и стадии терапии.

  10. Структурные параметры семейной системы.

  11. Миланская школа системной семейной терапии. Особенности работы, стандартный формат сессии.

  12. Позитивная коннотация.

  13. Стратегическая семейная терапия. Основные элементы. Обстоятельства проявления метафорического значения.

  14. Прямые и парадоксальные предписания. Обоснование выбора вида предписания.

  15. Проблемы детей. Функция симптоматического поведения ребенка. 3 парадоксальные стратегии в работе с детскими проблемами.

  16. Супружеские проблемы. Неконгруэнтная иерархия: формирование, особенности взаимодействия супругов.



9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


Арист фон Шлиппе, Йохан Швайтцер. Учебник по системной терапии и консультированию.М.Институт консультирования и системных решений. 2007. 360с.

9.2Основная литература


  1. Г.Бэйтсон «Экология разума. М.»Смысл» 2000. 93-105;189-359; 435-444.

  2. Вацлавик и др.Психология межличностных коммуникаций. Спб. Речь. 2000, 290с.

  1. Ф.Капра «Паутина жизни» «София»; М.: ИД «София», 2003, 336с.

  1. А.Варга. Введение в системную семейную психотерапию. М.Когито-Центр, 2011.

  2. 181c.

  3. М.Сельвини Палаццоли, Л.Босколо, Д.Чеккин, Д.Пратта. Парадокс и контрпарадокс. М.»Когито-Центр», 2002.204 с.

  4. Пэгги Пэпп. Семейная терапия и ее парадоксы. М.»Класс» 1998. 278 c.

  5. С.Минухин, Ч.Фишман. Техники семейной терапии.М., Класс, 1998, 295с.

  6. Жеральд Р. Уикс, Лучиано Л Абат. Психотехника Парадокса. М., «Маркетинг» 2002, 278 с.

  7. Джорджио Нардоне. Алессандро Сальвини. Магическая коммуникация. Стратегический диалог в психотерапии. М.; Рид Групп, 2011. 160с.

  8. Джей Хейли, Милтон Эриксон. Стратегии семейной терапии. Институт общегуманитарных исследований. Москва. 2000.448с.

  1. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 295c.

  1. Системная семейная терапия: Классика и современность/ред.А.В.Черников. – М.: Назависимая фирма «Класс», 2005, с.144-160.

  2. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.:Изд-во Эксмо, 2004, с. 231-234, 418-468.



9.3Дополнительная литература


  1. Джей Хейли. О Милтоне Эриксоне. Москва «Класс» 1998.

  2. Джей Хейли. Терапия Испытанием. Москва «Класс» 1998.

  3. Клу Маданес. Стратегическая семейная терапия. М. «Класс». 1999.

  4. Дж. Нардоне, П. Вацлавик. Искусство быстрых изменений. М., Издательство института психотерапии, 2006.

  5. Giorgio Nardone, Claudette Portelli. Knowing Through Changing. Crown House Publishing LTD, 2005.

  6. Giorgio Nardone, Paul Watzlawick. Brief Strategic Therapy. Jason Aronson, 2005.

  7. Giorgio Nardone, Roberta Milanese, Tiziana Verbitz. Prison of Food. Karnac Books Ltd., 2005.

10Материально-техническое обеспечение дисциплины



Проектор для лекций и практических занятий, раздаточные материалы.
Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 «Менеджмент» магистранта группы №12учр
2014 -> «Российское общество эпохи реформ Александра ii»
2014 -> Начиная с восьмидесятых годов двадцатого века тема корпоративной или организационной культуры стала одной из центральных в управленческой литературе. Все больше исследователей посвящают этому феномену свои научные труды
2014 -> Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница