Программ а развития моу



Скачать 282.99 Kb.
Дата14.02.2016
Размер282.99 Kb.


П Р О Г Р А М М А

РАЗВИТИЯ

МОУ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 16»

ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Одной из важнейших предпосылок успешности перехода постсоветской России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой и одновременно одной из важнейших задач, которые предстоит решить на этом пути является сегодня:



  • становление открытого гражданского общества,

  • обеспечение соблюдения прав человека,

  • формирование качеств гражданина, как активного, свободного и ответственного субъекта и участника гражданских отношений.

В этой связи весьма острой и актуальной является проблема, связанная с развитием гражданско-правовой культуры населения. А перед школой встает задача: формирование качеств гражданина, как активного, свободного и ответственного субъекта, участника гражданских отношений.

Система образования все ближе подходит к осознанию значимости и ответственности своего вклада в создание гражданского общества, правового государства. Законодательно закреплено (Закон РФ “Об образовании”, “Национальная доктрина образования в Российской Федерации”), что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности, общества, государства. Этот факт самым непосредственным образом влияет на изменение “силовых полей” в образовательном пространстве.

Развитие образования в условиях общесистемного социального кризиса - дело чрезвычайно трудное, но первый шаг на пути выхода из этого состояния должен быть сделан школой. Преобразование общества начинается с изменений в школе.

Потребность общества в развитии вариативного образования вызвала необходимость перехода образовательных учреждений в режим развития. Разрабатываемые и применяемые на практике новшества касаются изменений в структуре учебных заведений в содержании учебных планов и образовательных программ, в образовательных технологиях. МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 16” не исключение.

Это школа адаптирующей педагогики, в которой при сохранении классно-урочной системы организации обучения учащиеся, в зависимости от способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределяются по классам продвинутого уровня, общеобразовательным классам, классам педагогической поддержки, специальным (коррекционным) и профильным классам. Образование в школе осуществляется преимущественно по традиционным, а также и по личностно-ориентированным и развивающим технологиям.

Микрорайон “Деревяницы”, в котором находится школа, удален от центра города и является преимущественно рабочим.

Несмотря на сложный контингент, в школе за последние три года наблюдается положительная динамика успешности учащихся.
Традицией школы является шефство над Домом малютки, Домом ветеранов, Школой-интернатом № 1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в нашей школе учится 40 ребят из школы-интерната).

Школа является коллективным членом WPPC- миротворческой организации при ООН “Да будет мир человечеству во всем мире!”., поддерживает связи с Японией, США, Германией, постоянно принимая гостей из этих стран.

При школе создан Центр дополнительного образования. Работают кружки: русская лапта, каратэ, шахматы, плетение из бересты, женские новгородские ремесла, начальное техническое моделирование, студия бальных танцев, ИЗО-студия, хоровая студия.

Одним из важнейших направлений работы школы является не только обеспечение условий для получения образования, но и пропаганда здорового образа жизни, оздоровление детей, коррекция нарушений психического и физического развития, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти задачи решаются через активное использование школьного бассейна, тренажерного зала, малого и большого спортивного зала, - активную подготовку и участие в городских и областных спартакиадах. Ежегодно ребята становятся не только призерами, но и победителями спортивных соревнований.

Но положение со здоровьем учащихся складывается неблагополучно. Высока заболеваемость детей, связанная с понижением зрения, нервно-психическим заболеваниями, заболеваниями желучно-кишечного тракта и опорно-двигательной системы. Свою негативную роль в ухудшении здоровья детей играют, безусловно, и социальные проблемы, существующие в обществе.

Серьезная и целенаправленная работа в школе проводится социальными педагогами по профилактике правонарушений среди детей и подростков, помощи и поддержки семей опекаемых детей, инвалидов и безработных.

Обучают и воспитывают ребят 74 педагога, из них 68 человек, имеют высшее образование, 1 человек - незаконченное высшее, 5 человек - среднее специальное образование.
Стаж работы до 2-х лет - 3 чел.

от 2- до 5 лет - 5 чел.

от 5 до 10 лет -14 чел.

от 10 до 20 лет - 29 чел.

более 20 лет - 27 чел.

Об уровне квалификации педагогов говорят следующие цифры:

Высшая кв.категория - 19 чел.

Высшая кв.к. 1 ст. - 11 чел.

Высшая кв.к. 2 ст. - 3 чел.

Высшая кв.к. 3 ст. - 5 чел.

1 кв.категория - 7 чел.

2 кв.категория - 19

“Заслуженный учитель РФ” - 2 чел.

“Отличник народного просвещения” - 8 чел.



Учителя, имеющие высшую квалификационную категорию (8 чел.) ведут ОЭР. Темы ОЭР следующие:

  • “Разработка технологии образования, направленной на развитие познавательных способностей”,

  • “Разработка методов воспитательной работы с “трудными” подростками в форме группы социально-психологической поддержки”,

  • “Разработка системы специальных коррекционно-развивающих игр, упражнений и заданий на основе учебного материала курса “Окружающий мир” как средство формирования общеучебных интеллектуальных умений у “детей с задержкой психического развития”,

  • “Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения”.

Анализ образовательного процесса и других аспектов многолетней работы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 16” позволяет выделить ряд положительных факторов:

  • В последние годы в образовательном процессе стали шире использоваться современные методы и формы обучения и индивидуальный подход в организации учебно-воспитательного процесса.

  • Педагоги стали глубже анализировать и конкретнее прогнозировать получаемые и предполагаемые результаты.

  • Образовательный процесс стал более целенаправленным, нацелен уже не только на получение определенной суммы знаний, но и на развитие таких способностей как коммуникативные и рефлексивные.

  • В результате включения в инновационную деятельность происходит самоопределение как учащихся так и учителей в образовательном процессе.

Несмотря на положительные результаты четко вырисовываются и отрицательные факторы как объективного так и субъективного плана:

  • постоянно снижается уровень здоровья детей;

  • семьи и микросреда оказывают негативное влияние на воспитание и развитие детей (школа находится в микрорайоне, характеризующимся ярко выраженным ухудшением экономического положения, а соответственно снижением уровня жизни, увеличением числа малообеспеченных семей, неполных семей, увеличением смертности родителей учащихся, числа опекаемых детей, детей сирот, детей-инвалидов);

  • отток учащихся в другие более престижные образовательные учреждения;

  • негативное влияние на поведение детей информации, получаемой через каналы средств массовой информации;

  • в большинстве случаев взаимоотношения между ребятами и взрослыми строятся преимущественно таким образом, что взрослый всегда прав;

  • внеклассная работа определяется педагогами, а не ребятами;

  • за проступок ученика следует ряд разбирательств, а не оценка поступка самим учеником;

  • в школе преобладает линейный принцип управления, принятие решений и передача их для выполнения сверху вниз, что не отражает потребности школы как саморазвивающейся системы;

  • при нестабильности образовательных программ и учебников педагоги не умеют корректировать программы в соответствии с требованиями Закона РФ “Об образовании” и Национальной доктрины образования;

  • существует слабая преемственность школы 1 ступени и школы 2 и 3 ступени;

  • отсутствуют единые требования к учащимся;

  • классы делятся в зависимости от уровня развития учащихся, что отрицательно влияет на процесс социализации учащихся;

  • у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, работников школы) существуют правовые проблемы, четко выражена потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли, в возможности реального порядка, а правовые знания получают учащиеся только в 9 классе, изучая курс “Основы правовых знаний” (34 часа) и обращаются к праву при изучении интегрированного курса “Человек и общество” в 10-11 классе.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод: в образовательной практике МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 16” есть определенные попытки реализовать Закон РФ “Об образовании”, “Национальную доктрину образования в РФ”, но в основном в школе реализуется традиционный технократический тип обучения, основанный на подчинении всех участников образовательного процесса единым внешним стандартам, формирующим личность по каким-либо заранее определенным критериям, что ведет к отсутствию свободы личностного выбора. Наиболее простым и распространенным способом воздействия является авторитет, в котором учащиеся - объект педагогического процесса.

Таким образом, человек представляется объектом образовательного воздействия, которое, как правило, ограничивает свои задачи только развитием познавательной сферы. Как отмечает один из классиков гуманистической психологии К.Р.Роджерс: “Одна из трагедий существующей системы обучения состоит в том, что в ней признается только интеллектуальное развитие, при этом качество усвоения знаний определяется главным образом по тому, что ребенок запомнил, воспроизвел, сделал по образцу. Такое обучение игнорирует внутренние механизмы личностного роста, не ориентировано на саморазвитие личности”.

Таким образом, проблемными показателями школы являются:


  • содержание образования;

  • методика образования;

  • взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

В Законе РФ “Об образовании” выдвигаются следующие задачи образования:

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

  • интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

  • формирование человека-гражданина интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

  • Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

В Национальной доктрине образования говорится, что система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений;

  • экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

На основании вышеуказанного можно сделать вывод, что основными перспективными направлениями развития являются: гуманизация и социализация.

Но несмотря на принимаемые меры, (в частности в МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 16”) углубляется противоречие по вопросам гуманизации и социализации между изменениями внешней среды; изменениями социального заказа, научными подходами (в исследованиях ряда ученых Вершловского С.Г., Сухобской Г.С. представлен социальный портрет выпускника школы, раскрыты основные положения, способствующие их социальной адаптации) и образовательной практикой.

Снять это противоречие в условиях традиционного учебного заведения, на наш взгляд, не представляется возможным, необходим перевод школы в новое состояние: Муниципальный социально-досуговый центр образования.

Образование в русском языке имеет два основных значения:



  1. Образование - как обучение, подготовка к профессиональной деятельности.

  2. Образование - как создание. В этом смысле речь идет о формировании у человека социально значимых, общественно-полезных форм поведения, о воспитании личности.

И тогда основная цель образования - это организация передачи социального опыта молодому поколению. А социализация - это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих социальным ролям.

Рассмотрение вышеуказанных понятий дает возможность:



  1. определить стратегические направления Центра:

  • гуманизация,

  • демократизация,

  • социализация.

  1. Сформулировать цель Центра: создание условий для социализации личности.

Задачи Центра:

  • Анализ состояния образования, направленного на социализацию личности в образовательном учреждении.

  • Осмысление работниками школы блока ценностно-целевых ориентиров, где ясно видно торжество ценностей отдельно взятой личности.

  • Пересмотр содержания образования (при выдерживании необходимого информационного минимума определенного Госстандартом) в соответствии с ценностно-целевыми ориентирами образовательного учреждения.

  • Обеспечение изменений взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

  • Внедрение в образовательную практику систем образования (индивидуальных, групповых, коллективных) и технологий личностно-ориентированного и развивающего образования, обеспечивающих реализацию ценностно-целевых ориентиров образовательного учреждения.

Исходные идеи:

  1. Право каждого участника образовательного процесса признается ценностью.

  2. Невозможность решения поставленной цели введением каких-либо специальных курсов и предметов, принцип социализации должен стать контекстом, реализовываться в атмосфере жизни Центра. Овладение системой демократических и правовых ценностей не может быть достигнуто путем усвоения некоторого объема информации или моделирования социальных коллизий “взрослого мира”.

  3. Качество образования - это не качество знаний определенных предметов, а качество личности - синтез мотива и способа поведения, единство познания и поведения. Познание включает в себя интеллектуальные качества, поведение - нравственные, а их связь определяется эмоционально-волевыми качествами (А.М.Кочетов. Культура педагогического исследования. Минск. 1996 г.).

  4. Качество образовательной среды может определяться способностью этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс их личностного саморазвития. (В.П.Лебедев, В.А.Орлов, В.Н.Ясвин, Д.А.Леонтьев).

  5. Развитие ребенка в Центре предполагается не на основе классно-урочной системы, а путем создания целостной образовательной среды, обеспечивающей непрерывное обучение. Данная среда будет состоять не из отдельных учебных предметов, разрывающих единое учебное поле, а будет представлять собой среду естественного проживания детей, обеспечивающую их эффективный личностный рост. Активная образовательная среда предполагает педагогическое взаимодействие всех его участников в деятельности: познавательной, воспитательной, игровой.


К О Н Ц Е П Ц И Я

(КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ

ЦЕНТРА КАК СИСТЕМЫ)


  1. Создание концепции происходило на основе проведенного анализа состояния и прогноза изменений внешней среды, социального заказа, анализа достижений и проблем МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 16” Великого Новгорода.

  2. Концепция рассматривается как продукт осознания базовых основ, принципов, ведущих идей, обосновывающих будущую деятельность Центра как единого многопрофильного разноуровневого образовательно-досугового комплекса.

  3. Составляющие системы:

  4. Адресаты Концепции Центра.

  5. Система ценностей Центра, школьная философия, принцип жизнедеятельности образовательного учреждения, утверждаемые и воплощаемые в жизнь в ходе преобразований.

  6. Описание миссии Центра, его главных функций по отношению к учащимся и их развитию, к социуму, собственному персоналу.

  7. Описание модели выпускника Центра.

  8. Описание новой образовательной системы, включающей характеристику главных свойств, направленности образовательного процесса и среды, подходы к содержанию, технологии и организации образования в обучении и внеучебной воспитательной работе.

  9. Описание школьного сообщества, его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в Центре.

  10. Концепция ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования новой школы, систем ресурсообеспечения (финансовой, материально-технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.) деятельности и внешних связей Центра.

  11. Характеристика новой управляющей системы Центра.



  1. Адресаты концепции .




  1. Учащиеся, на чью социализацию нацелена Концепция.

  2. Учителя, которые в процессе реализации документа могут приобрести дополнительную профессиональную компетенцию.

  3. Школьные сообщества, которые могут построить свою жизнь на более справедливых основаниях, нормах и правилах.

  4. Родители учащихся, и все население микрорайона, которых реализация документа коснется и как воспитателей детей и как граждан.

  5. Руководители образовательных учреждений, которым идеи Концепции помогут построить более цельные и эффективные образовательные организации.

  6. Комитет образования и органы местной власти, для которых работа школы в рамках Концепции создает предпосылки для улучшения взаимодействия с системой образования и на этой основе происходит снижение правонарушений и улучшение обстановки в микрорайоне.

При этом важно иметь ввиду, что большинство клиентов документа является и адресатами и прямыми субъектами, активными участниками его реализации.



  1. Школьная философия, система ценностей, принципы жизнедеятельности образовательного учреждения.


Школьная философия.
Гуманистический подход в образовании основывается на наиболее эффективной стратегии организации образовательного процесса - стратегии “фасилитации” (англ “помогать, способствовать”) - помощи и стимулирования самоорганизации личности.

В наиболее обобщенном виде гуманизацию образования можно определить так: “... Преодоление основного порока старой школы - ее обезличенности, поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения. Это преодоление прежней безвозрастности образования, учет психо-физиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира.

Гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования (Днепров Э.Ж. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994 г.).

Действительно гуманизация школы не может быть сведена лишь к изменению содержания образования и стиля педагогического общения.

“Подлинный, наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования - это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс (Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М. 1995 г.).

Любые педагогические изыскания и инновации в сфере содержания и общения бесполезны, если не будет соблюдено непременное условие - гуманизация личности, становление человека в человеке. Это медленный и подчас довольно мучительный процесс, который нельзя свести к той или иной идеологической компании. И в школе он должен начинаться с гармонизации личности учителя, с приобщения его к психологической культуре, которая предполагает культуру убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении к самому себе и к учащемуся.

Школа представляет собой общество в миниатюре. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, его поведения, школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

Во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются правила регулирующие поведение в общественных местах. Учитель не может быть нежным и ласковым как родители, дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы ребят, играющих вместе. Для учителя легче работать с меньшим количеством детей, легче происходит корректировка их знаний. Но процесс социализации при этом ограничивается. Ограничив круг общения ребенка, ограничивается его познание людей, снижается его восприятие норм поведения, а это может значить и снижение законопослушания. В большой же группе человеку легче воспринимать поведенческие установки (Отчет о социологическом исследовании. “Проблемы жителей г.Новгорода от 16 лет и старше в первой половине 1998 г. Комитет по образованию г.Новгорода).

Ценностные ориентиры:


  • права человека;

  • жизнь человека;

  • здоровье человека.

Принципы взаимоотношений.

Принцип гуманизации.

Принцип гуманизации означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Принцип демократизации.

Сутью демократии является право свободы личности, уважение к человеческой личности, “... признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира...” (Преамбула Всеобщей декларации прав человека).

Принцип природосообразности.

Педагогический процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; знания зоны ближайшего развития учащихся; необходимо направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.




  1. Миссия.

В миссию Центра с учетом потребностей общества, отраженных в Законе РФ “Об образовании” и Национальной доктриной образования РФ должны, на наш взгляд, входить:



  • формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • повышение уровня культуры и образованности учащихся и через это влияние на социум;

  • гуманизация среды через гуманизацию и демократизацию образовательного процесса;

  • опосредованное повышение культурно-образовательного уровня внешней среды через создание и функционирование Центра.



  1. Модель выпускника.

Формируя образ выпускника будущего Центра, мы исходили из того, что любой выпускник нашего образовательного учреждения будет более подготовлен к жизни в обществе, т.е. в Центре постоянно будет реализовываться право выбора.



Выпускник муниципального социально-досугового Центра образования - это самоактуализирующаяся личностьы, которая имеет адекватные современному уровню и уровню образовательной программы общие, правовые и профессиональные знания:

  • об окружающем мире;

  • о мировой и национальной культуре;

  • об обществе, его целях и ценностях;

  • о месте, роли и ценности права;

  • о двух противоположных системах отношений:

  • государство - общество - личность

  • личность - общество - государство

  • о способах деятельности:

  1. способствующих реализации прав человека;

  2. содействующих взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  3. способствующих непрерывному образованию в течение всей жизни и самореализации личности.

Выпускник Центра наряду с общеучебными умениями и навыками умеет:

  • эффективно управлять своим поведением и строить отношения с другими людьми;

  • слушать и понимать;

  • отстаивать собственную позицию, основанную на знаниях и собственных представлениях;

  • соотносить свою позицию с позицией других, спокойно и терпеливо к нй относиться;

  • корректировать свою точку зрения с учетом новой информации;

  • эффективно и социально-адекватным образом взаимодействовать с различными государственными институтами;

  • грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями внешнего мира.

Выпускник Центра способен:

  • к самоопределению, самоорганизации, самореализации, взаимосотрудничеству;

  • сделать обдуманный выбор и, тем самым, брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

  • к риску;

  • к творческой деятельности;

  • к рефлексии.

В ученике необходимо развивать следующие качества:

  1. Способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения, умение декомпозировать цели в практические задачи, способность группировать волю и предпринимать необходимые усилия для решения задач. Умение, желание, потребность и способность выстраивать траекторию и планы личного успеха на разную временную перспективу.

  2. Развитие инновационных характеристик личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания, желание и потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, сущностях, умение удивляться и развитое чувство любопытства.

  3. Креативность. Творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса.

  4. Рефлексия и аналитические способности. Умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков, отношение окружающих к вам и к вашей деятельности.

  5. Функциональная грамотность. Умение работать с любой информацией, выраженной в разных знаковых системах. Знание и умение использовать родной и иностранные языки (глубина проникновения в родной язык, в его понятийную базу, в определенной степени определяет степень личностной и профессиональной успешности человека). Компьютерная грамотность. Техническая грамотность. Психологическая грамотность. Знание свойств и проявлений природы. Эстетическая грамотность. Математическая грамотность. Речь, по сути, идет о широкой гамме активных грамотностей, без которых современный человек выглядит достаточно ущербным.

  6. Коммуникативные умения. Понимание ценности, знание и приятие норм и правил общения, терпимость, душевность и доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность. Признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость.

  7. Эмоциональное развитие личности. Способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия. Развитое чувство жалости, восторга, любви, уважения, преданности, обязательности. Эмоциональная зажатость, стеснительность, неразвитая чувственная сфера обедняют духовный мир человека.

  8. Приобщение к ценностям мировой культуры. Негативной особенностью современного бытия молодежи является усеченность представлений и культуре. Несмотря на преподавание в ряде школ культурологии и предметов гуманитарно-эстетического цикла, а нередко именно благодаря этому, многие учащиеся имеют смутное представление об истории культуры, величайших творениях великих мастеров, у них не развито чувство гордости за высоты, достигаемые человеческим гением, они вполне ограничиваются легкими жанрами искусства.


V. Образовательная система.
Образовательная система Центра включает следующие положения:
Порядок приема в Центр и распределения по учебным группам:
Центр сознательно не практикует конкурсного отбора детей. Могут проводиться только предварительные просмотры, собеседования с целью определения степени школьной зрелости, интересов и склонностей детей.

Под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка. Особенности психического и физического развития ребенка будут определяться не только чтобы проверить его готовность к школе, но и чтобы определить возможные трудности в обучении, а следовательно обеспечить личностно-ориентированное образование.

В течение учебного года воспитанники в соответствии с уровнем их способностей имеют право перехода как в группы последующих годов обучения с целью скорейшего усвоения учебного материала, так и в группы предыдущих годов обучения, если возникают затруднения с усвоением материала. Центр не фиксирует жестких возрастных траекторий развития учащихся, а исходит из их индивидуальных запросов и способностей.

Структура образовательной системы.
Развитие ребенка в Центре предполагается не на основе классно-урочной системы, а путем создания целостной образовательной среды, обеспечивающей перманентное обучение. Данная среда будет состоять не из отдельных учебных предметов, разрывающих единое учебное поле, а будет представлять собой среду естественного проживания детей, обеспечивающую их эффективный личностный рост. Активная образовательная среда предполагает педагогическое взаимодействие всех его участников в деятельности.

Основными структурными подразделениями являются творческие объединения учащихся и взрослых (школы, студии, мастерские, мастер-класс и т.д.) создающие условия для свободной самореализации детей.

Организация занятий и структура каждого объединения регламентируется образовательной программой данного объединения, утвержденной Советом Центра по итогам конкурса “Школьный грант”.

Ступени образования определяются временными этапами обучения: год, полугодие, четверть.



Содержание образования
Для достижения более ответственного отношения всего коллектива к учению, формированию учебных планов и программ, обеспечивающих гуманизацию образования и приобщения учащихся к творческой деятельности на всех занятиях, внедрения новых технологий обучения, важное значение имеет понятие “содержание образования”.

Обычно в качестве содержания образования рассматриваются знания, умения и навыки, предоставленные в виде набора учебных предметов, вводимых в учебный план. Но при этом сами способы мышления и деятельности, которыми пользовались предыдущие поколения для выработки этих знаний, остаются, как правило, нераскрытыми, поскольку в школе отсутствует работа над логической структурой знаний. Поэтому реально учащиеся имеют дело не со знаниями, а со сведениями или информацией, которые надо запомнить.

Мы же предлагаем распределение содержания по развивающим блокам-модулям.
Через названные блоки наша задача помочь учащимся овладеть основной, предусмотренной школьными программами научно-методической базой.

Под знаниями мы подразумеваем следующее триединство:



  • информация,

  • способы деятельности,

  • система ценностей.

Простая сумма информации не может быть определена как знание, владение ею делает человека лишь эрудированным, но отнюдь не знающим.

Человек, наделенный интеллектом, должен уметь применять полученные знания на практике. (А.Куляпин, М.Тюлина, О.Тиунова. От объекта к субъекту. Директор школы № 1. 1994 г.).


Использование технологий и форм занятий.
Педагоги Центра строят свою деятельность на основе принципов личностно-ориентированного обучения. Сущность последнего - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика.

Ученик как носитель субъективного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта.

На уроках и внеурочных занятиях раскрывается содержание индивидуального опыта ученика и согласование его с задаваемыми, переводя в социально-значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

На уроке педагог уважительно относится к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Учитель продумывает урок так, чтобы ребята стремились быть “услышанными”, высказать свою точку зрения, предложить, не боясь ошибиться, свои варианты содержательного обсуждения темы.

Учитель на уроке формирует “коллективное” знание как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных для усвоения.

Так же, исходя из того, что знания - это еще глубочайший жесткий самоанализ, поэтому во всех видах деятельности обязательно осуществляется выход в рефлексивную позицию всех участников УВП.

В соответствии с этими идеями в Центре предполагается использовать следующие технологии:

Технологии личностно-ориентированного обучения:


  • технология ЛОО (Якиманская И.С.);

  • авторская технология ЛОО творческой педагогической мастерской под руководством Барашаковой В.И. и Поповой Н.П.;

  • авторская технология лаборатории социальных педагогов Великого Новгорода;

  • технология “Самосовершенствование школьника” (Г.К.Селевко).

Технологии развивающего обучения:

  • технология проблемного обучения;

  • проектная технология (Гузеев В.В.);

  • технологии развития творческих способностей:

  • ТРИЗ (Альтшуллер Г.С.);

  • КТД (Иванов И.П.).

  • игровые технологии:

  • дебаты;

  • ОДИ (организационно-деятельностная игра);

  • деловая игра.

  • технология развивающего обучения Л.В.Занкова.

Внеурочная работа .
Внеурочная работа Центра направлена на:

  • самосовершенствование учащихся. Именно она помогает человеку противостоять соблазнам жизни, всяческим отклонениям, экспансии насилия и распущенности, которую ведут средства массовой информации, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над самим собой;

  • создание сплоченного коллектива всех участников образовательного процесса. который не подавляет личностную индивидуальность, а помогает ей раскрыться;

  • включение в творческую деятельность каждого участника образовательного процесса в меру его желаний, которое с каждым успехом растет, в меру его возможностей, которые чем дальше, тем больше раскрываются. Структурой создающей условия для включения в творческую деятельность является Центр творческой самореализации.

  • сплочение семьи, предоставление возможности детям и родителям лучше узнать и понять друг друга в процессе семейного творчества.

Внеурочная работа предоставляется как единый последовательный процесс, органично соединенный с учебным процессом.

Наряду с новыми формами внеурочной работы особое место должно быть отведено мероприятиям, на которых представляются результаты учебной деятельности с привлечением независимых специалистов с целью выработки адекватной оценки деятельности Центра.





  1. ШКОЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Педагоги, родители, дети, обслуживающий персонал, друзья становятся добровольными членами педагогического сообщества - педагогической общины, в процессе становления которой формируются гуманистические отношения сотрудничества, радости, доверия, открытости, заботы, ответственности, равноправного партнерства.



Все педагогическое сообщество развивается в соответствии с целью ОУ



  1. КОНЦЕПЦИЯ РЕСУРСОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА, СИСТЕМ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ.


Кадровые ресурсы.
Основным жизненно важным ресурсом для Центра являются педагоги, которые:

  • осознают свою личную ответственность и свою значимость в воспитании детей;

  • являются исследователями своей деятельности, умеют анализировать и прогнозировать образовательные результаты, обосновать избираемые технологии и методики, способы обобщить свой опыт работы, программировать последующую деятельность;

  • полностью разделяют ценностную ориентацию и стратегическую линию деятельности Центра, сохраняя при этом право на отстаивание своей позиции при обсуждении проблемы и полную самостоятельность в выборе задач, содержания и технологий образования.

Как одна из важнейших условий, обеспечивающих успех деятельности Центра рассматривается наличие коллектива единомышленников.
Характеристика коллектива:


  1. Ценностно-ориентированная зрелость:

  • Ориентированность на достижение.

Педагогов волнуют не только собственные результаты, но и результаты работы школы в целом, ее престиж.

  • Ориентированность на развитие.

Члены коллектива ориентированы на развитие деятельности, готовы к восприятию и реализации инноваций. Учителя стремятся быть информированными о новшествах, которые могут быть использованы в их работе, их волнует будущее школы, они заинтересованно обсуждают вопросы, связанные с развитием школы. Педагоги уверены, что их предложения будут выслушаны и применены. В коллективе существует установка использовать все новое, что может дать полный эффект.

  • Ориентированность на саморазвитие.

Члены коллектива ориентированы на развитие деятельности, готовы к восприятию и реализации инноваций. Учителя стремятся быть информированными о новшествах, которые могут быть использованы в их работе, их волнует будущее школы, они заинтересованно обсуждают вопросы, связанные с развитием школы. Педагоги уверены, что их предложения будут выслушаны и применены. В коллективе существует установка использовать все новое, что может дать полный эффект.

  • Ориентированность на саморазвитие.

Ценностью для педагогов является высокий профессиональный и высокий общекультурный уровень. Отношения в коллективе поощряют активную работу над собой. Учителей заботит не только собственное мастерство, но и рост мастерства своих коллег.

  • Ориентированность на творчество.

Творческий труд в трудовом коллективе создает атмосферу сотрудничества, содружества, взаимопонимания, способствует самовыражению и самоутверждению, помогает преодолевать бюрократические крепости, развивает самоуправление как личности, так и коллектива.

  1. Организованность коллектива.

  • Высокий уровень ответственности.

Члены коллектива добросовестно выполняют свои непосредственные обязанности, проявляют активность, включаясь в новое дело. Одни члены коллектива чувствуют ответственность за поступки других.

  • Сработанность коллектива.

Согласование необходимых действий между педагогами происходит в большинстве случаев без участия руководителя, не возникает трудностей в получении помощи от кого-либо из членов коллектива.

  • Включенность в управление.

Коллективные органы вырабатывают значительную часть решений, касающихся работы коллектива и членов коллектива, активно участвуя в их работе. Администрация внимательно относится к мнению педагогического коллектива при принятии важных вопросов из жизни школы.

  1. Сплоченность.

  • Единство ориентации.

У педагогов существует единство в организации работы, в удовлетворенности той напряженностью, с которой она ведется. В коллективе существует сопереживание, выраженное в действии, направленном на помощь другому человеку.

  • Совместимость.

В коллективе существует позитивный настрой каждого по отношению к руководителю коллектива, членам коллектива, к условиям работы в целом, что создает благоприятный морально-психологический климат.

  • Потенциальная стабильность.

Сохранение постоянного состава учителей в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости.

Так же одним из важнейших условий, обеспечивающих успех деятельности Центра, рассматривается наличие в педагогическом коллективе специалистов по различным направлениям работы (имеются в виду социологи, психологи, специалисты по экспериментальной работе, специалисты - консультанты по различным предметам и направлениям образовательной деятельности) которые призваны обеспечить квалифицированную помощь педагогам в совершенствовании программно-методического, психологического обеспечения творческих объединений, в повышении их профессиональной квалификации, в планировании и организации работы.


Повышение квалификации педагогов.
Повышение квалификации учителей осуществляется посредством организации обучающих семинаров как на базе РЦРО, так же и на базе школы с помощью “пилотных” (проблемных) групп с участием ведущих научных специалистов города, специалистов права, психологов, методистов.

Более эффективным считаем поэтапное обучение:



На 1 этапе - проводится семинар на базе НРЦРО (школы) с учителями пилотной (проблемной группы, в которую входят представители администрации, учителя 1, 2 и 3 ступени обучения, педагоги дополнительного образования.

По материалам семинара разрабатывается “пост-семинарский” пакет, включающий в себя: описание семинара (организация, содержание, методы, приемы), раздаточный материал, материалы для самообразования в межсеминарский период, материалы диагностики.

На 2 этапе - на основе “пост-семинарского” пакета, модернизированного с учетом опыта работы, при оказании помощи специалистами Центра проводятся семинары для всего педагогического коллектива.

Семинары используются не только с образовательными целями. На них выявляются проблемы в образовательном процессе Центра и нарабатываются возможные варианты их решения.

В промежуточных между семинарами, педагоги совместно с детьми и родителями отбирают конкретные формы и отрабатывают технологии решения поставленных задач.
Финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы Центра состоят из бюджетных и внебюджетных средств. Поскольку бюджетные финансовые средства являются условиями и предназначаются в основном для выплаты зарплаты сотрудникам и оплаты коммуникационных услуг, то большая роль отводится внебюджетным средствам. Предполагается использовать внебюджетные средства для предоставления льгот воспитанникам Центра из социально-незащищенных слоев, для оплаты за обучение педагогов Центра.


Бюджетные средства

Внебюджетные средства

Нормативное:

  • покрытие текущих расходов на одного обучающегося;

  • капитальные расходы.


Программно-целевое:

  • покрытие расходов по выполнению муниципальной программы развития.




Благотворительная деятельность:

  • юридических лиц;

  • физических лиц.


Спонсорская деятельность:

  • юридических лиц;

  • физических лиц


Деятельность, связанная с учебным процессом (есть лицензии на данный вид деятельности):

  • организация дополнительных образовательных услуг


Деятельность, не связанная с образовательным процессом:

  • торговля и посреднические операции.





Материально-техническое обеспечение.

В школе существует хорошая материально-техническая база:

53 кабинета, 2 спортивных зала, один тренажерный зал, бассейн, сауна, хореографический зал, актовый зал, стоматологический и медицинский кабинеты, библиотека, столовая.

Школа имеет один компьютерный зал. Компьютерами оснащены административный кабинет и социально-психологическая службы.

В школе имеется:

Ксерокс - 1

Принтер - 2

Мониторы - 3

РМУ - 5

РМП - 1


Телевизоры - 10

Проигрыватели - 8

Видеомагнитофон - 4

Диапроекторы - 14

Графопроекторы - 4

Кодоскоп - 1

Кинопроектор - 7

В связи с тем, что все больше педагогов включается в инновационную деятельность Центр остро нуждается в дополнительном приобретении множительной техники, а также компьютеров нового поколения.




  1. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРА

Управление в Центре строится на основе функционального принципа управления, который опирается на разделение труда во всех звеньях управленческой структуры, передаче определенных функций управления объединением учителей, исследовательским группам педагогов, предполагает переход контроля на взаимоконтроль и самоконтроль.

Существует несколько уровней управления:


  1. уровень административного управления: директор школы, его заместители;

  2. уровень коллегиального и коллективного управления: Совет школы, объединения педагогов, учащихся и родителей;

  3. уровень педагогического, ученического и родительского самоуправления;

  4. уровень индивидуального самоуправления: самообразование.

В Центре идет постоянная передача функций административного уровня руководства к коллегиальному и индивидуальному самоуправлению, т.е. осуществляется процесс самоуправления.

Цикл управленческой деятельности в Школе состоит из следующих шагов:



  • анализ и самоанализ образовательного процесса субъектов образовательного процесса своей деятельности и деятельности школы;

  • планирование совместной работы по Программе развития Центра;

  • вовлечение педагогов в совместную работу, их мотивирование и стимулирование;

  • внесение изменений в организационную структуру школы, создание временных целевых подразделений;

  • распределение ролей, обязанностей и полномочий в рамках работы по Программе;

  • организация ресурсного обеспечения, коммуникации и внешних связей;

  • конкретное руководство ходом работы;

  • контроль, учет и отчетность по вопросам Программы;

  • итоговый анализ эффективности работы;

  • организация выявления и трансляции положительного опыта.


Ожидаемые результаты и критерии их оценки.
В процессе реализации Программы разработчики исходят из необходимости обеспечения баланса оптимальной гармонии между двумя видами эффектов: личностными (что Программа дает конкретной личности) и социальной (что она дает для общества).

Основное внимание уделяется достижению личностных эффектов.



Реализация данной Программы рассматривается в личностно-ориентированном контексте, т.е. как часть общего процесса образования и развития личности (Закон РФ “Об образовании”) Программа рассматривается в целом как одно из важнейших средств воспитания и социализации личности и нацелена на решение следующих задач:

  1. Познавательных - получение знаний как основы, развитие социально ценных гражданских умений и навыков при этом, подразумевается, что приобретение учащимися знаний будет идти не только путем специально организованного обучения, но и на основе естественного процесса научения, для которого реализация Программы создаст необходимые условия и более благоприятную среду. Эта задача при всей своей важности (традиционной первоочередной значимости в сознании педагогов) не всегда является самой главной и тем более - не может являться единственной, несмотря на сравнительное удобство выявления, измерения и оценки результатов ее решения в соответствии с различными стандартами и нормами.

  2. Воспитательных - создание условий для самоопределения личности школьника как свободного и ответственного Гражданина Общества; содействие социализации личности, ее вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям, осознание учащимся своих законных прав и готовность к выполнению ими гражданских обязанностей в семье, школе, социуме, усвоение и принятие новых духовных, культурно-правовых, интеллектуальных ценностей, среди которых:

  • духовные ценности: самоусовершенствование личности, развитие их индивидуальности, личностный рост;

  • культурно-правовые становления, у учащихся и воспитанников правоориентированной и нравственно-ориентированной картины мира, правосознания как части мировоззрения; воспитание общегражданской культуры вообще;

  • коммуникативные ценности: умение устанавливать коммуникативные контакты с людьми и окружающим миром; становление Я - Концепции ребенка как личности, понимающей свое место в мире, в том числе - в мире Права, Закона, в общении с другими людьми и социальными институтами; сформированность гражданских добродетелей и качеств активной и правопослушной личности. Этот блок задач представляется наиболее важным, хотя фиксация продвижения в решении этих задач представляется достаточно сложным делом.

  1. Психического развития - развития у учащихся интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, умение отстаивать свое мнение, принимать другую точку зрения, развитие критического, творческого, конструктивного мышления.


Используемая литература



  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М. 1998 г.

  2. Программно-целевое управление развитием образования. Опыт. Проблемы. Перспективы. Под редакцией А.М.Моисеева. М. 1999 г.

  3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М. 1995 г.

  4. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). Из-дво Магистр. М. 1997 г.

  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. 1997 г.

  6. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск. 1996 г.

  7. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М. 1994 г.


МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ЦЕНТРА
Существовавшая линейно-функциональная структура вступает в противоречие с требованиями глубоких, основательных изменений в школе.

Наиболее эффективной для осуществления инновационной деятельности школы разработчики видят в программно-целевой структуре методической службы


Структура управления методической службы

Директор


Заместитель директора

Научно-методический координационный совет

Руководитель Подграммы

№ 3


Руководитель Подграммы

№ 2


Руководитель Подграммы

№ 1

Пилотная группа

№ 3
Пилотная группа

№ 2
Пилотная группа

№ 1

Временные структуры

Проектная

группа

Модульная



группа
Лаборатория

Проблемная



группа
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница