Профсоюзы в бывших социалистических странах, низкая заработная плата и достойная работа Кузбасс-исито



Скачать 313,82 Kb.
Дата25.04.2016
Размер313,82 Kb.


Профсоюзы в бывших социалистических странах, низкая заработная плата и достойная работа

Кузбасс-ИСИТО

Бизюков П., г. Кемерово

Бизюкова В., г. Кемерово

К.Бурнышев, г. Новокузнецк
1. Политическая среда, в которой осуществляется деятельность профсоюзов в области
Кемеровская область (Кузбасс) это самый промышленно насыщенный и самый густонаселенный регион России за Уралом. Здесь самая высокая, по сравнению с другими регионами Сибири, плотность населения, доля городского населения и доля работников, занятых в промышленности. Можно с уверенностью говорить, что это ведущий индустриальный регион, не только в Сибири, но во всей России. В Кузбассе добывается большая часть всего российского угля (свыше 70 % всей угледобычи), производится значительная доля черных и цветных металлов.

Кузбасс в конце 1980-х годов стал местом, где возродилось независимое рабочее движение, и появились первые независимые профсоюзы. Но через несколько лет независимое рабочее движение в Кузбассе практически исчезло. Этому способствовали и ошибки лидеров независимых профсоюзов в Кузбассе и давление со стороны региональных властей, которые однозначно поддерживают профсоюзы, входящие в систему ФНПР, причем только те, которые демонстрируют лояльность властям и работодателям.


1.1. Сложившийся уровень заработной платы и условий труда

Сегодня в Кемеровской области используются все возможные властные ресурсы для создания устойчивого экономического развития. По объемным показателям промышленного производства Кемеровская область вышла на второе место в Сибири. Реструктуризация угольной, химической, машиностроительной, металлургической промышленности начинает приносить свои плоды, особенно значимыми, для возрождения региона, стала работа промышленных гигантов, они составляют основу экономики области.1

По мнению экспертов, таких результатов удалось добиться благодаря грамотной политике администрации области, при этом личность губернатора области, по их мнению, является ведущим двигателем прогресса в области: «Это действительно так, наш губернатор стратег, он предвидел то, что сейчас на федеральном уровне только начали делать. Ведь первая практика «национальных проектов» была использована у нас»2.

Действительно, влияние губернатора на экономику области очень велико. Ни один промышленный проект, ни одно значительное промышленное предприятие не может себе позволить работать, не заручившись его поддержкой. Но влияние губернатора сводится к тому, чтобы «не запустить» в регион нелояльный бизнес. Те, кто пытается работать самостоятельно, независимо, могут стать объектом всестороннего преследования со стороны местных властей и правоохранительных органов. По сути дела, в регионе могут работать только те компании, которые достигли соглашения с губернатором.

Губернатор Кемеровской области традиционно демонстрирует свою «заботу о людях», социальную направленность своей региональной политики. О результативности мероприятий, направленных на повышение уровня социальной защищенности работников, свидетельствуют следующие показатели – «средняя заработная плата в области в октябре 2005 года составила 8880 рублей. Максимальную зарплату в Кузбассе получают работники, занятые на производстве кокса и нефтепродуктов, – 17762 рубля»3. Основные итоги года по уровню оплаты труда показывают, что рост размеров заработной платы наблюдается почти во всех сферах занятости, при этом разница между средней максимальной и минимальной суммой так же растет, в 2004 году она была 4.9 раза, а в 2005 году – 5.2 раза. Поставленная администрацией региона задача повышения средней заработной платы на 30 % выполнена (см. табл. № 1). Сравнение средней зарплаты в области с другими регионами Сибири показывает, что этот показатель весьма средний. В таких регионах Западной Сибири, как Красноярский край, Тюменская, соседняя Томская область и др. средняя зарплата выше.

Предприятия Кемеровской области, по-прежнему, в составе рабочих мест имеют значительное число мест с опасными и вредными условиями работ – 44 % (в России в среднем 21 %) (см. табл. № 3). По данным администрации, область имеет высокие показатели «профессиональных заболеваний, травматизма и производственно обусловленных заболеваний». Ежегодно медико-социальную экспертизу по установлению процента утраты профессиональной трудоспособности проходят около 20 тысяч человек. Впервые обращается на медико-социальную экспертизу до двух тысяч человек ежегодно.

В прошлом году Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования (КРОФСС) РФ и филиалами в соответствии со статьей «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» проведена оплата дополнительных расходов на медицинскую социальную и профессиональную реабилитацию на сумму около 370 миллионов рублей. В том числе 20 миллионов израсходовано на лечение непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве. Медикаменты оплачены около 10 тыс. пострадавшим на сумму более 19 миллионов рублей. Санаторно-курортное лечение получи 11,5 тысяч человек.

Около 20 миллионов рублей израсходовано на ремонт и изготовление протезно-ортопедических изделий, в том числе на слухопротезирование, глазное протезирование, зубопротезирование. Около 300 человек обеспечены приспособлениями необходимыми для трудовой деятельности и в быту, 91 пострадавший обеспечен транспортным средством, 41- кресло–колясками. Всего обеспечено техническими средствами реабилитации 1136 человек не учитывая расходов на их текущие и капитальные ремонты.

По данным Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (КРОФСС РФ) на 1 января 2006 года в Кузбассе получают выплаты в результате утраты профессиональной трудоспособности 31247 человек из них, 78 % - это лица трудоспособного возраста.


Постоянно больным вопросом для области является показатель смертельных случаев и травм на рабочем месте. Статистика этих показателей не дает утешительных результатов ни в динамике, ни по структуре (см. Табл. № 4). На ежегодном совещании в Департаменте труда отмечалось, что в связи с высокой интенсивностью труда число профзаболеваний, травм и смертельных случаев в угольной промышленности остается на высоком уровне, особо отмечено неблагополучное положение на угольных разрезах.

На фоне таких показателей становится понятным, что реальные успехи в деле защиты работников являются весьма скромными. Правда, в дискуссии чиновники администрации заявляют – «а чего вы хотите – такой запущенный регион, все могло бы быть еще хуже». Проверить, насколько хуже или лучше могла бы быть ситуация невозможно. В области практически невозможно высказывание никаких других точек зрения, кроме прогубернаторских. Журналисты местных газет знают, что на социально-экономическую тематику уже нельзя писать не только негативную, но даже нейтральную информацию, без упоминания позитивной роли губернатора и его администрации.

Таким образом, Кемеровская область это регион с ярко выраженной авторитарной политикой в области экономики. Областная администрация, а с ее ведома соответственно и муниципальные власти, ведут жесткий контроль за деятельностью наиболее значимых бизнес-структур, и не позволяют им проводить независимую экономическую и социальную политику. Но такой контроль означает, что «лояльные» бизнес-структуры, получают режим наибольшего благоприятствования по всем вопросам, в том числе в вопросах увольнений, экономии на зарплате. Мало того, такая бизнес-структура будет защищена от слишком энергичного профсоюза, который осмелится протестовать.
1.2. Формы взаимодействия между профсоюзами и региональными/городскими администрациями

В обзор форм взаимодействий профсоюзов и администрации будут включены два аспекта:

- деятельность по выработке и реализации соглашений;

- практика совместных действий в регулировании вопросов труда.

По мнению Суркова Н., начальника Департамента труда администрации Кемеровской области, «год от года Кузбасское соглашение становится все конкретнее – в нем более четко разграничиваются полномочия и ответственность партнеров. В частности, речь идет о регулировании оплаты труда на региональном уровне, расширении гарантий работникам»4. Сегодня в регионе действует несколько видов соглашений, которые регулируют размер заработной платы и условия труда:

1. «Кузбасское трехсторонние соглашение на 2004-2006 гг.»;

2. «Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве»;

3. отраслевые региональные соглашения;

4. приоритетные проекты (региональные) или государственные проекты (например, «здравоохранение»);

5. коллективные договоры на уровне предприятий.

Не все эти соглашения подразумевают участие трех сторон. Например, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве заключаются только между администрацией области и крупными собственниками предприятий, находящихся на территории области. Эта форма признана властями эффективной и основной задачей 2006 года является развитие подобного процесса на уровне городов и районов, где участниками будут уже городские (районные) администрации и крупные работодатели. Всего сейчас действует 20 таких соглашений, они не являются открытыми, так как в них содержатся обязательства по финансированию работ и объектов соцкультбыта с полной сметой расходов. В ответ на финансовые вливания администрация гарантирует лояльность и помощь в осуществлении экономической деятельности на территории области. «Без договора с властями трудно построить эффективный бизнес в области, нужна поддержка» (из интервью с экспертом администрации).

Такого рода соглашения начали подписываться в Кемеровской области в 2000 г. – первое соглашение с компанией «Кузбассразрезуголь». Это был первый опыт – сегодня эти соглашения стали своего рода «визитной карточкой» системы социального партнерства Кузбасса.

Соглашение состоит из преамбулы и четырех разделов о сферах действия соглашения. В первом разделе речь идет о стабилизации экономики и развитии производства. Во втором — об обязанностях сторон по обеспечению занятости населения и развитию рынка труда. В третьем разделе стороны ведут речь о поддержке социальной сферы. «Развитие предприятий жилищно-коммунального комплекса» — так называется последний четвертый раздел. В каждом разделе документа изложены совместные обязательства сторон в проведении согласованной политики, а также обязательства администрации и предприятия.

Согласно этому документу, компании обязуются развивать производства, осуществлять инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, повышать заработную плату работникам, создавать новые рабочие места, обеспечивать финансирование расходов на социальные нужды трудящихся и пенсионеров. Администрация области, в свою очередь, обязуется всячески поддерживать деятельность этих компаний.

Необходимо отметить тот факт, что инициатором подписания соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией области и бизнесом, был именно губернатор. «Социальная ответственность возложена на всех руководителей предприятий, работающих на территории Кемеровской области, – говорит Аман Тулеев в интервью газете Континент-Сибирь – Прежде чем дать согласие на организацию своей деятельности на территории Кузбасса, мы заключаем с руководителем соответствующее соглашение. По сути, мы даем согласие только в том случае, если будущий собственник обязуется участвовать во всех социальных программах, реализуемых на территории области. Если же собственник не выполняет обязательств, то мы находим способы борьбы с ним, вплоть до выдворения из Кузбасса. Так было в свое время с «МИКОМом». И далее: «Я считаю, что работа с собственниками крупных промышленных предприятий позволяет преодолеть дефицит областного бюджета примерно на 25% – сказал Аман Тулеев, отвечая на вопрос журналиста. – Например, некоторые поселки мы отдали полностью на содержание тех предприятий, которые там расположены. И крупным городам собственники тоже помогают, в частности, Новокузнецку. Без сотрудничества с собственниками в регионе было бы гораздо больше социальных проблем».

Сами собственники предприятий так оценивают роль и необходимость соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Директор шахты «Распадская»: «Соглашение между администрацией Кемеровской области и десятью крупнейшими угольными компаниями о совместных действиях по решению социальных задач и повышению благосостояния людей очень своевременно. В последнее время много говорят о том, что бизнес должен быть социально ориентированным. Считаю, что соглашение не только побуждает к решению многочисленных социальных проблем в регионе, но и ведет к согласию между угольными компаниями. Ведь не секрет, что между компаниями происходит очень много разбирательств по поводу того, чья территория, чей горный отвод. И ценно то, что это соглашение несет в себе объединяющее начало»5.

Таким образом, с одной стороны, вышеозначенные соглашения являются новой формой социального партнерства на региональном уровне. Но по оценкам рядя экспертов, например, руководителя Сибирского центра поддержки общественных инициатив (Новосибирск) Елены Малицкой, «это опасная тенденция, не похожая на диалог власти и бизнеса. Помимо административного ресурса, которым власти пользуются по поводу и без, сейчас государство еще и пытается заставить бизнес быть социально ответственным»6.

Региональные и государственные проекты по форме, конечно, не являются трехсторонними соглашениями, но в Кемеровской области они могут курироваться профсоюзами. Например, к наблюдению за реализацией национальной программы развития здравоохранения по области допущен профсоюз работников здравоохранения и образования.

По мнению экспертов в администрации, активность профсоюзов по выработке и реализации Кузбасского трехстороннего соглашения резко снизилась, практически, в настоящий момент, вся работа по контролю реализации этого соглашения лежит на администрации области. «Социальное затишье» сделала работу по соглашению рутиной и мало заметной, при этом размер документа «Отчет по реализации КТС» потрясает - около 400 страниц! Да и значение этого Соглашения ощутимо. Например, в 2005 году были случаи выигрыша судебных дел о необходимости индексации заработной платы. Основанием для положительного решения было именно Кузбасское соглашение, в котором индексация заработной платы обязательна.



В отраслевых соглашениях в большей степени представлены интересы работников отдельных отраслей. Они актуальны прежде всего тем, что там отражается специфика той или иной отрасли, особенностей формирования заработной платы, условий труда и т.п. Сейчас на территории Кемеровской области действуют 36 отраслевых соглашений. Как правило, такие Соглашения разрабатывались на федеральном уровне, и региональная специфика там отражена незначительно.

Колдоговорная деятельность на предприятиях сегодня находится в кризисном состоянии. Пока не понятны истинные причины – число колдоговоров в области растет (всего в области заключен 3691 колдоговор, охват - 50 % работников занятых в экономике области), при этом на крупных предприятиях руководители отказываются от подписания колдоговора при наличии отраслевого соглашения (например, на разрезе «Черниговец» - последний коллективный договор был заключен в 1994 г.).

Появилась практика заключения коллективных договоров без участия профсоюзов, т.е. коллективные договоры подписываются «другими представительными органами», например, СТК: «Сегодня не все предприятия заключают договоры с профсоюзом, у меня недавно пришли на уведомительную регистрацию люди с колдоговором, заключен он между работодателем и СТК. Что я его не буду регистрировать? В нем все по регламенту и по форме сделано правильно!» (из беседы с руководителем отдела труда г. Новокузнецк).

Большее число договоров заключается на предприятиях, относящихся к государственной и муниципальной форме собственности.

В «Обращении областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений к руководителям организаций всех форм собственности и органам местного самоуправления», которой руководит координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений В.П. Мазикин, говорится: «С 1 января 2005г. в РФ увеличен минимальный размер оплаты труда на 20 % (с 600 до 720 руб.) и снижен размер единого социального налога с 35,6 % до 26 % . Налоговая нагрузка на предприятия Кузбасса, по расчетам, сократится на 3 млрд. руб.. Губернатор области А.Г. Тулеев неоднократно обращался к работодателям Кузбасса с предложением повысить зарплату работникам в 2005г. не менее чем на 30 %. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений поддерживает предложение губернатора Кемеровской обл. и обращается ко всем работодателям предприятий, органов самоуправления, собственникам организаций изыскать резервы, провести поэтапное увеличение заработной платы до 30 % в течение всего 2005 года работникам предприятий, организаций. Совместно с профсоюзами и др. общественными организациями проработать вопрос повышения зарплаты и закрепить решение в коллективных договорах и соглашениях, довести решение до сведения работников» (газета «Кузбасс» № 34 от 1.03.05г.).

Подписано соглашение о взаимодействии Федерации профсоюзных организаций Кузбасса (ФПОК) и Гострудинспекции в Кемеровской области. Это соглашение позволяет объединить усилия по соблюдению конституционных норм направленных на защиту трудовых прав граждан не только на уровне области, но и на уровне муниципальных образований. Соглашение предусматривает проведение совместных встреч, круглых столов, семинаров-совещаний по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения законности в сфере применения труда и выработки рекомендаций по совершенствованию правозащитной деятельности.

Один из пунктов документа – обязательство сторон добиваться неотвратимости ответственности должностных лиц, виновных в нарушении трудовых прав работников, условий колдоговоров и соглашений, прав профсоюзов7. В рамках этой деятельности проходят проверки выполнения работодателями колдоговоров. Всего проверено 30 организаций, в перечень положений колдоговоров, которые нарушались вошли:

- несвоевременная выплата зарплаты;

- непредоставление дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда;

- отсутствие доплат за работу в вечернее и ночное время.

Уместно привести несколько свидетельств участников совместных проверок. «Участвуя в проверках с инспекторами департамента труда, я обратила внимание на то, что инспектора больше фиксируют соответствие формальных документов ТК, а я смотрю в глубь. Если высокая текучесть в торговой сети (100%, может 90%), это значит, что там не все в порядке. Да, оформляют на два месяца, как положено по закону, на минимальную зарплату, а потом увольняют за «несоответствие», нарушение в виде недостачи вычитают из минимальной зарплаты, получается, что человек два месяца бесплатно работал. А «это несоответствие» руководитель может сам оформить, доказать это практически невозможно».



«Трудинспекторам дана сейчас большая власть, но до конца правовой механизм не проработан, наказания за нарушения достаточно мягкие!»
1.3. Политика региональных и городских администраций в борьбе с низкими зарплатами и неблагоприятными условиями труда в регионе и городах.

Попытки административного регулирования уровня зарплаты проводятся на протяжении последних нескольких лет. Сначала это были призывы губернатора и его заместителей к повышению зарплаты до прожиточного минимума. В дальнейшем были сделаны попытки наладить обратную связь и в городах области стали работать «анонимные почтовые ящики» и «горячие телефонные линии», по которым работники могли сообщить о работодателях, которые платят столь низкую зарплату. Наконец, в области и в городах созданы административные комиссии, которые вызываю «нерадивых работодателей» и, судя по отзывам, деятельность таких комиссий весьма эффективна.

В настоящее время, работодателям, действующим в реальном секторе экономики, рекомендовано, чтобы заработная плата работников была не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения области (по состоянию на IV квартал 2005 года прожиточный минимум трудоспособного населения в Кемеровской области составил 2898 рублей). Доля тарифной части в структуре заработной платы не может составлять менее 50-70 %. Время приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней будет признаваться простоем по вине работодателя, а работнику выплатят его заработную плату в размере 2/3 ее среднего размера.

Как бы то ни было, опыт, приобретенный сторонами социального партнерства в Кемеровской области, требует дальнейшего осмысления, сопоставления его с опытом других регионов России, а также стран Евразийского экономического сообщества, СНГ. Только на этой основе может быть построена устойчивая и эффективная система социального партнерства, соответствующая целям перспективной социальной политики и социальной защиты работников.

На фоне столь бурной деятельности администрации профсоюзы области выглядят статистами. Ни одной инициативы, связанной с повышением уровня заработной платы в области за последние годы практически не прозвучало. С одной стороны, это происходит, потому что областная профсоюзная организация пассивна и способна только «одобрять и поддерживать», а с другой, по словам некоторых активных лидеров профсоюза, право на такие инициативы имеет губернатор. Его инициативы нужно всячески поддерживать и продвигать, но самим выступать с ними нельзя.

Кроме того, на территориальном уровне администрации городов проводят конкурсы среди предприятий на звание «Организация высшей социальной ответственности» или «Лучший работодатель»(по улучшению условий труда). Итоги конкурса подводятся сначала по районам города (в Кемерове и Новокузнецке), а потом выдвигаются на уровень города. Эта работа, считают специалисты, проходит инициативно, потому что строгости с процессом аттестации рабочих мест по условиям труда жестко контролировались и «процесс пошел», то есть, попадая в список «номинантов» работодатель, еще раз заверяет власти о его готовности к сотрудничеству.



2. Стратегия и тактика региональных/городских организаций ФНПР
2.1. Структура ФПОК и основные направления деятельности.

Федерация профсоюзных организаций Кузбасса (ФПОК)включает в себя 43 членских организаций, объединяющие 345 тыс. членов профсоюза. В 2005 году в члены профсоюза вступили 18 тыс. человек. Наиболее высокий процент охвата в организациях Росуглепрофа8. На базе ФПОК действует Учебно-методический центр (УМЦ), за 2004-2005 годы было обучено более 18 тыс. человек, проведено 157 семинаров.

Поддержка и организация акций протеста:

12.10.05 г. ФПОК поддержал Всероссийскую акцию протеста бюджетников (профсоюз работников культуры, образования, здравоохранения).

31.10.05 г. ФПОК организовал пикетирование здания Кемеровского филиала ОАО «Сибирьтелеком» в связи с повышением тарифов на услуги городской и медугородней телефонной связи.

Оказание юридической помощи специалистами ФПОК в судебных делах, так по итогам помощи правовых инспекторов ФПОК были восстановлены на работе 24 человека. «Одной из главных остается роль правовых служб в правотворческой деятельности профсоюзов. В 2005 году правовыми инспекторами проведена экспертиза около 500 проектов законов и нормативных актов»9. Традиционной работой правовой инспекции является ведение переговоров по заключению колдоговоров на предприятии. Кроме того, с участием правовых инспекторов было заключено четыре территориальных отраслевых соглашения и принято пять соглашений по внесению изменений и дополнений в коллективный договор, действующий на ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». Надо признать, что в текущем году большой объем работы юристов ФПОК пришелся на имущественные споры10.

ФПОК оказывает благотворительную помощь детям детских домов, специализированных школ, домов-интернатов, социальных приютов, за 2005 год объем помощи составил 600 тыс. рублей.

Создан фонд поддержки ветеранов федерации профсоюзных организаций Кузбасса, его инициатором выступил Скотников В.Ю. (зарегистрирован 1.02.06 г.) Отношение к этой инициативе в рядах ФПОК неоднозначное. Это решение не было проведено через соответствующую процедуру, функционеры ФПОК считают, что это «личный фонд председателя». Однако уже в марте текущего года были выплачены дополнительные пенсии в размере 500 рублей пенсионерам федерации.

В соответствие с Концепцией молодежной политики профсоюзов России, принятую на IV съезде ФНПР, ФПОК формирует свою молодежную политику. На прошедшем молодежном форуме 11.10.05 г. были озвучены итоги и приоритеты в работе с молодежью. Всего, по учету ФПОК в рядах регионального профсоюза 138 тыс. молодых работников. Работающие молодые члены профсоюза составляют 96 тыс. чел., а учащиеся – 42 тыс. чел. Основной упор в реализации молодежной политики сделан на Кузбасское Соглашение, в нем есть раздел «Молодежная политика» и через него ФПОК реализует свою активность. Например, в четырех областных отраслевых организациях (ГМПР, ОПРС, РПХ, Росуглепроф) большинство коллективных договоров уже содержат отдельные разделы в колдоговорах по работе с молодыми работниками. Также с участием профсоюзов реализуется региональная целевая программа «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования на 2005-2010 г.г.». В целях усиления социальной защищенности молодежи предусмотрено квотирование рабочих мест для закончивших учреждения профессионального образования. С участием территориальных профорганизаций удалось решить вопрос оплаты труда учащимся в профтехучилищах, например, ленинский терком Росуглепрофа добился оплаты учащимся училища №38 за счет средств ОАО «СУЭК».

Особое место в работе с молодежью имеет программа юнизации учащихся в разных учебных заведениях, сейчас всего 27 тыс. чел. являются членами профорганизаций профтехобразования, они рассматриваются как потенциал профсоюзного членства в промышленной сфере. Основные методы работы с молодежью остаются традиционными: спортивная работа, КВНы, соревнования по профмастерству. Федерация профсоюзов уже не первый год выплачивает лучшим студентам области профсоюзные стипендии.

Наиболее активной деятельностью в рамках ФПОК отличается работа технических инспекторов профсоюза по охране труда. По итогам года, на заседании коллегии технических инспекторов профсоюзов по охране труда было отмечено, что технические инспектора профсоюзов провели 461 проверку предприятий по соблюдению законодательства о труде, расследовано 225 несчастных случая на производстве, предъявлено 187 требований о приостановке работ, направлено 174 требования о привлечении должностных лиц к ответственности. В результате проверок выявлено 4600 нарушений. Техническими инспекторами рассмотрено 819 заявлений и жалоб работников в связи с неудовлетворительными условиями труда и охраны окружающей среды. Однако эти итоги были получены в ситуации когда: «Уже сложилась статистика, работодатель терпит инспектора до четвертого замечания. На пятый раз, когда к нему обращается инспектор, он предлагает ему уволится… Значение этой работы трудно переоценить, потому что только через рядовых работников, наших инспекторов, можно внедрять знания об охране и условиях труда и безопасной работы. Это налаживание самоконтроля и социального контроля на рабочем месте…»11.
2.2. Региональная политика профсоюзов в связи с борьбой с низкими зарплатами и неблагоприятными условиями труда.

В деятельности областных профсоюзов в исследуемом направлении можно выделить два направления. Первое связано с поддержкой инициатив губернатора и областной администрации в вопросах оплаты труда. «Профсоюзными организациями было поддержано бюджетное послание Губернатора о повышении заработной платы с 1 января 2005 года работникам всех отраслей экономики Кузбасса на 30 процентов. В связи с этим членскими организациями проведена работа по внесению изменений в коллективные договоры и соглашения, прошли переговоры с работодателями»12. Здесь в полной мере видна не только ведомая роль профсоюзов, но то, что они считают такое положение вещей нормальным. Нужно не только поддержать инициативу, но провести соответствующую работу и отчитаться о сделанном. Фактически здесь воспроизводится советская модель деятельности профсоюза. Таким же образом профсоюзы реагировали на партийные решения.

Самостоятельные инициативы или отсутствуют вообще или носят характер общих деклараций и призывов. Например, «в ходе прошедшей V конференции ФПОК делегатами также был высказан ряд критических замечаний и предложений по реализации пенсионного законодательства». Попытки найти информацию о том, что именно критиковалось, какие были высказаны предложения, оказались безуспешными. Такие формулировки, скорее всего, служат для того, чтобы подчеркнуть, что у профсоюзов есть критический потенциал, но не более.

На уровне областных отраслевых комитетов, ситуация несколько иная. Разумеется, они в полной мере участвуют в поддержке инициатив местной власти, тем более, что такие инициативы дают им возможность решить какие-то вопросы, продемонстрировать активность. Но кроме этого отраслевые профсоюзы вовлечены в процесс взаимодействия с федеральными органами управления (правительством, министерствами и т.п.). Центральные комитеты, перед проведением переговоров могут обращаться к регионам за поддержкой и просить (и даже требовать от них) какой-то активности в том или ином вопросе. Обычно это делается следующим образом – региональный комитет принимает резолюцию или постановление, в котором высказывается требование, претензия и т.п. Затем этот документ отсылается в адрес соответствующего ведомства и таким образом формируется давление профсоюзов. Иногда, когда нужна особо массовая поддержка, к процессу давления могут быть подключены организации низового уровня (городские комитеты, первичные организации). Например, «Участники собрания актива Кемеровской областной организации работников здравоохранения РФ выражают глубокую озабоченность низким уровнем финансирования отрасли в целом, продолжающимся падением уровня социальной защищенности работников, неоправданно низким уровнем их заработной платы… Считаем, что одномоментное волюнтаристкое повышение заработной платы отдельным специалистам амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения без тщательной проработки отдаленных последствий такого решения может привести к социальной напряженности внутри коллективов медицинских работников.»13. Разумеется, что столь жесткого послания в адрес областных властей представить невозможно. Хотя региональное управление здравоохранения является непосредственным исполнителем критикуемых решений.

В целом в рамках отраслевых профсоюзов прослеживается некоторая закономерность, связанная с выдвижением требований и претензий: можно критиковать, требовать, добиваться, но только не с партнером своего уровня. С регионального уровня можно критиковать правительство, министерство. Можно высказывать критику «вниз», на уровень городов, организаций и предприятий. Но с областным уровнем надо вести себя сдержанно и корректно. Горком тоже может адресовать смелые требования «наверх» и «вниз», но выдвигать требования городским властям он вряд ли будет. Складывается странный тип диалога, когда профсоюзные органы не предлагают своему партнеру по переговорам собственную позицию, а транслируют требования «сверху» или «снизу», страхуя себя от обвинений в радикализме и неготовности «понимать» ситуацию работодателя.

В целом действия областной Федерации и областных комитетов в вопросах борьбы за повышение зарплаты можно охарактеризовать следующим образом. Профсоюзы не решаются выдвигать не только радикальные, но даже минимальные требования по повышению зарплаты. Тактика их деятельности такова: во-первых, они поддерживают имидж организации озабоченной низкими зарплатами, произносят общие слова по этой теме, включают их в резолюции, постановления и т.п. Работодатели и власти постоянно информируются об этой озабоченности – формируется градус напряженности проблемы в какой-то отрасли, территории, предприятии. Во-вторых, профсоюзы должны уловить готовность работодателя к повышению зарплаты и вовремя включиться в этот процесс. Здесь уже можно выдвигать какие-то требования, предлагать варианты повышения, вести переговоры и т.п. Успех если не гарантирован, то весьма вероятен. В третьих, надо закрепить свою активность при дележе уже «приготовленного пирога» в соответствующих документах, которые потом можно было бы предъявить в качестве доказательства своей результативной деятельности. О том, что роль профсоюзов в этом вопросе вторична, можно судить по наличию довольно большого количества предприятий и организаций, где профсоюзов нет, но зарплата тоже повышается, причем, как правило, в тех же пределах. Возможно, что участие профсоюзов позволяет несколько увеличить размеры повышения зарплаты, усилить справедливость при распределении добавленных сумм. Но в последнее время в области практически не возникало ситуаций, когда зарплата повышалась по требованию профсоюза, без предварительного согласования с работодателем.



3. Стратегия и тактика двух обкомов/горкомов
3.1. Кемеровская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ
3.1.1. Общая характеристика

По мнению большинства экспертов, профсоюз работников здравоохранения (ПРЗ) за последние два года активно работает на всех уровнях: областном, территориальном и первичном. Его выделяют наряду с профсоюзом работников образования. Всего насчитывается 253 организации, общая численность членов профсоюза – 49 тыс. чел. Профсоюзное членство не однородно по территории области, по отчету (форма № 7) - 69,3 % .

Реорганизация (в виде слияния, присоединения, ликвидации) большого числа организаций сферы здравоохранения повлияла на число первичных организаций и членство в ПРЗ. Первичных профсоюзных организаций стало меньше на 38 единиц, а число членов на 1798 чел. (в 20 территориальных и первичных профорганизациях численность членов профсоюза уменьшилась в среднем на 5 %, а в 11 организациях увеличилась и членство в них увеличилось до 78 %) Отмечая отрицательную динамику членства, кроме организационных причин были названы и другие:


  1. Целенаправленная политика администрации учреждений здравоохранения по выдавливанию профсоюзов.

  2. Смена собственника в аптечном бизнесе, приведшая к реорганизации и уничтожению первичных профсоюзных организаций.

  3. Передача профорганизаций детских медучреждений (г. Ленинск-Кузнецкий) в другой профсоюз (профсоюз работников образования).

Структура ПРЗ находится в стадии развития, в организацию входят как областные, городские, районные, так и первичные профорганизации. В некоторых случаях (чаще исторически и организационно сложились варианты территориальных организаций)
1) руководство профсоюзом крупного лечебного учреждения в городе или районе, одновременно совмещается с территориальным руководством.

2) руководство профсоюзом-сетью (например, аптеки) остается единым для всех «дочек» (пример НКМК). В этом случае создается единый профком, который в своем лице заключает колдоговора с каждым юридическим лицом («дочкой»).

3) Крупные областные МУ входят напрямую в областной ПРЗ.

Обкому подчиняются 23 территориальных организаций (10 городских и 9 районных, 4 первички, имеющие областной статус).


3.1.2. Основные направления деятельности ПРЗ
Практика социального взаимодействия

Инициативы обкома и территориальных объединений

1. Обеспечить диспансеризацию всего медперсонала – обращение в администрацию и закрепление в решениях обкома.

2. Заказ медакадемии проведения исследования заболеваемости медперсонала, дать оценку сложившейся структуре заболеваемости, в том числе профессиональными заболеваниями.

3. Провести совместно с администрацией работу по 377 приказу – в муниципальных организациях должны быть положения об оплате труда, их пока нет.

4. Создание фонда оздоровления в обкоме ПРЗ.

5. Молодежный совет – это профессиональное, культурное, спортивное, солидарисское направление деятельности, позволяющее мотивировать членство молодежи, обеспечивать преемственность профсоюзной деятельности.

Колдоговорная работа в обкоме является приоритетной деятельностью, потому что именно колдоговора регламентируют и обеспечивают взаимодействие администрации и рядовых работников. В обкоме разработан типовой вариант колдоговора,
Система обучения

За прошедший 2005 год прошли обучение на краткосрочных семинарах 1523 профактивиста, в том числе 192 председателя ППО, основная часть обучившихся – профгруппорги (764 чел.). Программа обучения составляется на год и дополняется в течение года.

Интервью:
Участие в политической жизни

Не обнаружено.


Участие в разрешении конфликтных ситуаций

Трудовые конфликты разрешаются как в досудебном порядке через КТС, так и в судебном. За прошедший год было выиграно 11 дел с участием правового отдела обкома ПРЗ. Надо отметить тяжелый ход судебных разбирательств, за год слушалось 17 дел (причины: размер пенсии, незаконное увольнение, дисциплинарные взыскания, рабочее время) – заседаний по этим делам было 78. Консультации в обкоме проводятся постоянно, и в силу большого потока обращений в этом году был принят дополнительно новый юрист, чтобы оперативно отвечать на вопросы и обращения первичек и членов профсоюза.


Отношения с низовыми организациями

В профсоюзе медиков действует несколько видов взаимодействия с низовыми уровнями. Во-первых, это взаимодействие с городскими и региональными организациями. Каждые три месяца собирается плановые пленумы областной организации. На них присутствуют не только руководители горкомов и райкомов, но представители тех организаций, которые напрямую подчиняются областному комитету. Кроме планового, каждый квартал происходит внеплановый (специальный, посвященный какой-нибудь проблеме) пленум. Как правило, пленумы проводятся в Кемерово, но если есть необходимость, то пленумы могут проводиться в другом городе или районе.

Кроме пленумов областные руководители и специалисты обкома (юристы, экономисты, бухгалтеры) могут выезжать на места для оказания конкретной помощи первичным, городским или районным организациям ПРЗ. Это постоянная форма работы, почти каждый день кто-то из специалистов обкома работает на выезде. Благодаря такому взаимодействию руководители обкома могут уверенно говорить о том, как обстоят дела не только в каком-то городе или районе, но даже и в первичке. «Низовые» организации тоже говорят о наличии тесного контакта с обкомом, они в курсе всех дел и событий, которые проводит обком и в которых он участвует.

В рамках реализации молодежной политики профсоюза в ПРЗ создан молодежный совет. В него входят молодые профсоюзные активисты. Они работаю в составе областного комитета, городских и районных, собираются отдельно.


Отношения с администрацией медучреждений

Можно выделить два типа взаимодействия профсоюза с адмнистрацией. Первый – это сотрудничество. Суть такого сотрудничества заключается в том, что администраторы (главврачи) видят в профсоюзе помощника, который позволит им сглаживать противоречия с коллективом. За это профсоюз наделяется какими-то средствами (фонды помощи, дополнительные средства, возможность организовывать распределительную и культурно-массовую работу). Торг между главврачом и лидером профсоюза может быть достаточно интенсивным, хотя последнее слово всегда остается за администрацией. Дело в том, что медицина – это бюджетная отрасль и объем средств, получаемых больницей из бюджета, во многом зависит от того, насколько главврач сумеет договориться с местными и областными властями. В таких условиях взять дополнительных средств просто неоткуда. А небюджетные фонды, как правило, невелики. Поэтому, главврачи не «зажимают» деньги, а просто, порой выделенных денег недостаточно. Кроме того, порядок расходования средств жестко определяется федеральными инструкциями, которые, например, могут исключать надбавки, дополнительные выплаты. Профсоюзу, в таких условиях, бессмысленно вести борьбу на уровне первички и даже региона за сохранение таких выплат. Они спровоцируют конфликт и испортят отношения со своей администрацией и властями.

Другой тип взаимодействия, можно назвать неблагоприятным. В этом случае администрация (главврач) по той или иной причине не видит смысла в деятельности профсоюза. Жесткого вытеснения профсоюза из организации быть не может. На уровне области (и соответственно, городов и районов) есть установка на сотрудничество с профсоюзами. Поэтому администрация потихоньку вытесняет профсоюз, ограничивая его возможности и оказывая неформалное давление на его лидеров и членов. В таких условиях организация либо разлагается и исчезает, либо становится номинальной, т.е. существует, но никакого влияния и активности у нее нет.
Отношения с параллельными и вышестоящими профсоюзными структурами

Председатель Обкома ПРЗ является членом президиума Федерации профсоюзных организаций Кузбасса. В текущий момент отношения с председателем ФПОК обострены, в областной организации раскол, в связи с выражением недоверия Председателю ФПОК части председателей отраслевых профсоюзов. В данной ситуации обком профсоюза работников здравоохранения выступает солидарно с обкомом работников образования. Поэтому отчетность и перечисления в областную организацию приостановлены.

Вертикальное подчинение в обкоме с территориального до федерального уровня налажено традиционно.

Структура распределения средств такова:

Профсоюзные взносы платятся в размере 1% от зарплаты.
Распределение средств собранных в организации таково: 35 % пе5речисляется обкому, 65 % первичке в случае ее прямого подчинения. Если первичка входит в горком (райком), то 35 % взносов идет в обком, 10 % в горком, а 55 % остается первичке.

Из полученных обкомом средств отчисления в ЦК ПРЗ составляют 4,5%, 2% в ФПОК.

Оставшиеся средства в обкоме распределяются по фондам: обучения, социальной поддержки, фонд Ветеранов, Фонд солидарности.

Первички тратят свою долю в основном на матпомощь и культмассовую работу.


3.1.3. Региональная специфика

Несмотря на провозглашенную политику повышения заработной платы работникам здравоохранения, специалисты профсоюза высказывают опасения, что поступление денег на эти выплаты вряд ли будут стабильными. Сейчас эти деньги выделяются, но неизвестно, будут ли выделяться на следующий год, поэтому ПРЗ стремится зафиксировать документально все, что касается существования таких выплат и их размеров. Речь идет о попытке максимально реализовать логику формальных соглашений. Хотя в тоже время, выражаются сомнения по поводу того, насколько этого можно добиться путем формализации достигнутых соглашений.


3.2. Кемеровский областной совет Горно-металлургического

профсоюза
3.2.1. Общая характеристика

Горно-Металлургический профсоюз (ГМПР) является наиболее дееспособной организацией в Кемеровской области. Общая численность – 57 тыс. членов. Процент профсоюзного членства около 70 %.

По сравнению с предыдущими исследованиями организацией реализованы большинство запланированных проектов: выпускается собственная газета «Эхо Кузбасса» (и сайт в Интернете на её основе), действует собственный учебный центр, обком переехал в более просторное помещение.

Структура организации претерпевает значительные изменения в связи реструктуризацией предприятий. Два варианта перестройки структуры:

1) профсоюз дробится в соответствии с возникновением новых юридических лиц – «дочек» - это наиболее распространенный путь. В этом случае для мелких организаций есть опасность остаться без «освобожденного» председателя. Колдоговоры заключается в каждой из «дочек»;

2) профсоюз остается единым для всех «дочек» (пример НКМК). В этом случае создается единый профком, который в своем лице заключает колдоговора с каждым юридическим лицом («дочкой»).

Ещё один (уникальный в единственном числе) вариант построения профсоюзной структуры, когда в поселке Каз, где образовалось, после дробления, много мелких организаций на рудниках. Там действует один освобожденный профактивист, который координирует работу неосвобожденных председателей профкомов.

Формально на обком выходят 15 организаций, которые включают в свою структуру «первички».


3.2.2. Основные направления деятельности

Практика социального взаимодействия

Основа социального взаимодействия – коллективный договор и переговоры по поводу его заключения. Как правило, за основу берется лучший вариант, наработанный совместными усилиями. Это приводит к тому, что постепенно условия становятся типовыми: набор социальных льгот и уровень заработной платы.


Система обучения

Обучение поставлено на поток, существуют программы обучения. Основной упор на обучение председателей первичек.



Этот год у нас объявлен годом профгруппоргов. И вообще мы с председателей цеховых организаций переключаемся на профгруппоргов. На нижнее звено. Работаем. Программу обучения на второе полугодие будем переделывать под них. Тематику лекций. (из интервью с зам. Председателя обкома).
Участие в политической жизни

Не обнаружено.


Участие в разрешении конфликтных ситуаций

Постоянное. В отрасли действуют несколько крупных и мелких собственников. С каждым из них возникают конфликты. Пример:



«Наш юрист не вылазит из судов. Тут Евразруда взял и порубал по своему усмотрению отпуска за вредность. Мы через суд выиграли. Где-то порядка 20 млн. это ему обойдется, чтобы в следующий раз не дергался». (из интервью с зам. Председателя обкома).
Отношения с первичками

Регулярно по графику проводится День Обкома, когда работники аппарата вместе с председателями других первичек выезжают на предприятие и ходят по цехам, беседуют с рабочими, ИТР и т.д. Оперативно решают проблемы, проводят агитацию.



«Приехали туда, разбились на группы и по цехам. И смотрим не чисто профсоюзную только работу, а отношение работающих в этом цехе. Поговоришь, посмотришь. Агитация есть или нет. Сразу видно. С начальником цеха поговоришь – его мнение. С людьми» (из интервью с зам. Председателя обкома).
Отношения с предпринимателями

Пример: Социальный совет Евразхолдинга.



«У нас был т.н. социальный совет Евразхолдинга. Со сменой президента Евраза – он практически прекратил работу. Мы сейчас, в связи с тем, что очень тяжело идут переговоры по новым коллективных договорам на предприятиях холдинга, потребовали в конце февраля собрать социальный совет.

Вы считаете, что нужная эта структура?

Да. Если на этом совете решения не будут приняты, то мы поступим жестко. Мы его социально ориентированный имидж испачкаем. Этой компании. И всё.». (из интервью с зам. Председателя обкома).
Отношения с параллельными и вышестоящими структурами профсоюзов

Председатель ГМПР является членом президиума Федерации профсоюзных организаций Кузбасса. Регулярно перечисляются средства и участвуют во всех трехсторонних соглашениях.

Пример использования такого соглашения – Салаирский ГОК. Собственник предприятия перестал платить заработную плату. Обком ГМПР, ссылаясь на трехстороннее соглашение, добился ухода неэффективного собственника

«Салаирский ГОК у нас находился в стадии банкротства. Платилась мизерная заработная плата. А в трехстороннем соглашении было записано, что не ниже прожиточного минимума. Ну… постучал по столу кулаком и заставил платить собственников. Там была какая-то хитрая новосибирская компания. Пришлось их выгонять. С помощью нашего профсоюза и общественности выперли этих собственников оттуда. Мы их рассматривали с нашей подачи – три раза рассматривали на коллегии областной администрации. В конце концов, выперли. В прошлом году воевали.». (из интервью с зам. Председателя обкома)
3.2.3. Региональная специфика

Гипотеза о специфике:



Профсоюзная организация теряет свою моноотраслевую специализацию. Это происходит пока пассивно ввиду того, что идет реструктуризация предприятий. Например, выделяются в самостоятельные подразделения транспортные цеха, но их работники остаются в металлургическом профсоюзе и т.д. Более того, есть тенденция к тому, что ГМПР будет «подбирать» отдельные профсоюзные организации, оставшиеся после развала других отраслевых профсоюзов.


11. «2005 год еще раз продемонстрировал нацеленность Кузбасса на динамичное развитие - прирост валового регионального продукта оценивается в 6,8%». Пресс-релиз администрации КО.

2 Из интервью с руководителем сектора департамента труда КО.

3 Береснева, Е. С каждого по капле / Е. Береснева // Континент-Сибирь. – 2006. - №2(376). – С. 22

4 Сурков, Н. Кузбасс: развитие социального партнерства в регионе / Н. Сурков // Человек и труд. – 2005. - №10. – С. 76-78.


5 Гулик, О. Проблемы экономики региона нужно решать комплексно / О. Гулик // Континент-Сибирь. – 2004. - №4(378). – С. 35-36.

6 Еремеев, О. Согласно опросу КСОРР… [Электронный документ]. (http://www.cfo.allbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=73565). Проверено 21.08.2005.


7 «Кузбасс». № 117 от 2.07.05 г. «Трудности труда»

8 Пресс-релиз ФПОК за 24.03.06 г.

9 Пресс-релиз ФПОК за 23.03.06 г.

10 Закончилось судебное разбирательство в пользу профсоюзов об использовании товарного знака «Минеральная вода «Борисовская». Скважина с минеральной водой «Борисовская» принадлежит ФПОК, у нее есть лицензия.

11 Из интервью с работником трудинспекции.

12 Отчет о рассмотрении Советом ФПОК итогов выполнения «Постановления ФПОК о защите прав и интересов членов профсоюзов в условиях проведения социальных реформ» 30.11 2005.

13 «Резолюция собрания профсоюзного актива работников здравоохранения области» (октябрь 2005 г.)




Каталог: russia
russia -> Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
russia -> Книга первая пособие для индивидуальной работы за более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
russia -> Книга VII донецк 2014 ббк ш6(4Рос)6-44 с 21 Сафонова М. В. Елифёрова М. Н
russia -> Смерть на кресте Данкан Хистер
russia -> Фирменный стиль в системе взаимодействия с целевыми аудиториями
russia -> Пластическая хирургия предложения по внесению изменений в номенклатуру
russia -> Роль инновационных процессов в формировании культуры хозяйствования предприятий машиностроения
russia -> Рассказы из Истории Русской Церкви


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница