Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних



страница1/2
Дата11.02.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2
c:\users\user6\desktop\3.jpg

насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.



  1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями.

  2. Профилактика употребления психоактивных веществ - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих употребление алкогольной, наркотической, табачной продукции несовершеннолетними, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями.

  3. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

  4. Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

  5. Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.




  1. Нормативно-правовые основы организации профилактики употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, Республики Татарстан, нормативные документы Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.

В образовательном учреждении должен быть сформирован пакет законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления ими ПАВ, который должен включать следующие нормативно-правовые документы:



  1. Международное законодательство (Конвенция ООН о правах ребенка);

  2. Законы и постановления Российской Федерации:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года;

  • Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 21 апреля 2006 года (в ред. федеральных законов от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П);

  • Закон «Об Образовании» 10 июля 1992 года N 3266-1;

  • Семейный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (12.05.2009 г.);

  • Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;     

  • Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года;

  • Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года;

  • Федеральный закон №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г. (с изменениями и дополнениями).

  1. Законы и постановления Республики Татарстан:

  • Закон Республики Татарстан № 107-ЗРТ «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан» от 01 ноября 2005 года;

  • Закон Республики Татарстан N 50-ЗРТ "О профилактике наркомании и токсикомании" от 29 октября 2009 года;

  • Закон Республики Татарстан № 71-РТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, и нравственному развитию в Республике Татарстан» от 14 октября 2012 года;

  • Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №924 «О развитии молодежного правоохранительного движения в Республике Татарстан» от 30 октября 2012 года;

  • Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 1043 "Об утверждении Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012 - 2014 годы" от 21 декабря 2011года;

  • Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 90 "О Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы" от 11 февраля 2013 года;

  • Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №1043 «Об утверждении республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан» от 21 ноября 2011 года;

  • Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №289 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2010 №865 "О Долгосрочной целевой программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" от 11 апреля 2012 года;

  • Комплексная программа профилактики правонарушений в Республике Татарстан на 2011-2014 годы. (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 890 от 10 ноября 2010 года);

  • Долгосрочная целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011-2015 годы (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №866 от 29 октября 2010 года);

  • Протоколы заседания антинаркотической комиссии в Республике Татарстан;

  • Программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан.

  1. Постановления и распоряжения Главы администрации и руководителя Исполнительного комитета НМР:

  • Комплексная программа профилактики правонарушений и усиления охраны общественного порядка в Нижнекамском муниципальном районе на 2013-2015 годы;

  • Решение Нижнекамского городского Совета № 28 от 3.09.2012 г. "О состоянии и мерах по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму в городе Нижнекамске";

  • Комплексная программа по снижению распространения заболеваемости, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), «Анти-СПИД» на 2013-2016 годы;

  • Программа управления образования «Школа ответственного родительства»;

  • План мероприятий, направленных на обеспечение безопасности несовершеннолетних в Нижнекамском муниципальном районе;

  • План мероприятий в рамках стратегии в интересах детей на 2013-2017 годы в Нижнекамском муниципальном районе;

  • Протоколы заседания антинаркологической комиссии в Нижнекамском муниципальном районе.

  1. Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  2. Приказы, распоряжения управления образования;

  3. Инструктивные и методические письма управления образования;

  4. Приказы руководителя образовательного учреждения;

  5. Протоколы ведения заседаний педагогического совета;

  6. Протоколы ведения заседаний попечительского совета образовательного учреждения;

  7. Протоколы ведения заседаний родительского комитета образовательного учреждения;

  8. Протоколы ведения заседаний Совета школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

  9. Методические рекомендации для педагогов:

  • Методические рекомендации МО и Н РТ в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков;

  • Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Республики Татарстан;

  • Методические материалы (рекомендации) МО и Н РТ "Разъяснение основ российского законодательства в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений";

  • О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков.

Систематически необходимо обновлять нормативную базу через различные информационные источники: Интернет, публикации в СМИ, официальные сайты органов государственной власти и Нижнекамского муниципального района, сборники нормативных документов и т.д. 


  1. Функции муниципальных общеобразовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления мим ПАВ.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями). 

Модель профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления ими ПАВ

Организация психокоррекционной и воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними начинается с анализа источников, лежащих в основе развития отклоняющегося поведения. Его направленность определяют мотивы и потребности подростков. Причины разнообразных недостатков в нравственно-правовом развитии детей и подростков отличаются комплексным характером и, как правило, начинаются с недочетов в семейном воспитании. Вместе с тем источниками отклонений в поведении являются отрицательное отношение учащихся к учебе, неблагополучное положение в коллективе, влияние отрицательной микросреды, отсутствие возможности проявить себя в какой-либо деятельности. На характер мотивов и потребностей, а также выбор средств их реализации существенное влияние оказывают ценностные ориентации подростков. Они формируются в усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.



Цель реализации модели профилактики - максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование адаптивного поведения учащихся.

Задачи:

  • создать условия для осознания обучающимися своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблеме;

  • осуществлять раннее выявление причин способствующих отклонениям в поведении;

  • минимизировать факторы, препятствующие личностному развитию обучающихся, способствующие отклонениям в поведении;

  • обучить подростков способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, психологической защиты, навыкам эффективного общения в различных жизненных ситуациях;

  • разрешение личностных конфликтов;

  • направлять активность учащихся в социально-полезное русло, оказывать помощь в профессиональном и жизненном самоопределении;

  • формировать основы здорового образа жизни.



Схема профилактики
Социально-психологический мониторинг

Профилактическая работа с учащимися, родителями

Индивидуальная диагностика учащихся группы «риска» и семей СОП

Развивающая и коррекционная работа по результатам диагностики

Диагностика эффективности работы с учащимися группы «риска» и из семей СОП
Принципы работы:


  1. Личностно ориентированная направленность.

  2. Обеспечение условий для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности.


Этапы работы образовательных учреждений

по профилактике правонарушений несовершеннолетних

:

Профилактический этап: осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:

  • организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся;

  • включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;

  • использование педагогами современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;

  • организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций районного, республиканского  уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

  • организацию деятельности детских общественных объединений правовой направленности («SаMоSтоятельные дети», отряды профилактики правонарушений и др.);

  • привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

  • создание страницы на школьном сайте, размещение специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения, толерантного сознания, вопросам личной безопасности обучающихся.


Диагностический этап:

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.
    Работа в этом направлении предусматривает:

  • разработку системы ежедневного учета детей, отсутствующих на учебных занятиях с выяснением причин отсутствия и принятием оперативных мер по его возвращению;

  • направление в управление образования анкеты установленного образца (приложение № 1) на выявленного несовершеннолетнего, не посещающего образовательное учреждение;

  • направление (ежемесячно) информации о «трудных» учащихся, о проделанной работе в управление образования (отчет по установленной форме – приложение № 3);

  • совершенствование системы воспитательно-профилактической работы в образовательном учреждении;

  • обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

  • разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;

  • организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

  • проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).

2. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Работа в этом направлении предусматривает:



  • организацию обходов микрорайона школы с целью выявления детей школьного возраста, подлежащих обучению и определению условий, в которых они проживают;

  • организацию работы в микрорайоне школы зонального инспектора подразделения по делам несовершеннолетних, совместное посещение семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку при необходимости);

  • организацию работы заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, обучающихся, участкового инспектора, медицинского работника, оформление и своевременное направление в ЦПСиД «Веста» карты для постановки на учет по категории «Семьи в социально опасном положении» или «ТЖС» (приложение №2);

  • организацию рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др.;

  • создание банка данных по семьям «группы риска» в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

  • привлечение субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, органов родительского соуправления, попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детей;

  • своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения;

  • организацию индивидуальных учебных занятий с обучающимися, долгое время не посещавших образовательное учреждение;

  • обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организацию бесплатного питания.


Коррекционно-реабилитационный этап: оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

  1. Постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении, либо отклонения в обучении;

  2. Проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики:

  • выявление факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие личности несовершеннолетних, причин отклонений поведения (например: обследование жилищно-бытовых условий, внешнегрупповая референтометрия, опросники по проблемам воспитания: «Подростки о родителях», «АСВ» и др.);

  • определение степени деформации личности, типа акцентуации характера, особенностей эмоционально-волевой сферы (например: опросник школьной тревожности Филипса, методика Леонгарда для определения акцентуаций характера, тест описания поведения Томаса, методика «Ценностные ориентации» Рокича, методика измерения степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (В.Зунга), методика диагностики мотивации учения и т.п., по необходимости);

  • выявление интересов и положительных качеств, на которые можно опереться в коррекционно-развивающей работе;

  • выявление доминирующих синдромов дезадаптации (карта наблюдений Д.Стотта);

  • социометрия;

  • промежуточная диагностика изменений, с целью корректировки индивидуальных программ профилактики;

  • социально-психологические мониторинги в образовательных учреждениях с целью раннего выявления проблем учащихся.

  1. Разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

  2. Привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, психологов, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

  3. Привлечение общественных воспитателей для проведения работы по исправлению несовершеннолетнего, искоренения имеющихся у него вредных и аморальных привычек и представлений:

  • оказание помощи в трудоустройстве и временной занятости, организации отдыха несовершеннолетнего;

  • оказание помощи в эффективном использовании свободного от посещения образовательного учреждения времени, привлечение к досуговой и спортивной занятости, к участию в общественно полезном труде, вовлечение в работу внешкольных детско-подростковых учреждений и клубов.

  • способствование формированию у несовершеннолетнего навыков общения, поведения, правосознания, правовой культуры.

  • регулирование конфликтов, возникающих между подростком и законными представителями.

  1. Разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении:

  • планирование и реализация мер для повышения учебной мотивации;

  • формирование научно-правовых представлений о последствиях асоциального поведения;

  • обучение конструктивным способам решения конфликтов;

  • мотивация учащихся к самовоспитанию;

  • коррекция эмоционального состояния;

  • подключение учащихся к работе по профилактическим программам и проектам, с целью направления энергии в социально-полезное русло).

  1. Осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

  2. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних:

  • развитие системы дополнительного образования детей в образовательном учреждении;

  • разработку и реализацию программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

  • организацию постоянного мониторинга посещаемости детьми «группы риска» спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий по интересам;

  • обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.

Итоговый этап:

  • оценка эффективности проведенных мероприятий, планирование дальнейшей работы, выработка рекомендаций;

  • изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью, отношения к вопросам ЗОЖ, актуальных проблем;

  • изучение удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения, положением ребенка в школьном коллективе.

Алгоритм

действий классного руководителя

по предупреждению правонарушений.



  1. Составление социального паспорта класса.

  2. Выявление случаев раннего неблагополучия детей «группы риска».

  3. Подготовка необходимых документов для постановки подростка на ВШУ.

  4. Информирование всех заинтересованных в профилактической работе лиц по данному факту (зам.директора по воспитательной работе, социального педагога, педагогов-предметников).

  5. Участие в разработке индивидуальной карты социального и психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

  6. Вовлечение в досуговую, общественно-полезную деятельность.

  7. Осуществление контроля за посещаемостью занятий, успеваемостью обучающегося; по итогам ежедневного оперативного контроля осуществление индивидуальной работы с подростком, информирование родителей.

  8. Организация индивидуальной работы с родителями.

  9. Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование администрации школы, родителей о результатах профилактической работы с подростком.

  10. При необходимости подготовка и направление материала на Совет профилактики образовательного учреждения или вынесение вопроса о снятии подростка с ВШУ.

Алгоритм действий классного руководителя

по факту совершения подростком правонарушения.


  1. Поступление информации от субъектов профилактики о совершении подростком правонарушении.

  2. Информирование всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (соц. педагога и родителей).

  3. Сбор информации, характеризующей подростка, его окружение, семью.

  4. Подготовка необходимых документов для постановки подростка на ПДН, КДН.

  5. Составление карты социального сопровождения учащегося, разработка плана инд.работы с подростком с привлечением всех специалистов.

  6. Разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.

  7. Разработка (корректировка) плана работы с родителями обучающихся детей.

  8. Проведение индивидуальной профилактической работы с подростком.

  9. Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование Советов профилактики, администрации школы по результатам профилактической работы.

  10. При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании - представление интересов подростка, или внесение вопроса о снятии с ВШУ, ПДН, КДН.

Алгоритм действий социального педагога.



  1. Сбор информации о социальном неблагополучии подростков, обучающихся в ОУ, или подростках, совершивших правонарушения.

  2. Изучение социально-педагогических особенностей личности подростка, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с подростком и родителями).

  3. Составление индивидуальной карты сопровождения подростка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (постановка на бесплатное или льготное питание в школе, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, организация занятости подростков во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство и др.).

  4. Направление в КДН и Управление образования отчет по формам 1 и 2.

  5. Привлечение общественного воспитателя для проведения работы по исправлению несовершеннолетнего, искоренения имеющихся у него вредных и аморальных привычек и представлений.

  6. Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлечение соответствующих служб для работы с подростком.

  7. При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании КДН - представление интересов подростков, вынесение вопроса о снятии с ВШУ, ПДН, КДН.

  8. По необходимости внесение предложения подготовка документов по устройству подростка в соц. приют, на лишение родительских прав, устройство в приемную семью.

  9. Анализ социальной адаптации обучающегося и отчет по результатам профилактической работы на Совете профилактики, педагогическом Совете.

Алгоритм действий педагога-психолога.



  1. Сбор информации о социальном неблагополучии подростков, обучающихся в ОУ, или подростках, совершивших правонарушения.

  2. Изучение психолого-педагогических особенностей личности подростка, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с подростком и родителями), выявление интересов и потребностей и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений и поведении обучающегося (анкетирование, индивидуальные беседы с подростком, классным руководителем)..

  3. Составление индивидуальной карты сопровождения подростка по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки (проведение тренингов, индивидуальных бесед, корректирующих занятий).

  4. Составление индивидуальной психолого-педагогической карты семьи подростка (коррекция взаимоотношений в семье, общение между родителями и ребенком, проведения индивидуальных консультаций, тестирования).

  5. Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлечение соответствующих служб для работы с подростком.

  6. Информирование педагогического коллектива школы, Совета профилактики о результатах психолого-педагогической коррекции подростка.

  7. Участие в заседаниях Совета профилактики школы и при необходимости внесение предложений о снятии с учета.


Алгоритм действий общественного воспитателя.

  1. Изучение личности подростка, имеющихся в семье проблем (материальных, морально-психологических и др.).

  2. Посещение семью несовершеннолетнего по месту жительства, беседа с родителями, соседями.

  3. Посещение подростка по месту учебы (работы), беседа с учителями, преподавателями, мастером, членами коллектива и т.д.

  4. Разработка индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и плана мероприятий по ее реализации.

  5. Разработка документации общественного воспитателя, в которой фиксируются все мероприятия, организуемые с воспитанником, беседы, посещения по месту жительства, учебы, работы и т.д. (Приложение №4).

  6. Сотрудничество с психологом по выявлению причин негативного поведения подростка, работа по его рекомендации, при необходимости со специалистами профилактических субъектов.

  7. Принятие мер для получения несовершеннолетним образования, содействие регулярному посещению несовершеннолетним общеобразовательного учреждения, наблюдение за успеваемостью, поведением в школе, на работе, в семье, на улице, в общественных местах.

  8. При необходимости совместно с педагогами подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании КДН - представление интересов подростков, вынесение вопроса о снятии с ВШУ, ПДН, КДН.


Алгоритм действий заместителя директора по воспитательной работе.

  1. Обеспечение нормативно-правовой базы:

  2. Уточнение и согласование с ОДН списков учащихся, стоявших на учете в ОДН;

  3. Посещение заседаний Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных заседаний. Участие и ознакомление с решением в отношении привлечения к ответственности подростка или родителей.

  4. Осуществление контроля и руководство деятельностью классных руководителей по организации профилактической работы с несовершеннолетними через:

  • проверку документации классного руководителя;

  • отчеты классных руководителей и социального педагога;

  • обучение классных руководителей на МО классных руководителей и индивидуальное консультирование их по вопросам профилактики;

  • организацию работы профилактических стендов в образовательном учреждении.

  1. Взаимодействие с внешними профилактическими структурами;

  2. Оказание практической помощи классному руководителю в привлечении учащихся «группы риска» к внеурочной деятельности, в особенности в летний период.

  3. Изучение нормативно-правовых документов, опыта организационно педагогической деятельности и использование их в практике профилактической работы.

  4. Проведение анализа профилактической работы в ОУ за периоды. Сдача отчетов по итогам профилактической работы в вышестоящие инстанции.


Примерный алгоритм действий

образовательного учреждения по контролю за посещаемостью учеников.

  1. Проводить ежедневный мониторинг посещения занятий несовершеннолетними.

    1. По каждому случаю непосещения занятия информировать законных представителей.

  2. С целью исключения фактов сокрытия совершения несовершеннолетними самовольных уходов, фактов совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, при непосещении занятий беспрерывно 3 учебных дней (в том числе, когда законными представителями в устной форме сообщается в образовательное учреждение о наличии уважительной причины) осуществлять посещение семьи несовершеннолетнего.

  3. Проводить ежемесячный мониторинг посещений.

    1. При выявлении непосещения занятий без уважительной причины несовершеннолетним в количестве 30% от общего числа запланированных:

      1. информировать законных представителей (направление письма, либо проведение беседы, с составлением акта беседы) под роспись;

      2. информировать инспектора ПДН, обслуживающего образовательное учреждение;

      3. Рассматривать на совете профилактики вопрос непосещения занятий;

  4. Рассматривать вопрос о постановке на внутришкольный/внутриколледжевый профилактический учет:

4.4.1. При повторном выявлении факта непосещения занятий без уважительной причины несовершеннолетним в количестве 30% от общего числа запланированных.

4.4.2. В случае выявления факта непосещения занятий без уважительной причины несовершеннолетним, в количестве 50% от общего числа запланированных.

4.4.3. В случае, когда несовершеннолетний не приступил к занятиям в новом учебном году (полугодии, четверти) по истечению 2-х недель (10-12 учебных дней).

4.4.4. В случае, когда пропуски занятий по неуважительной причине составляют от 10% до 30% от общего числа запланированных и носят систематический характер, что влечет не аттестацию по ряду учебных дисциплин (за учебную четверть, полугодие).

  1. Направлять копии документов, подтверждающих проведение профилактической работы с несовершеннолетним, в ПДН Нижнекамского муниципального района для привлечения законных представителей к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение родительских обязанностей по обучению несовершеннолетних детей:

    1. В случае выявления третьего факта непосещения занятий без уважительной причины несовершеннолетним, в количестве 30% от общего числа запланированных;

    2. В случае выявления факта непосещения занятий без уважительной причины несовершеннолетним, в количестве 50% от общего числа запланированных.

    3. В случае, когда несовершеннолетний не приступил к занятиям в новом учебном году (полугодии, четверти) по истечению 2-х недель (10-12 учебных дней).

    4. В случае, когда пропуски занятий по неуважительной причине составляют от 10% до 30% от общего числа запланированных и носят систематический характер, что повлекло не аттестацию по ряду учебных дисциплин (за учебную четверть, полугодие).




  1. Совет профилактики правонарушений в образовательном учреждении.

Совет профилактики (далее «Совет») в образовательном учреждении осуществляет работу по профилактике асоциального поведения детей в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в пределах своей компетенции.

К основным направлениям деятельности Совета относятся:



  • просвещение – формирование у обучающихся, и их родителей (законных представителей), у педагогических работников потребности в расширении юридической, медицинской, социальной, психолого-педагогической базы знаний; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений;

  • профилактика – реализация комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков; предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся, разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; постановка учащихся на учет в ОДН, ВШК и снятие с учета; постановка на учет неблагополучных семей;

  • диагностика – углубленное социально-психолого-педагогическое изучение проблемных детей и неблагополучных семей на протяжении всего периода обучения ребенка в школе; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений;

  • консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах воспитания и обучения посредством социально-психолого-педагогического консультирования;

  • коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности учащегося, осуществляемое на основе совместной деятельности специалистов Совета и других компетентных лиц;

  • анализ – изучение результатов работы Совета.


1.2.Функциональные обязанности специалистов Совета профилактики образовательного учреждения.

Совет, объединяющий группу специалистов, оказывает первичную и специализированную помощь участникам образовательного процесса. Функциональные обязанности специалистов Совета расширяются на разных этапах работы с учащимся или семьей. Все специалисты несут ответственность за конфиденциальность полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред несовершеннолетнему.


Порядок формирования Совета

Состав Совета формируется директором образовательного учреждения и утверждается приказом.

Совет состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов совета.

Членами Совета могут быть заместители директора, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, медицинские работники, представители Попечительского совета, родительской общественности, органов ученического самоуправления, а также представители органов внутренних дел и иных органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Численность состава Совета от 7 до 15 представителей.

Функции Совета

Директор образовательного учреждения:



  • осуществляет полный контроль за работой Совета.

Заместитель директора по воспитательной работе:



  • контролирует документацию Совета в течение учебного года;

  • оказывает необходимую методическую помощь;

  • организует мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и ПАВ;

  • контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;

  • организует досуг и дополнительное образование учащихся;

  • отслеживает работу по базе данных «группы риска»

  • осуществляет мониторинг;

  • докладывает об итогах работы Совета на педсоветах образовательного учреждения.

Педагог-психолог:



  • ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии;

  • осуществляет психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата;

  • осуществляет консультативную помощь учащимся, родителям;

  • способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

  • определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи;

  • консультирует по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения;

  • обеспечивает проведение различных форм профилактической работы с педагогами, родителями и учащимися.

Социальный педагог:



  • изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска», условия жизни;

  • обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями;

  • выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации. Отклонения в поведении учащихся «группы риска» и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

  • выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

  • отслеживает социальные условия семей, составляет социальный паспорт образовательного учреждения;

  • готовит необходимые документы для обращения в КДН, УВД.

Учителя:


  • формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;

  • участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»;

  • активно участвуют в реализации программ превентивного обучения;

  • оказывают посильную помощь в проведении мероприятий направленных на профилактику правонарушений.

Медицинский работник:



  • расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;

  • проводит запланированные занятия, направленные на профилактику злоупотребления ПАВ детьми и подростками;

  • предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся «группы риска».

Представитель правоохранительных органов:



  • расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;

  • активно работает с учащимися «группы риска»;

  • проводит встречи с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;

  • совершает совместные рейды в семьи учащихся «группы риска» с социальным педагогом.


Организация работы Совета

Председатель Совета:



  • организует работу Совета;

  • определяет повестку дня, место и время проведения заседания Совета;

  • председательствует на заседаниях Совета;

  • подписывает протоколы заседаний Совета.

В отсутствие председателя его обязанности выполняет заместитель председателя.
Секретарь Совета:

  • составляет проект повестки для заседания Совета, организует подготовку материалов к заседаниям Совета;

  • информирует членов Совета о месте, времени проведения и повестке дня Совета, обеспечивает их необходимыми справочно-информационными материалами;

  • оформляет протоколы заседаний Совета, осуществляет анализ и информирует Совет о ходе выполнения принимаемых решений.


Порядок работы Совета

  1. Совет совместно с администрацией ОУ разрабатывает Программу профилактики и организует ее реализацию.

  2. Определяет ответственных членов Совета за организацию проведения профилактических направлений Программы, рассматривает и утверждает планы работы по направлениям Программы, вносит свои коррективы и осуществляет контроль за их исполнением.

  3. Получает информацию о случаях проявления конфликтного, негативного и криминального характера в поведении обучающихся, негативного влияния на них родителей или других лиц, сообщения из правоохранительных органов, КДН, органов здравоохранения.

  4. Организует проверку полученных сведений, принимает меры для нормализации конфликтных ситуаций, примирения сторон или поручает ПМПк провести проверку и подготовить заключение о постановке учащегося на ВШК и на учет ОДН.

  5. Выносит решения о постановке или снятии с ВШК, а также решения о постановке на учет в ОДН.

  6. В своей деятельности по организации и проведению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,употребления ими ПАВ, взаимодействует с территориальными правоохранительными органами, КДН, УФСКН, органами и учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, родительской и ученической общественностью, а также с другими общественными организациями и объединениями.

  7. Принимает решение о создании детских общественных объединений (ученическая Служба примирения, «Юный инспектор движения», «Юный пожарный», ОППН, «Самостоятельные дети», «Юный лидер» и т.д.).

  8. Проводит переговоры, беседы с родителями и другими лицами, у которых возникли конфликтные ситуации с учащимися.

  9. Планирует и организует иные мероприятия и взаимодействия, направленные на предупреждение асоциального поведения учащихся.

  10. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц. Внеплановое заседание Совета проводится по решению председателя Совета, либо по инициативе не менее половины членов Совета.

  11. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов Совета.

  12. Члены Совета участвуют в его работе лично и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

  13. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета.

  14. Заседание Совета в течение трех дней со дня его проведения оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем Совета. Протоколы заседаний Совета номеруются с начала учебного года и хранятся у председателя Совета.


Документация, регламентирующая деятельность Совета:

  • Приказ об организации Совета профилактики в ОУ;

  • Положение о Совете;

  • План работы Совета;

  • Протоколы заседаний Совета.


V. Номенклатура дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.



В образовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, должна включать:

    1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений (см. раздел «Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления ими ПАВ»).

    2. Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактики наркомании и алкогольной зависимости (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних и др.).

    3. Документы образовательного учреждения по реализации целевых программ, направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и профилактику наркомании и алкогольной зависимости (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).

    4. Организационная структура (схема) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактики наркомании и алкогольной зависимости в школе (компоненты системы, взаимосвязи внутренние и внешние, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).

    5. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике наркомании и алкогольной зависимости (информации, справки, отчеты образовательного учреждения, доклады, выступления).

    6. Статистическая информация (общее количество обучающихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, информация управления образования, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:

  • несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН УВД, УФСКН, наркодиспансере;

  • несовершеннолетних, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин;

  • обучающихся, состоящих на внутришкольном учете;

  • многодетных семей;

  • семей, имеющих одного родителя;

  • семей с низким материальным уровнем;

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • опекаемых детей и детей из патронатных семей;

  • детей-инвалидов.

    1. Взаимодействие с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнекамского муниципального района, отделом по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, УФСКН, органами и учреждениями социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства и др. (документы о рассмотрении дел обучающихся школы, решения КДНиЗП, информация о совместных акциях, рейдах, переписка).

    2. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактики наркотизации и алкоголизации (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).

    3. Внутришкольный контроль по профилактике все видов правонарушений (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).

    4. Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактики наркотизации и алкоголизации (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, попечительского совета).

    5. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки управления образования, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

    6. Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов, диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и др.).

    7. Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности, правонарушений, наркомании (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).

    8. Работа школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних (Положение о совете, его состав, план работы, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).

    9. Работа общественных воспитателей (Приложение №6).

    10. Система учета детей, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной профилактической работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.).

У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.

В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.


V. Организация контроля за осуществлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления ими ПАВ.

Одной из важных функций в деятельности образовательных учреждений является контроль.



Контроль – это одна из функций управления, позволяющая иметь информацию о состоянии образовательной системы и корректировать процесс ее функционирования. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь, делает управление чувствительным к изменениям.

В ходе реализации функции контроля управленец производит сбор информации, которую должен проанализировать, чтобы систему перевести из одного состояния в другое – более качественное.

Контроль имеет несколько задач, среди которых:


  • выявление необходимости принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение не соответствует желаемому;

  • формирование информационной базы для оценки работы педагогического коллектива и побуждения его к продуктивной работе;

  • выявление наиболее ценного опыта педагогической и управленческой деятельности.

Контроль способствует сохранению единого образовательного пространства, разграничению компетенций между субъектами управления, правовому регулированию деятельности тех или иных объектов контроля.

Виды контроля подробно описываются в педагогической литературе.

Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, с учетом складывающейся ситуации и целей управления.

Объектами контроля профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления ими ПАВ, могут быть на уровне образовательного учреждения: деятельность заместителей директора, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, воспитательные системы классов и др.

Продуктом контрольно-инспекционной деятельности выступает аналитическая справка.



Аналитическая справка - итоговый документ, отражающий результаты аналитической деятельности управленца. Она содержит систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам состояния образовательного процесса (системы).

Приложение №1


АНКЕТА ВЫЯВЛЕННОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО,

НЕ ПОСЕЩАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Раздел 1 РЕГИСТРАЦИОННЫЙ № ____________

_________________________________________________________________________(служба, организация, орган или учреждение, выявившее ребенка)

Дата регистрации (заполнения) ______________________________________________

(год, число, месяц).

Сведения о ребенке (на дату заполнения)

_________________________________________________________________________


(фамилия, имя, отчество)
Пол М Ж Дата рождения___________________________________________

(год, месяц, число)

Статус ребенка ___________________________________________________________

(в соответствии с главой 2 Положения о порядке выявления и учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного


общего и среднего (полного) общего образования в Нижнекамском муниципальном районе)

Место рождения

_________________________________________________________________________

(республика, край, область, населенный пункт)

Свидетельство о рождении (Паспорт): № _____ серия _______
дата выдачи, кем выдано____________________________________________________
Сведения о родителях (на дату заполнения):
Мать_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место работы_____________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Место работы ____________________________________________________________

Директор образовательного учреждения

М.П.


Раздел 2 (оборотная сторона)
Управление образования

Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района

Факт не посещения несовершеннолетним учебного заведения внесен в реестр детей «группы риска» «______» ______________________ 20___ года под №_____________


Принятые меры к несовершеннолетнему и его родителям________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение психолога _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель руководителя

Исполнительного комитета НМР РТ –

начальник управления образования А.Р.Фаретдинов




Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа
files -> Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница