Программа «Азбука общения»



Скачать 149.11 Kb.
Дата01.06.2016
Размер149.11 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 13 г. Томска
Утверждено:

на заседании ЭМС

протокол № ________

от «___» _____ 200__г.

Председатель ЭМС

Лобастова М.П._____

Директор гимназии

Яблуновская Л.В.____


Программа



«Азбука общения»

для детей от 7 до 10 лет.


Программа рассчитана на 3 года обучения

Разработчик программы: Баянова Тамара Анатольевна,

педагог-писхолог

Томск- 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция личности – обучающийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности – учебной, требующей большого напряжения сил. К ребенку в это время предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в разнообразные отношения.

Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку. В условиях одновременного обучения ребенка в общеобразовательной школе и школе искусств возникает также физическое напряжение, связанное с повышенной учебной нагрузкой.

Особенности данного возраста таковы, что посредством телесно-ориентированных упражнений, ролевых игр и игровых ситуаций происходит сближение детей, развивается взаимопонимание, умение действовать в паре, группе.

Для сохранения психического здоровья детей, их успешной адаптации в условиях специфической образовательной деятельности наиболее эффективной формой работы являются групповые методы работы, в частности элементы тренинговой работы, ролевой игры, группового взаимодействия. Группа сверстников становится для ребенка своеобразной школой жизненного опыта. В первую очередь, она дает опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.

В специально организованных ситуациях ребенок получает опыт эффективного поведения, осмысления себя, своих поступков и социальных отношений, переживает ситуации успеха, смоделированные в процессе занятий, получает обратную связь и поддержку от группы сверстников. Это способствует формированию адекватной самооценки, повышению уверенности в себе, социальной адаптации.

Участие детей в конкурсах, концертной деятельности, где нередки ситуации проигрыша, неудачного выступления, требует специальной психологической подготовки. Научить их правильно оценивать подобные ситуации, сохранять уверенность и самообладание можно в специально организованных ситуациях, а также через игры и упражнения, способствующие снятию психического напряжения.
Цель программы: помочь ребенку уверенно чувствовать себя в различных ситуациях общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи программы:


  1. Развивать коммуникативную культуру обучающихся.

  2. Способствовать формированию дружеских отношений, сплоченности коллектива в специфических условиях соревновательности и разнополого взаимодействия.

  3. Способствовать психологической совместимости партнеров.

  4. Обучать детей элементарным приемам релаксации.

Программа рассчитана на три года обучения и состоит из трех блоков.

1 блок – «Развитие навыков общения».

2. блок – «Развитие уверенного поведения».

3 блок – «Развитие стрессоустойчивого поведения».



Задачи программы (по годам обучения)

1-й год обучения:

  • развивать навыки дружеского общения и взаимодействия;

  • учить преодолевать телесные зажимы, скованность, стеснение;

  • способствовать доверию и дружеским взаимоотношениям в коллективе обучающихся.

2-й год обучения:

  • поддерживать адекватную самооценку обучающихся;

  • способствовать формированию уверенного поведения;

  • закреплять навыки дружеского общения;

  • обучать осознанному применению приемов релаксации.

3-й год обучения:

  • учить детей распознавать свои чувства и чувства других людей;

  • учить осмысленно и адекватно ситуации выражать свои чувства и отвечать на чувства других людей;

  • обучать самостоятельному использованию приемов релаксации по необходимости.

Учебный план




Раздел

1 год

2 год

3 год

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1

Развитие познавательных процессов

1


45


2


72


2


72


2

Развитие коммуникативной культуры

1


38


2


72


2


72


3

Формирование сплоченности, дружеских взаимоотношений

2

61

2

72

2



72







4

144

6

216

6

216



Учебно-тематический план


1-й год обучения. Развитие навыков общения

Разделы, темы

Кол-во часов

всего

теория

практика

Развитие познавательных процессов

45

6

39

Развитие произвольного внимания, фонематического слуха. Развитие выдержки

10

2

8

Развитие пространственных представлений, быстрого переключения внимания

10

2

8

Развитие зрительной и моторно-слуховой памяти, внимания.

9

1

8

Развитие моторно-слуховой памяти, внимания, побуждение детей к тактильным контактам.

9

1

8

Диагностика

7

-

7

Развитие коммуникативной культуры

38

6

32

Развитие коммуникативных способностей. Снятие телесных зажимов

10

2

8

Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, коммуникативных способностей

10

2

8

Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.

9

1

8

Развитие невербальных способов общения.

9

1

8

Формирование сплоченности, дружеских взаимоотношений

61

8

53

Знакомство. Снятие страхов перед школой.

11

2

9

Развитие самоконтроля, самодисциплины, навыков взаимодействия, взаимопонимания

11

2

9

Укрепление способности к концентрации, успокоению. Развитие дружеских отношений

11

2

9

Развитие воображения, внимания, памяти. Укрепление доверия в группе.

10

1

9

Закрепление полученных навыков. Рефлексия полученного опыта

11

1

10

Диагностика

7

-

7

Итого:__144__16__128'>Итого:

144

16

128


2-й год обучения. Развитие уверенного поведения

Разделы, темы

Кол-во часов

всего

теория

практика

Развитие познавательных процессов

72

12

60

Знакомство. Правила группы. Постановка цели и задач тренинга

18

3

15

Диагностика

18

3

15

Обсуждение разных моделей поведения. Закрепление в ролевых играх модели уверенного поведения

18

3

15

Значение поддержки окружающих в возникновении уверенности

18

3

15

Развитие коммуникативной культуры

72

12

60

Зависимость уверенности от самооценки

18

3

15

Причины уверенности или неуверенности. Зависимость уверенности от наших знаний

18

3

15

Снятие чувства тревоги, отработка неагрессивных форм поведения

18

3

15

Развитие уверенности в публичных выступлениях, способности выражать эмпатию, поддержку окружающим

18

3

15

Формирование сплоченности, дружеских взаимоотношений

72

12

60

Развитие внутренней свободы, раскованности, коммуникативных умений

15

3

12

Закрепление чувства уверенности, доверия в группе

15

3

12

Закрепление чувства уверенности через взаимодействие участников

15

3

12

Закрепление моделей уверенного поведения, осознание полученного опыта, рефлексия собственного поведения

14

2

12

Подведение итогов. Рефлексия полученного опыта. Диагностика.

13

1

12

Итого:

216

36

180


3-й год обучения. Развитие стрессоустойчивого поведения

Разделы, темы

Кол-во часов

всего

теория

практика

Развитие познавательных процессов

72

12

60

Знакомство. Правила группы. Настроение

18

3

15

Начальная диагностика

18

3

15

Знакомство с базовыми эмоциями, их характеристика

18

3

15

Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств

18

3

15

Развитие коммуникативной культуры

72

12

60

Обучение детей умению владеть своими чувствам

18

3

15

Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях

18

3

15

Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на себя

18

3

15

Гармонизация притязаний на признание

18

3

15

Формирование сплоченности, дружеских взаимоотношений

72

12

60

Обучение детей умению принимать похвалу, признание

15

3

12

Обучение детей умению дарить похвалу. Признание окружающим

15

3

12

Обучение детей поведению в сложных, стрессовых ситуациях

15

3

12

Закрепление полученных знаний

14

2

12

Подведение итогов тренинга. Рефлексия полученного опыта. Диагностика.

13

1

12

Итого:

216

36

180

Содержание. Особенности методики, условия реализации программы.
Формы и методы:

  • упражнения;

  • игры;

  • дискуссия;

  • рефлексия.

Условия реализации программы:

  1. Материально-технические:

    • Помещение (кабинет);

    • Атрибуты для игр.

  2. Методическое обеспечение:

  • дидактический материал;

  • сборники игр и упражнений.


Предполагаемые результаты:

Дети 1-й года обучения должны:

  • уметь применять формы общения, адекватные поставленной цели;

  • уметь концентрировать внимание на партнере по общению;

  • уметь обсуждать и анализировать свои поступки и поступки других людей;

  • знать необходимые правила общения со сверстниками, взрослыми;

  • знать элементарные упражнения для релаксации

дети 2-й года обучения должны:

  • знать отличия уверенного поведения от неуверенного и грубого;

  • уметь действовать уверенно в ситуациях дружеского общения взаимодействия;

  • знать и понимать смысл и цель релаксационных упражнений.

Дети 3-й года обучения должны:

  • уметь выражать свои чувства, переживания в адекватной словесной форме;

  • уметь работать дружно в группе, коллективе, самостоятельно распределяя роли или обязанности;

  • уметь слушать и слышать партнера, договариваться о взаимодействии;

  • чувствовать потребность в релаксации и применять релаксационные упражнения по мере необходимости.


Контроль и оценка результатов. Формы аттестации.

Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования. Результаты тестирования фиксируются в журнале учебной группы.



Методики оценки:

  1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А.М. Прихожан)

  2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов).

  3. Диагностика самооценки. Методика Дембо-Рубинштейна.

  4. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста».

  5. Диагностика концентрации внимания с помощью методики «Корректурная проба».

  6. Диагностика слуховой памяти. Методика «Десять слов».

  7. Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры».

  8. Диагностика умственного развития. Тест Переслени-Подобед.

  9. Диагностика развития креативности. Тест Торренса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Хухлаева О.В. Лесенка радости.-М.:Совершенство, 1998.

  2. Цукерман Г.А. Психология саморазвития.-М.: Интерпракс. 1994.

  3. Фопель К. Психологические игры и упражнения.-М.: Просвещение, 2002.

  4. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера.-Новосибирск: Олден, 2003.

  5. М. Чистякова. Психогимнастика.- М.:Просвещение. 1990.

Каталог: files -> img -> file
file -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
file -> Компетентность ресурс качественного образования
file -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
file -> Программа по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста 6,5 7 лет Составитель
file -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
file -> Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
file -> Изменение содержания образования в Школе Совместной деятельности. Визитка школы
file -> Исследовательская работа взаимосвязь уровня агрессивности школьника и его положения в классе
file -> Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница