Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»



страница1/3
Дата12.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет государственного муниципального управления


Программа дисциплины

«

для магистерской программы «Управление образованием»

по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»

Автор программы:

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 201_
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по магистерской программе «Управление образованием, изучающих дисциплину «Экспертно-проектное управление развитием образовательных систем».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html;

Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;

Программой «Управление образованием» по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;

Базовым учебным планом университета подготовки магистра по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», по программе «Управление образованием», утвержденным в 2011г.


Цели освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Экспертно-проектное управление развитием образовательных систем» направлено на теоретическую и практическую подготовкуобучающихся к эффективному применению экспертной и проектной технологий в процессе управления развитием образовательных учреждений, а также к профессиональному функционированию специалистов в качестве экспертов-консультантов и проектировщиков инновационного развития образовательных учреждений.

Целями освоения дисциплины «Экспертно-проектное управление развитием образовательных систем» являются:


  1. формирование философско-мировоззренческих ориентиров, определяющих смыслы, гуманистические ценности и приоритеты современного образования;

  2. освоение методологии психолого-педагогического анализа и проектирования развивающих образовательных систем;

  3. освоение студентами (слушателями) технологии системной экспертизы образовательных учреждений;

  4. освоение технологии психолого-педагогического проектирования и оптимизации образовательных систем;

  5. ознакомление с образцами практики использования экспертно-проектных технологий оптимизации образовательных систем в образовательных учреждениях.

  6. развитие экспертно-проектного управленческого мышления.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать

  • методологические основы проведения психолого-социальной экспертизы образовательных систем;

  • методологические основы проектирования образовательных систем;

  • методологические основы управления развитием образовательных учреждений;

  • методологические основы консалтинга в сфере образования.


Уметь

  • строить модели различных компонентов образовательно-организационной системы;

  • анализировать экспертно-диагностические данные и определять приоритетные направления психолого-педагогического и социального проектированияобразовательных систем;

  • проектировать развитие образовательной системы на основе её моделирования.


Иметь навыки (приобрести опыт)

  • самостоятельного проведения системной экспертизы образовательного учреждения;

  • разработки программы развития образовательных учреждений на основе анализа данных их системной экспертизы.

  • консультирования руководителей по стратегии развития образовательного учреждения и сотрудничества с педагогами в процессе реализации разработанных проектов.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код1

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные способы деятельности


СК-М1

Внесение изменений в освоенные экспертно-диагностические методики

Учебная экспертиза образовательных учреждений в процессе прохождения практики

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

СК-М2

Предложение новых моделей и концепций развития образовательных учреждений

Учебное проектирование развития образовательных учреждений, супервизия и публичная защита проектов

Способен оценивать возможные последствия управленческих решений

СК-М5

Описание возможных рисков реализации программ развития образовательных учреждений и обоснование возможности их минимизации

Учебное проектирование развития образовательных учреждений, супервизия и публичная защита проектов

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности


СК-М6

Самостоятельное проведение системной экспертизы образовательных учреждений, эффективный анализ полученной информации

Учебная экспертиза образовательных учреждений в процессе прохождения практики

Способен организовывать и осуществлять экспертную деятельность в образовательных учреждениях


ИК1.1.ЭД

ГМУ


Подготовка грамотного экспертного заключения

Учебная экспертиза образовательных учреждений в процессе прохождения практики

Способен организовывать и осуществлять консультативную деятельность руководителей образовательных учреждений



ИК1.1.КД

ГМУ


Проведение эффективных консультаций руководителей образовательных учреждений по итогам проведённой экспертизы

Консультирование руководителей образовательных учреждений по итогам проведённой экспертизы в процессе прохождения практики

Способен организовывать и осуществлять аналитическую деятельность по текущему состоянию и стратегическому развитию образовательных учреждений


ИК1.1.АД

ГМУ


Подготовка грамотного экспертного заключения

Учебная экспертиза образовательных учреждений в процессе прохождения практики

Способентранслировать этические нормы в профессиональной и социальной деятельности


СЛК

–М1



Принятие гуманистической парадигмы в анализе смыслов целей и приоритетов образования.

Написание тематических эссе

Способен определять и транслировать общие цели педагогического коллектива в процессе развития образовательного учреждения

СЛК

–М3


ГМУ

Проведение эффективных консультаций руководителей и педагогического коллектива по стратегическим вопросам развития образовательных учреждений

Консультирование руководителей и педагогического коллектива по стратегическим вопросам развития образовательных учреждений в процессе прохождения практики

Способенпроектировать новые модели образовательных систем

СЛК

–М8


ГМУ

Наличие в учебных проектах развития образовательных учреждений обоснованных предложений новых образовательных моделей, адекватных миссии данных образовательных учреждений


Учебное проектирование развития образовательных учреждений, супервизия и публичная защита проектов

Способен контролировать выполнение стратегии развития образовательного учреждения

СЛК

–М9


ГМУ

Эффективное текущее консультирование руководителей образовательных учреждений по проблемам реализации стратегии развития и соответствующая коррекция программы развития

Консультирование руководителей образовательных учреждений в процессе прохождения практики


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для магистерской программы «Управление образованием» по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Практика анализа образовательной политики», «Образовательные теории и образовательные реформы», «Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем», «Социальное проектирование».

Для освоения учебной дисциплины обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основы современной политики о сфере образования, знать основные образовательные теории, владеть психолого-педагогическими подходами к проектированию образовательных систем, а также методологией социального проектирования в сфере образования.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Развитие образовательной организации в условиях изменений», «Измерения и оценка качества образования», «Анализ и интерпретация данных в образовании», «Работа с базами данных в образовательном учреждении». Данная дисциплина обеспечивает методологический аппарат для прохождения практики, активного участия в научно-исследовательском семинаре «Рефлексивная практика управления образованием», а также написания курсовых работ и магистерской диссертации.


Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лек

ции


Семи

нары


Практи

ческие занятия



1

Качество образования

в гуманитарном измерении



14

2

6

 

6

2

Инновационный характер развития образовательного учреждения

14

2

6

 

6

3

Системная экспертиза и мониторинг развития образовательного учреждения

14

2

6

 

6

4

Консалтинг развития образовательных учреждений

14

2

6

 

6

5

Школа как организационно-образовательная система

12

2

 

4

6

6

Моделирование

и проектирование образовательной подсистемы школы



20

2

 

4

14

7

Моделирование

и проектирование организационной подсистемы школы



20

2

 

4

14

8

Диагностика состояния

и проектирование развития социальной подсистемы школы



22

2

 

4

16

9

Подготовка экспертного заключения и программы развития образовательного учреждения

34

2

6

2

24

10

Консультирование руководителей и педагогического коллектива по итогам экспертизы

16

2

4

 

10

ИТОГО

180

20

34

18

108


Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры

Текущий

(неделя)


Эссе







Домашняя письменная работа (порядка 10 000 знаков).

Учебная экспертиза







Учебное экспертное заключение (порядка 30 000 знаков), его супервизия и публичная защита в группе.

Учебное проектирование







Учебная программа развития (порядка 30 000 знаков), его супервизия и публичная защита в группе.

Учебное консультирование







Консультирование руководителей образовательных учреждений и педагогов в процессе прохождения практики и его супервизия. Отчёт об учебном консультировании (порядка 5 000 знаков).


Промежуточный

Коллоквиум







Групповая дискуссия на основе материалов представленных эссе.

Итого

вый


Зачёт







Собеседование на основе материалов учебных экспертных заключений, учебных программ развития и отчётов о консультировании руководителей и педагогических коллективов.


Критерии оценки знаний, навыков

При написании эссе по теме 1 обучающийся должен продемонстрировать свою эрудицию в вопросах образовательной политики (до 2-х баллов), провести анализ различных подходов к пониманию качества образования (до 2-х баллов), выразить свою позицию по проблеме рассмотрения качества образования в контексте качества жизни человека (до 3-х баллов), а также показать лингвистическую грамотность (до 2-х баллов) и оформительскую креативность (1 балл). Таким образомиз 10-ти баллов может быть оценена сформированность компетенции СЛК–М1.

При написании эссе по теме 2 обучающийся должен продемонстрировать свою эрудицию в вопросах педагогической инноватики (до 2-х баллов), прокомментировать различные подходы к пониманию инновационного характера образовательных учреждений (до 2-х баллов), обосновать собственную позицию в дискуссии по данной проблематике (до 3-х баллов), а также показать лингвистическую грамотность (до 2-х баллов) и оформительскую креативность (1 балл).Таким образом из 10-ти баллов может быть оценена сформированность компетенции СЛК–М1.

При написании учебного экспертного заключения обучающийся должен продемонстрировать умение использовать освоенный алгоритм проведения системной экспертизы образовательных учреждений (до 2-х баллов) и экспертно-диагностический инструментарий (до 2-х баллов), а также обрабатывать эмпирические данные (до 2-х баллов), анализировать и обобщать результаты (до 2-х баллов), делать выводы (до 2-х баллов). Таким образом, из 10-ти баллов может быть оценена сформированность компетенций СК-М1, СК-М6,ИК 1.1.ЭД ГМУ,ИК 1.1.АД ГМУ.

При написании учебной программы развития образовательного учреждения обучающийся должен продемонстрировать умение использовать алгоритм проектирования развития(до 2-х баллов), инструменты и механизмы психолого-педагогического и социального проектирования(до 2-х баллов), способность учитывать управленческие риски(до 3-х баллов), проектировать новые модели образовательных систем, адекватные миссии образовательного учреждения(до 3-х баллов).Таким образом, из 10-ти баллов может быть оценена сформированность компетенций СК-М2, СК-М5,СЛК-М8.

При написании отчёта об учебном консультировании руководителей и педагогов обучающийся должен продемонстрировать умение формулировать цели и приоритеты развития образовательного учреждения(до 3-х баллов), представлять экспертные результаты в наглядной и доступной форме(до 4-х баллов), продемонстрировать свои коммуникативные способности(до 3-х баллов). Таким образом, из 10-ти баллов может быть оценена сформированность компетенций ИК 1.1.КД ГМУСЛК-М3,СЛК-М9.

В процессе участия в коллоквиуме обучающийся должен продемонстрировать свои знания по темам 1 и 2(до 6-х баллов), а также коммуникативные навыки (до 4-х баллов) в процессе формулирования и отстаивания своих позиций.Таким образом, из 10-ти баллов может быть оценена сформированность компетенций СЛК-М1, СЛК-М9.

Зачёт проводится в форме публичной защиты программы развития образовательного учреждения на основе соответствующего экспертного заключения.

Содержание дисциплины

Тема 1. Качество образования в гуманитарном измерении

Понятие«качество» с философской точки зрения. Методологические дискуссии о качестве образования. Качество образования с точки зрения когнитивного, историко-культурного, мыследеятельностного, компетентностного, культуросообразного и других подходов к содержанию образования. Качество образования как качество жизни. Гуманитарное измерение качества образования. Социально-философский анализ современного школьного образования. Приоритеты национальной политики в области образования. Личностно-ориентированная парадигма образования. Концепция развивающего образования. Основные документы, определяющие стратегию развития российской школы.



Аудиторная работа 4 часа: лекция и семинар в формате дискуссии.

Самостоятельная работа 6 часов: изучение рекомендованной литературы, написание эссе, подготовка к семинару и коллоквиуму.

Рекомендуемые источники и литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6,13, 22, 23, 34.
Тема 2. Инновационный характер развития образовательного учреждения

Понятия «развитие», «нововведение» и «инновация». Важнейшие методологические критерии инновационного развития школы. Развитие как переход системы из одного состояния в другое. Исследовательский, проектный и управленческий компоненты развития школьной организации.Определение необходимости введения соответствующих инноваций. Прогноз «приживаемости» проектируемых нововведений в школьном коллективе. Прогнозирование психологических и педагогических рисков, связанных с реализацией нововведений. Моделировании влияния нововведений. Постоянное саморазвитие на основе мониторинга эффективности изменений как основная характеристика инновационных школ.



Аудиторная работа 4 часа: лекция и семинар в формате дискуссии.

Самостоятельная работа 6 часов: изучение рекомендованной литературы, составление сравнительной таблицы характеристик инновационной школы с точки зрения различных методологических подходов, подготовка аналитической записки об уровне инновационности конкретного образовательного учреждения,написание эссе, подготовка к семинару и коллоквиуму.

Рекомендуемые источники и литература: 7, 11, 16, 25, 32, 40, 42.

Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании
2013 -> Сетевой образовательный клуб «Некрасовская республика»: самоорганизация, саморазвитие, сотворчество. «Некрасовская республика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница