Программа дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии для направления 030300 «Психология»



Дата14.02.2016
Размер102 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет психологии


Программа дисциплины
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

для направления 030300 «Психология»

подготовки магистра (030300.68)

Автор: Осин Е.Н.



Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры


«Психология» общей и экспериментальной психологии

Председатель Зав. кафедрой


_____________________Штроо В.А ______________________Болотова А.К.

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________200 г.

Утверждено УС факультета

Факультета психологии

Ученый секретарь
____________________Старовойтенко Е.Б.

« ____» ___________________200 г.



Москва 2009

Тематический план учебной дисциплины








Название темы



Всего часов по дисциплине



Аудиторные часы

Самостоятельная работа



Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Современное состояние психологии: проблема наличия единой парадигмы.

12

4

4

4

2

Актуальные теоретические проблемы психологии.

40

8

4

28

3

Актуальные проблемы психологии как эмпирической науки.

28

4

4

20

4

Актуальные проблемы практической психологии.

28

4

4

20

5

Неклассическая психология.

34

6

4

24

6

Позитивная психология.

20

4

4

12




Итого:

162

30

24

108


Базовые учебники:
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2006.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб: Питер, 2007.
Формы контроля:



  • Реферат в объеме 15-25 тыс. знаков.

  • Эссе в объеме 10-15 тыс. знаков.

  • Письменный экзамен (5 вопросов, 80 минут)

  • Итоговая оценка складывается из оценки за работу на семинарах (Осем.), оценки за реферат (Ореф.), оценки за эссе (Оэссе) и оценки за экзамен (Оэкз.) в равных долях:

Оитог. = Осем. * 0,25 + Ореф.* 0,25 + Оэссе * 0,25 + Оэкз. * 0,25.


Содержание программы




Тема 1. Современное состояние психологии: проблема наличия единой парадигмы.
1. Теоретическая, прикладная, практическая психология. Соотношение теории и эксперимента в процессе научного познания. Закономерности развития научных теорий. Классификация теорий по уровню обобщённости.

2. Многообразие психологических теорий. Научные школы как социальная форма существования научных теорий. Роль познавательных, социальных и личностных факторов в развитии науки.

3. Соотношение теоретического, эмпирического и психотехнического знания в психологии.

4. Признаки кризиса психологической науки.

5. Специфика психологической науки, связанная с объектом изучения.
Литература


  • Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии, 1999 [4].

  • Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии, 2001 [4].

  • Юревич А.В. Интерпретативные традиции и параметры развития психологической науки // Вопросы психологии, 2005 [5].


Дополнительная литература:

  • Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб: Питер, 2007 [1-3].



Тема 2. Актуальные теоретические проблемы психологии.
1. Проблема объективного метода в психологии.

2. Эволюция парадигмы психологии.

3. Развитие идеала научности на протяжении XX в.: позитивизм, постпозитивизм, постнеклассическая наука.

4. Естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии.

5. Категориальная система психологии. Объяснительные принципы психологии.
Литература


  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5 [4].

  • Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии [1].

  • Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек Развивающийся. Очерки Российской психологии. М., 1994. Гл. 3 [1, 2, 5].

  • Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Гл. 2, 9 [3, 4]. С. 32-69, 217-260.

  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2003. Гл. 2 [5].

  • Юревич А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или раскачанный маятник // Вопросы психологии, 2005, № 2 [4].


Дополнительная литература:

  • Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук [4].

  • Бахтин М.М. К философии поступка [4].

  • Бьюджентал Дж. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии: В 3-х т. М.: "Класс", 1998. т. 3, с.180-207 [1].

  • Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. Гл. 2.4. [5].

  • Дильтей В. Описательная психология.

  • Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса [1].

  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2003. Гл. 5-13 [5].

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Гл. 1. [1]

  • Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003.

  • Шульц Д.П., Шульц С.П. История современной психологии [2].

  • Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. [2].



Тема 3. Актуальные проблемы психологии как эмпирической науки.
1. Проблема измерения в психологии, надёжность и валидность психологических измерений.

2. Место эмпирических методов в научном исследовании.

3. Проблема адекватного применения эмпирических методов для психологической диагностики.

4. Количественный и качественный подходы в психологических исследованиях как эмпирическая реализация естественно-научной и гуманитарной парадигм.


Литература:

  • Аллахвердов В.М. Блеск и нищета эмпирической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005, Т. 2, № 1. С. 44-63 [2].

  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2000. Ч. 2. Раздел 3.3 «Отношение герменевтики и естественно-научного подхода в психологическом эмпирическом исследовании» (с. 239-245) [4].

  • Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1 № 2, С. 66-75 [3].

  • Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1 № 2, С. 40-53 [1, 2, 3].

  • McGrath, J.E., & Johnson, B.A. Methodology Makes Meaning: How Both Qualitative and Quantitative Paradigms Shape Evidence and Its Interpretation [4].


Дополнительная литература:

  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2000. Гл. 2 «Эмпирические методы в психологии» (с. 23-38), Гл. 6 «Психологическое измерение» (с. 146-163). (для тех, у кого нет базовой психологической подготовки) [1].

  • Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005, Т. 2, № 1. Дискуссия по статье В.М. Аллахвердова (в частности, А.Д. Наследов, В.Ф. Петренко, А.Н. Поддьяков, А.В. Юревич) [2].

  • Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1, № 4. Дискуссия по проблеме применения тестов (в частности, А.Г. Шмелев, М.А. Холодная, Л.Ф. Бурлачук) [2].

  • Ушаков Д.В. Тесты интеллекта или горечь самопознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1 № 2. С. 76-93.

  • Kline P. Psychology Exposed or The Emperor’s New Clothes. London: Routledge, 1988. Chapter 2, 4 [2, 3].



Тема 4. Актуальные проблемы практической психологии.
1. Проблема критериев психического, психологического и личностного здоровья.

2. Особенности психотехнического познания и знания.

3. Представления о человеке в практической психологии.

4. Психотерапевтическая концепция как психотехнический миф: возможности и опасности.


Литература:

  • Ваcилюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал, 1992, № 1. С. 15-32 [2].

  • Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. С. 231-238 [1].

  • Мамардашвили М.К. Об инструментальном статусе психотехнической теории // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ, Астрель, 2009. С. 157-166 [2, 4].

  • Розин В.М. Психология: наука и практика. М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. С. 208-219 (В плену психотерапевтической концепции), 274-298 (Проблема психологической реальности, Мифы и склонности психологов, Преодоление кризисных явлений в психологии) [4].


Дополнительная литература:

  • Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С. 5-23 (Основные подходы к дихотомии «норма – патология»), 67-73 (Гипотеза об уровнях психического здоровья) [1].

  • Василюк Ф.Е. Представления о человеке в практической психологии // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ, Астрель, 2009. С. 181-194 [3].

  • Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. Гл. 23 (Теория метамотивации: биологические корни ценностной жизни). С. 282-325 [1].

  • Пузырей А.А. Новые идеалы научности и путь практической психологии личности // Психология, психотехника, психагогика. М.: Смысл, 2005. С. 279-298 [2].

  • Фейнман Р. Дяде Сэму Вы не нужны! // Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман. Неопубл. пер. с англ.

  • Хок Р. Р. Ну и кто же здесь сумасшедший? (Rosenhan D.L.) // 40 исследований, которые потрясли психологию. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 300-308.

  • Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ, Астрель, 2009. С. 167-180 [3].



Тема 5. Неклассическая психология.
1. Общее представление об особенностях «неклассических» подходов в психологии.

2. Культурно-деятельностная парадигма как вариант неклассической психологии.

3. Экзистенциальная психология как вариант неклассической психологии.

4. Социальный конструктивизм, диалогический и нарративный подходы в психологии.


Литература:

  • Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001. С. 61-73 (Шпет, Бахтин), 87-92 (понятие смысла), 233-243 (образ мира), 280-289 (понятие смысла), 296-301 (превращенные формы) [2].

  • Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология, 2005, № 1. С. 51-71 [1, 3].

  • Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: 1999. С. 152-165 (раздел 2.7, 2.8) [2, 3].

  • Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек, 1994, № 5. С. 5-19 [3].

  • Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. Т. 23. №. 3. С. 113-121.


Дополнительная литература:

  • Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии, 2002, № 3, с. 28-39 [2, 3].

  • Леонтьев Д.А. Психология как гуманитарная наука: от дисциплины необходимого к «цветущей сложности» возможного // Прогресс психологии: критерии и признаки / Под ред. Журавлева А.В., Марцинковской Т.Д., Юревича А.В. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009 [1].

  • Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990 [3].

  • Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология, 2007, № 4, с. 68-77 [2, 3].

  • Стеценко А.П. Перспективы теории деятельности в контексте современной психологии: неклассический подход к неклассической культурно-исторической теории деятельности.

  • Bruner J. Life as Narrative // Social Research, 2004, Vol. 71, No. 3. P. 691-710 [4].

  • Hermans H.L.M. The Dialogical Self: Towards a Theory of Personal and Cultural Positioning // Culture and Psychology, 2001, Vol. 7(3). P. 243-281 [4].



Тема 6. Позитивная психология.
1. Общее представление о позитивной психологии: её истоки, предмет и задачи.

2. Позитивные эмоции и их роль в жизни человека.

3. Общее представление о теориях внутренней мотивации: теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, теория потока М. Чиксентмихая.

4. Гедонистический и эвдемонический подходы к психологическому благополучию: идеи и результаты исследований. Смысл и счастье.

5. Ресурсы совладания: жизнестойкость, оптимизм, позитивные копинг-стратегии.

6. Интервенции позитивной психологии.

7. Критика позитивной психологии.
Литература:


  • Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб: Питер, 2003. Гл. 2, 9, 10 [4].

  • Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. М.: Время, 2009. C. 12-69 [1-4], 90-101 [5], 136-149 [6], 160-166 [7].


Дополнительная литература:

  • Зелигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006 [1, 2, 6]

  • Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал, 2005. т. 26, № 6. С. 87–101 [5].

  • Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика, 2007, № 3. С. 22-40 [5].

  • Handbook of Positive Psychology / Ed. By C.R. Snyder, S.J. Lopez. Oxford University Press, 2002 (при желании выберите темы, соответствующие тематике ваших исследований) [1-3, 5].

Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Темы эссе:


  1. Есть ли кризис в психологии: в эпоху Выготского и в наши дни.

  2. Объяснительная и понимающая психология: проблема соотношения.

  3. Практическая психология и религия: где граница?

  4. Место ценностей в научной психологии (либо: в практической психологии, в прикладной психологии бизнеса). Должна ли психология быть нравственной?

  5. Постнеклассическая наука как вызов классическому идеалу научности.

  6. Позитивизм и постпозитивизм: что преобладает в психологии?

  7. Достоинства и недостатки различных подходов к решению проблемы критериев нормы и патологии.

  8. Проблема многообразия альтернативных теорий: существует ли единая общая психология?

  9. Тест как оружие: негативные последствия неверного применения эмпирических методов и как этих последствий избежать?

  10. Эмпирическая психология: от факта к теории или от теории к факту?

  11. Возможности и ограничения эмпирической психологии в познании человека.

  12. Психологический смысл предложенного В.П. Зинченко и М.К. Мамардашвили «объективного метода» (следствия их идей для психологической науки и практики, реализуются ли эти идеи в нынешней практике и т.д.).

  13. Количественные и качественные методы: альтернативные или взаимодополняющие исследовательские подходы?

  14. Является ли историческое развитие психологической теории (практики) ответом на социальные запросы и вызовы?

  15. Отечественная и зарубежная традиции в психологической теории (практике): общие черты и специфические особенности.

  16. Психология в эпоху постмодернизма.

  17. Соотношение психологии и этики в работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир».

  18. Идеи М.М. Бахтина («К философии поступка», «К методологии гуманитарных наук»): почему они психологи считают их важными?

Критерии оценки эссе:



  • самостоятельность выполнения работы;

  • наличие и аргументированность авторской позиции;

  • аргументированный анализ противоположных взглядов;

  • логика, ясность и лаконичность изложения мыслей;

  • опора на литературные источники.


Темы рефератов:


  1. Понятие объективности в психологии и его эволюция.

  2. Развитие идеала научности на протяжении XX века.

  3. Психология в эпоху постмодернизма.

  4. Объяснительные принципы психологии.

  5. Категория личности в психологии.

  6. Категория сознания в психологии.

  7. Психофизическая проблема и её современное понимание.

  8. Качественные методы в психологии.

  9. Феноменологические подходы в психотерапии.

  10. Дискурс-анализ как метод психологического познания.

  11. Феноменологический метод как исследовательский метод: основные принципы реализации.

  12. Понятие смысла, смысловой регуляции в отечественной психологии.

  13. Культура как семиосфера (основные идеи работы Ю.М. Лотмана).

  14. Психологические идеи в работах М.М. Бахтина.

  15. Философская антропология С.Л. Рубинштейна («Человек и мир»).

  16. Основные подходы к определению критериев нормы и патологии.

  17. Роль кризисов в развитии личности.

  18. Психология и этика. Этические принципы в психологии.

  19. Основные проблемы экзистенциальной психологии.

  20. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского и современная психология.

  21. Основные идеи деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.

  22. Основные положения подхода «Диалогическое Я» Х. Херманса.

  23. Социальный конструктивизм в психологии.

  24. Психологические идеи в работах М.К. Мамардашвили («Психологическая топология пути», «Философия и личность» или др.)

  25. Любая тема из позитивной психологии (с использованием статей из баз данных ГУ-ВШЭ).

  26. Любой качественный метод.

  27. Любая другая интересующая Вас тема из затронутых на семинарах и лекциях курса.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:


  1. Признаки кризиса в психологии во времена Выготского и в наши дни.

  2. Основные идеи позитивизма, позитивистский идеал научности.

  3. Понятия постпозитивизма и постнеклассической науки.

  4. Классический и неклассический подход к пониманию объективности в психологии.

  5. Основные различия между естественно-научной и гуманитарной парадигмой в психологии.

  6. Критерии валидности, применяемые к качественным исследованиям.

  7. Понятия надёжности, валидности, достоверности теста по А.Г. Шмелёву.

  8. Проблемы и угрозы, связанные с применением тестов.

  9. Основные подходы к определению нормы и патологии.

  10. Отличия психотехнического знания о личности от научного знания.

  11. Понятие неклассической психологии.

  12. Отличия неклассической психологии от классической.

  13. Неклассические идеи культурно-исторического подхода Л.С. Выготского.

  14. Неклассические идеи экзистенциальной психологии.

  15. Понятие и суть социального конструктивизма.

  16. Понятие и функции смысла в деятельностном подходе.

  17. Основные положения теории broaden-and-build Б. Фредериксон.

  18. Понятия гедонистического и эвдемонического благополучия: отличия.

  19. Отличия внутренней и внешней мотивации. Назовите две теории, описывающие феномен внутренней мотивации, в позитивной психологии.

  20. Основные идеи теории потока М. Чиксентмихая.

  21. Критика позитивной психологии.

Автор программы: ____________________________ Е. Н. Осин







Каталог: data -> 2010
2010 -> Введение о чем эта книга
2010 -> Психология гендерных отношений 19. 00. 05 социальная психология
2010 -> В. Д. Шадриков 14 апреля 2000г. Номер государственной регистрации
2010 -> Психология и педагогика
2010 -> Программа дисциплины Философия и методология науки для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
2010 -> Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2010 -> Александр Дмитриев По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы
2010 -> Программа обновление гуманитарного образования в россии
2010 -> Назад в будущее. "Послезавтра" в экономике
2010 -> Н. Б. Филинов А. Г. Эфендиев 2010 г. 2010г


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница