Профилактика жестокого обращения с детьми Родительское собрание Социальный педагог Коренная Т. В. (1 слайд)



Скачать 425.74 Kb.
страница1/2
Дата22.02.2016
Размер425.74 Kb.
  1   2
Профилактика жестокого обращения с детьми

Родительское собрание

Социальный педагог Коренная Т.В.

(1 слайд)

Дети – главный подарок для мира,


С ними чудесней земная картина.
Всё понимают, берутся за всё
Лучшее с ними людское житьё
Частенько слабы, неумелы их руки,
Но некогда думать ребятам о скуке.
В движеньях, заботах их время проходит,
Удача к усердным с годами приходит.
В детские годы мечты расцветают,
Взрослые часто об этом не знают.
Надо детишкам права объяснить,
Многому надо их обучить.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!

Виктор Павлов


Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.
Для начала хочу предложить правила работы на сегодняшний день:

-доверительный стиль общения;

-общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит);

-искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников);

-активность, постоянное участие в работе.

Начнем с психологической зарядки.

Психологическая зарядка”.

Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной темой для обсуждения. Почему возникает недопонимание между родителями и детьми? Как совсем избежать неприятных наказаний и чего ждут от нас наши дети?

Итак, как говорят наши бабушки? “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”.

Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.

Почему же ребёнок не слушается?

С первого года жизни большинство детей постигают, что их спокойное поведение не привлекает к ним внимание родителей, поэтому они начинают вести себя беспокойно. Они кричат, вертятся, толкаются, стучат, бросают предметы и этим привлекают внимание к себе.

Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого! Вот, как порой борются наши дети за наше родительское внимание.



(2 слайд)

Но, “как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть” (Патрик О’Рури)

Жестокое обращение с детьми – это «умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка».

Большая часть насильственных действий совершается членами семьи и близкими родственниками детей: родителями, старшими братьями или сестрами, дядями и тетями.

Жестокое обращение с детьми - действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Мы очень часто виним себя за сам факт, как нам кажется, “неизбежного наказания”.

Как сделать так, чтобы наказания нам были не нужны? Сложно? Но есть одни очень мудрые слова: “Наличие детей еще не делает тебя родителем, точно также как наличие пианино, не превращает тебя в пианиста” (Майкл Левин). В университетах этому не учат, а сложности возникают буквально каждый день, поэтому будем вместе повышать нашу “родительскую квалификацию.

Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

(3 слайд)

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Насилие над ребенком известно на протяжении многих веков. В ряде культур убийство детей было приемлемым методом планирования семьи либо способом избавления от слабых или больных. Детей убивали также в ритуальных целях. Считалось, что убитый ребенок помогает от болезней и бесплодия. Детей хоронили под фундаментами, чтобы обеспечить прочность зданий. Дети были собственностью, «движимым имуществом» родителя, который обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью. В США, в некоторых штатах, до середины ХХ века существовала практика «аренды» детей.

Попытки противостоять жестокому обращению с детьми были приняты еще в IV в. до н.э. Платоном, который выражал протест против того, чтобы учителя избивали детей. И больше всего в этом направлении сделала литература. Судьба детей, описанных В.Гюго, А.П.Чеховым, А.М.Горьким и многими другими, вызывала сочувствие и сострадание не одного поколения. Первое общество по предотвращению жестокого отношения к детям было основано в 1884 году в Лондоне, во многом благодаря Диккенсу.

Его герой - Оливер Твист заставил современников другими глазами посмотреть на то, как дети переживают насилие.

(4 слайд)

Процесс гуманизации сделал общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая жестокость, как раньше считалось, только разумной строгостью. Отношение общества к этой проблеме можно проследить на примере развития законодательства по защите прав ребенка в Швеции:

- 1864 год – родители обязаны применять телесные наказания

- 1917-1920 годы – родители имели право, но не были обязаны применять телесные наказания

- 1949 год – родители имеют право делать выговор с помощью телесных наказаний, но суровые наказания запрещены.

- 1966 год – из закона исчезло упоминание, что родители имеют право делать выговор детям, но отсутствовал прямой запрет на телесные наказания.

- 1979 год – родители не имеют права применять телесные наказания по отношению к детям, не имеют права унижать ребенка.

(5 слайд)

В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. По данным российской статистики насилие в той или иной форме совершается в каждой четвёртой российской семье, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями, более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье, 25 тысяч из них находятся в розыске, около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40 % всех тяжелых насильственных преступлений в России совершается в семье.

Ребенок в семье может непосредственно подвергаться различным видам насилия или опосредованно, психологически вовлекаться в насильственные отношения взрослых. Дети, находящиеся в силовом поле семейного насилия, рассматриваются как пострадавшие независимо от их формального статуса — жертвы или свидетеля.

(6 слайд)

В 1998 г. зарегистрировано 1969 преступлений, в 1999 г. – 2116, в 2000 г. - 2557 преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). В 2010 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций);

около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

80% случаев – дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.



(7 слайд)

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

(8 слайд)

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

-физическое насилие;

–пренебрежение нуждами ребенка;

-сексуальное насилие;

-психическое (эмоциональное) насилие.

(9 слайд)

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

Физические наказания помимо причинения боли унижают достоинство ребенка, запугивают его (особенно наказание совершенное родителем не в аффекте, а хорошо обдуманное и если ребенок был предупрежден заранее), показывают ему, что с помощью насилия можно управлять, подавляют его волю и желания. Многие считают шлепки и подзатыльники чем-то безобидным.

(10 слайд)

А. Варга не разделяет их мнения. Она выпустила статью о разных формах домашнего насилия, в том числе и о шлепках и о крике дома и т.д.



Вот некоторые формы:

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).

5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

7. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

Бывает, что ребенок достал. Действительно достал. А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться. Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму. Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние.



8. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

9. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты.

Физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.



(11 слайд)

Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде:

- нанесение ударов по лицу;

-тряски, толчки;

-затрещины, пощёчины;

-удушения;

-пинки;

-заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;



-избиение ремнем, веревками;

-прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами;

-нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).



(12 слайд)

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.



(13 слайд)

Распознание факта физического насилия над ребенком.

Характер повреждений:

-синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

-ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

-повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

-выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

-участки облысения, кровоподтеки на голове;

-повреждения внутренних органов.



(14 слайд)

Пренебрежение.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.



(15 слайд)

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие:

-алкоголики, наркоманы;

-лица с психическими расстройствами;

-юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

-с низким социально-экономическим уровнем жизни;

-имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;

-перенесшие жестокое обращение в детстве;

-социально-изолированные.

(16 слайд)

Последствия пренебрежения.



Внешние проявления:

-утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

-у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

-одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

-нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

-отставание в весе и росте от сверстников;

-педикулез, чесотка;

-частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

-запущенный кариес;

-отсутствие надлежащих прививок;

-задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

-постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

-неумение играть;

-постоянный поиск внимания/участия;

-частые пропуски школьных занятий;

-крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

-склонность к поджогам, жестокость к животным;

(17 слайд)

Психологическое насилие. – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.).

Эмоциональным (психическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

(18 слайд)

К психологическому насилию относятся:

-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

-оскорбление и унижение его достоинства;

-открытое неприятие и постоянная критика;

-лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

-предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

-однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

-преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

-вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)

(19 слайд)

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психическому) насилию:

-задержка психического развития;

-невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

-низкая самооценка;

-эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

-избыточная потребность во внимании;

-депрессия, попытки суицида;

-неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

-ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;

-нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).



(20 слайд)

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

-дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

-дети раннего возраста;

-дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

-дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

-дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

-дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

-дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.



(21 слайд)

Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться. Наиболее сложной частью работы по профилактике насилия в семье является работа с родителями. Насилие в отношении несовершеннолетних зачастую носит скрытый характер и обнаруживается лишь тогда, когда ребенок уже имеет серьезные физические или психические травмы.



Упражнение “Быть родителем хорошо, потому что... Быть родителем плохо, потому что…”.

Сейчас вам предлагается рассмотреть роль родителя: один родитель находит в родительстве плюс, другой – минус. (Так, по кругу, каждый родитель заканчивает фразу, передавая мягкую игрушку)

Обсуждение: Было ли трудно найти хорошее, плохое? Было ли что-то, что позволило взглянуть на роль родителя по-другому?

Получается, что быть родителем – это одновременно и хорошо, и плохо, и трудно. Ведь мы, родители, часто сталкиваемся с непослушанием, нам приходится наказывать своих детей.



В группу риска родителей входят:

-люди, которые сами подвергались насилию в детстве;

-люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);

-люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

-испытывающие экономические и социальные трудности;

-молодые матери (до 18 лет);

-семьи со сложным психологическим климатом.

(22 слайд)

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

-не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

-публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

-сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

-обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

(23 слайд)

Сексуальное насилие над детьми – вовлечение, использование ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.



(24 слайд)

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

-плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

-конфликтные отношения между родителями;

-мать ребенка чрезмерно занята на работе;

-ребенок долгое время жил без родного отца;

-вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

-мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

-родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

-родители (или один из них) имеют психические заболевания;

-мать в детстве подвергалась сексуальному насилию;

- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

-родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;


(25 слайд)

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, зависят от возраста ребенка.



Возраст от 0 до 6 месяцев:

-малоподвижность;

-безразличие к окружающему миру;

-отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

-редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года:

-боязнь родителей;

-боязнь физического контакта со взрослыми;

-постоянная беспричинная настороженность;

-плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

-испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.



Возраст 1,5 – 3 года:

-боязнь взрослых;

-редкие проявления радости, плаксивость;

-реакция испуга на плач других детей;

-крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

(26 слайд)

Возраст 3 года – 6 лет:

-примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

-пассивная реакция на боль;

-болезненное отношение к замечаниям, критике;

-заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

-псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

-негативизм, агрессивность;

-лживость, воровство;

-жестокость по отношению к животным;

(27 слайд)

Младший школьный возраст:

-стремление скрыть причину повреждений и травм;

-одиночество, отсутствие друзей;

-боязнь идти домой после школы;



Подростковый возраст:

-побеги из дома;

-суицидальные попытки;

-делинквентное поведение;

-употребления алкоголя, наркотиков.

(28 слайд)

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

-противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

-обвинение в травмах самого ребенка;

-позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;

-отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

-неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

-большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

(29 слайд)

Последствия жестокого обращения с детьми в семье:

-уход в религиозные секты;

-объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

-агрессивное, преступное поведение детей;

-сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

(30 слайд)

Структуры работы с семьями находящимися в социально-опасном положении. Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается:



1.Сотрудникам органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

- направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

- направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном изъятии ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

- принять меры по оказанию помощи ребенку.

2.Сотрудникам медицинских учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте; при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости; направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы;

3) руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних.

3. Сотрудникам образовательных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком;

руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних.

4. Сотрудникам органа опеки и попечительства:

При поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком:

1) направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности

2) направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.

(31 слайд)

Защита детей государством.

1) Конвенция о правах ребенка.

защита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)



2) Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ гарантирует:

-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

-право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

-лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

-немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77) 3) Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

4) Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5) Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

6) Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

7) Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.

(32 слайд)

Все мы выросли в семьях, не всегда в полных. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом.

И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;

лишения прав на ребенка;

помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

В Российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 - неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.



ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение в родительских правах (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в случаях выявления фактов жестокого обращения с детьми:

проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми;

внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми;

оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

проводить работу по реабилитации жертв насилия

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69.)



(33 слайд)

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Посмотрите вокруг, если Вы видите:

- РЕБЕНКА, который побирается;

- РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет;

- РЕБЕНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;

- РЕБЕНКА, который не посещает школу;

- СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;

- ФАКТЫ жестокого обращения с детьми;

- ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

- ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Звоните нам!

Еще в прошлом году правительство Ставрополья заключило соглашение с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, и в крае появился детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122. Звонок по нему анонимный, бесплатный.

О принципах его работы можно узнать у уполномоченного по правам ребенка при губернаторе СК Светланы Викторовны Адаменко. (Телефон: 8 (865 2) 35-74-34)

Телефон доверия, безусловно, позволяет эффективнее выявлять ребят, страдающих от жестокого обращения и другие детские проблемы. С сентября 2010 года по апрель 2011-го по нему позвонили 6 тысяч человек, проживающих в различных городах и районах края, что свидетельствует о его востребованности. Ребенок, подросток получил возможность поговорить с психологом либо краевого центра психолого-педагогический реабилитации несовершеннолетних при министерстве образования СК, либо центра психолого-педагогический помощи семье и детям при минтруда и соцзащиты населения края. Можно задать вопрос и юристу.

У детского телефона доверия две задачи. Во-первых, оказать экстренную помощь, если ребенок находится в ситуации сиюминутного стресса и нуждается в том, чтобы ему помогли справиться с тяжелыми чувствами, посоветовали, как вести себя в сложившейся ситуации. Но иногда абонент отказывается от анонимности, и тогда бригада специалистов может выехать к нему. Интересно, что звонят не только ребята, но и взрослые. Так, почти треть телефонных обращений к консультантам центра при министерстве образования СК – от родителей школьников, иногда звонят и педагоги.

Ежеквартально работа детского телефона анализируется на совещании в офисе уполномоченного по правам ребенка. Как свидетельствуют консультанты-психологи, чаще всего дети жалуются на конфликты со сверстниками, оскорбления или даже физическое насилие с их стороны. У многих проблемы во взаимоотношениях с родителями. Подростки говорят о своем одиночестве и связанными с этим сложностями. Звонки очень важны для детей, особенно для тех, кто потерял доверие к взрослым и не знает, куда обратиться…



(34 слайд)

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:

1.Уважение. Идеи вашего ребёнка о том, что является самым важным, могут быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.

2.Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.

3.Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.

4.Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.

5.Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете,

6.Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек.

(35 слайд)

Советы давать… это как касторовое масло, давать легко, но не легко принимать, но, тем не менее, послушайте.



Если ребенок провинился:

-Не принимайте решение в плохом настроении;

-Оцените поступок и сделайте паузу;

-После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете и верите в него;

-Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.



Наказывая ребенка нужно помнить:

-Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести;

-Наказание должно быть не нормой, а исключением;

-Правом наказания может пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком;

-Не всегда наказывайте сразу после проступка («Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить»);

-Не напоминайте о проступке.

Я для вас подобрала максимально доступные, но очень важные рекомендации.

Метод «Кредит одобрения».

Представьте, что мы отправляем в морское путешествие маленькую лодочку. Что ее ждет? Конечно, и погода будет иногда штормить, и препятствий много будет на пути… Но, если капитану этой лодочки по связи с берега будут приходить сигналы поддержки: “Как здорово, что ты у нас есть”, “Мы тебя любим”, “Не унывай, мы справимся вместе” и др., то сигналы SOS с этой лодочки на берег не поступят никогда. А в будущем капитан маленькой лодочки станет капитаном большого крейсера.



Метод «Награждаем за послушание».

Дети благодарны к доброму отношению к ним. Они хотят, чтобы вы замечали их послушание, и готовы изменить свое поведение ради внимания с вашей стороны.

Этот простой факт лежит в основе детской философии!

Замечайте все хорошее, что делают ваши дети, и говорите им, что вы очень рады. Ведь если не хвалить ребенка за успехи, он скорее пойдет по пути неповиновения.

Не сосредотачивайтесь на плохом поведении, награждайте хорошее поведение, и тогда ваш ребенок будет делать то, что вы ожидаете от него.

Метод «10 к 1».

Вот как работает это правило: постарайтесь сделать десять положительных шагов в сторону вашего ребенка на один отрицательный. Например, если вы хотите что-то исправить в поведении ребенка, найдите тут же десять положительных качеств в его поведении, за что вы могли бы его похвалить.

Можно просто улыбнуться, ободряюще подмигнуть, потрепать волосы и ребенок поймет, что вы любите и цените.

Метод «Паутинка» (или «Метод объятий»).

Еще один замечательный метод, даже для самых занятых мам и пап, осуществляется буквально в течение пяти минут.

Рано утром (после сна) и вечером (перед сном) вы запускаете “ласкательную машину” (поглаживание спинки, щекотание, массаж, поцелуи и любые, так сказать “тисканья”, любые “телесные радости”…).

Как говорят психологи: пять минут после сна и пять минут перед сном – это священное время, золотая паутинка любви в это время тянется от вас к ребенку и питает его душу! Пусть ваш малыш со спокойной душой уйдет утром в садик, а ночью – приятных ему снов.

И как результат – уверенность в родительской любви не заставляет ребенка “добывать” недостаток внимания другими способами, не всегда положительными.

(36 слайд)

Отечеству и обществу нужны крепкие семьи, в которых бы подрастали на радость всем здоровые дети. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в благочестии. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

Коль видят всё и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова:

Легко толкнуть

Детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.


Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье,

где его любят и заботятся о нем!

Не будьте равнодушными!

Дети не должны быть чужими.



(37 слайд)

В конце очень хочется ещё раз попросить родителей не ломать своих детей. Наверняка вы не хотите видеть своё чадо трусом или лжецом, или психически неуравновешенным человеком. Подумайте сейчас, когда вы заносите руку над своим ребёнком. Остановитесь! Посчитайте до десяти, успокойтесь, взвесьте ситуацию и сядьте с маленьким человечком за стол переговоров.

На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот – плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Так давайте думать о будущем, а будущее – это наши дети.

В.Г.Белинский



Притча «Уют любви и одобрения».

“Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки.

Как-то Мастеру пришла идея начитать сказки на магнитофон. Маленькая девочка научилась включать его и несколько дней все шло хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку со сказками.

- Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.

- Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени”.

Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница