Программа адаптационных встреч для пятиклассников



Скачать 169.9 Kb.
Дата01.06.2016
Размер169.9 Kb.
ТипПрограмма
НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Программа адаптационных встреч для пятиклассников
В данной программе мною сделана попытка учесть значение зоны ближайшего развития в освоении коммуникативных навыков. Занятия должны помочь пятиклассникам в период адаптации. Важно учитывать не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10-11 лет. В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы. Учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы.

Цель

Оказание психолого-педагогической поддержки уча­щимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи

1. Формирование у учащихся:



• представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;

• навыков взаимодействия с другими людьми на ос­нове самоприятия, самораскрытия и принятия других;

• адекватного отношения к своим успехам и неуда­чам в какой-либо деятельности, развитие навыка уве­ренного поведения;

• представления о себе как о человеке с большими возможностями развития.

2. Ознакомление учащихся:

• с системой самоорганизации для оптимального выпол­нения домашних заданий и других учебных требований;

• с разными формами коммуникации;

• с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.

3. Создание условий для:

• снижения тревожности;

• выполнения упражнений в игровой форме, прове­дения дискуссий;

• развития навыков сотрудничества со сверстника­ми, умения соревноваться с другими, адекватно и раз­носторонне сравнивать свои результаты с успешно­стью других;

• выработки на основе собственного опыта норм по­ведения и общения.

Методы работы

На занятиях используются: диалоги, рисунок, рас­сказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение. В минимальной степени при­сутствуют психодиагностические задания.

Эффективность занятий заключается в развитии твор­ческого потенциала детей, в приобретении ими навы­ков анализа своих чувств, проблем, отношений, собы­тий; в формировании умения приобретать знания.

На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач. Использова­ние детской гипотезы позволяет раскрыть возможно­сти и способности ребенка через творческую деятель­ность в учебном процессе.



Организация занятий

В данной программе представлены 8 тем, по одному занятию в неделю. Организационные моменты:

• на занятии дети сидят за партами, которые стоят по кругу, а стол ведущего замыкает круг;

• занятие длится столько же, сколько урок;

• форма занятий соответствует основным этапам уро­ка: вводная часть; основная тема урока; заключитель­ная часть (обратная связь; домашнее задание).

Сами занятия состоят из кратких объяснений, вы­полнения специальных упражнений и их обсуждения. Именно упражнения (обучение конкретным приемам, которые школьник может сразу использовать в своей учебной работе) составляют их основное содержание.

Одна часть занятий (№ 2, 4, 5, 7) посвящена знакомству учеников друг с другом; с тем, что они ценят в других людях, в себе; чем нравится занимать­ся, как они чувствуют себя в школе. На этих занятиях работа построена так, чтобы способствовать разви­тию: стремления к самосовершенствованию; навыков сотрудничества, соревновательности; форм поведения — общения, ответственности за принятие решения; на- выка произвольного контроля за эмоциональными про­явлениями.

Вторая часть занятий (№ 1, 3, 6, 8) посвящена знакомству учеников с учебой в средней школе, раз­витию представлений о новом социальном статусе млад­шего подростка, созданию «когнитивной картины» учеб­ного процесса; формированию представлений о педа­гоге как об интересном человеке, собеседнике.

Самым лучшим открытием, по Ральфу Эмерсону, является то, которое ребенок делает сам. Данные за­нятия способствуют тому, чтобы эти открытия были совершены младшим подростком самостоятельно.
ЗАНЯТИЕ № 1. «ЧТО ТАКОЕ 5-й КЛАСС?»
Цели. Познакомить детей с целями занятий, фор­мой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внут­реннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Задачи. Развивать представления о новом социаль­ном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

Материалы. Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, альбомные листы. Лист ватмана с рисунком «Школьный путь», мягкая игрушка или мяч. Лист АЗ с рисунком портфеля.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство

Упражнение «Имя и цветок». Принятие правил.

Работа по теме

Упражнение «Продолжи фразу»

На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отобра­жающая школьный путь с 1-го по 10-й класс.

Участникам предлагается продолжить фразу: «В на­чальной школе мне больше всего запомнилось...»; «В пятом классе мне хотелось бы...».

Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее инте­ресные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальней­ший путь должен быть легче. Каким он будет?

Ведущий предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с пе­реходом в 5-й класс.

Упражнение «Те, кто»

Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; подни­мают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол, и тому подобное. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.

Упражнение «Школьный путь» (Родионов, Ступницкая)

Ведущий проводит беседу с ребятами о пройденном отрезке пути и о том, что еще предстоит.

Упражнение «Что важно для меня?»

Ребятам необходимо представить, что они с родите­лями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.

Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).

Далее ребятам необходимо прочитать список и рас­сказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Обсуждение

• Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?

• Чьи записи тебя удивили?

• Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

• Какой предмет из тех, которые кому-нибудь за­хотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

• О ком ты узнал что-нибудь новое?

Анализ занятия (обратная связь)

Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Вы­берите две рожицы из четырех, каждая из них подпи­сана: интересно или неинтересно; трудно или легко. Запишите свой вариант на нашем импровизационном нарисованном портфеле.







Домашнее задание

Подумай и запиши дома, какие качества для тебя являются важными в людях, которые тебя окружают (не больше 10 вариантов).
ЗАНЯТОЕ № 2. «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Цели. Создать у учеников мотивацию на самопо­знание; способствовать развитию самопознания, ре­флексии у учащихся и уверенности в себе.

Задачи. Формировать позитивное отношение к сво­им возможностям, принятие себя и стремление к со­вершенствованию.

Материалы. Тетради, ручки, карандаши, разноцвет­ная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Настрой на занятие

Упражнение «Цвет настроения» Упражнение «Ветер дует на тех, кто...»

Обсуждение домашнего задания

Качества, выделенные ребятами, записываются на доске, обсуждаются их варианты. Дальше ребята за­писывают черты, которые выделяют в себе. Каждому их них предлагается сравнить выделенные черты (в себе и в других). Обсуждаем результаты.

Работа по теме

Самоанализ «Кто я? Какой я?»

Необходимо продолжить письменно три предложения:

Я думаю, что я...; Другие считают, что я...; Мне хочется быть...

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 оп­ределений из списка на плакате.

Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися.

Упражнение «Вот я какой! Угадали?»

Пятиклассники заполняют анкету, в которой описы­вают себя и свои увлечения, но не подписывают рабо­ту (все ставят на ней свой значок). Сдают свои вари­анты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она.

Анализ занятия (обратная связь)

Что понравилось?

Какие испытали трудности?

Кого трудней оценивать — себя или других?

Домашнее задание

Придумать примерно 5 шуточных правил для шко­лы — таких, над которыми вы сами можете посмеять­ся. Затем придумать два правила, которые действи­тельно могли бы помочь школе, классу или вам лично.
ЗАНЯТИЕ № 3. «НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
Цели. Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые усло­вия учебного процесса в средней школе.

Задачи. Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно восприни­мать и сравнивать свои достижения с успехами других.

Материалы. Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, бланк с рисунком «Дерево», футляр для очков, памятка для учащихся «Как готовить домашние задания».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение на воображение

Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто при­думает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета.

Обсуждение домашнего задания

Ребята по очереди называют свое самое смешное правило. А потом правило, которое могло бы помочь школе, классу.

Вопросы для обсуждения:

Какое правило кажется самым смешным?

Какое из предложенных правил кажется самым важ­ным? Почему?

Высказываются желающие.

Работа по теме

Ведущий. Сегодняшнее наше занятие посвящено «новичкам» — тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хо­чет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жиз­нью школы, давайте дадим ему имя.

Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя — например, Том.

Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?

Дети называют варианты: про учителей; школьни­ков; об уроке; домашней работе; контрольных, пись­менной и устной работе на уроке и т.д.

Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.

Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ре­бята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное — не бояться ошибок при высказывании сво­его мнения).

Список вопросов

1. Работа в классе на уроке

Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Поче­му? Что произойдет, если вы неправильно решите до­машнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?

2. Работа с учебным материалом

Какие книги нам помогают получать дополнитель­ную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефо­ну? Прежде чем выполнять задание, зачем необходи­мо выучить правила назубок?

3. Работа над домашним заданием

С какого предмета вы начинаете выполнять домаш­нее задание? Чем заканчиваете?

Ведущий. Итак, мы уже многое рассказали Тому, а теперь давайте узнаем, как он себя чувствует после того, как так много узнал о школьной жизни?

Посмотрите на бланк с рисунком дерева. Вы види­те на дереве и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение, они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человека, который напоминает вам Тома, его настроение в новой школе, положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева — его достиже­ния и успехи. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человека, которым Том хотел бы стать и на чьем месте он бы хотел находиться.

Анализ занятия (как на первом занятии).

Домашнее задание

Придумать и нарисовать рабочий стол ученика сред­ней школы.

Сравнить понятия «слышать» и «слушать» (см. При­ложение 1). Записать, чем они отличаются и что в них общего.

Анкета «Как готовить домашние задания» выдается каждому участнику (Прихожан, 2002).


ЗАНЯТИЕ № 4. «ПОНИМАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?»
Цели. Показать значимость собственного «Я»; под­вести учащихся к пониманию необходимости жить в

согласии с собой и другими; показать важность вза­имопонимания.



Задачи. Предоставить детям возможность модели­ровать и опробовать новые формы поведения (вер­бальные, невербальные); развивать ответственность за свои поступки.

Материалы. Тетради, бланки теста «Умеешь ли ты слушать?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение: «Где я?»

В этом упражнении ведущий игрок — детектив дол­жен назвать с закрытыми глазами, где находится че­ловек, издающий звуки.

Обсуждение домашнего задания

Что должно быть на рабочем столе школьника? Об­суждаем, сравниваем понятия «слушать и «слышать».

Работа по теме

Упражнение «Рисунок по инструкции»

Это упражнение требует сосредоточенности и уме­ния действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах — один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа-автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меня­ются местами. После упражнения обмениваются впе­чатлениями: партнерам дается возможность обсудить ход совместной работы.

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают резуль­тат (см. Приложение 2).

Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые уда­лось услышать.

Игра-шутка «Пойми меня»

Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвиж­ного», «слепого и немого». Им дается задание догово­риться о подарке другу.

Анализ занятия (как на первом занятии) Ведущий задает вопросы для обсуждения: Трудно ли было оценивать себя? Что нового вы узнали о себе?

Домашнее задание

Проследите в течение некоторого времени (напри­мер, до нашего следующего занятия) за своим настро­ением. После этого постарайтесь ответить на вопросы:

Всегда ли вы были спокойны и веселы?

Всегда ли вы были внимательны и сосредоточены?
ЗАНЯТИЕ № 5-«МИР ЭМОЦИИ»
Цели. Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Задачи. Актуализировать представления о факто­рах, влияющих на проявление тех или иных эмоций;

развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.



Материалы. Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение на внимание «Что ты услышал?»

Обсуждение домашнего задания

Ведущий проводит опрос учащихся по кругу, об­суждается эмоциональный опыт учащихся, анализиру­ются чувства и жизненные ситуации (они записыва­ются на доске).

Работа по теме

Игра «Угадай эмоцию»

Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Упражнение «Фигуры эмоций»

Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандаша­ми. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмо­циональному состоянию.

Игра «Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению.

Игра «Изобрази эмоцию»

Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.

Необходимо подготовить карточки, на которых бу­дет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пы­тается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Упражнение «Поставь балл эмоции»

На бланках с различными эмоциями предлагается поставить балл (от 1 до 10) каждой эмоции в зависимо­сти от того, как часто ее испытывает отвечающий.

Затем идет обсуждение и делается вывод.

Анализ занятия (как на первом занятии) Ведущий задает вопросы для обсуждения: Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?

Что для вас было новым на занятии? Что было уже известно?

Домашнее задание

Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владе­ете своими эмоциями. Запишите свои способы владе­ния эмоциями.
ЗАНЯТИЕ № 6. «НАШИ УЧИТЕЛЯ» (По Слободяник)

Цель. Помочь пятиклассникам занять новую соци­альную позицию по отношению к педагогам.

Задачи. Помощь учащимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирова­ние представлений о педагоге как профессионале, ре­шающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.

Материалы. Лист ватмана, на котором обозначены контуры будущего «цветка». Списки качеств «насто­ящего учителя» (3 экземпляра). «Лепестки» будущего «цветка», вырезанные из бумаги форматом АЗ с тек­стом интервью учителей-предметников. Карточки с на­званиями учебных предметов, имен и отчеств (преиму­щественно женских). Магнитная доска, клей, маркеры.

Интервью с учителями необходимо провести заранее.

Игра проводится в классе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка


Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок»

Обсуждение домашнего задания

Обсуждаем способы овладения эмоциями.

Работа по теме

Дети сидят за своими партами. Ведущий перечисля­ет и записывает на доске вопросы, на которые детям предстоит найти ответ в ходе игры.

«Учебные предметы» — перечисление и обсуждение предметов, которые есть в программе пятого класса.

Дети делятся на три группы.

Упражнение «Как зовут наших учителей?»

С помощью этого упражнения предлагается вспом­нить имена и отчества учителей по разным предметам.

• Ведущий называет предмет и имя учителя, а ре­бята на скорость называют отчество.

• Ведущий называет предмет, а ребята называют имя и отчество.

• Ведущий называет фамилию, а ребята — предмет и так далее.

Упражнение: «Настоящий учитель — это...»

Каждая группа получает листок, на котором написа­ны различные качества и свойства человека. Среди них есть качества, важные для осуществления педаго­гической деятельности, есть и нейтральные.

Задача каждой группы — отметить в списке те каче­ства, которые обязательно должны быть у настоящего учителя. Списки у всех групп одинаковые, но выбирают они нередко разные качества. Работа проводится в те­чение 5 минут. Затем каждая группа выбирает одного представителя. Он остается у доски, остальные садятся на свои места. Сравниваются выборы групп.

Листки с выбранными качествами прикрепляются в центр листа ватмана (будущего цветка).

Упражнение «Какие они, паши учителя?»

Детям раздаются лепестки с текстами интервью их учителей- Эти работы не подписаны. Ребята передают лепестки друг другу (у каждого в руках должен быть лепесток). Читают то, что на нем написано, и если ответы им близки, если им кажется, что человек, ска­завший такие слова, похож на них, то должны распи­саться на его листочке в специально оставленном для этого месте.

Дети читают ответы учителей и по желанию распи­сываются. Затем передают лепестки по кругу.

Дальше из лепестков собирается цветок. В конце делается вывод о том, какие учителя рабо­тают в нашей школе.

Анализ занятия (как на первом занятии).

Домашнее задание

Написать по 5 качеств, которые нравятся в других ребятах и в себе. А также 5 качеств, которые не нра­вятся в других и в себе самом.
ЗАНЯТИЕ № 7. «ИЩУ ДРУГА»
Цели. Помочь учащимся в самораскрытии; способ­ствовать преодолению барьеров в общении; совершен­ствовать навыки общения.

Задачи. Помочь учащимся определить критерии дру­жеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыслить и получить опыт предъявления себя.

Материалы. Листы бумаги для написания объявлений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка


Упражнение на внимание «Пальчики»

Ведущий показывает определенное количество пальцев

на руках. Необходимо, чтобы встало столько же человек.

Кто ошибается, пропускает следующую серию.

Обсуждение домашнего задания

Сравниваем выбранные характеристики друга и от­вечаем на вопросы: С каким человеком хотели бы дру­жить? Должны ли друзья быть во всем похожи друг на друга?

Работа по теме

Дискуссия по вопросам:

Можете ли вы мне сказать, зачем человеку нужны друзья? Много ли друзей ему нужно? Каким должен быть хороший друг (хорошая подруга)? Что ты сам делаешь для своего друга (подруги)? Хороший друг похож на брата или сестру? А чем отличается?

Ведущий предлагает участникам написать оконча­ния предложений у себя в тетради: «Откровенно гово­ря, мне до сих пор трудно...»; «Откровенно говоря, для меня очень важно...»

Затем участникам предлагается, по желанию, зачи­тать свои ответы вслух.

Упражнение «Ищу друга» (единомышленника)

Ребятам предлагается попытаться составить объяв­ление под названием «Ищу друга».

В нем необходимо рассказать немного о себе, ука­зать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.

Затем объявления собираются и зачитываются. Уча­стники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно назы­вают положительные качества автора.

Желающие могут поместить свои объявления на стен­де в кабинете психолога.

Анализ занятия (как на первом занятии) Трудно ли быть откровенным? Просто ли было написать о себе?

Домашнее задание

Вспомнить все пройденные занятия и подумать, а что хотели бы добавить или изменить. Напишите на листочках (их можно не подписывать).
ЗАНЯТИЕ № 8. «МЫ И НАШ КЛАСС» (по Родионову, Ступницкой)
Цели. Снижение тревожности, достижение внутри-группового сплочения, осмысление своего персональ­ного «Я» как части общего «Мы».

Задачи. Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы; осмыслить себя как члена группы.

Материал. Листы цветной бумаги светлых тонов (голубого, розового, желтого), в центре каждого листка написано «Я» (по количеству участников); наборы фломастеров или цветных карандашей; лист ватмана, на который в дальнейшем будут наклеиваться малень­кие эмблемы; фотоаппарат; бланки анкеты для оценки эффективности цикла занятий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Настрой на занятие

Упражнение «Коллективный счет»

Обсуждение домашнего задания

Ребята сдают письменное задание.

Работа по теме

Упражнение «Коллаж класса»

Школьникам предлагается создать свою эмблему — визитку, на которой должно быть написано имя уча­стника и какое-либо его положительное качество, форму каждый выбирает свою.

Пока дети работают, на доске перед ними висит плакат с надписью в центре «Мы и наш класс». Вы­полнив задание, каждый подходит к плакату и при­клеивает свою эмблему на общий шаблон.

Ведущему необходимо подвести участников к идее, что каждый из них — частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». В заключе­ние нужно обсудить, может ли общее «Мы» суще­ствовать без отдельных «Я».

Упражнение «Какие мы»

Все хором произносят «Мы все», а отдельные уча­стники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных гербах, но только во множественном числе. Например: «Мы все сильные, умные, краси­вые, добрые...»

Анализ занятия (как на первом занятии)

Вербальный вариант обратной связи.

Участники в кругу, передавая друг другу игрушку или мяч, говорят о том, что больше всего запомнилось на занятии.

Делается общая фотография группы. Ведущий сооб­щает, что она будет наклеена на общий герб.

Проективная методика «Дерево». Оценка эффективности занятий

Каждый участник заполняет анкету для оценки эф­фективности цикла занятий. После заполнения анкеты каждому выдается диплом с напутствиями и улыбкой.



Анкета

Уважаемый пятиклассник!

Ты принял участие в восьми занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно уз­нать твое мнение о нашей совместной работе. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов, это поможет в будущем учебном году сделать такие занятия еще ин­тересней и полезней.

Спасибо!


• Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились?

• Что тебе больше всего понравилось: какие уп­ражнения, игры, темы занятий?

• Что тебе совсем не понравилось?

• Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни?

• О чем бы ты хотел узнать на будущих заня­тиях?

Приложение 1

Сравнение понятий «слушать» и «слышать»

Подумайте, почему человеку даны два уха, два гла­за и только один язык?

Что важнее: чтобы тебя слышали или слушали?

Что для вас является самым ценным и самым глав­ным в жизни? (Варианты записать на доске.)

Когда человеку бывает хорошо? (Когда его любят, когда он здоров, когда его понимают.)

Когда человека понимают? (Когда его слушают.)

Приложение 2

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:

1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разгова­риваешь?

2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рас­сказчика?

4. Ты часто перебиваешь собеседника?

5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?

7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Да­вайте подумаем над вопросом: что мешает нам слу­шать других?

Психолог обобщает ответы учащихся.

Юлия ВЛАДИМИРОВА,

педагог-психолог

гимназии №1563,

г. Москва







Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница