Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы



страница1/4
Дата11.02.2016
Размер0,65 Mb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3   4




На правах рукописи


ПОПОВИЧ Алексей Эмильевич

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой

степени доктора педагогических наук

Москва - 2011

Работа выполнена на кафедре психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета

им. М.А. Шолохова




Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор Сенатор Светлана Юргеновна


Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор исторических наук, профессор, член-корр. РАО


Кривошеев Владимир Филиппович

доктор педагогических наук, профессор

Леванова Елена Александровна
доктор педагогических наук, профессор Белогуров Анатолий Юльевич
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко


Защита диссертации состоится «21» декабря 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16–18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАКа Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан «__» ноября 2011 г.



Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор







Т.В. Туманова





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции личности, ценностные трансформации, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненных ориентаций школьников, определяются профессиональные и социальные перспективы личностного развития.

Усиление интереса к проблеме профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Поворот российского образования к личностному и профессиональному развитию в условиях школьного обучения поставил принципиальный вопрос о разностороннем развитии личности школьника. При этом определился очень важный аспект – за школьником закрепился статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего индивидуальностью, правом выбора, рефлексией, самоактуализацией.

В условиях модернизации системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач образовательного учреждения стоит создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.

Системообразующим фактором личностного самоопределения является профессиональное самоопределение, понимаемое в педагогической науке как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде (Е.А. Климов). Этот длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути. Эффективность профессионального самоопределения личности зависит от характера педагогического сопровождения данного процесса, управления данным процессом, то есть создания оптимальных условий для самостоятельного, осознанного выбора школьниками будущей профессиональной деятельности.

Период выбора профессии приходится на старший школьный возраст. Для него характерны самоактуализация, принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. И это является важнейшим основанием взвешенного выбора учащимися качественного образования, соответствующего потребностям и способностям, траектории личностного развития, приоритетам в профессиональной сфере, ценностным ориентациям и индивидуально выраженным целям. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом в социальной ситуации развития старшеклассников (Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.А. Климов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

В настоящее время выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение школьников происходит в условиях нестабильной ситуации в российской и мировой экономике. Неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно принять решение по поводу своего будущего, сделать самостоятельный профессиональный выбор. В связи с этим, проблема управления профессиональным самоопределением старшеклассников, психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования адекватного выбора профессионального пути, а также потребностей общества становится в настоящее время особо актуальной.



Степень разработанности проблемы.

Проблема профессионального самоопределения сложна и многоаспектна. Она структурирована на философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях. Различные аспекты проблемы профессионального самоопределения личности изучались учеными на протяжении ряда этапов развития педагогической науки. Так, психолого-педагогические основы развития личности освещены в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, Б.З. Вульфова, И.Б. Котовой, А.В. Петровского, Г.Н. Филонова и др.

Различные аспекты социальной и социально-педагогической деятельности образовательного учреждения рассматриваются в работах Н.Е. Бекетовой, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, А.В. Мудрика и др.

Философские аспекты теории самоопределения нашли глубокое отражение в работах Л.М. Архангельского, Л.П. Буевой, О.Г. Дробницкого, Н.Д. Зотова, Э.В. Ильенкова и др., которые систематизирующим свойством самоопределения называют нравственную ответственность личности.

С социологических позиций понятие «самоопределение» рассматривается в контексте социального становления личности, вхождения ее в различные социальные сферы, освоения определенных норм, ценностей, установок, принятых в обществе (М.В. Батырева, О.И. Карпухин, И.С. Кон, Е.А. Латуха, Т.В. Машарова, А.В. Миронов, И.В. Ширяева и др.).

В психолого-педагогической науке профессиональное самоопределение рассматривается в тесной взаимосвязи с общим процессом самоопределения и самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Батаршев, В.П. Бондарев, Е.М.Борисова, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, Н.П. Капустин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, Д.И. Фельдштейн и др.).

Профессиональное самоопределение как процесс усвоения социальных ролей в процессе социализации рассматривали также А.Г. Асмолов, Т.И. Екимова, Н.Э. Касаткина, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, Т.В.Рогачева, Е.В. Титов, С.Н. Чистякова, П.А.Шавир и др.

Изучением вопросов профессионального выбора, профессиональной пригодности, профессионального отбора, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития, занимались такие авторы как Е.М. Борисова, А.М.Газиева, Е.С.Засыпкина, Е.А. Климов, Л.А.Кравчук, И.И. Легостаев, С.А.Сидоренко и др. Проблемы выбора профессии старшеклассниками отражены в исследованиях А.Е Голоншток, Е.А. Климова, И.В.Мерзлякова, В.А. Полякова, Н.А.Сухановой, С.В.Фроловой, С.Н. Чистяковой и др.

Исследование управления профессиональным самоопределением личности в форме управленческого сопровождения нашло отражение в научных трудах Л.П.Бурцевой, Е.С.Зуевой, Л.В.Кондратенко, Н.В.Кустовой, Л.М.Митиной, В.Л.Савиных, А.Н.Чистяковой.

Теоретические и эмпирические исследования вопросов профессионального самоопределения старшеклассников показывают, что формирование и развитие важнейших качеств и ценностных ориентаций, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией, фокусирует в себе профильное обучение, которое в процессе профессиональной ориентации школьников создает условия для формирования самостоятельного, осознанного выбора школьниками будущей профессиональной деятельности. То есть, профильное обучение как педагогическое средство, с одной стороны, воздействует на психические образования личности его участников, а, с другой, влияя на социальную среду (в рамках нашего исследования – на образовательную среду), создает педагогические условия для профессионального самоопределения.

Одной из ключевых идей профильного обучения является разработка индивидуальной образовательной траектории личности, поскольку она направлена на педагогическую поддержку индивидуальности школьника, развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, стимулирование творчества и духовности в условиях образовательной среды. Индивидуальная образовательная траектория личности предполагает учет психофизиологических возможностей старшеклассника и ресурсов овладения образовательными областями.

В педагогической литературе активно исследуются основные подходы к организации профильного обучения в школе (Л.К.Артемова, Т.П. Афанасьева, С.Г.Броневщук, С.С.Кравцов, П.С. Лернер, Н.В. Немова, Т.Г. Новикова, Е.Е. Федотова). Дидактическому и методическому обеспечению профильной подготовки посвящены работы Г.В. Дорофеева, Т.А. Козловой, Т.М. Матвеевой, Н.Ф. Родичева, А.М. Шамаевой. Некоторые обобщения и методические рекомендации по практической реализации профильного обучения представлены в работах О.Г. Андрияновой, Е.В. Ворониной, Г.М. Кулешовой, С.А. Писаревой, С.Н. Чистяковой и др. Однако во всех этих работах профильное обучение рассматривается как отдельный, обособленный объект, вне контекста управления профессиональным самоопределением старших школьников. В этой связи представляет научный и практический интерес проблема организации профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения.

Огромный информационный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В такой ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения.

В то же время, как показывает проведенный нами теоретический анализ, большое количество научных трудов, в которых раскрыты отдельные стороны проблемы психолого-педагогического сопровождения и содействия в профессиональной ориентации старших школьников, не обеспечивают педагогов ясным и целостным представлением о сущности и условиях эффективного управления процессом профессионального самоопределения старшеклассников.

Данное обстоятельство подтверждается рядом противоречий между:

- общественной потребностью в формировании процесса профессионального самоопределения старшеклассников и несовершенством системы профориентационной работы в воспитательном процессе общеобразовательной школы;

- имеющимся потенциалом психолого-педагогических средств управления профессиональным самоопределением личности и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью системы его педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы;

- потребностью в разветвленной и эффективной системе профессионального самоопределения старшеклассников и необходимостью совершенствования воспитательной деятельности общеобразовательной школы в этом направлении;

- необходимостью повышения качества психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников и недостаточной разработанностью средств активизации данного процесса.

Эти противоречия определили проблему исследования, состоящую в необходимости научно обоснованного определения механизмов процесса профессионального самоопределения старшеклассников на основе совершенствования образовательного, развивающего, воспитательного, стимулирующего аспектов профильного обучения в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Социокультурная, психолого-педагогическая значимость и недостаточная разработанность теоретико-методологических основ профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения, позволяющего придать этому процессу личностно развивающую направленность и аксиологические векторы функционирования, обусловили выбор темы исследования «Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы».

Цель исследования: разработать теоретико-методологические основы профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения, а также теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионального самоопределения учащихся в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе в аспекте профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников в процессе профильного обучения в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы будет эффективным, если:

- профессиональное самоопределение старшеклассников рассматривается в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса школы;

- актуализированы ресурсные возможности педагогического процесса образовательного учреждения для развития профессионального самоопределения старшеклассников;

- сформулирована концепция профессионального самоопределения на базе профильного обучения старшеклассников;

- разработана и внедрена в педагогический процесс школы модель профессионального самоопределения старшеклассников;

- выработана операционально-процессуальная составляющая профильного обучения в контексте комплексной программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения

- разработан диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за процессом профессионального самоопределения с целью его прогнозирования и коррекции;

- определены организационно-педагогические условия, реализуемые на основе закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса.



В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

  2. Изучить и актуализировать ресурсные возможности педагогического процесса образовательного учреждения для организации профессионального самоопределения старшеклассников; определить основные методологические и концептуальные подходы к изучению процесса профессионального самоопределения старшеклассников в системе профильного обучения.

  3. Сформулировать концепцию профессионального самоопределения на базе профильного обучения старшеклассников.

  4. Разработать и внедрить в педагогический процесс школы модель профессионального самоопределения старшеклассников.

  5. Выработать и реализовать комплексную программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в системе профильного обучения, обеспечивающую адекватность последующего профессионального выбора старшеклассников.

  6. Разработать диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за процессом профессионального самоопределения с целью его прогнозирования и коррекции.

  7. Определить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составили:

  • на философском уровне – диалектико-материалистическое учение о социальной сущности человека, о личности, ее целостности и возможностях самореализации; о роли труда в развитии личности; о сущности ценностей, их роли в личностном становлении и функционировании социальной сферы (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Э.В. Ильенков, А.М. Миронов, В.А. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе и др.)

  • на общенаучном уровне: теория аксиологии образования (Н.А. Асташова, М.В. Богуславский, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); системный подход, моделирование, математическая статистика (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.М. Глушков, Э.В. Ильенков, Р.С. Немов, Д.А. Новиков, Ю.О. Овакимян, Э.И. Сокольникова, Э.Г. Юдин и др.).

  • на научно-педагогическом уровне: теоретические основы профессионального становления личности (К.С. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков и др.); идеи профильного обучения (Т.П. Афанасьева, П.С. Лернер, Н.В. Немова, М.А. Пинская, Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, А.П. Тряпицына, Е.Е. Федотова, И.Д. Чечель и др.), основы профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, идеи трудового обучения и воспитания (А.Я. Журкина, Е.А. Климов, И.И. Легостаев, А.Г. Пашков, Н.С. Пряжников, М.В. Ретивых, А.Д. Сазонов, И.А. Сасова, В.В. Сериков, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова, К.Д. Ушинский и др.); формирование профессиональной компетентности (С.Н. Глазачев, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, М.В. Ретивых, Н.О. Садовникова, С.Ю. Сенатор, В.Д. Симоненко и др.).

  • на психолого-педагогическом уровне: основы личностно ориентированного обучения и деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.А. Леванова, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) о самореализации личности; положения педагогики и психологии о гуманизации образования, использовании активных форм, методов и технологий для развития личности (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.И. Загвязинский, А.К. Маркова, Г.П. Скамницкая, Т.С. Комарова, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.)

В теоретическом плане исследование строится на идее об интегральных характеристиках деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн), о механизмах идентификации и обособления личности, профессиональной идентификации, персонализации личности (Г.Брейкуэл, И.Гофман, Дж.Мид, А.В. Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Петровский, Н.А.Рыбаков, Э.Эриксон и др.) и её развитии в деятельности (К.А. Абульханова, М.С. Каган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Петровский), об освоении деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.А. Климов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), об общении и отношениях личности (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик, В.Н. Мясищев, Ю.М.Орлов).

Фундаментальные предпосылки для нашего исследования создают труды, раскрывающие философию и методологию образования (В.Г.Афанасьев, Л.П.Буева, Б.З.Вульфов, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачёв, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, Г.Н.Филонов, Т.И.Шамова); философско-этические теории ценностей и педагогической аксиологии (Е.И.Артамонова, Б.С.Братусь, В.П.Бездухов, С.И.Гессен, М.С.Каган, М.М.Рокич, В.А.Сластёнин, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Шиянов и др.).

Различные аспекты самоопределения нашли отражение в работах Л.М. Архангельского, М.В. Батыревой, Л.П. Буевой, Д.Ж. Валеева, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Н.Д. Зотова, Э.В. Ильенкова, О.И. Карпухина, И.С. Кона, Е.А. Латуха, Т.В. Машарова, Э.И. Сокольниковой, И.В. Ширяева и др.).

Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов, в которых раскрывается сущность и содержание понятия профессионального самоопределения (А.Г. Асмолов, С.А. Боровикова, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха; Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.М. Кондаков, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, А.А. Скамницкий, А.В. Сухарев, Д. Сьюпер, Е.В. Титов, Д. Холланд, С.Н. Чистякова и др.) и профессиональной ориентации (В.С. Аванесов, В.А. Бодров, Е.М. Борисова, Б.И. Бухалов, А.Е. Голомшток, К.М. Гуревич, Н.Н. Захаров, Л.М. Митина, М.М. Пархоменко, В.А. Поляков, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, И.Т. Сенченко, Б.Л. Федоришин и др.).

Фундаментальные исследования по проблеме профессиональной ориентации старших школьников, профессионального самоопределения отражены в исследованиях А.Е Голоншток, Е.А. Климова, А.В. Полякова, Е.Н. Прощицкой, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резанкиной, Н.Ф. Родичева, А.Д. Сазонова, С.Н. Чистяковой и др.). Исследование управления профессиональным самоопределением личности в форме управленческого сопровождения нашло отражение в научных трудах Л.В.Кондратенко, Л.М.Митиной, В.Л.Савиных, А.Н.Чистяковой и др.

Принципы организации профильного обучения в системе образования рассмотрены такими учеными как О.Г. Андрианов, Т.П. Афанасьева, В.П. Беспалько, Л.Н. Боголюбова, Г.В. Дорофеев, Д.С. Ермаков, Е.Н.Жукова, И.С.Идилова, А.А.Каракотова, Т.А.Козлова, С.С.Кравцов, О.В. Кузин, Л.В. Кузнецов, М.Г. Кулешов, Б.А. Ланин, В.П.Лебедева, П.С. Лернер, К.И. Липницкий, Л.Ю. Ляшенко, Т.М.Матвеева, Н.В. Немова, В.Н. Никитенко, Т.Г. Новикова, Т.А.Олейник, А.А. Пинский, М.А. Пинская, Е.М. Павлютенков, Н.Ф. Родичев, Г.К. Селевко, А.П. Тряпицына,С.Б. Туровская, Е.Е. Федотова, И.Д. Чечель, С.Н. Чистякова, Т.И. Шамова и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: метод классификации и систематизации, метод обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительный метод; эмпирические: метод эксперимента, метод экспертных оценок, оценка и анализ продуктов деятельности; диагностические: дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (ДДО); методика выявления ведущих мотивов профессиональной деятельности; репертуарная методика диагностики профессиональной направленности учащихся; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (автор И.Г.Сенин); методика «Структура интересов» В.Хеннинга; методика выявления информированности выпускников о «мире профессий», оценки своих профессиональных перспектив, профессиональной готовности, содержания образовательного процесса с точки зрения его направленности на профессиональную ориентацию; методика выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности. Полученные данные подвергались сравнительному анализу, математической обработке.


Каталог: uploaded -> files
files -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
files -> На правах рукописи
files -> Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума
files -> На правах рукописи
files -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
files -> На правах рукописи Игнатенко Ирина Ивановна формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования
files -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
files -> Педагогический мониторинг инновационной деятельности в системе «школа ссуз вуз» 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница