Профилактика и коррекция дезадаптивных состояний студентов, формирующихся под воздействием информационного стресса



Скачать 115,15 Kb.
Дата15.02.2016
Размер115,15 Kb.
УДК 159.9

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ, ФОРМИРУЮЩИХСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА
И.В. Горячук1, Е.И. Финогенко2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты экспериментального исследования дезадаптивных состояний студентов Иркутского государственного технического университета в зависимости от степени выраженности симптомов стресса в период предсессионной подготовки. Результаты позволяют заключить, что дезадаптивные состояния более выражены у студентов с высоким уровнем стресса. Информационный стресс приводит к нарушению здоровья, провоцирует развитие дезадаптивных состояний, снижает качество жизни учащейся молодежи. Таким образом, есть необходимость организации систематической работы по профилактике и преодолению дезадаптивных состояний студентов, снижению стрессогенности учебной среды вуза.

Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: дезадаптация; дезадаптивные состояния; стрессогенные факторы; информационный стресс; психопрофилактика; психокоррекция.

PREVENTION AND CORRECTION OF STUDENTS’ MALADJUSTMENT CONDITIONS BEING FORMED UNDER INFORMATION STRESS IMPACT

I. Goryachuk, E. Finogenko

National Research Irkutsk State Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074

This article presents results of the experimental study of Irkutsk state technical university students’ maladjustment conditions depending on intensity of stress symptoms during preparation for examinations. The results allow concluding that students with high level of stress have the most evident deadaptation conditions. Information stress leads to the health violation, provokes deadaptation conditions, reduces the quality of students’ life. Thus, it is necessary to organise systematic work to prevent and overcome students’ deadaptation conditions, and to decrease stressful environment in higher educational institutions.

Sources: 5 refs

Keywords: deadaptation, maladjustment conditions, stressful factors, information stress, psychoprophylaxis, psychocorrection

Социально-экономические проблемы современного российского общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку, его здоровью. В последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения: дезадаптивные состояния, социально-экологическое утомление, стрессогенные заболевания.

Тенденция непрерывного ухудшения здоровья детей, регистрируемая физиологами и клиницистами, находит свое продолжение в снижении здоровья студенческой молодежи, нарушении процессов адаптации к биологической и социальной среде, к учебной деятельности.

Процесс профессионального обучения предъявляет высокие требования к адаптационным возможностям студентов вуза. Учебная деятельность студентов протекает, как правило, на фоне выраженного эмоционального напряжения, которое у них значительно выше, чем у молодых представителей других социальных групп [1]. Такое напряжение обусловлено необходимостью одновременного изучения многих дисциплин в сравнительно короткий срок, большого количества зачетов и экзаменов, которые необходимо сдать студенту за годы обучения. Для многих студентов старших курсов стрессогенными факторами являются материальные и бытовые проблемы, неопределенность в дальнейшем трудоустройстве, обусловленная конкуренцией на рынке труда, усиливающейся эксплуатацией работающей молодежи в коммерческих организациях, несоблюдением требований нормирования труда.

Известно, что адаптация к неблагоприятным факторам сопровождается перестройками многих функциональных систем, мобилизацией биологических и социальных механизмов. Стереотипные изменения, которые развиваются в организме после сильных воздействий, описываются как стресс-реакция. Изучение стресса показало, что эта реакция протекает стадийно, характеризуется определенным комплексом изменений в нейроэндокринной системе и оказывает влияние на уровень неспецифической резистентности организма.

Адаптационно-приспособительная деятельность требует затрат энергии и информации, в связи с чем можно говорить о «цене» адаптации, которая определяется степенью напряжения регуляторных механизмов и величиной израсходованных функциональных резервов. Р.М. Баевским (1979) предложена следующая классификация функциональных состояний организма:

1) состояние удовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды: сохраняются достаточные функциональные возможности организма, гомеостаз поддерживается при минимальном напряжении регуляторных систем;

2) состояние напряжения адаптационных механизмов: функциональные возможности организма не снижены, гомеостаз поддерживается благодаря определенному напряжению регуляторных систем;

3) состояние неудовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды: функциональные возможности организма снижены, гомеостаз сохранен благодаря значительному напряжению регуляторных систем либо благодаря включению компенсаторных механизмов;

4) срыв (полом) механизмов адаптации: резкое снижение функциональных возможностей организма, гомеостаз нарушен (состояние дезадаптации). Состояние психической дезадаптации может завершиться нормализацией нарушенных функций, отреагированием психоэмоционального стресса через поведение, творческую активность, занятия спортом и т.д., но возможен и другой путь течения, когда стресс вытесняется в бессознательное, и при определенной предрасположенности приводит к формированию психосоматических заболеваний [4].

Согласно теории хронического стресса (Clarke P.S.,1982; А.Ю. Лотоцкий, 1994), его длительное воздействие провоцирует процесс соматизации аффекта и приводит со временем к учащению психосоматических расстройств и увеличению их продолжительности. В клинической картине заболевания начинает доминировать соматическая патология, которая не только маскирует истинную причину страдания, но и становится своеобразной психологической защитой личности, вытесняя эмоционально значимую психотравмирующую ситуацию.

Согласно теории информационного стресса (М.М. Хананашвили, 1984), патологическое состояние в вегетосоматической сфере может сформироваться под влиянием так называемой «информационной триады» факторов: чрезмерность объема информации, подлежащей переработке; недостаток времени, отведенного для обработки поступающей информации; высокий уровень мотивационной значимости поступающей информации [5]. Наиболее подвержены действию информационного стресса представители учащейся молодежи.

Нами было проведено исследование дезадаптивных состояний студентов в зависимости от степени выраженности симптомов стресса в период предсессионной подготовки. В нем участвовали студенты Иркутского государственного технического университета (42 человека, 27 девушек и 15 юношей, возраст от 20 до 22 лет). Использовались следующие методики: «Тест самооценки психических состояний» Г. Айзенка, «Инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванченко. Для оценки проявлений учебной дезадаптации мы нашли возможность использовать опросник профессиональной дезадаптации О.Н. Родиной, поскольку учебная деятельность имеет все признаки профессиональной деятельности, за исключением социально-значимого результата, отсроченного во времени.

Проведенное исследование показало, что каждый второй студент (55 %) характеризуется умеренным уровнем дезадаптации, свидетельствующим о напряжении регуляторных систем, 21 % опрошенных имеют выраженный уровень дезадаптации, для которого характерно значительное напряжение регуляторных систем, либо включение компенсаторных механизмов. Низкий уровень дезадаптации, соответствующий состоянию удовлетворительной адаптации к учебной деятельности, выявлен у 24 % испытуемых.

Дезадаптивные состояния студентов имеют различные проявления: функциональные изменения показателей сердечнососудистой, дыхательной систем, нарушения вегетативной регуляции, ухудшение самочувствия, жалобы на головные, сердечные боли [3]. Дезадаптивные состояния, связанные с истощением функциональных резервов нервной системы, выражаются в таких психо-вегетативных симптомах, как потливость, слабость, потеря аппетита, нарушение сна, быстрая утомляемость и раздражительность (А.М. Вейн, 1998). У учащихся дезадаптивные нарушения проявляются в снижении успеваемости, ухудшении памяти, внимания, нарушении поведения, а также в снижении эмоционального фона, изменении умственной работоспособности, конфликтности, учащении невротических реакций (А.В. Ковалева, 1999).

Исследование самооценки психических состояний показало следующее: 19 % студентов имеют низкий уровень тревожности; 48 % – умеренный уровень и 34 % опрошенных – высокий уровень тревожности. Тревогу можно рассматривать как механизм реализации психического стресса. По мнению Ф.Б. Березина (1988), тревога является сигналом, свидетельствующим о нарушении психической адаптации и активирующим адаптивные механизмы.

Исследование фрустрации выявило у 34 % студентов низкий уровень фрустрации, они устойчивы к неудачам, не боятся трудностей. 44 % испытуемых имеют средний уровень фрустрации; 22 % опрошенных – высокий, проявляющийся низкой самооценкой, боязнью неудач.

Исследование агрессивности дало следующие результаты: 33,3 % студентов – спокойны и выдержаны; 54,8 % опрошенных имеют средний уровень агрессивности; 12 % – агрессивны, враждебно настроены по отношению к окружающим, имеют трудности в общении и совместной работе с другими людьми.

По шкале ригидность: у 29 % респондентов выявлен низкий уровень ригидности, они достаточно пластичны, легко «переключаемы»; 57 % – имеют средний уровень ригидности; у 14 % студентов ригидность сильно выражена, что проявляется в неизменяемости поведения, убеждений, взглядов, даже если они не соответствуют реальной действительности. Выраженная ригидность снижает возможности психосоциальной адаптации человека к новым и трудным жизненным обстоятельствам.

Таким образом, дезадаптивные состояния, выявленные у студентов в предсессионный период, проявляются в высоких показателях тревожности (34 %), фрустрации (22 %), агрессивности (12 %) и ригидности (14 %).

Исследование симптомов стресса показало следующее: 57 % студентов испытывают умеренный уровень стресса, способствующий успешной адаптации. У 43 % испытуемых – высокий уровень стресса, причиной которого могут быть и большой объем информации, и высокий уровень психоэмоционального напряжения в предсессионный период. Ситуации информационного стресса типичны для учебной деятельности студентов. Это исследование позволило разделить испытуемых на две группы: 1 – с умеренным уровнем стресса, 2 – с высоким уровнем стресса. Достоверность различий между 1 и 2 группами оценивалась с помощью непараметрического критерия Фишера.

Сравнительный анализ дезадаптивных состояний показал, что в первой группе достоверно выше число студентов с низким уровнем дезадаптации, чем во второй (33,3 %–11 % соответственно). Выраженный уровень дезадаптации преобладает во второй группе (8,4 %–39 %) (p<0,05).

Уровень тревожности, отражающий состояние психической дезадаптации, значительно выше во второй группе студентов (высокая тревожность – 17 %–56 %), (p<0,01).

Исследование фрустрации также выявило более высокий ее уровень в группе студентов, испытывающих стресс: 12,5 %–33 % – высокий уровень, 50 %–11% – низкий уровень соответственно в 1 и 2 группах (p<0,05).

Агрессивность имеет более низкие величины в первой группе по сравнению со второй: 46 %–16,7 % – низкий (p<0,05), 0 %–27,3% – высокий уровень агрессивности.

Ригидность, снижающая адаптивные возможности студентов, также более выражена в группе студентов, переживающих стресс (8 %–22,3 % – высокий уровень ригидности).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что дезадаптивные состояния более выражены у студентов с высоким уровнем стресса. Информационный стресс приводит к нарушению здоровья, провоцирует развитие дезадаптивных состояний, снижает качество жизни учащейся молодежи.

Проведенное исследование позволяет обосновать необходимость организации систематической работы по профилактике и преодолению дезадаптивных состояний студентов, снижению стрессогенности учебной среды вуза.

В настоящее время в психологии активно развивается научно-практической направление, суть которого заключается в управлении стрессами: стресс-менеджмент.

Управление стрессами может осуществляться различными способами. Один из них, психологический, подразделяется на два основных направления:

1. Психопрофилактика стресса (консультативная поддержка), которая направлена на снижение индивидуальной уязвимости к стрессу и повышение устойчивости к стрессу.

2. Собственно психологическая помощь, направленная на преодоление уже приобретенных стресс-синдромов, личностных деформаций или заболеваний стрессогенного происхождения (используются различные формы психокоррекции и обучения).

Данные подходы дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Профилактика стресса ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение здесь имеет обучение навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения.

По мнению Н.Е. Водопьяновой, психологическая коррекция личности для преодоления стресс-синдромов и «неравновесных» стресс-состояний в большей степени связана с оптимизацией существующего дисбаланса между стресс-воздействиями и личностными ресурсами. Она осуществляется с помощью специализированных программ обучения и психологических тренингов. Коррекционная работа предполагает глубинную проработку восприятия (субъективной репрезентации) и способов преодоления стрессов в социальных, профессиональных и жизненных ситуациях, способствующих формированию эффективных копинг-стратегий поведения [2].

Данный подход применим к организации психокоррекционной работы в студенческой среде. У большей части учащейся молодежи не сформированы как представления, так и навыки саморегуляции в условиях стресса. Формирование этих навыков необходимо как для эффективной организации жизнедеятельности в целом, так и для преодоления студентами информационного стресса.

Нами разработана программа психодиагностической и психокоррекционной работы со студентами на базе студенческого психологического центра ИрГТУ. Эта работа включает три этапа:



  1. Первичная психодиагностика студентов.

  2. Консультативная и психокоррекционная работа со студентами.

  3. Повторная диагностика студентов.

Психодиагностические методики направлены на исследование уровня дезадаптации, вегетативных дисфункций, нервно-психической устойчивости, самооценки, уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности, коммуникативных умений, копинг-стратегий.

Консультативная работа осуществляется студентами-психологами старших курсов, преподавателями кафедры психологии. Она включает следующие мероприятия:

1) индивидуальные консультации студентов, в ходе которых диагностируются индивидуальная уязвимость к стрессу, стресс-синдромы и даются рекомендации;

2) групповая диагностика дезадаптивных состояний, подверженности стрессу;

3) подбор индивидуальных методов психокоррекционной работы на основе проведенной диагностики;

4) повышение осведомленности студентов в вопросах профилактики негативных последствий информационного стресса: проведение лекций, семинаров со студентами разных специальностей ИрГТУ.

Психокоррекционная работа по профилактике и преодолению стресса заключается в организации и проведении психологических тренингов, направленных на повышение адаптационного потенциала личности. Предлагаются следующие виды тренингов:

1) тренинг повышения личностной самооценки;

2) тренинг формирования коммуникативной компетентности, навыков общения;

3) тренинг формирования навыков психической саморегуляции в условиях острого и хронического стресса;

4) тренинг «Установка позитивной доминанты», формирующий умение видеть события жизни в позитивном аспекте;

5) тренинг телесно-ориентированной терапии, направленный на нейтрализацию или смягчение негативных последствий стрессов, быстрого восстановления сил и работоспособности.

Таким образом, комплексный подход к проблеме профилактики дезадаптивных состояний предполагает формирование у студентов установки на сохранение и укрепление здоровья, вырабатывание навыков и умений преодолевать стрессы, трудные жизненные ситуации. Предполагается повышение адаптационных возможностей студентов в преодолении информационного стресса, что положительно скажется на их жизнедеятельности в целом и, в том числе, на эффективности учебной деятельности.

Библиографический список


  1. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян,

Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М., Ставрополь, 2002. – 203 с.

  1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. – СПб.: Питер, 2007. – 156 .

  2. Дзятковская Е.Н. Информационное пространство и здоровье школьников / Е.Н. Дзятковская, Л.И. Колесникова, В.В. Долгих. – Новосибирск: Наука, 2002. – 132 с.

  3. Иванов В.И. Роль индивидуально-типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности / В.И. Иванов. – Томск, 2002. –24 с.

  4. Хананашвили М.М. Информационные нервозы / М.М. Хананашвили. – Л.: Медицина, 1978. –143 с.




1 Горячук Ирина Витальевна, студентка 4 курса Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук, e-mail: ananevairina.7@mail.ru

Irina Goryachuk, a fourth-year student of Fine, Social and Liberal Arts Institute. E-mail: ananevairina.7@mail.ru



2 Финогенко Елена Ивановна, канд. биол. наук, преподаватель кафедры психологии, e-mail: elena-fin@yandex.ru

Elena Finogenko, Candidate of Biology, a teacher of Psychology Department. E-mail: elena-fin@yandex.ru





Каталог: docs -> science periodical -> mvestnik -> 2 12
mvestnik -> Самоотношение у женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью
mvestnik -> Взаимоотношение языка и культуры
mvestnik -> Особенности восприятия времени профессиональными спортсменами
mvestnik -> Взаимосвязь копинг-стратегий и толерантности к стрессу в напряженных условиях труда
mvestnik -> Мотивация спортивной деятельности у женщин среднего
mvestnik -> Особенности делового этикета в США и в европейских странах
mvestnik -> К вопросу о конфликтной компетентности в деятельности специалистов системы «человек-человек»
mvestnik -> Жанры компьютерного дискурса н. А. Тарасова1, О. А. Крапивкина2
2 12 -> Д. В. Лапина1, Л. А. Ларионова
2 12 -> Мотивации как фактор профессионального становления студентов вуза


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница