Профилактика неуспеваемости



Дата18.02.2016
Размер71.2 Kb.
ПРОФИЛАКТИКА НЕУСПЕВАЕМОСТИ


Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подго­товленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызы­вающих у учащихся наибольшие затруднения Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, до­пускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустив­шими предыдущие уроки

По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги ус­воения основных понятий, законов, правил, умений и навыков учащимися, выявлять причины отставания.




2. При изложении нового мате­риала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уча­щимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затрудне­ниях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.


3. В ходе самостоятельной ра­боты учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного мате­риала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письмен­ных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затрудне­ниях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно разви­вать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.


4. При организации самостоя­тельной работы вне класса

Обеспечить входе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения Систематически давать домашние задания по работе над ти­пичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения до­машних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих уче­ников


ОПТИМАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР

ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ


  1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности, по анализу и устранению типичных ошибок).

  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и т. д.).

  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности).

  5. Различные формы взаимопомощи.

  6. Дополнительные занятия с учащимся.


ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ
НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧАЩЕМУСЯ НА УРОКЕ
Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащихся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.


При изложении нового материала


Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учащимся.



В ходе самостоятельной работы на уроке


Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения заданий.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач и упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.



При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.



МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧЕНИКА


  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

  2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

  3. Индивидуальный подход к учащемуся.

  4. Специальная система домашних заданий.

  5. Усиление работы с родителями.

  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение



ПАМЯТКА

ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ


  1. Фамилия, имя, отчество ученика.

  2. Класс

  3. По каким предметам не успевает.

  4. Поведение ученика.

  5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.

  6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополни­тельные занятия) используют в работе с учеником.

  7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

  8. Сколько времени уже длится эта работа.

  9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.


СИСТЕМА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С ЦЕЛЬЮ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ


НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

  1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрас­тным группам:

а) повысить требовательность, сделать акцент на формирование у учащихся сознательной дисциплины, ответственного отношению к учению. Здесь надо особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный, внимательный подход к учащимся, так как для среднего звена свойственны стрем­ления к взрослости и повышенная раздражительность, следует учитывать интересы учащихся данных классов. Важно обратить внимание и на тщательную координа­цию объема домашних заданий по разным предметам, потому что объем учебной работы, особенно в шестых классах, специалисты считают завышенным, а у уча­щихся этого возраста к тому же отмечается более высокая утомляемость;

б) в старших классах представляется особо важным сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;

в) во всех звеньях школы необходимо обеспечить дифференцированный подход к мальчикам-подросткам; вовлекать их во внеклассную работу по предмету, в лабо­рантские звенья при школьных кабинетах, в технические кружки и оборонно-спортивную работу, расширять представительство мальчиков в ученическом активе; характер отношений учителей с мальчиками-подростками строить по линии большей предупредительности, внимательности, выдержки, доверия, откровенно­сти, доброжелательности, а также учета их повышенной утомляемости и связанной с этим неровности в поведении;

г) сконцентрировать внимание на повышение эффективности преподавания, особенно русского языка и математики, так как от степени овладения ими зависит успеваемость по многим другим предметам.



  1. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, их устранение и профилактика.

  2. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

  3. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреж­дению неуспеваемости учащихся и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, установление межпред­метных связей в обучении, координацию действий педагогов с ученическим активом, родителями.

  4. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообра­зование.

  5. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, во­просов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

  6. Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодиче­ской и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль за работой с наиболее «трудными» обучающимися, строгий учет результатов этой работы.

  7. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница