Профилактика проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика



Скачать 479.62 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2016
Размер479.62 Kb.
  1   2   3

На правах рукописи

УВАРОВА Галина Николаевна



ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

19.00.03 – психология труда, инженерная психология,

эргономика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук



ТВЕРЬ – 2013

Диссертационная работа выполнена на кафедре психологии труда,

организационной и клинической психологии

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»





Научный руководитель

доктор психологических наук, профессор

Феоктистова Светлана Васильевна


Официальные оппоненты:

Пряжникова Елена Юрьевна,

доктор психологических наук, профессор

кафедры педагогической психологии

Московский городской психолого-педагогический университет


Новикова Галина Викторовна

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник факультета педагогического образования

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова


Ведущая организация

НАНО ВПО «Институт мировых 

цивилизаций»


Защита состоится «2» июля 2013 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, корп. Б, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru; на сайте ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» http://universiti.tversu.ru.


Автореферат разослан «31» мая 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук М.В. Мороз

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Повышение качества сестринской помощи является одной из приоритетных задач на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации. Реформы сестринского дела продвигаются медленно в связи с недостаточной активностью самих медицинских сестер. Реформирование системы сестринского дела выдвигает особые требования к личности медицинской сестры.

Сложность и социальная значимость работы медицинской сестры, высокая психологическая цена ее деятельности приводят к возникновению профессиональной деформации личности. Для решения проблемы профессиональной деформации личности медицинских сестер необходима психопрофилактическая работа, которая в настоящее время осуществляется крайне неэффективно.

До настоящего времени проблема профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры не получила систематической проработки. При этом выявление причин возникновения и особенностей проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры психиатрического, хирургического, терапевтического и педиатрического профиля способно обеспечить профилактику проявлений профессиональной деформации личности.

Актуальность данного исследования обусловлена следующими противоречиями:



  • между необходимостью эффективного исполнения профессиональной деятельности и наличием профессиональной деформации личности медсестры, негативно сказывающейся на качестве деятельности;

  • между необходимостью анализа различных проявлений профессиональной деформации личности медсестры психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля и отсутствием теоретико-методологических и эмпирических оснований, позволяющих установить специфику проявлений профессиональной деформации личности данных специалистов;

  • между необходимостью оказания медицинским работникам психологической помощи и недостаточной разработанностью эффективных технологий по профилактике профессиональной деформации личности медсестры, с учетом профиля лечебно-профилактического учреждения.

Следовательно, необходимо привлечение теории и методологии психологии труда для разработки комплексного подхода по профилактике проявлений профессиональной деформации личности медсестер различного профиля. Практически отсутствуют работы, анализирующие весь спектр задач, стоящих перед исследователями рассматриваемой проблемы: от возникновения, развития, диагностики до профилактики профессиональной деформации медицинских сестер различного профиля. Таким образом, недостаточная теоретическая разработка и практическая значимость определяют актуальность проблемы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

Цель исследования: разработать и апробировать программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретико-методологический анализ профессиональной деятельности медицинских сестер различного профиля.

  2. Проанализировать теоретические подходы к изучению профессиональной деформации личности медицинской сестры.

  3. Выявить факторы профессиональной деятельности, влияющие на развитие профессиональной деформации личности медицинской сестры.

  4. Изучить особенности проявлений профессиональной деформации личности медсестры психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

  5. Разработать модель профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

  6. Разработать и апробировать программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

Объект исследования: профессиональная деформация личности медицинской сестры.

Предмет исследования: профилактика проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

Гипотезы исследования.

  1. Проявления профессиональной деформации личности различаются у медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

  2. Профилактическая программа, выстроенная с учетом специфики проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры, в зависимости от профиля лечебного учреждения, позволяет снизить уровень проявления профессиональной деформации личности.

Теоретико-методологические основания исследования:

1. Положения системного подхода (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев); деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); идеи и концепции субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, В.Е. Орел); основные методологические принципы, разработанные в психологии труда (В.А. Бодров, А.В. Карпов, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков).

2. Концепции профессионального становления (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, А.А. Деркач, Д. Сьюпер, Э.Э. Сыманюк).

3. Теоретические и практические работы, посвященные проблеме профессиональной деформации личности (С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, А.А. Деркач, Т.А. Жалагина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, Г.С. Абрамова, М. Боухал, Р. Конечный, И. Харди, Ю.А. Юдчиц).

4. Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности медицинских сестер (Л.А. Корчинский, А.Ф. Краснов, Э.М. Аванесьянц, Р.А. Галкин, И.А. Коротуненко, В.А. Точилов, В.В. Павлов, Л.И. Захарова и др.).

5. Исследования, посвященные профилактике и преодолению профессиональной деформации личности (Э.Ф. Зеер, Т.А. Жалагина, А.В.Козлова, И.В. Тихонова).



Методы и методики исследования. Для достижения поставленной цели и проверки гипотез был использован комплекс взаимодополняющих методов:

  • обзорное теоретико-аналитическое исследование литературы по изучаемой проблеме с опорой на категориальный аппарат науки и общепсихологические принципы;

  • блок методов для сбора эмпирических данных (анкетирование, психодиагностическое тестирование, метод экспертных оценок);

Комплекс психодиагностических методик: «Уровень профессиональной деформации личности» (И.В.Тихонова); опросник выявления форм агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки (в адаптации Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк); опросник «Эмпатия» (А.А. Меграбяна в адаптации Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк); методика диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); тест «Профессиональная коммуникативная компетентность медсестры» (И.В.Тихонова); методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана); методика измерения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).

Методы математической и статистической обработки и представления полученных данных: описательная статистика, определение достоверности различий (параметрический критерий Стьюдента, непараметрические критерии Манна-Уитни, Краскала-Уоллеса, Вилкоксона), методы корреляционного анализа (ранговая корреляция Спирмена, множественный коэффициент ранговой корреляции – коэффициент конкордации), однофакторный дисперсионный анализ, расчет индексов организованности структуры (по методике А.В. Карпова), факторный анализ. При осуществлении математической обработки использовалась компьютерная программа статистического анализа и обработки SPSS v. 13.0.



Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими положениями; репрезентативностью группы экспертов (врачей, медицинских сестер); репрезентативностью выборки; использованием апробированных в психологической науке методов исследования; применением психодиагностических методик, адекватных цели и задачам исследования; использованием методов математической статистики; сочетанием качественного и количественного анализа результатов; научной апробацией исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2009-2013 гг. и включало следующие этапы.

1-й этап (2009 - 2010 гг.) – организационно-теоретический – изучены работы по проблеме исследования, разработан понятийный аппарат диссертационной работы, определены объект, предмет, гипотезы, цель и задачи исследования.

2-й этап (2010 - 2011 гг.) – теоретико-эмпирический – на этом этапе продолжалась работа по теоретической проработке темы исследования. Была составлена программа эмпирического исследования, получена информация о наиболее значимых проявлениях профессиональной деформации личности медсестер на основании метода экспертной оценки.

3-й этап (2011 - 2012 гг.) – эмпирический – проведено исследование психологических особенностей проявлений профессиональной деформации личности медсестер различного профиля. Разрабатывались и апробировались программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля. Осуществлялся статистический анализ полученных данных.

4-й этап (2012 - 2013 гг.) – обобщающий – проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и определялись перспективы дальнейших исследований.

Эмпирическая база исследования. Общий объем выборки составил 203 медицинские сестры. Исследование проводилось на базе «Центра повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (г. Ростов-на-Дону). Из общего числа обследуемых было сформировано 4 группы: 55 медсестер психиатрических учреждений; 45 медсестер хирургических отделений; 44 медсестры терапевтических отделений; 59 медсестер педиатрических (соматических) отделений. Возрастной диапазон испытуемых от 31 до 56 лет, непрерывный медицинский стаж работы в отделении одного профиля от 8 до 35 лет.

Научная новизна исследования.

  1. Выявлены психологические особенности проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля.

  2. Доказано, что уровень выраженности профессиональной деформации личности медицинской сестры зависит от профиля лечебного учреждения.

  3. Построена обобщенная модель профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер различного профиля.

  4. Разработаны и апробированы программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, на основе полученных данных о специфике проявлений профессиональной деформации личности.

Теоретическая значимость исследования. В работе уточнены и систематизированы факторы профессиональной деятельности, влияющие на развитие профессиональной деформации личности медицинской сестры. Теоретически обосновано, что объект профессиональной деятельности медицинской сестры выступает фактором деформации личности специалиста, определен объект деятельности медицинской сестры, в зависимости от профиля лечебного учреждения. Показано, что профиль лечебного учреждения, в котором работает медицинская сестра, определяет специфику формирования проявлений профессиональной деформации личности. Выделена и описана факторная структура проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля. Выводы и результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ психологии труда, в частности, психологии профессионального развития.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования факторов профессиональной деятельности, влияющих на развитие профессиональной деформации, и разработанная обобщенная модель профилактики профессиональной деформации личности (ПДЛ) медицинской сестры могут явиться основой для организации работы по предупреждению проявлений ПДЛ медицинской сестры. Разработанные программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности позволяют расширить спектр психологических технологий, способствующих эффективности профессиональной деятельности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, являются конструктивным средством практической работы психолога в системе здравоохранения. Предлагаемые программы могут быть применены в системе повышения квалификации медицинских сестер, в ходе профессионального обучения. Результаты исследования могут использоваться психологами, руководителями учреждений здравоохранения. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут стать основой для создания новых программ профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Психологическими особенностями проявлений профессиональной деформации личности медицинской сестры психиатрического профиля являются: вербальная, косвенная агрессия; коммуникативная интолерантность, которая проявляется в использовании себя в качестве эталона для оценки других. Особенности проявлений ПДЛ медицинских сестер хирургического профиля: физическая агрессия, раздражение, косвенная агрессия; профессиональная деформация когнитивного компонента коммуникативной компетентности; низкий уровень рефлексивности, рефлексии настоящего, низкая степень интегрированности компонентов рефлексии. Особенности проявлений ПДЛ медсестер терапевтического профиля: низкий уровень действенной эмпатии; низкий уровень рефлексивности, рефлексии настоящего; высокий уровень внешней отрицательной мотивации профессиональной деятельности, мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем в других группах медсестер; косвенная агрессия; коммуникативная интолерантность больше всего проявляется как категоричность и консерватизм в оценке людей. Особенности проявлений ПДЛ медсестер педиатрического профиля: косвенная агрессия, раздражение, вербальная агрессия; профессиональная деформация поведенческого компонента коммуникативной компетентности; коммуникативная интолерантность больше всего проявляется как неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

  2. Уровень выраженности профессиональной деформации личности медицинской сестры зависит от профиля лечебного учреждения.

  3. Модель профилактики профессиональной деформации личности построена с учетом особенностей проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, включает в себя психологическую помощь и действия по саморазвитию самой медсестры.

  4. Эффективным средством профилактики профессиональной деформации личности является программа, разработанная на основе специфики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер, в зависимости от профиля лечебного учреждения. Для медсестер хирургического профиля мероприятия должны, прежде всего, включать: обучение конструктивному выражению агрессии; повышение коммуникативной компетентности; развитие профессиональной рефлексии. Для медсестер, работающих в терапевтических отделениях, в большей степени следует уделить внимание мероприятиям на развитие способности к эмпатическому взаимодействию с пациентами; развитие профессиональной рефлексии; повышение значимости внутренней мотивации профессиональной деятельности; развитие коммуникативной толерантности. Ключевым моментом профилактики профессиональной деформации медицинской сестры педиатрического профиля является обучение конструктивному выражению агрессии; развитие общих коммуникативных навыков и умений; развитие коммуникативной толерантности. Для медсестер психиатрического профиля профилактика заключается в обучении конструктивному выражению агрессии; развитии коммуникативной толерантности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции «Здоровье-главная ценность» (Волгодонск, 2011 г.), V международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2012 г.), XVIII международной научно-практической конференции «Наука и современность 2012» (Новосибирск, 2012 г.), международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура» (Красноярск, 2012 г.), международной заочной научно-практической конференции «Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее» (Новосибирск, 2012 г.), III международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современных модернизационных процессов в политической и социокультурной жизни» (Волгодонск, 2012г.), VII международной научной конференции «Теория и практика современной науки» (Москва, 2012 г.).

Программы профилактики проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, разработанные в рамках диссертационного исследования, прошли апробацию в «Центре повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» г. Ростов-на-Дону.

Материалы исследования изложены автором в 11публикациях, включающих 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МОН РФ. Общий объем публикаций – 7,86 п.л.

Структура и объём диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (216 источников, в том числе 13 на иностранном языке) и 11 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 184 страницах. Текст работы включает в себя 28 таблиц, 17 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, цель, задачи и гипотезы, описываются использованные методы и методики, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, обозначается теоретико-методологическая основа, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования профессиональной деятельности медицинских сестер лечебных учреждений различного профиля» проведен теоретико-методологический анализ проблемы диссертационного исследования.

В параграфе 1.1. «Основные парадигмы взаимодействия личности и профессии в зарубежной и отечественной психологии» проведен анализ концепций профессионального становления личности в психологии труда.

Методологическими положениями при обращении к анализу развития личности профессионала послужили системный и субъектно-деятельностный подходы (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубин­штейн, В.Д. Шадриков и др.). Субъектно - деятельностный подход в контексте исследования феномена профессиональной деформации личности является наиболее плодотворным, так как рассматривает личностные характеристики через структуру профессиональной деятельности. В деятельности профессиональные и личностные характеристики субъекта взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Выделяется два методологических подхода к пониманию взаимодействия личности и профессии. В концепциях первой парадигмы подчеркивается статичность личности в профессии (Ф. Парсонсон, Дж. Холланд и другие), в концепциях второй парадигмы личность представлена как изменяющаяся под воздействием профессии (концепция профессионального становления Т.В. Кудрявцева и концепция «профессионального развития» Д. Сьюпера).

Большинство исследователей считает, что профессиональная деятельность обязательно сопровождается личностными изменениями. Е.А. Климов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков признают разнонаправленность изменений личности в процессе исполнения профессиональной деятельности. В концепции, разработанной Л.М. Митиной, рассматриваются две модели: а) «модель адаптивного поведения»; б) «модель профессионального развития» специалиста. Во второй модели фактором развития является активность личности. Следовательно, профессиональная деформация личности противопоставляется саморазвитию, самореализации личности.



В параграфе 1.2. «Специфика профессиональной деятельности медицинской сестры» осуществлен психологический анализ деятельности медицинской сестры: специфика профессиональных целей, задач и функций, способы и методы их исполнения, психологические условия труда.

Исходным положением при обращении к анализу профессиональной деятельности медицинской сестры послужил методологический принцип единства сознания и деятельности, который осуществляется с позиций системно-структурного подхода. Целью профессиональной деятельности медицинской сестры является обеспечение населения квалифицированной медицинской помощью в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности. Согласно Этическому кодексу медицинской сестры России, основными задачами профессиональной деятельности медсестры выступают комплексный уход за пациентами, облегчение их страданий; меры по восстановлению здоровья; мероприятия по укреплению здоровья и предупреждению заболеваний. Составной частью системы здравоохранения является «Сестринское дело». В специальности «сестринское дело» основная форма деятельности – сестринский процесс. Сестринский процесс является методом организации, обеспечения сестринской помощи. Взаимодействующими лицами являются пациент и медицинская сестра.

Профессия медицинского работника Е.А.Климовым причислена к социономическим, к профессиям типа «человек-человек», где работа связана с повышенной нравственной ответственностью за физическое и психическое состояние пациента.

В параграфе 1.3. «Профессиональная деятельность медицинских сестер различного профиля как фактор формирования профессиональной деформации личности» описаны особенности сестринского процесса в психиатрической, хирургической, терапевтической, педиатрической службе, ведущие к формированию профессиональной деформации личности.

Для каждого отделения, профиля лечебно-профилактического учреждения характерна специфика работы сестринского персонала. Профиль – совокупность основных, типичных черт, характеризующих профессию, определенную специальность. Специфика деятельности медсестры психиатрического профиля заключается в том, что психологическое сопровождение составляет значительную часть работы медсестры. Особое значение придается наблюдению за пациентами, за изменением их состояния, эмоционального фона. Психическое расстройство может представлять непосредственную угрозу и для самого пациента, и для окружающих. Медсестра хирургического профиля осуществляет уход за пациентами в предоперационном и послеоперационном периоде. Особенности ухода за пациентами хирургического отделения обусловлены тем, что функции органов и систем изменяются не только в связи с самим заболеванием, но и вследствие общего наркоза, операции, наличия послеоперационной раны. Основная задача медсестры – создание оптимальных условий для выздоровления, предотвращение осложнений, которые связаны с особенностями оперативного метода лечения. Деятельность медицинской сестры хирургического профиля представлена всем спектром высокотехнологичных сестринских вмешательств. Основная задача медсестры терапевтического профиля – осуществление ухода за пациентами, своевременное выполнение врачебных назначений. Специфика деятельности медсестры педиатрического профиля заключается в том, что медицинские сестры работают и с пациентом, и с его окружением. Трудности могут быть связаны с установлением контакта с детьми, их родителями и родственниками. Вызывает сложности подготовка пациента к применению диагностических и лечебных методов. Медсестре необходимо включать игровые моменты в процесс обследования и выполнения медицинских манипуляций.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница