Профессиональный практический психолог



Скачать 127,42 Kb.
страница1/3
Дата19.06.2022
Размер127,42 Kb.
#186319
  1   2   3
Связанные:
Особенности профессиональной деятельности психолога-практика


Введение

Психолог–практик решает актуальные для человека и группы людей проблемы психологического развития и функционирования в определенных условиях. Работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планирования карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем и т. д.


Работа его проходит в условиях высокой интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной нагрузки.
Области применения практики: социально-психологические, медико-психологические центры, центры развития, центры психологического консультирования, центры профориентации, образовательные учреждения, частная практика.
Необходимые качества для психолога–специалиста: широкое академическое образование (знание курсов общей, возрастной, социальной психологии, психофизиологии), исследовательские навыки, гибкость и острота ума, развитые аналитические способности, высокие показатели устойчивости и концентрации внимания. Психологу–практику необходимы наблюдательность, общительность, склонность к сотрудничеству, способность к сопереживанию, чуткость, вместе с тем эмоциональная устойчивость, готовность к овладению новыми знаниями.
профессиональный практический психолог
1. Профессиональные качества психолога

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.


Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники".
Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
В области психологии специалист должен:
1) понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
2) владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
3) понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
4) знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
5) знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
6) понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
7) знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
8) знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
9) знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
10) знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
11) иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
12) знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
13) знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
14) знать основные закономерности психологии образования;
15) знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
16) иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
17) знать основные сферы и виды деятельности психолога;
18) знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
19) знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
20) владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:
1) общая психология,
2) психология личности,
3) социальная психология,
4) политическая психология,
5) психология менеджмента,
6) психология труда и организационная психология,
7) клиническая психология,
8) психофизиология,
9) специальная психология,
10) психология развития и возрастная психология,
11) педагогическая психология,
12) психологическое консультирование,
13) психология социальной работы,
14) юридическая психология,
15) спортивная психология.
Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности "психология" должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).
Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере практической психологии система оценки уровня профессиональной квалификации включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Способности, профессионально необходимые для практического психолога, пока изучены мало. О некоторых их них мы уже говорили выше, о других речь пойдет в следующих разделах.
Нормативный правовой статус психолога определяется соответствующими министерствами и ведомствами, уполномоченными решать этот вопрос.

2. Личностные качества психолога


Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.


Для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
3) дисциплинированность,
4) способность к критике и самокритике,
5) беспристрастие,
6) умение ладить с людьми.
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека.
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

3. Принципы поведения по отношению к клиентам и пациентам


Главная обязанность психолога состоит в уважении достоинства клиентов и пациентов и поддержании их благополучия.


Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом и пациентом имеют особый характер. Эти отношения требуют установления доверия между ними. Психолог в праве отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств в случае прекращения доверительных отношений.
Уважение различий между людьми. Психологи должны стремиться понять культурные особенности клиентов, с которыми они работают.
Позитивный рост и развитие. Психологи способствуют развитию и росту клиентов теми способами, которые отвечают интересам клиента. Консультанты – психологи должны избегать формирования и поддержания зависимых отношений в консультировании.
Участие семьи. Психологи должны считаться с тем, что семья играет важную роль в жизни человека. Поэтому психолог должен заручиться пониманием и поддержкой семьи, используя это как позитивный ресурс.
Личные потребности. Психологи должны осознавать существующую в психотерапевтических отношениях близость и свою ответственность в рамках этих отношений. Психолог должен избегать действий, направленных на удовлетворение личных потребностей и несущих вред клиенту.
Личные ценности. Психологи должны осознавать собственные ценностные ориентации, установки и убеждения. Понимать, насколько они приемлемы в обществе, и не навязывать их клиентам.
Избегание двойственных отношений. Психологи должны осознавать, насколько влиятельную позицию они занимают по отношению к своим клиентам. Психологи должны направлять свои усилия на то, чтобы избежать двойственных отношений, которые отрицательным образом сказались бы на психотерапевтическом процессе.
Отношения «начальник – подчиненный». Психолог не должен брать себе в качестве клиентов лиц, с которыми имеет административные отношения.
Использование компьютера. Использую в консультировании компьютерные приемы, психолог должен убедиться, что а)клиент на интеллектуальном, культурном и физическом уровне способен использовать компьютерную программу; б) клиент понимает. С какой целью используется программа и знает, что с ней нужно делать.
Привлечение третьих лиц. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию у психолога без присутствия третьих лиц, однако психолог не должен препятствовать, если клиент хочет привлечь для консультации третье лицо.
Применение записей:
- Консультант несет ответственность за сохранность и конфиденциальность всех записей, сделанных в процессе приема, не зависимо от того, напечатаны они или записаны на пленку.
- Перед тем, как записывать содержание консультации, консультант должен заручиться разрешением клиента.
- Консультант должен понимать, что записи ведутся ради блага самого клиента, и если клиент просит обеспечить ему доступ, консультант должен это сделать, но лишь в том случае, если в записях не содержится информации, которая может быть неправильно истолкована или нанести вред клиенту.
Особые обязанности клинического психолога. Если клинический психолог приходит к заключению, что лечение в клинике не приводит к улучшению здоровья клиента, он должен прекратить лечение. Если какие-то обстоятельства вынуждают психолога к преждевременному прекращению лечения, он должен обеспечить продолжение лечения другим специалистом.
Принципы поведения по отношению к коллегам. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необоснованно критиковать их профессиональные действия. Психолог своими действиями не должен способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности. Если психолог считает, что коллега действует непрофессионально, он должен ему в первую очередь указать на это. Психологи должны быть знакомы с обычаями и особенностями практики других специалистов, с которыми они работают.
Поведение по отношению к представителям других профессий. В своих профессиональных контактах с представителями других профессий психолог должен проявлять терпимость, лояльность и готовность помочь. Клинический психолог не должен передоверять свои обязанности лицам, не являющимся специалистами.
Поведение по отношению к работодателям и подчиненным. При приеме на работу психолог должен оговорить с руководителем тот факт, что в пределах действия своей компетенции он должен действовать независимо, а также он должен подчеркнуть свое обязательство хранить профессиональную тайну. Он должен оговорить, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только психологом.
При приеме на работу ассистентов и другого вспомогательного персонала психолог должен обеспечить им соответствующие условия работы. Практиканты должны получить подготовку, необходимую для их будущей профессии, поэтому их функции не должны быть ограниченными или не требующими квалификации.



Скачать 127,42 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница