Г. Тула, лицей № 2. ПРОГРАММА «АСТРОФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ» ДЛЯ КЛАССОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. В Программе представлены вопросы (темы) астрофизики, которые рассматривались в задачах и упражнениях в 7-11 классах как на уроках физики (7-11кл.), так и на уроках астрономии (11кл.). Большинство задач Программы носит оценочный характер. Они способствуют развитию ясности физического мышления и ощущения масштабов физических величин и явлений, происходящих как на Земле, так и в космосе. Как правило, это «типовые» задачи и задачи глубокие, имеющие фундаментальное значение. Автор исходит из убеждения, что современное физико-математическое образование в XXI веке должно строится на «трех китах»: физика, математика, астрономия (астрофизика, космология, космомикрофизика) [1]. Программа состоит из шести разделов: первые два раздела предлагаются для 7-8кл., остальные – для 9-11кл. Реализация Программы в рамках курса физики возможна на общих «точках интеграции» физики и астрофизики: общие объекты изучения, методы исследования, закономерности и теоретические концепции (физические идеи). Однако это условие, как видно из текста Программы, является необходимым, но явно недостаточным. Дело в том, что Программа была создана в 90-х годах и реализовалась в полной мере в период 1991-2000гг. в рамках авторских программ «Физика 7-11» (3+6+7+7+7ч. в неделю) и «Астрофизика 11» (2ч. в неделю). В настоящее время реализация этой программы на уроках физики возможна не более чем на 15%. При этом отбор материала проводится учителем «в пределах разумного» и доступного для конкретного класса. Основная часть Программы представляется теперь как Программа Дополнительного Образования. Некоторые задачи из этой Программы решаются на основе математического анализа и в рамках авторской подпрограммы «Математический аппарат физики». Некоторые из этих задач получали свое развитие на уровне авторского проекта «Эргосфера» (Научная Работа Школьника) с выходом на Международные научно-технические конференции школьников «Старт в Науку» (МФТИ) 1999-2004 гг.