Профилактика дезадаптации педагогов в профессиональной деятельности



Скачать 72.36 Kb.
Дата01.06.2016
Размер72.36 Kb.
ТипАнализ
Профилактика дезадаптации педагогов в профессиональной деятельности

Кокунько Л.Я., заведующий МДОУ № 69 г. Белгород

Кривцова Е.А., старший воспитатель МДОУ № 69 г. Белгород
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика. Во-первых, педагогическая профессия - энергозатратная, здоровьеразрушающая; во-вторых - мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», причина этому кроется в "эмоциональном выгорании"; перегрузки в педагогической деятельности требуют длительного времени для восстановления сил, не хватает времени для своего здоровья.
Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью. Активность как свойство всего живого организма выступает в качестве необходимого условия жизни. «Движение – это жизнь», двигательная активность полезна для организма человека, но далеко не все понимают, как она важна она для формирования физического и психического здоровья. Качественный уровень развития профессионализма педагогов напрямую зависит и является показателем состояния их здоровья.
Анализ состояния здоровья педагогов не менее важен в организации здоровьесберегающей деятельности ДОУ, чем анализ состояния здоровья детей. К факторам, провоцирующим ухудшение здоровья педагогов, можно отнести возраст, недостаточный уровень физического состояния, валеологической компетентности, большие эмоциональные нагрузки, которые приводят к дезадаптации в профессиональной деятельности, ведущей к нарушениям различных систем организма.

Равновесие между человеком и профессиональной средой, достигнутое в процессе профессиональной адаптации, не представляет собой некоего статичного состояния. Изменение профессиональной среды, связанное, например, с изменением технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением новой профессии или вступлением в новую должность, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека могут привести к серьезным изменениям в отношении человека к профессии и даже к такому явлению, как профессиональная дезадаптация.

Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и/или отказе от деятельности.
В нашем дошкольном учреждении сложилась своя определенная система здоровьесбережения и здоровьеформирования воспитанников, в основе которой лежит целевая программа по оздоровлению детей. На данный момент в этом направлении мы достигли определенных положительных результатов. Но чтобы сформировать устойчивые мотивации здорового образа жизни у детей, необходимы определенный профессиональный уровень педагогов и их личная заинтересованность и уверенность в правильном выборе пути.
35% педагогов нашего учреждения имеют педагогический стаж более 20 лет, - это женщины в возрасте после 40 лет. Физиологически - это критический период для здоровья, когда начинается старение организма, обостряются хронические болезни, которыми страдают большинство педагогов. Психологически - 20- летний педагогический стаж может привести к "эмоциональному выгоранию", эмоциональной усталости, которые приводят к негативным последствиям в эмоциональной сфере педагога.
В последние время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому – повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело. В условиях модернизации дошкольного образования остро встает проблема заболеваемости педагогических кадров.

В связи с этим в годовой план работы детского сада ежегодно вносятся мероприятия, направленные на укрепление психического и физического здоровья взрослых.

В дошкольном учреждении уже не первый год функционирует клуб «Здоровый педагог», основной целью которого является создание условий для организации работы по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья педагогического коллектива.

Задачи клуба:


1. Мотивировать педагогов на качественную работу в направлении здоровьеформирования.
2. Повышать валеологическую компетентность педагогов.
3. Адаптировать педагогов к внешним условиям профессиональной среды и потребностям внутреннего мира.

4. Способствовать повышению психологического комфорта.

Работа клуба направлена на создание условий для организации работы по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья педагогического коллектива.  Особо важное значение отводится мотивированию педагогов на осознанное отношения к своему здоровью, на создание здоровьесберегающих условий труда.

Занятие в клубе проводится два раза в неделю и запланированы в форме консультаций, тренингов, практикумов и т.д. Оздоровительные мероприятия проводят специалисты ДОУ: инструктор по физкультуре, руководитель ЛФК, психолог, хореограф, медицинские работники.

Деятельность клуба включает работу:

Педагога-психолога:

- психотерапевтические методики (музыкотерапия, арттерапия, смехотерапия, образовательная кинесиология);
- психологические тренинги, (привлечение внешних ресурсов в рамках ассоциации) помогают улучшить психологическое состояние педагогов, повысить их стрессоустойчивость.

- деловые игры с педагогами.

- консультации.Старшей медсестры:- круглый  стол «Наше здоровье »;- консультации на темы: «Здоровье педагога- многоплановость проблемы», «Правила рационального питания», «Здоровье и здоровый образ жизни», «Легко ли быть здоровым?»;- проведение комплекса дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой(профилактика и избавление от насморка, бронхита и бронхиальной астмы, невроза, диабета, болезней сердечно-сосудистой системы, заикания, гипертонии и многих других болезней с помощью дыхательной гимнастики.- анкетирование сотрудников: тест  на физическое состояние здоровья и стрессоустойчивость : В рамках организации охраны труда педагоги проходят периодические медицинские осмотры, при организации рабочего места соблюдается принцип безопасности, обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий и т.д. Для улучшения физического состояния педагогов в детском саду введены: ионизация воздуха рабочего места, ритмическая гимнастика, спортивные мероприятия и др. Инструктора по физической культуре:- диагностика физического состояния сотрудников по следующим параметрам (возраст, рост, вес, гибкость, сила и выносливость);- организовать участие воспитателей и помощников воспитателей в выполнении комплекса  утренней гимнастики вмести с детьми;- выполнение всех заданий на физкультурном занятии воспитателем совместно с детьми;- провидение оздоровительной гимнастики для сотрудников;- организация пеших походов выходного дня в лесопарковую зону (участвуют сотрудники с семьями);-организация активного отдыха по сезону.

Мы считаем, что ценность данной идеи заключается в комплексности решения задач образовательного процесса и стратегических управленческих задач, направленных на развитие кадрового потенциала педагогического коллектива учреждения. Особое значение отводится мотивированию педагогов на осознанное отношение к своему здоровью, на создание здоровьесберегающих условий труда.

В ходе реализации задач  по сохранению психологического и физического здоровья педагога в образовательном учреждении мы ожидаем следующие результаты:

 улучшение  психологического климата  в коллективе;

 снижение ситуативной и личностной тревожности  педагогов;

 формирования  навыков  регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

 повышение самооценки и уверенности  в себе;

 улучшение физического состояния организма;

  Положительные результаты уже есть. За 2010-2011 учебный год было минимальное количество больничных листов, это говорит о том, что физическое и психологическое здоровье педагогов значительно улучшилось.

Вследствие провидения оздоровительных мероприятий  у педагогов улучшились показатели по физической подготовке, повысилась сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. В процессе создания проекта мы еще раз убедились в том, что положительного эффекта можно добиться, если только комплексно воздействовать на все три сферы здоровья: физическое, психологическое и социальное. Это неразрывная триада, которую разъединить невозможно. По уровню социального здоровья можно судить об успешности и активности педагогов и учреждения в целом. Так в нашем детском саду повысится качественный уровень участия в конкурсах различного уровня, произошел рост квалификации педагогов в сторону повышения и т.д., одним словом идет рост педагогического мастерства коллектива. Повышение процента психологического комфорта в коллективе - это показатель стабильности и перспективности деятельности учреждения.

Кроме того, положительная динамика состояния здоровья педагогов положительно отражается на здоровье детей. Таким образом, только планомерная и системная работа по здоровьесбережению педагогов поможет повысить творческий потенциал деятельности учреждения и положительно отразиться на снижении заболеваемости детей, тем самым повысит качество образовательных услуг в ДОУ. Это мы связываем с тем, что педагоги становятся более психологически спокойны, уравновешены, тем самым улучшается психологический климат в детском коллективе. Все это в комплексе с осознанным отношением к собственному здоровью сказывается на соматике детей.

Как гласит народная мудрость «потерять здоровье можно за мгновение, а для восстановления потребуются годы». Мы считаем, что деятельность клуба «Здоровый педагог» поможет многим посмотреть на свое здоровье более внимательно. Психологическая  работа, направленная на активизацию механизмов личностной саморегуляции, обусловливает повышение уровня  профессионального здоровья педагога, как способности выступать активным и ответственным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющимся мире. Поэтому нашим коллективом принято решение – продолжать работу по здоровьеформированию педагогов, расширив диапазон воздействия. Работа планируем строить в трех направлениях:

- продолжать улучшение физического состояния организма посредством дополнительных услуг для педагогов;

- расширить спектр психологических мероприятий по профилактики эмоционального выгорания (акцент на педагогов со стажем от 10 лет);

- обеспечить легкую адаптацию новых работников в организацию для максимально быстрого достижения ими требуемых рабочих показателей и вхождения в педагогический процесс.  

Будем же стремиться к сбережению и укреплению как физического, так и психологического, профессионального здоровья.



Здоровье педагога… Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.
Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница