Программа дисциплины 4 Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины 4



Скачать 435.37 Kb.
страница1/3
Дата07.06.2016
Размер435.37 Kb.
  1   2   3





Содержание


1.

Программа дисциплины

4




1.1.

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

4




1.2.

Требования к уровню изучения дисциплины

4




1.3.

Требования к организации дисциплины

4

2.

Содержание дисциплины

5




2.1.

Разделы дисциплины, виды и объем занятий

5




2.2.

Содержание разделов дисциплины

6




2.3.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8




2.4.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

12

3.

Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов

12




3.1.

Организация аудиторной работы студентов

12




3.1.1.

Конспекты отдельных лекций

13




3.1.2.

Планы практических занятий и методические рекомендации к ним

13




3.2.

Организация самостоятельной работы студентов

21




3.2.1.

Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля

21

4.

Материалы входного, текущего и итогового контроля

23




4.1.

Материалы входного контроля

23




4.2.

Материалы текущего контроля

25




4.3.

Материалы итогового контроля

26

5.

Терминологический минимум

30




  1. Программа дисциплины




    1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

  1. Цель и задачи дисциплины

Цель курса: сформировать у студентов научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности.

Задачи курса:

  1. Формирование у студентов представлений о «девиантном поведении», основных видах и формах отклоняющегося поведения.

  2. Формирование у студентов научных знаний о детерминантах (факторах и психологических механизмах) отклоняющегося поведения.

  3. Изучение психологических особенностей личности с отклоняющимся поведением.

  4. Изучение методов социально-психологического воздействия на отклоняющегося поведения личности.

  5. Развитие способности планировать профилактическую и коррекционную работу, подбирать адекватные методы психологического воздействия.

  6. Формирование умений проводить диагностику и оценивать результаты психологического воздействия на девиантных подростков, умений применять теоретические знания на практике.

  7. Развитие у студентов жизненных ориентаций на «здоровый об­раз жизни».




    1. Требования к уровню изучения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

Знать:

  • особенности девиантного поведения детей и подростков;

  • современные психологические концепции девиантного поведения;

  • основные виды и причины девиантного поведения;

  • психологические механизмы отклоняющегося поведения;

  • Знать основные направления, формы и методы профилактики и коррекции девиантного поведения.

Уметь:

  • выявлять причины и факторы формирования девиантности;

  • применять на практике методы коррекции отклоняющегося поведения;

Владеть:




    1. Требования к организации дисциплины

Дисциплина «Девиантное поведение детей и подростков» читается на 3 курсе очного отделения; Количество часов, отводимое на курс, приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Объем дисциплины «Девиантное поведение детей и подростков» и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов



Распределение по семестрам в часах

на очном отделении



Семестр

5







о/о




о/о







Общая трудоемкость дисциплины

88




88








Аудиторные занятия

44




44







Лекции (Л)

24




24







Практические занятия (ПЗ) Семинары (СЗ)

20




20







Лабораторные работы (ЛР)

-




-







Самостоятельная работа студентов (СРС)

44




44







Контрольные работы

-




-







Курсовые работы

-




-







Вид итогового контроля

экзамен













Лекционные занятия носят проблемно-информационный характер, могут сопровождаться компьютерными презентациями. Семинарские занятия проводятся в различных формах: деловая игра, круглый стол, решение психолого-педагогических задач, коллоквиум. Лабораторные занятия не предусмотрены




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий

Таблица 1 - Распределение часов курса по темам и видам на 3 курсе очного отделения


п/п

Наименование раздела, темы

Аудиторная работа

СРС (ч.)

Форма контроля

ЛЗ (ч.)

ПЗ (ч.)

Лаб

(ч.)

Раздел I. Понятие и виды девиантного поведения

6

4




6






Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

2







2






Общая нормативность/ненормативность поведения.

2

2




2






Проблема классификации поведенческих отклонений.

2

2




2




Раздел II. Детерминация отклоняющегося поведения

4

6




10







4.

Причины и факторы формирования девиантности.

2

2




4







5.

Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.

2

4




6







Раздел III. Психологическая характеристика основных видов девиантного поведения личности

8

6




16







6.

Агрессивное поведение

2







4







7.

Делинквентное поведение

2

2




4







8.

Аддиктивное поведение

2

2




4







9.

Суицидальное поведение

2

2




4







Раздел IV. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности.

6

4




12







10.

Профилактика отклоняющегося поведения личности

2

2




4







11.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

2

2




4







12.

Методы коррекции отклоняющегося поведения личности

2







4










Всего:

24

20




44

экзамен







Итого в 5 семестре:

88





2.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Понятие и виды девиантного поведения

Тема 1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида. Общие характеристики поведения. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение», определение понятия (педагогический подход, медицинский подход, психологический подход).

Понятие социальной адаптации. Основные варианты социальной адаптации. Понятие дезадаптации, основные признаки социальной и психологической дезадаптации.
Тема 2. Понятие социальная норма, виды, механизмы воздействия социальных норм на поведение человека.

Понятие «социальная норма». Нормы в психологии. Виды социальных норм и механизмы их функционирования.


Тема 3. Проблема классификации поведенческих отклонений.

Проблема классификации поведенческих отклонений. Поведенческие девиации с точки зрения социологии. Поведенческие девиации в правовом подходе. Медицинская классификация поведенческих расстройств (МКБ-10) для взрослого, детского и подросткового возраста.

Основные критерии психологических классификаций. Психологические классификации видов отклоняющегося поведения по Ю.А. Клейбергу, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Д.В. Менделевичу, Е.В. Змановской. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.
Раздел II. Детерминация отклоняющегося поведения

Тема 4. Причины и факторы формирования девиантности

Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности. Социальные факторы отклоняющегося поведения (основные подходы). Биологические предпосылки поведенческих девиаций (основные теории).


Тема 5. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (основные психологические концепции)

Проблемы поведения в соответствии с воззрениями В. Франкла (бездуховность, уход от ответственности, отсутствие смысла существования) и согласно клиентцентрированной психотерапии К. Роджерса (блокировка процесса самоактуализации, воспитание в системе условных ценностей, внутренний конфликт).

Причины отклоняющегося поведения согласно концепции А.Маслоу (блокировка процесса самоактуализации, фрустрация базовых потребностей, фиксация на потребностях низших уровней, недоразвитие высших потребностей). Механизмы формирования отклоняющегося поведения согласно Э.Фромму (Экзистенциальные противоречия, механизмы «бегства от свободы»).

Причины формирования отклоняющегося поведения согласно теории З.Фрейда (внуриличностный конфликт Ид и Спер-эго, фиксация на какой-либо стадии психосексуального развития) и теории защит «Я» от тревоги А. Фрейд (использование архаичных защитных механизмов).

Основные причины различных форм отклоняющегося поведения согласно индивидуальной психологии А.Адлера (недостаточная или извращенная компенсация, комплекс неполноценности, неадекватная жизненная установка, неразвитое социальное чувство).

Отклоняющееся поведение как результат сложного обусловливания среды согласно теориям Дж.Б. Уотсона, Б.Ф. Скиннера (неприобретенные эмоциональные ответы на стимулы, позитивное и негативное подкреплениеэмоционально-негативное обусловливание (наказание), оперантное угашение реакций). Теория инкубации реакций тревоги (усиления) Г. Айзенка. Источники невротических реакций страха (тревоги) согласно Г. Айзенку.

Основные механизмы формирования поведения согласно теории социального научения А.Бандуры. Регулирующие мотивационные системы, их влияние на формирование поведения. Концепции личностной эффективности.

Неадаптивные мыслительные схемы как основной психологический механизм формирования нарушенного поведения согласно когнитивной модели А.Бека и рационально-эмотивной теории А.Эллиса.копинг как механизм формирования адаптивного и неадаптивного поведения личности (понятие копинга, копинг-стратегий, копинг-ресурсов, адаптивные и малопродуктивные варианты копинг-поведения).

Отклоняющееся поведение с позиций системной семейной психотерапии (семья как саморегулирующаяся система, отклоняющееся поведение как симптом семейного неблагополучия, идетентифицированный пациент).
Раздел III. Психологическая характеристика основных видов девиантного поведения личности.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница