Программа "Читающая школа" Сроки реализации программы : 2012-2016 годы Якутск, Тулагино 2012 Паспорт проекта



Скачать 43.03 Kb.
Дата22.04.2016
Размер43.03 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Тулагинская средняя общеобразовательная школа имени П.И.Кочнева


Утверждаю:

Директор МОБУ

Тулагинская СОШ имени П.И.Кочнева

Иванова И.С.___________

«____»____________2012г.

Программа “Читающая школа”

Сроки реализации программы: 2012-2016 годы

Якутск, Тулагино 2012



1.Паспорт проекта

  1. Сводный список исполнителей:

  2. Автор проекта: директор школы Иванова Изабелла Сидоровна

  3. Кураторы проекта: зам.директора по воспитательной работе Зотова В.Б., зам. директора по УВР начальных классов Дьячковская Л.Г.

  4. Состав творческих групп:

Начальное звено (1-4кл ): Кузьмина М. И., Григорьева И. М.

Среднее звено (5-8 кл):

Старшее звено (9-11кл):

Совет библиотеки: Эверстова М.М, Илларионова В.К.Кузьмина Т.С.



Полное название проекта

Программа

«Читающая школа»



Целевая группа

Обучающиеся 1-11 классов

Основание для разработки проекта

Инициативная разработка в рамках реализации программы поддержки чтения “Наша новая школа»

Автор проекта

Иванова Изабелла Сидоровна, директор школы

Руководитель проекта

Дьячковская Любовь Григорьевна

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

Поддержка формирования устойчивого интереса учащихся к чтению, рост читательской активности и популяризации чтения на основе сохранения и приумножения культурного наследия.



Задачи проекта:

1. Разработать и провести комплекс мероприятий по выявлению и развитию читательской культуры педагогов, обучающихся, родителей;

2. Содействовать развитию школьной и сельской библиотек как ресурсных информационно-библиотечных и культурно-просветительных центров;

3. Развернуть на базе школьной и сельской библиотек работу читательских клубов, литературных кружков, детско-взрослых сообществ;

4. Объединить усилия общественных организаций, культурных учреждений, библиотек, представителей родительского сообщества для реализации цели проекта;

5. Способствовать более высокому уровню образования школьников, обеспечению их гарантированных прав доступа к информации и культурным ценностям.



Основные ресурсы и источники их финансирования

Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы школьной библиотеки, иные финансовые источники, не запрещенные законодательством Республики Саха (Якутия)

Ожидаемые результаты

  • повышение престижа чтения среди участников образовательного сообщества МОУ Тулагинская СОШ имени П.И.Кочнева и совершенствование их читательской культуры;

  • совершенствование деятельности школьной библиотеки;

  • возрождение традиций домашнего чтения, способствующих укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;

  • позитивно-преобразующее развитие культурного поля Школы Сотворчества и улучшение психологического климата в детско-взрослом сообществе;

  • повышение качества образования обучающихся;

Период и этапы реализации проекта

2012-2016 годы

1 этап – Подготовительно-моделирующий – 2012-2013 г.

2 этап – Практически-экспериментальный – 2013-2015 г.

3 этап – Аналитико-обобщающий –2015- 2016г.



Миссия проекта

Организация информационного пространства школы, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению, как фактору социализации личности ребенка, создание условий для творческого общения детей.

Предпосылки проекта

Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка

Необходимость укрепления взаимодействия в системе “семья- школа - библиотека”

Осознание профессиональной ответственности школьной библиотеки за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей.

Наличие необходимых ресурсов:

Методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов)

Кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции школьного библиотекаря и учителей целям проекта)




2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ проекта

1.1. Общее состояние по заявляемой теме проекта

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше.

Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обуславливает духовный климат в школе и дома. Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий так или иначе связана с чтением инструкций, договоров, и других деловых бумаг, что требует языкового развития. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

1.2. Обоснование проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки, учителей и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

По итогам анкетирования обучающихся ( декабрь 2012г) с 1-11класс:



  • Любят читать: младшие школьники 23%, старшие 27%

  • Не любят читать: младшие школьники 28%, старшие 32%

  • Не читают ничего, кроме заданий учителя- 35%

  • Читают на досуге только развлекательную литературу 20% учащихся

  • Читают для самообразования 18% школьников

1.3. Ожидаемые результаты реализации проекта

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

Создание эффективной системы мероприятий по продвижению книги и чтения в среду детей

1.4. Календарный план реализации проекта

 

Наименование работ и основные этапы его выполнения

Исполнители

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1 этап – Подготовительный (моделирующий) – 2013г. февраль - май

1

Педагогический совет по проблемам чтения детей и подростков. День презентаций «Домашняя библиотека учителя»

(Торжественный старт программы)

Дьячковская Л.Г

Март 2013г.

Доклад

Утвердить школьную программу поддержки чтения на педагогическом совете



2

Внедрение на уроках методик по чтению:

-«Пятиминутное чтение»;

- Минутки поэзии;

- Зрительный диктант по методике Зайцева(По Федоренко)

- Ведение «Читательского дневника»;

- Чтение по звуковому ориентиру (методика Кушнир АМ)



Учителя

Постоянно

Повышение качества чтения

3

1.Школа молодого родителя.

2.Тематические родительские собрания по проблемам чтения детей и подростков.



Творческая группа 1-4кл

Классные руководители



Январь,

Март 2013г.



Информировать родителей о национальной Программе поддержки чтения и о системе работы школьной библиотеки.

4

Создать на сайте ОУ раздел, посвященный реализации мероприятий Программы поддержки и развития чтения

Афанасьева Н.А.

Март 2013г.

Более полное информирование учащихся и их родителей о мероприятиях, проводимых в библиотеке

5

Заключить договор о социальном партнерстве с сельской библиотекой «Ньургуьун»

Эверстова М.М.

Февраль 2013г

Пропаганда лучших книг

Пополнение фонда библиотеки



6

Сформировать и внедрить систему библиотечно-библиографических уроков по пропаганде чтения

Эверстова М.М.

Постоянно

Воспитание грамотного пользователя

7

Конкурс социальной рекламы, направленной на популяризацию чтения среди учащихся ОУ

Зотова В.Б.

Классные руководители



Март 2013г.

Пропаганда чтения как образа жизни

8

Фотовыставку «Читающая семья»

Классные руководители

Завуч по ВР



Март

2013г.


Мотивация чтения. Пропаганда социального статуса чтения в различные исторические эпохи.

9

Неделя Детской книги:

- литературные конкурсы

- конкурсы лучших чтецов

- поощрение лучших читателей и их родителей



Классные руководители

Школьный библиотекарь

Творческая группа


Март 2013г.

Стимулирование чтения и расширение кругозора детей.

Поддержка семейного чтения.



10

Выставка «Любимые книги»

с проведением обзоров для 1-6 классов



Школьный библиотекарь

Апрель 2013г.

Пропаганда социального статуса чтения в различные исторические эпохи.

11

Организация клуба «Юный читатель»

Школьный библиотекарь

Май 2013г.

Повышение читательской активности.

12

Акция «Моя библиотека»

Школьный библиотекарь

Май 2013,2014,2015гг.

Трудовой десант в библиотеке.


13

Акция : «Внимание, подписка!»

Школьный библиотекарь

Апрель-май




14













2 этап - Практический (экспериментальный) – 2013 – 2015 г.

1

Акция родителей “Подарим библиотеке книжки”

Классные рук

Сентябрь 2013, 2014, 2015

Пополнение фонда библиотеки

2

Марафон родительских собраний

Зотова ВБ

Классные рук



Октябрь- ноябрь 2013, 2014, 2015

Формирование родительского актива

3.

Ежемесячный конкурс чтецов по тематике месячника




Январь:

Февраль: О Родине






3

Организовать постоянно действующую выставку «Читать – это модно»

Школьный библиотекарь

Классные руководители



Декабрь 2013-2015гг.

Издание буклетов с рекомендательными списками, посвященными современным направлениям в литературе и современным авторам

4

Издание сборников литературного творчества участников образовательного сообщества

Школьный библиотекарь

Январь -Апрель 2013-2016

Пропаганда классических произведений для подростков

5

Литературный вечер памяти

М.Эверстовой-Обутовой.



Классные руководители


Март 2013г

Знакомство с новыми авторами и их произведениями.

Анализ художественного текста.



6

Проект «Мама(папа), почитай мне книжку!»:

- пропаганда детских книг на родительских собрания

- анкетирования по чтению

- конкурс «Читающая семья», «Самый читающий класс» и «Читатель года»




Зотова ВБ

Классные руководители




Март 2014г.

Пропаганда семейного чтения

7

Награждение лучших читающих семей, «Самый читающий класс» и «Читатель года»

комиссия

Апрель 2014-2016гг. Слет отличников

Пропаганда семейного чтения

8

Международный день детской книги (2 апреля) – праздник (1 – 10 классы)

Учителя русского языка, начальных классов, библиотекарь


По плану

Пропаганда чтения

9

Конкурс художественного творчества «Рисуем книгу»

Учителя русского языка

Учитель ИЗО



По плану

Пропаганда детского творчества

10

Киноклуб: «Экранизация литературных произведений» с последующим обсуждением качества соответствия экранизации замыслу авторов литературных текстов

МО гум цикла


По плану НМЦ

Пропаганда информационной культуры учащихся

11

Сотрудничество с сельской библиотекой:

- «Библиотека и ее окрестности» (экскурсионный тур)

- Конкурс буктрейлеров «Книга в кадре». Реклама одной книги;

- Проект «Поэтическая минутка»;

- «Дембельский альбом» ;

- Смотр-конкурс домашних библиотек;

- «Книга на все времена» - любимая книга нашей семьи


Готовцева Е.М.

По плану

Пропаганда чтения,

Привитие любви к чтению



3 этап - Аналитико-обобщающий – 2016 г.

1

Отчет по проекту на педагогическом совете

Дьячковская ЛГ

Февраль 2016г.

Решение педагогического совета

2

Информирова-ние профессионального сообщества о проекте

Творческая группа

Март 2016

Выступление на МО, семинаре

3

Информацион-ное сопровождение проекта в виртуальном пространстве

Афанасьева НА

постоянно

Информирован-ность родителей и учащихся

4

Роль школьной библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов

Творческая группа

2013, 2014, 2015

Анализ анкет, отзывы родителей

5

Подведение итогов реализации проекта

Администрация школы

2016

Отчет, обобщение опыта работы над проектом



Приложения

Примерные темы часов общения

Время

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

1 четверть

Что значит быть читателем?

Сказки: до какого возраста их не стыдно читать…

Что модно сейчас читать?

2 четверть

Лучший подарок – это книга

День любимой книги

Кто он, современный герой литературы

и жизни?


3 четверть

Как научиться быстро читать много интересных книг

Справочная литература: Интернет или энциклопедия?

Современна ли классика? (диспут)

4 четверть

Презентация читательского дневника «Мой друг»

Роль книги в информационном мире

Человек читающий – лидер в современном обществе?!..

Приложение № 2



Темы родительских собраний.


Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Секреты для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка?

Компьютер и книга. Устарело ли чтение?

Развитие литературного вкуса

Чтение без увлечения, или почему ребенок не любит читать?

Что читают наши дети?

Книга или компьютер: гармонизация отношений

Как привить любовь к чтению?

Подросток и взрослый: трудный диалог по поводу книги

Через чтение к убеждениям

«Самиздат» на дому

Условие успешной учебы - начитанность

Начитанность – путь к достижению успеха

Семейная книга – это здорово!

День любимой книги – семейная традиция




Общение с книгой – источник развития интеллекта

Формирование читательской культуры школьника




Как создать домашнюю библиотеку

Каждому возрасту – своя литература




Грамотность – дело всей семьи

Дневник читателя: беседа о прочитанном




Читательский дневник: как правильно его вести







Читающий родитель – читающий ребенок







Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница