Программа деятельности Методического Ресурсного Центра



Скачать 411.29 Kb.
Дата13.02.2016
Размер411.29 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Костромы



«Детско-юношеский центр «Ровесник»»
эмблема2


Программа деятельности

Методического Ресурсного Центра
«Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края»
Кострома

2013

Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Костромы



«Детско-юношеский центр «Ровесник»


УТВЕРЖДЕНО

педсоветом ДЮЦ « Ровесник»

«05» сентября 2013года

Протокол №2




УТВЕРЖДАЮ

Директор ДЮЦ «Ровесник»

___________Н.В.Щербакова

Приказ № 144-0

от «05» сентября 2013 г.




Программа деятельности

Методического Ресурсного Центра

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей города Костромы

«Детско-юношеский центр «Ровесник»»


«Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края»

г. Кострома

2013
Программа работы Методического ресурсного центра

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Костромы «Детско-юношеский центр «Ровесник»»

«Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края»
Духовно-нравственное воспитание является одной из приоритетных задач образования. Новая система российского образования «должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества».1 В школе, учреждении дополнительного образования детей должна быть сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Педагоги должны владеть инструментом влияния на личность воспитанника с целью духовно-нравственного воспитания: культурного и духовного просвещения детей, обучения прикладным навыкам, в том числе на традициях Костромского края, и включения детей в социально-значимую культурную духовную деятельность через обучение способам преобразования действительности.

Детско-юношеский центр «Ровесник» имеет богатый опыт работы в области духовно-нравственного воспитания детей:

- Реализация программ, направленных на достижение целей патриотического и духовно-нравственного воспитания (программа «Дети светлые» (победитель «Гранта главы города Костромы» 2010 г.), подпрограмма «Наследники побед России», программа летнего отдыха «Православная летопись» (победитель регионального этапа 9 Всероссийского конкурса образовательных программ дополнительного образования детей 2010 г.). Проведение мероприятий, направленных на патриотическое и духовно – нравственное воспитание школьников. Работа с семьей.

- Реализация образовательных программ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей на традициях Костромского края: «Путешествие по земле Костромской», «Адрес детства - Кострома», «Занимательная глина», «Ниточка-иголочка» («Лоскутное шитье», «Народная кукла»), «Бисероплетение», «Роспись по дереву».

- Организация и проведение муниципальных конкурсов: «Удивительные ремесла Костромской земли», «Пока горит свеча», ««Живой конкурс» коллективного художественного творчества детей и педагогов», Конкурс творческих работ «Служить добру и красоте».

- Участие в конкурсах по духовно-нравственному воспитанию.

- Духовно-нравственное воспитание через проведение и участие в творческих мастерских, мастер-классах, выставках, экскурсиях.

- Реализация воспитательного потенциала содержания деятельности детских объединений.

Работа педагогов центра связана не только с реализацией задач духовно-нравственного воспитания детей, но и анализом, обобщением и распространением опыта деятельности отдельных педагогов, структурных подразделений ДЮЦ:

- Проведение семинаров и мастер-классов для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей детских садов, таких как Семинар-практикум «Патриотическое воспитание детей, обучающихся по программам декоративно-прикладного и художественного направления», Мастер-класс Народная тряпичная кукла «Зайчик на пальчик», Мастер-класс Петровская игрушка

- Работа демонстрационной площадки на базе КПЦ им. Е.В. Честнякова по теме «Патриотическое воспитание детей на традициях культуры Костромского края» в рамках муниципального заказа на ведение инновационной деятельности образовательными учреждениями (сентябрь 2011 - май 2013 года).

- Издание сборников методических материалов: «Патриотическое воспитание детей на традициях культуры Костромского края»: Сборник методических материалов из опыта работы Культурно-просветительского центра имени Е.В. Честнякова; «СЛУЖИТЬ ДОБРУ И КРАСОТЕ»: Сборник конкурсных методических материалов, посвященных изучению с детьми творчества Е.В. Честнякова.

- Создание страницы сайта ДЮЦ «Ровесник», посвященной вопросам методического обеспечения духовно-нравственного воспитания http://www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/Rovesnik/DocLib6/.aspx


В «Ровеснике» функционирует методическая служба со следующими направлениями работы: аналитическое, диагностическое и психолого-диагностическое, информационно-методическое, научно-исследовательское, рекламная деятельность, сотрудничество с образовательными учреждениями города и области.

В рамках данной работы организуются методические советы, консультации для педагогов, диагностика процессов в ДЮЦ, мониторинг и анализ результативности деятельности, организация семинаров, помощь аттестующимся педагогам, экспертиза образовательных программ, участие в конкурсах методических материалов. В Учреждении накоплен методический банк данных, краеведческих и исследовательских материалов детей и педагогов.


Общая характеристика деятельности Ресурсного центра.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы «Детско-юношеский центр «Ровесник»» создан в 1993 году. Лицензия К № 000591, регистрационный № 261-11 от 19 сентября 2011 года. Свидетельство о государственной аккредитации № 56-10 от 12.02.2010 года, серия 44 № 200013.

В Центр входят следующие подразделения: Спорткомплекс, Центр прикладного творчества «Радуга», Центр детского творчества «Надежда», Культурно-просветительский центр им. Е.В. Честнякова, студия дошкольного воспитания «Вырастайка».

В учреждении занимается более 1500 ребят в возрасте от 4 до 18 лет по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, культурологическое, эколого-биологическое.

В центре детям предоставляется широкий выбор детских объединений по интересам, возможность свободного самоопределения и самореализации. К работе в центре привлекаются квалифицированные специалисты, которые строят свои программы на основе системно-деятельностного, аксиологического, развивающего подходов.

С детьми, посещающими ДЮЦ, проводится большая воспитательная работа, объединяющая детей и взрослых, призванная создать благоприятную атмосферу, дополнить учебный процесс, формировать жизненно необходимые навыки и компетенции подрастающего поколения, их социальный опыт, снизить отрицательное влияние среды.

Одной из приоритетных задач ДЮЦ «Ровесник» является духовно-нравственное воспитание детей, посещающих центр.

Целью деятельности центра по духовно-нравственному воспитанию является: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом средствами дополнительного образования.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в «Ровеснике» - это реальная деятельность учащихся, педагогов и их родителей, направленная на объединение вокруг традиционных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, религия, искусство, природа, человечество.
Принципами духовно-нравственного воспитания являются:


  • принцип системно организованной деятельности, что предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подразделений центра;

  • принцип адресного подхода, предполагающий использование особых форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников;

  • принцип добровольности, активности и инициативности в деятельности, что предполагает не только формирование представлений о нормах и ценностях жизни в обществе, но и включение детей в социально значимую деятельность;

  • принцип учета региональных условий, особенностей культуры, истории, экономики Костромского края;

  • принцип взаимодействия всех субъектов ДЮЦ.

Таким образом, учреждение дополнительного образования обладает потенциалами, особенностями, позволяющими строить этот процесс системно на добровольной, деятельностной основе, с учетом возрастных особенностей детей, дополняя воспитание в семье и школе. Кроме того, большое значение имеет использование учреждением дополнительного образования национальных, региональных традиций, опыта культурно-исторического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовно-нравственное воспитание предполагает:


  1. Формирование у обучающихся знаний о национальных ценностях, региональных культурных традициях русского и других народов, что является основой для становления у детей уважения к культурному и историческому прошлому России.

  2. Создание и обеспечение реализации возможностей для активного вовлечения детей в решение культурных, экологических и других проблем и формирование для этого у них умений активно влиять на свою жизнедеятельность и окружающую среду.

  3. Формирование у детей опыта общественно-полезной деятельности, как основы для дальнейшего служения Отечеству2.

В деятельности ДЮЦ «Ровесник» выделяется несколько направлений духовно-нравственного воспитания. С точки зрения духовно-нравственного развития личности направления связаны с освоением ценностей и их присвоением через включение детей в значимую для них деятельность.

- Первое направление – это культурное и духовное просвещение детей в рамках деятельности каждого объединения, проведения общих дел центра, деятельности музея в КПЦ им. Е.В. Честнякова, лагеря с дневным пребыванием «Православная летопись». Организуются также комплексные мероприятия с экскурсиями в храмы города и области, музеи.

- Второе направление – это обучение прикладным навыкам и включение детей в социально-значимую культурную духовную деятельность через обучение способам преобразования действительности, например, обучение традиционным ремеслам, проведение социальных акций, общественно-полезных дел в микрорайоне, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий. С сентября 2009 г. в систему духовно-нравственного воспитания и формирования у детей здорового образа жизни вовлекаются подростки через занятия скаутского клуба «Юный разведчик».

В 2011-2013 году на базе Культурно-просветительного центра имени Е.В. Честнякова успешно действовала демонстрационная площадка по теме «Патриотическое воспитание детей на традициях культуры Костромского края». В рамках площадки проведено 16 мероприятий, которые посетили 491 человек, издан сборник методических материалов, работает методическая страница сайта ДЮЦ. Отзывы участников мероприятий демонстрационной площадки подтверждают, что педагоги – участники мероприятий демонстрационной площадки повысили свою квалификацию, получили теоретические знания и опыт практической деятельности в рамках мастер-классов.



Накопленный в ДЮЦ «Ровесник» опыт духовно-нравственного воспитания, взаимодействия с образовательными учреждениями города позволяет реализовать проект, направленный на создание и деятельность методического ресурсного центра ДЮЦ «Ровесник»» по теме «Духовно-нравственное воспитание детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края».

Деятельность Ресурсного центра регламентируется следующими нормативными документами:




Нормативные документы

Значение документа



Закон Российской Федерации об образовании от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями

Регулирует деятельность учреждения



Лицензия. Серия К № 000591, регистрационный номер № 261- 11 от 19 сентября 2011 года

Дает право на ведение образовательной деятельности



Свидетельство о государственной аккредитации № 56-10 от 12.02.2010 года, серия 44 № 200013

Дает право на ведение образовательной деятельности



Устав МБОУ ДОД города Костромы «Детско-юношеский центр «Ровесник», утвержденный Постановлением Администрации города Костромы № 1837 от 9.08.2011 г.

Регламентирует деятельность учреждения



Положение о структурных подразделениях ДЮЦ «Ровесник» Культурно-просветительском центре имени Е.В. Честнякова, Центре детского творчества «Надежда», Центре прикладного творчества «Радуга», спортивном отделе, о методическом ресурсном центре ДЮЦ «Ровесник»

Регламентирует деятельность учреждения



Распоряжение Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы

Дает право на создание методического ресурсного центра на базе учреждения



Приказы МБОУ ДОД города Костромы ДЮЦ «Ровесник»

Регламентируют создание и деятельность методического ресурсного центра



Положение о методическом ресурсном центре МБОУ ДОД города Костромы ДЮЦ «Ровесник»

Дает право на ведение инновационной деятельности


Анализа деятельности Ресурсного центра.
Методический ресурсный центр ДЮЦ «Ровесник» является преемником деятельности муниципальной демонстрационной площадки «Патриотическое воспитание детей на традициях культуры Костромского края».

Результативность деятельности демонстрационной площадки, действующей с сентября 2011 г. до июня 2013 г. подтверждается следующими фактами:



  • Всего в рамках демонстрационной площадки проведено 16 меропрятий (11 в соответствии с планом и 5 дополнительно вне плана): презентационные семинары, научно-методические семинары, мастер-классы, конкурсы, открытые занятия, встречи.

В мероприятиях демонстрационной площадки за 2011-12, 2012-13 учебные годы приняли участие 491 чел.

  • В процессе деятельности демонстрационной площадки изданы сборники методических материалов: «Патриотическое воспитание детей на традициях культуры Костромского края»: Сборник методических материалов из опыта работы Культурно-просветительского центра имени Е.В. Честнякова; «СЛУЖИТЬ ДОБРУ И КРАСОТЕ»: Сборник конкурсных методических материалов, посвященных изучению с детьми творчества Е.В. Честнякова.

  • Итоги опроса участников мероприятий:

100% педагогов, посетивших мероприятия площадки отметили, что программа демонстрационной площадки обеспечивает повышение квалификации педагогов в вопросах патриотического воспитания;

100% опрошенных считают, что программа дает возможность получить новые знания, удовлетворить познавательные интересы по вопросам патриотического воспитания;

100% считают, что знания и умения полученные в ходе мероприятий демонстрационной площадки полезны для учреждения и они готовы применять их на практике.

98% считают, что программа дает возможность выработать убеждения и ценностные ориентиры в вопросах воспитания подрастающего поколения;

98% опрошенных утверждают, что программа обеспечена методическими материалами;

90% отметили, что программа дает возможность приобрести умения в использовании информации о патриотическом воспитании;

70% - программа позволяет выработать новые личностные качества.


  • Отзывы педагогов, посетивших мероприятия площадки:

- «Спасибо за мастер – класс от души. Всегда приятно сотрудничать с вами» - Терещенко Н.В., педагог дополнительного образования

- «Мастер – класс очень понравился. Был проведен очень интересно. Доступно и интересно показаны приемы и технология. Выражаю признательность за обучение» - воспитатель д/с № 49

- «Мастер – класс очень интересный. Постараюсь использовать в работе».

- «Большое спасибо педагогам КПЦ имени Е.В. Честнякова за семинар.

- «На мастер – классе мне «открылся» мир Е.В. Честнякова, до сего дня мною непонятый. Спасибо за глубокое познание его творчества».

Организаторы демонстрационной площадки и педагоги считают, что запланированные результаты деятельности демонстрационной площадки были достигнуты.

Результаты для города:


  • распространение опыта организации работы по патриотическому воспитанию на традициях культуры Костромского края для образовательных учреждений общего и дополнительного образования для повышения профессиональной компетентности педагогов.

Результаты для учреждения:

  • совершенствование уровня общекультурной и психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива КПЦ;

  • создание нормативно-правовой базы для осуществления демонстрационной деятельности;

  • развитие методической базы образовательного учреждения;

  • создание банка методических материалов по патриотическому воспитанию, адаптированных к программе демонстрационной деятельности.


Цели и задачи, принципы деятельности Ресурсного центра.
Основной целью деятельности Центра является развитие программно-методического сопровождения духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования.

Задачи Центра:

1. Анализ состояния программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования детей в Костроме.

2. Обобщение и трансляция многопланового опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в ДЮЦ «Ровесник» и других учреждениях дополнительного образования детей.

3. Создание информационного банка данных Методического ресурсного центра, пополнение программно-методическими материалами других образовательных учреждений.

4. Разработка методической продукции: методических разработок, рекомендаций по вопросам духовно-нравственного воспитания, патриотического, гражданского воспитания, организации сотрудничества со школами по реализации ФГОС.

5. Обучение и повышение квалификации педагогов по вопросам модернизации содержательной и технологической составляющей образовательного процесса в направлении духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания.

6. Содействие переводу программно-методического сопровождения дополнительного образования детей в образовательных учреждениях на новый уровень, соответствующий современным требованиям, в том числе с использованием сетевого, электронного, дистанционного взаимодействия.

;

В своей деятельности Ресурсный центр руководствуется следующими принципами:
- принцип социального партнерства, предполагающий реализацию форм маневренного сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов;

- принцип непрерывности образования, возможность создания индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

- принцип доступности к ресурсам Центра, обеспечивающий возможность свободного доступа к использованию имеющихся ресурсов.

- принцип саморазвития, предусматривающий формирование механизма деятельности Ресурсного центра на основе заказа в условиях соучредительства и софинансирования;


Деятельность Методического ресурсного центра планируется на основе реализации следующих функций:
1. Аналитическая:

1.1. Анализ и систематизация информации о состоянии программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования, в том числе с использованием сетевых форм реализации образовательных программ.

1.2. Изучение и анализ информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса;

2. Научно-методическая:

2.1. Формирование доступного пользователям, электронного информационного банка утвержденной программно-методической продукции, реализуемой в системе дополнительного образования детей (Виртуальный методический кабинет).

2.2. Систематизация (разработка типологии и классификация) программно-методической продукции.

2.3.Подготовка методической продукции по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

2.4. Подготовка к изданию программно-методической продукции, обеспечивающей духовно-нравственного воспитания детей.

2.5. Проведение научно-методических семинаров, конференций по проблемам духовно-нравственного воспитания детей.

2.6. Проведение конкурсов среди педагогов и детей по тематике духовно-нравственного воспитания.

3. Экспертная:

3.1. Проведение плановой экспертизы образовательных программ и методических материалов сотрудников ДЮЦ.

3.2. Осуществление экспертизы по заявкам (от учреждений, частных лиц).

4. Консалтинговая, обучающая:

4.1. Оказание практической помощи сотрудникам образовательных учреждений по вопросам духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания детей.

4.2. Организация индивидуальных и групповых консультаций (для методистов, педагогов).

4.3. Организация методических и дидактических выставок, семинаров, круглых столов, демонстрационных, стажировочных площадок по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

4.4. Пропаганда педагогических достижений (через организацию мастер-классов, педагогических мастерских, творческих семинаров).

4.5. Педагогическое просвещение педагогов и родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

5. Мониторинговая

5.1. Проведение мониторинга состояния духовно-нравственного воспитания; процесса обобщения и распространения опыта.

Основные функции Методического ресурсного центра реализуются через проведение конкретных мероприятий с целью систематизации программно-методических материалов, повышения квалификации педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в системе основного и дополнительного образования.

План работы Методического ресурсного центра включает в себя:


  • анализ и систематизацию методических материалов;

  • организацию работы виртуального методического кабинета;

  • проведение консультаций для педагогов;

  • проведение экспертизы программ, других методических продуктов;

  • проведение научно-методических семинаров, конференций, мастер-классов;

  • подготовка к публикации методической продукции.


Субъекты (адресаты, партеры) деятельности.
Адресатами услуг Методического ресурсного центра являются:

  • - директора учреждений дополнительного образования

  • - заместители директоров по УВР

  • - методисты

  • - педагоги дополнительного образования

  • - воспитатели учреждений дошкольного образования

  • - педагоги и классные руководители

  • - дети и их родители.

Для директоров учреждений дополнительного образования, заместителей директоров по УВР проводятся научно-методические семинары, конференции по проблемам духовно-нравственного воспитания детей.

Для педагогов и методистов организуются индивидуальные и групповые консультации.

Для педагогов и воспитателей проводятся конкурсы по тематике духовно-нравственного воспитания, организуются методические и дидактические выставки, семинары, круглые столы, демонстрационные, стажировочные площадки по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

Для педагогов, воспитателей, классных руководителей в инновационном режиме разрабатываются учебно-методические, научно-методические комплексы, методические разработки, рекомендации по проведению занятий и мероприятий, издаются сборники методических материалов, презентации, буклеты, посвященные вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

Оказывается практическая помощь, проводятся мастер-классы для педагогов, воспитателей, классных руководителей по вопросам духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания детей.

Для директоров учреждений дополнительного образования, заместителей директоров по УВР, методистов, педагогов и воспитателей создан виртуальный методический кабинет на сайте ДЮЦ Ровесник в сети Интернет, где систематизированы все методические материалы по духовно-нравственному воспитанию детей, доступные пользователям, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.

Для детей и их родителей проводятся конкурсы, организуются экскурсии на базе КПЦ им. Е.В. Честнякова, лагерь с дневным пребыванием «Православная летопись».
Партнеры Методического ресурсного центра.


  • Социальное партнёрство.

Особенно тесное сотрудничество налажено с местной православной религиозной организацией прихода Александра и Антонины, а также со светскими организациями: Комитетом образования, культуры спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы, ТОС «Селище», ГКУ «ОСРН «Добрый дом», Центром социальной защиты населения № 3, № 1, ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», а также с отдельными персоналиями, такими как Осипова Зоя Ивановна, Плетнева (Осипова) Нина Владимировна, Орнатский Юрий Львович, Завьялова Наталья Николаевна, Михалицына Галина Леонидовна, Ганцовская Нина Семеновна.





Социальные и образовательные партнеры

Формы сотрудничества

Осипова Зоя Ивановна


краевед г. Кологрив, автор книг по Кологривскому краю, лично знакома с Е.В. Честняковым, участие в мероприятиях центра

Плетнева (Осипова) Нина Владимировна – дочь З.И.Осиповой

помогает создавать архив КПЦ, участие в мероприятиях центра

Обухов Руслан Евгеньевич


исследователь творчества Е.В. Честнякова. Автор книг о Е.В. Честнякове, консультирование, практическая помощь в проведении мероприятий, участие в мероприятиях центра

Бурдина Галина Васильевна

лично знала Е.В. Честнякова, выступления на мероприятиях, сохранение Кологривского диалекта, помощь в изучении темы «Коляда»

Орнатский Юрий Львович

режиссер, актер, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 418 г. С-Петербург. Помощь в проведении семинара «Город всеобщего благоденствия». Общий проект «Детское шествие» и поездки в Кологрив (июнь 2013).

Михалицына Галина Леонидовна

мастерица дымковской игрушки г. Киров. Консультирование. Проведение мастер-классов по дымковской игрушке с детьми и педагогами.

Шапорова Татьяна Семеновна

заведующая краеведческого музея шк. № 23. Помогает собирать материалы по краеведению, выступает на семинарах, знакомит воспитанников ДЮЦ с музеем.

Костромской художественный музей Сухарева Татьяна Павловна, Румянцева Ольга Николаевна и Семенова Елена Владимировна.

Смирнова Любовь Александровна



Участие обучающихся ДЮЦ (КПЦ им. Честнякова, Школа полихудожественного развития «Феникс») в мероприятиях музея – выступления и проведение мастер-классов на фестивале «Щедрое яблоко». Встречи и беседы в КПЦ.
Отзывы и рецензии на исследовательские работы и выступления педагогов.

Завьялова Наталья Николаевна

директор дома-музея Е.В. Честнякова в д. Шаблово, руководитель театрального, фольклорного коллектива школы Красный Бор, Кологривского района Костромской области.

Веселова Лидия

Васильевна




Начальник управления культуры г. Кологрива

Помощь в организации поездок в г. Кологрив на Честняковские чтения.



Колпаков Владислав Николаевич

руководитель геологического музея ГОУ КОЦДЮТ «Чудь». Помогает собирать материалы о глинах Костромской области и коллекцию глин для КПЦ им. Честнякова

Ганцовская Нина Семеновна

профессор кафедры русского языка КГУ им. Н.А.Некрасова д.ф.н.

Рецензент исследовательских работ.



Неганова Галина Дмитриевна

Кандидат филологических наук КГУ им. Н.А.Некрасова

Член жюри конкурса «Служить добру и красоте»



Костромская епархия

посещение детьми и педагогами костромских храмов, беседы, участие в конкурсах, паломнические поездки по святым местам

Школы: №6, №11, №21, №31, №23, Гимназия 28, Лицей 34, №3 г.Костромы, Антоновская средняя школа Красносельского района Костромской области

Проведение экскурсий, мастер-классов, конкурсов. Программа ФГОС шк.№6. Методическая помощь.

Детские сады: №77, 67, 54, 41, 27, 31, №7 г. Волгореченск

Распространение опыта работы. Учебные занятия.

КОИРО

Повышение квалификации, помощь в публикациях и издательской деятельности.

МБУ ГЦОКО

Методическая помощь, организация семинаров.

Учреждения дополнительного образования

Участие в работе демонстрационной площадки, обмен опытом.


Структура Методического Ресурсного Центра.
В структуру Ресурсного центра входят следующие подразделения:

  • Методическая служба ДЮЦ «Ровесник»

  • Виртуальный методический кабинет

  • Культурно-просветительский центр им.Ефима Честнякова

  • Центр детского творчества «Надежда»

  • Центр прикладного творчества «Радуга»

  • Спортивный отдел

В «Ровеснике» функционирует методическая служба со следующими направлениями работы: аналитическое, диагностическое и психолого-диагностическое, информационно-методическое, научно-исследовательское, рекламная деятельность, сотрудничество с образовательными учреждениями города и области.

В рамках данной работы организуются методические советы, консультации для педагогов, диагностика процессов в ДЮЦ, мониторинг и анализ результативности деятельности, организация семинаров, помощь аттестующимся педагогам, экспертиза образовательных программ, участие в конкурсах методических материалов. В Учреждении накоплен методический банк данных, краеведческих и исследовательских материалов детей и педагогов.

Методический ресурсный центр ДЮЦ «Ровесник» является преемником деятельности муниципальной демонстрационной площадки «Патриотическое воспитание детей на традициях культуры Костромского края».

Виртуальный метод кабинет:

-информационный ресурс по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края;

-многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий для педагогических работников к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности.

Целью деятельности Виртуального методического кабинета является создание информационно-методической базы для развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края

Задачи:                                                 

- формирование банка данных программно-методической, нормативно-правовой, научно-теоретической информации  по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края; 

- обеспечение мобильного информационного сопровождения деятельности педагогических  работников учреждений общего и дополнительного образования.

Культурно-просветительский центр им. Ефима Честнякова работает по комплексной авторской программе, в основе которой лежит технология коллективной творческой деятельности детей и взрослых. Проводиться работа по следующим направлениям:

-Деятельность по реализации образовательных программ:- керамика, театр, изобразительное искусство.

-Деятельность выставочного зала: экскурсии, организация, проведение мероприятий и праздников народного, православного и гражданского календаря.

-Организация коллективной общественно полезной деятельности воспитанников- цикл мероприятий с целью популяризации многогранного творческого наследия Ефима Честнякова – художника, литератора, педагога Костромского края

Центр детского творчества «Надежда». Главной целью работы отдела организационно-массовой работы является творческое развитие личности воспитанников, формирование общей культуры личности, направленной на познание и творчество, путем организации содержательного досуга детей, подростков и молодежи и включения их в деятельность эстетического направления. Осуществляется работа по следующим направлениям:

Работа детских объединений:

-Художественно-эстетическая направленность (Школа полихудожественного развития «Феникс»)

- Культурологическая направленность («Адрес детства Кострома»)

-Социально-педагогическая направленность (семейный клуб «Лесовичок», клуб скаутов «Юный разведчик»)

Массовая работа:

-Программа воспитательной работы педагога-организатора Митрофановой Н.В «Наследники побед России»

Центр прикладного творчества «Радуга». Проводит учебно-практическую и воспитательную работу по направлениям

- Художественно-эстетическое («Ниточка-иголочка», «Бисероплетение»)

- Муниципальный этап регионального конкурса-выставки народно-прикладного творчества «Удивительные ремесла Костромской земли».

Спортивный отдел. Главной целью работы отдела является формирование у детей здорового образа жизни, включая нравственное и социальное здоровье. В Спортивном отделе проводятся в рамках ресурсного цента занятия детских объединений спортивной направленности. Проводиться введение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в повседневный образовательный процесс. В Спортивном отделе ведется работа по следующим направлениям:

-Военно-патриотическое направление (ВПК «Стрелок»)

-Социально-педагогическое направление (Клуб общения «Подросток»,работа детских объединений.)

Содержание деятельности Ресурсного центра.
Одной из приоритетных задач Методического ресурсного центра ДЮЦ «Ровесник» является распространение накопленного опыта по духовно-нравственному воспитанию детей, который может быть использован не только учреждениями дополнительного образования детей, но и общеобразовательными школами, которые выстраивают свою воспитательную работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, а также учреждениями дошкольного образования.

Деятельность Методического ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию осуществляются по следующим направлениям:

- Патриотическое и гражданское воспитание;

- Трудовое и экологическое воспитание;

- Формирование у детей здорового образа жизни;

- Художественно-эстетическое воспитание.

Содержание деятельности, организуемой в центре, в рамках духовно-нравственного воспитания предполагает:


  • патриотическое и гражданское воспитание, воспитание любви к родному краю: через участие детей в общих делах центра, например праздник центра «С любовью к России», в деятельности детских объединений, в КПЦ им. Е.В. Честнякова. Вся деятельность КПЦ направлена на возрождение духовно-нравственных традиций, пропаганду исторического наследия Костромского края - работа выставочного зала, детских творческих мастерских. Руками и усилиями ребят и опытных педагогов создается музей глиняной игрушки, собирается архив материалов, связанных с жизнью и творчеством Ефима Честнякова и других костромских мастеров.

  • трудовое и экологическое воспитание осуществляется через организацию деятельности творческих объединений прикладной направленности, организацию творческих мастерских в детских объединениях, помощи ветеранам войны и труда, проживающим в нашем микрорайоне; проведение концертов для ветеранов войны и труда, центра социального обслуживания населения №3, проведение трудовых десантов у танка и памятного знака труженикам тыла; участие детей и педагогов в благоустройстве территории микрорайона.

  • формирование у детей здорового образа жизни, включая нравственное и социальное здоровье:

- занятия детских объединений спортивной направленности,

-введение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в повседневный образовательный процесс (физкультминутки, оздоровительная гимнастика для глаз, для профилактики нарушений осанки, упражнения для развития моторики, упражнения для развития мыслительных качеств, релаксационные моменты и др.)

- с сентября 2009г. функционируют совместные проекты «Ровесника» и МОУСОШ №31 «Клуб старшеклассников», проект по профилактической работе «Спорт и здоровье детей»

- спортивно-познавательные мероприятия, организуемые в спортивном комплексе для детей центра и родителей

- спортивные соревнования и турниры, организуемые учреждением, городские, школьные.


  • художественно-эстетическое воспитание:

- работа детских объединений художественно-эстетической направленности, проведение музыкальных занятий, музыкальных программ, КТД, концертов творческих коллективов, выставок, конкурсов, познавательных и воспитательных программ.

Сегодня в «Ровеснике» накоплен опыт работы, который может быть использован не только учреждениями дополнительного образования детей, но и общеобразовательными школами, которые выстраивают свою воспитательную работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами на основе организационной модели внеурочной деятельности «дополнительное образование». Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.


Формы работы Ресурсного центра:
1. Организация методических и научно-методических мероприятий с момента получения статуса ресурсного центра по направлению деятельности ресурсного центра:

На протяжении последних лет в соответствии с планом работы учреждения и по заявкам отдельных организаций в ДЮЦ проводятся методические мероприятия по духовно-нравственному воспитанию. Педагоги центра активно делятся накопленным опытом работы на различном уровне. Проводятся мастер-классы, семинары, фестивали, круглые столы, творческие встречи.

- на муниципальном уровне - 25:

- на региональном уровне - 3:



2. Консультационная деятельность работников учреждения с момента получения статуса ресурсного центра:

Консультационная деятельность по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края

является одним из направлений деятельности Методического ресурсного центра.

Консультационную деятельность осуществляют педагоги и методисты ДЮЦ «Ровесник» имеющие большой опыт духовно-нравственного воспитания детей, имеющих как правило высшую квалификационную категорию Щербакова Н.В. – директор, Огонькова Г.А. – зав.отделом, Пищева И.В. – зав.отделом, методист, Хохлова И.Ф. – педагог дополнительного образования, Митрофанова Н.В. – педагог дополнительного образования, Скорик Н.Ю. – педагог дополнительного образования, Ионова Н.Н. – педагог дополнительного образования, Макшанчикова Т.К. – педагог дополнительного образования, Масленникова О.Ю. – педагог дополнительного образования.

Обращение за консультациями происходит в рамках непосредственного взаимодействия с педагогами, во время проведения мероприятий и на сайте через работу Виртуального методического кабинета.

3. Участие в системе мероприятий по повышению квалификации работников образования Костромской области с момента получения статуса ресурсного центра:

Богатый накопленный опыт работы ДЮЦ в области духовно-нравственного воспитания, позволяет педагогам центра участвовать в проведении мероприятий по повышению квалификации, организованных методическими службами разного уровня. Распространение опыта на уровне центра, участие в проведении мероприятий по повышению квалификации, организованных КОИРО.


Этапы реализации программы Ресурсного центра:
1. Подготовительный этап - анализ опыта, сбор информации, подготовка нормативно-правовой базы.

2. Организационный этап - создание ресурсного центра и организация деятельности.

3. Реализационный этап – реализация программы Ресурсного центра

4. Аналитический этап – обобщение опыта, анализ результата, отчетная документация.

Проектируемые результаты деятельности.
Перспективная задача методического ресурсного центра в связи с введением в действие с 1 сентября 2013 года «Закона об образовании в Российской Федерации» обеспечить сетевую форму реализации образовательных программ программно-методическими материалами по вопросам духовно-нравственного воспитания детей на традициях родного края.

На сегодняшний день существуют договоры о сотрудничестве по вопросам духовно-нравственного воспитания детей на традициях родного края, например соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности с ГКУ «ОСРЦН «Добрый дом».



Наличие мониторинга эффективности ресурсного центра.
Результативность деятельности Методического ресурсного центра диагностируется, анализируется на основе программы мониторинга, основной целью которого является отслеживание эффективности деятельности ресурсного центра.

Задачи мониторинга:



  • определение основных показателей, индикаторов и критериев оценки деятельности ресурсного центра;

  • сбор информации, количественная и качественная обработка полученной информации, выработка заключений;

  • на основе обработки полученной информации прогнозирование дальнейших тенденций развития и возможностей обследуемого объекта, осуществление коррекции деятельности ресурсного центра.

Основными критериями в мониторинге деятельности ресурсного центра определены следующие: когнитивный, эмоциональный и процессуальный.

Основными показателями являются:






Критерии

Показатели



Процессуальный


Востребованность программно-методического сопровождения процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях основного и дополнительного образования на традициях родного края (наличие договоров о сотрудничестве)







Наличие потребности педагогов в проведении консультаций, посещении виртуального методического кабинета, посещении мероприятий (количество человек)



Когнитивный

Качество и системность методических материалов, в том числе, размещенных в виртуальном методическом кабинете, проводимых мероприятий (наличие рецензий, отзывов)



Эмоциональный

Удовлетворенность участников мероприятий, проводимых ресурсным центром (отзывы)


Наличие материально-технической базы.
Для осуществления деятельности ресурсного центра в учреждении имеются материально-технические ресурсы:

- помещения с оборудованными кабинетами и техническими паспортами по адресам:

ул. Голубкова 17А, Центр прикладного творчества «Радуга» - площадь 226,3 кв.м,

ул. Садовая, д . 7 - Спорткомплекс - площадь 1627,21 кв.м,

ул. Беленогова, д.26, Центр детского творчества «Надежда» - площадь 329,9 кв.м.

ул. Почтовая, 9 - Культурно-просветительский центр имени Е.В. Честнякова – площадь 300 кв.м.

- Автобус ПАЗ-32053-70 для перевозки участников мероприятий ресурсного центра.

Помещения Центра соответствуют требованиям охраны здоровья обучающихся и работников, государственным санитарным и гигиеническим нормам, требованиям к помещениям для осуществления образовательного процесса.






Наименование помещения

Оборудование

Формы и варианты использования

1.

Учебные классы по изобразительному искусству и театральной деятельности

Комплект мебели для учащихся и педагога, витрины – шкафы, классная доска

Проведение научно-методических семинаров, творческих мастерских, мастер-классов

2.

Учебный класс по вокалу

Мебель для учащихся и педагога, фортепиано, шкафы, классная доска

проведение творческих мастерских, мастер-классов, музыкальных занятий

3.

Учебные классы по ДПИ

Мебель для учащихся и педагога, шкафы, классная доска

проведение творческих мастерских, мастер-классов

4.

Швейная мастерская

Комплект мебели для учащихся и педагога, швейные машины, гладильная доска, классная доска

проведение творческих мастерских, мастер-классов

5.

Керамическая мастерская

Комплект мебели для учащихся и педагога, стеллажи для сушки изделий, классная доска

проведение творческих мастерских, мастер-классов




5.1.учебный кабинет для занятий керамикой




5.2.Помещение для обжига изделий из глины

Муфельная печь с вытяжкой в соответствие с требованиями охраны труда и техники безопасности







5.3.Подсобное помещение для подготовки глины и хранения оборудования

Стол, полки для хранения оборудования для занятий, емкости для хранения и обработки глины




6.

Выставочный зал

Витрины, стеллажи с коллекциями изделий из глины, скамейки, стулья для проведения массовых мероприятий в зале, мультимедийная установка, проектор, экран со штативом, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон.

Проведение научно-методических семинаров, конференций, конкурсов среди педагогов и детей. Работа творческих мастерских, проведение мастер-классов, выставок, экскурсий.

7.

Методический кабинет

Стеллажи для хранения методических материалов и библиотеки, столы, стулья, видео – камера, принтер, ноутбук, брошюровочная машина, ламинатор.

Формирование банка программно-методической продукции. Систематизация и подготовка программно-методической продукции по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

Организация консультационной деятельности.



8.

Зал (для проведения массовых мероприятий,центр «Надежда»)

Скамейки, стулья, мультимедийная установка, проектор, экран, телевизор, фортепиано.

Проведение конкурсов среди педагогов и детей, познавательных мероприятий, музыкальных занятий, концертов творческих коллективов, музыкальных программ, КТД, выставок, конкурсов, познавательных и воспитательных программ.

9.

Спортивный зал

Спортивное оборудование.

Спортивно - познавательные мероприятия, спортивные соревнования и турниры, направленные на формирование у детей здорового образа жизни. Проведение семинаров, творческих мастерских


Методическая база Ресурсного Центра.
Наличие медиатеки ресурсного центра:
Основной задачей медиатеки является сбор, накопление, обработка, систематизация информации по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и доведение ее до педагогов, воспитанников, родителей, руководства.

Основной функцией медиатеки является оказание практической помощи педагогам дополнительного образования, воспитателям, классным руководителям при проведении занятий с использованием возможностей медиатеки, используя различные информационные средства обучения (компьютерный класс при индивидуальной и групповой форме работы, локальные компьютеры).


В фонд медиатеки Ресурсного Центра входят разнообразные методические разработки сотрудников: образовательные программы, воспитательные программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, программа лагеря с дневным пребыванием по духовно-нравственному воспитанию детей, методические разработки план-конспектов, мастер-классов, а также сборники методических материалов, изданные учреждением, презентации, буклеты, которые предоставляются во временное пользование педагогам, методистам, воспитателям, воспитанникам.

Список используемой литературы



  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.

  3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

  5. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.

  6. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

  7. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст] / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.

  8. Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики [Текст] / Е. Г. Ванслова // Школьная библиотека. - 2008. - № 6 - 7. - С. 174 - 179.

  9. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 - 41.

  10. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.

  11. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.

  12. Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая, И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.

  13. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.

  14. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.

  15. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.

  16. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.

  17. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.

  18. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование .

  19. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.

  20. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст]  / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.

Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19

  1. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.

1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.


2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

Каталог: Kostroma EDU
Kostroma EDU -> Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ высш учеб заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с
Kostroma EDU -> 1 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Kostroma EDU -> К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда
Kostroma EDU -> Публичный отчет директора за 2012-2013 учебный год г. Кострома 2013
Kostroma EDU -> Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся
Kostroma EDU -> Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии
Kostroma EDU -> Деятельность пмпк в условиях современного образования
Kostroma EDU -> Формирование навыков здорового образа жизни у старших школьников


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница